Чем отличается мотивация от стимулирования?

КОГДА МОТИВИРОВАНИЕ НЕ РАБОТАЕТ, И ПОЧЕМУ?

Что нужно делать для повышения производительности и результативности труда?- мотивировать или же лучше стимулировать персонал? Чем стимул отличается от мотива?
Давайте ответим на эти вопросы по порядку…

Рассмотрим две фразы: «человек мотивирован» и «у человека есть стимул хорошо работать». В чем отличие?

Стимул – это всегда внешнее побуждение по отношению к человеку. Слово «стимул» произошло из греческого языка, где обозначало палку для понукания скота. Таким образом, сразу становится понятен исходный смысл выражения «примени стимулы для улучшения работы», т.е. возьми палку или плеть и вводи её в действие. В настоящее время смысл этого термина, претерпел изменения, как и претерпели изменения методы, принципы и технологии стимулирования.

Мотив – это комплекс внутренних побуждений человека к совершению действий, его намерение что-либо сделать, желания, стремления, например, намерение хорошо работать.

Если мы сравним значение терминов «стимул» и «мотив», то увидим, что действиями и поступками человека движут именно «мотивы», а не «стимулы». Стимулы (внешние побуждения) лишь призваны возбудить мотивы (внутренние побуждения) внутри человека, т.е. желания и намерения. Пока внешнее побуждение («стимул») не превратится во внутреннее желание и намерение («мотив»), оно не действует на человека.

Таким образом, стимул может стать мотивом, а может им и не стать. Внешний стимул превращается во внутренний мотив, только когда встречается с потребностью человека. Грубо говоря, если волк сыт (потребность в пище в данный момент отсутствует), то он не побежит за зайцем (заяц здесь выступает в роли стимула). Тогда, чтобы заставить волка что-либо сделать, нужно опираться на другие его потребности, например, на потребности в жажде (волк, съев зайца, возможно, захочет пить), безопасности (куда-нибудь спрятаться, чтобы спокойно переварить зайца), сне (отобедав зайцем, волк, возможно захочет подремать), отдыхе, общении с себе подобными, размножении или другие потребности, если они имеются. Если же никаких потребностей не имеется, то мы никаким образом не сможем управлять нашим волком, или если мы не знаем его текущих потребностей, причем, потребностей в их взаимосвязи с другими потребностями, в порядке их приоритетов. Например, каким образом добивались, чтобы птицы не клевали зерно в амбаре. Очень просто — амбар ставили подальше от всех источников воды. Птица, поклевав зерно, сразу же хочет пить. Если до водоема 2 дня лёта, то слетав пару раз туда и обратно, она махнет рукой, вернее, крылом и плюнет на идею – летать на обед к амбару, а за компотом — в другой конец поля, и оставит амбар в покое.

О приоритетах в потребностях человека мы ещё поговорим ниже, а пока выведем формулу эффективного мотивирования:

Стимул * Потребность = Мотив.
А, также выведем формулу продуктивной работы:

Мотив + Условия для продуктивной работы = Продуктивная работа.

Мотив – это причина продуктивной (производительной) работы, намерение человека хорошо трудиться.

Только стимул, встречающий потребность, мотивирует. Стимул, не встретивший потребность человека – не мотивирует. В этом смысле любая мотивация имеет нематериальную основу, поскольку она основана именно на потребностях. Даже если эти нематериальные потребности удовлетворяются материальными стимулами, то человеком всё-равно управляют нематериальные мотивы — его желания.

Таким образом, перед каждым руководителем в свете стимулирования труда персонала, стоит задача — обнаружить потребности каждого конкретного человека, соединять их с внешним стимулом, который наиболее полно удовлетворит обнаруженные потребности человека при условии, что он выполнит нужную для фирмы работу, а также создавать условия для выполнения этой работы в целях удовлетворения своих потребностей.

У людей много потребностей. Больше, чем это кажется с первого взгляда. В список потребностей входят не только деньги. Хотя люди работают за деньги, но на самом деле у них имеется масса других неудовлетворенных потребностей, которые также ждут предложения по их удовлетворению, и делать упор в стимулировании труда только на деньги в лучшем случае – наивно.

В свете постоянно растущей конкуренции на рынке, цель каждой фирмы – добиться от людей продуктивной работы, поскольку на рынке в условиях жесткой конкуренции выживают лишь те, кто смог напрячься, сделать чуть больше других, чуть быстрее, чуть лучше, кто лучше организовал труд персонала и правильно его стимулировал. И главный инструмент для всего этого – правильно выстроенная система стимулирования сотрудников на хорошую работу. Других инструментов добиться от людей хорошей работы не существует. Даже различия в технологиях, которые могут различаться, и организации труда, в конечном счете, зависят от правильного подбора людей, которые занимаются этими вопросами – вопросами применяемых технологий и организацией труда персонала, и их стимулированием на продуктивную работу.

Сами по себе люди не стремятся работать в полную силу, да и вообще не страдают особым рвением к работе, а тем более, не стремятся выкладываться в полную силу — скорее, наоборот, склонны экономить силы и избегать любой лишней работы. Поэтому, любая работа требует стимулирования. Однако, единственно известный многим руководителями принцип принуждения людей к труду «палкой», в условиях свободного рынка — неэффективен, поскольку,

во-первых, на работе насильно никто никого не держит — работа выполняется по взаимному согласию между работодателем и сотрудником, и пытаться так стимулировать персонал, значит, оказаться перед проблемой набора персонала (конечно, можно пригнать солдат с ближайшей воинской части или набрать кадровый хлам, который согласится с таким управлением, но вопрос — зачем он нужен компании?);

а во-вторых, работа, выполняемая под принуждением или страхом крайне неэффективна.

Если человека заставлять каким-то образом работать против его воли, но результат будет намного хуже, чем когда сформировать у него желание и стремление хорошо работать, стимулировать и получить в лице сотрудника — союзника, а не противника. Невозможно заставить человека работать хорошо, набрасываясь на него с угрозами, проклятиями или бранью. А, самое главное, невозможно сколь-нибудь длительное время управлять людьми таким образом. Такой способ управления встречает внутреннее сопротивление людей таким попыткам управления, и вообще расхолаживают желание работать. Приводит это к снижению производительности труда, явному и скрытому бойкоту распоряжений, массовым увольнениям. На сегодняшний день вся жизнь и конкурентная борьба стали настолько напряженными, что добиться чего-либо в жизни можно, лишь мобилизовав все силы и ресурсы. Человек может добиться чего-либо, только имея безграничное желание сделать это. А, заставить человека делать что-то против его воли, то, что он сам НЕ ЖЕЛАЕТ ДЕЛАТЬ, крайне сложно, особенно когда речь идет о ведении деятельности в условиях конкуренции и условиях кадрового голода на рынке рабочей силы, поэтому лучший способ заставить людей работать хорошо – это возбудить в них самих желание хорошо работать, зажечь огонь внутри их самих, а не пытаться разжигать его под ними, не пытаться заставлять их работать против их желания. Результаты труда в том и другом случае будут различаться в разы, а иногда и в десятки раз.

Как правило, руководители пытаются стимулировать персонал деньгами — они говорят: «Сделай это и мы тебе заплатим». В результате — человек сидит и плюет в потолок, ссылаясь на «объективные» причины, или делает вид, что работает, поскольку удовлетворен тем, что имеет, или делает работу, но не с тем качеством, не в те сроки, не так, как нужно организации. Т.е. денежное стимулирование в чистом виде не работает, либо ведет к совершенно противоположным результатам – чем больше платишь, тем меньше работают — аналогия с волком, который сыт и не думает, что завтра опять будет голоден. И чем больше он сыт, тем меньше у него стимулов бежать за появившемся на полянке зайцем.
И получается, что некомпетентное стимулирование — это либо «деньги на ветер», либо вообще невозможность их заработать, поскольку прибавку к зарплате чаще всего рассматривают как должное и за большую зарплату продолжают работать точно также, как и за маленькую, а то и хуже. Меньше платят – совсем прекращают работать исходя из принципа «пусть лишат всех премий и надбавок, зато напрягаться не надо», уволят – устроюсь в другое место, «где достойно оценят мой труд». И часто предложение напрячься и заработать для себя чуть больше — воспринимается людьми как несусветная чушь — им и так неплохо. Угрозы — лишить премий и срезать оклады тоже никак не действуют, вернее, действуют наоборот — люди увольняются, либо вообще прекращают работать, восстанавливая «справедливость». Попытки заставить людей работать из-под палки, бранью и угрозами тоже ни к чему не приводят — человек только сидит и делает вид, что работает, либо думает — как бы сделать так, чтобы меньше кричали. Да и к каждому человеку не приставишь начальника с палкой, который будет стоять возле него постоянно и подгонять, а также контролировать — что он сделал. При этом работа, требующая полной отдачи, в условиях рынка вообще не совмещается с угрозами и страхом.
Профессиональное стимулирование труда — это умелое и компетентное сочетание денежной и недежежной форм стимулирования. Денежное стимулирование без нематериального не работает. А, отсутствие нематериального стимулирования демотивирует, поскольку формирует у персонала ощущение, что ему что-то недодали. Поэтому денежное и неденежное (нематериальное) стимулирование труда должно выполняться одновременно для достижения целей стимулирования и формирования у человека ощущения справедливости вознаграждения за его труд — денежное стимулирование без компетентного нематериального — это «выброшеные на ветер деньги».
Большую роль в мотивировании играет установленная в организации (или сложившаяся стихийно) корпоративная культура. Если в результате Ваших действий Вы создали на работе такое настроение, что находиться на работе уже трудно, то человек, ничего не делая, уже работает и устает. Заставить работать его в таких условиях, значит, заставлять выполнять двойную работу за один оклад, причем выполнять двойную работу человеку придется в уставшем состоянии и состоянии стресса, а значит, выполнять её он будет крайне плохо, безответственно, медленно и с ужасным качеством. Итог такому положению дел – это снижение производительности труда, недовольство уровнем оплаты, требование повысить зарплаты, увольнения. Попытки непрофессионально стимулировать труд персонала (использование стимулов в их исходном значении в виде, условно говоря, «палки») — ведут к прямо противоположным результатам или к массовым увольнениям. Поэтому стимулированием надо заниматься профессионально и компетентно с полным пониманием сути и методов стимулирования, с использованием материальных и нематериальных стимулов.

Главный демотивирующий фактор.

Главный демотивирующий факто — это поощрение плохой работы и наказание хорошей.

Несмотря на кажущуюся абсурдность данной фразы, именно такую ситуацию можно наблюдать в большинстве фирм. Каждый может вспомнить много случаев в своей жизни, когда прямо или косвенно наказывалась хорошая работа, и поощрялась плохая. Как правило, это всегда происходит неявно, поскольку абсурдно делать это явно, а неявно – делай сколько хочешь. Но если руководство не удовлетворено тем, как сотрудники работают, то, как правило, единственная причина плохой работы сотрудников заключается только в одном – в том, что наказывается хорошая работа и поощряется плохая. Если на фирме люди работают из рук вон плохо – ищите ответы на вопрос – как именно Вы поощряете плохую работу и как наказываете хорошую. Данный вид антимотивации встречается во всех организациях, где наблюдается низкая производительность труда, снижаются объемы производства, падает качество.

Часто главный управляющий находится в неведении этого безобразия, сидит в кабинете и не знает — как именно на местах поощряется плохая работа и наказывается хорошая, поэтому спрашивайте об этом персонал, сотрудников, коллег, просите их задуматься над вопросом – где и как они (или кто-то другой) наказывает их, или может наказать за хорошую работу и как поощряется плохая работа. Добивайтесь ответа, не отпускайте, пока ответ не будет получен.

У плохой работы может быть много причин, и чаще всего – это несколько причин, усиливающих одна другую, но, как правило, «поощрение плохой работы и наказание за хорошую» — обязательно присутствует в той или иной форме, когда наблюдается неудовлетворяющая фирму работа персонала.

Что такое стимулирующие выплаты и как они начисляются

Наверно каждый современный сотрудник хотя бы раз в жизни сталкивался с таким понятием, как «стимулирующие выплаты», однако далеко не каждый служащий имеет четко представление относительно его значения и некоторых особенностей.

В большинстве случаев, доход сотрудников различных предприятий или организаций не ограничивается лишь одним окладом. Нередко служащие могут рассчитывать и на получение иных форм выплат. Одной из таких разновидностей и являются выплаты стимулирующего характера. Их можно охарактеризовать как своеобразный бонус, который прибавляется к базовой части оплаты труда.

Сразу следует отметить, что выплаты стимулирующего характера нельзя назвать обязательными, как, например, заработную плату. Их утверждение и последующая выдача сотрудникам основывается исключительно на желании самого работодателя.

Именно из-за того, что стимулирующие выплаты не носят обязательный характер, многих сотрудников волнуют вполне справедливые вопросы о том, каким образом их можно получить, и кому они вообще причитаются.

Важнейшим ресурсом абсолютно любой компании, вне зависимости от ее организационно-правовой формы, а также иных нюансов, являются ее сотрудники. От уровня их профессионализма и отношения к работе нередко зависит успех предприятия. Однако для получения действительно высоких показателей сотрудники должны не просто исполнять свои обязанности надлежащим образом, но и постоянно улучшать собственные навыки. Именно для этого и могут быть использованы различные стимулирующие меры.

Вопрос о назначении стимулирующих выплат всегда является очень индивидуальным. Принять решение относительно их периодичности, точного размера, а также иных важных характеристик, вправе только работодатель. При этом ему нужно думать не только о текущем положении компании, но и пытаться делать максимально точные прогнозы относительно ее будущего развития. То есть введение стимулирующих выплат действительно может стать отличным способом повышения производительности только в том случае, если данный вопрос заранее будет максимально продуман. В противном же случае подобные меры могут привести исключительно к дополнительным денежным расходам и уменьшению текущего бюджета организации.

Законодательные нормы о стимулирующих выплатах

Регулирование порядка и особенностей процесса назначения стимулирующих выплат осуществляется с помощью следующих нормативно-правовых актов:

  1. Федеральные законы, в которых предусматривается возможность получения дополнительных денежных выплат абсолютно всеми работниками, вне зависимости от занимаемых ими должностей, стажа, а также ряда иных факторов.
  2. Положения действующего ТК РФ, в которых определяется порядок назначения стимулирующих выплат, а также назначаются различные дополнительные условия для осуществления данной операции.
  3. Дополнительные приказы, которые могут действовать в определенных профессиональных областях, например, приказ Министерства социального развития, образования и т.д. Как правило, в данных документах содержится более подробная информация относительно порядка стимулирования сотрудников конкретной отрасли.

И, наконец, отдельно следует упомянуть, что определенный порядок предоставления стимулирующих выплат может быть установлен внутри конкретной организации. Для этого работодателем разрабатывается специальное положение. Оно должно включить в себя абсолютно все важные сведения относительно правил и особенностей стимулирования.

Абсолютно вся информация, присутствующая в вышеуказанном документе, должна быть четко разъяснена и самим служащим. К наиболее важным сведениям можно отнести и такие данные, как критерии эффективности. Если говорить простыми словами, они представляют собой определенные характеристики, при соблюдении которых сотрудник может рассчитывать на получение той или иной стимулирующей выплаты. Установление подобных критериев всегда происходит в индивидуальном порядке. При этом учитываются такие важные факторы, как направление деятельности конкретной компании, наличие установленных требований относительно выполнения плана и т.д.

После подготовки положение подписывается директором организации. Далее с ним обязательно должен быть надлежащим образом ознакомлен каждый из сотрудников. В том случае, если у подчиненного не имеется абсолютно никаких возражений по поводу содержания данного документа, он должен поставить свою подпись в положенном месте.

Выплаты стимулирующего характера

Современные нормы трудового законодательства устанавливают, что регулярный доход сотрудника может состоять из нескольких основных частей:

  1. Базовая часть. Ее еще могут называть «оклад». Данная часть устанавливается положениями трудового договора подчиненного, а также иными внутренними документами компании, например, тарифной сеткой, штатным расписанием и т.д. Помимо этого следует упомянуть и об отдельных видах работ, при которых фиксированный оклад как таковой отсутствует. В таком случае, величина регулярного заработка служащего может постоянно разниться, в зависимости от выполненного им объема работ.
  2. Выплаты компенсационного характера. В данную категорию могут входить самые различные денежные суммы, установленные в качестве компенсации сотруднику. Подобная компенсация может предоставляться, например, за опасные или вредные условия труда, за постоянную работу служащего в ненормированном режиме и т.д. То есть, в большинстве случаев, установление компенсационных выплат происходит в ситуациях, когда определенные условия труда несколько отличаются от стандартных правил или нормативов.
  3. Стимулирующие начисления. Данный вид выплаты обладает одной отличительной чертой – она не является обязательной. То есть решение о ее назначении принимается только руководителем, который желает стимулировать своих сотрудников для достижения новых высот.

Что касается условий назначения стимулирующих выплат, а также некоторых иных особенностей данного процесса – все это может регулироваться не только действующими положениями трудового законодательства, но и решением некоторых органов. К наиболее распространенным из них можно отнести следующие:

  1. Правительство РФ. Данный орган может оказывать непосредственное влияние на процедуру предоставления сотрудником стимулирующих выплат только в том случае, если финансирование данной операции осуществляется из федерального бюджета.
  2. Органы государственной власти. Они могут принимать непосредственное участие в процедуре стимулирования в том случае, если выплаты производятся из регионального бюджета.
  3. Органы местного самоуправления. Они смогут вносить соответствующие изменения в существующую процедуру стимулирования в случае ее компенсации за счет местного бюджета.

Отличие стимулирующих выплат

Нередко стимулирующие выплаты путают с выплатами компенсационного характера. Для того чтобы этого не происходило, необходимо помнить о нескольких основных отличиях:

  1. Компенсационные выплаты являются обязательными. То есть если на определенном предприятии действительно будут иметься основания для их назначения, работодатель будет обязан выполнить действующие положения законодательства. Если же говорить о стимулирующих выплатах – руководитель может вообще никогда не назначить их, так как здесь все будет зависеть исключительно от его желания и мнения.
  2. Величина компенсационных выплат всегда будет разниться, в зависимости от конкретных оснований для их назначения, а также от действующих правил и стандартов. Что же касается размера стимулирующих выплат – он всегда должен совпадать с теми сведениями, которые указываются в соответствующем внутреннем положении компании.
  3. Компенсационные выплаты напрямую зависят от определенных условий труда. Сюда можно отнести самые различные факторы, например, наличие повышенной степени вреда, высокую сложность работы и т.д. Основания для назначения стимулирующих выплат, в свою очередь, определяются только работодателем. Именно он принимает решение о том, каким именно образом должен быть оценен труд сотрудников, какую норму они должны выполнить для получения дополнительного дохода и т.д.

Стимулирующие выплаты в 2018 году

В 2018 году в действующие правила относительно порядка и особенностей утверждения стимулирующих выплат не было внесено никаких серьезных изменений. Данная процедура по-прежнему должна быть инициирована работодателем. Предварительно ему необходимо будет продумать дальнейшую схему стимулирования своих сотрудников.

Современная практика показывает, что введение стимулирующих выплат действительно приносит положительные результаты достаточно часто. Такой жест со стороны начальника оказывает положительное влияние на весь рабочий процесс, помогает повысить показатели эффективности и регулярную прибыль фирмы. Однако здесь работодателю нужно помнить и о том, что за достижениями и результатами необходимо постоянно наблюдать. Если в определенный момент времени стимулирующие выплаты перестанут приносить свои результаты, руководителю, возможно, нужно будет позаботиться о внесении дополнительных изменений в текущий рабочий процесс. Если этого вовремя не сделать – единственным результатом назначения стимулирующих выплат могут стать постоянные расходы предприятия при отсутствии увеличения других показателей.

Стимулирующие выплаты в ДОУ

Как известно, заработная плата сотрудников учреждений дошкольного образования нередко дотягивает лишь до минимальных отметок. Именно поэтому законодательными нормами были разработаны и утверждены дополнительные привилегии для данной категории граждан. Одной из таких привилегий стали стимулирующие выплаты, положение о которых было утверждено уже несколько лет назад.

Периодичность данных выплат может быть установлена руководителем детского учреждения самостоятельно. Определенные суммы могут прибавляться к заработной плате служащего каждый месяц либо, например, один раз в квартал. Точный график должен быть зафиксирован в письменной форме в каждом конкретном учреждении. Для этого его руководителем составляется официальный документ, в котором указываются все важные сведения относительно процедуры стимулирования сотрудников.

Следует отметить, что во время установления суммы стимулирующих выплат во внимание должны быть приняты такие индивидуальные показатели, как уровень загруженности сотрудника, количество детей на его попечении и т.д.

Итоги

Таким образом, процедура введения стимулирующих выплат в дошкольном образовательном учреждении будет включать в себя следующие этапы:

  1. Для начала работодателю необходимо будет создать и утвердить официальное положение. Обязательной формы для данного документа не предусмотрено. Главное, чтобы в его содержание были включены все важные сведения относительно порядка и особенностей стимулирования сотрудников данного учреждения. Здесь обязательно нужно указать полный перечень работников, в отношении которых будут распространяться положения данного документа и т.д.
  2. После составления и утверждения вышеуказанного документа, с его содержанием обязательно должен быть ознакомлен каждый служащий. В том случае, если он полностью согласен с представленной информацией и не имеет по ней абсолютно никаких возражений, ему необходимо будет поставить свою личную подпись в положенном месте.
  3. После урегулирования всех формальностей, руководитель должен будет начать выполнять свои обязательства по стимулированию сотрудников. Дальнейшая процедура будет осуществляться в соответствии с установленной периодичностью, например, один раз в месяц, в квартал, полугодие и т.д.

Проверка слова

БИОСТИМУЛЯТОР, -а; м. Вещество, оказывающее стимулирующее воздействие на жизнедеятельность организма. Крем с биостимуляторами. Добавлять биостимуляторы.
ИММУНОСТИМУЛИРУЮЩИЙ, -ая, -ее. Вызывающий усиление деятельности иммунной системы организма. И-ая терапия.
ИММУНОСТИМУЛЯТОР, -а; м. Лекарственный препарат, усиливающий деятельность иммунной системы организма.
КАРДИОСТИМУЛЯТОР, -а; м. Прибор, стимулирующий работу сердца; «искусственное сердце», вживляемое больному. Имплантируемый к.
КАРДИОСТИМУЛЯЦИЯ, -и; ж. Стимуляция деятельности сердечной мышцы. Провести кардиостимуляцию.
ОПТИМУМ, -а; м. Книжн. Совокупность наиболее благоприятных, рациональных условий и способов решения какой-л. проблемы, задачи. Найти экономический о. управления экономикой.
ПРОСТИМУЛИРОВАТЬ, -рую, -руешь; св. кого-что (чем). Вызвать развитие чего-л., побудить к чему-л., создавая благоприятные условия.
ПСИХОСТИМУЛИРУЮЩИЙ, -ая, -ее. Стимулирующий высшую нервную деятельность. П-ие средства.
ПСИХОСТИМУЛЯТОРЫ, -ов; мн. (ед. психостимулятор, -а; м.). Лекарственные препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность.
СТИМУЛ, -а; м. Побудительная причина к действию, заинтересованность в совершении чего-л. Материальный, моральный с. Утратить стимулы к работе. С. к написанию диссертации. Стимулы к внедрению новой технологии.
СТИМУЛИРОВАНИЕ, -я; ср. 1. к Стимулировать. С. развития животноводства. С. производства. Материальное с. повышения производительности труда. С. труда фермеров. 2. Спец. =Стимуляция (2 зн.). С. семян.
СТИМУЛИРОВАТЬ, -рую, -руешь; стимулирующий; св. и нсв. 1. кого-что. Создать — создавать стимул или послужить — служить стимулом к чему-л., ускорить — ускорять осуществление, совершение чего-л. С. выпуск товаров народного потребления. С. новые поисковые темы. С. рабочих в освоении новых форм труда. 2. что. Усилить — усиливать деятельность отдельного органа или какой-л. системы в организме с помощью различных средств. С. обмен веществ. □в зн. прил. Стимулирующие вещества. Стимулироваться, -руется; страд.
СТИМУЛЯТОР, -а; м. 1. Вещество, стимулирующее действие, развитие чего-л. С. роста растений. Стимуляторы нервной деятельности (лекарственные вещества, улучшающие работу нервной системы). 2. Прибор для стимуляции каких-л. тканей. Электронные стимуляторы (электронные приборы с дозированным воздействием электрического тока на органы и ткани организма). 3. Химические вещества, вводимые в организм спортсмена и вызывающие кратковременное и резкое усиление мышечной и нервной деятельности организма; допинг. Стимуляторы запрещены. Дисквалифицировать спортсмена за использование стимуляторов. Проверка на стимуляторы. 4. Средство, способ активизации действий, поступков, явлений. Неудача — хороший с. дальнейших поисков. Похвала — с. для ученика.
СТИМУЛЯЦИЯ, -и; ж. Спец. 1. Усиление, активизация деятельности отдельного органа или какой-л. системы в организме с помощью различных средств (фармакологических, воздействия электрического тока и т.п.). Электрическая с. деятельности сердечной мышцы. С. родов. С. центральной нервной системы. 2. Химическое или физическое воздействие на растения с целью ускорения их роста и развития. С. роста растений.
ТИМУРОВЦЫ, -ев; мн. (ед. тимуровец, -вца; м.). Участники возникшего в СССР в период Великой Отечественной войны детского патриотического движения по оказанию помощи семьям воинов, инвалидам, старикам. Тимуровский, -ая, -ое. Т-ая работа. Т-ая команда. ●По имени героя повести А. Гайдара «Тимур и его команда» (1940).

Мотивация и стимулирование в некотором смысле схожие понятия, так как они помогают человеку добиться чего-либо в жизни путем привлечения его личной заинтересованности. С их помощью можно вызвать желание работать и достичь определенных целей. Невзирая на их сходство, им присущ целый ряд отличий. Понимание и разграничение этих понятий поможет справиться с поставленными задачами, даже если на то нет особых ресурсов. Рассмотрим, чем отличается мотивация от стимулирования.

Подробно о первом понятии

Мотивация — внутреннее осознанное побуждение человека к активности. В ее основе лежит какая-то потребность: физиологическая, материальная, духовная или любая другая. Человек стремится удовлетворить эту потребность и для этого делает определенные действия. Отличие мотивации от стимулирования заключается в том, что она всегда индивидуальна и зависит от личности конкретно взятого человека.

Это особый внутренний процесс, который будет продолжаться до того момента, пока потребность не будет удовлетворена. Принципиальными отличиями считают угасание интереса к работе после достижения цели, поскольку человек уже получил желаемое. Мотивацией для каждого может выступать что-то свое. Можно сказать, что это основные цели, ради которых совершаются определенные поступки.

Именно поэтому ни при каких обстоятельствах мотивацию нельзя создавать с помощью принуждения. Для руководителя важно уметь правильно управлять персоналом, чтобы каждый из сотрудников наиболее эффективно выполнял свои функции. Для этого нужно понимать, каким образом можно мотивировать того или иного работника. Одному важны деньги, другому — должность, третьему — похвала и признание. Главная цель — заинтересовать сотрудника самой задачей.

Если говорить о рабочем коллективе, то здесь можно выделить ряд таких мотивирующих факторов:

  • социальность (потребность человека находиться в коллективе);
  • самоутверждение (необходимо для работников высокой квалификации);
  • самостоятельность (люди, которые готовы пожертвовать стабильной работой ради собственного бизнеса);
  • надежность (мотив, при котором для человека важна стабильность);
  • приобретение нового (материальные блага, знания и опыт);
  • справедливость;
  • состязательность (желание быть лучше остальных).

Выделяют 2 вида мотивационного духа: положительный и отрицательный. Первый связан с проявлением хороших эмоций, а второй — с применением осуждения и неодобрения. При отрицательной мотивации цель человека — уйти от неудач, в противном случае это влечет за собой больше моральное, чем психологическое наказание.

Подробно о втором понятии

Под стимулированием понимают внешнее воздействие на человека для того, чтобы он успешно выполнил ту или иную задачу. Это прямое или косвенное принуждение к совершению определенного действия. Стимул может быть как положительным (например, какое-то вознаграждение), так и негативным (угроза применения санкций).

Для стимулирования персонала не нужно глубокого изучения каждого сотрудника в отдельности, так как его можно применять для группы людей. К примеру, как стимул может выступать материальное вознаграждение за проделанную работу, получение грамоты либо наказание за несвоевременное выполнение задания. Нужно помнить, что одни и те же стимулы не всегда одинаково влияют на всех работников, поэтому могут произвести абсолютно разные впечатления на людей.

Разбирая все ту же рабочую среду, можно выделить основные виды положительных стимулов на работе:

  • материальные блага;
  • социальные возможности (карьерный рост, престиж, имидж);
  • духовные блага (грамоты, различные награды, уважение);
  • творческие возможности (усовершенствование и саморазвитие);
  • другие поощрения (путевки, лечение).

Исходя из этого, становится понятно, что не любое внешнее воздействие можно назвать стимулом. Он должен иметь побуждающий эффект и соответствовать понятиям, принципам и мотивам человека. После получения извне какого-то стимула люди пропускают его через свою психику, сопоставляют со своими потребностями, интересами и возможностями. Важная разница между стимулом и мотивацией состоит в том, что первое обычно не прекращает своего действия после достижения цели. Чем более адекватным будет внешний импульс, чем меньше их различий с внутренней мотивацией, тем более успешным получится результат.

Понятия для сотрудников

Сущность мотивации и стимулирования понятны, стоит рассмотреть, каким образом можно на них влиять в рабочем коллективе. Создавая свою систему, нужно учитывать состав сотрудников, ведь свои особенности и различия будут видны в зависимости от пола, возраста, образования работников и многих других факторов. Кроме того, придумывая новые мотивы, нужно учитывать наличие уже имеющихся.

В первую очередь необходимо определить основные цели. Исходя из целей, строят мотивы и подбирают ряд стимулов для их достижения. Нужно не допускать развития в коллективе демотивации — явления, по своей сущности противоположного мотивации. Она проявляется в снижении работоспособности, потере интереса, отсутствии активности и равнодушии к работе. В чем же может быть причина этого? Скорее всего, дело в отношениях руководства с подчиненными, коллег между собой либо, возможно, в условиях труда.

В свою очередь, основные причины неэффективности стимулов могут крыться в неправильном их подборе. Нужно обращать внимание на отличия работников исходя из их мотивов. В некоторых случаях сотрудники могут привыкнуть к разного рода поощрениям и воспринимать их как должное. Именно поэтому принципиальное различие состоит в кратковременности эффекта мотивации.

Таким образом, это основной внутренний фактор, который определяет направленность деятельности человека. Именно поэтому одной из главных функций управления является формирование мотивации своих сотрудников. А для более эффективного достижения целей внутренние побуждения подкрепляются внешним воздействием — стимулом.

Разница между мотивацией и стимулированием

Добиться высоких результатов в любом труде невозможно, если человек не имеет личной заинтересованности. Ведь невозможно строить взаимодействие исключительно на принципах принуждения: эффект будет молниеносно нивелирован. Вызвать желание работать можно двумя способами – мотивацией и стимулированием. Несмотря на кажущуюся идентичность, понятия имеют целый ряд отличий между собой. Понимание разницы поможет руководителям и лидерам эффективнее справляться с поставленными задачами, даже не имея в своём арсенале большое количество ресурсов.

Определение

Мотивация – это осознанное человеком побуждение к активности, целенаправленному действию, решению поставленных задач. Стремление является внутренним и проявляется только тогда, когда оно до конца понято субъектом. В основе мотивации лежит определённая потребность (физиологическая, духовная, ценностная), после удовлетворения которой импульс к действию существенно снижается.

Стимулирование – это мера внешней поддержки, благодаря которой осуществляется воздействие на активность человека. Главная задача такого процесса – ускорение управленческих процессов, склонение субъекта к совершению ожидаемого действия, изменение поведения. Стимулирование может быть как позитивным (вознаграждение), так и негативным (угроза применения санкций).

Сравнение

Данные понятия обозначают процессы воздействия на личность человека, благодаря которым программируется его поведение. Однако мотивация свойственна конкретной личности и является внутренне осознанным побуждением к действию, в то время как стимулирование – воздействие внешнее. Различие является фундаментальным для целого ряда наук, в числе которых – психология и маркетинг. Стимулирование – простая форма воздействия на человека, к примеру, предоставление скидки клиенту при совершении покупки.

Реклама

Вызвать у субъекта внутреннюю мотивацию — значит проникнуть к нему в душу. Мировые бренды формируют у своих клиентов особое мировоззрение, благодаря которому покупка нового товара становится принципиальной (вспомните продукцию Apple, функции которых от модели к модели практически не меняются, а армия поклонников только растёт). Таким образом, стимулирование – это всего лишь воздействие на человека, которое продолжается до тех пор, пока процесс активен.

Мотивация – внутренний процесс, протекающий индивидуально. Он не закончится до того момента, пока потребность не будет удовлетворена или её не заменит иной импульс к действию. Стимулирование может быть эффективным для целой группы людей, к примеру, работников предприятия. Дополнительные меры поощрения (отпуска, премии) помогут им работать на благо компании активнее и лучше. Мотивация чаще всего у каждого человека своя, и привить её достаточно трудно.

Выводы TheDifference.ru

  1. Направленность. Мотивация – это внутренняя заинтересованность, свойственная конкретному человеку, стимулирование – внешнее воздействие, направленное на круг субъектов.
  2. Содержание. Стимулирование является позитивным или негативным толчком к действию, мотивация может носить только позитивный характер.
  3. Существование. Стимулирование используется до того момента, пока оно не отменено, мотивация – до тех пор, пока она не реализована.
  4. Цель. Мотивация – удовлетворение внутренней потребности, стимулирование – способ воздействия на человека.
  5. Принадлежность. Мотивация свойственна конкретному человеку, работнику, а стимулирование – группе людей, объединенных по единому признаку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *