255 ФЗ ст 14

Новые правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Е. Л. Джабазян, главный редактор

журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение» № 2/2011

Поправки, внесенные Федеральным законом от 08.12.2010 № 343-ФЗ, изменили правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В представленном материале мы ответили на основные вопросы, связанные с выплатой пособий.

Как рассчитываются пособия в 2011 году?

Изменения, внесенные Федеральным законом № 343-ФЗ, затронули порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом изменились:

– расчетный период, за который учитывается заработок застрахованного лица при исчислении пособий;

– порядок определения среднего заработка для исчисления пособий;

– процедуры расчета пособий.

Определение расчетного периода. Так, согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособия будут исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Для лиц, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, Федеральным законом № 255-ФЗ предусмотрена возможность замены соответствующих календарных годов (календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Исчисление среднего заработка. Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в новой редакции с 2011 года в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, будут включаться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС (в текущем году в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС). При этом указанный средний заработок должен учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в фонд. За период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, – за период до 1 января 2011 года предельная величина базы – 415 000 руб. за каждый календарный год (ст. 2 Федерального закона № 343-ФЗ).

Следует отметить, что с 2011 года отменена норма об ограничении среднего дневного заработка застрахованного лица при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам средним дневным заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов на 365 (для ежемесячного пособия по уходу за ребенком – норма об ограничении среднего заработка застрахованного лица средним заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов на 12).

Средний дневной заработок застрахованного лица определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ). То есть число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, с 2011 года не будет иметь значения при исчислении пособий.

Процедура расчета пособий. Для наглядности приведем алгоритм начисления пособий до и после вступления в силу поправок, внесенных Федеральным законом № 343-ФЗ.

Порядок расчета пособий
в 2010 году

Порядок расчета пособий
в 2011 году

1. Определение среднего заработка

Средний заработок рассчитывается за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком

Средний заработок рассчитывается за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей)

2. Определение среднедневного заработка

Средний дневной заработок определяется путем деления суммы общего заработка на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата

Средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленного заработка на 730

Определяем средний заработок исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов (415 000 руб. / 365)

Сопоставляем средний заработок, рассчитанный исходя из фактической зарплаты и предельной величины базы. Показатель с меньшим значением используется для определения размера дневного пособия

3. Определение размера дневного пособия

Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со ст. 7 и 11 Федерального закона № 255-ФЗ

4. Определение размера пособия

Размер пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам

К кому обращаться за пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком?
Федеральным законом № 343-ФЗ изменен подход к определению страхователя, назначающе-го и выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение, в следующих случаях.
1. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей:

– пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя);

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
2. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованно-го лица.
3. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему:

– либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие;

– либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Для удобства представим все варианты назначения и выплаты пособий застрахованным лицам в таблице.

Вариант

Основание

Часть 2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ

Часть 2.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ

Часть 2.2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ

Какие пособия?

Пособие по временной нетрудоспособности,

пособие по беременности и родам

Пособие по временной нетрудоспособности,

пособие по беременности и родам,

ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Пособие по временной нетрудоспособности,

пособие по беременности и родам

Где производится выплата?

По каждому месту работы (службы, иной деятельности)

По одному месту работы (службы, иной деятельности)

Либо по каждому месту работы (службы, иной деятельности), либо по одному месту работы

От каких условий зависит выбор варианта?

На момент наступления страхового случая застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, у которых было занято и в двух предшествующих календарных годах

На момент наступления страхового случая застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других работодателей (другого работодателя)

На момент наступления страхового случая застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих же, так и у других работодателей (другого работодателя)

Потапов Д. М. работает в ООО «Организация А» и по совместительству в ООО «Организа-ция Б». 7 февраля 2011 г. он представил в ООО «Организация А» листок нетрудоспособности с 27.01.2011 по 04.02.2011. Страховой стаж Потапова Д. М. – 3 г. 8 мес., и ему положено пособие в размере 60%. Имеется следующая информация о доходах за два года, предшествующих наступлению нетрудоспособности.

Показатели

Организация А

Организация Б

2009 год

210 000 руб.

95 000 руб.

2010 год

290 000 руб.

140 000 руб.

В соответствии с нормой ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ Потапов Д. М. обратил-ся за пособием по каждому месту работы.

Расчет пособия в организации А:

– средний дневной заработок – 684,93 руб. ((210 000 + 290 000) руб. / 730);

– дневное пособие – 410,96 руб. (684,93 руб. х 60%);

– сумма пособия – 7 388,64 руб. (410,96 руб. х 9 дн.).

Расчет пособия в организации Б:

– средний дневной заработок – 321,92 руб. ((95 000 + 140 000) руб. / 730);

– дневное пособие – 193,15 руб. (321,92 руб. х 60%);

– сумма пособия – 1 738,35 руб.

Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не должен учитываться в случаях, если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности). При этом средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС на соответствующий календарный год, каждым страхователем (на 2009 и 2010 годы – 415 000 руб. на каждый указанный календарный год) (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

Изменим и дополним условия примера 1. По выбору работника пособие назначает и выпла-чивает ООО «Организация А». Предположим, что в 2009 г. Потапов Д. М. работал также в ООО «Организация В», при этом информация о его доходах следующая.

Показатели

Организация А

Организация Б

Организация В

2009 год

210 000 руб.

95 000 руб.

2010 год

290 000 руб.

140 000 руб.

В средний заработок необходимо включить:

– за 2009 год – 305 000 руб. (210 000 + 95 000);

– за 2010 год – 415 000 руб. (415 000 руб. < 430 000 руб. (290 000 + 140 000)).

Сначала определим средний дневной заработок. Он составит 986,30 руб. ((305 000 + 415 000) руб. / 730).
Далее с учетом страхового стажа рассчитаем сумму дневного пособия работника – 591,78 руб. (986,30 руб. х 60%).
Теперь можно посчитать сумму пособия по листку нетрудоспособности. Она равна 5 326,02 руб. (591,78 руб. х 9 дн.)
В каких случаях исчисление пособия производится исходя из минимального размера оплаты труда?
Статья 14 Федерального закона № 255-ФЗ дополнена ч. 1.1 (пп. «б» п. 9 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ). Данной частью предусмотрена норма об исчислении пособий исходя из МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, в следующих ситуациях:

– если застрахованное лицо в вышеуказанные периоды не имело заработка;

– если средний заработок, рассчитанный за вышеуказанные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Следует отметить, что во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ МРОТ применяется без учета районного коэффициента.
Сколько дней нетрудоспособности оплачивается за счет средств работодателя?

В 2010 году страхователь оплачивал за счет своих средств только первые два дня временной нетрудоспособности. Теперь нагрузка на страхователей увеличилась – оплачивать придется первые три дня больничного. Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ были внесены изменения в п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ. Согласно новой редакции данного пункта пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Напомним, что застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со ст. 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ, выплата пособий производится за счет средств бюджета ФСС с 1-го дня временной нетрудоспособности.

Выплата пособия по временной нетрудоспособности за счет средств страхователя осуществляется в случаях, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 255-ФЗ, а именно при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения.
Какими нормами закона следует руководствоваться в переходный период?

Федеральным законом № 343-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года пособий по нормам Федерального закона № 255-ФЗ в новой редакции по страховым случаям, наступившим в 2010 году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году. Такой перерасчет возможен при условии, что размер пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом № 255-ФЗ в новой редакции, превысит размер пособия, полагающийся по нормам Федерального закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года (ст. 3 Федерального закона № 343-ФЗ).
На что обратить внимание при выплате пособия по временной нетрудоспособности за период простоя?

Пунктом 6 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ были внесены изменения в ст. 7 «Размер пособия по временной нетрудоспособности» Федерального закона № 255-ФЗ. В частности, в новой редакции была изложена ч. 7 данной статьи. По новым правилам в случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.
Кроме того, ч. 1 ст. 9 «Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности» Федерального закона № 255-ФЗ дополнена п. 5 (п. 7 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ). В соответствии с вновь введенной нормой пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Что включено в перечень документов, необходимых для исчисления и выплаты пособий?

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ (до внесения изменений Федеральным законом № 343-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо должно было представить работодателю листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией.
Подпунктом «в» п. 8 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ названная часть Федерального закона № 255-ФЗ изложена в новой редакции. Теперь в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, дополнительно необходимо представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей).
Кроме того, в случаях, указанных в ч. 2.1 и 2.2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются (ч. 5.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ).

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с ч. 6 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), – справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом страховщика застрахованное лицо представляет также сведения о среднем заработке, исходя из которого должно быть исчислено указанное пособие.
Подпунктом «д» п. 8 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ второе предложение ч. 6 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ изложено в следующей редакции: для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.
Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, исходя из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке (ч. 7.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ).
Согласно ч. 7.2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, исходя из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган ПФ РФ о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом ПФ РФ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Страхователи и застрахованные лица: какие дополнительные права, обязанности и ответственность установлены для них Федеральным законом № 255-ФЗ?

С 2011 года страхователи будут обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ). Форма и порядок выдачи указанной справки должны быть утверждены Минздравсоцразвития.
За достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, страхователи будут нести ответственность (ст. 15.1 Федерального закона № 255-ФЗ).
За страхователем, назначающим и выплачивающим пособие застрахованному лицу, закреплено также право направлять запросы в территориальные органы ФСС в целях проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработка, необходимого для исчисления пособий (п. 4 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ). Форма и порядок направления таких запросов будут утверждены Минздравсоцразвития.
В свою очередь, застрахованное лицо вправе получить от страхователя справку о сумме заработка, необходимую для исчисления пособий (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Федерального закона № 255-ФЗ). Для застрахованных лиц предусмотрена ответственность за представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, исходя из которого ис-числяются указанные пособия (ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 255-ФЗ).

В заключение отметим, что в согласно п. 5 Приказа ФСС РФ от 14.12.2010 № 269 «Об организации работы по реализации Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» управляющие региональными отделениями ФСС должны провести организационные мероприятия с работниками региональных отделений фонда и их филиалов, а также со страхователями по применению новых норм, установленных федеральным законо-дательством, регулирующих порядок исчисления и выплаты с 1 января 2011 года пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обеспечить проведение разъяснительной работы в связи с реализацией Федерального закона № 343-ФЗ. В частности, ФСС было издано Письмо от 14.12.2010 № 02 03 17/05-13765, в котором чиновники ведомства перечислили основные изменения, вступающие в силу в новом году. К сожалению, дополнительные пояснения и комментарии к закону в названном письме приведены не были.

Фонд социального страхования (ФСС)

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) – это один из государственных внебюджетных фондов, который создан для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.

Организационная структура фонда социального страхования

В фонд социального страхования, кроме головного отделения, входят исполнительные органы:

  • самостоятельные региональные отделения;

  • отраслевые отделения, которые функционируют в отдельных отраслях хозяйства;

  • филиалы, которые создаются по согласованию с председателем фонда.

Фонд социального страхования и все его отделения и филиалы являются самостоятельными юридическими лицами с гербовыми печатями и текущими банковскими счетами.

Задачи Фонда социального страхования

Главной задачей фонда социального страхования является реализация конституционных прав жителям страны в осуществлении материальной поддержки, если они частично или полностью утратили работоспособность.

Задачами Фонда социального страхования являются:

  • обеспечение государственными пособиями граждан, которые нуждаются в оздоровлении, реабилитации или лечении;

  • активное участие в системе разработки и реализации государственных программ, которые обеспечивают защиту и сохранение здоровья населения;

  • совместная с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов разработка тарифов страховых взносов, которые должны уплачивать объекты страхования;

  • осуществление всех необходимых мероприятий, которые сохраняют надежность и обеспечивают финансовую устойчивость фонда социального страхования;

  • организация работы по подготовке сотрудников фонда социального страхования и повышению профессионального уровня (квалификации) специалистов фонда социального страхования;

  • сотрудничество с аналогичными фондами как внутри государства, так и за его пределами.

Некоторые выплаты фонда имеют не страховой характер (новогодние подарки, средства на детские лагеря, спортивные школы).

Фонд социального страхования целенаправленно проводит следующую работу :

  • поддерживает состояние социальной и экономической стабильности;

  • увеличивает жителям России их благосостояние;

  • развивает отрасли социального направления;

  • предотвращает бедствия от стихий;

  • улучшает ситуацию с демографией, увеличивает рождаемость в стране за счет предоставления денежных дотаций;

  • решает проблемы сирот, приемные родители получают денежный эквивалент на достойное воспитание усыновленных детей;

  • в случае потери работы, занимается трудоустройством граждан;

  • сохраняет общественные ценности.

Функции Фонда социального страхования

В число основных функций фонда социального страхования следует отнести:

  • страхование по случаям временной нетрудоспособности граждан;

  • страхование по материнству;

  • осуществление выплат по «больничным листам»;

  • осуществление выплат по пособиям, включая такие случаи, как временная нетрудоспособность, беременность и роды, постановка на учет на ранних сроках беременности (единовременно), рождение ребенка (единовременная), по уходу за детьми (ежемесячная), на погребение;

  • осуществление страхования от случаев производственного травматизма, а также профзаболеваний, наряду с выплатами пострадавшим гражданам на производстве страхового обеспечения, включая производящиеся в единовременном и ежемесячном режиме, оплату по дополнительным расходам в рамках медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, финансирование мер предупредительного характера на снижение травм на производстве и профзаболеваний, обеспечение льготников путевками в санатории и курорты для лечения с правом бесплатного проезда туда и обратно;

  • осуществление обеспечения лиц, имеющих инвалидность, протезами и иными реабилитационными техническими средствами;

  • проведение оплаты по родовым сертификатам.

Выплата пособий за счет средств фонда социального страхования

Выплаты из фонда социального страхования производятся при несчастном случае на производстве, в случае болезни, в декретном отпуске.

Фонд социального страхования производит выплату пособий:

  • по временной нетрудоспособности;

  • по беременности и родам;

  • по уходу за ребенком;

  • женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

  • на реабилитацию после болезней и профилактику;

  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;

  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда социального страхования;

  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.

Бюджет фонда социального страхования

Для того чтобы фонд социального страхования мог производить выплаты, у него должны быть источники дохода, к которым относятся:

  • обязательные страховые взносы работодателей – организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан;

  • периодические поступления денежных средств из федерального бюджета, которые перечисляются фонду социального страхования;

  • доходы, которые поступают от уплаты других видов пошлин;

  • финансовая прибыль, получаемая организацией от инвестирования свободных денежных средств в ликвидные государственные ценные бумаги или в банковские вклады;

  • гражданские добровольные страховые взносы;

  • добровольные страховые взносы юридических лиц;

  • штрафы, пени, санкции, недоимки и другие денежные средства, которые поступают в бюджет Фонда социального страхования в результате возмещения вреда или ущерба;

  • прочие поступления.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 N 255-ФЗ (последняя редакция)

29 декабря 2006 года N 255-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ Принят Государственной Думой 20 декабря 2006 года Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 13-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 08.12.2010 N 343-ФЗ, от 25.02.2011 N 21-ФЗ (ред. 29.12.2012), от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 28.11.2011 N 339-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 29.12.2012 N 276-ФЗ, от 05.04.2013 N 36-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 243-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.04.2014 N 59-ФЗ, от 28.06.2014 N 188-ФЗ (ред. 03.07.2016), от 28.06.2014 N 192-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 01.12.2014 N 406-ФЗ, от 01.12.2014 N 407-ФЗ, от 31.12.2014 N 495-ФЗ, от 29.12.2015 N 394-ФЗ, от 09.03.2016 N 55-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 01.05.2017 N 86-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 27.12.2019 N 486-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 1.1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
    • Статья 1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 1.3. Страховые риски и страховые случаи
    • Статья 1.4. Виды страхового обеспечения
    • Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
    • Статья 2.1. Страхователи
    • Статья 2.2. Страховщик
    • Статья 2.3. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей
    • Статья 3. Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения
    • Статья 4. Предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду
  • Глава 1.1. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
    • Статья 4.1. Права и обязанности страхователей
    • Статья 4.2. Права и обязанности страховщика
    • Статья 4.3. Права и обязанности застрахованных лиц
  • Глава 1.2. Особенности уплаты страховых взносов
    • Статья 4.4. Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов
    • Статья 4.5. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
    • Статья 4.6. Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
    • Статья 4.7. Проведение страховщиком проверок правильности расходов на выплату страхового обеспечения
    • Статья 4.8. Учет и отчетность страхователей
  • Глава 2. Обеспечение пособием по временной нетрудоспособности
    • Статья 5. Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности
    • Статья 6. Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности
    • Статья 7. Размер пособия по временной нетрудоспособности
    • Статья 8. Основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности
    • Статья 9. Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности
  • Глава 3. Обеспечение пособием по беременности и родам
    • Статья 10. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам
    • Статья 11. Размер пособия по беременности и родам
  • Глава 3.1. Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком
    • Статья 11.1. Условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком
    • Статья 11.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком
  • Глава 4. Назначение, исчисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
    • Статья 12. Сроки обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком
    • Статья 13. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
    • Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
    • Статья 15. Сроки назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
    • Статья 15.1. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
    • Статья 16. Порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
  • Глава 5. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 17. Сохранение ранее приобретенных прав при определении размера пособия по временной нетрудоспособности и продолжительности страхового стажа
    • Статья 18. Применение настоящего Федерального закона к страховым случаям, наступившим до дня и после дня вступления его в силу
    • Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Источник: Журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение».

В нашу редакцию поступило множество писем по вопросу порядка исчисления пособия по беременности и родам в ситуации, когда сотрудница воспользовалась правом замены календарного года в расчетном периоде. В связи с этим предлагаем вашему вниманию разъяснения по данному вопросу с учетом официальных позиций Минтруда и ФСС.

Основными документами, регулирующими порядок начисления и выплаты пособия по беременности и родам, являются Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»(далее – Закон № 255‑ФЗ) и Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375(далее – Положение № 375).

📌 Реклама Отключить

По общему правилу пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) (ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ). При этом в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Законом № 212‑ФЗ(ч. 2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

Однако в отношении пособия по беременности и родам законодательством предусмотрены некоторые особенности. В части 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗи п. 11 Положения № 375 установлено следующее: в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

📌 Реклама Отключить

Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что согласно ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 этой статьи, на число календарных дней в данном периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

  1. на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  2. на период освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС в соответствии с Законом № 212‑ФЗ не начислялись.

Средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную согласно Закону № 212‑ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС. Если назначение и выплата застрахованному лицу пособия по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ, средний заработок, исходя из которого исчисляется указанное пособие, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей данную предельную величину, при исчислении такого пособия каждым из этих страхователей (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ). 📌 Реклама Отключить

Согласно ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, определенный в соответствии с ч. 3.1 указанной статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Законом № 212‑ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.

Из совокупности положений ст. 14 Закона № 255‑ФЗ не совсем ясно, какую предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС необходимо брать для определения максимального размера пособия в случае, когда женщина воспользовалась правом на замену календарных дней при расчете пособия по беременности и родам. В настоящее время есть разъяснения сотрудников ФСС и Минтруда, которые являются противоположными. Рассмотрим их мнения на примере.

📌 Реклама Отключить

Пример.

Сотрудница организации ушла в отпуск по беременности и родам с 14.02.2014. В течение двух предыдущих лет у нее был отпуск по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Она написала заявление о замене календарных лет, то есть для расчета пособия по беременности и родам нужно взять не 2013 и 2012, а 2013 и 2011 годы. Какой в таком случае будет максимальный среднедневной заработок:

  1. 1 479,45 руб. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.);
  2. 1 412,33 руб. ((463 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.)?

Позиция сотрудников ФСС. Из положений ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ следует, что работница может рассчитывать на замену календарных лет для расчета пособия по беременности и родам, если это приведет к увеличению размера пособия, то есть можно взять для расчета 2011 и 2013 годы. При этом согласно ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗсредний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную согласно Закону № 212‑ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС, а именно: 📌 Реклама Отключить

  • в 2011 году – 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 № 933);
  • в 2012 году – 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 № 974);
  • в 2013 году – 568 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276);
  • в 2014 году – 624 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101).

При этом средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Законом № 212‑ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ). 📌 Реклама Отключить

Таким образом, в рассматриваемом случае максимальный среднедневной заработок, исходя из которого будет исчислено пособие по беременности и родам, составит 1 412,33 руб. ((463 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.).

Позиция сотрудников Минтруда.Она изложена в Письме от 23.09.2013 № 17-1/1560, которое является ответом на частный запрос. В этом письме чиновники, сославшись на те же положения Закона № 255‑ФЗ, сделали вывод, что средний дневной заработок, рассчитанный за 2011 и 2013 годы, не должен превышать величину, равную 1 479,45 руб. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.), рассчитанную исходя из суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов, установленных на 2012 и 2013 годы.

В заключение отметим, что согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 212‑ФЗ ФСС и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом № 255‑ФЗ. Что касается Минтруда, то согласно п. 1 и2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610, Минтруд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), а также осуществляет координацию и контроль деятельности ФСС. В связи с тем, что позиции указанных органов по вопросу определения максимального размера пособия в случае, когда женщина воспользовалась правом на замену календарных дней при расчете пособия по беременности и родам, противоположные, рекомендуем вам обращаться в территориальный орган ФСС, так как именно он осуществляет контроль за правильностью выплаты страхового обеспечения в соответствии с Законом № 255‑ФЗ.

📌 Реклама Отключить

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Данная позиция была изложена в № 5, 2014.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *