Генеральный директор, это кто?

Генеральный директор

Генеральный директор – это руководитель производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

Генеральный директор несет ответственность за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, за последствия принимаемых решений, финансово-хозяйственные результаты деятельности Общества.

Функции генерального директора заключаются в общем руководстве производственно-хозяйственной деятельностью компании.

Именно генеральный директор несет полную ответственность за все принятые решения, за результаты деятельности предприятия и сохранность его имущества.

Требования к генеральному директору

Основные требования, которые предъявляются к генеральному директору, следующие:

  • наличие высшего образования (часто требуется экономическое, юридическое или соответствующее профилю работы компании);

  • наличие опыта работы на руководящей должности, как правило, от двух лет;

  • наличие опыта работы в сфере, соответствующей деятельности компании;

  • знание нормативных и законодательных актов;

  • уверенное пользование персональным компьютером.

Функции генерального директора

На Генерального директора Общества возлагаются следующие функции:

  • обеспечение соблюдения законности в деятельности Общества;

  • осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельностью Общества в соответствии с Уставом Общества;

  • организация работы Общества с целью достижения эффективного взаимодействия всех структурных подразделений Общества;

  • выполнение поручений общего собрания акционеров, Совета Директоров Общества.

Должностные обязанности генерального директора

На генерального директора возлагаются следующие должностные обязанности:

  • руководство финансовой и хозяйственной деятельностью Общества;

  • организация работы с целью осуществления эффективного взаимодействия подразделений Общества;

  • обеспечение выполнения всех обязательств Общества перед кредиторами;

  • организация ведения бухгалтерского учета, обеспечение составления всех форм отчетности;

  • утверждение штатного расписания Общества, должностных инструкций для сотрудников Общества;

  • принятие мер по обеспечению Общества квалифицированными кадрами;

  • принятие мер по обеспечению Общества всем необходимым имуществом;

  • обеспечение сохранности имущества Общества;

  • обеспечение защиты интересов Общества в суде;

  • осуществление комплекса мер по контролю выполнения сотрудниками Общества требований законодательства РФ, внутренних нормативных документов Общества и должностных обязанностей;

  • осуществление комплекса мер по контролю выполнения решений общего собрания акционеров, Совета директоров Общества;

  • предоставление сведений, отчетности о деятельности Общества общему собранию акционеров, Совету Директоров и ревизорам Общества.

Права генерального директора

Генеральный директор имеет право:

  • оформлять и подписывать документы в рамках своей компетенции;

  • принимать решения в пределах своей компетенции;

  • представлять интересы Общества во взаимоотношениях со сторонними организациями;

  • расторгать и заключать от имени Общества хозяйственные договоры, в том числе трудовые договоры;

  • открывать расчетные счета Общества в банках;

  • визировать штатное расписание Общества, Правила внутреннего трудового распорядка дня и другие внутренние локальные документы Общества;

  • производить операции с имуществом и денежными средствами Общества;

  • увольнять и принимать на работу сотрудников Общества;

  • привлекать к ответственности (дисциплинарной и материальной) сотрудников Общества;

  • определять систему, формы и размер заработной платы и материального поощрения сотрудников Общества;

  • выносить вопросы на рассмотрение общему собрания акционеров и Совету Директоров Общества.

Ответственность генерального директора

Генеральный директор согласно законодательству несет следующую ответственность:

  • за убытки, причиненные Обществу своими действиями или бездействием в процессе исполнения функций и обязанностей;

  • за разглашение информации, которая содержит коммерческую и служебную тайну;

  • за невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.

Что должен знать директор?

Принято думать, что составление учетной политики организации — задача и головная боль главного бухгалтера. Однако по закону о бухучете обязанность по организации бухучета на предприятии возложена на директора. А бухучет, как известно, ведется на основании учетной политики. Не будем вдаваться в тонкости ПБУ и норм НК РФ, которые учитываются при ее составлении. Рассмотрим основные моменты, которые важны для руководителя организации.

Изменения или дополнения учетной политики

Учетная политика предприятия, как правило, оформляется в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов и т.п.). Первый утверждает учетную политику для бухучета, а второй — для целей налогового учета.

Многие бухгалтеры привязывают учетную политику к конкретному году, что не совсем верно. Учетная политика утверждается единожды — при создании организации и применяется последовательно из года в год до ее ликвидации (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 НК РФ).

Однако в начале нового финансового года организация должна обязательно проанализировать положения применяемых учетных политик на предмет соответствия действующему законодательству и при необходимости внести в нее изменения или дополнения.

При внесении изменений или дополнений не нужно переписывать всю учетную политику заново. Достаточно отдельным приказом утвердить вносимые изменения и дополнения.

Первичные документы и регистры

Чтобы не упустить важные нюансы, при формировании учетной политики на 2014 год необходимо еще раз качественно проанализировать нововведения, связанные с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также внесенные в него в течение 2013 года поправки и дополнения.

Напомним, что с 1 января 2013 года организации вправе оформлять факты хозяйственной жизни (сделку, событие, операцию) как унифицированными формами первичных документов, утвержденными Госкомстатом, так и самостоятельно разработанными. Главное, чтобы они содержали обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Обязательными к применению продолжают оставаться только формы первичных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы, транспортная накладная). Помимо этого, организация может воспользоваться формой универсального передаточного документа (УПД), рекомендованной налоговой службой (Письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@). Она разработана на основе действующей формы счета-фактуры и содержит все необходимые реквизиты первичного документа. Поэтому такой документ можно использовать как для отражения факта хозяйственной жизни в бухучете, так и в целях исчисления НДС и налога на прибыль (Письмо ФНС России от 05.03.2014 N ГД-4-3/3987@), тем самым сократив документооборот.

Важно знать, что форма УПД носит рекомендательный характер, и ее неприменение не может быть основанием для отказа в учете этих фактов хозяйственной жизни в целях налогообложения прибыли или вычета по НДС (письма Минфина России от 28.08.2013 N 03-07-15/35322, ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@).

Более того, рекомендованная форма УПД не ограничивает права организаций на использование иных форм первичных учетных документов (из действовавших ранее альбомов или самостоятельно разработанных) и формы счета-фактуры, установленной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (Письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@).

Применяемые в работе первичные документы определяет руководитель по представлению главбуха. Самостоятельно разработанные формы следует оформить в качестве приложения к учетной политике. При использовании типовых форм Госкомстата их можно не распечатывать, указав в учетной политике, что применяются унифицированные формы Госкомстата, перечислив сами формы и приказы об их утверждении.

Кроме того, руководитель должен утвердить формы используемых в работе регистров бухгалтерского учета (ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Обязательные реквизиты регистра бухучета перечислены в п. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ.

Инвентаризация и внутренний контроль

В Законе N 402-ФЗ содержатся отдельные нормы по проведению инвентаризации (ст. 11) и организации системы внутреннего контроля (ст. 19).

Положение об инвентаризации (за исключением случаев ее обязательного проведения) разрабатывается организацией самостоятельно. Например, крупные торговые или производственные организации проводят инвентаризацию материальных ценностей далеко не раз в год, перед составлением годового отчета и приходом аудиторов, а гораздо чаще. Отдельным приложением к учетной политике нужно оформить порядок проведения инвентаризаций (сроки, периодичность, продолжительность, ответственные лица и т.п.).

Система внутреннего контроля также определяется предприятием самостоятельно и оформляется в виде отдельного приложения к учетной политике.

Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Если бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухучета на себя).

Рекомендации по организации внутреннего контроля на предприятии содержатся в Информации Минфина России от 25.12.2013 N ПЗ-11/2013.

С 1 января 2014 года Федеральный закон от 21.12.2013 N 357-ФЗ внес изменения в Закон N 402-ФЗ. Для целей бухучета введены понятия мнимого и притворного объектов учета. Под мнимым объектом бухучета понимается несуществующий объект, отраженный в бухучете лишь для вида. Под притворным объектом — отраженный в бухучете вместо другого объекта с целью прикрыть его. Дополнены ст. 9 и 10 Закона N 402-ФЗ: не допускается принимать к бухучету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Запрещается регистрация мнимых и притворных объектов бухучета в регистрах бухучета.

Поправки направлены на усиление контроля и требований к первичным документам и достоверности бухучета. Поэтому руководителю необходимо принять непосредственное участие в разработке системы внутреннего контроля за совершаемыми операциями, направленной на получение достаточной уверенности в достоверности и своевременности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соблюдение законодательства при ведении бухучета. Распределение полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля организация устанавливает самостоятельно в зависимости от характера и масштабов своей деятельности и особенностей системы управления.

Но при этом нужно учитывать требования корпоративного законодательства. Например, если в ООО более 15 участников, избрание ревизора или ревизионной комиссии обязательно. Остальные компании имеют право, но не обязаны предусмотреть в уставе должность ревизора (п. 6 ст. 32, ст. 47 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Порядок его работы надо прописать в уставе и внутренних документах организации, в частности в положении о внутреннем контроле.

Еще один нюанс, который нужно иметь в виду директору при утверждении положения о внутреннем контроле.

Законом N 402-ФЗ не установлен порядок подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. На данное обстоятельство Минфин указал в Информации от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012. При этом согласно п. 8 ст. 13 данного Закона отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Обратите внимание, в приведенной норме Закона N 402-ФЗ говорится не о том, кто подписывает отчетность, а о том, когда она считается составленной. Отсюда возникает вопрос о необходимости подписи главного бухгалтера на отчетности.

По мнению Минфина (ПЗ-10/2012) и ФНС России (Письмо от 26.06.2013 N ЕД-4-3/11569@), бухгалтерская отчетность должна быть подписана лицами, уполномоченными на это законодательством РФ, или учредительными документами организации, или решениями соответствующих органов управления организации. К таким лицам относится руководитель организации, то есть единоличный исполнительный орган, или управляющий, которому были переданы полномочия первого на основании решения органов управления организации. Вместе с тем, если иное не предусмотрено уставом организации, ее руководитель вправе передать свои полномочия на основе доверенности, в том числе на подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности, без сообщения об этом органам управления организации.

С учетом положения Закона N 402-ФЗ, а также разъяснения Минфина и ФНС России напрашивается вывод, что с 1 января 2013 года на экземпляре отчетности на бумажном носителе достаточно подписи руководителя.

Вместе с тем имеет место и другой экспертный подход: если в организации есть главный бухгалтер, его подпись на бухгалтерской отчетности должна быть поставлена.

В пункте 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ сказано, что ПБУ, принятые до вступления в силу нового Закона, обязательны к использованию в работе до принятия федеральных и отраслевых стандартов. Поскольку такие стандарты пока не утверждены, продолжают применяться ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

В свою очередь, в п. 17 ПБУ 4/99 и п. 38 Положения сказано, что бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Формы отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, также содержат подпись главного бухгалтера помимо подписи руководителя.

Данный подход к вопросу обоснован, поскольку в должностные обязанности главного бухгалтера, как правило, включена информация о составлении и подписании как годовой, так и промежуточной отчетности. Кроме того, вернемся к положению о внутреннем контроле. Если компания не располагает штатом внутренних аудиторов (ревизоров), за организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности отвечает не только руководитель, но и главный бухгалтер.

Таким образом, если внутренними документами организации за главбухом закреплена обязанность подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности, подпись должна быть поставлена на ней вместе с подписью руководителя.

Кто ведет бухучет?

Статья 7 Закона N 402-ФЗ посвящена организации ведения бухучета на предприятии. Эта норма действует с 2013 года.

Ведение бухучета и хранение документов бухучета организуются руководителем предприятия. При этом он обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого предприятия либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, а также руководитель НКО, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухучета (включая упрощенную бухгалтерскую отчетность), может вести бухучет самостоятельно.

Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

В статье 7 Закона N 402-ФЗ установлены требования к организациям, ведущим бухучет по договору возмездного оказания услуг, а также главным бухгалтерам (иным лицам, на которых возложено ведение бухучета) некоторых общественно значимых предприятий (ОАО (за исключением банков), страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов и др.).

Таким образом, после вступления в силу Закона N 402-ФЗ вести бухучет самостоятельно вправе только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства. Руководители иных организаций обязаны возложить ведение бухучета на главного бухгалтера (иное должностное лицо) или заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.

В учетной политике должно быть оговорено, на кого возложена обязанность вести бухучет на предприятии. Если директор лично ведет бухучет, это также отражается в приказе об учетной политике организации.

Документооборот

Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» при формировании учетной политики утверждаются правила документооборота и технология обработки учетной информации.

По общему правилу, закрепленному ст. 9 Закона N 402-ФЗ, первичный учетный документ оформляется при совершении факта хозяйственной жизни, а если это невозможно — непосредственно после его окончания.

С 1 января 2014 года в данное положение внесены дополнения: лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, должно обеспечить своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета, а также достоверность этих данных. При этом главбух или лицо, с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, не несут ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Предлагаем организациям пересмотреть график документооборота на предприятии с учетом нововведений, изменив при необходимости ответственных за составление первичных документов лиц, а также сроки их передачи в бухгалтерию.

При этом введение новой нормы не означает, что бухгалтер теперь будет принимать к учету все подряд документы, не глядя и не анализируя. При наличии каких-либо сомнений относительно того, что документом оформлена мнимая либо притворная сделка, бухгалтер вправе получить письменное распоряжение руководителя, отражать или не отражать в регистрах бухучета данные, содержащиеся в сомнительном документе. Если руководитель распорядится принять к учету документ, он единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию (п. 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская отчетность

Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ внес в п. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2013 года. Согласно нововведениям промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в случаях, когда законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухучета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

Например, квартальный отчет эмитента включает в себя промежуточную бухгалтерскую отчетность (п. 6, 7 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Промежуточная бухгалтерская отчетность необходима ООО, если:

— организация распределяет чистую прибыль между участниками ежеквартально или раз в полгода (п. 1 ст. 28 Закона N 14-ФЗ);

Промежуточная бухгалтерская отчетность АО нужна, если общество выплачивает дивиденды по размещенным акциям по результатам I квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года (п. 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Таким образом, если организация по закону не обязана представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность, ей нужно самой определиться с необходимостью составления такой отчетности для внутренних управленческих целей. В бухгалтерской учетной политике нужно отразить решение о необходимости составления промежуточной бухгалтерской отчетности для внутренних управленческих целей, частоте и сроках ее составления (за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года), а также об объеме форм такой отчетности.

В заключение отметим, что знание руководителем общих правил составления и применения учетной политики организации как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета поможет ему своевременно принимать необходимые управленческие решения и обеспечить финансовую стабильность бизнеса.

Энциклопедия решений. Требования к директору ООО и АО

Требования к директору и членам органов управления ООО

Законодательство об ООО не устанавливает специальных требований к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа ООО (далее — директор), оговаривая лишь, что:

— в качестве единоличного исполнительного органа ООО может выступать только физическое лицо, кроме случая передачи полномочий этого органа управляющему — коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (ст.ст. 40, 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО). В соответствии с изменениями в ГК, вступившими в силу с 01.09.2014, в качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). К корпорациям относятся в том числе ООО (п. 1 ст. 65.1, п. 4 ст. 66 ГК РФ). Представляется, что в контексте п. 3 ст. 65.3 ГК РФ под юридическим лицом следует понимать управляющую организацию, которой по решению общего собрания участников ООО могут быть переданы полномочия единоличного исполнительного органа (пп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ);

— единоличный исполнительный орган ООО может быть избран также не из числа его участников (п. 1 ст. 40 Закона об ООО). Таким образом, директором ООО может быть как его участник, так и третье лицо.

Директором ООО может стать как гражданин России, так и иностранец, либо лицо без гражданства при условии соблюдения законодательства о трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Хотя по общему правилу трудовой договор может быть заключен с лицом начиная с 16 лет, многие особенности регулирования труда руководителя могут быть применены только к лицам, достигшим совершеннолетия (см., например, ст.ст. 70, 269 и 278 Трудового кодекса РФ).

Максимальный возраст директора ООО законом не ограничен (часть третья ст. 20, ст. 63 ТК РФ). Отметим, что ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 22.03.2011 N Ф04-1215/2011 признал незаконным установление в уставе ООО требований к минимальному возрасту директора ООО.

При заключении трудового договора с директором необходимо установить, не подвергалось ли такое физическое лицо административному наказанию в виде дисквалификации (абзац второй ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

Данная проверка также должна проводиться в отношении:

— кандидатов в члены иных органов управления ООО: совета директоров (наблюдательного совета) ООО, коллегиального исполнительного органа;

— лица, временно исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа ООО;

— управляющего, которому передаются полномочия единоличного исполнительного органа ООО.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать, в частности, должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ).

Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление ООО влечет наложение административного штрафа в размере до ста тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

В отношении лиц, подвергнутых дисквалификации, ФНС России ведет Реестр дисквалифицированных лиц (пп. 5.5.13 п. 5 Положения о ФНС, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, далее — Положение о ФНС)

Сведения, содержащиеся в Реестре, публикуются на официальном сайте ФНС России (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ).

Воспользоваться сервисом можно бесплатно на сайте http://www.nalog.ru, зайдя в Электронные сервисы/ Проверь себя и контрагента/ Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц.

Также сведения из Реестра выдаются в виде (п. 3 Порядка предоставления сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, утв. приказом ФНС России от 31.12.2014 N НД-7-14/700@, далее — Порядок предоставления сведений из реестра, п. 16 Административного регламента предоставления ФНС государственной услуги по предоставлению заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, утв. приказом Минфина России от 30.12.2014 N 177н, далее — Административный регламент):

— выписки из Реестра о конкретном дисквалифицированном лице, в которой также указывается срок дисквалификации;

— справки об отсутствии в Реестре информации о запрашиваемом лице;

— информационного письма о невозможности однозначно определить запрашиваемое лицо.

Для получения информации необходимо подать запрос:

— в бумажном виде — непосредственно или почтовым отправлением в любой территориальный налоговый орган, либо через МФЦ (пп. «а» п. 20 Административного регламента);

Формы запроса установлены Приложениями N 2 и N 3 к Административному регламенту.

К запросу прилагается документ, подтверждающий внесение платы за предоставление информации в размере 100 рублей (п. 1 Постановление Правительства РФ от 03.07.2014 N 615 «Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», п. 27 Административного регламента).

Информация предоставляется в течение 5 рабочих дней со дня получения налоговым органом запроса (п. 17 Административного регламента).

Уголовное законодательство предусматривает в качестве одного из видов наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Но в отличие от административного уголовное законодательство не предусматривает механизмов проверки заинтересованным лицом применения к кандидатам на управляющие должности данного вида наказания. Ответственность за заключение договора с лицом, подвергнутым данному виду наказания, для организации не предусмотрена.

Трудовой договор, заключенный в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, о дисквалификации, исключающей возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, подлежит прекращению (ст. 84 ТК РФ). Гражданско-правовой договор является ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ).

Должностная инструкция генерального директора стоит особняком среди должностных инструкций других специалистов. Например, как описать должностные обязанности генерального директора, если он руководит и контролирует всю работу организации. В приведенном образце должностной инструкции генерального директора мы постарались описать универсальный функционал руководителя и сделали подробный раздел, регулирующий его полномочия.

Скачать в .doc

К списку должностных инструкций

Должностная инструкция генерального директора (ОАО)

1. Общие положения

1.1. Генеральный директор руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью Общества в соответствии с действующим законодательством РФ в пределах полномочий, предоставленных ему нормативно-правовыми актами РФ, Уставом Общества, внутренними нормативными документами Общества, трудовым договором и настоящей Должностной инструкцией, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества Общества, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
1.2. Генеральный директор Общества подчиняется непосредственно общему собранию акционеров и Совету директоров Общества.
1.3. На время отсутствия Генерального директора организации его должностные обязанности выполняет назначаемый приказом сотрудник Общества, относящийся к категории руководителей.
1.4. Генеральный директор руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом Общества, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— решениями общего собрания акционеров и Совета директоров Общества;
— настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности генерального директора

Генеральный директор выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Руководит финансовой и хозяйственной деятельностью Общества, обеспечивает выполнение Обществом возложенных на него задач, организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений Общества.
2.2. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности Общества, выполнение всех лицензионных требований при осуществлении деятельности Общества в соответствии с законодательством РФ, организует подготовку соответствующих документов и осуществление всех необходимых действий для получения (продления) лицензии на осуществление уставной деятельности Общества.
2.3. Обеспечивает выполнение Обществом всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, а также заказчиками и кредиторами.
2.4. Организует разработку и внедрение новейших прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях всемерного повышения технического уровня и качества работ (услуг), экономической эффективности производства работ и услуг), рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов.
2.5. Решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и хозяйственной деятельности организации, в пределах предоставленных ему законодательством прав, делегирует отдельные направления деятельности другим должностным лицам Общества.
2.6. Обеспечивает и контролирует выполнение решений общего собрания акционеров, Совета директоров Общества, предоставление сведений, отчетности о деятельности Общества и объяснений по вопросам руководства деятельностью Общества общему собранию акционеров, Совету Директоров и ревизорам Общества.
2.7. Организует обеспечение Общества всеми необходимыми материально-техническими условиями деятельности.
2.8. Обеспечивает сохранность имущества и материальных ценностей, принадлежащих Обществу; защиту имущественных интересов Общества в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.
2.9. Организует работу по обеспечению Общества квалифицированными кадрами, рациональному использованию их профессиональных знаний и опыта, проведение аттестаций и обучение сотрудников.
2.10. Организует разработку и утверждает штатное расписание Общества, должностные инструкции для сотрудников Общества.
2.11. Организует ведение бухгалтерского учета, всех форм отчетности, делопроизводства и архива Общества, обеспечивает ведение надлежащего учета и составления предусмотренной действующим законодательством РФ отчетности, организует все необходимые работы по осуществлению внутреннего контроля в Обществе.
2.12. Организует и контролирует выполнение сотрудниками Общества должностных обязанностей, требований законодательства РФ и внутренних нормативных документов Общества, принимает меры по устранению нарушений и недостатков в работе сотрудников.
2.13. Выполняет иные исполнительно-распорядительные обязанности по вопросам оперативно-хозяйственной деятельности Общества.

3. Права генерального директора

Генеральный директор имеет право:
3.1. Составлять и подписывать документы, относящиеся к уровню его компетенции.
3.2. Представлять интересы Общества без доверенности во взаимоотношениях с государственными органами, сторонними организациями и учреждениями.
3.3. Заключать и расторгать от имени Общества любые виды договоров, в том числе трудовые.
3.4. Открывать все виды счетов Общества в банках.
3.5. Утверждать штатное расписание Общества, Правила внутреннего трудового распорядка дня и другие внутренние документы Общества.
3.6. Распоряжаться имуществом и денежными средствами Общества.
3.7. Выдавать доверенности.
3.8. Принимать на работу и увольнять сотрудников Общества.
3.9. Поощрять и привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности сотрудников Общества.
3.10. В соответствии с законодательством РФ определять систему, формы и размер оплаты труда и материального поощрения сотрудников Общества.
3.11. Выносить вопросы, связанные с его деятельностью и выходящие за пределы его компетенции, на рассмотрение общему собрания акционеров и Совету Директоров Общества в порядке, определяемом законодательством РФ и Уставом Общества.
3.12. Принимать решения в пределах своей компетенции.

4. Ответственность генерального директора

Генеральный директор несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За убытки, причиненные Обществу его виновными действиями (бездействием) в процессе исполнения им функций и обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.
4.3. За разглашение информации, содержащей служебную и коммерческую тайну.
4.4. За невыполнение должностных инструкций подчиненными сотрудниками, за несоблюдение ими Правил внутреннего трудового распорядка, Правил техники безопасности, охраны труда, противопожарной защиты и других внутренних нормативных документов Общества.

К списку должностных иструкций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *