Безопасность при погрузочно разгрузочных работах

БИЛЕТ №12

1. Действия руководителей и специалистов организаций при авариях и несчастных случаях.

Ответ:
Незамедлительно сообщить об аварии (по установленной форме) в территориальный орган Ростехнадзора России и в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке, предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно — правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковых), орган местного самоуправления, государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, территориальное объединение профсоюзов.
При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, сообщить соответственно в территориальные органы МЧС России, Госкомэкологии России, МПС России.
Сохранить обстановку на месте аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварий и сохранению жизни и здоровья людей.
Принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимает меры по устранению причин и недопущению подобных аварий.
Осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Принимать меры по защите жизни и здоровья работников и окружающей природной среды в случае аварии на опасном производственном объекте.
Руководитель организации несет ответственность за невыполнение вышеперечисленных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Классификация крановых канатов.

Ответ:
1. По конструктивному признаку – канаты одинарной, двойной и тройной свивки.
2. По способу свивки – на обыкновенные раскручивающиеся и нераскручивающиеся.
3. По материалу сердечника — с органическим сердечником из натуральных или синтетических материалов и с металлическим сердечником.
4. По направлению свивки – правой и левой свивки.
5. По сочетанию направлений свивки каната и его элементов в канатах двойной и тройной свивки – на канаты односторонней свивки (направление свивки каната и свивки прядей одинаковые, совпадают в одну сторону) и крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки прядей противоположные), канаты комбинированной свивки (с чередующимися через одну направлениями свивки).
6. По назначению:
Грузовой (подъемный) канат – канат, предназначенный для подъема груза.
Стреловой канат — канат, запасованный на блоках стрелового полиспаста, используемого для изменения вылета.
Тележечный (тяговый канат) — канат, предназначенный для перемещения грузовой тележки по стреле или мосту крана
Несущий канат — канат, предназначенный для перемещения по нему грузовой тележки крана кабельного типа.
Канат стрелового расчала — канат, предназначенный для подвески (удержания) стрелы без запасовки в полиспаст, за исключением запасовки на уравнительном блоке.
Вантовый канат — неподвижный канат, предназначенный для удержания мачты мачтового крана или неподвижной башни кабельного крана.
Замыкающий канат — канат, предназначенный для замыкания грейфера при работе.
Канат оттяжки — канат, связывающий два (неподвижных друг относительно друга) элемента крана.
Монтажный канат — канат, запасованный на блоках монтажного полиспаста, используемого для монтажа крана или его элементов.

3. Какие действия не допускаются при работе крана.

Ответ:
При работе крана не допускаются:
а) вход в кабину крана во время его движения;
б) нахождение людей возле работающего стрелового крана во избежание зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана;
в) перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка;
г) перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми. Подъем людей кранами мостового типа может производиться в исключительных случаях, предусмотренных руководством по эксплуатации крана, и только в специально спроектированной и изготовленной кабине после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность людей. Такая работа должна производиться по специальной инструкции, согласованной с органами Ростехнадзора;
д) подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившегося после слива;
е) подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюком крана при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов;
ж) освобождение краном защемленных грузом стропов, канатов или цепей;
з) оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания. Для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения должны применяться крючья или оттяжки соответствующей длины;
и) выравнивание перемещаемого груза руками, а также поправка стропов на весу;
к) подача груза в оконные проемы, на балконы и лоджии без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;
л) использование концевых выключателей в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов, за исключением случая, когда мостовой кран подходит к посадочной площадке, устроенной в торце здания;
м) работа при отключенных или неисправных приборах безопасности и тормозах;
н) включение механизмов крана при нахождении людей на кране вне его кабины (на галерее, в машинном помещении, на стреле, башне, противовесе и т.п.). Исключение допускается для лиц, ведущих осмотр и регулировку механизмов, электрооборудования и приборов безопасности. В этом случае механизмы должны включаться по сигналу лица, производящего осмотр;
о) подъем груза непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой, а также механизмами подъема и телескопирования стрелы;
п) посадка в тару, поднятую краном, и нахождение в ней людей;
р) нахождение людей под стрелой крана при ее подъеме и опускании без груза.

4. Меры безопасности при погрузке-разгрузке автомобилей.

Ответ:
Не разрешается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине автомашины. В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов должны быть установлены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Погрузка груза в автомашины и другие транспортные средства должна производиться таким образом, чтобы была обеспечена удобная и безопасная строповка его при разгрузке. Погрузка и разгрузка полувагонов, платформ, автомашин и других транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия и обеспечения их неподвижности.

5. Обязанности крановщика во время работы крана.

Ответ:
При производстве работ крановщик должен руководствоваться следующими правилами:
1) включать механизмы крана можно только по сигналу стропальщика. Если стропальщик подает сигнал, действуя вопреки производственной инструкции для стропальщиков, то крановщик этот сигнал выполнять не должен. За повреждения, причиненные действием крана вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несут ответственность, как крановщик, так и стропальщик, подавший неправильный сигнал. Обмен сигналами между стропальщиком и крановщиком должен производиться по установленному на предприятии (в организации) порядку. Сигнал “Стоп” крановщик обязан выполнять независимо от того, кто его подает;
2) перед подъемом или опусканием груза следует предупредить подачей звукового сигнала, стропальщика и всех находящихся на месте ведения работ о необходимости уйти из зоны перемещения груза и зоны возможного падения груза, на безопасное расстояние (при подъеме груза на высоту до 20 метров опасная зона равна 7 метрам, до 10 метров – 4 метра). Перемещение груза можно производить только при отсутствии людей в зоне работы крана. Эти требования крановщик должен выполнять также при подъеме и перемещении грейфера или грузоподъемного магнита. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз находится на высоте не более 1000 мм от уровня площадки;
3) перед подъемом или опусканием груза крановщик должен убедиться в том, что навешиваемые кольца навесных приспособлений находятся в зацеплении зева кранового крюка, канаты крана находятся в вертикальном положении и предназначенный для подъема груз не может за что-либо зацепиться;
4) пуск и остановку механизмов крана крановщик должен производить плавно, не допуская раскачивания груза. Не допускается переводить механизмы с прямого хода на обратный ход до полной их остановки, за исключением тех случаев, когда это необходимо для предотвращения аварий или несчастного случая;
5) при загрузке вагонеток, автомашин и прицепов, железнодорожных полувагонов, платформ и других транспортных средств поднимать и опускать груз разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чем крановщик должен предварительно убедиться. Разгрузка и загрузка полувагонов крюковыми кранами должны производиться по технологии, утвержденной предприятием — владельцем крана;
6) крюк подъемного механизма следует устанавливать над грузом так, чтобы при подъеме груза исключить наклонное положение грузового каната;
7) при подъеме груза необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200-300 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, надежности крепления груза и исправности действия тормозов, после чего можно производить его подъем на нужную высоту;
8) перемещаемые в горизонтальном направлении грузы или грузозахватные приспособления следует предварительно приподнять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;
9) при перемещении груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии людей между перемещаемым грузом и вагонами, стенами, колоннами и другими сооружениями. Укладку грузов в полувагоны, на платформы и в вагонетки, а также снятие их при выгрузке следует производить, не нарушая равновесие полувагонов, вагонеток и платформ;
10) мелкоштучные грузы следует перемещать в специально предназначенной для этого таре. При этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при погрузке его (и разгрузке на землю) на автомашины, прицепы, в железнодорожные полувагоны и на платформы;
11) перед подъемом груза из колодца, канавы, траншеи, котлована и т.п. и перед опусканием груза следует путем опускания свободного (ненагруженного) крюка предварительно убедиться в том, что при его низшем положении на барабане остаются навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством;
12) укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;
13) необходимо внимательно следить за канатами и в случае спадания их с барабанов или блоков, образования петель или обнаружения повреждений следует приостановить работу крана;
14) при одновременном действии нескольких кранов на одном крановом пути во избежание их столкновения крановщики должны соблюдать меры безопасности, изложенные в проекте производства работ или технологической карте, следить за тем, чтобы расстояние между габаритами кранов или поднимаемых грузов было не менее 1 метра;
15) при наличии у крана двух механизмов подъема одновременная их работа не разрешается. Крюк неработающего механизма должен быть всегда поднят в верхнее положение и освобожден от грузозахватного механизма;
16) перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы;
17) при перемещении длинномерных и крупногабаритных грузов они должны направляться стропальщиком при помощи крюков или оттяжек;
18) строповка грузов должна производиться в соответствии с утвержденными схемами строповки. Перемещение груза, на который не разработана схема строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Стропы общего назначения нужно подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°;
19) при работе крана с крюком, подъемным электромагнитом или грейфером опускание груза, электромагнита или грейфера необходимо производить только двигателем;
20) опускать перемещаемый груз разрешается только на предусмотренное проектом производства работ или технологической картой место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены соответствующей прочности подкладки. Укладку и разборку грузов следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;
21) кантовка грузов кранами может производиться на кантовальных площадках или в специально отведенных местах. Выполнение такой работы разрешается по разработанной технологии, в которой должны быть отражены последовательность выполнения операций, способ строповки груза и указания по безопасному выполнению работ.

1. Обязанности стропальщика при производстве работ грузоподъемными машинами.

Обязанности стропальщика состоят в соблюдении установленного порядка работ и требований безопасности, указанных в инструкции стропальщика, картах погрузки-разгрузки, схемах строповки, картах складирования и других технологических регламентах с которыми стропальщика руководитель работ должен ознакомить по роспись.

2. Меры безопасности при погрузке (разгрузке) железнодорожных полувагонов (платформ) грузоподъемными машинами.

Согласно карт погрузки-разгрузки. Под руководством ответственного лица за безопасное производство работ. с применением навесных лестниц, эстакады. Нахождение людей в полувагоне при загрузке и разгрузке не допускается. Укладку грузов производят в соответствии с нормами МПС России.

3.Оказание первой помощи пострадавшему при ожогах.

Термических ожоги степени тяжести делятся на 3 группы: 1,2,3, начиная от легкого покраснения до тяжелого омертвления обширных участков кожи.Обоженную поверхность следует перевязать как обычную рану. После этого

следует направить пострадавшего в лечебное учреждение. При ожогах запрещается: вскрывать пузыри; чем – либо смазывать; отрывать приставшую одежду или мастику.

При химических: крепкими кислотами (серной азотной соляной) пораженное место должно быть промыто под струей воды в течении 10 мин. Далее промывают раствором марганца 5% или 10% питьевой соды (1 ч.л. на стакан воды) после этого покрыть марлей с льняным или оливковым маслом и известковой воды. Щелочами: промыть под струей воды в течении 10 мин. После этого промыть слабым раствором уксусной или борной кислоты(1 ч.л. на стакан воды) Пораженное место покрыть марлей.

4. В чем должен убедиться стропальщик перед подачей сигнала «поднять груз».

Убедиться, что груз не «мертвый»(ничем не удерживается), проверить отсутствие на поднимаемом грузе незакрепленных деталей и инструмента. Перед подъемом труб проверить отсутствие в них льда , камней и др. предметов. Убедиться в отсутствие людей возле поднимаемого груза выйти самому из «опасной» зоны.

5. Способы кантовки грузов. Меры безопасности при выполнении работы.

Кантовка это операция связанная с переворачиванием груза.

Крупногабаритные и единичные грузы переворачивают с применением грузоподъемных машин тремя способами – на весу(плавное переворачивание груза), на упор(Деталь краном опускается на край подставки –упор так, чтобы центр тяжести пришелся вне опоры. При опускании крюка крана деталь переворачивается) и на бросок(переворачивание со свободным падением).

Кантовка должна выполняться на кантовальных площадках или в специально отведенных местах. Выполнение такой работы разрешается по заранее составленной технологии, определяющей последовательность выполнения операции, способ строповки груза и указания по безопасному выполнению работ.

При кантовке стропальщик должен находиться сбоку от груза на расстоянии высота груза + 1 метр.

Обязанности ответственного за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ

Тема № 4

Безопасность — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, а уровень риска деятельности не превышает приемлемый уровень. Безопасность – это система мер защиты человека (и среды его обитания) от опасностей, формируемых конкретной деятельностью. Систему безопасности формируют нормативно-правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические меры.

На небольшом предприятии ответственный за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ, как правило, один, а на крупном предприятии ответственный за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ может назначаться на каждом участке, в каждом цехе, подразделении предприятия, где производится тот ли иной вид погрузочно-разгрузочных работ (склад, цех №1, цех №2 и т.д.).

Ответственный за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ должен знать технологию выполняемых работ, пройти проверку знаний по охране труда и безопасности труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Он должен знать рабочие инструкции либо технологические инструкции погрузочно-разгрузочных работ (если таковые имеются на предприятии) работников рабочих профессий, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы, их производственные инструкции при выполнении погрузочно-разгрузочных работ повышенной опасности, а также должностные инструкции специалистов, участвующих в погрузочно-разгрузочных работах (в части их обязанностей применительно к погрузочно-разгрузочным работам).

Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение грузов с применением подъемных сооружений (далее – ПС), складирование грузов с применением ПС выполняются в соответствии с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (ФНП) «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используется подъемные сооружения» (утверждены приказом Федеральной службы по экологическо-му, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) №533 от 12.11.2013 г.).

В соответствии с «Правилами безопасности опасных производственных объектов, на которых используется подъемные сооружения» на предприятии, эксплуатирующем подъемные сооружения, должен быть утвержден поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации, в том числе ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.

Ответственный за безопасное производство работ с применением ПС должен знать устройство и правила безопасной эксплуатации подъемных сооружений, а также требования промышленной безопасности.

Специалисты, ответственные за безопасное производство работ с применением ПС, назначаются приказом по предприятию после обучения и аттестации в аттестационной комиссии. Периодическая аттестация специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением ПС, проводится один раз в пять лет. Они проходят обучение и проверку знаний (аттестацию) по промышленной безопасности и проверку знаний (аттестацию) в области подъемных сооружений в аттестационной комиссии Ростехнадзора или в комиссии предприятия, если таковая на предприятии имеется.

Для ответственного за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ на предприятии разрабатывается инструкция, в которой указываются его обязанности и права при погрузочно-разгрузочных работах и работах по размещению грузов как ответственного руководителя этих работ.

Работник, назначенный приказом руководителем предприятия в качестве лица, ответственного за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ, обязан пройти обучение по безопасности в области охраны труда в специализированной обучающей организации либо на предприятии и проверку знаний в области охраны труда в обучающей организации либо в комиссии своего предприятия, если таковая на предприятии имеется. Обучение и проверка знаний в области охраны труда производится в соответствии с «Порядком обучения по охране труда и проверки знаний охраны труда работников организаций» (Постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. №1/29).

Ответственный за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ, кроме того, проходит дополнительное обучение либо на своем предприятии по программе обучения для ответственного за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ либо по программе в специализированной обучающей организации – с последующей проверкой знаний.

Ответственный за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ обязан:

  • помнить, что если в документации на транспортировку груза указаны конкретные съемные грузозахватные приспособления, тара и другие вспомогательные средства, следует применять именно их;
  • помнить, что приступать к погрузочно-разгрузочным работам и размещению грузов разрешается только после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей на рабочих местах;
  • перед началом работ обеспечить обозначение охранной зоны в местах производства погрузочно-разгрузочным работ;
  • помнить, что погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне линии электропередачи выполняются при наличии письменного разрешения владельца этой линии электропередачи;
  • знать, при каких неисправностях не допускаются к эксплуатации грузоподъемные механизмы, съемные грузозахватные приспособления;
  • проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, грузозахватных устройств, такелажа, подмостей, покатов и прочих погрузочно- разгрузочных приспособлений; работа на неисправных механизмах и неисправным инвентарем запрещается;
  • проверить состояние грузовых цепей, если они будут использоваться в погрузочно-разгрузочных операциях;
  • проверить состояние канатов и строп; канаты и стропы подлежат осмотру до и после их использования;
  • проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства этих работ;
  • проверить наличие у работников, осуществляющих работы, средств индивидуальной защиты соответственно выполняемому профилю погрузочно-разгрузочных работ;
  • проверить исправность коллективных средств защиты в местах производства работ;
  • следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ;
  • обеспечить при погрузке и разгрузке пожаровзрывоопасных и пожароопасных грузов использование специальных приспособлений, обеспечивающих безопасные условия проведения работ (козлы, стойки, щиты, трапы, носилки, специальные тележки и т.п.);
  • обеспечить при этом для стеклянной тары специальные носилки или тележки, имеющие гнезда или исправные корзины с ручками;
  • обеспечить первичными средствами пожаротушения места погрузки, и разгрузки пожаровзрывоопасных и пожароопасных грузов;
  • обеспечить исправным стационарным или временным электрическим освещением во взрывозащищенном исполнении места погрузки и разгрузки пожаровзрывоопасных и пожароопасных грузов;
  • при возникновении аварийных ситуаций или опасности травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности;
  • если погрузочно-разгрузочные работы и работы по размещению грузов согласно нормативной документации должны производиться по проектам производства работ или технологическим картам, ответственный за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ отвечает за их наличие и применение при выполнении работ;
  • непосредственно руководить некоторыми работами согласно «Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».

Ответственный за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ непосредственно руководит следующими работами:

  1. ручной погрузкой и разгрузкой грузов массой от 80 до 500 кг;
  2. подъемом груза с помощью грузоподъемной машины в случае отсутствия данных по массе и центру тяжести поднимаемого груза;
  3. погрузкой и разгрузкой грузов, на которые не разработаны схемы строповки;
  4. перемещение грузов больших размеров с помощью погрузчика;
  5. подъемом и опусканием длинномерных грузов при их перемещении работниками вручную на плечах;
  6. работами по разгрузке смерзшихся грузов;
  7. установкой и работой кранов стрелового типа в охранной зоне линии электропередач или на расстоянии менее 30 метров от ее крайнего провода;
  8. открытием неисправных дверей вагонов при выгрузке из вагонов;
  9. некоторыми погрузочно-разгрузочными работами на сельхозпредприятиях.

Ответственный за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ с применением подъемных сооружений перед началом работ обязан проверить (обеспечить) наличие проектов производства работ (ППР) и технологических карт (ТК) на проведение погрузочно-разгрузочных работ. Ответственность за качество ППР и ТК несет их разработчик.

При проведении работ на высоте, в том числе и погрузочно-разгрузочных работах на высоте, согласно требованиям «Правил по охране труда при работе на высоте» (утверждены приказом Минтруда РФ от 28.03.2104 г. №155н) должны назначаться ответственные за организацию и безопасное проведение работ на высоте. Они должны проходить соответствующее обучение и проверку знаний по работам на высоте.

Таким образом, при проведении погрузочно-разгрузочных работ на высоте ответственный за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ должен пройти соответствующую специальную подготовку как работник, организующий проведение технико-технологических и организационных мероприятий для работ на высоте, т.е. быть обучен как работник 3-ей группы по безопасности работ на высоте (см. «Правила по охране труда при работе на высоте»).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА БЕЗОПАСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Механизация погрузочно-разгрузочных работ

Механизация погрузочно-разгрузочных работ — использование машин и механизмов для погрузки грузов на ж.-д. и автомобильный подвижной состав, выгрузки с него, перегрузки с одного вида транспорта на другой и перемещения грузов внутри складских помещений, на территории грузовых районов, подъездных путях промышленных предприятий и т. п. Основным цель механизации трудоёмких и тяжёлых погрузочно-разгрузочных работ — облегчение труда занятых на их выполнении людей.
На железнодорожный транспорте при переработке грузов, которая является одним из основные производств, этапов, определяющих качество и уровень работы железных дорог, механизация наряду с повышением производительности груда — важное средство сокращения времени простоя подвижного состава, улучшения сохранности грузов и вагонов.
Для осуществления механизации погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожный транспорте применяют различных подъёмно- транспортные погрузочно-разгрузочные машины и оборудование, в зависимости от полноты использования которых в выполнении конкретных операций различают механизированным, комплексно-механизированным и автоматизированным грузопереработку. К механизированной грузопереработке относят работы, при выполнении которых только основные операции производятся машинами (например, захват и перемещение груза из вагона в кузов автомобиля грузоподъёмным краном), а вспомогательные операции — застропка груза, его направление, отстропка, оттяжка при укладке в штабель и т. п.— осуществляются вручную.

Типовые схемы комплексной механизации переработки: а — тарно-штучных грузов, перевозимых в крытых вагонах б— сыпучих и кусковых грузов грейферами; в — сыпучих грузов одноковшовым тракторным погрузчиком и грузоподъёмным краном; г — смёрзшихся грузов с применением виброрыхлителя; д — сыпучих грузов разгрузчиком непрерывного действия; е — универсальных контейнеров; ж — крупнотоннажных контейнеров с применением специальных захватов; 1 — вагон; 2 — склад ангарного типа; 3 — погрузчик; 4 — стеллаж; 5— автомобиль; 6 — штабель груза; 7 — козловой кран; 8 — грейфер; 9 — бункер; 10 — эстакада; 11 — вибратор; 12 — стреловой грузоподъёмный кран; 13 — проезд для транспорта; 14 — склад; 15 — повышенный путь; 16 — механический разгрузчик; 17 — самоходный поворотный конвейер; 18, 19 — контейнеры.
К комплексно — механизированной грузопереработке относят работы, при ведении которых весь производств, процесс от начала до конца операции выполняют машины, а труд людей сведён к управлению этими машинами или осуществлению вспомогательные операций без применения ручного труда. При этом обычно используются специализированным погрузочно-разгрузочные средства, выполняющие определенные операции с рядом однотипных грузов. К таким работам относятся погрузка, выгрузка, сортировка контейнеров; тяжеловесных и тарно-штучных грузов в пакетах (см. Пакетные перевозки); переработка грузов на поддонах; перегрузка лесоматериалов. При выгрузке металлов и изделий из них используют также электромагнитные захваты. Грузопереработка насыпных и навалочных грузов осуществляется с применением грузоподъёмных кранов, ковшовых погрузчиков, экскаваторов, погрузчиков и разгрузчиков непрерывного действия. При перевозке таких грузов в полувагонах и на специализированным подвижном составе осуществляется выгрузка в вагоноопрокидывателях и с применением инерционных разгрузочных машин, на сливных эстакадах, на специально оборудованных повышенных путях. Выгрузку легкосыпучих грузов (цемента, зерна и т. п.) ведут пневматические установками, а в ряде случаев (из бункеров)— самотёком.
Комплексная механизация создаёт предпосылки для организации автоматизированной грузопереработки, при которой могут быть автоматизированы только отд. (главным образом основные) грузовые операции (частичная автоматизация) либо весь процесс может осуществляться без непосредственного участия человека (полная автоматизация).
Показатели оценки механизации работ (в т. ч. комплексной) — уровень и степень механизации. Уровень механизации определяется как отношение объёма работ, выполненных механизированным способом, ко всему объёму погрузочно-разгрузочных работ (в % ), степень механизации — как отношение трудовых затрат при механизации к общим трудовым затратам на весь объём работы (в %). При учёте произведённых работ их оценивают в тонно-операциях, понимая под одной операцией комплекс работ, выполняемых с грузом от момента его захвата рабочим органом машины (или руками человека) до освобождения. К учёту выполненных работ принимаются тонно-операции при перемещении грузов из крытого или открытого склада в вагон или автомобиль (погрузка); из вагона или автомобиля к крытый (или открытый) склад (выгрузка); из вагона в вагон или автомобиль, из автомобиля в вагой (перегрузка); внутри крытого или открытого склада с целью перевески, перекладки, проверки груза, освобождения складской площади и др. (не в процессе погрузки, выгрузки из вагонов и автомобилей), когда в выполнении этих операций возникает производств, необходимость, а также с целью проверки штучных и тарно-упаковочных грузов при расформировании пакетов по требованию грузополучателя (автопредприятия) с последующей погрузкой их на автомобили (внутрискладские операции).
Для выполнения отд. операций погрузки, выгрузки, сортировки грузов и др. погрузочно-разгрузочных работ машины и устройства включаются в определённой технол. последовательности в схему комплексной механизации. Для практического использования разработаны типовые схемы комплексной механизации (см. рис.). Типовая схема комплексной механизации переработки тарно-штучных грузов, перевозимых в крытых вагонах, предусматривает выгрузку груза из вагона, промежуточное складирование, а затем погрузку его электропогрузчиками или малогабаритными автопогрузчиками в автомобили. По этой схеме возможно как напольное, так и стеллажное хранение грузов в складе на стандартных поддонах. Для грузовых станций с небольшим объёмом грузопереработки сыпучих и кусковых грузов схема комплексной механизации предусматривает использование козлового крана грузоподъёмностью 5 г, оснащённого съёмными грейферами вместимостью 1,5—2 м3. В схеме комплексной механизации переработки сыпучих и кусковых грузов на повышенных путях и с помощью одноковшовых тракторных погрузчиков предусмотрена разгрузка грузов из полувагонов самотёком через открытые люки. Наиболее перспективной является схема комплексной механизации, в которой повышенный путь высотой 2,4 м перекрыт двухконсольным козловым краном, оснащённым моторным грейфером для загрузки автомобилей-самосвалов с применением виброрыхлителя смёрзшихся грузов и с использованием вибратора для очистки полувагонов от остатков сыпучих грузов, двух электрическое или пневматических люкоподъёмников. В типовых схемах комплексной механизации выгрузки сыпучих грузов из закрытых складов принята технология работ в основные по варианту «вагон—автомобиль». Для этого используются электропогрузчики и автопогрузчики, оборудованные ковшами, бульдозерно-грейферными захватами. Наибольшую производительность обеспечивает применение разгрузчиков непрерывного действия с рабочими органами, позволяющими выгружать также и слёживающиеся грузы. При выгрузке сыпучих грузов из хопперов и цистерн-цементовозов применяются схемы выгрузки самотёком и с использованием всасывающих устройств автоцементовозов. Комплексная механизация переработки лесоматериалов и тяжеловесных грузов по типовой схеме осуществляется с применением козловых, мостовых и стреловых грузоподъёмных кранов со сменными приспособлениями для захвата металлической, железобетонных изделий, круглого леса и пиломатериалов. Технологический процесс работы контейнерных пунктов предусматривает схему комплексной механизации с использованием двухконсольных козловых кранов, позволяющих осуществлять операции погрузки, выгрузки и сортировки универсальных контейнеров. Для перегрузки контейнеров брутто 3 и 5 т применяются козловые краны грузоподъёмностью 5 т с пролётом 11,3 и 16 м. Застропка, отстропка и перегрузка среднетоннажных контейнеров производятся автостропами. Перегрузку крупнотоннажных контейнеров осуществляют специальными козловыми кранами с пролётом 25 м грузоподъёмностью на захвате 20, 32 и 40 т. Для работы с крупнотоннажными контейнерами их оснащают захватами с жёсткой рамой на один типоразмер контейнеров и с раздвижной телескопия. рамой — на несколько типоразмеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *