Архивное дело в РФ

Содержание

Архивное законодательство в Российской Федерации

Законодательство в области архивного дела включает в себя различные виды нормативных правовых актов и методических рекомендаций, которые в совокупности представляют собой сложный регулирующий механизм. Сориентироваться в законодательной базе с целью упорядочения работы архивной службы нашим читателям помогает к.и.н., доцент, заведующая кафедрой архивоведения ИАИ РГГУ Е.М. Бурова.

Современная нормативная правовая система в области архивного дела построена достаточно сложно (для непосвященных), но с точки зрения формальной логики вполне состоятельно.

Источником регулирования отношений в архивной сфере является Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Он в свою очередь имеет базовое значение для законов, принятых на уровне субъектов РФ, правил работы с архивными документами, перечней документов со сроками хранения и другими нормативными документами, утвержденными или согласованными с архивными органами. Все вместе они выражают суть юридического регулирования в архивной сфере и обязательны к применению учреждениями и организациями всех форм собственности.

Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»

В первую очередь необходимо отметить, что данный закон распространяет свое действие на документы всех форм собственности: государственной (федеральной или субъекта РФ), муниципальной или частной.

Совет. Возникающий на практике вопрос о форме собственности документов акционерных обществ решается следующим образом: если основной пакет акций на руках у государства, то документы государственной формы собственности, если основной пакет акций на руках у акционеров, то документы частной формы собственности.

Закон устанавливает ряд терминов и определений, которые дополняет ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Но любой ГОСТ носит рекомендательный характер и используется как методическое пособие, поэтому все основные термины закрепляются законодательно.

Новый ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» утвержден приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст взамен ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», введен в действие с 1 марта 2014 г.

Законом определены основные категории документов, передаваемых на государственное хранение и включаемых в состав Архивного фонда Российской Федерации (далее АФ РФ), а также определен договорной порядок включения в состав АФ РФ документов, находящихся в частной собственности.

Законодательно установлены сроки передачи документов в государственные или муниципальные архивы, что в первую очередь касается государственных и муниципальных организаций, а во вторую очередь – негосударственных организаций, заключивших договор о передаче своих документов на постоянное хранение.

Определено, что государственные и муниципальные архивы со своей стороны составляют списки организаций, передающих им свои архивные документы на постоянное хранение и для включения в состав АФ РФ, т.е. списки источников комплектования. Включение в списки источников комплектования негосударственных организаций осуществляется по желанию последних и на основании договора. Государственный или муниципальный архив вправе вести список и возможных (потенциальных) источников комплектования, т.е. организаций, с которыми только еще планируются или ведутся переговоры.

Особого внимания заслуживает положение закона о судьбе архивных документов в случае реорганизации, ликвидации или банкротства организаций. Коротко и суммарно можно определить следующую линию: архивные документы передаются правопреемникам, при реорганизации негосударственной организации условия и место дальнейшего хранения определяются учредителем, а «последним в очереди» будет государственный или муниципальный архив. В случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в государственной или муниципальной собственности.

Законодательно урегулированы порядок доступа и ограничения на доступ к архивным документам. Ограничения касаются в первую очередь доступа к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также содержащим сведения о личной и семейной тайне (в последнем случае ограничение устанавливается сроком на 75 лет со дня создания указанных документов). Здесь следует отметить, что положения Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ не распространяют свои действия на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов АФ РФ и других архивных документов (ст.2, п.2 указанного закона). Сложность заключается в том, что четко не прописана граница между собственно документом и архивным документом, а соответственно сферой влияния одного или другого закона.

Следует обратить внимание и на тот факт, что в соответствии с Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» организации обязаны бесплатно предоставлять оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций.

Данный закон содержит и указание на то, что архивные документы, изъятые в качестве вещественных доказательств в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат возврату собственнику или владельцу архивных документов, т.е. в данном случае в организацию.

Юридические лица, должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» является законом прямого действия, и субъекты Российской Федерации могут не принимать своих законов в этой сфере. Но так как после принятия в 1993 году «Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» субъекты приняли свои законы, то после 2004 года большинство из них в эти законы внесли изменения и дополнения в соответствии с действующим федеральным законом.

Правила и инструкции для работы с архивными документами

Закон констатирует то или иное положение, а механизм его реализации раскрывается в правилах, перечнях, инструкциях и других нормативных документах.

Учитывая юридически определенную необходимость обеспечивать единообразие в отношении организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, организации в своей деятельности используют Основные правила работы архивов организаций, вышедшие в 2002 году. В связи с тем, что эти правила не проходили регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации,официально действующими считаются Основные правила работы ведомственных архивов 1986 года, утвержденные приказом Главархива СССР.

Правила не распространяются на документы, работа с которыми регламентируется законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».

Основные правила работы архивов организаций названы не очень удачно, так как адресованы именно архивам организаций, что сужает круг пользователей. Однако по сути своей правила содержат описание намного большего спектра работ с документами в организациях, нежели можно судить по названию нормативного документа.

Значительное внимание в правилах отведено делопроизводственному блоку, а именно разработке номенклатуры дел; формированию дел в делопроизводстве; организации и проведению экспертизы ценности документов, порядку выделения их к уничтожению; подготовке дел к передаче в архив (архивохранилище) и другим вопросам.

Собственно «архивная» часть в правилах раскрывает следующие виды работ:

  • создание архива в организации, его задачи и функции, права и ответственность архива;
  • организация работы архива;
  • организация хранения, комплектования, учета и использования документов архива;
  • порядок передачи документов из архива организации на постоянное хранение.

Главное на что следует обратить внимание: к правилам прилагаются все формы, необходимые в работе с архивными документами в организации от номенклатуры дел до описей.

К сожалению, сегодня эти правила по ряду позиций уже устаревают, но разработку новых правил тормозят не решенные вопросы отбора на хранение электронных документов. Должна быть сформирована полноценная нормативная база по созданию и хранению электронных документов в делопроизводстве и архивах организаций; разработан порядок подготовки и передачи в государственные и муниципальные архивы электронных документов; разработаны единые технологии, форматы, стандарты и регламенты архивирования электронных документов, обеспечения их долговременной сохранности и организации доступа к ним в наиболее удобной для пользователей форме.

Организации, в деятельности которых образуется значительное количество научно-технической документации, упорядочение которой имеет свою специфику, используют Основные правила работы с научно-технической документацией в организациях и на предприятиях 1988 года.

Для разработки и переработки собственной инструкции по делопроизводству организациям необходимо воспользоваться Правилами постановки делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 года № 477. Описание видов работ по отдельным разделам указанных правил подходит для всех организаций, а не только для федеральных органов исполнительной власти.

Хорошим дополнением к правилам служат Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Росархива от 23 декабря 2009 года № 76.

Кроме собственно делопроизводственных сюжетов эти нормативные документы раскрывают следующие виды архивные работ:

  • текущее хранение документов;
  • подготовка их к передаче на архивное хранение;
  • уничтожение документов с истекшими сроками хранения;
  • передача дел на архивное хранение.

Организации в своей работе могут руководствоваться инструкциями по отдельным направлениям деятельности и видам работ с архивными документами, в том числе документами по личному составу. Это могут быть инструкции разработанные Росархивом или органами государственной или исполнительной власти.

Перечни типовых архивных документов

Следующий вид нормативных актов, регламентирующих работу с архивными документами, — перечни со срокам хранения.

Перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения разрабатывает Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела в лице Росархива, утверждает их Минкультуры РФ. Применяется данный вид перечней государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в связи с обязанностью всех вышеперечисленных обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу.

Разработчиками перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков хранения выступают заинтересованные министерства и ведомства. Росархив в лице Минкультуры РФ согласовывает эти перечни. Указанные нормативные документы содержат сроки хранения архивных документов, образующихся при осуществлении конкретных видов деятельности.

Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах

Утратил силу в связи с вступлением в силу
ФЗ-125 от 1 октября 2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации»

7 июля 1993 года

№ 5341-1

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АРХИВНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АРХИВАХ

Опубликован «Ведомости СНД и ВС РФ»,
19.08.1993, № 33, ст. 1311

    РАЗДЕЛ I. Общие положения

    РАЗДЕЛ II. Архивный фонд Российской Федерации

    РАЗДЕЛ III. Архивы в Российской Федерации

    РАЗДЕЛ IV. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации

    РАЗДЕЛ V. Хранение, комплектование, учет и использование архивных документов

    РАЗДЕЛ VI. Ответственность за нарушение законодательства об архивном фонде Российской Федерации и архивах

    РАЗДЕЛ VII. Международное сотрудничество

РАЗДЕЛ I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящих Основ:

  • под Архивным фондом Российской Федерации понимается совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации;

  • под архивным документом понимается документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества, а равно имеющий ценность для собственника;

  • под архивным фондом понимается совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой;

  • под архивом понимается совокупность архивных документов, а также архивное учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователей;

  • под тайным архивом понимается архив, о котором не заявлено публично;

  • под архивным делом понимается деятельность по организации хранения, учета и использования архивных документов.

Статья 2. Область применения Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах

Настоящие Основы регулируют формирование, организацию хранения, учет, использование архивов и архивных фондов и управление ими в целях обеспечения сохранности архивных документов и их всестороннего использования в интересах граждан, общества и государства.

Статья 3. Законодательство об Архивном фонде Российской Федерации и архивах

Законодательство об Архивном фонде Российской Федерации и архивах состоит из настоящих Основ и соответствующих законов республик в составе Российской Федерации, иных правовых актов Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, касающиеся вопросов, связанных с Архивным фондом Российской Федерации и архивами, должны соответствовать данным Основам. В случае расхождений между Основами и указанными актами действуют нормы настоящих Основ.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам архивного дела

К исключительному ведению Российской Федерации в лице ее органов государственной власти относятся:

    а) установление единых принципов организации архивного дела, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и контроль за их соблюдением;

    б) хранение, комплектование, учет и использование архивных фондов и архивных документов федеральных государственных архивов и центров хранения документации, а также архивных фондов и архивных документов, образовавшихся и образующихся в деятельности федеральных органов государственной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и других банков, отнесенных к федеральной собственности;

    в) решение вопросов о передаче права собственности на архивные фонды и архивные документы федеральных государственных архивов и центров хранения документации, а также на архивные фонды и архивные документы, образовавшиеся и образующиеся в деятельности федеральных органов государственной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и других банков, отнесенных к федеральной собственности;

    г) решение вопросов о вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации.

К совместному ведению Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга относятся:

    а) хранение, комплектование, учет и использование архивных фондов и архивных документов, находящихся на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и являющихся федеральной собственностью, за исключением указанных в пункте «б» части первой настоящей статьи;

    б) решение вопросов о передаче права собственности на архивные фонды и архивные документы, находящиеся на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и являющиеся федеральной собственностью, за исключением указанных в пункте «б» части первой настоящей статьи. Республики в составе Российской Федерации, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург самостоятельно решают все вопросы архивного дела, за исключением указанных в частях первой и второй настоящей статьи.

РАЗДЕЛ II. Архивный фонд Российской Федерации

Статья 5. Состав Архивного фонда Российской Федерации

В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные фонды и архивные документы независимо от источника их образования, вида носителя, места хранения и формы собственности. Отнесение документов к составу Архивного фонда Российской Федерации производятся на основании экспертизы их ценности в порядке, устанавливаемом Государственной архивной службой России.

Статья 6. Государственная и негосударственная части Архивного фонда Российской Федерации

Государственную часть Архивного фонда Российской Федерации составляют архивные фонды и архивные документы, являющиеся федеральной собственностью, государственной собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальной собственностью.

К федеральной собственности относятся архивные фонды и архивные документы федеральных государственных архивов и центров хранения документации, архивные фонды и архивные документы, образовавшиеся и образующиеся в деятельности федеральных органов государственной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и других банков, отнесенных к федеральной собственности, а также учреждений, организаций и предприятий, отнесенных к федеральной собственности, архивные фонды и архивные документы, полученные в установленном порядке от общественных и религиозных объединений и организаций, юридических и физических лиц.

Негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности общественных объединений и организаций, а также с момента отделения церкви от государства в собственности религиозных объединений и организаций, действующих на территории Российской Федерации, или в частной собственности и представляющие собой историческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность.

РАЗДЕЛ III. Архивы в Российской Федерации

Статья 7. Создание архивов

Юридическим и физическим лицам Российской Федерации гарантируется право на создание архивов.

Не допускается создание тайных архивов из документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации, а также содержащих документы, отнесенные в установленном порядке к категории особо ценных и уникальных, либо создание тайных архивов, затрагивающих права и законные интересы граждан.

Статья 8. Передача права собственности на архивы

Передача права собственности другим лицам на архивные фонды и архивные документы федеральных государственных архивов и центров хранения документации, а также архивные фонды и архивные документы, образовавшиеся и образующиеся в деятельности федеральных органов государственной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и других банков, отнесенных к федеральной собственности, осуществляется по постановлению Верховного Совета Российской Федерации.

Передача права собственности другим лицам на архивные фонды и архивные документы, находящиеся на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и являющиеся федеральной собственностью, за исключением указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется органами представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с Государственной архивной службой России.

Передача права собственности другим лицам на архивные фонды и архивные документы, являющиеся государственной собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственностью, осуществляется в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации и иными правовыми актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга.

Архивные фонды и архивные документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации, не могут быть объектом купли-продажи или иных сделок, кроме случаев, когда передача права собственности на указанные фонды и документы осуществляется в соответствии с частями первой, второй и третьей настоящей статьи, а также на основании судебного решения.

Статья 9. Защита права собственности на архивы

Право собственника архива независимо от формы собственности охраняется законодательством Российской Федерации. Ни один архивный документ не может быть без согласия собственника или уполномоченного им органа или лица изъят иначе, как на основании судебного решения.

Архивы, архивные фонды и архивные документы, находящиеся в незаконном владении, передаются законным собственникам в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями с участием Российской Федерации.

РАЗДЕЛ IV. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации

Статья 10. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации

Государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономной округов, городов и районов через образуемые ими органами управления архивным делом.

Статья 11. Система Государственной архивной службы России.

Ведение архивного дела возлагается на центральный орган исполнительной власти Российской Федерации в области архивного дела – Государственную архивную службу России, ее органы и учреждения.

В систему Государственной архивной службы России входят:

    а) государственные органы управления архивным делом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов;

    б) архивные учреждения: федеральные государственные архивы центры хранения документации, центральные государственные архивы и центры хранения документации республик в составе Российской Федерации, государственные архивы и центры хранения документации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов;

    в) научно-исследовательские учреждения и другие организации и предприятия, обеспечивающие ее деятельность.

Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов и учреждений системы Государственной архивной службы России

Финансовое и материально-техническое обеспечение органов и учреждений системы Государственной архивной службы России осуществляются за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов в составе Российской Федерации, краевых бюджетов, областных бюджетов областей, областного бюджет автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов и районных бюджетов районов, а также за счет внебюджетных средств.

Органы государственной власти, государственные учреждения, организации и предприятия обеспечивают соответствующие государственные архивы зданиями и помещениями, отвечающими установленным требованиям сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации.

Статья 13. Государственное попечение над негосударственными архивами

По просьбе собственников негосударственных архивов и архивных документов, отнесенных к составу Архивного фонда Российской Федерации, государство через органы и учреждения системы Государственной архивной службы России оказывает содействие в сохранении, комплектовании и использовании их архивов.

Собственники негосударственных архивов и архивных документов, отнесенных к составу Архивного фонда Российской Федерации, имеют право на передачу их по соглашению на хранение в государственные архивы, право на создание их страховых копий, а также на их реставрацию и использование.

Статья 14. Контроль за соблюдением законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах

Государственный контроль за соблюдением законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах осуществляется органами представительной власти и прокуратуры.

Ведомственный контроль за соблюдением законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах осуществляется органами исполнительной власти, а также органами управления архивным делом системы Государственной архивной службы России.

Статья 15. Участие общественных и религиозных объединений и организаций в развитии архивного дела

Общественные и религиозные объединения и организации могут содействовать решению задач развития и совершенствования архивного дела, руководствуясь настоящими Основами, законами республик в составе Российской Федерации, другими нормативными актами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

РАЗДЕЛ V. Хранение, комплектование, учет и использование архивных документов

Статья 16. Обязанность собственников по обеспечению сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации

Собственники документов, отнесенных к составу Архивного фонда Российской Федерации, обязаны обеспечивать их сохранность.

На особо ценные и уникальные архивные документы создаются страховые копии. Порядок отнесения архивных документов к особо ценным и уникальным, а также порядок создания и хранения их страховых копий устанавливается Государственной архивной службой России.

Статья 17. Хранение документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации

Постоянное хранение документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации осуществляют государственные архивы, государственные музеи и библиотеки.

Временное хранение документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации осуществляют центральные органы исполнительной власти Российской Федерации, государственные учреждения, организации и предприятия в создаваемых ими ведомственных архивах.

Порядок постоянного и временного хранения документов государственной части Архивного фонд Российской Федерации в государственных и ведомственных архивах и передачи указанных документов на постоянное хранение в государственные архивы устанавливается Государственной архивной службой России.

Статья 18. Комплектование архивов

Государственные архивы комплектуются архивными документами, образующимися в деятельности органов государственной власти, государственных учреждений, организаций и предприятий или приобретенными указанными архивами, а также документами, переданными им негосударственными учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами.

Комплектование музеев и библиотек, а также архивов общественных, религиозных и объединений и организаций и частных архивов подлинными документами государственной части Архивного фонда Российской Федерации запрещается.

При продаже документов негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации государство имеет преимущественное право и на их приобретение.

Статья 19. Государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации

Все документы государственной и негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету. Порядок государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации устанавливается Государственной архивной службой России.

Статья 20. Использование архивных документов

Документы государственной части Архивного фонда Российской Федерации и справочники к ним предоставляются для использования всем юридическим и физическим лицам.

Использование архива или архивного документа, находящегося в собственности общественных и религиозных объединений и организаций или в частной собственности, осуществляется только с согласия собственника.

Порядок использования архивных документов в государственных архивах определяется Государственной архивной службой России.

Порядок использования документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации, находящихся на временном хранении в центральных органах исполнительной власти Российской Федерации, в государственных учреждениях, организациях и на предприятиях, определяется ими по согласованию с соответствующими органами и учреждениями системы Государственной архивной службы России.

Государственные архивы имеют право при выдаче пользователям для использования в коммерческих целях копий архивных документов и справочников к указанным документам устанавливать условия их использования (заключать лицензионные договоры). При этом порядок заключения лицензионных договоров устанавливается Правительством Российской Федерации.

Использование документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну разрешается по истечении 30 лет со времени их создания, если иное не установлено законодательством.

Увеличение указанного срока в отношении отдельных архивных документов устанавливается постановлением Президиума Верховного совета Российской Федерации по представлению Государственной архивной службы России.

Использование документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации, содержащих секретные сведения, разрешается органами и учреждениями системы Государственной архивной службы России совместно с соответствующими центральными органами исполнительной власти Российской Федерации, учреждениями, организациями и предприятиями до истечения 30 лет со времени их создания, по мере утраты секретности этих сведений.

Ограничения в использовании архивных документов, содержащих сведения о личной жизни граждан (об их здоровье, семейных и интимных отношениях, имущественном положении), а также создающие угрозу для их жизни и безопасности жилища, устанавливаются на срок 75 лет со времени создания документов, если иное не предусмотрено законом. Ранее этого срока доступ к таким документам может быть разрешен самим гражданином, а после его смерти — его наследниками.

Граждане, учреждения, организации и предприятия, а также общественные и религиозные объединения и организации имеют право получать заверенные копии из архивных документов и выписки из архивных документов, хранящихся в государственных архивах или архивах учреждений, организаций, предприятий, или самостоятельно изготавливать копии этих документов и делать выписки из них, если это не угрожает физической сохранности документов.

Пользователи архивных документов несут ответственность за их использование и сохранность в установленном порядке. Пользователи архивных документов могут обжаловать решения органов управления архивным делом и архивных учреждений по вопросам использования архивных документов в вышестоящий в порядке подчиненности орган управления архивным делом, а в случае несогласия с его решением — в судебном порядке в соответствии с законодательством.

РАЗДЕЛ VI. Ответственность за нарушение законодательства об архивном фонде Российской Федерации и архивах

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства об архивном фонде Российской Федерации и архивах

Должностные лица и граждане несут уголовную, административную и иную установленную законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах.

РАЗДЕЛ VII. Международное сотрудничество

Статья 22. Международное сотрудничество в области архивного дела

Органы и учреждения системы Государственной архивной службы России, общественные и религиозные объединения и организации и граждане – собственники архивных документов принимают участие в международном сотрудничестве в области архивного дела, участвуют в международных совещаниях и конференциях по проблемам архивов.

Статья 23. Вывоз архивных документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации

Вывоз архивных документов государственной части, а также уникальных и особо ценных документов негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации запрещается, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статья.

Государственная архивная служба России вправе разрешать временный вывоз документов государственной части, а также уникальных и особо ценных документов негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.

Статья 24. Вывоз и ввоз копий архивных документов

Вывоз за пределы Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию копий архивных документов (не на правах подлинника) и выписок из их, включая полученные в результате купли-продажи, дарения или совершения собственником иных гражданско-правовых сделок, могут осуществляться без ограничений, за исключением вывоза копий архивных документов, доступ к которым закрыт, и выписок из них.

Статья 25. Международные договоры

Если международным договором с участием Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, применяются правила международного договора.

Федеральный закон об архивном деле

Немного истории

Законодательство об архивном деле в Российской Федерации имеет непростую историю. Первым основополагающим документом в этой области стали Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, появившиеся в июле 1993 г. С принятием Конституции РФ эти положения устарели и вступили в противоречие с ее требованиями, а также положениями других законодательных актов, касающихся работы с архивами.

Наряду с общими изменениями в российском законодательстве заметные перемены произошли и в практике архивной работы. Они же выявили ряд недостатков в действующем архивном законодательстве. Подготовка нового закона стала необходимостью. Работа над проектом закона продолжалась не один год. ФЗ от 22.10.04 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» стал законодательной базой, на которой сейчас основывается весь процесс организации хранения материалов в архивах. Стоит отметить, что с момента своего издания он претерпел одиннадцать редакций.

Нормы, зафиксированные в последней редакции ФЗ об архивном деле в РФ, обладают правовым приоритетом над другими законодательными актами, касающимися данной сферы деятельности. Поэтому, работая с архивами, следует придерживаться прежде всего его требований.

Что нового внес закон об архивном деле в РФ?

ФЗ-125 об архивном деле в РФ регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других структур, независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в России в интересах граждан, общества и государства.

В законе последовательно раскрываются основные применяемые в нем понятия, такие как:

  • архивное дело и архивный документ;
  • распоряжения по личному составу;
  • документ Архивного фонда РФ;
  • особо ценные и уникальные бумаги;
  • государственный и муниципальный архивы;
  • постоянное, временное и депозитарное хранение документов Архивного фонда РФ, и многие другие.

Документы по личному составу

Большое внимание в Законе уделено правилам хранения документов по личному составу. Так именуются бумаги, отражающие трудовые отношения работника с работодателем (п. 3 ст. 3 Закона N 125-ФЗ).

Их подробный список можно найти в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе работы государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558. Это распоряжения, касающиеся:

  • трудоустройства граждан, их перемещению, совмещению, переводу, увольнению;
  • документы по аттестации, повышению квалификации, присвоению званий ;
  • по изменению фамилии, имени или отчества сотрудника;
  • по награждению;
  • по оплате труда, премированию, различным выплатам;
  • по всем видам отпусков трудящихся с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, отпусков по уходу за ребенком, отпусков без сохранения заработной платы;
  • по дежурствам по профилю основной деятельности;
  • по длительным внутрироссийским и зарубежным командировкам, командировкам для работников с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда.

Бумаги, образующиеся в результате деятельности предприятия, составляют документальный фонд. По возможности, работодатель может организовать при своем предприятии архив, который будет обеспечивать правильное хранение всех документов.

Сроки хранения

Уточнен минимальный срок хранения документов по личному составу. Архивное законодательство предписывает хранить их, в том числе в коммерческих организациях, в зависимости от даты их создания:

  • распоряжения, созданные до 2003 г., — не менее 75 лет со дня создания;
  • бумаги, созданные начиная с 2003 г., — не менее 50 лет со дня создания.
  • документы по личному составу, образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой, хранятся с момента поступления и до истечения 75 лет с даты прекращения госслужбы с проведением экспертизы ценности распоряжений по прошествии указанного срока хранения.

В случае ликвидации или банкротства организации документы по личному составу, а также бумаги, сроки временного хранения которых не истекли, по договору передаются на хранение в государственный или муниципальный архив (п. 4.1 Правил).

Ответственность работодателя

Согласно ст. 27 Закона, юридические лица, а также должностные лица и граждане, не соблюдающие его положения, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

В случае непередачи кадровых бумаг в архив при ликвидации существует возможность привлечения членов ликвидационной комиссии к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 325 УК РФ за сокрытие (уничтожение) официальных документов, если будет доказана их корыстная или личная в этом заинтересованность

Административная ответственность за нарушение законодательства о хранении документов предусмотрена статьями 13.20, 13.25 КоАП РФ.

Статья 13.20 КоАП РФ является общей нормой, и устанавливает ответственность в виде штрафа в размере до 500 рублей.

Статьей 13.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность организации за неисполнение обязанности по хранению бумаг в течение сроков, установленных соответственно законодательством об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В этом случае штраф может достигать 300 000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *