Аттестация на категорию

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 23 апреля 2013 г. N 240н г. Москва «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 июля 2013 г.

Регистрационный N 29005

В соответствии с подпунктом 5.2.116 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2011 г., регистрационный N 21875).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяна.

Министр В. Скворцова

Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории

I. Общие положения

1. Настоящие Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории (далее — аттестация и Порядок соответственно) определяют правила прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации и распространяются на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, специалистов с высшим профессиональным образованием, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее — специалисты).

2. Аттестация специалистов со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием проводится по специальностям, предусмотренным действующей номенклатурой специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование (далее — специальности).

3. Аттестация специалистов, имеющих иное высшее профессиональное образование и осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, проводится по должностям, предусмотренным действующей номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников (далее — должности).

4. Аттестация является добровольной и проводится аттестационными комиссиями по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

5. Аттестация проводится один раз в пять лет. Присвоенная квалификационная категория действительна на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет со дня издания распорядительного акта о присвоении.

6. Специалисты могут претендовать на присвоение более высокой квалификационной категории не ранее чем через три года со дня издания распорядительного акта о присвоении квалификационной категории.

7. При аттестации оцениваются теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, на основе результатов квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен включает в себя экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста (далее — отчет), тестовый контроль знаний и собеседование.

8. Специалист, претендующий на получение второй квалификационной категории, должен:

иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности;

использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;

ориентироваться в современной научно-технической информации, владеть навыками анализа количественных и качественных показателей работы, составления отчета о работе;

иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее трех лет.

9. Специалист, претендующий на получение первой квалификационной категории, должен:

иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности и смежных дисциплин;

использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;

уметь квалифицированно провести анализ показателей профессиональной деятельности и ориентироваться в современной научно-технической информации;

участвовать в решении тактических вопросов организации профессиональной деятельности;

иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее пяти лет.

10. Специалист, претендующий на получение высшей квалификационной категории, должен:

иметь высокую теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности, знать смежные дисциплины;

использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;

уметь квалифицированно оценить данные специальных методов исследования с целью установления диагноза;

ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее для решения тактических и стратегических вопросов профессиональной деятельности;

иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее семи лет.

11. Квалификационные категории, присвоенные специалистам до вступления в силу настоящего Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

II. Формирование аттестационных комиссий

12. Для проведения аттестации специалистов:

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, создается центральная аттестационная комиссия;

федеральными органами исполнительной власти, государственными академиями наук, организациями, имеющими подведомственные медицинские организации и фармацевтические организации, создаются ведомственные аттестационные комиссии;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются территориальные аттестационные комиссии.

13. Аттестационные комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также настоящим Порядком.

14. Аттестационная комиссия состоит из Координационного комитета (далее — Комитет), осуществляющего функции по организации деятельности аттестационной комиссии, включая обеспечение деятельности аттестационной комиссии в перерывах между заседаниями, и экспертных групп по специальностям (далее — Экспертные группы), осуществляющих аттестацию специалистов в части рассмотрения документов и проведения квалификационного экзамена.

В состав аттестационной комиссии включаются ведущие специалисты организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций, работодателей, органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию, и иные лица.

Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию.

15. Председатель аттестационной комиссии является председателем Комитета, осуществляет общее руководство деятельностью аттестационной комиссии, председательствует на заседаниях Комитета, организует работу аттестационной комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых аттестационной комиссией решений, распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии.

Заместитель председателя аттестационной комиссии является заместителем председателя Комитета, исполняет обязанности председателя аттестационной комиссии в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии.

Ответственным секретарем аттестационной комиссии является ответственный секретарь Комитета, назначаемый из числа представителей органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию.

Ответственный секретарь аттестационной комиссии регистрирует и рассматривает поступающие в аттестационную комиссию документы специалистов, изъявивших желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, на предмет соответствия установленным настоящими Порядком и сроками требованиям к перечню и оформлению документов, формирует материалы для направления в Экспертные группы, готовит материалы к заседаниям Комитета, проекты решений Комитета, осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Порядком и по поручению председателя аттестационной комиссии.

Заместитель ответственного секретаря аттестационной комиссии исполняет обязанности ответственного секретаря аттестационной комиссии в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии.

Председатель Экспертной группы осуществляет общее руководство деятельностью Экспертной группы, председательствует на заседаниях Экспертной группы, организует работу Экспертной группы, распределяет обязанности между членами Экспертной группы.

Заместитель председателя Экспертной группы исполняет обязанности председателя Экспертной группы в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии и председателя Экспертной группы.

Ответственный секретарь Экспертной группы готовит материалы к заседанию Экспертной группы и проекты решений Экспертной группы, осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Порядком и по поручению председателя Экспертной группы.

16. Основными функциями Комитета являются:

организация деятельности аттестационной комиссии;

координация работы Экспертных групп;

определение места проведения заседаний Экспертных групп;

определение способов, методов и технологий оценки квалификации специалистов;

рассмотрение необходимости использования вариативных способов аттестации: дистанционная с использованием телекоммуникационных технологий (далее — дистанционная аттестация), выездное заседание;

направление в орган государственной власти или организацию, создавшие аттестационную комиссию, предложений по проведению выездного заседания Экспертной группы или дистанционной аттестации, учитывающих уровень загруженности Экспертной группы, основания, по которым планируется проведение выездного заседания Экспертной группы или дистанционной аттестации, число специалистов, желающих пройти аттестацию, наличие оборудованных помещений, возможность соблюдения требований, установленных настоящим Порядком;

подготовка и направление на утверждение в орган государственной власти или организацию, создавшие аттестационную комиссию, проекта распорядительного акта органа государственной власти или организации о присвоении специалистам, прошедшим аттестацию, квалификационных категорий;

организация рассмотрения спорных вопросов, в том числе в случае несогласия специалиста с решением Экспертной группы, и принятие по ним решений;

ведение делопроизводства аттестационной комиссии.

17. Экспертные группы осуществляют следующие функции:

рассматривают документы, представленные специалистами в соответствии с настоящим Порядком;

готовят заключения по отчетам, представленным в соответствии с настоящим Порядком;

проводят тестовый контроль знаний и собеседование;

принимают решения по вопросам присвоения квалификационной категории специалистам.

18. Основной формой деятельности аттестационной комиссии являются заседания.

Заседания Комитета проводятся при необходимости по решению председателя Комитета, заседания Экспертных групп проводятся не реже одного раза в месяц.

Комитет и Экспертные группы самостоятельно определяют порядок ведения своих заседаний и деятельности в перерывах между заседаниями с учетом положений настоящего Порядка.

Заседание Комитета или Экспертной группы считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Комитета или Экспертной группы.

19. Решение Комитета и Экспертной группы принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комитета или Экспертной группы. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Комитета или Экспертной группы является решающим.

При рассмотрении вопроса о присвоении квалификационной категории специалисту, являющемуся членом аттестационной комиссии, последний не участвует в голосовании.

Решение Комитета и Экспертной группы оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Комитета или Экспертной группы, присутствовавшими на заседании Комитета или Экспертной группы.

Член Комитета или Экспертной группы, не согласный с принятым решением, имеет право в письменной форме изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Комитета или Экспертной группы.

III. Проведение аттестации

20. Специалисты, изъявившие желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, представляют в аттестационную комиссию следующие документы*:

заявление на имя председателя аттестационной комиссии, в котором указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) специалиста, квалификационная категория, на которую он претендует, наличие или отсутствие ранее присвоенной квалификационной категории, дата ее присвоения, согласие на получение и обработку персональных данных с целью оценки квалификации, личная подпись специалиста и дата;

заполненный в печатном виде аттестационный лист, заверенный отделом кадров организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист, по форме согласно рекомендуемому образцу (приложение N 1 к настоящему Порядку);

отчет о профессиональной деятельности (далее — отчет), лично подписанный специалистом, согласованный с руководителем и заверенный печатью организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист (отчет должен содержать анализ профессиональной деятельности за последние три года работы — для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год работы — для специалистов со средним профессиональным образованием, включая описание выполненных работ, данные о рационализаторских предложениях и патентах, выводы специалиста о своей профессиональной деятельности, предложения по ее совершенствованию);

копии документов об образовании (диплом, удостоверения, свидетельства, сертификаты специалиста), трудовой книжки, заверенные в установленном порядке;

в случае изменения фамилии, имени, отчества — копия документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени, отчества;

копия документа о присвоении имеющейся квалификационной категории (при наличии).

В случае отказа руководителя организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист, в согласовании отчета специалисту выдается письменное разъяснение руководителя организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист, о причинах отказа, которое прилагается к заявлению на получение квалификационной категории.

21. Документы направляются в адрес органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, посредством почтовой связи или представляются лично специалистом не позднее четырех месяцев до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории, в противном случае квалификационный экзамен может быть проведен позднее даты окончания срока действия имеющейся квалификационной категории.

22. Документы, поступившие в аттестационную комиссию, регистрируется ответственным секретарем Комитета в журнале регистрации документов в день их поступления в аттестационную комиссию.

Ведение и хранение журнала регистрации документов обеспечивает ответственный секретарь аттестационной комиссии.

Ответственный секретарь Комитета проверяет наличие предусмотренных настоящим Порядком документов, необходимых для рассмотрения аттестационной комиссией вопроса о присвоении специалисту квалификационной категории, а также правильность оформления заявления и аттестационного листа специалиста и в течение семи календарных дней со дня регистрации документов передает их на рассмотрение председателю Комитета.

В случае отсутствия предусмотренных настоящим Порядком документов, необходимых для рассмотрения аттестационной комиссией вопроса о присвоении специалисту квалификационной категории, неправильно оформленного заявления или аттестационного листа специалиста ответственный секретарь Комитета в течение семи календарных дней со дня регистрации документов направляет специалисту письмо об отказе в принятии документов с разъяснением причины отказа.

По результатам устранения оснований, послуживших причиной отказа в принятии документов, специалист вправе повторно направить документы в аттестационную комиссию.

Повторное рассмотрение аттестационной комиссией документов осуществляется в сроки, установленные настоящим Порядком для рассмотрения документов и исчисляемые с момента повторного поступления документов в аттестационную комиссию.

23. Председатель Комитета не позднее четырнадцати календарных дней со дня регистрации документов определяет Экспертную группу для проведения аттестации и направляет председателю Экспертной группы поступившие документы.

24. Не позднее тридцати календарных дней со дня регистрации документов Экспертной группой проводится их рассмотрение, утверждается заключение на отчет и назначается дата и место проведения тестового контроля знаний и собеседования.

Заключение на отчет должно содержать оценку теоретических знаний и практических навыков специалиста, необходимых для присвоения ему заявляемой квалификационной категории, включая:

владение современными методами диагностики и лечения;

участие в работе научного общества и профессиональной ассоциации;

наличие публикаций.

Решение Экспертной группы о назначении даты и места проведения тестового контроля знаний и собеседования доводится до специалиста не позднее чем за тридцать календарных дней до даты проведения тестового контроля знаний и собеседования, в том числе посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте в сети Интернет или информационных стендах органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию.

Тестовый контроль знаний и собеседование проводятся не позднее семидесяти календарных дней со дня регистрации документов.

25. Тестовый контроль знаний предусматривает выполнение специалистом тестовых заданий и признается пройденным при условии успешного выполнения не менее 70 % общего объема тестовых заданий.

26. Собеседование проводится членами Экспертной группы по теоретическим и практическим вопросам профессиональной деятельности специалиста при условии успешного прохождения им тестового контроля знаний.

27. По результатам квалификационного экзамена Экспертная группа принимает решение о присвоении или об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории.

Решение о присвоении или об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории принимается Экспертной группой не позднее семидесяти календарных дней со дня регистрации документов.

Решение Экспертной группы об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории принимается по следующим основаниям:

наличие в заключении на отчет отрицательной оценки теоретических знаний или практических навыков специалиста, необходимых для получения заявляемой им квалификационной категории;

наличие неудовлетворительной оценки по итогам тестового контроля знаний;

неявка специалиста для прохождения тестового контроля знаний или собеседования.

28. Решение Экспертной группы о присвоении или об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории оформляется протоколом заседания Экспертной группы согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и заносится в аттестационный лист специалиста ответственным секретарем Экспертной группы.

29. При отказе в присвоении специалисту квалификационной категории в протоколе указываются основания, по которым Экспертная группа приняла соответствующее решение.

30. Оформленный в установленном настоящим Порядком протокол Экспертной группы, содержащий решения о присвоении или об отказе в присвоении квалификационных категорий, в течение пяти календарных дней с момента подписания протокола Экспертной группы направляется председателем Экспертной группы в Комитет.

31. Комитет не позднее девяноста календарных дней со дня регистрации документов подготавливает и представляет к утверждению распорядительный акт органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, о присвоении специалистам, прошедшим аттестацию, квалификационных категорий.

32. Орган государственной власти или организация, создавшие аттестационную комиссию, не позднее ста десяти календарных дней со дня регистрации документов издают распорядительный акт о присвоении специалистам, прошедшим аттестацию, квалификационной категории.

33. Не позднее ста двадцати календарных дней со дня регистрации документов ответственный секретарь аттестационной комиссии направляет посредством почтовой связи или выдает на руки специалисту выписку из распорядительного акта органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, о присвоении ему квалификационной категории.

34. Выдача на руки (направление почтовой связью) выписки из распорядительного акта органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, о присвоении специалистам, прошедшим аттестацию, квалификационных категорий регистрируется в журнале регистрации документов.

35. Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано в органе государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, в течение одного года с даты принятия аттестационной комиссией обжалуемого решения.

* В случае наличия документов, выданных на территории иностранного государства и оформленных на иностранном языке, специалист представляет заверенный в установленном порядке перевод документов на русский язык.

Биологам и врачам-лаборантам

На письмо о проблеме стимулирующих выплат биологам по родовым сертификатам получен ответ из МЗ РФ. Заключение ответа:

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников региональных и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопрос о стимулировании труда медицинских работников (в данном случае биологам клинико-диагностических лабораторий и врачам-лаборантам с высшим немедицинским образованием) может быть решен путем установления стимулирующей надбавки за увеличение объема выполненной работы в соответствии с тем, что Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N2 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N2 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных учреждений здравоохранения, включая установление и применение доплат и надбавок.

ВРАЧ-ЛАБОРАНТ

Должность врача-лаборанта сохранилась в КДЛ для специалистов с немедицинским образованием, принятых на работу на эту должность до 01 октября 1999 года, согласно приказу от 23.07.2010г № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Разрешением на работу врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории является наличие таковой должности в номенклатуре должностей в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», вступившего в силу 7 апреля 2013г.

Деятельность на должности врача-лаборанта не требует наличия сертификата специалиста в связи с отсутствием медицинского образования, в отличие от должности врача клиникой лабораторной диагностики, требующей наличия медицинского образования, следовательно, и сертификата в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»:

«… 2. Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный № 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный № 17160), и Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г., регистрационный № 20144)….»

Прежде всего, врач-лаборант – это должность (приказ МЗ РФ от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»), которую занимают специалисты с немедицинскими специальностями, и которых нет в списке специальностей, указанных в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 апреля 2009г. № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», которым для своей деятельности необходимо получить сертификат специалиста.

Исходя из вышеизложенного, нет необходимости в создании дополнительного документа, предусматривающего возможность работы врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории без сертификата.

Неверным является утверждение, что в России врачи с медицинским образованием в КДЛ практически не работают, и что 80% сотрудников лабораторий являются специалистами с немедицинским образованием.

Анализ реестра клинико-диагностических лабораторий, создаваемый в соответствии с письмами от 14.05.2013г №17-3-1856 и №17-3-1857 Департамента специализированной медицинской помощи и медицинской реабилитации Минздрава России, показал, что по данным, полученным из 70 регионов Российской Федерации, в клинико-диагностической лаборатории в настоящее время трудятся 9606 физических лиц с медицинским образованием на должностях врачей клинической лабораторной диагностики, и лишь 6835 специалистов с немедицинским образованием на должностях биологов и врачей-лаборантов. Однако, нужно признать необходимость изменения квалификационных характеристик врача клинической лабораторной диагностики и специалистов с немедицинским образованием, изложенных в приказе от 23.07.2010г №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», так как они в существующем изложении дублируют друг друга.

Также неверным является утверждение, что в ведущих странах мира в лабораториях работают специалисты с высшим немедицинским образованием. В большинстве развитых стран мира существует чёткое разделение на специалистов с медицинским образованием – «врачей-патологов», востребованность которых очень высока в профессиональном плане среди лечащих врачей, но не по численности, они объективно составляют очень малую долю среди специалистов лабораторной медицины, являясь консультантами сразу многих лечащих врачей, и на биологов, занимающихся исследовательской работой в лаборатории, их численность тоже мала. Основную массу сотрудников лаборатории составляют технические специалисты без высшего образования, что обусловлено высокой степенью автоматизации и централизации лабораторных процессов.

Нельзя согласиться с утверждением, что работа в клинико-диагностических лабораториях построена без разделения между специалистами с медицинским и биологическим образованием, и с требованием уравнять всех работников лабораторной службы. Как указано выше, на примере зарубежных коллег, деятельность таких специалистов кардинально отличается. То, что в отечественных лабораториях наблюдается отсутствие данного разделения – это проблема современной отечественной лабораторной службы, обусловленная её историческим развитием, но решаемая в настоящее время совместными усилиями профильной комиссии по клинической лабораторной диагностике и Минздравом России.

Льготы медицинских работников доступны врачам-лаборантам без дополнительного законодательного акта, как медицинским работникам, в соответствии с пунктом 13 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающим, что медицинским работником может являться лицо с немедицинским «иным» образованием, но занимающееся медицинской деятельностью.

Большинство стимулирующих доплат к должностным окладам также уже регламентированы существующими документами, из которых следует, что подавляющий перечень доплат осуществляется за реализацию мероприятий, в которых участвуют не конкретные врачи или иные специалисты, а должности, которые предполагают наличие высшего или среднего образования и определённых функциональных обязанностей. Например, основными такими документами являются Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011г. № 369-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 N 85 (ред. от 09.02.2013) «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», которые не ограничивают круг врачей-специалистов требованием о наличии высшего медицинского образования, соответственно, и сертификата специалиста.

Конфликты, возникающие с работодателем, по перечисленным выше вопросам необходимо решать через общественные профессиональные организации, профсоюзный комитет или судебное разбирательство. При необходимости члены профильной комиссии Минздрава России по клинической лабораторной диагностике всегда готовы представить своё экспертное мнение в защиту интересов врачей-лаборантов и биологов по данной проблеме, о чём было объявлено на Форуме «Национальные дни лабораторной медицины в России», проведённом в соответствии с планом научно-практический мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год (пункт 50) Приказа Минздрава России от 26 февраля 2013 г. № 93 «Об утверждении Плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год» с 01 по 03 октября 2013 года.

ВРАЧ-БАКТЕРИОЛОГ с высшим немедицинским образованием

Специальность врача-бактериолога – медицинская специальность, которую в соответствии со статьёй 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года N415н г.Москва «Об утверждении квалификацилнных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», а также приложения 3 приказа Минздравмедпрома России от 19.01.1995 г. № 8 «О развитии и совершенствовании лабораторий клинической микробиологии (бактериологии) лечебно-профилактических учреждений» могут занимать только специалисты с медицинским образованием, имеющие соответствующий сертификат специалиста.

Однако, в соответствии с ранее действовавшим приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 г. № 418 «Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», утвержденного приложением 1 к приказу министерства здравоохранения ссср от 21.10.1974 г. № 990″ лица, имеющие высшее профессиональное образование по специальности «Биолог», были допущены к занятию должностей врачей-бактериологов.

Указанный порядок допуска действовал до выхода приказа Минздрава России от 25.12.1997 г. № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», который предоставлял право руководителю медицинской организации вводить в медицинской лаборатории должность биолога.

Поэтому, специалисты с высшим биологическим образованием, принятые на должности врачей-лаборантов до 1997 года, могут продолжать профессиональную деятельность в занимаемых должностях врачей-бактериологов без наличия сертификата, так как отсутствие высшего медицинского образования не позволяет этим специалистам выдавать сертификат по специальности «Бактериология».

Указанные специалисты могут занимать должности руководителей медицинских лабораторий в соответствии с пунктом 6 приказа № 541н от 23 июля 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» при наличии рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации.

Как проходит аттестация медработников для получения квалификационной категории

Что требует законодательство

Получение категории медицинских работников проходит в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н. Документ устанавливает порядок получения категории медицинских работников, а также сроки, в которые процедура проводится. С принятием нового Приказа утратил силу прежний — от 25.07.2011 № 808н. Категории, установленные медработникам до вступления в силу нового документа, действуют до окончания периода, на который они были определены.

Аттестация дает возможность оценить, в достаточной ли степени медработник владеет теоретическими и практическими знаниями для работы в той сфере медицины, в которой он трудится.

По правилам из пункта 5 Приказа 240 н, период, на протяжении которого действует имеющаяся категория, — 5 лет с момента подписания приказа о присвоении, а категория является действительной на всей территории нашей страны. Любой медработник может пройти переаттестацию в том регионе РФ, в котором желает: процедура не привязана к месту жительства.

Когда проводится аттестация

Аттестация медработников для получения квалификационной категории проводится 1 раз в 5 лет.

Медработник может выразить желание получить более высокую категорию уже через 3 года после утверждения распорядительного документа о присвоении действующей, в соответствии с п. 6 Приказа 240н.

Кто и где проводит аттестацию

Приказ 240н, содержащий сведения о порядке получения квалификационных категорий медицинскими работниками, определяет, что для проведения аттестации необходимо создать специальную аттестационную комиссию.

В зависимости от того, какого уровня орган формирует комиссии, они могут быть:

  • центральными;
  • ведомственными;
  • территориальными.

Кто проходит аттестация

Утвержденный Приказом № 240н порядок действует в отношении медработников, имеющих:

  • среднее медицинское или фармацевтическое образование;
  • высшее профобразование и трудящихся в медицинской, фармацевтической сферах.

Пройти процедуру могут медработники в соответствии с перечнем специальностей, определенных:

  • Приказом Минздрава РФ от 07.10.2015 № 700н (содержит номенклатуру по специалистам с высшим мед. и фармацевтическим образованием);
  • Приказом Минздрава РФ от 16.04.2008 № 176н (содержит номенклатуру по специалистам со средним мед. и фармацевтическим образованием);
  • Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н (содержит номенклатуру по медработникам с иным высшим профобразованием, ведущим фармацевтическую деятельность).

Категории медработников для получения квалификационной категории четко установлены как в части знаний и навыков, так и стажа.

Требования к специалистам

Медработник, претендующий на получение категории, должен соответствовать требованиям, определенным п. 8-10 Приказа 240 н.

Направление требований

Уровень категории

II категория

I категория

Высшая

Теоретическая и практическая подготовка

Наличие теоретической или практической подготовки в сфере профдеятельности.

Наличие теоретической или практической подготовки:

  • в сфере профдеятельности;
  • в смежных сферах.

Наличие:

  • теоретической или практической подготовки высокого уровня в сфере профдеятельности;
  • знаний по смежным направлениям.

Применение актуальных методов

Применение актуальных методов по направлениям:

  • диагностика;
  • профилактика;
  • лечение;
  • реабилитация;
  • лечебно-диагностическая техника.

Информирование, анализ, систематизация

Наличие навыка:

  • ориентирования в информации научно-технического характера;
  • проведения анализа цифровых, качественных показателей деятельности;
  • формирования отчетов.

Наличие навыка:

  • проведения анализа показателей профдеятельности;
  • ориентирования в информации научно-технического характера.

Участие в решении вопросов организации профдеятельности тактического характера.

Наличие навыка:

  • свободного ориентирования в информации научно-технического характера;
  • применения информации в решении профессиональных проблем;
  • оценки данных с применением спецметодов исследований.

Стаж специальности или по должности

От 3 лет.

От 5 лет.

От 7 лет.

Обязательно ли проходить аттестацию

Приказ о порядке получения квалификационных категорий медицинскими работниками и фармацевтами № 240н в пункте 4 устанавливает проведение процедуры на добровольных основах. Это значит, что медработник вправе самостоятельно принять решение, проходить ли аттестацию.

Итог аттестации — присвоение 2, 1 или высшей категории квалификации — является показателем профессионализма и мастерства. Это дает возможность получать более высокую заработную плату.

Что нужно предоставить в комиссию для аттестации

Положение о порядке получения квалификационных категорий медицинскими работниками отвечает подробно на вопрос, какие документы нужны для получения категории (медсестры или другого специалиста), и включает список, который медработник должен предоставить в комиссию по аттестации.

Список документов

Подробное изложение перечня необходимых для прохождения аттестации документов можно найти в пункте 20 Приказа 240н.

Вид документа

Что указать в документе

Примечания

Заявление в адрес председателя аттестационной комиссии

Указать:

  • Ф.И.О.;
  • категорию, на которую претендует специалист;
  • факт наличия или отсутствия присвоения категории ранее, если была ранее — дата присвоения;
  • наличие согласия на обработку данных личного характера;
  • дату оформления заявления.

Документ оформляется лично.

Аттестационный лист

Форма по приложению 1 к Приказу 240н.

Оформляется в печатном виде и заверяется кадровиком.

Отчет о профдеятельности

Указать:

  • аналитическую информацию о профдеятельности медработника;
  • заключение медработника о собственной профдеятельности и предложения по ее оптимизации.

При наличии высшего образования — за 3 года, среднего — за последний год.

Отчет должен быть:

  • подписан медработником;
  • согласован с его начальником; заверен печатью.

Копия бумаги о смене Ф.И.О.

При наличии.

Копии документов по образованию

Заверенные.

Копия ТК

Заверенная.

Копия документа по присвоению категории ранее

Заверенная.

ВАЖНО! При отказе начальника согласовать отчет медработник должен получить пояснение о причинах в письменном виде и приложить пояснение к документам.

Документы, в соответствии с пунктом 21 Приказа, предоставляются в комиссию по аттестации не позже 4 месяцев до конца периода действия актуальной категории:

  • лично;
  • по почте в адрес учреждения или органа власти, при котором создана комиссия.

ВАЖНО! Если бумаги предоставлены по окончании определенного срока, экзамен может быть проведен по окончании периода действия категории.

Секретарь регистрирует пакет документов в день их поступления: от этой даты в дальнейшем пойдет отсчет сроков различных действий.

Скачать

Как формируется аттестационная комиссия

Для проведения аттестации необходимо сформировать комиссию по аттестации.

Шаг 1. Разработать проект приказа о создании.

Шаг 2. Созвать комиссию. Предусмотреть в ее составе:

  • координационный комитет;
  • экспертные группы или экспертов (в соответствии с тем направлением, по которому пойдет аттестация).

Включить в состав:

  • председателя (и одновременно комитета) — для общего руководства;
  • заместителя председателя (и одновременно комитета) — для исполнения обязанностей председателя при его отсутствии;
  • секретаря — для регистрации и рассмотрения пакетов документов на соответствие установленным требованиям, формирования бумаг для участников;
  • ведущих специалистов учреждений, которые работают в сфере медицины, фармацевтики;
  • представителей профессиональных НКО медицинского направления;
  • представителей того учреждения или органа власти, который формирует комиссию;
  • представителей работодателя;
  • иных лиц.

Шаг 3. Утвердить состав приказом органа власти или учреждения, при котором она создается.

Как проходит аттестация

Медработник может получить категорию по итогам сдачи экзамена, к которому относятся процессы:

  • экспертной оценки отчета по профдеятельности медработника;
  • тестирования;
  • собеседования.

В процессе аттестации комиссия проведет оценку знаний и навыков, которые нужны в профдеятельности. Она правомочна принимать решение при наличии на заседании не меньше ½ от ее состава.

Секретарь формирует протокол по установленной Приказом 240н форме. По факту принятия решения протокол необходимо подписать у присутствовавших:

  • председателя;
  • секретаря;
  • членов комиссии.

Аттестация состоит из нескольких этапов:

№ этапа

Наименование процесса

Кто осуществляет

Срок

Рассмотрение полученных от специалиста бумаг.

Комиссия.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

Разработка и утверждение заключения по отчету о профдеятельности специалиста.

Руководитель медработника.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

Определение даты и места тестирования и собеседования.

Комиссия.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

Информирование специалиста о дате и месте тестирования и собеседования.

Комиссия.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

Можно разместить инфо на стенде или сайте.

Если необходимо, форма проведения может быть дистанционной или выездной.

Тестирование.

Успешное прохождение — это выполнение не меньше 70 % объема задач.

Комиссия.

Не позже 70 календарных дней с даты регистрации документов.

Собеседование (проводится только по результатам успешных итогов теста).

Комиссия.

Не позже 70 календарных дней с даты регистрации документов.

Вынесение решения (присвоить или отказать).

Комиссия может отказать:

  • при наличии отрицательного заключения на отчет медработника о профдеятельности;
  • если тестирование выполнено неудовлетворительно;
  • при пропуске медработником тестирования, собеседования.

Комиссия.

По итогам аттестации.

Оформление решения в протоколе и аттестационном листе.

Члены комиссии, не поддерживающие принятое решение, могут изложить мнение в письменном виде и приложить его к протоколу.

Комиссия.

По итогам аттестации.

Оформление результатов аттестации распорядительным документом по учреждению или органу власти, при котором функционирует комиссия.

Секретарь.

Информирование медработника.

Секретарь.

Направить медработнику выписку из приказа о присвоении не позднее 120 календарных дней с даты регистрации документов с регистрацией факта направления бумаги в журнале.

ВАЖНО! Решение выносится в процессе открытого голосования. Принимается простым большинством от числа участвующих в заседании. Если голоса разделились поровну, решение — за председателем.

Скачать

Что еще нужно знать об аттестации

Медработник может обжаловать решение комиссии в том органе власти или учреждении, при которых она сформирована, не позднее 1 года со дня принятия соответствующего решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *