Административное наказание это мера

Статья 3.4 КоАП РФ. Предупреждение

Новая редакция Ст. 3.4 КоАП РФ

1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 3.4 КоАП РФ

1. Предупреждение как мера административного наказания выносится только в письменной форме. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, например в области дорожного движения (см., например, КоАП ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, 12.3 и др.), или к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет.

Единственная установленная форма предупреждения — письменная. Никакие устные замечания правонарушителю, например предусмотренные статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного проступка, не относятся к мерам административного наказания.

Вынесение предупреждения в письменной форме является своего рода напоминанием правонарушителю, что совершение однородного административного правонарушения повторно, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок один год, предусмотренный КоАП (ст. 4.6), является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено.

Другой комментарий к Ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Одним из административных наказаний, применяемых к лицам, виновным в совершении правонарушений, является предупреждение. Предупреждение как мера административного наказания характеризуется следующими чертами:

оно находит свое выражение в официальном порицании;

может применяться как физическому, так и юридическому лицу;

налагается за совершение малозначительного административного правонарушения и в том случае, если данная санкция содержится в конкретных нормах Особенной части КоАП РФ, или закона субъекта РФ об административной ответственности. Так, предупреждение как мера административного наказания указывается в 20 составах Особенной части КоАП РФ, предусматривающих административные правонарушения в области дорожного движения;

применяется в качестве основного наказания. К предупреждению может быть присоединено дополнительное взыскание, если таковое предусмотрено в санкции соответствующей нормы;

лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года;

предупреждение выносится всегда в письменной форме, что позволяет отличать его от устного замечания, которое применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение. Следует отметить, что ранее, в предусмотренных законодательством случаях, предупреждение оформлялось и иным установленным способом. Действующий Кодекс иные формы вынесения предупреждения, кроме письменной, не предусматривает;

согласно ст.28.6 КоАП РФ назначение административного наказания в виде предупреждения за совершение административного правонарушения осуществляется в порядке упрощенного производства, т.е. без составления протокола.

Система административных наказаний

КоАП в главе 3 устанавливает систему административных наказаний. В настоящее время их 9:

I. Предупреждение — официальное порицание физического или юридического лица, предупреждение является мерой наказания только в том случае, если оно вынесено в письменной форме.

II. Штраф — денежное взыскание, выраженное в рублях, существует несколько способов исчисления штрафа:

1) в рублях, максимальный размер которого для граждан – 5 тысяч рублей, для д/л – 50 тысяч рублей, для юр лиц – 1 млн. рублей, штраф не м б менее 100 рублей ;

2) кратно стоимости предмета правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, при такой форме исчисления штраф не м б более 3хкратной стоимости предмета;

3) кратно сумме неуплаченных налогов, сборов, таможенных пошлин и др. обязательных платежей, не более 3хкратного размера;

4) кратно сумме выручки от реализации товара, работы или услуги, за календарный год, предшествующий году, в котором совершено административное правонарушение, размер не м б более ¼ общего объема выручки за предыдущий год.;

III.Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное изъятие, реализация, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию, назначается только судьей. Не м назначаться лицам, для которых охота или рыболовство являются основным источником существования.

IV. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — безвозмездное принудительное изъятие у собственника собственности РФ или субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей. Назначается судом. Не является конфискацией процессуальное изъятие оружия не у собственника и изъятие вещей, изъятых из оборота. Не м применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным источником существования.

V. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу — устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. назначается судьей. м устанавливаться на срок от 1 месяца до 3х лет. не применяется к инвалидам, управляющим транспортным средством в связи с инвалидностью, кроме случаев управления в состоянии алкогольного опьянения, отказа от процедуры медицинского освидетельствования, оставления места ДТП.

VI. Арест – заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до 15 суток, в случаях совершения правонарушения в зоне проведения контртеррорестической операции арест м б увеличен на срок до 30 суток. Назначается судьей. Не применяется:

1) к несовершеннолетним;

2) беременным женщинам;

3) женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;

4) инвалидам 1й и 2й групп.

VII. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранцев и апатридов за пределы РФ. Назначается судьей. Только в исключительных случаях м б назначена д/л-ми, ФМС. Не м применяться к военнослужащим иностранцам.

VIII. Дисквалификация – заключается в лишении физического лица права управлять юр лицом, быть его руководителем, и осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юр лицом. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3х лет. Назначается судьей.

IX. Административное приостановление деятельности – заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр лица, а также юр лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений. Применяется в случае, если дальнейшая деятельность м нанести вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, есть риск возникновения эпидемий. Устанавливается на срок до 90 суток. Наказание назначает только судья.

К юридическим лицам м применяться с 1 по 4 и 9 наказание. В качестве основных и дополнительных наказаний м применяться 3, 4 и 7-е. Из 9 видов наказаний только предупреждение и штраф м налагаться органами ИВ. Все остальные – только судом. 69.

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1) принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным нормативным правовым актом правил и норм в различных сферах, в т.ч. в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственной финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей природной среды и экологической безопасности и т.д. М.а.в. являются: административное задержание лица, административный арест имущества юридического лица, личный досмотр, досмотр и изъятие вещей и документов, товаров, орудий охоты и рыбной ловли и т.п., отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства. Порядок применения перечисленных мер регламентируется нормами КоАП (гл. 19), законодательством о налоговой службе и налоговой полиции, таможенным законодательством и другими федеральными законами. Кроме того, федеральные надзоры России (Госгортехнадзор, Госатомнадзор) и государственные и н с п е к ц и и (санитарная, автомобильная, труда и др.) применительно к сфере своих полномочий вправе запрещать эксплуатацию промышленных установок, приостанавливать либо запрещать производство на отдельных объектах, приостанавливать строительные работы в случаях, если возникла опасность жизни и здоровью граждан, нарушены требования экологической или радиационной безопасности. Меры предупредительного и пресекательного характера могут быть обжалованы в судебном и административном порядке, а также опротестованы прокурором. 2) Самостоятельную группу М.а.в. составляют меры взыскания административные, применяемые за совершение административных правонарушений (проступков) в соответствии с КоАП РСФСР и некоторыми другими федеральными законами (см. Административная ответственность). Н.Г. Салищева

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия

Основные положения

В настоящее время для всех граждан, совершивших административные правонарушения (преступления и проступки), независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств, установлена единая законодательная база, которая предусматривает неотвратимость применения санкций, исходя из норм части 1 ст. 19 Конституции РФ, т. е. из принципа равенства всех граждан перед законом и судом.

Основу такой базы составляют положения, установленные частью 1 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в соответствии с которыми совершившее административное правонарушение лицо подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения. При этом в части 2 указанной статьи определено, что закон, смягчающий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, привлекаемого к ответственности, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

📌 Реклама Отключить

Обратная сила закона, смягчающего или отменяющего ответственность за административные правонарушения, соответствует норме части 2 ст. 54 Конституции РФ, согласно которой «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». В указанной конституционной норме подразумевается вступление в силу нового акта, устраняющего или смягчающего ответственность, принятого только в форме федерального закона, что соответствует положению части 2 ст. 54 и части 3 ст. 55 Конституции РФ.

Необходимо отметить, что «придать нормативному правовому акту обратную силу» означает распространить его действие на отношения, возникшие до вступления этого акта в силу. Установить административную и любую другую юридическую ответственность возможно только в федеральном законе, следовательно, и отмена норм об ответственности или их смягчение допускается в акте, принятом в форме указанного закона. При этом следует иметь в виду, что обратная сила закона применяется преимущественно к правоотношениям, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (административное или уголовное законодательство). К отношениям, в которых обеими сторонами являются лица как физические, так и юридические (например, трудовые отношения, где юридические лица выступают в качестве работодателя), обратная сила не применяется, поскольку в противном случае интересы одной стороны могли бы быть принесены в жертву интересам другой стороны, не нарушившей закон.

📌 Реклама Отключить

В связи с изложенным обращаем внимание на то, что Конституционный суд РФ в постановлении № 4-П особую роль возлагает на законодателя. Было указано, что законодатель, принимая закон, который устраняет или смягчает уголовную ответственность, не может не предусмотреть механизм придания ему обратной силы. Другими словами, в указанном постановлении подчеркнуто, что это категорическое правило, которое соответственно может быть связано с возможными дефектами правоприменения, вместе с тем не должно рассматриваться как позволяющее правоприменительным органам в отсутствие таких указаний законодателя уклоняться от выполнения требований части 2 ст. 54 Конституции РФ — они могут быть реализованы в любой стадии административного судопроизводства и обязывают принять решение об изменении статуса ранее привлеченных к административной ответственности лиц также в рамках имеющихся процедур, в том числе с использованием процессуальной аналогии. Тем не менее такая обязанность правоприменителя не исключает ни свободы законодателя в дальнейшем совершенствовании процессуальных механизмов реализации обратной силы смягчающего ответственность закона, ни обеспечивающих его единообразное применение разъяснений высших судов как по конкретным делам, так и адресованных судебной практике в целом.

📌 Реклама Отключить

Изменения в КоАП РФ

Согласно Федеральному закону от 3.07.16 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» КоАП РФ был дополнен ст. 4.1.1. На основании этой статьи лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи. 📌 Реклама Отключить

Отметим, что вступление в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ не повлекло уклонения правоприменительных органов от применения требований части 2 ст. 54 Конституции РФ, а, напротив, при назначении административного наказания, принимая во внимание характер и общественную опасность правонарушения, финансовое положение юридического и физического лица или предпринимателя, причины и условия совершения правонарушения, позволило правоприменителю использовать возможность замены штрафа на предупреждение. В случаях использования такой возможности правоприменитель — орган или должностное лицо, участвующее в производстве по делу, обязаны оценивать обстоятельства, которые смягчают ответственность за административное правонарушение или отягчают указанную ответственность, и исходить из того, что ст. 4.1.1 содержит не процессуальные нормы, касающиеся порядка назначения административных наказаний (их регулируют главы 24–30 КоАП РФ), а нормы материально-правового характера, определяющие концептуальные положения для назначения мер административной ответственности, которые исходят из принципов законности, справедливости и индивидуализации наказаний.

📌 Реклама Отключить

Реализация принципа законности при назначении административного наказания заключается прежде всего в следующем:

выбор наказания ограничен исчерпывающим перечнем мер административной ответственности, содержащимся в ст. 3.2 КоАП РФ; наказание должно назначаться в точном соответствии со всеми другими положениями Общей части КоАП РФ; административное наказание возможно только в тех пределах, которые определены статьями Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ, формулирующими конкретные составы административных правонарушений.

Обратите внимание! В соответствии с нормами части 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью изложенных условий.

Дважды за одно и то же не наказывают

Согласно части 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Этот общепризнанный принцип международного права конкретизирован в процессуальных нормах КоАП РФ.

Например, в п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах указанный важнейший правовой принцип определен так: «Никто не должен быть вторично судим или наказан, или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны».

При решении вопроса о квалификации действий лица необходимо руководствоваться определением повторности, которое содержится в п. 2 части 1 ст. 4.3 КоАП РФ: повторным совершением административного правонарушения признается совершение данного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ.

📌 Реклама Отключить

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении такого наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

Приведенные правовые нормы относятся к назначению любого вида административного наказания, в том числе и предупреждения. В связи с этим правоприменителю необходимо выяснять, исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания по статье КоАП РФ, и дату окончания исполнения указанного постановления, не прекращалось ли его исполнение, не истек ли годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не пересматривалось ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением, в предусмотренном главой 30 КоАП РФ порядке.

📌 Реклама Отключить

Если совершено несколько незначительных правонарушений

Кроме того, следует учитывать, что если по результатам проверки обстоятельств совершенного правонарушения выявлено несколько незначительных правонарушений, то при соблюдении требований части 2 ст. 3.4 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, привлекается к ответственности в виде предупреждения.

В ст. 28.2 КоАП РФ установлено, что любое должностное лицо, в том числе и прокурор, обязаны составлять протокол о совершении административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ.

Вместе с тем частью 1 ст. 28.6 КоАП РФ определено, что допускается назначение административного наказания в виде предупреждения без составления протокола об административном правонарушении, но с вынесением уполномоченным на то лицом постановления по делу об административном правонарушении при условии, что лицо, в отношении которого возбуждено названное дело, не оспаривает наличия события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.

📌 Реклама Отключить

Нормами части 2 ст. 46 Конституции РФ предусмотрено право граждан на судебное обжалование постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с которыми решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Возможно обжаловать любое постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении такого дела независимо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены.

Как следует из части 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом налогового органа, также может быть обжаловано вышестоящим налоговым органом или судом.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление (п. 2 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

📌 Реклама Отключить

Следовательно, в случае обращения в вышестоящий налоговый орган с жалобой о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение на основании части 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ указанный налоговый орган вправе заменить штраф на предупреждение при соблюдении условий, предусмотренных частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что согласно части 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Законодательно сохраняется возможность восстановления указанного срока, пропущенного по уважительным причинам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *