Дополнительное расследование несчастного случая

Содержание

ТК РФ Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда

Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости — представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

03.02.16 | Важно!

Уважаемые коллеги! По ссылке в сообщении Вы можете скачать новую форму Отчета о работе ГИТ. Также Вы мoжете выгрузить ее через функцию «Выгрузить в Excel».

Скачать форму отчета

Настоятельно рекомендуем вводить данные сразу в ГитСтат.

21.04.15 | Важно!

Уважаемые коллеги! Обращаем ваше внимание на то, что в форму «Проверки» с 01.10.2015 будет добавлена графа №18, в которой необходимо выбрать значение «Да» в случае, если проверка проводится по информации от Межведомственной комиссии

21.04.15 | Важно!

Уважаемые коллеги! При заполнении ежемесячного и ежедневного отчета Задолженность ЗП в графе 7 необходимо выбирать значение из словаря! Копирование значений из других отчетов или Excel недопустимо! Просим ответственно отнестись к данному требованию

11.03.15 | Важно!

Уважаемые коллеги!!!!!!!!!!!!!!!!! В графе 6 — «Вид Экономической деятельности» необходимо выбирать более детализированный ОКВЭД. ЗАПРЕЩЕНО выбирать из словаря полное наименование раздела (Например: 01 Сельское хозяйство). Заполненные ранее ячейки в графе 6 необходимо заменить на конктретный (детализированный) ОКВЭД. Аналогичным образом необходимо заполнять графу 13 — «Вид (тип) несчастного случая» и графу 21 — «Причина несчастного случая» Данное требование необходимо выполнить в СРОК до 13 03 2015.

8.08.13 | Важно!

Уважаемые коллеги! Обращаем ваше внимание, что приёмку отчетов(установление отчету статуса «Принято») осуществляют ответственные сотрудники Роструда.
С уважением, служба техподдержки.

Труд-Эксперт.Управление

Некоторые члены комиссии считают: не имеет смысла тратить время на участие в расследовании несчастного случая, так как государственный инспектор труда все равно настоит на своем решении. Их не устраивает роль статистов. Подобная пози­ция членов комиссии обязывает председателя – государственного инспектора труда не допускать нарушения норм ТК РФ и Положения.
В ОАО (отрасль – транспортное строительство) при строи­тельстве станции метро произошел тяжелый несчастный случай с электрослесарем-монтажником К. Расследование проводилось комиссией в составе 9 человек, куда входили: представитель тер­риториального органа Ростехнадзора, главный специалист орга­на исполнительной власти субъекта РФ, главный технический инспектор труда территориального объединения организаций профсоюзов, представитель РО ФСС РФ, а также главный инженер, начальник отдела охраны труда, инженер по охране труда, заместитель главного инженера – главный механик (четверо по­следних – представители ОАО). Возглавлял комиссию главный государственный инспектор труда в данном регионе РФ.
Комиссия установила:
Бригада электрослесарей-монтажников в составе 7 человек во главе с бригадиром С. вручную производила перемещение щита автоматического включения резерва (ЩАВР) в машинное поме­щение вестибюля станции метро. Размер щита: длина 2450 мм, ширина 80 мм, высота 2100 мм. Масса 660 кг. Пол машинного по­мещения бетонный, ровный (без уклона). Под щит подкладывали катки (трубы) и с помощью монтажных ломиков передвигали его к месту постоянной установки, удерживая руками в вертикаль­ном положении. Когда ЩАВР был установлен согласно проекту, а электрослесари-монтажники еще не отошли от него, щит упал в сторону и К., стоявший спиной к щиту, был прижат к деревянно­му ящику с деталями эскалатора, в результате получил тяжелую травму. Диагноз повреждения здоровья – «тупая травма живота, разрыв селезенки, гемаперитонеум».

Основная причина несчастного случая: непринятие достаточ­ных мер по установке ЩАВР в устойчивое положение.
Сопутствующими причинами являются: перемещение и уста­новка крупногабаритного и тяжеловесного оборудования без при­менения средств механизации; отсутствие в проекте производства работ на монтаж эскалаторов способов по перемещению и уста­новке подобного оборудования.
Лица, допустившие нарушение требований охраны труда:
1. Бригадир электрослесарей-монтажников С., который не принял достаточных мер, предупреждающих падение установ­ленного оборудования. Нарушение п. 3.1.29 Инструкции по ох­ране труда для лиц, занятых на монтаже постоянных устройств линии метро и других подземных сооружений.
Основание ответственности: п. 4.1 должностной инструкции бригадира производственной бригады подземного участка гор­нопроходческих работ, утвержденной генеральным директором ОАО.
2. Начальник подземного участка горнокапитальных работ, который не принял мер по организации работ по перемещению и установке крупногабаритного и тяжеловесного оборудования при помощи средств механизации.
3. Главный инженер ОАО, который не обеспечил разработку в проекте производства работ на монтаж эскалаторов способов по перемещению и установке крупногабаритного и тяжеловесного оборудования.
Акт был подписан всеми членами комиссии, проводившей расследование несчастного случая. Вместе с тем, председатель комиссии – главный государственный инспектор труда не со­гласился с выводами об основной причине несчастного случая и включением бригадира С. в перечень лиц, допустивших наруше­ние требований охраны труда, считая, что причина «непринятие достаточных мер по установке ЩАВР в устойчивое положение» не может являться основной причиной несчастного случая, так как п. 3.1.29 Инструкции по охране труда для лиц, занятых на монта­же постоянных устройств линии метро и других подземных соору­жений, не содержит конкретных мер по обеспечению устойчивого положения тяжеловесного оборудования при его установке: «При установке, монтаже и перемещении оборудования, конструкций и монтажных элементов должны приниматься меры, предупрежда­ющие опрокидывание или смещение их под действием собствен­ного веса или по другим причинам». В связи с этим он считал не­правомерным возложение ответственности за нарушение данного пункта инструкции на бригадира, поэтому подписал акт с изло­жением своего особого мнения (один против восьми).
На основании особого мнения председателя комиссии замес­титель руководителя государственной инспекции труда в данном регионе РФ, являющийся представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение госу­дарственного надзора и контроля за соблюдением трудового за­конодательства, принял решение о проведении дополнительного расследования (ст. 231 ТК РФ), которое поручил другому главно­му государственному инспектору труда.
В результате дополнительного расследования, проведенного единолично другим главным государственным инспектором тру­да, причина несчастного случая, считавшаяся основной, была ис­ключена из содержания акта, а бригадир С. – выведен из числа лиц, допустивших нарушение требований охраны труда.
Главный государственный инспектор труда составил заклю­чение о несчастном случае на производстве и выдал предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представите­лем), в котором обязал составить новый акт формы Н-1, содержа­ние которого должно соответствовать сделанным выводам. Во исполнение данного предписания работодатель составил новый акт формы Н-1 и выдал его пострадавшему.
Председатель территориального объединения организаций профсоюзов обратился в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного над­зора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудо­вого права, за разъяснением о правомерности действий государ­ственной инспекции труда в данном регионе РФ, так как считал, что здесь главный государственный инспектор труда является не арбитром, а непосредственным участником спора.
Руководителю государственной инспекции труда следует или согласится с мнением большинства членов комиссии (всех ее чле­нов, за исключением председателя), или обратиться в суд о при­знании незаконным акта о расследовании несчастного случая. В Положение не зря введена норма, устанавливающая порядок рассмотрения разногласий, возникших между членами комиссии, чтобы исключить диктат государственного инспектора труда, ибо в комиссии все имеют одинаковые права.
При дополнительном расследовании главный государствен­ный инспектор труда не вправе своим заключением, составлен­ным по материалам расследования несчастного случая, разрешать данный спор, игнорируя мнение большинства членов комиссии, являющихся представителями органов и организаций, право ко­торых на участие в расследовании закреплено в ст. 229 ТК РФ. Кроме того, не были приняты во внимание требования ст. 229.3 ТК РФ о привлечении к участию в дополнительном расследова­нии профсоюзного инспектора труда.
В ответе сообщалось, что федеральный орган исполнитель­ной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудо­вого права, не усматривает оснований для отмены заключения главного государственного инспектора труда (по охране труда). Руководитель государственной инспекции труда также обратил внимание, что одной из основных задач профессиональных сою­зов является защита прав и интересов работников, а бригадир С. является членом профсоюзного комитета и в соответствии с про­фессиональным статусом относится к категории рабочих, поэтому выводы комиссии в отношении его необъективны. По этой причи­не было принято решение проводить дополнительное расследование несчастного случая без участия профсоюзного инспектора труда, который согласился с выводами комиссии и подписал акт о расследовании без замечаний.
Заметим, что при отсутствии веских оснований (не проведен вводный инструктаж по охране труда на рабочем месте; перед до­пуском к самостоятельной работе не было стажировки; не прово­дилось обучение и проверка знаний по охране труда; инструкции по охране труда не соответствуют требованиям нормативных ак­тов по охране труда; проекты производства работ и технологичес­кие карты не содержат необходимых мер безопасности; отсутству­ют средства индивидуальной защиты и т.д.) нормами ТК РФ не предусматривается исключение из числа лиц, допустивших нару­шение требований охраны труда, самих пострадавших и других лиц, относящихся в соответствии с профессиональным статусом к категории рабочих, в том числе являющихся членами профсоюз­ного комитета организации.
Необходимо еще раз напомнить, что п. 24 Положения уста­навливает порядок разрешения разногласий, возникших в ходе расследования несчастного случая между членами комиссии: каждый из них, не согласный с решением большинства ее членов, подписывает акт о расследовании с изложением своего аргумен­тированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования. В рассматриваемом случае с решением большинства членов комиссии об основной причине несчастного случая и возложени­ем ответственности за нее на бригадира С. не согласился предсе­датель комиссии, которому самому пришлось писать особое мне­ние. Этот факт подчеркивает равенство между собой всех членов комиссии, включая ее председателя. Содержание акта о рассле­довании соответствовало выводам членов комиссии, оказавшихся в большинстве.
Согласно п. 24 Положения особое мнение членов комиссии рассматривается руководителями организаций, направивших их для участия в расследовании, которые (с учетом рассмотрения материалов расследования несчастного случая) принимают ре­шение о целесообразности обжалования выводов комиссии в по­рядке, установленном ст. 231 ТК РФ. На этом действие правовых норм п. 24 Положения заканчивается.
Статьей 231 ТК РФ предусмотрен как досудебный, так и су­дебный порядок рассмотрения разногласий по вопросам рассле­дования, оформления и учета несчастных случаев, расследование которых завершено. Здесь же установлен исчерпывающий пере­чень органов, которым предоставлено право досудебного рассмот­рения указанных разногласий. В частности, в досудебном порядке указанные разногласия подлежат рассмотрению и разрешению в Федеральной службе по труду и занятости и ее территориаль­ных органах – государственных инспекциях труда в субъектах РФ. Решения государственного инспектора труда, принятые им в связи с расследованием, квалификацией, оформлением и учетом несчастных случаев на производстве, могут быть обжалованы ру­ководителю соответствующей государственной инспекции труда в субъекте РФ, в Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и заня­тости либо непосредственно руководителю Роструда — главному государственному инспектору труда РФ.
Таким образом, по результатам рассмотрения материалов расследования несчастного случая, включающих особое мнение председателя комиссии, руководитель государственной инспек­ции труда при наличии оснований, содержащихся в ст. 229.3 ТК РФ, вправе принять решение о дополнительном расследовании несчастного случая, поручив его проведение другому государс­твенному инспектору труда.

В статье 229.3 ТК РФ установлены конкретные обстоятельства, при наличии которых дополнительное расследование несчастного случая может проводиться государственным инспектором труда без образования комиссии, как правило, с привлечением профсо­юзного инспектора труда, а при необходимости — представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установлен­ной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Такое расследование проводится:

Инсайдерская Информация! Методические Рекомендации По Расследованию Несчастных Случаев На Производстве!

Приветствую, уважаемые друзья! Считайте, что в этой заметке вас ждёт инсайдерская информация касательно расследования несчастных случаев на производстве 😎 Речь идёт о методических рекомендациях по расследованию несчастных случаев, утверждённых батюшкой Рострудом. Данные рекомендации были разработаны в помощь государственному инспектору труда при проведении расследования несчастных случаев на производстве.

Как проводит расследование несчастных случаев на производстве ГИТ…

Как говорится в самом документе, методические рекомендации разработаны в целях наиболее полного исполнения статей 227 — 231 Трудового кодекса Российской Федерации.

Перечень основных правовых актов и нормативных документов, которыми следует руководствоваться государственному инспектору труда при проведении расследования несчастных случаев:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.08.2000 № 157 «О создании в Фонде социального страхования Российской Федерации единой системы учёта страховых случаев, их анализа и определения размера скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда (извлечение)»;
  • Постановление Минтруда России от 24.10.2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 г. № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве»;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 г. № 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве»;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой медицинской помощи работникам»;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426 г. «О специальной оценке условий труда»;
  • Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учёта несчастных случаев на производстве, утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 г. № 1065н и другие документы.

Методические рекомендации состоят из 9 разделов, включающих, в числе прочего, общие вопросы организации расследования несчастного случая на производстве, порядок проведения расследования несчастного случая на производстве, порядок оформления его результатов, правила выявления сокрытых несчастных случаев на производстве, порядок составления отчётности.

В приложениях к методическим рекомендациям приводится форма карточки учёта несчастного случая на производстве, а также анкета расследования.

Для понимания всей ценности документа, публикую содержание методических рекомендациях по расследованию несчастных случаев.

Раздел 1. Общие вопросы организации расследования несчастного случая

1.1. Общие положения

1.2. Заключение соглашений

1.3. Общие вопросы по организации расследования НС

1.4. Предварительный сбор документов по НС

1.5. Первичные действия при получении извещения о НС. Регистрация в АИС ГИТ

1.6. Принятие решений о возбуждении дел об АП

1.7. Действия инспектора при проведении дополнительного расследования НС

1.8. Действия инспектора при выявлении сокрытого НС

1.9. Действие инспектора по обращениям о проведении дополнительного расследования НС

1.10. Действия ГИТ при НС, происшедшем в субъекте Российской Федерации, отличном от юридического адреса работодателя

1.11. Анализ поступивших в ГИТ сообщений о последствиях НС на производстве и принятых работодателем мерах

1.12. Извещение Роструда о НС

1.13. Проведение руководителем (заместителем руководителя) ГИТ рабочего совещания по итогам расследования НС со смертельным исходом, связанного с производством

1.14. Консультирование пострадавшего, родственников погибшего работника о полагающихся выплатах

Раздел 2. Проведение расследования несчастного случая

2.1. Установление работодателя, формирование комиссии по расследованию НС

2.2. Сроки проведения расследования НС

2.3. Действия председателя комиссии — государственного инспектора труда. Постановка задач членам комиссии

2.4. Выезд инспектора на место НС в составе комиссии по расследованию НС

2.5. Документы, оформляемые в рамках выезда на место НС

2.6. Установление круга лиц для проведения опросов, в том числе на месте происшествия. Проведение опросов

2.7. Сбор материалов, документов. Виды документов, изучаемых при расследовании НС

2.8. Подбор необходимых документов в материалы расследования НС

2.9. Предоставление работодателем документов

2.10. Анализ полученных документов

2.11. Определение круга лиц для проведения опроса членами комиссии

2.12. Составление протокола опроса

2.13. Основные вопросы, выясняемые при опросе должностных лиц

2.14. Проведение опроса очевидцев происшествия, пострадавших

2.15. Установление обстоятельств НС

2.16. Запрос материалов проверки из Следственных органов

2.17. Решение вопроса о назначении экспертизы. Получение результатов экспертизы и их изучение

2.18. Медицинская экспертиза. Основные группы разрешаемых вопросов

2.19. Продление сроков расследования

2.20. Расследование НС при изменении степени тяжести

Раздел 3. Завершение расследования несчастного случая

3.1. Итоговое заседание комиссии по принятию решений. Квалификация НС

3.2. Принятие решения о квалификации несчастных случаев, происшедших с работниками вследствие общего заболевания

3.3. Принятие решения по сокрытому несчастному случаю

3.4. Оформление Карты учета НС

Раздел 4. Оформление результатов расследования несчастного случая

4.1. Акт по форме 4

4.2. Акт формы Н-1

4.3. Формирование итоговых документов по расследованию несчастного случая в АИС ГИТ

4.4. Направление материалов расследования НС

Раздел 5. Рассмотрение особого мнения

5.1. Особое мнение председателя комиссии по расследованию НС — государственного инспектора труда

5.2. Особое мнение, представленное членом(ми) комиссии по расследованию НС

Раздел 6. Сокрытые несчастные случаи, дополнительное расследование

6.1. Сокрытые НС, их выявление и расследование

6.2. Проведение сверок для выявления сокрытых НС

Раздел 7. Проведение внеплановых проверок по факту НС

7.1. Принятие решения о проведении проверки

7.2. Подготовка проекта распоряжения о внеплановой проверке

7.3. Проведение внеплановой проверки

7.4. Оформление результатов проверки

7.5. Принятие мер инспекторского реагирования по выявленным административным правонарушениям, принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений

Раздел 8. Контроль за получением решений правоохранительных органов

9.1. Ведение установленной отчетности по НС

Приложение 1 — Карточка учёта несчастного случая

Приложение 2 — Анкета расследования несчастного случая

Как видите, документ достаточно содержательный, а потому руководителю и специалисту по охране труда, нюансы расследования несчастного случая на производстве станут в помощь.

Дело за малым, осталось скачать, понять и простить 🙂

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев

На этом всё. Если инсайдерская информация по расследованию НС пригодилась, то чуть ниже ставьте рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует …

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *