Антикоррупционная оговорка в трудовом договоре

Антикоррупционная оговорка в договоре: образец, обязательна ли?

Давайте подробнее разберемся с антикоррупционной оговоркой в текстах договоров.

  1. Рассмотрим случай государственных контрактов на поставку товаров.

Согласно 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в каждом субъекте Российской Федерации на сегодняшний утверждены свои типовые формы госконтрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. В региональных типовых формах контрактов антикоррупционная оговорка обычно прописана так:

2.Теперь давайте разберемся с договорами между юридическими лицами и предпринимателями (не госзакупки). Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» говорит о том, что организации должны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры могут быть разные. При этом, обязанность вносить во все свои договора антикоррупционные поправки юридическим лицам и предпринимателям не вменяют. Это не обязательно, достаточно просто соблюдать действующее законодательство, не прописывая дополнительные антикоррупционные требования в договора. Тем не менее, одна из сторон вправе настаивать на включение в договор антикоррупционной поправки, если это является принципом ее внутренней политики, при этом другая сторона, подписав такой договор, обязана соблюдать эти требования либо не подписывать такой договор. Пример антикоррупционной оговорки для договоров (негосконтрактов) приведен ниже.

3.Что касается трудовых договоров, то введение антикоррупционной оговорки в трудовые договора — право организации, но не обязанность. Вот пример антикоррупционной оговорки в трудовом договоре.

Антикоррупционная оговорка в договоре образец 2020

Директор и высшие должностные лица Учреждения должны формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением и осуществляя ознакомление с антикоррупционной политикой всех работников и контрагентов.

Учреждение прилагает разумные усилия, чтобы минимизировать риск деловых отношений с контрагентами, которые могут быть вовлечены в коррупционную деятельность, для чего проводится проверка терпимости контрагентов к взяточничеству, в т.ч. проверка наличия у них собственных антикоррупционных мероприятий или политик, их готовности соблюдать требования настоящей Антикоррупционной политики и включать в договоры антикоррупционные условия (оговорки), а также оказывать взаимное содействие для этичного ведения бизнеса и предотвращения коррупции.

Факт наличия антикоррупционной оговорки в договоре, и последствий при наступлении указанных в ней событий, требует обязательного и четкого исполнения ее условий, так как она является одним из условий или частью договора. При наличии в антикоррупционной оговорке ссылки на документ, например, на Методические рекомендации или иной документ, которым стороны обязаны руководствоваться с целью исполнения антикоррупционной оговорки, стороны будут обязаны руководствоваться этим документом в своей деятельности, так как подписав договор с наличием в нем такой антикоррупционной оговорки добровольно взяли на себя такое обязательство.

В последнее время все чаще в своей работе сталкиваюсь с тем, что в договоры стали включать антикоррупционную оговорку. Обычно она включается в текст договора по инициативе одной из сторон договора. Мне так же при проверке договоров от контрагентов поступают предложения и даже требования о включении в договор такой оговорки.

Не редко ее включение является принципиальным и без нее контрагент отказывается заключить договор. Антикоррупционная оговорка — это специальное положение договора, предписывающее сторонам такого соглашения следовать требованиям законодательства РФ о противодействии коррупции. Несоблюдение данного условия договора обычно влечет негативные последствия для нарушившей его стороны, как правило, выражающиеся в прекращении договора, применении предусмотренных законом или договором мер ответственности.

Может ли собственник отказаться от уплаты взносов на капремонт и на каком основании. Согласно действующему российскому законодательству, уплата транспортного налога (сбора) производится не в федеральный, а в местный бюджет.

Сотрудники частных компаний чаще всего сталкиваются с коммерческим подкупом со стороны поставщиков товаров с целью их скорейшего сбыта. Они также должны сообщать о каждом подобном случае своему руководителю.

Основные принципы противодействия ей, а также способы предупреждения закреплены в ФЗ от 25.12.08 № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”. Ст. 13.3 Закона обязывает руководителей организаций принимать меры по ее предупреждению. Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников, по мнению законодателей, должно способствовать формированию у них нетерпимости к противозаконным действиям.

C 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия (ст. 13.3 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ). При этом Методические рекомендации к перечню антикоррупционных мероприятий относят и

Законодательно такая ответственность не предусмотрена, однако за нарушение взятых на себя по договору обязательств (в том числе, в данной части) ответственность может быть предусмотрена соглашением сторон.

Можно охарактеризовать положение договора как общее положение (условие), если не было предварительно особо оговорено сторонами при оформлении контракта, а сторона, намеревающаяся применять это положение, не имела намерения обсуждения его использования с деловым партнером.

Такая возможность все же может просматриваться в ряде статей ГК при условии расширения их толкования судебными инстанциями. Но это не всегда может быть корректным с точки зрения конструкции указанных статей.

Это подтверждение должно быть направлено в течение десяти рабочих дней с момента направления письменного уведомления. 8. Прочие условия 8.1. При заключении и исполнении Договора изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 г.

В оговорке прописывается, какие конкретные действия сотрудника могут попадать под определение коррупционного правонарушения: это дача и получение взятки, подкуп, злоупотребление служебным положением и многое другое.Обязанности работника в рамках антикоррупционной политики. Необходимо указать, что работник обязуется воздерживаться от совершения правонарушений, а также информировать работодателя о случаях склонения к фактам правонарушений.

Кроме того, работник должен сообщать работодателю о любых известных ему фактах коррупции в организации.Порядок уведомления работодателя о выявленных фактах коррупции, а также ответственность за участие в коррупционных схемах.Ознакомьтесь с примерным образцом антикоррупционных положений в документах.

Образец трудового договора с антикоррупционной оговоркой. Первоочередной задачей работодателя при включении антикоррупционных положений в трудовые договоры работников является предотвращение коррупционных правонарушений со стороны работников, связанных с дачей либо предложением взятки, совершением коммерческого подкупа, незаконной выгодой для себя и своих родственников.

Как это обычно бывает коммерция побеждает здравый смыл: деньги получаем сейчас, а проблемы неизвестно будут или нет, а если и будут, то неизвестно, когда. Ну, что тут скажешь, чьи риски тот и принимает решение. В 2014 году аналогичные предложения/требования стали поступать от российских компаний.Российские компании необходимость наличия антикоррупционной оговорки либо никак не мотивировали, либо ссылались на внутреннюю политику компании, либо объясняли тем, что Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.

2008, дополнен статьей 13.3 которой на организации возложена обязанность разрабатывать и применять меры по предупреждению коррупции, а именно разрабатывать и внедрять в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации. В последнее время все чаще в своей работе сталкиваюсь с тем, что в договоры стали включать антикоррупционную оговорку.

В борьбу с коррупцией с 2008 года вовлечен и частный бизнес, руководство каждого предприятия обязано разрабатывать антикоррупционную политику. Одна из ее частей – отдельные положения в трудовых договорах, нацеленные на предотвращение злоупотребления полномочиями с целью получить личную выгоду. Цель законодателя – сформировать у населения нетерпимость к противозаконным действиям.

Принципы предупреждения коррупции и противодействия этому явлению установлены в Законе № 273-ФЗ. Статья 13.3 обязует юридические лица и ИП принимать меры, предупреждающие коррупцию, и определяет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность по отношению к сотрудникам. В ст. 14 определена ответственность юридических лиц.

Одна из мер предотвращения коррупции – включение в трудовые договоры антикоррупционных оговорок. Однако руководство вправе самостоятельно решить, нужны ли они.

Руководство предприятия может ограничиться изданием внутреннего норматива, регулирующего данный вопрос, и обучением сотрудников.

Ст. 57 ТК (Трудового кодекса) допускает включение в трудовой договор перечень обязанностей работника, вытекающих из федеральных законов и внутренних нормативов. Если в соглашении имеются пункты, обязующие предупреждать коррупцию и противодействовать ей, руководитель при нарушениях вправе применять дисциплинарные взыскания, даже увольнение.

Важно! Антикоррупционные оговорки включаются в трудовые договора по согласию сторон. То есть, соискатель может отказаться подписать контракт, если не согласен с содержанием.

Антикоррупционная отметка выделяется отдельным пунктом, содержащим:

  • определение понятия «коррупция» (получение и дача взятки, подкуп, использование служебного положения с выгодой для себя и др.);
  • указание на обязанность соблюдать условия антикоррупционного положения предприятия;
  • перечень действий, которые являются нарушением антикоррупционного законодательства;
  • обязанности работника: не совершать правонарушений, информировать руководство о фактах коррупции;
  • порядок уведомления руководства;
  • ответственность за нарушения.

Отдельно необходимо указать, что антикоррупционное положение обязаны соблюдать все сотрудники независимо от должности и выполняемых обязанностей.

При составлении документа учитываются особенности структуры и сферы деятельности предприятия. Руководитель обязан проследить, чтобы работник внимательно изучил этот пункт.

С целью предотвращения правонарушений предусмотрено введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников. Для этого в соглашении выделяется определенный пункт – антикоррупционная оговорка. В ней должны присутствовать следующие данные:

  • Обязанность каждого работника соблюдать антикоррупционную политику предприятия. Отдельно указывается, что под ее действие попадают все сотрудники фирмы, независимо от уровня занимаемой должности и трудовых обязательств.
  • Определение коррупции. В оговорке прописывается, какие конкретные действия сотрудника могут попадать под определение коррупционного правонарушения: это дача и получение взятки, подкуп, злоупотребление служебным положением и многое другое.
  • Обязанности работника в рамках антикоррупционной политики. Необходимо указать, что работник обязуется воздерживаться от совершения правонарушений, а также информировать работодателя о случаях склонения к фактам правонарушений. Кроме того, работник должен сообщать работодателю о любых известных ему фактах коррупции в организации.
  • Порядок уведомления работодателя о выявленных фактах коррупции, а также ответственность за участие в коррупционных схемах.

Договор с антикоррупционной оговоркой пример

Также при подозрении на нарушения другая сторона может получить контрольные права. Контрольные права обычно не соответствуют положениям жестких российских стандартов в вопросах секретности данных.

При этом общие обязательства по договору в вопросах соблюдения определенных стандартов и положений нередко приводят к необоснованному затруднению для другой стороны, становясь недействительными из-за норм российского законодательства.

В частности, необоснованным затруднением может выступать ситуация, когда договором на одну сторону возлагается обязательство соответствия определенным зарубежным правовым нормам, даже когда нормы в определенных случаях не предписаны к исполнению действующим законодательством. Аналогичным образом широко распространенным является положение, по которому поставщику требуется принятие на себя обязательств относительно субпоставщиков – вне зависимости от природы и размеров

Также в обоснование необходимости контрагенты ссылаются на «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» разработанные во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г.

Данная норма действует с 2013 года.

2. В случае возникновения у Сторон подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей Статьи, соответствующая Сторона обязуется уведомить другую Сторону в письменной форме.

В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основания предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей Статьи контрагентом, его аффилированными лицами, работниками или посредниками, выражающееся в действиях, квалифицируемых применимым законодательством как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также действиях, нарушающих требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

В зависимости от категорий контрагентов это могут быть дистрибьюторские договоры,смешанные договоры с элементами поставки,франчайзинга и агентских отношений для монобрэндовых магазинов или обычные договоры поставки в мультибрэндовые магазины.

Вторым не менее важным по своей значимости блоком нашей работы является защита товарного знака Levi’s®.

Зачастую бывает,что возникло банальное недопонимание,а проблемы как таковой нет — все можно разрешить в ходе устной беседы. Наконец,существенный блок — это работа с органами исполнительной власти. В частности,мы очень плотно работаем с органами Федеральной таможенной службы.

В большинстве случаев контрольные права не соответствуют жёстким стандартам ФРГ в части защиты секретности данных; более того, общие обязательства по договору в части соблюдения определённых положений и стандартов зачастую составляют необоснованное затруднение для другой стороны, тем самым недействительны в силу национального законодательства Германии.

номер Кому: Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме № на право заключения Договора на

В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основания предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей Статьи контрагентом, его аффилированными лицами, работниками или посредниками, выражающееся в действиях, квалифицируемых применимым законодательством как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также действиях, нарушающих требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

К последним относятся, в частности, лица : — занимающие в организациях должности любой формы собственности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей; — уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

В том числе во исполнение Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию в Беларуси введены меры защиты лиц, которым причинен вред коррупционными действиями. Такой вред ему возмещает в полном объеме лицо, причинившее его .

Что касается сделок, совершенных под влиянием коррупции или так называемых «откатов», анализ ГК показывает, что в белорусском законодательстве нет норм, прямо признающих их недействительность.

Такая возможность все же может просматриваться в ряде статей ГК при условии расширения их толкования судебными инстанциями.

При исполнении своих обязательств по Договору Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей Договора законодательством как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Антикоррупционные процедуры

Среди антикоррупционных мер в организации можно выделить следующие:

  • использование антикоррупционной оговорки в трудовом договоре работника. Такая оговорка, как правило, предполагает обязательство работника не совершать и по возможности предотвращать возможные коррупционные правонарушения; обязанность уведомить работодателя о факте совершения коррупционного правонарушения и возможном круге лиц, причастных к нему; право работника на вознаграждение за предоставление подобной информации; непривлечение работника к дисциплинарной ответственности в случае сообщения о факте коррупционного правонарушения и неприменение мер уголовного преследования в случае доказанности факта участия и нарушения положений законодательства о коррупции;
  • обучение работников, в том числе ознакомление всех сотрудников с нормативно-правовым регулированием в сфере противодействия коррупции в целом, включая международное и на предприятии в частности; разъяснения законодательства; профилактика; рассмотрение практических ситуаций;
  • антикоррупционные мероприятия при приеме на работу. В первую очередь такие мероприятия направлены на предупреждение конфликта интересов, связанного с возможной подчиненностью родственников работника или членов его семьи или, например, участием родственников в принятии решений, способных принести работнику необоснованную материальную выгоду, и пр.

6.1. Основу составляют принципы: добросовестность, прозрачность.

6.2. Добросовестность означает непреклонное следование требованиям закона и надлежащее выполнение обязательств, принимаемых обществом. Главная цель – общекультурные, общечеловеческие, общегосударственные требования к деятельности работника.

6.3. Прозрачность означает обеспечение доступности информации, раскрытие которой обязательно в соответствии с применимым законодательством, а так же иных сведений, раскрываемых в интересах. Вся деятельность организации осуществляется в соответствии со строго документированными процедурами, исполнения за надлежащим выполнением требований закона и внутренних локальных актов.

7.1. Приоритетом в деятельности Спортивной школы является строгое соблюдение закона, подзаконных актов, муниципальных правовых актов, инструкций и т. д., которые служат основой для осуществления всех рабочих процессов в коллективе, центральным ориентиром при планировании деятельности и формировании стратегии его развития.

7.2. Для работников организации недопустимо нарушение закона. Этот ведущий принцип действует на всех уровнях деятельности, начиная с руководства и заканчивая всеми работниками. Каждый работник Спортивной школы, совершивший правонарушение, не только подлежит привлечению к ответственности в общем порядке (к гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности), но и будет подвергнут дисциплинарным взысканиям.

7.3. Важнейшей мерой по поддержанию безупречной репутации Спортивной школы является ответственное и добросовестное выполнение обязательств, соблюдение этических правил и норм, что является системой определенных нравственных стандартов поведения, обеспечивающей реализацию уставных видов деятельности организации.

7.4. Ответственный за профилактику коррупционных и иных правонарушений уполномочен следить за соблюдением всех требований, применимых к взаимодействиям с коллективом, обучающимися и их родителями (законными представителями).

7.5. Добросовестное исполнение служебных обязанностей и постоянное улучшение качества предоставления образовательных услуг являются главными приоритетами в отношениях с учащимися и их родителями (законными представителями).

7.6. Деятельность Спортивной школы направлена на реализацию основных задач дополнительного образования, на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, оказание помощи семье в воспитании детей.

7.7. В отношениях с учащимися и их родителями (законными представителями) недопустимо использование любых способов прямого или косвенного воздействия с целью получения незаконной выгоды.

7.8. В Спортивной школе не допустимы любые формы коррупции, работники в своей деятельности обязаны строго выполнять требования законодательства и правовых актов о противодействии коррупции.

7.9. В случае принуждения работника, родителя (законного представителя) к предоставлению перечисленных незаконных выгод, он обязан незамедлительно уведомить об этом руководителя Спортивной школы для своевременного применения необходимых мер по предотвращению незаконных действий и привлечению нарушителей к ответственности.

7.10. В Спортивной школе недопустимо осуществление мошеннической деятельности, т.е. любого действия или бездействия, включая предоставление заведомо ложных сведений, которое заведомо или в связи с грубой неосторожностью вводит в заблуждение или пытается ввести в заблуждение какую-либо сторону с целью получения финансовой выгоды или уклонения от исполнения обязательства.

7.11. В Спортивной школе недопустимо осуществление деятельности с использованием методов принуждения, т.е. нанесения ущерба или вреда, или угрозы нанесения ущерба или вреда прямо или косвенно любой стороне, или имуществ у стороны с целью оказания неправомерного влияния на действия такой стороны.

Деятельность с использованием методов принуждения – это потенциальные или фактические противоправные действия, такие как телесное повреждение или похищение, нанесение вреда имуществу или законным интересам с целью получения неправомерного преимущества или уклонения от исполнения обязательства.

7.12. В Спортивной школе недопустимо осуществление деятельности на основе сговора, т.е. действия на основе соглашения между двумя или более сторонами с целью достижения незаконной цели, включая оказание ненадлежащего влияния на действия другой стороны.

7.13. В Спортивной школе недопустимо осуществление обструкционной деятельности, не допускается намеренное уничтожение документации, фальсификация, изменение или сокрытие доказательств для расследования или совершение ложных заявлений с целью создать существенные препятствия для расследования, проводимого Комиссией по этике, служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Также не допускается деятельность с использованием методов принуждения на основе сговора и/или угрозы, преследование или запугивание любой из сторон с целью не позволить ей сообщить об известных ей фактах, имеющих отношение к тому или иному факту коррупционных действий расследованию, совершаемые с целью создания существенных препятствий для расследования.

В 2011-м году Международной палатой был разработан и обнародован текст Правил по борьбе с коррупцией, с собственной модельной антикоррупционной оговоркой. Текст аналитических материалов, которые сопровождают оговорку, побуждает к инкорпорированию предложенной оговорки в тексте соглашений и контрактов, заключаемых контрактов и соглашений, для уменьшения рисков коррупции по отношению к консультантам, агентам, подрядчикам, дистрибьюторам, поставщикам и прочим сторонам проводимых совместных предприятий.

В Методических рекомендациях в качестве меры противодействия коррупции действительно рекомендовано вводить в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартную антикоррупционную оговорку (раздел IV таблица №1), но в качестве примера. Что такое стандартная антикоррупционная оговорка не известно, а, рекомендовано, не значит обязательно.

Если руководство организации использует Методические рекомендации или считает их обязательными к использованию внутри своей организации, то оно вправе это сделать, но навязывать включение антикоррупционной оговорки в договор, заключаемый с контрагентом, тем более с наличием в ее тексте обязанности по соблюдению Методических рекомендаций, она не имеет право.

4. Ответственность Сторон и форс-мажорные обстоятельства

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации. 4.2. В случае нарушения сроков оказания Услуг по вине Исполнителя Заказчик вправе потребовать от Исполнителя выплаты неустойки в размере ____% от стоимости Услуг за каждый день просрочки. 4.3.

Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки

Методические рекомендации идут по пути опыта английского законодательства (UK Bribery Act). В его основе лежит включение в договоры с контрагентами так называемых антикоррупционных оговорок, которые направлены:

  • на установление юридических обязанностей сторон договора по антикоррупционному поведению;
  • на создание юридической базы для мониторинга контрагентов на предмет соблюдения законодательства по противодействию коррупции.

Пример стандартной антикоррупционной оговорки, которую можно включать в договоры с контрагентами*

3) Злоупотребление влиянием в корыстных целях – склонение либо предложение к получению неправомерной выгоды, чтобы оказать неправомерное предполагаемое либо реальное влияние на госслужащего с целью неправомерного преимущества в пользу первоначального инициатора этих действий либо любого другого лица.

4) Отмывание доходов – от коррупционных практик, которые указаны выше, либо утаивание преступного происхождения, месторождения, источника, способа распоряжения, перемещения либо принадлежности, если известно, что получено данное имущество из-за совершения преступления.

Коррупция в трудовом договоре образец государственного мейнстрима. Это понятие называют злоупотребление должностным местом или властью с целью получения собственной выгоды. Противоправные действия могут встречаться как в работе сотрудников государственных организаций, так и частных компаний. Основные принципы противодействия ей, а также способы предупреждения закреплены в ФЗ от 25.12.08 № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”. Ст. 13.3 Закона обязывает руководителей организаций принимать меры по ее предупреждению.

Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников, по мнению законодателей, должно способствовать формированию у них нетерпимости к противозаконным действиям.

Например, госслужащий обязан сообщать работодателю или в прокуратуру о случаях, когда его пытались склонить к получению взятки. Кроме того, нужно декларировать свои доходы и имущество, а также доходы ближайших родственников.

Включение такого положения в сам текст контракта или в качестве приложения к нему с т. з. закона является правомерным, поскольку процедура госзакупок регламентируется не одним только законом «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-Ф), ст. 2 названного закона.

Например, в соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса РФ всякий договор должен отвечать требованиям императивных норм, установленных законом на момент заключения договора (контракта), к числу которых относятся и предписания закона № 273 (см., например, решение комиссии УФАС по Тамбовской обл. от 26.02.2016 по делу № РЗ-19/16).

В дополнение рекомендуем также ознакомиться со ст. «Коррупция в сфере государственных закупок».

ВАЖНО! Включение антикоррупционной оговорки в текст контракта в рамках закона № 44-ФЗ, как и внесение такого положения в текст иного вида договоров, по закону не является обязательным, т. к. ст. 13.3 закона № 273 содержит и иные варианты реализации субъектом мероприятий антикоррупционной программы. Если в договоре такая оговорка присутствует, ее надлежит неукоснительно исполнять, т. к. она является одним из условий договора.

В какие документы и как внедрять антикоррупционную оговорку

Предназначается Антикоррупционная оговорка ICC, чтобы применять её в любом договоре, в котором указана в полном объеме либо в виде ссылки.

Важно Антикоррупционная оговорка в договоре.

В последнее время все чаще в своей работе сталкиваюсь с тем, что в договоры стали включать антикоррупционную оговорку. Обычно она включается в текст договора по инициативе одной из сторон договора. Мне так же при проверке договоров от контрагентов поступают предложения и даже требования о включении в договор такой оговорки.

Не редко ее включение является принципиальным и без нее контрагент отказывается заключить договор.

Ранее 2014 года я сталкивался с такой ситуацией только при согласовании (разработке) договоров, когда одной из сторон являлась компания с иностранным происхождением (инвестором), имеющая отношение к западной части света. Для них наличие антикоррупционной оговорки являлось принципиальным и безусловным.

Оговорка в своем содержании имела ссылку на антикоррупционное законодательство иностранного государства.

Инфо Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по настоящему Договору. 4.7. В случае наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 4.

4 настоящего Договора, срок выполнения Стороной обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия. 4.8. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 4.4 настоящего Договора, и их последствия продолжают действовать более двух месяцев, Стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего Договора.{amp}gt;Антикоррупционные положения в трудовом договоре

Коррупционная составляющая?

Особенности приема на работу бывшего госслужащего

Учитывая множество требований, которые применимы к государственным служащим, можно сказать, что они являются высококвалифицированными специалистами, поэтому после прекращения трудовых отношений в госструктурах они чрезвычайно востребованы.

Но в связи с тем, что даже после увольнения на них распространяется ряд правил и ограничений, новым работодателям следует знать о некоторых особенностях приема бывших госслужащих.

Что говорит закон?

В частности, в ст.64.1 ТК РФ сказано, что при приеме на работу бывшего государственного служащего на нового работодателя возлагается обязанность уведомить о новом работнике орган, в котором ранее тот был задействован.

Но оговоренная норма обязывает уведомлять о новом трудоустройстве не только работодателя, но и самого работника, который обязан соблюдать некоторые правила, несмотря на прекращение работы в госструктурах в течение двух лет с момента сложения полномочий.

Нормативная база

Подобные правила введены не просто так, а в связи с тем, что даже после прекращения трудовых отношений государственный служащий может располагать некоторыми данными полученными в ходе выполнения своих обязанностей.

И учитывая, что полученные сведения принадлежат государству и могут являться государственной тайной, использовать их в коммерческих целях запрещено на основании ч.3 ст.17 ФЗ № 79.

Также согласно норм отраженных в ч.1 ст.64.1 ТК РФ, бывшие государственные служащие могут трудоустроиться в те организации, с которыми сотрудничали в течение службы в госструктуре только с согласия специальной комиссии и только в том случае, если будет отсутствовать конфликт интересов и вероятность коррупционных действий, в связи с тем, что обе стороны могут располагать определенными сведениями.

И в соответствии с ч.1 ст.17 ФЗ №273 бывший государственный служащий может быть трудоустроен в организацию, с которой ранее сотрудничал при условии, что его заработная плата будет менее 100 тысяч рублей в месяц.

Если предполагается более высокий размер заработка, то опять же требуется разрешение специальной комиссии, порядок работы которой утвержден Указом президента № 821.

Все упомянутые выше документы можно скачать тут:

Трудовой Кодекс Российской Федерации

ФЗ о государственной гражданской службе

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ

Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821

Особенности

Подобные ограничения введены в действие ФЗ № 273 с целью противодействия коррупционным действиям, как со стороны бывшего работника государственной службы, так и коммерческого предприятия, которое из некоторых сведений и обширных связей нового работника может попытаться извлечь выгоду.

В частности, именно поэтому в ч.1 ст.12 ФЗ №273 введены правила об уведомлении о новом трудоустройстве как государственных так и муниципальных служащих в течении двух лет с момента прекращения сотрудничества с государственными структурами.

А также утвержден порядок рассмотрения условий трудового и гражданско-правового договоров по новому месту работы с целью выявления коррупционных действий либо отсутствия таковых с учетом бывшего сотрудничества между госструктурой и коммерческим предприятием.

Перечень должностей

Однако учитывая тот факт, что далеко не все государственные служащие имеют доступ к данным, распространение которых может нанести вред государственной безопасности, в том же ФЗ №273 утвержден перечень должностей, в отношении которых и введены некоторые ограничения и правила.

Оговоренный перечень утвержден Указом Президента РФ №557 и содержит в себе следующие должности:

руководящий состав органов исполнительной власти;
руководство военной службы.
Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 557

Также в оговоренный перечень включены должности, которые связаны с:

организационно-распорядительной деятельностью;
административно-хозяйственными функциями;
контрольными или надзорными функциями;
распоряжением бюджетных средств;
управлением государственным имуществом;
выдачей лицензий или разрешительной документации;
распределением материально-технических ресурсов.
Когда устанавливается испытание при приеме на работу? Узнайте из нашей статьи.

Про особенности приема на работу беременных женщин читайте .

Действия при приеме на работу бывшего госслужащего

Учитывая, что госслужащий является таким же работником, как и все остальные сотрудники, порядок их приема на работу на предприятия ничем не отличается от официально установленного, за некоторым исключением, коим является уведомление бывшего работодателя о заключении нового договора о сотрудничестве.

Для работника

В частности, на основании ст.64.1 ТК РФ, а также ч.2 ст.12 ФЗ №273 после увольнения из госструктуры бывший государственный служащий обязан уведомлять оговоренный орган о заключении новых договоров о сотрудничестве еще в течении двух лет с момента увольнения, независимо от того, каким по счету является работодатель негосударственного предприятия.

Также, в зависимости от условий труда, а также бывших деловых отношений сотрудник обязан будет проходить комиссию для исключения возможности конфликта интересов с целью противодействия коррупционным действиям.

То есть в зависимости от занимаемой прежде должности и допуска к определенной информации бывший служащий будет обязан доказать, что его прежняя деятельность не повлечет за собой незаконное обогащение за счет информации представляющей государственную тайну.

Для работодателя

В свою очередь, уведомлять о приеме бывшего госслужащего должен и работодатель, и такая обязанность возложена на него нормами ст.64.1 ТК РФ и Постановления Правительства РФ № 700.

В нем сказано, что в течение 10 дней с момента заключения трудового договора руководство предприятия обязано письменно уведомить о приеме нового сотрудника госструктуру, в которой тот ранее был задействован. Данная норма подлежит исполнению на протяжении двух лет с момента увольнения служащего, независимо от формы трудового договора и места работы.

В теории оговоренная норма выглядит вполне понятной, но на практике далеко не всегда работодатель может знать о бывшей деятельности своего работника. Ведь при заключении гражданско-правового договора трудовая книжка не требуется.

Постановление Правительства РФ № 700

Как писать заявление о приеме на работу? Читайте в нашей статье.

Какие вопросы при приеме на работу может задавать работодатель? Узнайте .

Правила приема на работу вы можете найти в этом материале.

Как узнать о госслужбе?

Учитывая нормы антикоррупционного законодательства, при отсутствии сведений о бывшем месте работы работодатель может потребовать у нового сотрудника предъявления трудовой книжки для выяснения бывшего места работы.

В подобной ситуации работник не имеет права отказать, и обязан уведомить о последнем месте работы. Если же трудовая книжка не содержит сведений о государственной службе, работодатель не несет ответственности за нарушение норм ст.64.1 ТК РФ.

Но при предъявлении трудовой книжки может возникнуть еще одна сложность.

Дело в том, что уведомлять о приеме бывшего госслужащего нужно только в том случае, если его должность оговорена в Перечне, утвержденном Указом Президента, либо заработная плата превышает 100 тыс. рублей.

Учитывая, что подобные сведения в трудовой книжке не содержатся, желательно не ждать выяснения обстоятельств, а сразу же направить уведомления по предыдущему месту работы.

Нужно ли сообщать, если сотрудник принимается по совместительству?

Согласно норм ст.14 ФЗ №79 и ст.14 ФЗ №25 и государственный, и муниципальный служащий не имеют права заниматься любой оплачиваемой деятельности в качестве совместителя без письменно оформленного разрешения руководства по основному месту работы, соответственно о дополнительных трудовых обязанностях в другой организации государственный служащий обязан уведомить сам в любом случае.

Нарушить установленную норму даже при желании скрыть дополнительный доход вряд ли удастся, так как на основании норм закона все госслужащие обязаны сообщать обо всех полученных доходах и предоставленные сведения не просто фиксируются, а проходят тщательную проверку, соответственно каждый служащий заинтересован в том, чтобы сохранить и место работы и доход.

А вот работодатель уведомлять госструктуру о новом работнике не обязан, так как подобные обязательства за ним закреплены только в том случае, если государственный служащий уже уволен, о чем сказано в ст.64.1 ТК РФ.

Требуется ли письмо, если с работником заключен гражданско-правовой договор?

В ч.4 ст.12 ФЗ №273 сказано, работодатель обязан уведомить государственный орган о приеме их бывшего работника только в том случае, если с новым работником заключен трудовой либо гражданско-правовой договор, следовательно, независимо от формы сотрудничества и оформляемых документов, уведомление направлять нужно в обязательном порядке.

Нужно ли уведомление, если работник – бывший муниципальный служащий?

И в той же части 4 ст.12 ФЗ №273 сказано, что уведомление направляется, если новый работник ранее был задействован как в качестве государственного, так и муниципального служащего, ведь, несмотря на некоторые отличия указанных структур, конфликт интересов все же может присутствовать, о чем дополнительно оговорено в ст.14.1 № 25 «О муниципальной службе».

ФЗ о муниципальной службе

Образец уведомления (форма)

В настоящий момент утвержденной формы уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего на законодательном уровне не установлено.

Но сведения, которые должны содержаться в оговоренном документе, приведены в Постановлении Правительства РФ №700, где сказано, что документ должен в себе содержать не только сведения удостоверяющие личность, но и должностные обязанности, наименование новой должности, а также название организации.

Порядок отправления уведомления бывшему работодателю госслужащего также до конца не урегулирован, соответственно работодатель может направить его по почте заказным письмом либо предоставить нарочно.

Примерный образец уведомления представлен ниже:

уведомление

Как исправить ошибку в трудовой книжке? Читайте в нашей статье.

Как заполнить автобиографию при приеме на работу? Узнайте .

Сроки

И в ст.64.1 ТК РФ и в Постановлении Правительства РФ, а также в ст.12 ФЗ №273 сказано, что при приеме государственного служащего работодатель обязан направить сообщение о новом сотруднике в 10-дневный срок.

В то же время для самого бывшего сотрудника госструктур срок уведомления не установлен, что не освобождает его от обязанности сообщать о новом трудоустройстве.

Ответственность

Учитывая, что обязанность уведомлять о трудоустройстве бывшего госслужащего закреплена в федеральном законодательстве, нарушение оговоренных норм может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность.

Работника

В частности, в ч.1 ст.13 ФЗ №273 сказано, что граждане РФ, коими и являются государственные служащие, за отказ от уведомления о новом трудоустройстве могут понести уголовную ответственность, если специальная комиссия усмотрит в их действиях коррупционные действия.

А также, в случае выявления отсутствия уведомления договор, заключенный бывшим государственным служащим о сотрудничестве подлежит прекращению на основании ч.3 ст.12 ФЗ №273.

К тому же, для бывших госслужащих предусмотрен штраф на основании ст.19.29 КоАП РФ в размере от 2 до 4 тыс. рублей.

Работодателя

А вот для работодателя в случае неисполнения оговоренных норм предусмотрены более жесткие меры, а именно штраф, размер которого будет зависеть от формы собственности предприятия, что говорит о том, что независимо от того кем является работодатель крупным предприятием либо индивидуальным лицом, исполнять нормы закона они обязаны.

Именно поэтому за нарушение норм ФЗ №273 предусмотрена административная ответственность по ст.19.29 КоАП РФ, что предусматривает штрафные санкции от 50 тыс. рублей до 500 тысяч.

Кто и как может проверить факт бездействия?

Учитывая нормы антикоррупционного законодательства, трудовая деятельность каждого госслужащего тщательно отслеживается как в период их работы, так и после увольнения в течение двух лет органами прокуратуры, которые имеют право проверить любую организацию на основании поданных ими же отчетов о тех же вновь принятых лицах или перечисленных налогах.

То есть в любом случае скрыть факт приема государственного служащего на предприятия не удастся, именно поэтому лучше всего подавать уведомление в установленные сроки.

Судебная практика

В настоящий момент ФЗ №273 работает уже более 5 лет, поэтому за это время уже можно проследить некую тенденцию простых и сложных дел в данной сфере.

Простыми, конечно, являются случаи, когда уличают в нарушении законодательства государственных служащих, которые не оспаривают своей вины.

А вот с должностными лицами, коими являются работодатели, все обстоит не так просто, учитывая приличные размеры штрафов. Многие из нарушителей пытаются любыми способами избежать наказания, подтасовывая факты и даты, что влечет за собой не только наказание по уже существующему нарушению, но и добавляет новые. Ведь за 5 лет работы системы правосудия схема доказывая отработана, к тому же не стоит забывать о возможностях прокуратуры запрашивать любые данные практически у всех организаций от почты до Интернет-провайдеров.

Учитывая жесткость требований к государственным служащим не только в период их работы, но и после увольнения, нарушать закон о борьбе с коррупцией не стоит. Ведь как показывает практика, подобные действия всегда подлежат наказанию, независимо от того, что явилось причиной халатность или банальная невнимательность, которая может стоит предприятия достаточно дорого.

Антикоррупционные положения в трудовых договорах работников (образец)

Обновление: 19 апреля 2017 г.

Первоочередной задачей работодателя при включении антикоррупционных положений в трудовые договоры работников является предотвращение коррупционных правонарушений со стороны работников, связанных с дачей либо предложением взятки, совершением коммерческого подкупа, незаконной выгодой для себя и своих родственников. Антикоррупционная политика на предприятии является элементом правовой культуры как со стороны работодателя, так и со стороны работников.

Антикоррупционная оговорка в трудовом договоре работника (образец)

Включение работодателем во все трудовые договоры с работниками антикоррупционной оговорки является частью мер, направленных на соблюдение законодательства о коррупции.

Помимо антикоррупционных положений в трудовых договорах работников организациям рекомендуемся разработать и утвердить кодекс этики и служебного поведения работников в организации, а также осуществлять специальные антикоррупционные процедуры, включая заполнение декларации о конфликте интересов, ротацию сотрудников, чье служебное положение может влиять на принятие решений либо быть связанным с получением денег и иных материальных ценностей (выгоды, преимущества) при исполнении должностных обязанностей.

Обязанность предпринимать и разрабатывать в своей компании меры, направленные на предупреждение коррупции, регламентируется Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Вместе с тем законодатель предоставляет организациям свободу как в части разработки специальных антикоррупционных процедур, так и в части формулирования антикоррупционных положений в договорах как гражданско-правового характера, так и трудового, поэтому официальных образцов таких документов нет. Приведем образец антикоррупционной оговорки в трудовом договоре работника.

Скачать образец трудового договора с антикоррупционной оговоркой

Антикоррупционное соглашение

Утверждаю

Генеральный директор

_____п/п_______В.В. Коновалов

Приказ № __525__от _21___11___2014

Соглашение

о соблюдения требований Политики противодействия коррупции открытого акционерного общества «Алтайский приборостроительный завод «Ротор»

г. Барнаул «___» _________2014 год

1. Работник ознакомлен с Политикой противодействия коррупции ОАО АПЗ «Ротор» утвержденной приказом от __ __________2014 года № ___ (далее — Антикоррупционная политика), и обязуется соблюдать установленные Антикоррупционной политикой требования.

2. Работник при исполнении своих трудовых обязанностей по Трудовому договору в соответствии с Антикоррупционной политикой обязуется не совершать коррупционных правонарушений, т.е. – не давать взяток (не оказывать посредничество во взяточничестве), не злоупотреблять полномочиями, не учавствовать в коммерческом подкупе либо ином противоправном использовании своего должностного положения вопреки законным интересам ОАО АПЗ «Ротор» в целях безвозмездного или с использованием преимущества получения выгоды в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных прав, работ или услуг имущественного характера, в свою пользу или в пользу других лиц либо для полечения преимуществ, достижения иных противоправных целей.

3. Работник обязан уведомлять Работодателя в случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений , а также в случаях, если Работнику станет известно, что от имени ОАО АПЗ «Ротор» осуществляется организация (подготовка) и/или совершение коррупционных правонарушений.

4. Работник обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в понимании Антикоррупционной политикой и законодательства Российской Федерации и незамедлительно уведомить Работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

5. Работнику известно о том, что Работодатель не подвергает его взысканиям (в т.ч. – применению дисциплинарных взысканий), а также не производит неначисление премии (иных выплат) или начисление премии (иных выплат) в меньшем по отношению к максимально возможному размере, если Работник сообщил Работодателю о предполагаемом факте коррупционного правонарушения.

6. Работнику известно о том, что Работодатель стимулирует работников за предоставление подтвержденной информации о коррупционных правонарушениях в ОАО АПЗ «Ротор».

Соблюдение Работником принципов и требований Антикоррупционной политикой учитывается при выдвижении Работника на замещение вышестоящих должностей.

7. Работник предупрежден о возможности привлечения в установленном законодательством Российской Федерации порядке к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и/или уголовной ответственности за нарушение антикоррупционных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также Антикоррупционной политикой.

9. Настоящее соглашение о соблюдении требований Антикоррупционной политикой является неотъемлемой частью Трудового договора, составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр настоящего соглашения хранится у Работодателя в личном деле работника, второй экземпляр — у Работника.

10. Реквизиты и подписи сторон:

Работодатель:

________________(_______________)

Работник:

_____________(_________________)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *