Аттестация, это что?

Содержание

Аттестационный лист

Применение аттестационных листов происходит тогда, когда предприятию или организации требуется проверить сотрудников на проф. пригодность. Поводом для таких проверок могут служить самые разные обстоятельства: выявленная халатность в работе, регулярные поломки оборудования и техники, замечания со стороны клиентов и заказчиков и т.д. Следует отметить, что аттестации могут носить и плановый характер.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк аттестационного листа .docСкачать образец заполнения аттестационного листа .doc

Для чего нужна аттестация сотрудников

В большинстве случаев процедура аттестации позволяет определить уровень профессиональной подготовки кадров, оценить теоретические и практические знания сотрудников, понять их действия в случае возникновения сложных и нештатных ситуаций.

Она считается очень полезной и дает возможность руководству предприятия своевременно принять меры к устранению недочетов в области подготовки персонала, направить сотрудников на курсы повышения квалификации или, в случае установления факта несоответствия занимаемой должности, уволить кого-либо из работников.

В большинстве организаций процедура аттестации не обязательна, а носит сугубо добровольный характер. При этом в бюджетной сфере (образование и здравоохранение) и некоторых специализированных частных компаниях такая форма экзаменации является установленной законодательно необходимостью.

Кого нельзя подвергать аттестации

Как уже говорилось выше, на некоторых предприятиях аттестация — рядовое явление, которое периодически проходят все профильные специалисты, независимо от уровня их квалификации (в числе прочих аттестацию проходят и работники, имеющие длительный стаж и научные степени). Тем не менее, есть категории граждан, которые законом защищены от подобного рода проверок. К ним относятся:

  • сотрудники, проработавшие по специальности (или на данной должности) меньше года,
  • беременные работницы,
  • женщины, ухаживавшие за детьми до трехлетнего возраста,
  • студенты дневных форм обучений в течение первого года после выхода на работу,
  • лица, находящиеся на длительном больничном.

Порядок проведения аттестации

  1. Прежде чем приступить к аттестации сотрудников, по предприятию издается соответствующий приказ.
  2. Затем на его основе создается специальная комиссия, в которую входит не менее трех человек. Обычно это
    • руководитель организации (или уполномоченное действовать от его имени лицо),
    • руководитель структурного подразделения,
    • другие сотрудники предприятия, обладающие достаточным уровнем образования и квалификации для того, чтобы позволять им давать оценки другим работникам.
  3. В некоторых случаях к участию в аттестационной комиссии может быть привлечен сторонний эксперт в той области, в которой трудятся проходящие аттестацию сотрудники.

  4. После того, как комиссия будет назначена, она приступает к своим обязанностям.

Процесс аттестации чем-то напоминает экзамен: аттестируемому задаются вопросы, на которые он должен отвечать. В зависимости от результатов проверки комиссия делает выводы по каждому конкретному человеку (аттестация может проводиться как в отношении одного работника, так и сразу группы сотрудников).

Следует отметить, что к аттестации следует относиться со всей строгостью и вниманием, поскольку ее итоги могут служить поводом как к повышению сотрудника в занимаемой должности, так и к его увольнению.

Если в проведении аттестации будут выявлены какие-либо нарушения, то возможна повторная процедура. В случае если работник не будет согласен в результатами проверки, он может обратиться в суд с их обжалованием.

Если работник не прошел аттестацию

Итоги аттестации всегда бывают разными. Чаще всего, сотрудники все же соответствуют занимаемым должностям (это связано с тем, что сегодня отбор на вакансии производиться по довольно высоким критериям), но иногда все же встречаются и случаи несоответствия. При таком варианте развития событий работодатель может в письменной форме предложить сотруднику вакансию, которая подходит ему по его квалификационному уровню и если работник согласен, то его переводят на другую должность, составляя соответствующий приказ по форме Т-5. Если же вариантов с другой работой на предприятии нет или же человек в письменной же форме отказался от предложенного ему места, то происходит увольнение.

Правила составления аттестационного листа

Аттестационный лист не имеет унифицированного, обязательного к применению образца, поэтому писать его можно в свободном виде. Однако при его оформлении следует придерживаться некоторых правил. В частности, нужно обязательно указывать

  • дату аттестации,
  • данные сотрудника, который подвергся проверке: его фамилию, имя, отчество, должность (она должна соответствовать штатному расписанию, а ее функции, права и ответственность – должностной инструкции),
  • далее следует фиксировать контрольные вопросы (они должны напрямую касаться практической деятельности работника),
  • ответы на них
  • и вердикт комиссии.

При необходимости каких-то дополнений и примечаний со стороны экзаменаторов их также необходимо регистрировать в аттестационном листе.

Правила оформления

Аттестационный лист может быть оформлен как в рукописной, так и в печатной форме, как на обычном листе А4 формата, так и на фирменном бланке предприятия. Он в обязательном порядке должен быть удостоверен подписями всех членов аттестационной комиссии. Кроме того, с ним под роспись должен быть ознакомлен и сам проверяемый сотрудник. Лист составляется в нескольких экземплярах: один передается в архив компании, остальные – всем заинтересованным лицам.

Образец оформления аттестационного листа

Заполнение данных о сотруднике

В начале документа посередине строки пишется его название. Затем заполняют данные сотрудника:

  • фамилия, имя, отчество сотрудника,
  • дата его рождения,
  • сведения об образовании,
  • должность на момент аттестации
  • дата, с которой человек приступил к выполнению своих обязанностей (в соответствии с трудовым договором),
  • общий стаж, стаж по специальности,
  • стаж на последнем месте работы.

Вопросы, задаваемые сотруднику

Вторая часть документа касается собственно содержания аттестации. Здесь тщательно и подробно фиксируются все вопросы, которые были заданы сотруднику по его специальности, а также его ответы на них. Затем регистрируются высказанные замечания и предложения, как со стороны членов аттестационной комиссии, так и со стороны самого проверяемого.

Решение аттестационной комиссии

Завершающая часть процедуры сводится к тому, что члены комиссии, в процессе совещания выносят решение, соответствует ли данный специалист занимаемой должности. Их вывод также вносится в аттестационный лист. Затем проверяющие дают рекомендации сотруднику по дальнейшей работе, после чего удостоверяют документ своими подписями. После этого работник также подписывает документ.

Аттестация на семейном образовании: текущая, промежуточная, итоговая

Что такое аттестация в школе

Аттестация — это проверка знаний и умений школьника. Самостоятельные, проверочные и контрольные работы, тесты, зачёты и устные экзамены — всё это и есть аттестации.

Проведение аттестаций регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и рядом приказов Министерства просвещения.

Во время промежуточной аттестации ребёнок на семейном образовании становится экстерном. Это особый статус, дающий право посещать консультации с педагогами школы прикрепления, пользоваться её библиотекой, ходить на практические работы.

С какой целью проводится аттестация

Аттестации необходимы, чтобы ребёнок подтвердил успешное усвоение основной школьной программы по предметам своего класса и доказал, что уровень его знаний не ниже государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Виды аттестации в школе

Выделяют три основных вида аттестаций:

  • текущая,
  • промежуточная,
  • итоговая.

Рассмотрим каждую из них подробнее и выясним, какие аттестации необходимо сдавать детям на семейном образовании.

Виды аттестаций при получении образования в семейной форме

Что такое текущая аттестация

Это ежедневные оценки обучающихся, которые выставляются за домашнюю работу, ответ у доски, реферат и так далее. Как правило, этот вид проверки знаний отсутствует у первоклассников массовой школы и не предусмотрен на семейном обучении.

К сожалению, результаты текущей аттестации сильно зависят от человеческого фактора. Лейла Сазонтова — автор книги «Жизнь без школы», выпущенной при поддержке издательства «Альпина.Дети» и «Домашней школы Фоксфорда», — делится впечатлениями об оценках в традиционной школе. Сын Лейлы учился там до перехода на семейное образование.

Много тех, кто снижает ребёнку оценку за то, что он пишет «Земля имеет форму эллипсоида» («Земля круглая — нужно знать!»), называет Есенина Сергеем Александровичем («Я всегда на уроках просто говорю детям, что он Сергей Есенин») или спорит, что лисята рождаются слепыми («Я хочу, чтобы он назвал котят, в учебнике только они были упомянуты, а не другие животные»).

Лейла Сазонтова с сыном

Формы промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация — это мониторинг знаний по всем предметам школьной программы за определённый период. Проводится в школах, имеющих государственную аккредитацию, один или несколько раз в год (на усмотрение школы). Как правило, промежуточные аттестации на семейном образовании проводятся по четвертям, триместрам или полугодиям.

Большинство хоумскулеров предпочитают сдавать промежуточные аттестации каждый год. Так проще отслеживать прогресс, а ребёнок может тренироваться для итоговых экзаменов. Для сдачи промежуточной аттестации ребёнок на семейном обучении должен прикрепиться к подходящей школе.

<<Блок перелинковки>>

Родители ребёнка на семейном обучении вправе заключить со школой договор об аттестациях, где будут согласованы сроки, виды и объём экзаменов.

Промежуточная аттестация на семейной форме обучения может проводиться в устном, письменном или комбинированном виде.

Срок сдачи промежуточной аттестации

Срок сдачи промежуточной аттестации на семейном обучении, как правило, составляет несколько недель. Дело в санитарно-эпидемиологических требованиях, согласно которым рекомендуется проводить один экзамен в сутки. А между контрольными и тестами выдерживать перерыв не менее двух дней. На практике всё сдаётся гораздо быстрее, потому что сами хоумскулеры не заинтересованы в затягивании процесса и не хотят лишний раз приезжать в школу.

Результаты промежуточной аттестации

Результат промежуточной аттестации родители могут узнать в школе прикрепления. Чаще всего это оценка по пятибалльной системе.

Формы итоговой аттестации

Государственная итоговая аттестация (ГИА) — это обязательная аттестация при любых формах получения образования и любых формах обучения, в том числе на семейном образовании.

По окончании 9 класса она проводится в форме ОГЭ (общего государственного экзамена), а по окончании 11 класса — в форме ЕГЭ (единого государственного экзамена).

Итоговая аттестация в 9 классах: ОГЭ

Экзамены в 9 классе сдаются абсолютно всеми школьниками. Нужно сдать четыре предмета в формате ОГЭ: русский язык, математику и две дисциплины на выбор.

Экзамен состоит из специальных тестов. К формату ОГЭ лучше готовиться заранее, чтобы в день икс не растеряться от непривычной формы задач.

Например, допуском к экзамену по русскому языку является устное собеседование. А сам ОГЭ по русскому требует выполнения заданий с выбором ответа, заданий с полным ответом, сочинения и изложения. Текст изложения ученики прослушивают из аудиозаписи на диске, который прилагается к контрольно-измерительным материалам (КИМ).

ОГЭ по математике подразделяется на два модуля: модуль «Алгебра» и модуль «Геометрия». При подготовке важно не просто повторять пройденные темы, но и решать типовые экзаменационные варианты.

Срок сдачи ОГЭ

Экзамены проводятся в досрочный, основной и дополнительный периоды, в каждом из которых предусмотрены резервные сроки. Обычно основной период — это конец мая и июнь. Точное расписание экзаменов ежегодно варьируется — нужно следить за обновлениями.

Результаты ОГЭ

Результаты ОГЭ выставляются в пятибалльном формате. Сданный ОГЭ считается пропуском в десятый класс, а также по результатам этого экзамена поступают в техникумы и колледжи. Чем выше средний балл аттестата, тем выше шансы попасть в престижное учебное заведение.

Итоговая аттестация в 11 классах: ЕГЭ

Единый государственный экзамен — это билет в высшее учебное заведение.

Все одиннадцатиклассники в обязательном порядке сдают русский язык и математику. Для допуска к единому госэкзамену по русскому языку необходимо написать итоговое сочинение по литературе и получить «зачёт». Те, кто не поступает в технический вуз, по математике могут выбрать базовый уровень сложности. Чтобы получить аттестат, эти два предмета нужно сдать хотя бы на минимальные баллы.

Остальные дисциплины на ЕГЭ выбирает сам ученик, исходя из требований университета и желаемой специальности. Можно выбрать неограниченное количество предметов, но обычно останавливаются на двух-трёх — столько требуется на большинство специальностей в вузах.

Можно не выбирать дополнительные предметы вообще. Тогда выпускник получит аттестат об окончании 11 классов, но не сможет поступить в вуз.

Процедура ЕГЭ — довольно строгая. Все выпускники сдают экзамены на территории «неродных» школ и под наблюдением камер. Никаких телефонов, определённый порядок внесения ответов в бланки и жёсткий регламент поведения. Выходить из аудитории во время экзамена можно только в сопровождении одного из организаторов или дежурного по этажу.

Срок сдачи ЕГЭ

Экзамены проводятся в досрочный, основной и дополнительный периоды, в каждом из которых предусмотрены резервные сроки. Обычно основной период — это конец мая и июнь. Точное расписание экзаменов ежегодно варьируется — нужно следить за обновлениями.

Результаты ЕГЭ

На ЕГЭ действует 100-балльная система. При этом применяется особая методика шкалирования. В перечне терминов единого госэкзамена существуют понятия «первичный балл» (сумма всех правильных ответов с учётом коэффициентов сложности) и «тестовый балл» (окончательные результаты). Первые превращаются во вторые, и по специальной шкале выводится оценка. По результатам ЕГЭ поступают в вузы.

Что такое неаттестация в школе

Нет ничего страшного в том, чтобы получить «неуд» за текущую аттестацию. Двойку за домашнюю работу или плохой ответ на уроке легко исправить на следующем занятии.

А вот если неудовлетворительная отметка вышла на промежуточной аттестации, у экстерна образуется академическая задолженность.

Появление академической задолженности порождает новые обязанности. У обучающегося — ликвидировать долг, у школы и родителей — создать для этого условия.

На пересдачу даётся две попытки. Сроки и порядок пересдачи устанавливает образовательная организация.

Что касается государственной итоговой аттестации, то пересдавать одну и ту же дисциплину на ОГЭ можно до трёх раз. Если школьник не смог сдать экзамен со второй попытки или не сдал более 2 экзаменов, то он получит не аттестат, а справку. Поступить по ней в вуз нельзя.

На ЕГЭ второй шанс есть у тех выпускников, кто не набрал минимального балла для получения аттестата по русскому языку и/или математике. Они смогут подготовиться получше и попытать счастья в резервные дни, предназначенные для пересдач. Будет ещё и третья попытка — уже в сентябре. Но если провалить две первые пересдачи, участвовать в приёмной кампании в вузах в этом году уже не получится.

Дисциплины по желанию на ЕГЭ пересдаются не ранее следующего учебного года.

Как готовиться к аттестациям

Успешное прохождение промежуточных и итоговых аттестаций придаёт детям уверенность в своих силах, а родителям — в правильности выбора семейной формы обучения.

Разумеется, для сдачи аттестаций на семейном обучении нужны крепкие знания. И хоумскулинг, как правило, позволяет осваивать школьную программу глубже, чем в традиционной школе. Так, в «Домашней школе Фоксфорда» занятия ведут преподаватели из лучших школ Москвы и Санкт-Петербурга и вузов (МГУ, МФТИ, ВШЭ). На онлайн-занятиях дети не просто слушают, но и вовлекаются в учебный процесс. Наверное, поэтому ученики подходят к аттестациям спокойно и уверенно. В «Фоксфорде» есть также отдельные курсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 марта 2012 г. N 170 г. Москва «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 апреля 2012 г. Регистрационный N 23902

В соответствии с частью 18 статьи 33 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 — приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России2, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, утвердить положения об аттестационных комиссиях и их составы.

3. Признать утратившими силу раздел IX, пункты 17.6, 17.7 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. N 10383, и приложения N 3 — 6 к Инструкции.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А. Герасимова.

Министр генерал армии Р. Нургалиев

1Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020.

2 За исключением Главного командования внутренних войск МВД России.

3Зарегистрирован в Минюсте России 10 апреля 2000 г., регистрационный N 2190, с учетом изменений, внесенных приказами МВД России от 16 ноября 2001 г. N 1010 (зарегистрирован в Минюсте России 5 марта 2002 г., регистрационный N 3282), от 8 апреля 2005 г. N250 (зарегистрирован в Минюсте России 6 мая 2005 г., регистрационный N 6586), от 5 мая 2006 г. N 321 (зарегистрирован в Минюсте России 31 июля 2006 г., регистрационный N 8128), от 9 декабря 2008 г. N 1074 (зарегистрирован в Минюсте России 15 января 2009 г., регистрационный N 13082).

Приложение

Порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

I. Общие положения

1. Аттестация в органах внутренних дел Российской Федерации1 проводится в целях определения соответствия сотрудника органов внутренних дел2 замещаемой должности в органах внутренних дел.

2. Аттестация сотрудника проводится один раз в четыре года. В случае назначения сотрудника на другую должность в органах внутренних дел его аттестация проводится не ранее чем через один год после назначения. Сотрудники женского пола, находившиеся в отпуске по беременности и родам, а также сотрудники, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходят аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

3. Внеочередная аттестация сотрудника проводится в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 33 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3 .

4. Внеочередная аттестация сотрудников, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава, проводится по решению Президента Российской Федерации.

5. При рассмотрении вопросов, указанных в пункте 3 части 4 статьи 33 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внеочередная аттестация проводится по предложению:

5.1. Министра внутренних дел Российской Федерации — в отношении сотрудников, замещающих должности в органах внутренних дел4 , за исключением сотрудников, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.

5.2. Заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — в отношении сотрудников, назначаемых им на должности, а также сотрудников, назначаемых на должности руководителями (начальниками) подразделений МВД России, за деятельность которых он несет ответственность.

5.3. Руководителя (начальника) подразделения центрального аппарата МВД России5, территориального органа МВД России, образовательного учреждения, научно-исследовательской, медико-санитарной или санаторно-курортной организации системы МВД России, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, а также иной организации или подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющего право назначения сотрудников на должности, — в отношении сотрудников, назначенных ими на должности.

6. Предложения аттестационным комиссиям, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, оформляются распорядительными актами должностных лиц либо письменными поручениями, налагаемыми в виде резолюций на соответствующих документах.

7. Аттестация проводится:

7.1. Центральной аттестационной комиссией МВД России6 — в отношении сотрудников:

7.1.1. Замещающих должности высшего начальствующего состава и претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава.

7.1.2. Замещающих должности и претендующих на замещение должностей, назначение на которые осуществляется Министром внутренних дел Российской Федерации.

7.1.3. Замещающих должности и претендующих на замещение должностей руководителей (начальников) организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, назначение на которые осуществляется заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации.

7.2. Аттестационными комиссиями подразделений центрального аппарата МВД России — в отношении сотрудников, замещающих должности в подразделениях центрального аппарата МВД России, за исключением сотрудников, указанных в подпункте 7.1 настоящего Порядка.

7.3. Аттестационными комиссиями территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях — в отношении сотрудников:

7.3.1. Замещающих должности в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, за исключением сотрудников, указанных в подпунктах 7.1 и 7.6 настоящего Порядка.

7.3.2. Замещающих должности в подчиненных территориальных органах МВД России и организациях системы МВД России, назначение на которые осуществляется руководителями (начальниками) территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях.

7.4. Аттестационными комиссиями образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел7, — в отношении сотрудников, замещающих должности в соответствующих организациях и подразделениях МВД России, за исключением сотрудников, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3.2 настоящего Порядка.

7.5. Аттестационными комиссиями территориальных органов МВД России на районном уровне — в отношении сотрудников, замещающих должности в соответствующих территориальных органах, за исключением сотрудников, указанных в подпунктах 7.1, 7.3.2 и 7.6 настоящего Порядка.

7.6. Аттестационными комиссиями структурных подразделений территориальных органов МВД России, начальники которых имеют право назначения на должности8, — в отношении сотрудников, замещающих должности, назначение на которые производится начальниками структурных подразделений.

8. Положения об аттестационных комиссиях и их составы утверждаются в отношении:

8.1. ЦАК МВД России — Министром внутренних дел Российской Федерации.

8.2. Аттестационных комиссий подразделений центрального аппарата МВД России — начальниками подразделений центрального аппарата МВД России.

8.3. Аттестационных комиссий территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел9, структурных подразделений — руководителями (начальниками) территориальных органов, организаций и подразделений МВД России, структурных подразделений.

9. В состав аттестационной комиссии входят: председатель, заместитель председателя, иные члены аттестационной комиссии и секретарь, назначаемый из числа членов аттестационной комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

10. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений.

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации сотрудников, замещающих должности, выполнение служебных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Общественный совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и общественные советы при территориальных органах МВД России10

участвуют в работе аттестационных комиссий посредством направления своих членов для участия в заседаниях аттестационных комиссий11. Кандидатура члена общественного совета, подлежащего включению в состав аттестационной комиссии, предлагается председателем соответствующего общественного совета.

13. В случае необходимости по решению Министра внутренних дел Российской Федерации, начальника подразделения центрального аппарата МВД России, руководителя (начальника) территориального органа, организации и подразделения МВД России, структурного подразделения к работе аттестационной комиссии могут привлекаться члены общественных организаций ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также представители научных и образовательных учреждений, организаций — специалисты по вопросам деятельности органов внутренних дел.

14. Члены общественного совета, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также представители научных и образовательных учреждений, организаций привлекаются для проведения аттестации сотрудников, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

15. Аттестационные комиссии формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на рекомендации аттестационной комиссии.

16. На время аттестации сотрудника, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

II. Подготовка к проведению аттестации

17. Подготовка к проведению аттестации осуществляется непосредственным руководителем (начальником) аттестуемого сотрудника и кадровым подразделением (подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа, организации и подразделения МВД России, структурного подразделения)12.

18. Ежегодно, к 15 декабря, кадровым подразделением разрабатывается План проведения аттестации (приложение N 1) на следующий календарный год, утверждаемый начальником подразделения центрального аппарата МВД России, руководителем (начальником) территориального органа, организации и подразделения МВД России, структурного подразделения. План проведения аттестации ЦАК МВД России разрабатывается Департаментом государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации и утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации.

19. При разработке Плана проведения аттестации учитываются даты назначения сотрудников на должности, даты проведения последних аттестаций и рекомендации аттестационных комиссий, принятые по их результатам.

20. Кадровое подразделение:

20.1. В течение тридцати дней со дня утверждения Плана проведения аттестации знакомит с ним под роспись аттестуемых в плановый период сотрудников и их непосредственных руководителей (начальников) в части, касающейся указанных сотрудников и руководителей.

20.2. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о проведении внеочередной аттестации знакомит под расписку аттестуемых сотрудников с указанным решением.

21. Не позднее чем за три рабочих дня до даты проведения аттестации непосредственным руководителем (начальником) аттестуемого сотрудника в соответствующую аттестационную комиссию представляется отзыв о выполнении сотрудником служебных обязанностей, содержащий мотивированные предложения аттестационной комиссии13 (приложение N 2).

22. При необходимости на рассмотрение аттестационной комиссии могут представляться иные документы, характеризующие служебную деятельность сотрудника, в том числе подтверждающие высокие результаты профессиональной деятельности, квалификацию сотрудника либо неоднократное нарушение аттестуемым сотрудником служебной дисциплины, условий контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, документы проверки сотрудника на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

23. При подготовке мотивированного отзыва непосредственный руководитель (начальник) обязан провести с аттестуемым сотрудником индивидуальную беседу: разъяснить основания и порядок проведения аттестации, ответственность сотрудника за неявку на аттестацию.

24. В зависимости от замещаемой аттестуемым сотрудником должности, а также основания проведения аттестации в мотивированном отзыве отражаются:

24.1. Уровень профессиональной служебной и физической подготовки сотрудника.

24.2. Отношение сотрудника к выполнению служебных обязанностей.

24.3. Достигнутые результаты в служебной деятельности.

24.4. Степень соответствия профессиональных знаний и навыков сотрудника квалификационным требованиям, предъявляемым к замещаемой им должности, а также характеристика личных и деловых качеств сотрудника.

24.5. Сведения о соблюдении сотрудником служебной дисциплины, о применении к нему мер поощрения и наложении на него дисциплинарных взысканий за аттестуемый период.

25. После служебной характеристики сотрудника непосредственный руководитель (начальник) указывает в мотивированном отзыве свои предложения аттестационной комиссии по дальнейшему прохождению службы сотрудником в соответствии с частью 13 статьи 33 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

26. Секретарь аттестационной комиссии обязан не позднее чем за два рабочих дня до заседания аттестационной комиссии доложить председателю аттестационной комиссии о поступивших документах, подлежащих рассмотрению на заседании аттестационной комиссии, и правильности их оформления, о времени и месте проведения заседания, о вопросах, выносимых на ее рассмотрение, а также оповестить членов аттестационной комиссии и лиц, присутствие которых необходимо на заседании аттестационной комиссии.

27. Секретарь аттестационной комиссии не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации знакомит аттестуемого сотрудника под расписку с мотивированным отзывом, а также с датой и местом проведения заседания аттестационной комиссии.

28. В случае отказа сотрудника от ознакомления с мотивированным отзывом составляется соответствующий акт в произвольной форме.

29. Аттестуемый сотрудник вправе в письменной форме выразить свое несогласие с мотивированным отзывом и представить на заседание аттестационной комиссии дополнительные сведения, в том числе о достигнутых им результатах в служебной деятельности.

III. Проведении аттестации

30. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого сотрудника.

31. В случае неявки сотрудника на аттестацию без уважительных причин сведения о неявке на заседание аттестационной комиссии в течение одного рабочего дня направляются Министру внутренних дел Российской Федерации, заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, начальнику подразделения центрального aппарата МВД России, руководителю (начальнику) территориального органа, организации и подразделения МВД России, структурного подразделения для решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьями 50 и 51 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а аттестация сотрудника переносится.

32. Аттестация может проводиться в отсутствие аттестуемого сотрудника по решению председателя соответствующей аттестационной комиссии или должностного лица, указанного в пункте 8 настоящего Порядка, принятому на основании:

32.1. Предложений непосредственного руководителя (начальника) сотрудника и с согласия сотрудника.

32.2. Мотивированного рапорта сотрудника и с согласия непосредственного руководителя (начальника) сотрудника.

32.3. Мотивированного отзыва, в котором содержится предложение аттестационной комиссии о необходимости признания сотрудника несоответствующим замещаемой должности, в случае освобождения сотрудника от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в общей сложности более четырех месяцев в течение двенадцати месяцев.

33. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы и заслушивает аттестуемого сотрудника.

34. Обсуждение личных и деловых качеств сотрудника должно быть объективным и доброжелательным. В целях обеспечения объективности оценки личных и деловых качеств сотрудника на заседание аттестационной комиссии могут приглашаться непосредственный руководитель (начальник) сотрудника, составивший мотивированный отзыв, и по просьбе аттестуемого сотрудника — другие сотрудники.

35. Решение о приглашении непосредственного руководителя (начальника) сотрудника, а также других сотрудников принимается председателем аттестационной комиссии, в его отсутствие — заместителем председателя аттестационной комиссии.

36. Члены аттестационной комиссии вправе задавать аттестуемому сотруднику, а также его непосредственному руководителю (начальнику) вопросы, связанные со служебной деятельностью аттестуемого сотрудника.

37. В случае предоставления аттестуемым сотрудником при проведении аттестации дополнительных сведений о своей служебной деятельности, а также в целях проверки доводов аттестуемого сотрудника о несогласии с представленным на него мотивированным отзывом аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на более поздний срок для истребования дополнительных материалов и ознакомления с предоставленными сведениями членов аттестационной комиссии.

38. Непосредственный руководитель (начальник) сотрудника по запросу аттестационной комиссии в течение трех рабочих дней обязан направить в аттестационную комиссию истребуемые дополнительные материалы.

39. В случае выявления в ходе аттестации несоответствия сведений, изложенных в мотивированном отзыве, фактическим обстоятельствам прохождения сотрудником службы мотивированный отзыв возвращается непосредственному руководителю (начальнику) сотрудника для пересоставления, а аттестация сотрудника переносится.

40. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.

41. В случае отсутствия председателя аттестационной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя. В случае отсутствия секретаря аттестационной комиссии его обязанности возлагаются на одного из членов аттестационной комиссии решением председателя аттестационной комиссии либо заместителя председателя в случае отсутствия на заседании аттестационной комиссии председателя.

42. Члены общественного совета, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также представители научных и образовательных учреждений организаций при проведении аттестации пользуются правом совещательного голоса.

43. Члены общественного совета, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также представители научных и образовательных учреждений, организаций, привлеченные к работе аттестационной комиссии, имеют право:

43.1. Присутствовать на заседании аттестационной комиссии.

43.2. Свободно высказывать свое мнение по любому вопросу деятельности аттестационной комиссии.

43.3. Вносить предложения, замечания, давать справки по существу обсуждаемого вопроса.

43.4. Обращаться с вопросами к членам аттестационной комиссии и к лицам, приглашенным на заседание аттестационной комиссии.

43.5. Знакомиться с протоколами и материалами заседания аттестационной комиссии и иными документами, представляемыми на рассмотрение комиссии и образующимися в ходе ее деятельности.

43.6. Представлять документы, обязательные к рассмотрению аттестационной комиссией.

44. Рекомендации аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого сотрудника. Результаты голосования определяются большинством голосов членов аттестационной комиссии. При равенстве числа голосов сотрудник признается соответствующим замещаемой должности.

45. Рекомендации аттестационной комиссии отражаются в протоколе заседания аттестационной комиссии (приложение N 3), который подписывается председателем, заместителем председателя, иными членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании аттестационной комиссии, и заносятся в аттестационный лист (приложение N 4), который подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии.

46. В случае несогласия члена общественного совета с рекомендациями аттестационной комиссии он имеет право направить свои предложения по рассматриваемым вопросам соответственно Министру внутренних дел Российской Федерации, заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, начальнику подразделения центрального аппарата МВД России, руководителю (начальнику) территориального органа, организации и подразделения МВД России, структурного подразделения.

47. Протокол заседания аттестационной комиссии и аттестационный лист в двухдневный срок передаются секретарем аттестационной комиссии в соответствующее кадровое подразделение для ознакомления сотрудника с аттестационным листом и представления Министру внутренних дел Российской Федерации, заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, начальнику подразделения центрального аппарата МВД России, руководителю (начальнику) территориального органа, организации и подразделения МВД России, структурного подразделения.

48. Кадровое подразделение в течение трех рабочих дней со дня заседания аттестационной комиссии знакомит сотрудника под расписку с аттестационным листом и представляет (направляет) аттестационный лист Министру внутренних дел Российской Федерации, заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, начальнику подразделения центрального аппарата МВД России, руководителю (начальнику) территориального органа, организации и подразделения МВД России, структурного подразделения.

49. В случае отказа сотрудника от ознакомления с аттестационным листом составляется соответствующий акт в произвольной форме.

50. Сотрудник вправе обжаловать рекомендации аттестационной комиссии в соответствии со статьей 72 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

51. Министр внутренних дел Российской Федерации, заместитель Министра внутренних цел Российской Федерации, начальник подразделения центрального аппарата МВД России, руководитель (начальник) территориального органа, организации и подразделения МВД России, структурного подразделения не позднее чем через две недели после проведения аттестации принимает одно из решений, предусмотренных частью 16 статьи 33 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

52. Мотивированный отзыв и аттестационный лист приобщаются к личному делу сотрудника. Протоколы заседаний аттестационных комиссий хранятся в кадровом подразделении.

1 Далее — «органы внутренних дел».

2 Далее — «сотрудник».

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020.

4 Далее — «должность».

5 За исключением Главного командования внутренних войск МВД России.

6 Далее — «ЦАК МВД России».

7 Далее — «организации и подразделения МВД России».

8 Далее — «структурное подразделение».

9 Далее — «территориальные органы, организации и подразделения МВД России».

10 Далее — «общественный совет».

11 Указ Президента Российское Федерации от 23 мая 2011 г. N 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3154).

12 Далее — «кадровое подразделение».

13 Далее — «мотивированный отзыв».

Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности 

Рассмотрим вопросы аттестации на соответствие занимаемой должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (статья 49 «Аттестация педагогических работников») установлено:

  1. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
  2. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
  3. Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  4. Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Таким образом, педагогическому работнику предоставляется выбор: 1 раз в 5 лет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, либо в добровольном порядке пройти аттестацию на первую или высшую квалификационную категорию. Если работник не захотел добровольно пройти аттестацию с целью получения квалификационной категории, то он будет обязан пройти процедуру аттестации на соответствие занимаемой должности. В статье 48 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что педагогические работники обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности. Из этого следует, что педагогический работник не имеет права отказаться от этой процедуры, за исключением ситуации, когда он в добровольном порядке прошёл аттестацию на первую или высшую квалификационную категорию.

Рассмотрим основные вопросы, связанные с прохождением процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности.

Порядок проведения аттестации педагогических работников утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — Порядок).

Настоящий Порядок применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381), в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (далее — педагогические работники). Ознакомившись с указанным перечнем должностей, становится понятным, что аттестация руководителя образовательной организации, его заместителей не подпадают под аттестацию на соответствие занимаемой должности, установленную данным Порядком, но это совсем не означает, что данные работники освобождены от этой процедуры.

В соответствии с новым Порядком аттестации аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям проводится аттестационными комиссиями образовательных организаций один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности педагога в соответствии с распорядительным актом работодателя.

Не подлежат аттестации педагогические работники:

  • имеющие квалификационные категории;
  • проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Недопустимо также проведение аттестации педагогических работников сразу же после получения среднего или высшего профессионального образования по соответствующей специальности.

Аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам; лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация лиц, отсутствовавших на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

Согласно документу, теперь аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями (далее — аттестационная комиссия). В состав аттестационной комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии и в обязательном порядке — представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

Для проведения аттестации на каждого педагога работодатель вносит в аттестационную комиссию представление, в котором содержатся следующие сведения о нём:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • наименование должности на дату проведения аттестации;
  • дата заключения по этой должности трудового договора;
  • уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
  • информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  • результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
  • мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты, предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу).

Можно ли педагогическому работнику назначить внеочередную аттестацию?

Возможности проведения для педагогических работников внеочередной аттестации, к примеру, в случае наличия жалоб на ненадлежащее исполнение педагогическим работником должностных обязанностей (в том числе имеющим квалификационную категорию) Порядком аттестации не предусмотрены.

В этих случаях следует руководствоваться статьей 192 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания — замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

С какими документами знакомится аттестуемый работник?

Работодатель обязан ознакомить работника под личную роспись:

  • с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, — не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику;
  • с представлением — не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации.

При отказе работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых он составлен.

Порядок процедуры аттестации.

Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии с участием педагога. Заседание считается правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии.

В случае отсутствия педагога в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чём работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации. При неявке без уважительной причины аттестационная комиссия проводит аттестацию в его отсутствие.

Аттестационная комиссия рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

Прохождение в ходе аттестации квалификационных испытаний в письменной форме, как это осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим порядком, новым Порядком аттестации не предусматривается.

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

  • соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника) (помните, что не бывает должности «учитель математики» и т. д., есть должность «учитель»);
  • не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

Решение принимается аттестационной комиссией отсутствие аттестуемого работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

Как оформляются результаты аттестации?

Порядок аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой педагогом должности не предусматривает оформление на него аттестационного листа.

Результаты аттестации заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогами, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.

На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня её проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении.

Работодатель знакомит работника с выпиской из протокола под роспись в течение трёх рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

Порядком аттестации не предусматривается сохранение результатов аттестации педагогических работников, проводимой в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям при переходе в другую организацию. Следовательно, работодатель по новому месту работы вправе осуществлять аттестацию таких педагогических работников на общих основаниях и с соблюдением условий, предусмотренных Порядком аттестации.

О рекомендациях аттестационной комиссии.

Аттестационные комиссии дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761) и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Следовательно, работодатель, имея намерение принять на должность педагогического работника претендента, у которого отсутствует требуемое образование, но который, по мнению работодателя, обладает достаточным практическим опытом и компетентностью и может выполнять работу в должности, теперь вправе, руководствуясь пунктом 9 «Общих положений» квалификационных характеристик и пунктом 23 Порядка аттестации, для получения соответствующей рекомендации обращаться в аттестационную комиссию, в полномочия которой вменена такая функция, не создавая для решения таких вопросов специальную аттестационную комиссию. При этом роль аттестационной комиссии будет состоять в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.

Поскольку приём на работу в указанных случаях обусловлен выполнением качественно и в полном объеме возложенных должностных обязанностей, чего заранее работодатель знать не может, то в целях проверки этих возможностей будущего работника аттестационная комиссия может включить предложение об установлении при заключении трудового договора испытательного срока в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.

В таком же порядке на должность педагогического работника может быть принят выпускник, получивший среднее или высшее профессиональное образование, но претендующий на должность не по полученной специальности, только без установления испытательного срока.

Применение пункта 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования следует осуществлять без употребления слов «в порядке исключения» по аналогии с тем, как это было установлено приказом Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. № 921н, которым внесены изменения в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9.

Если принято решение о несоответствии работника занимаемой должности?

Результаты аттестации о несоответствии педагога занимаемой должности могут послужить основанием для его увольнения в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ. Однако, увольнение по данному основанию не является обязательным, но допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 ТК РФ). Кроме того, не допускается увольнение по данному основанию (т. е. в соответствии с частью 3 статьи 81 ТК РФ) педагогических работников из числа лиц, указанных в части четвертой статьи 261 ТК РФ (к примеру, женщины, имеющей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет и в ряде других случаев).

Что касается педагогических работников, квалификация которых не соответствует требованиям к направлению профессиональной подготовки, предусмотренной квалификационными характеристиками: «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо деятельности в образовательном учреждении, то это не может явиться причиной для их увольнения в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, если это не подтверждено результатами их аттестации.

Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рекомендуем ознакомиться с материалами Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (информационный бюллетень № 6, информационный бюллетень № 8), в которых рассмотрены многие спорные моменты порядка аттестации педагогических работников.

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • Опубликовано 15.10.2015
  • Все консультации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *