Дорожная карта в здравоохранении

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (далее — план).

2. Минкультуры России один раз в полугодие до 25 января и 25 июля представлять в Минтруд России информацию о ходе реализации плана.

3. Минфину России совместно с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию плана, при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период учитывать мероприятия, предусмотренные планом.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить реализацию плана.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

План
мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры»
(утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2606-р)

Целями плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (далее — «дорожная карта») являются:

повышение качества жизни граждан Российской Федерации путем предоставления им возможности саморазвития через регулярные занятия творчеством по свободно выбранному ими направлению, воспитание (формирование) подрастающего поколения в духе культурных традиций страны, создание условий для развития творческих способностей и социализации современной молодежи, самореализации и духовного обогащения творчески активной части населения, полноценного межнационального культурного обмена;

обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры как результат повышения качества и количества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг;

развитие и сохранение кадрового потенциала учреждений культуры;

повышение престижности и привлекательности профессий в сфере культуры;

сохранение культурного и исторического наследия народов Российской Федерации, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации;

создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры.

II. Проведение структурных реформ в сфере культуры

В рамках структурных реформ предусматривается:

повышение качества и расширение спектра государственных услуг в сфере культуры;

обеспечение доступности к культурному продукту путем информатизации отрасли (создание электронных библиотек, виртуальных музеев, размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») наиболее популярных спектаклей);

создание многофункциональных культурных центров в малых и средних городах России;

формирование конкурентной среды в отрасли культуры путем расширения грантовой поддержки творческих проектов;

создание условий для творческой самореализации граждан Российской Федерации;

вовлечение населения в создание и продвижение культурного продукта;

участие сферы культуры в формировании комфортной среды жизнедеятельности населенных пунктов;

популяризация территорий Российской Федерации во внутреннем и внешнем культурно-туристическом пространстве.

III. Целевые показатели (индикаторы) развития сферы культуры и меры, обеспечивающие их достижение

1. С ростом эффективности и качества оказываемых услуг будут достигнуты следующие целевые показатели (индикаторы):

1) увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом):

(процентов)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
3,1 3,2 3,3 3,5 3,8 4 4,2

2) увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (по сравнению с предыдущим годом):

(процентов)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
1,7 1,8 1,9 2 2,1 2,2 2,3

3) увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия:

(процентов)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
27 30 35 40 46 50 52

4) увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда:

(процентов)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
23 24 26 28 31 33 34

5) увеличение посещаемости музейных учреждений:

(посещений на 1 жителя в год)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
0,52 0,55 0,58 0,63 0,7 0,79 0,9

6) увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом):

(процентов)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
6,5 6,6 6,7 6,8 7 7,1 7,2

7) повышение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры:

(процентов)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
70 71 74 78 83 88 90

8) увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения:

(процентов)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
30,5 31,24 32,01 32,79 33,59 34,41 35,25

9) увеличение доли публичных библиотек, подключенных к сети «Интернет», в общем количестве библиотек Российской Федерации:

(процентов)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
27,6 36,7 45,8 54,9 64 73,1 82,2

10) увеличение доли музеев, имеющих сайт в сети «Интернет», в общем количестве музеев Российской Федерации:

(процентов)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
41,45 49 57 61 69 77 85

11) увеличение доли театров, имеющих сайт в сети «Интернет», в общем количестве театров Российской Федерации:

(процентов)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
86,3 90 92 94 96 98 100

12) увеличение средней суммы одного гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства:

(тыс. рублей)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
572,4 603,8 800 1000 1000 1000 1000

13) увеличение объема передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городах России:

(единиц)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
300 400 500 600 700 800

14) увеличение количества виртуальных музеев, созданных при поддержке федерального бюджета:

(единиц)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
5 8 12 16 20 27 27

15) увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации:

(процентов по отношению к 2012 году)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
20 40 60 80 100 100

16) увеличение количества стипендиатов среди выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов:

(человек)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
1000 2000 3000 4000 4000 4000 4000

17) увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей:

(процентов)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
1 2 3 5 6 7 8

2. Мерами, обеспечивающими достижение целевых показателей (индикаторов) развития сферы культуры, являются:

1) создание механизма стимулирования работников учреждений культуры, оказывающих услуги (выполняющих работы) различной сложности, включающего установление более высокого уровня заработной платы, обеспечение выполнения требований к качеству оказания услуг, прозрачное формирование оплаты труда, внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг;

2) поэтапный рост оплаты труда работников учреждений культуры, достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда (средней заработной платы) работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

3) обновление квалификационных требований к работникам, переобучение, повышение квалификации, приток квалифицированных кадров, создание предпосылок для появления в бюджетном секторе конкурентоспособных специалистов и менеджеров, сохранение и развитие кадрового потенциала работников сферы культуры;

4) реорганизация неэффективных учреждений культуры.

IV. Мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры

1. Разработка и проведение мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры должны осуществляться с учетом Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых на соответствующий год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Учитывая специфику деятельности учреждений культуры, при планировании размеров средств, направляемых на повышение заработной платы работников, в качестве приоритетных должны рассматриваться библиотеки, культурно-досуговые учреждения и музеи. При этом объемы финансирования должны соотноситься с выполнением этими учреждениями показателей эффективности и достижением целевых показателей (индикаторов).

2. Показателями (индикаторами), характеризующими эффективность мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры, являются:

1) динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации:

(процентов)

2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
56,1 64,9 73,7 82,4 91,2 100

2) численность работников федеральных государственных учреждений культуры:

(тыс. человек)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
65 64,1 63,1 62,2 61,1 60,3 59,4

V. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт

Результат Ответственный исполнитель Сроки исполнения
Совершенствование системы оплаты труда
Подготовка и утверждение методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников правовые акты Минкультуры России Минкультуры России II квартал 2013 г.
Разработка (изменение) показателей эффективности деятельности подведомственных федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления учреждений культуры и их руководителей правовые акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Минкультуры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные организации ежегодно
Проведение мероприятий с учетом специфики отрасли по возможному привлечению на повышение заработной платы не менее одной трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, а также по возможному привлечению средств от приносящей доход деятельности доклад Минкультуры России в Минтруд России Минкультуры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные организации ежегодно
Разработка (изменение) и утверждение типовых отраслевых норм труда работников учреждений культуры, а также методических рекомендаций по формированию штатной численности учреждений с учетом отраслевой специфики, включая: приказ Минкультуры России Минкультуры России 2013-2018 годы
внесение изменений в типовые нормы труда работников библиотек; 2014 год
разработку методических рекомендаций по формированию штатной численности работников культурно-досуговых учреждений; 2015 год
разработку типовых норм труда работников; 2016 год
разработку методических рекомендаций по формированию штатной численности учреждений исполнительского искусства с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) 2017 год
Внесение изменений в Примерные положения по оплате труда работников учреждений культуры, подведомственных Минкультуры России, принятые в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных приказ Минкультуры России Минкультуры России, Минтруд России 2013 год
государственных учреждений», обеспечивающих достижение показателей повышения оплаты труда в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597
Создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений
Организация мероприятий по представлению руководителем учреждения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей трудовые договоры с руководителями учреждений Минкультуры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные организации ежегодно
Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры
Разработка и утверждение профессиональных стандартов работников учреждений культуры приказы Минтруда России Минтруд России, Минкультуры России с участием общественных и иных организаций 2013-2014 годы
Осуществление мероприятий по обеспечению соответствия работников обновленным квалификационным требованиям, в том числе на основе повышения квалификации и переподготовки работников доклад Минкультуры России в Минтруд России Минкультуры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные организации 2013-2018 годы
Проведение мероприятий по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений культуры в связи с введением эффективного контракта трудовые договоры работников Минкультуры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные организации ежегодно
Представление в Минтруд России информации об анализе лучших практик внедрения эффективного контракта, предусмотренного Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р доклад Минкультуры России в Минтруд России Минкультуры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные организации ежегодно, начиная с 2013 года, до 15 июля
Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал учреждений культуры, подведомственных Минкультуры России, с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения — не более 40 процентов приказ Минкультуры России Минкультуры России 2013-2014 годы
Мониторинг достижения целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597
Создание постоянно действующей рабочей группы Минкультуры России по оценке результатов реализации «дорожной карты» приказ Минкультуры России Минкультуры России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 2013 год
Проведение мониторинга реализации мероприятий по повышению оплаты труда, предусмотренных в государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы и «дорожной карте» доклад Минкультуры России в Минтруд России Минкультуры России 15 июля 2013 г., ежегодно, начиная с 2014 года, 10 января, 10 июля
Информационное сопровождение «дорожной карты» — организация проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах, публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и других мероприятий публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и других мероприятий Минкультуры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные организации 2012-2018 годы
Подготовка информации для представления в Правительство Российской Федерации об анализе результатов повышения оплаты труда отдельных категорий работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и подготовка предложений о подходах к регулированию оплаты труда работников учреждений культуры на период после 2018 года доклад в Минтруд России Минкультуры России апрель 2017 г.
Сопровождение «дорожной карты»
Утверждение главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минкультуры России «дорожных карт» в сфере культуры в отношении подведомственных государственных учреждений и соответствующих категорий работников правовой акт главного распорядителя средств федерального бюджета главные распорядители средств федерального бюджета, имеющие в ведении учреждения культуры I квартал 2013 г.
Утверждение главными распорядителями средств федерального бюджета, являющимися федеральными учреждениями культуры, по согласованию с Минкультуры России собственных «дорожных карт» правовой акт главного распорядителя средств федерального бюджета главные распорядители средств федерального бюджета — учреждения культуры I квартал 2013 г.
Разработка и утверждение федеральными государственными учреждениями культуры планов мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствованию системы оплаты труда, включая мероприятия по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти) локальный акт учреждения федеральные учреждения культуры I квартал 2013 г.
Обеспечение методического сопровождения разработки субъектами Российской Федерации региональных «дорожных карт» в сфере культуры письмо Минкультуры России Минкультуры России I квартал 2013 г.
Утверждение субъектами Российской Федерации «дорожных карт», содержащих целевые индикаторы развития отрасли, оптимизацию структуры и определение динамики значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации в 2012 — 2018 годах правовые акты субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации I квартал 2013 г.
Разработка органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ в сфере культуры, в том числе предусматривающих мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры правовые акты субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации I квартал 2013 г.

О ходе выполнения указов Президента России от 7 мая 2012 года №596-606

Реальная заработная плата в целом по Российской Федерации в 2016 году составила 100,7% к 2015 году. Рост реальной заработной платы к 2011 году составил: в 2012 году – 1,08 раза, в 2013 году – 1,14 раза, в 2014 году – 1,15 раза, в 2015 году – 1,05 раза, в 2016 году – 1,05 раза.

В 2016 году были приняты решения, позволившие увеличить МРОТ на 25,7%. Федеральным законом от 2 июня 2016 года №164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» с 1 июля 2016 года МРОТ повышен на 21% и установлен в размере 7500 рублей в месяц. Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» предусматривает увеличение МРОТ с 1 июля 2017 года на 4%, до 7800 рублей (около 70% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по Российской Федерации).

В 2016 году, по данным Росстата, среднемесячная номинальная заработная плата по Российской Федерации составила 36 746 рублей и по сравнению с 2015 годом выросла на 7,8%, в том числе в области образования – на 4,3% (28 094 рубля, или 76,5% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области культуры и искусства – на 5,7% (31 079 рублей, или 84,6% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области здравоохранения – на 6,2% (30 992 рубля, или 84,3% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области предоставления социальных услуг – на 4,3% (23 955 рублей, или 65,2% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области научных исследований и разработок – на 9,6% (64 054 рубля, или 174,3% к средней заработной плате по Российской Федерации).

Повышению номинальной заработной платы способствует осуществление мероприятий по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597, от 1 июня 2012 года №761, от 28 декабря 2012 года №1688, реализация Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р), а также отраслевых и региональных планов мероприятий («дорожных карт») по развитию отраслей социальной сферы, предусматривающих увязку оплаты труда и достижение показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

По данным федерального статистического наблюдения, в 2016 году в целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования составила 33 338 рублей и по сравнению с 2015 годом увеличилась на 2,1%, образовательных учреждений дошкольного образования – 27 476 рублей (+3,5%), учреждений дополнительного образования детей – 27 989 рублей (+4,3%), образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, – 30 034 рубля (+1%), преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования – 29 848 рублей (+4,1%), преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования – 55 028 рублей (+8,5%), научных сотрудников – 53 836 рублей (+4%), врачей – 50 667 рублей (+5,8%), среднего медицинского персонала – 28 174 рубля (+4,3%), младшего медицинского персонала – 18 436 рублей (+9,6%), работников учреждений культуры – 27 080 рублей (+6,3%), социальных работников – 21 601 рубль (+9,3%).

В 2016 и 2017 годах Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов, ведущими профессиональными ассоциациями и крупнейшими компаниями продолжена работа по разработке профессиональных стандартов. По состоянию на 19 апреля 2017 года Минтрудом России утверждено 1004 профессиональных стандарта.

Федеральным законом от 2 мая 2015 года №122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», вступившим в силу с 1 июля 2016 года, определён порядок применения профессиональных стандартов работодателями, в том числе государственными и муниципальными организациями и организациями с государственным участием. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» установлен срок реализации мероприятий планов по внедрению профессиональных стандартов организациями с государственным участием не позднее 1 января 2020 года.

В 2016 году продолжена работа по созданию условий для увеличения к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников.

Наибольшее число высококвалифицированных работников в 2016 году приходится на сферу образования – 3544,1 тыс. человек (17,08% от общей численности высококвалифицированных работников), на сферу обрабатывающего производства – 2663,9 тыс. человек (12,84%), на сферу государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования – 2472,4 тыс. человек (11,92%), на сферу операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг – 2335,9 (11,26%).

Федеральным законом от 28 декабря 2016 года №495-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен правовой статус справочника профессий как базового государственного информационного ресурса, содержащего требования к квалификации, возможности получения образования, оценки квалификации.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» создан механизм независимой оценки уровня профессиональной квалификации. В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в независимой оценке квалификации внесены поправки в трудовое и налоговое законодательство: при направлении работодателем работника на прохождение оценки квалификации работнику предоставляются компенсации, для работодателей и для граждан – налоговые вычеты (Федеральный закон от 3 июля 2016 года №239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”» и Федеральный закон от 3 июля 2016 года №251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”»). Для реализации этих законов приняты все необходимые нормативные правовые акты.

В 2016 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 года №2424-р. Организовано повышение квалификации 725 преподавателей (мастеров производственного обучения) по 10 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в системе среднего профессионального образования. С 1 января 2017 года Правительством Российской Федерации базовым центром определена автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций» (распоряжение от 29 сентября 2016 года №2042-р), на которую в том числе возложены функции по организационной, методической и экспертно-аналитической поддержке деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, созданию базы данных лучших практик по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров, осуществлению мероприятий по повышению престижа рабочих профессий.

В целях содействия трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащённые) для них рабочие места организована работа в субъектах Российской Федерации по созданию до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов ежегодно.

Всего за период 2013–2015 годов было создано 44,2 тыс. рабочих мест для незанятых инвалидов. На указанные цели из федерального бюджета были выделены средства в размере 3,09 млрд рублей.

По видам экономической деятельности рабочие места преимущественно создавались в оптовой и розничной торговле – 3,1 тыс. рабочих мест (21,7% от общего числа созданных рабочих мест); в обрабатывающем производстве – 2,6 тыс. рабочих мест (18,5%); в сельском хозяйстве – 1,5 тыс. рабочих мест (10,5%); в сфере операций с недвижимым имуществом и арендой – 1,5 тыс. рабочих мест (10,3%).

В результате реализации указанного мероприятия уровень трудоустройства инвалидов составил 42,4% от численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, и возрос на 5,7 п.п. по сравнению с 2012 годом (36,7%).

Работа по трудоустройству инвалидов в 2016 году осуществлялась в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года №155 «О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации». Оказано содействие в трудоустройстве 994 инвалидам с привлечением 521 наставника в 34 субъектах Российской Федерации, которым выделены субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда.

Федеральными органами исполнительной власти совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и с участием общественных организаций сформирована система независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (далее – независимая оценка качества), в соответствующей социальной сфере (Федеральный закон от 21 июля 2014 года №256-ФЗ).

Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования (далее – организации социальной сферы) предусматривает оценку условий оказания услуг этими организациями. Независимость такой оценки обеспечивается участием в ней общественных советов, которые формируются из представителей всероссийских и региональных общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), представляющих интересы граждан и осуществляющих свою деятельность в соответствующих сферах независимо от государственных органов власти, самих граждан – потребителей услуг, а также обеспечением публичности результатов независимой оценки.

Общественные советы, созданные при федеральных органах исполнительной власти в социальной сфере, рассматривают на своих заседаниях вопросы проведения независимой оценки качества с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не реже одного раза в полугодие.

Результаты мониторинга, проводимого Минтрудом России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, показывают, что в регионах созданы условия для проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования:

  • во всех субъектах Федерации приняты необходимые нормативные акты, созданы в установленном порядке общественные советы для проведения независимой оценки, определены руководители регионов, ответственные за координацию этой работы;
  • организации социальной сферы формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, посредством размещения её в том числе на своём официальном сайте в сети Интернет. К началу 2016 года, по информации субъектов Федерации, 86,3% организаций имели официальные сайты (в 2013 году – 71,6%), в культуре – 46,9% организаций этой сферы, в социальном обслуживании – 87,1%, в здравоохранении – 91,0%, в образовании – 99,3% организаций;
  • на официальных сайтах в сети Интернет органами государственной власти созданы разделы «Независимая оценка качества» (в социальном обслуживании – в 85 субъектах Федерации, в здравоохранении – в 84, в культуре – в 83, в образовании – в 80 регионах);
  • обеспечивается техническая возможность выражения мнения потребителей услуг о качестве услуг, в том числе на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Федерации (в социальном обслуживании – в 67 субъектах Федерации, в здравоохранении – в 84, в культуре – в 67, в образовании – в 45 регионах);
  • в субъектах Федерации устанавливается практика учёта результатов независимой оценки качества при выработке мер по совершенствованию деятельности организаций социального обслуживания.

Информация о результатах независимой оценки качества размещается на официальных сайтах органов исполнительной власти, а с 2016 года и на едином портале – официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru (далее – сайт bus.gov.ru). С этой целью на указанном сайте создан специальный функционал и обеспечена техническая возможность для зарегистрированных в установленном порядке пользователей размещать такую информацию. Определён состав информации о результатах независимой оценки качества и порядок её размещения на сайте bus.gov.ru (приказ Минфина России от 22 июля 2015 года №116н), разработано руководство для уполномоченных органов исполнительной власти по размещению данной информации.

В настоящее время на сайте bus.gov.ru создана возможность построения по итогам проведения независимой оценки качества интерактивного регионального рейтинга организаций (по сумме баллов, полученных в ходе оценки) по каждому субъекту Федерации в соответствующей сфере, а также отраслевого рейтинга организаций в целом по Российской Федерации (рейтинги формируются по последним данным по организации в автоматическом режиме по мере размещения информации уполномоченным органом): http://bus.gov.ru/pub/top-organizations.

В 2016 году (по состоянию на 1 февраля 2017 года) охвачено независимой оценкой качества 35,5 тыс. организаций, что составляет 26,0% от общего числа организаций, в том числе в сфере социального обслуживания 2,2 тыс. организаций, или 34,6%, в сфере культуры – 6,9 тыс. организаций, или 33,2%, в сфере охраны здоровья – 3,5 тыс. организаций, или 33,8%, в сфере образования – 22,8 тыс. организаций, или 23,1%, учитываемых Росстатом.

По результатам проведённой независимой оценки качества принимаются планы мероприятий по совершенствованию деятельности организаций социальной сферы и повышению качества оказания услуг.

По информации субъектов Федерации, в ряде регионов реализуются конкретные меры по совершенствованию работы организаций социальной сферы, разработанные по результатам независимой оценки качества оказания услуг населению, которые охватывают такие направления, как оптимизация работы организаций (изменение графика работы учреждений, врачей, регистратур, введение новых услуг), совершенствование материально-технической базы организаций (оснащение оборудованием и техникой, замена или обновление мебели), создание дополнительных условий для обслуживания маломобильных граждан, в первую очередь инвалидов, оборудование специальных зон для инвалидов и посетителей с детьми, включение результатов независимой оценки в критерии эффективности деятельности организаций, в целевые показатели деятельности их руководителей, мероприятия стимулирующего характера, организация обучения сотрудников учреждений по вопросам повышения качества оказания услуг.

В целях реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации сформирована законодательная база, направленная на оптимизацию пенсионной системы.

С 1 января 2015 года введён новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, предполагающий переход к формированию пенсионных прав в относительных величинах (пенсионные коэффициенты).

Главная цель введения новой пенсионной формулы – выполнение пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придание системе стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду.

Новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии позволяет повысить значение страхового стажа и белой заработной платы.

В целях сохранения приемлемого уровня пенсионного обеспечения лиц, не обеспечивших достаточный вклад в пенсионную систему, предусматривается обособление базовой части страховой пенсии, ресурсное обеспечение которой гарантировано (фиксированная выплата).

Введены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, дифференцированные по классам вредности рабочих мест в зависимости от итогов специальной оценки условий труда.

Создана двухуровневая система гарантирования прав застрахованных лиц в накопительной составляющей, включающая резервы по обязательному пенсионному страхованию (внутренние гарантийные фонды).

Предусмотрены меры, направленные на совершенствование регулирования, контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Трудовые пенсии граждан, которые были назначены до 1 января 2015 года, пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчёте по новым правилам пенсия не достигает размера, получаемого пенсионером до указанной даты, то такому пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.

В 2015 году индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, а также социальной пенсии производились с учётом нового пенсионного законодательства.

С 1 февраля 2016 года осуществлена индексация всех видов страховых пенсий неработающим пенсионерам на 4%. Размер фиксированной выплаты после индексации составил 4558,93 рубля в месяц. В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости с учётом фиксированной выплаты составил 13 100 рублей. Эта индексация страховых пенсий распространяется на страховые пенсии только неработающих пенсионеров.

В целях материальной поддержки пенсионеров в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 года №385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» в январе 2017 года произведена единовременная денежная выплата в размере 5 тыс. рублей. Выплата коснулась как неработающих, так и работающих пенсионеров, в том числе военных.

В 2016 году приняты важные решения, касающиеся механизма индексации пенсий. С 2017 года осуществлён возврат к механизму индексации по фактической инфляции предшествующего года. Страховые пенсии неработающих пенсионеров с 1 февраля 2017 года проиндексированы исходя из индекса роста потребительских цен за 2016 год на 5,4% в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 января 2017 года №35 «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2016 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2017 г.» и от 19 января 2017 года №36 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии».

Указанное повышение размеров страховых пенсий позволило улучшить материальное обеспечение порядка 31,4 млн неработающих пенсионеров.

С 1 апреля 2017 года в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» дополнительно увеличены страховые пенсии на 0,38%, то есть исходя из прогнозного уровня инфляции, заложенного в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год (5,8%).

С учётом проведённого в феврале увеличения страховых пенсий и фиксированных выплат к ним, а также увеличения страховых пенсий в апреле, среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2017 году составит 13 655 рублей (159,8% прожиточного минимума пенсионера).

Передвижной фонд ведущих российских музеев начиная с 1 марта 2013 года обновляется за счёт организации и проведения передвижных тематических выставок, на которых экспонируются предметы, входящие в состав Музейного фонда Российской Федерации из собрания музеев России.

Всего за отчётный период с 2013 по 2016 год проведено 732 выставки, в том числе:

в 2013 году – 58 выставок;

в 2014 году – 128 выставок;

в 2015 году – 180 выставок;

в 2016 году – 366 выставок.

Финансовое обеспечение выставочных проектов в 2016 году осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)», а также за счёт субсидий, предусмотренных заинтересованным музеям на выполнение государственных заданий.

В настоящее время в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на базе единого портала популяризации культурного наследия России «Культура.рф» представлено 235 виртуальных музеев, 87 из которых созданы с привлечением средств федерального бюджета.

Наряду с созданием новых виртуальных музеев в 2016 году осуществлялась модернизация действующих, например, Виртуальный музей архитектуры обновлён при участии специалистов Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева и получил приз международного конкурса Heritage in Motion в номинации «Приложение для мобильных устройств».

Ежегодно Минкультуры России формирует выставочные планы на основе предложений ведущих музеев и заявок субъектов Российской Федерации. Объём финансирования выставочных проектов за счёт средств федерального бюджета составляет 60–70% от общей сметы расходов на указанные цели, за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников – 30–40%.

В музеях Российской Федерации в 2012–2016 годах проведено 314 057 выставок, в том числе:

в 2012 году – 52 840 выставок,

в 2013 году – 57 593 выставки,

в 2014 году – 63 038 выставок,

в 2015 году – 69 628 выставок,

в 2016 году – 70 958 выставок.

В 2016 году в музеях Российской Федерации организовано 70 958 выставок, что на 34% больше, чем в 2012 году. Количество экспонируемых на выставках музейных предметов составило 6 589 403 единицы, что на 41% больше, чем в 2012 году. Из общего количества выставок музеями федерального ведения в субъектах проведено 1298 выставок, на которых было представлено 615 398 музейных предметов.

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики

постановляю:
1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 – 1,5 раза;

доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;

повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;

создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

в) утвердить до 1 декабря 2012 года план разработки профессиональных стандартов;

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

подготовить и до 1 августа 2014 года внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;

создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 года базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) – до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), – до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;

повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

подготовить до 1 декабря 2012 года предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий;

разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 года предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 года обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 года проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития;

включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг;

обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра;

обеспечить увеличение до 1 октября 2012 года бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;

обеспечить создание до 1 марта 2013 года передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;

увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;

увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;

увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 года разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 года комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 года комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В. Путин

Москва, Кремль
7 мая 2012 года
№ 597

Зарплата медикам по «дорожной карте»: что это и как рассчитывается

Социальная сфера государства — это основа жизни граждан всей страны. Ведь в рамки понятия входят такие важные направления, как образование, медицина, культура, спорт, социальное обеспечение и защита граждан. То есть основы основ государственного регулирования. От экономического положения в этих сферах зависит вся наша жизнь. Оценив неблагоприятную обстановку, Президент России еще в 2012 году дал поручение Правительству разработать комплекс мер по улучшению экономического положения в социальной сфере. Итогом стал Приказ 597 о повышении зарплаты и дорожной карте.

Скачать

Что такое «дорожная карта» и зачем нужна

Майские указы Президента и есть «дорожная карта». Только никакого отношения к дорогам и автомагистралям они не имеют. Суть принятого документа — повысить качество услуг в социальной сфере.

Ключевое направление «дорожной карты» Президента (Указ № 597) — это поэтапное повышение уровня оплаты труда работников медицины, образования, культуры и спорта. Но одним ростом зарплат проект не ограничивался. И как результат исполнения комплекса мероприятий планировалось достичь следующих целей:

  1. Повышение привлекательности и конкурентоспособности зарплаты работников этой сферы.
  2. Повышение эффективности и результативности труда путем материального стимулирования.
  3. Заключение эффективных контрактов с обозначенными категориями специалистов.
  4. Установление прямой взаимосвязи заработка к качеству и объему оказанных услуг и работ.
  5. Разработка региональных программ обновления и модернизации сферы здравоохранения.
  6. Утверждение региональных дорожных карт.
  7. Внедрение профессиональных стандартов для отдельных категорий работников.

Следовательно, «дорожная карта» — что это такое в зарплате? Это план мероприятий, направленный на достижение определенного уровня оплаты труда медицинских специалистов, а также на повышение качества услуг в этой сфере.

Обязательно или нет

Работа по «дорожной карте» обязательна только для государственной сферы деятельности. Отказаться от исполнения майских указов Президента в государственных и муниципальных учреждениях нельзя. А вот коммерческие компании вправе не применять положения о росте зарплат медработников. Но как показала практика, большинство негосударственных клиник и медицинских организаций стали придерживаться президентского курса.

Требования Президента исполнены, и комплекс мероприятий для медицины утвердили Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р (ред. от 19.07.2017).

Во-первых, положения «дорожной карты» предусматривали поэтапное исполнение. Заработки росли постепенно, позволяя оптимизировать и перераспределять расходы бюджета рационально. Ведь деньги из ниоткуда не взялись. Пришлось пересматривать действующие штаты и актуализировать работу.

Во-вторых, нормы содержат сдерживающие факторы в части оплаты труда руководящего персонала. Дирекция медучреждения не могла повысить свою зарплату «до небес». Появились строгие рамки. Причем ограничения напрямую привязаны к средней заработной плате основного персонала. Растет зарплата по дорожной карте в медицине, растет и заработок директора.

В третьих, выровнялось соответствие цена-качество. С введением эффективного контракта квалифицированные работники стали получать в разы больше. «Дорожная карта» позволила обеспечить российскую медицину опытными и квалифицированными кадрами.

Как отразится на заработной плате и для кого

«Дорожная карта» Президента в области здравоохранения была направлена на следующие цели:

  • зарплата младшего медицинского персонала должна вырасти не менее чем в два раза;
  • заработок среднего медперсонала повышается не менее чем в два раза;
  • оплата труда квалифицированных врачей повышена не менее чем в два раза.

Грандиозный рост зарплаты касался далеко не всех работников системы здравоохранения. Повышение было предусмотрено только в отношении сотрудников, оказывающих медицинские услуги. Административный и управленческий персонал увеличения не затрагивали.

Стимулирующие выплаты по майским указам не предоставлялись:

  • управленцам, чья работа никак не связана с медициной, например завхозам;
  • обслуживающему и сопутствующему персоналу, например поварам, кадровикам, юристам и бухгалтерам;
  • врачам, оказывающим высокотехнологичные медуслуги;
  • медработникам, чья деятельность связана в исполнением национального проекта «Здоровье» (участковые врачи, акушеры роддомов и так далее).

«Дорожная карта» по зарплате медработников предусматривает дополнительные стимулирующие выплаты только тем работникам, чье профильное образование подтверждено документально. Если диплом или справка отсутствует, то на доплаты рассчитывать не стоит.

Как считать зарплату по «дорожной карте»

Принципы, как считается зарплата по «дорожной карте» в здравоохранении, едины для всех. По сути, исчисляется уровень оплаты труда на одного работника в рассматриваемой категории. Для исчисления показателей требуются данные:

  1. Начисленная зарплата за расчетный период. Например, месяц или квартал. Причем сведения необходимо разбить на категории персонала. Расчеты проводятся отдельно для младшего, среднего медперсонала и врачей. Такие данные можно получить из расчетно-платежной ведомости.
  2. Количество работников в штате медицинского учреждения. Сведения также придется сгруппировать по анализируемым категориям.
  3. Отработанное время по факту. Получить данные можно из табелей учета рабочего времени либо иных учетных регистров, заполняемых в учреждении.

Все обозначенные сведения ежемесячно предоставляются в статистической форме П-4. Также представители системы здравоохранения обязаны систематически отчитываться в Росстат по форме ЗП-здравоохранение. Показатель среднего заработка рассчитывается в общем режиме: фонд оплаты труда, начисленный с учетом фактически отработанного времени, делится на количество работников.

Затем полученный показатель следует сравнить с положениями «дорожной карты». Так, значение средней заработной платы медработников к 2020 году должно соответствовать 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Показатели среднего заработка по регионам утверждает Росстат. Данные можно скачать на официальном сайте статистики.

Что делать, если заработную плату не повышают

Положение «дорожной карты» не предусматривает беспричинный рост зарплаты. Надбавки должны вводиться эффективными контрактами. В них прописываются условия и критерии стимулирования. Просто так доплачивать никто не будет.

Если с работником не заключили эффективный контракт либо не ввели дополнительную систему стимулирования, то говорить о доплатах неправомерно. Но отсутствие эффективного контракта в 2020 году говорит о недееспособности руководства учреждения. Ведь срок исполнения майских указов настал еще в 2018 году. Следовательно, руководитель должен понести административную ответственность.

Если эффективный контракт заключен, то теперь работа медика оценивается по специальным критериям. Анализируется не только объем выполненной работы, но и следующие факторы:

  • качество оказанных услуг;
  • наличие жалоб;
  • выявление осложнений после лечения;
  • выявление заболеваний на ранней стадии;
  • наличие действующей квалификации;
  • иные критерии.

Если условия эффективного контракта работником исполняются, но заработок остался прежним, необходимо обратиться к начальству. В первую очередь ознакомьтесь с заключением экспертной комиссии по начислению стимулирующих баллов и с нормативными положениями по оплате труда в учреждении. Помимо положения, следует изучить региональную и муниципальную «дорожные карты». При выявлении нарушений следует обращаться в трудовую инспекцию либо в правоохранительные органы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *