Инструкция экскаваторщика

Инструкция по охране труда для машиниста экскаватора

3.1 Земляные работы по отрывке траншей и котлованов, отсыпке отвалов машинист должен вести в соответствии с утвержденным ордером на эти работы и по наряду-допуску на проведение работ.
3.2 Экскаватор должен быть расположен на рабочей площадке за пределами призмы обрушения, на твердом выровненном основании, с уклоном, не превышающим допустимого техническим паспортом экскаватора.
3.3 При работе экскаваторов на грунтах, не выдерживающих давления колёс (гусениц), машинист должен требовать осуществления специальных мер, обеспечивающих устойчивое положение экскаватора.
3.4 Машинисту запрещается работать при наличии нависающих «козырьков», глыб, крупных валунов, а также нависей из снега и льда.
3.5 Машинисту запрещается находиться:
-в опасной зоне работающих механизмов (экскаваторов, бульдозеров и других механизмов);
-в пределах призмы обрушения на уступах;
-в непосредственной близости от нижней бровки уступа.
3.6 Перед началом работы машинист обязан убедиться в отсутствии людей в опасной зоне работающего экскаватора.
Запрещается во время работы экскаватора пребывание людей (включая и обслуживающий персонал) в зоне действия ковша.
3.7 Погрузка в кузов автосамосвала (трактора) должна производиться только сбоку или сзади. Запрещается перенос экскаваторного ковша над кабиной автосамосвала или трактора.
3.8 Машинист не должен допускать перегрузки транспортных средств.
3.9 По окончании погрузки машинист должен подать разрешающий сигнал на отъезд транспортных машин.
3.10 Перегон экскаватора должен производиться по сигналам ответственного руководителя работ или выделенного им сигнальщика, при этом должна быть обеспечена постоянная видимость между ними и машинистом экскаватора.
3.11 При передвижении экскаватора по горизонтальному пути или на подъем ведущая ось его должна находиться сзади, а при спусках с уклона — впереди. Ковш должен быть опорожнен и находиться не выше 1 м от почвы, а стрела установлена по ходу экскаватора.
При движении экскаватора на подъем или при спусках необходимо предусматривать меры, исключающие самопроизвольное скольжение.
3.12 Во время работы машинисту запрещается:
-производить поворот платформы, если ковш не извлечен из грунта;
-изменять вылет стрелы при поднятом наполненном ковше;
-планировать площадку боковым движением ковша;
-подтягивать при помощи стрелы груз;
-очищать, смазывать, регулировать, ремонтировать экскаватор при поднятом ковше;
-производить какие-либо работы при нахождении людей между траншеей (отвалом, самосвалом и т.д.) и экскаватором;
-покидать рабочее место при поднятом ковше;
-оставлять экскаватор с работающим двигателем;
-допускать посторонних лиц в кабину экскаватора.
3.13 При необходимости выхода из кабины машинист обязан опустить ковш на землю и поставить пусковые устройства и рычаги управления в нейтральное положение или положение «Стоп».
3.14 При необходимости производства работ под линиями электропередачи, находящимися под напряжением или вблизи них, машинист должен обеспечить расстояние по воздуху от любой части экскаватора, в том числе и при наибольшем допускаемом конструкцией подъеме или боковом вылете стрелы и рукояти до ближайшего провода, находящегося под напряжением, не менее: при напряжении до 1 кВ — 1,5 м; от 1 до 20 кВ — 2 м, от 35 до 110 кВ — 4 м.

На указанную работу машинист должен получить письменный наряд-допуск.
3.15 При работе на гидравлическом экскаваторе машинисту запрещается:
-производить запуск двигателя при выключенной насосной станции;
-включать насосы без проверки уровня масла в баке;
-работать на перегретом масле или при наличии обильного пенообразования в баке;
-производить регулировку предохранительного клапана без манометра;
-перегибать или перекручивать шланги маслопроводов;
-откручивать накидные гайки или штуцера маслопроводов при давлении в системе и работающих насосах.
3.16 Машинисту запрещается:
-производить какие-либо работы на экскаваторе в темное время суток без достаточного и безопасного освещения места работы;
-выполнение работ на стреле экскаватора во время грозы.
3.17 Машинист должен содержать в чистоте кабину, площадку, рычаги управления. Контрольные приборы должны быть исправными, инвентарь и инструменты должны храниться в специально отведенном для этого месте.
Запрещается загромождать проходы в кабине экскаватора.
3.18 Заправку экскаватора топливом, смазочными материалами необходимо производить после остановки двигателя на горизонтальной площадке и при естественном или электрическом освещении.
Машинист обязан не допускать загрязнения топливом и маслами мест заправки и стоянки экскаватора.
3.19 Техническое обслуживание или ремонт экскаватора следует производить в соответствии с требованиями инструкции по его эксплуатации.
3.20 При выполнении технического обслуживания или ремонте экскаватора не разрешается приступать к работе до остановки двигателя, снятия давления в гидросистеме, опускания ковша на землю.
3.21 При проведении ремонтных работ машинисту необходимо следить за исправностью инструмента. Деревянные рукоятки ручных слесарных инструментов должны быть изготовлены из прочной выдержанной древесины твердых и вязких пород и иметь овальную форму с тщательно остроганной поверхностью. Рукоятки для кувалд, молотков и других ударных инструментов необходимо пропилить и расклинить металлическими клиньями.
Рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь скосов, а рукоятки — заусенцев. Запрещается отвертывать и завертывать гайки путем удлинения гаечного ключа за счет присоединения другого ключа или трубы.
3.22 При осмотрах и ремонте в темное время суток машинисту следует пользоваться ручной переносной электролампой с линейным напряжением не выше 42 В переменного тока с хорошо изолированным проводом и ручкой.
3.23 При демонтаже и монтаже агрегатов экскаватора краном запрещается находиться под грузом или стрелой.
3.24 Запрещается находиться под поднятым ковшом экскаватора, удерживаемым только штоками гидравлических цилиндров или канатами.
3.25 Агрегаты и узлы массой более 15 кг необходимо перемещать только с помощью подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.
3.26 При разборке агрегатов экскаватора для мойки деталей должны применяться негорючие составы, пасты, эмульсии.
Категория: Экскаваторы
Публикация: Подготовка экскаватора к работе
Читать далее:
Подготовка экскаватора к работе

1. Общие правила

Перед началом работы машинист должен удостовериться, что его предшественник на машине провел ежесменный осмотр и устранил все замеченные в его смене неисправности. Если этого не было сделано, то перед запуском двигателя машинист сам осматривает экскаватор и устраняет неисправности.

Перед пуском двигателя необходимо проверить: – общее состояние экскаватора и его готовность к работе, предварительно очистив экскаватор и его механизмы от грязи и пыли; – уровень Масла в картерах двигателя, топливного насоса, приводного механизма пускового двигателя, в корпусе регулятора, поддонах воздухоочистителя и картера компрессора, в редукторах силовой и ходовой трансмиссии; – уровень рабочей жидкости в баке гидросистемы управления и системы гидропривода на гидравлической машине; – наличие топлива в топливном баке двигателя и прочистить воздушное отверстие в баке; – закрытие всех спусковых краников в пневмосистеме управления; – зарядку аккумулятора и при необходимости очистить его (при обнаружении следов электролита на поверхности аккумулятора устраняют причину выплескивания, вытирают следы электролита, прочищают вентиляционные отверстия в пробках); – состояние шин и давление в них на колесном экскаваторе; – правильность укладки канатов на барабаны; – исправность ковша и его зубьев; – крепление рабочего оборудования и состояние ходового оборудования; – общее состояние и готовность к пуску компрессора; – наличие необходимых запасных деталей; – все узлы на отсутствие течи (масла и воды).

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

После этого: – заправить топливный бачок пускового двигателя; – если требуется, заполнить водой систему охлаждения двигателя; – осмотреть экскаватор и убедиться, что на нем нет посторонних предметов, а инструмент имеется в комплекте в инструментальном ящике; – перевести все рычаги и педали управления в нейтральное положение, лично удостовериться в том, что они стоят в нейтральном (включенном) положении; – выключить главную муфту; – удостовериться, что выключены все фрикционные муфты главной лебедки и механизма реверса; муфты ходового механизма и привода поворотной платформы.

Подготовка к запуску и запуск самого двигателя должны проводиться в соответствии с “Инструкцией по уходу и эксплуатации двигателя”.

После запуска двигателя: – в зависимости от температуры окружающей среды дать ему поработать на малых и средних оборотах 3—5 мин; – перевести рычаг управления подачи топлива в положение, соответствующее нормальным оборотам холостого хода, для проверки работы механизмов и систем экскаватора без нагрузки; – постепенно и плавно поочередно включая рычаги, проверить работу механизмов управления, муфт, тормозов, работу рулевого управления, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации; – на средних оборотах двигателя, поочередно включая рычаги и педали, проверить движение рабочего оборудования, работу гидродвигателей и гидроцилиндров на гидравлических машинах, работу ходовой трансмиссии; – проверить работу двигателя и систем экскаватора по показаниям контрольных приборов, учитывая, что’ при прогретом двигателе и номинальном числе оборотов должны быть следующие показатели:
Давление масла в двигателе 0,2-0,3 МПа
Температура воды в радиаторе 80-95°С
Давление в топливной системе 0,04-0,1 МПа
Давление масла в компрессоре 0,15-0,2 МПа
Давление воздуха в пневмосистеме 0,7-0,8 МПа
Показание амперметра на заряд ” + ”
Давление в рулевом управлении (при повороте колес) до 4МПа

2. Заправка топливом

На экскаваторе могут быть два топливных бака: для основного дизельного и для пускового карбюраторного двигателей. Как правило, вместимость основного бака в 30-40 раз больше пускового.

Бак пускового двигателя наполняют через люк в капоте, как правило, с помощью воронки с сеткой, предохраняющей от попадания в бак посторонних частиц. Бак заправляют дизельным топливом в основном с помощью ручного насоса, установленного на платформе экскаватора. Однако для этого могут использоваться стационарные заправочные устройства на заправочных колонках и передвижные топливозаправщики. Машинисту следует помнить, что необходимо применять чистое и отфильтрованное топливо. При использовании неотстоявшегося или неотфильтрованного топлива, а также при загрязнении топливного бака выходят из строя плунжерные пары, нагнетательные клапаны насоса и распылители форсунок. Особенно нужно остерегаться попадания в топливо воды, так как это приводит к коррозии деталей топливной аппаратуры, резкому сокращению срока их службы и заеданию плунжеров.

Топливо перед заправкой должно отстаиваться в течение не менее 48 ч.

Запас топлива должен храниться в плотно закрытых резервуарах, не имеющих ржавчины и осадка.

При заправке необходимо применять топливо только тех марок, какие указаны в Инструкции по эксплуатации двигателя, установленного на экскаваторе.
Нельзя допускать полного расхода топлива из бака, в нем должно оставаться не менее 1/4 части топлива во избежание попадания в топливную систему воздуха и отстоя.

До заправки топливом отстой следует как можно чаще сливать через сливную пробку.

Через каждые 60 ч работы рекомендуется промывать сапун, крышку и заливной фильтр, а через 900-1000 ч – топливный бак.

Если заправка ведется из бочки, то необходимо применять сетчатые фильтры, надеваемые на запровочный шланг. При заправке из передвижного топливозаправщика шланг опускается непосредственно в заливную горловину бака.

3. Заправка маслом

Обслуживание и уход за системой смазки двигателя необходимо проводить в соответствии с Инструкцией по эксплуатации двигателя. Неправильный уход за системой смазки, использование загрязненного масла, несоблюдение сроков его смены и сроков промывки системы -основная причина выхода из строя двигателя или сокращения сроков его работы.

При заправке двигателя маслом необходимо соблюдать следующие правила: – применять масло только тех марок, которые рекомендованы Инструкцией по эксплуатации двигателя; – заливать масло в двигатель только из чистой посуды через воронку с сеткой, вытерев предварительно пыль и грязь у заправочного отверстия; – проводить смену масла не реже, чем указано в Инструкции по эксплуатации двигателя.

4. Заправка гидросистемы рабочей жидкостью

Надежная работа гидропровода зависит от качества применяемой рабочей жидкости. В ней не должно быть механических частиц, воды, кислот, щелочей, смолы и шлака.

При заправке гидросистемы необходимо учитывать следующее: – масло должно быть тщательно профильтровано; – вязкость и сорт заливаемого масла должны соответствовать вязкости и сортам, указанным в Инструкции по эксплуатации гидроагрегатов (насосов, двигателей и пр.) для данного времени года и температуры окружающей среды, а также конкретных типов гидроагрегатов; – заливать масло необходимо из чистой посуды через тонкий фильтр; – заполнять гидросистему маслом нужно в объеме, указанном в Инструкции; – если масло заливается в гидросистему насосного типа, то заполнение системы производится при работающем насосе; – если заполняется гидросистема безнасосного типа (например, тормозная система), то при заливке масла выветриваются пробки на исполнительных цилиндрах и – систему прокачивают путем нажатия на педаль или рычаг управления до появления из пробочных отверстий масла без пузырьков воздуха.

5. Заправка водой
Система охлаждения двигателя поддерживает нормальный тепловой режим двигателя. При неудовлетворительной работе системы двигатель может перегреться или переохладиться; срок его службы сокращается.

Для нормальной работы системы охлаждения необходимо: – заправлять водяной радиатор через воронку с мелкой сеткой только чистой и мягкой водой (дождевой, снеговой, речной); жесткую воду следует смягчать кипячением или добавкой 40 г каустической соды на 60 л воды с последующей фильтрацией; – заполнять систему до уровня, указанного в инструкции. Доливать при необходимости холодную воду в систему охлаждения перегретого двигателя надо постепенно, не выключая двигатель; – открывать пробку горловины радиатора после работы двигателя надо осторожно, остерегаясь ожогов рук и лица кипятком и паром; – не допускать течи воды из мест соединения рукавов и радиатора, своевременно подтягивать хомуты на рукавах; – следить по термометру за температурой воды, которая должна быть в пределах 80 -98°С;
= в холодную погоду при температуре ниже 5°С после остановки двигателя необходимо слить воду из системы охлаждения двигателя во избежание ее замерзания;
обслуживание и уход за системой охлаждения двигателя проводить в точном соответствии с Инструкцией по эксплуатации двигателя.

6. Накачивание баллонов

Нормальное давление в баллонах и правильный уход за шинами обеспечивают повышенный срок службы резины. Баллоны накачивают с помощью компрессора через специальный рукав, поставляемый заводом изготовителем экскаватора. Рукав присоединяют к крану отбора воздуха, установленному, как правило, на ресивере.

Баллоны должны быть накачаны до давления, указанного в инструкции.

Необходимо периодически проверять давление воздуха в шинах манометром и при необходимости подкачивать баллоны.

Для длительной работы баллонов необходимо, чтобы на резину не попадали дизельное топливо или бензин и масло при заправках, смазке и ремонте экскаватора.

Рекламные предложения:

Читать далее: Оплата труда машинистов экскаваторов
Категория: — Экскаваторы

УТВЕРЖДАЮ
_____________________
_____________________
_____________________

Должностная инструкция № ___
машиниста экскаватора

г. ________________

«___» _____________ 20__ г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность машиниста экскаватора.

1.2. Машинист экскаватора относится к категории рабочих.

1.4. Машинист экскаватора подчиняется ______________________________________.

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. На должность машиниста экскаватора назначается лицо, имеющее ______________________.

2.2. Машинист экскаватора в своей деятельности руководствуется:

– действующими нормативно-техническими документами;
– уставом организации, локальными нормативными актами, нормативными и распорядительными документами, издаваемыми руководителем организации;
– настоящей должностной инструкцией.

2.3. Машинист экскаватора должен знать:

– устройство, конструктивные особенности, принцип работы и правила технической эксплуатации экскаватора и его механизмов;
– принцип работы механического, гидравлического и электрического оборудования экскаватора;
– правила балансировки экскаваторов;
– рациональные режимы работы экскаватора и приемы черпания;
– приемы управления механизмами экскаватора при разработке тяжелых и легких грунтов;
– правила разработки горной массы и грунта на поверхности, в подземных условиях в забое;
– способы разработки забоя;
– различие полезных ископаемых по сортам;
– правила движения в полевых условиях и по пересеченной местности;
– особенности разработки грунта мощными экскаваторами в глубоких забоях;
– методы применения различных способов экскавации в зависимости от системы и условий разработки;
– правила подключения экскаватора к электросетям;
– принцип работы и назначение применяемых средств измерений и автоматических устройств;
– особенности работы со сменным навесным оборудованием;
– правила погрузки горной массы и грунта в железнодорожные составы, думпкары, автомашины и в люки бункеров у конвейерных линий;
– правила производства транспортных, трубоукладочных работ;
– правила ведения установленной документации;
– причины возникновения неисправностей в работе экскаватора и способы их устранения;
– виды ремонта, монтажа и демонтажа экскаватора;
– конструкции быстроизнашивающихся деталей и узлов экскаватора и порядок их замены;
– основы электротехники, автоматики, электро- и телеуправления;
– электрослесарное дело в объеме знаний электрослесаря (слесаря);
– технологию сварочных, такелажных и стропальных работ;
– основы трудового законодательства;
– Правила трудового распорядка;
– правила по охране труда, охране окружающей среды, производственной санитарии и пожарной безопасности.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Машинист экскаватора:

3.1. Осуществляет:

– разработку грунтов при устройстве выемок, насыпей, резервов, кавальеров и банкетов при строительстве _____________________________________;
– планировку забоя, верхней и нижней площадок уступа, перемещение экскаватора в процессе работы;
– заоткоску уступов на промежуточных железнодорожных складах на должную величину угла склада при транспортировании горной массы автомобилями, производство работ по заоткоске уступов по конечному контуру, разработку дренажной канавы;
– послойное разрабатывание грунта;
– профилирование трассы экскаватора;
– экипировку парового экскаватора;
– опробование ходовых механизмов;
– профилактический осмотр и участие в ремонте экскаватора.

3.2. Управляет экскаватором при производстве вскрышных, добычных, переэкскавационных, зачистных, отвальных и погрузочно-разгрузочных работ.

3.3. Перемещает:

– топливо и различные материалы на складах, на транспортные средства, в отвал;
– грунт (горной массы) на борт карьера или в отвал.

3.4. Регулирует ходовые механизмы.

3.5. Обеспечивает:

– технически правильную разработку забоя и эффективное использование экскаватора;
– выемку горной массы по сортам.

3.6. Грузит полезные ископаемые и породы в железнодорожные составы, думпкары, на платформы, автомашины и в бункера.

3.7. Укладывает:

– породы в выработанном пространстве и на отвале;
– щиты настила и сланей под экскаватор.

3.8. Производит селективную разработку забоя.

3.9. Очищает:

– габарит на приямке;
– транспортные средства от породы;
– ковш от налипшего грунта.

3.10. Проверяет заземление и включение в сеть силового кабеля.

3.11. Заправляет экскаватор горючими и смазочными материалами и водой.

3.12. Наблюдает за показаниями средств измерений, прочностью канатов, креплением двигателей, тормозными устройствами.

3.13. Ведет установленную техническую документацию.

3.14. Управляет канавокопателем.

3.15. Обслуживает сменное навесное оборудование экскаватора (погрузочного устройства, кабелепередвижчика и др.).

3.16. Выполняет:

– стропальные и такелажные работы при ремонте экскаваторов;
– отдельные служебные поручения _______________________________________.

4. ПРАВА

Машинист экскаватора вправе:

4.1. Требовать создания всех условий для выполнения должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, средств индивидуальной защиты, льгот и компенсаций за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных.

4.2. Знакомиться с решениями руководства организации, касающимися его деятельности.

4.3. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

4.4. Запрашивать через непосредственного руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Повышать свою профессиональную квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Машинист экскаватора несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. За нарушение Правил трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом _______________________________________________.

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела кадров

С настоящей инструкцией ознакомлен.

Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.

Машинист экскаватора

Должностная инструкция
Машиниста экскаватора

Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы
Должностные инструкции\Рабочие специальности\ \Типовая должностная инструкция Машиниста экскаватора

Должность: Машинист экскаватора
Подразделение: _________________________
1. Общие положения: 2. Требования к квалификации:

    Должен знать:

  • устройство, принцип работы и технические характеристики экскаваторов
  • принцип работы механического, гидравлического и электрического оборудования
  • монтаж и демонтаж навесного оборудования экскаваторов
  • причины возникновения неисправностей и способы их устранения
  • правила экскавации грунтов различных категорий при различной глубине забоя
  • правила экскавации грунтов с соблюдением заданных профилей и отметок.

3. Должностные обязанности:

  • Разработка грунтов при устройстве выемок и насыпей, резервов, кавальеров и банкетов при строительстве автомобильных и железных дорог, оросительных и судоходных каналов, плотин, оградительных земляных дамб, котлованов под здания и сооружения, опор линий электропередачи и контактной сети, траншей для подземных коммуникаций, водоотводных кюветов, нагорных и забанкетных канав, проходке горных выработок подземным способом и других аналогичных по сложности сооружений.

стр. 1 Должностная инструкция Машинист экскаватора
стр. 2 Должностная инструкция Машинист экскаватора
4. Права

  • Машинист экскаватора имеет право давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
  • Машинист экскаватора имеет право контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.
  • Машинист экскаватора имеет право запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.
  • Машинист экскаватора имеет право взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
  • Машинист экскаватора имеет право знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения.
  • Машинист экскаватора имеет право предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной инструкцией обязанностями.
  • Машинист экскаватора имеет право выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
  • Машинист экскаватора имеет право докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.

5. Ответственность

  • Машинист экскаватора несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
  • Машинист экскаватора несет ответственность за нарушение правил и положений, регламентирующих деятельность предприятия.
  • При переходе на другую работу или освобождении от должности Машинист экскаватора ответственен за надлежащую и своевременную сдачу дел лицу, вступающему в настоящую должность, а в случае отсутствия такового, лицу его заменяющему или непосредственно своему руководителю.
  • Машинист экскаватора несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Машинист экскаватора несет ответственность за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Машинист экскаватора несет ответственность за соблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
  • Машинист экскаватора несет ответственность за выполнение правил внутреннего распорядка, правил ТБ и противопожарной безопасности.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с (наименование, номер и дата документа)

Руководитель структурного
подразделения:

История экскаватора

Экскаватор — землеройная машина, оснащенная ковшом. Предназначена для разработки грунтов и погрузки сыпучих материалов на грузовой транспорт. Но экскаватор может выполнять и несвойственные ему функции, например, забивать сваи или выполнять снос аварийных зданий.

Слово «экскаватор» является производным от латинского «excavo», означающего «вынимаю, долблю». Отсюда выходит основное определение экскаваторов, как ведущего типа землеройных машин, главное предназначение которых состоит в разборке массива мягких горных пород или раздробленных скальных.

Идея постройки землеройной машины принадлежит Леонардо да Винчи, который ещё в начале XVI века разработал схему прототипа современного экскаватора-драглайна. Известен эскиз грейфера для землечерпалки, созданный им в 1500 году, позднее да Винчи принимал участие в строительстве каналов в Миланской долине при помощи своего изобретения. Но есть исторические факты того, что в 1420 году, в венецианском издании «Кодекс Джованни Фонтана» был опубликован текст с упоминанием землеройной машины, использовавшейся для углубления дна каналов и расширения морских гаваней.

Ещё некоторое время Италия, а именно Венеция, активно развивала экскаваторное дело — машины были необходимы для очистки венецианских каналов. Далее изобретение получило развитие во Франции и в Америке.

В 1795 году известный американский изобретатель, создавший первый практически пригодный пароход, Роберт Фултон сконструировал и первый четырехколесный грейдер-элеватор. Однако испытана машина была только через 70 лет на строительстве дорог в Америке. Но в 1796 году на дноуглубительных работах в английском порту Сандерленд была применена ковшовая драга с приводом от паровой машины. Построена она при участии изобретателя паровой машины Джеймса Уатта. За один рабочий ход ковши доставали со дна гавани до полутора тонн грунта, что примерно в 4 раза превышало производительность ручной драги.

Большой вклад в развитие технологии экскаваторостроения внести французы: в 1860 году инженер М. Кувре создал сухопутный цепной многоковшовый экскаватор с двигателем 15 лошадиных сил. Он был испытан на строительстве дороги Седан—Тионвиль, а позднее работал на сооружении Суэцкого канала. А уже 1862 году на улицах Парижа появился первый паровой каток с обеими ведущими осями. Изобретателем машины был механик Балейсон. Однако паровые катки большого распространения не получили. Ведь для поддержания необходимого давления в его котле требовалось сжигать 60— 80 килограммов топлива в час.

На территории США дальнейшим стимулом к совершенствованию подобной специализированной техники послужило активное железнодорожное строительство, развернутое в 30-х годах XIX века.

Дефицит рабочих рук и сложность выполнения труда подвигли американца Отиса в 1832-1836 годах разработать и воплотить в жизнь проект первой землеройной машины. Одноковшовый экскаватор (рис.1) предназначался для ускорения работ и облегчения сложного труда при прокладке железных дорог. Для Америки того времени это имело особое значение, так как экономика страны и прибыль многих компаний напрямую зависели от плотности железнодорожной сети.

Интерес к машине Отиса, созданной в 1836 году был велик. Безусловно, она была далека от совершенства: имела двигатель на пару и небольшой по размерам ковш, могла передвигаться только по железнодорожным путям и обладала малым углом поворота. Тем не менее, данные «недостатки» с лихвой окупались на практике, так как внедрение экскаватора позволяло заменить труд 50 человек, а усовершенствованные позже машины были способны заменить до 180 рабочих.

В Германии применялись «строительные локомобили», оснащенные одноканатными грейферами (рис.2).

Землеройные машины активно развивались во второй половине 19-го века, т.к. активно строились железные дороги и каналы, потому стали появляться новые экскаваторы, более усовершенствованные модели. Только Россия по старинке использовала ручной труд, и лишь во время строительства Транссибирской магистрали стали применять экскаваторы. Первый российский экскаватор был выпущен на Путиловском заводе в 1902 году. Это был железнодорожного типа неповоротный экскаватор, оснащенный съемным ковшом 1,5 куб. м и 2,3 куб. м, и его производительность составляла в час 100-290 куб. м.(рис.3). Также иногда в строительстве применяли плавучие неполноповоротные экскаваторы, оснащенные прямой лопатой.

Дальнейшее развитие землеройной техники происходило повсеместно и имело лавинообразный характер. Возникали все новые типы и конструкции экскаваторов как в «Старом Свете», так и других странах, в том числе и в России.

Освоение гусеничных тракторов позволило уже в начале 20 века использовать их как базу для землеройных машин, которые стали широко применяться при строительстве дорог, водных путей, в горнодобывающей промышленности.

Применение новых машиностроительных технологий во второй половине ХХ века позволило существенно усовершенствовать экскаватор, наряду с разработкой дополнительного оборудования он стал действительно универсальной машиной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *