14 лет сколько часов

Трудовой кодекс РФ о применении труда несовершеннолетних. Справка

Трудовым Кодексом определен возраст, с которого граждане принимаются на работу — 16 лет. Существует возможность принятия на работу с 15 лет лиц, получивших основное общее образование либо оставивших в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение. Но при заключении трудового договора с несовершеннолетним работником есть свои нюансы.

Статья 63 Трудового кодекса РФ позволяет заключать договор лишь с лицами, достигшими 16 лет. С теми, кто моложе, подписать трудовой договор можно лишь при условии, что они уже закончили обучение в школе.

Допускается применение труда лиц, достигших 14 лет. На основании ч.3 ст.63 ТК РФ обязательными условиями для заключения трудового договора с данной категорией являются: письменное согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства; работа не должна мешать учебе; работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью подростка. Если договор заключается впервые, то организация обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования (ст. 65 ТК РФ).

В ТК РФ есть положение, определяющее возможность вступления в трудовые отношения несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. Это исключение на основании ч.4 ст.63 ТК РФ установлено для организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков в отношении несовершеннолетних для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Статья 70 ТК РФ указывает на то, что организация не имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок. Прежде чем начать работать в организации, несовершеннолетний обязан пройти медицинский осмотр (ст.266 ТК РФ). В дальнейшем работник должен проходить медосмотр ежегодно, пока не достигнет 18 лет.

Продолжительность рабочего дня

Работникам моложе 18 лет установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Статья 91 ТК РФ устанавливает нормальную продолжительность рабочей недели ‑ 40 часов. Но следует учитывать, что для сотрудников, моложе 18 лет, установлена сокращенная рабочая неделя (ст.92 ТК РФ), а именно: для работников младше 16 лет ‑ не более 24 часов; для работников от 16 до 18 лет ‑ не более 36 часов; для работников младше 16 лет, обучающихся в каком‑либо образовательном учреждении ‑ не более 12 часов; для работников от 16 до 18 лет, обучающихся в каком‑либо образовательном учреждении ‑ не более 18 часов. Кроме того, статья 94 ТК РФ устанавливает для несовершеннолетних еще и максимально допустимую продолжительность ежедневной работы (смены): для работников в возрасте от 15 до 16 лет — не более 5 часов; для работников в возрасте от 16 до 18 лет — не более 7 часов; для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — не более 2,5 часа; для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 3,5 часа.
На основании ч.3 ст.176 ТК РФ работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, в период учебного года устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели). Работникам за время освобождения от работы выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Работы, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних

Действующее законодательство вводит ограничения в отношении применения труда лиц в возрасте до 18 лет. Эти ограничения обусловлены: условиями труда; весом переносимого или передвигаемого работником груза; характером выполняемой работы; режимом труда. Не допускается прием лиц в возрасте до 18 лет на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Согласно ст. 265 ТК РФ, несовершеннолетние не могут быть заняты на: подземных работах; работах, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию (например, в игорном бизнесе, в ночных кабаре и клубах, а также в перевозке, производстве и торговле спиртными напитками или табачными изделиями); тяжелых работах; работах с вредными или опасными условиями труда.
Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещено использовать труд лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163.

Кроме того ТК РФ запрещает: привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам; вызывать в ночную смену и в выходные дни: запрет применения труда несовершеннолетних в ночное время установлен статьей 96 ТК РФ. Рабочая смена работника моложе 18 лет должна начинаться не раньше 6 часов утра и заканчиваться не позднее 22 часов.

Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки. Это ограничение распространяется и на служебные командировки в той же местности, когда работник имеет возможность ежедневно возвращаться домой. В качестве исключения согласно ст.268 ТК РФ работодателю разрешается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни несовершеннолетних, которые являются творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и участвуют в создании и (или) исполнении произведений, а также профессиональных спортсменов. Перечни таких профессий, утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально‑трудовых отношений. До установления таких перечней направление несовершеннолетних в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни невозможно.

Нормы выработки и оплата труда

В ст.270 ТК РФ закреплено, что нормы выработки для лиц, не достигших 18 лет, определяются исходя из общих норм, установленных для взрослых работников, пропорционально установленной для несовершеннолетних сокращенной продолжительности рабочего времени.
Так, несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет норма выработки, установленная для взрослых работников, работающих 40 часов в неделю, пересчитывается пропорционально установленной для них сокращенной продолжительности рабочего времени, а именно, применительно к 36 часам в неделю.

Статья 271 ТК РФ устанавливает следующую оплату труда работников в возрасте до 18 лет: при повременной системе оплаты труда заработная плата несовершеннолетним работникам выплачивается на основании установленных тарифных ставок, должностных окладов пропорционально отработанному времени — соответственно 36 часов или 24 часа в неделю (не совмещающим обучение с трудом) и 18 часов или 12 часов в неделю (совмещающим обучение с трудом в свободное от учебы время). При сдельной системе оплаты труда труд лиц моложе 18 лет оплачивается по установленным сдельным расценкам для взрослых работников с учетом установленной для молодых работников нормы выработки. Для работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время — оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Отпуска несовершеннолетних работников. Работникам в возрасте до 18 лет предоставляется ежегодный основной оплачиваемой отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (ст.167 ТК РФ). Это распространяется на всех несовершеннолетних работников, в т.ч. работающих неполное рабочее время. В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника не допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией (ст.126 ТК РФ). Выплата денежной компенсации возможна только в случае прекращения трудового договора.
ТК РФ предусматривает возможность предоставления несовершеннолетним работникам дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством, а также коллективным и трудовым договорами. Так, работнику, совмещающему работу с учебой, положен дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка, чтобы у подростка было время на подготовку и сдачу экзаменов и зачетов. Также по просьбе учащегося организация обязана отпустить его в отпуск без сохранения заработной платы. К примеру, для сдачи вступительных экзаменов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Все справки>>

Кем может работать 15 летний подросток летом?

Irini Dm 67 3 года назад Искатель приключений

Здешние ответы максимально жизнеутверждающие. Якобы пятнадцатилетние могут поработать и официантом, и продавцом, и курьером. Но я вот как школьница, неоднократно озадачивавшаяся летней работой, наблюдаю далеко не такую радостную картину (и это я живу в городе с населением более миллиона человек). 14-18 — тот возраст, когда закон накладывает кучу ограничений (вроде продолжительности рабочего дня, условий труда и прочее), плюс работодателю нужно мириться с тем, что ты через месяц-два уйдешь. Так что для большинства из них возраст соискателя до 18 это сразу «извините, вы нам не подходите». Конечно, если устраиваться через знакомых, многие вопросы отпадают. Внизу вакансии, которые я и мои сверстники-искатели карманных денег все-таки сумели получить:

1. Промоутер — самое банальное и самое легко находимое в тематических группах. Компании помельче не очень парятся насчет внешних данных или каких-то особых умений, лишь бы раздать качественно и без опозданий.

  1. Опять-таки из личного опыта — «Макдоналдс» рассматривает несовершеннолетних. Ставка в том году что-то около 120\час. была Но тут свои заморочки, на временную работу они готовы брать только на срок от четырех месяцев. Но в целом это неплохой вариант, если вы готовы потратить на работу все лето + май\сентябрь.

  2. Внезапно, «Ростелеком» и «Дом.ру» готовы набирать подростков 15-16 лет в ряды надоедливых сотрудников, обзванивающих квартиры и интересующихся, устраивает ли абонентов качество интернета\кабельного ТВ, и не готовы ли они прямо сейчас сменить его на супер-выгодный тариф. Работа выматывающая, к тому же сдельная (есть шансы остаться ни с чем к концу месяца, никто не любит такие звонки ), но моя подруга заработала там больше пятнадцати тысяч за месяц (хотя работала полными днями и с малым количеством выходных).

  3. Не самый предсказуемый вариант, но всякие музеи или культурные центры могут брать на работу несовершеннолетних (не знаю точное название должностей, но что-то вроде консультации посетителей или помощи в проведении экскурсий, то есть все, что не связано с деньгами). Сама одно лето работала так в Центре современного искусства, правда, этой вакансии довольно быстро не стало, но тут уж сarpe diem

Кто-то писал про службу занятости, но когда я туда обращалась, меня просто попросили заполнить анкетку и обещали позвонить, если будут какие-то вакансии (разумеется, так и не позвонили).

Энциклопедия решений. Продолжительность рабочего времени несовершеннолетних

Продолжительность рабочего времени несовершеннолетних

Несовершеннолетние вправе работать по трудовому договору (часть третья ст. 20 ТК РФ). Причем при определенных условиях вступать в трудовые отношения в качестве работников могут граждане любого возраста.

Трудовое законодательство устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени несовершеннолетних, зависящую от их возраста. Ограничения предусмотрены как для еженедельной (ст. 92 ТК РФ), так и для ежедневной (ст. 94 ТК РФ) продолжительности работы.

Нормы рабочего времени, установленные для лиц соответствующего возраста, уменьшаются в отношении обучающихся, работающих в течение учебного года в свободное от получения образования время (часть четвертая ст. 92, абзац третий части первой ст. 94 ТК РФ). Это дополнительное ограничение по смыслу закона действует не в течение всего периода, пока работники являются обучающимися, а только в период учебного года (см. п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1). В остальное время на таких работников распространяются общие ограничения продолжительности рабочего времени для несовершеннолетних.

Категории работников

Норма часов ежедневной работы

Норма рабочих часов в неделю

в возрасте до 14 лет

обучающиеся

работающие в течение учебного года

определяется органом опеки и попечительства

12

работающие в остальное время

24

остальные

14-летние

обучающиеся по основным общеобразовательным программам

работающие в течение учебного года

2,5

12

работающие в остальное время

4*(1)

24

15-летние

обучающиеся по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования

работающие в течение учебного года

2,5

12

работающие в остальное время

5

24

обучающиеся по иным программам

работающие в течение учебного года

12

работающие в остальное время

24

остальные

16-17-летние

обучающиеся по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования

работающие в течение учебного года

4

17,5

работающие в остальное время

7

35

обучающиеся по иным программам

работающие в течение учебного года

17,5

работающие в остальное время

35

остальные

______________________________

*(1) В ТК РФ норма отсутствует. Приведено значение из п. 12 Положения о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС, Секретариата ЦК ВЛКСМ от 03.06.1988 N 343/90-01-490/25-01/17-30/43/34-А. Отметим, что сама по себе возможность применения этой нормы не бесспорна, поскольку вопрос продолжительности рабочего времени несовершеннолетних в целом урегулирован Трудовым кодексом РФ. Вместе с тем существование дневной нормы рабочего времени для 14-летних граждан, работающих в период каникул, больше соответствует духу закона, чем отсутствие таковой. На практике для устранения данного пробела контролирующие и судебные органы применяют именно упомянутую выше норму Положения (см. решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 24.09.2014 N 12-218/2014, ответ дежурного инспектора информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).

Когда мы, взрослые, думаем о подростках, иногда представляем себе замкнутых, угрюмых и своенравных детей, у которых на уме одни фантазии и прочие глупости. При этом забываем, что на свет появились не сразу в 30/40/50 лет из великого эфира, а вполне так же в своё время занимались и фантазиями, и прочими глупостями.

Но мало что мы помним: через какие кризисы и с какими проблемами нам приходилось сталкиваться, и что важнее – что мы чувствовали в тот момент на самом деле?

Предлагаем к изучению интересную статью, подготовленную психологами ГОУ ЦО №548 «Царицыно» Воробьевой Е.А. и Щедловской М.П.

Общая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития — это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность — эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.

В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности

Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», — вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы.

Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников. И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок «совсем от рук отбился… не слушает моего мнения, хотя я желаю ему только добра… для него важны только друзья…». Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию. Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий.

Очень часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

  • половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  • смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
  • открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
  • познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
  • появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».

Рекомендации родителям

— Разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Необходимо, чтобы ребенок принимал участие в обсуждении, был в курсе этих правил и согласился с мерами наказаний. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Наказания должны применяться последовательно, а не быть угрозой только на словах.

— При установлении каких-либо запретов желательно соблюдать следующую последовательность в процессе диалога:

  1. Объясните ребенку, что именно вас не устраивает в его действиях (но не в нем самом!), выразить свои чувства по поводу происходящего в форме «Я-посланий». Например: «Я очень испугалась, когда увидела, что ты прыгаешь с такой высоты».
  2. Аргументируйте свой запрет. Например: «Я не могу тебе позволить так прыгать, поскольку это опасно для жизни».
  3. Выясните, какую цель преследует ребенок своими действиями, и совместно найдите иные пути достижения цели или поставьте более реальную цель. Важно, чтобы ребенок тоже вносил свои предложения. Например: «Но если очень хочешь прыгать, то можно записаться в секцию прыжков на батуте. Или, может быть, у тебя самого есть идеи, как реализовать твои желания безопасным способом?».

— Проявляйте свою заботу о ребенке не только в форме требований и ограничений, но и в форме эмоциональной поддержки, тепла, искреннего интереса к жизни ребенка. Больше и чаще демонстрируйте свои чувства. Важно, чтобы интерес не был навязчивым, так как в этом возрасте дети, как правило, неохотно допускают взрослых в свой внутренний мир. Однако сам факт проявления внимания к их жизни может оказаться очень значимым.

— Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

— Предмет разговора с ребенком должен быть конкретным, затрагивающим суть дела. При этом нельзя касаться личности («ты такой, сякой»), т.к. возникает «круговая оборона», защита своей чести, своего «Я», особенно это касается ситуаций конфликтов, споров, ссор. Разбирая конфликтные ситуации, оценивайте только действия, демонстрируя, что не нравятся именно они, а не сам ребенок как личность.

— Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка.

— Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. И не стесняйтесь предлагать помощь. Например, вместо того, чтобы сказать «Ты опять получил в «двойку» («тройку») по русскому языку! Ты меня расстраиваешь», лучше сформулируйте свое послание следующим образом: «Я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше. Может быть, я могу тебе чем-то помочь?».

— Помните, что подросток — личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки.

— Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности. Пусть он определит время возвращения домой, объем задания. Тогда вам легче будет контролировать принятое самим ребенком решение.

— Будьте более внимательным к проблемам ребенка, ведь в его восприятии они имеют не меньшую значимость, чем проблемы взрослых.

— Старайтесь осознавать, что мир взрослого и мир ребенка — два разных мира, что система их ценностей может отличаться. Нужно, чтобы он чувствовал, что взрослые уважают его как личность.

— Постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения.

— Помогайте ребенку выстраивать собственный путь, а не ведите его за собой.

— Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным», ответственным за свои решения и поступки.

— Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

— Старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими (даже в сердцах), особенно если это сравнение не в его пользу.

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

В случае конфликтной ситуации предлагаем родителям применить следующий алгоритм действия

1. Прояснение конфликтной ситуации.

Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка.

После этого родитель говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения». Например: «Знаешь, я очень ждала этой передачи» (вместо: «Ты что, не знаешь, что я смотрю ее каждый день?!»).

2. Сбор предложений.

Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» или «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с точки зрения взрослого, предложение, не отвергается. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги.

3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников.

4. Детализация решения.

После того, как был выбран путь разрешения конфликтной ситуации, необходимо продумать его реализацию вплоть до малейших деталей.

В соответствии со ст. ст. 92, 94 ТК РФ и п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 несовершеннолетние относятся к категории работников, которым гарантировано сокращенное рабочее время. Под сокращенным рабочим временем понимается уменьшенная продолжительность рабочего времени по сравнению с нормальной вследствие вредных и (или) опасных условий труда, иных особенностей трудовой деятельности, а также в связи с необходимостью специальной охраны труда отдельных категорий работников.

Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего зависит от его возраста и составляет (ч. 1 ст. 92 ТК РФ):

— для работников в возрасте до 16 лет — не более 24 часов в неделю;

— для работников в возрасте от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю.

Для несовершеннолетних работников, которые обучаются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и работают в течение учебного года в свободное от получения образования время, продолжительность рабочего времени составляет (ч. 2 ст. 92 ТК РФ):

— для лиц в возрасте до 16 лет — не более 12 часов в неделю;

— для лиц в возрасте от 16 до 18 лет — не более 17,5 часа в неделю.

Максимальная продолжительность ежедневной работы (смены) для несовершеннолетних составляет (абз. 2 ч. 1 ст. 94 ТК РФ):

— для работников в возрасте от 15 до 16 лет — не более 5 часов;

— для работников в возрасте от 16 до 18 лет — не более 7 часов.

Для несовершеннолетних работников, которые обучаются по образовательным программам основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования и совмещают в течение учебного года работу с получением образования, продолжительность ежедневной работы (смены) составляет (абз. 3 ч. 1 ст. 94 ТК РФ, п. 1, пп. «а» п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона N 273-ФЗ):

— в возрасте от 14 до 16 лет — не более 2,5 часа;

— в возрасте от 16 до 18 лет — не более 4 часов.

Для несовершеннолетних работников нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих лиц сокращенной продолжительности рабочего времени. Если несовершеннолетние поступают на работу после получения общего образования или среднего профессионального образования, а также после завершения профессионального обучения на производстве, им могут устанавливаться пониженные нормы выработки по сравнению с другими работниками (ст. 270 ТК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *