Инструкция по перевозке опасных грузов

Содержание

Должностная инструкция водителя транспортного средства, выполняющего перевозку опасных грузов

Должностные инструкции

Открыть в формате WORD

Водитель ТС при перевозке ОГ обязан соблюдать Правила дорожного движения. Правила перевозки ОГ АТ в РФ и Инструкции по перевозке отдельных видов ОГ.

Водитель, постоянно занятый на перевозке ОГ, обязан проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в три года. (Приказ Минздрава СССР от 29.09.89г. № 555), а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке ОГ.

К перевозке ОГ допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя данной категории не менее 3-х лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку ОГ. (Постановление РФ № 372 от 23.04.94г.)

Водитель, осуществляющий перевозку ОГ должен иметь при себе следующие транспортные документы:

1) лицензионную карточку на ТС с отметкой «Перевозка ОГ»;

2) свидетельство о допуске водителя к перевозке ОГ;

3) свидетельство о допуске ТС к перевозке ОГ;

4) путевой лист с отметкой «опасный груз», выполненной красным цветом в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» № ОГ по списку ООН;

5) маршрут перевозки ОГ;

6) сертификат безопасности на груз и упаковку;

7) товарно-транспортную накладную;

8) информационную карточку СИО;

9) аварийную карточку СИО;

При перевозке ОГ водителю запрещается отклоняться от установленного и согласованного с ГАИ МВД РФ маршрута перевозки и мест стоянок, а также превышать установленную скорость движения;

В случае вынужденной остановки ТС с опасным грузом водитель обязан:

Обозначить место остановки согласно Правилам дорожного движения и знаками, запрещающими остановку (два фонаря оранжевого цвета).

При поломке автомобиля в пути следования и невозможности устранения на месте силами водителя технической неисправности, водитель должен вызывать машину технического обеспечения перевозок, и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в ближайшие органы ГАИ МВД России.

В случае возникновения инцидента водитель обязан:

1) не допускать посторонних лиц к месту инцидента;

2) сообщить о случившемся инциденте в ближайшие органы ГАИ МВД России и при необходимости вызвать скорою медицинскую помощь;

3) вызвать аварийную бригаду согласно раздела 2.13. Правил по перевозке ОГ АТ в РФ;

4) оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;

5) в соответствии с указанием аварийной карточки принять меры по первичной ликвидации последствий инцидента;

6) по прибытии на место происшедшего инцидента представителей органов ГАИ МВД России и здравоохранения проинформировать их об опасности и принятых мерах и предъявить транспортные документы на груз.

Водителям транспортных средств, перевозящих ОГ, запрещается осуществлять заправку топливом на АЗС общего пользования. Заправка автомобилей, перевозящих ОГ на АЗС общего пользования или ПАЗС, согласно пункта 2.9.14., производится на специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не ближе 25 м от территории АЗС, нефтепродуктами, полученными на АЗС в металлические канистры.

Во время движения по маршруту перевозки водитель осуществляет контроль технического состояния ТС, крепления груза в кузове, и сохранности маркировки и пломб.

При управлении ТС, перевозящим ОГ, водителю

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

а) резко трогать транспортное средство с места и тормозить;

б) ездить с выключенным сцеплением, коробкой передач и двигателем;

в) производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 30 км/ч;

г) курить в транспортном средстве во время движения (курить разрешается во время остановок не ближе чем в 50 м от места стоянки транспорта);

д) пользоваться открытым пламенем (в исключительных случаях для приготовления пищи огонь можно разводить не ближе 200 м от стоянки транспорта);

е) оставлять ТС без надзора;

ж) запрещается перевозка в ТС грузов, не предусмотренных документацией, а также лиц, не связанных с перевозкой ОГ. Фамилии, имена, отчества сопровождающих лиц указываются в путевом листе;

з) движение отдельных ТС ночью или в условиях недостаточной видимости может быть запрещено, о чем делается отметка в маршруте движения. В случае стоянки ночью или в условиях плохой видимости, если огни ТС неисправны, на дороге должны выставляться 2 фонаря оранжевого цвета за 10 м спереди и позади ТС.

Ответственность.

Нарушение водителем, перевозящим ОГ, правил дорожного движения, правил перевозки ОГ при нанесении существенного материального ущерба или причинении телесных повреждений различной тяжести окружающим людям, может классифицироваться как уголовно-наказуемое деяние.

Меры безопасности при аварии.

Немедленно вызвать милицию и пожарную команду.

Заглушить двигатель.

Обеспечить отсутствие рядом с автоцистерной взрывоопасных источников (например, открытого огня), запрещается курение.

Оборудовать дорожное ограждение и предупредить других участников движения.

Не допускать в обозначенную зону посторонних.

При работе использовать взрывобезопасные осветительные приборы и электроинструменты.

Оставаться с подветренной стороны.

ТЕЧЬ

Если возможно, устранить утечки. Предотвратить попадание жидкости в канализацию. Локализировать растекающуюся жидкость, образуя заграждение из земли или другого подходящего материала.

Предотвратить проникновение бензина в канализацию, траншеи, подвалы — испарения бензина создают взрывоопасную ситуацию.

Предупредить население о существовании взрывоопасной ситуации.

Если бензин попал в воду или канализацию, а также вызвал загрязнение почвы или растений, сообщить об этом пожарным или милиции.

ОГОНЬ

Если цистерна подвергается воздействию пламени — охлаждать ее разбрызгиваемой струей воды.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Если бензин попал в глаза, промыть их большим количеством воды в течении нескольких минут.

Пропитавшиеся бензином части одежды удалить.

Врачебная помощь требуется в случае симптомов, указывающих на попадание бензина в органы дыхания.

Занимаясь автомобильными перевозками грузов, стоит внимательно относиться к каждому нюансу. Кроме оформления документов, маркировки, требуется заботиться об обеспечении безопасности. Техника безопасности при перевозке грузов автотранспортом строго соблюдается и имеет важное значение в осуществлении перевозок.

Основные правила

Перемещение с использованием автомобильных транспортных средств вне зависимости от типа груза подчиняется установленным правилам. При подробном рассмотрении, безопасность меры безопасности незначительно отличаются для каждого вида груза.

Так, для транспортировки грузов, считающихся длинномерными, установлен предел — длина груза не должна превышать габариты ТС более, чем на треть. Контроль длины обеспечивает безопасное движение автомобиля. Если длина будет превышена, то груз может оказаться тяжелее авто, что приведет к аварийной ситуации.

Перевозка длинномерных и тяжеловесных грузов является безопасной в случае соблюдения общепринятых условий:

  • грузовой предел соответствует вместимости авто;
  • тяжелые элементы находятся «в голове» машины;
  • легкий груз располагается в верхней части кузова;
  • контроль скоростного режима.

Эти условия актуальны для трансфера любой поклажи.

Безопасность водителя

Обеспечение безопасной поездки водителю один из самых важных аспектов в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом.

Контроль действий и управления автомобилем сводит к минимуму возникновение незапланированных обстоятельств. Основные меры водитель принимает непосредственно перед рейсом. Водителю требуется проверить:

  • исправность вверенного ТС;
  • состояние здоровья (пройти медицинское обследование);
  • документы для поездки (водительское удостоверение, маршрутный лист, допуск к управлению данным авто);
  • бумаги для груза (сертификаты качества, свидетельства и т. п.);
  • специальную защитную одежду (если это предусматривает специфика).

Еще один документ, который водитель должен иметь при себе, а также знать содержание (желательно вызубрить) — инструкция по технике безопасности и охране труда. Оптимальным вариантом будет наличие подписи водителя на документе.

Обеспечение безопасности транспорта

Безопасность автомобиля не менее важна при подготовке поездки. Непосредственно перед поездкой исправность и готовность ТС проверяет водитель (это входит в обязанности).

В подготовленном автомобиле обязательно должны быть:

  • инструменты для срочного ремонта;
  • аптечка;
  • огнетушитель (желательно два — в кабине и в кузове).

Лекарственные препараты и средства тушения имеют гарантийный период использования и хранения. Все сроки должны быть действительными. При обнаружении средств с истекшим сроком годности водителю выписывается штраф.

В процесс подготовки автомобиля к поездке входит проверка качества смазки соединений, визуальный осмотр, контроль целостности пломб (например, место соединения тентового троса кузова обязательно пломбируется).

Наличие и количество топлива в бензобаке тоже влияют на безопасность. Заливать горючее в бак следует аккуратно, не расплескивая. Пролитое мимо топливо засыпают песком или опилками, счищают с поверхности (или сметают), либо протирают насухо чистой ветошью.

Погрузочно-разгрузочные работы

Во время погрузки товара в ТС соблюдение простых правил безопасности облегчает задачу распределения груза по автомобилю, надежности расположения и крепления. Начинают погрузочные работы только при условии, что выполнен грузовой расчет. Контроль процесса погрузки, укладки груза, а также правильности крепления обычно выполняет водитель ТС и/или представитель транспортной организации, с которой заключен договор оказания услуг перевозки.

Даже опытному персоналу перед началом работ необходимо напомнить правила погрузки и разгрузки ТС.

Не меньшее внимание требует и проведение разгрузки автомобиля. Контролировать аккуратность выгрузки товара, осматривать его на наличие повреждений и утери также должен водитель, либо экспедитор. Имеются еще требования для безопасного осуществления погрузочно-разгрузочных работ (ПРР):

  • погрузку начинают от кабины к задней части авто, а разгрузку наоборот (с конца);
  • сохранение дистанции между грузовиком и жилыми строениями — минимум 150 метров;
  • при погрузке-разгрузке нескольких машин расстояние между авто минимум 1 метр.

В общем, выполнить загрузку и выгрузку товара качественно и без происшествий помогает сосредоточенность на процессе и, конечно же, специальная техника.

Меры безопасности в рейсе

Во время движения автотранспорта следить за безопасностью в полной мере становиться весьма сложно. Проверенные организации отслеживают процесс перевозки при помощи установки датчиков GPS и тахометров. Однако не менее эффективным методом является смена водителей, в зависимости от времени поездки. Согласно правилам охраны труда, одна рабочая смена не должна превышать 12 часов, а максимальное количество рабочих часов в неделю 38-40.

  • рейс в пределах рабочей смены обслуживает один шофер;
  • свыше 12 часов на поездку и/или дальше 250 км выполняют два водителя;
  • перевозки на дальние расстояния рекомендуется обслуживать нескольким водителям.

В течение всей поездки водитель обязан соблюдать скоростной режим, особенно при транспортировке с прицепом. Выполняемые маневры не должны создавать неудобств и аварийных ситуаций.

Перевозка людей и животных в прицепе запрещена.

Опасный груз

К опасным грузам относят элементы и вещества, которые могут нанести вред окружающей среде и здоровью человека. Соблюдение требований при перевозке вредоносных элементов является жизненно-важным обстоятельством. Водители для управления автомобилем с опасным грузом должны иметь соответствующий разрешительный документ, и также они проходят специальную подготовку перед каждой поездкой.

Транспортное средство тоже требует определенных отличительных обозначений:

  • надписи опасности;
  • яркий окрас кузова (фургона, цистерны);
  • световые маяки оранжевого или белого цветов;
  • информационные таблички с кодами опасности.

Погруз-разгруз для опасных грузов выполняется с особенной сосредоточенностью и аккуратностью. Для этого требуется выполнять следующие условия:

  • заглушить двигатель перед началом работ;
  • использовать сертифицированное оборудование;
  • наличие квалифицированных сотрудников;
  • не допускать падение или повреждение транспортной тары;
  • выполнять работы вдали от жилых объектов и оживленных шоссе;
  • фиксировать транспорт при работе на склонах и откосах.

Перевозка опасных грузов

Условия транспортировки вредных веществ находится под пристальным вниманием контролирующих служб, в том числе и ГИБДД. Водитель автомобиля с опасным грузом на борту обязан:

  • соблюдать дистанцию в транспортном потоке;
  • не превышать скоростные требования;
  • согласовывать маршрут перед поездкой;
  • выполнять стоянку не менее, чем за 200 метров от жилых объектов.

Индивидуальные критерии транспортировки оговариваются между отправителем и перевозчиком задолго до поездки. Разработка маршрута (если таковая требуется) также проводится под надзором государственных служб. Документы с утвержденными изменениями хранятся у водителя ТС на протяжении всего рейса.

Автомобили для транспортировки грузов различного класса опасности должны быть оснащены проблесковыми маячками желтого (или белого) цвета, противооткатными устройствами, огнетушителями, а также аптечкой, соответствующей специфике перевозок.

Запрещенные маневры

На безопасность транспортировки влияет следование правилам. Однако, не все перевозчики ответственно к этому относятся. При трансферте любых грузов недопустимо:

  • допускать перегруз ТС;
  • перевозить людей в автомобиле, который не оборудован для этого;
  • чтобы в рейс оправлялся водитель, принимающий лекарства с воздействием на психомоторные функции.

В этот же список можно внести превышение скоростного режима, отсутствие огнетушителя и многое другое.

Техника безопасности при перевозке грузов автомобильным транспортом — тема, требующая пристального внимания и тщательного изучения всеми участниками процесса. Соблюдение требований обеспечит сохранность груза на протяжении всей перевозки. Исправность ТС, соответствие оснащения и габаритов делают минимальной вероятность аварии, а транспортировка при соблюдении всех ограничений, не причинит вред окружающей среде и людям. Знать и соблюдать технику безопасности важно!

Заявление на перевозку крупногабаритных грузов — как оформить.

Смотрели: 1 780

Что должен знать и уметь водитель автомобиля при перевозке опасных грузов

Газы, радиоактивные вещества, воспламеняющие жидкости и другие грузы сами по себе являются источниками опасности. К сожалению, во время перевозки контейнер, цистерна или упаковка может повредиться, что приведет к взрыву, утечке, заражению местности. Уровень безопасности зависит не только от дорожных условий и исправности транспорта, но и от степени квалификации и состояния водителя. Специалист, перевозящий груз, проходит дополнительное обучение и медицинский осмотр.
Водитель обязан иметь с собой:

  • лицензия на ТС;
  • путевой лист;
  • ТТН;
  • аварийная карточка: здесь действия, которые нужно выполнить в случае ЧП.
  • свидетельство о допуске.

При себе нужно иметь контакты получателя и отправителя грузов (так как именно они могут предоставить самую подробную информацию о своем имуществе), компании, которая заведует работой, сотрудников территориальных органов дорожной полиции, ответственных за транспортировку ОГ. Это необходимо в случае, если во время перевозки произошел какой-либо инцидент: поломка транспортного средства, ДТП, взрыв или возгорание груза и т.д.

Перед тем, как отправиться в дорогу, водитель должен пройти осмотр у врача и получить инструкции.

Что должен знать водитель?

Правила перевозки и информирования об опасности других участников движения

Водитель обязан знать правила перевозки груза, с которым он на данный момент работает, и выполнять их неукоснительно. Он должен изучить и общие правила, установленные ПП РФ от 23 апреля 1994 года № 372.

За руль автомобиля, на борту которого будет находиться груз, допускается только опытный водитель. Минимальный стаж вождения в категории C или иной, соответствующей ТС, — 3 года. Он должен руководствоваться ПДД и строго следовать маршруту, указанному в путевом листе. Запрещено:

  • практиковать агрессивную манеру езды (противопоказано резкое торможение и набор скорости);
  • обгонять других участников движения, двигающихся быстрее 30 км/ч;
  • передвигаться на нейтральной передаче и при заглушенном двигателе;
  • использовать открытое пламя, курить;
  • оставлять ТС, если за машиной некому проследить;
  • заправляться на АЗС, которыми пользуются другие участники движения;
  • брать на борт посторонних лиц и грузы.

Курить можно на расстоянии пятидесяти метров от автомобиля. Если водителю нужно приготовить или разогреть пищу с помощью газовой горелки, на костре или другими способами, подразумевающими открытое пламя, делать это можно в 200 метрах от автомобиля.

Во время движения водитель должен периодически проверять состояние тормозной системы и других узлов автомобиля. Если с ним едет экспедитор, тот должен следить, чтобы ни крепление, ни упаковка, ни маркировка груза не повредились.

Необходимо хорошо разбираться в предупреждающих знаках, использующихся как для самого автомобиля, так и для маркировки груза. При остановке следует установить соответствующий знак (см. ПДД).

Свойства ОГ

Перед тем, как отправиться в дорогу, водитель получает информацию о конкретном грузе и особенностях его перевозке, его характеристиках и степени опасности. Это необходимо для того, чтобы обеспечить помощь раненым/отравившимся и снизить ущерб окружающей среде, если произошел несчастный случай.

Навыки водителя

Иметь при себе и уметь пользоваться аптечкой и огнетушителями обязан каждый, кто садится за руль. К специалистам, работающим с ОГ, предъявляются дополнительные требования. Это касается как медицинской помощи, так и самой ликвидации.

Порядок действий

Сразу после того, как произошел инцидент (утечка, ДТП, взрыв), водитель обязан:

1) Запретить доступ случайным прохожим и другим автомобилистам, зевакам;

2) Доложить в ГИБДД;

3) Вызвать скорую, если есть пострадавшие, а также аварийную бригаду;

4) Оказать помощь пострадавшим (следовательно, необходимы хотя бы минимальные познания в медицине);

5) Провести ликвидацию (дегазация, дезинфекция, пожаротушения, дезактивация) последствий настолько, насколько это возможно без специального оборудования. Список мероприятий и порядок их проведения должны быть указаны в аварийной карточке;

6) Сообщить об обстоятельствах аварии, опасности и проведенных мероприятиях представителям ГИБДД, предъявить им документы.

После того, как водитель сообщил представителям власти об аварии и провел все необходимые действия, он может связаться с транспортной компанией, грузоотправителем или грузополучателем и сообщить о произошедшем.

Таким образом, водитель должен уметь:

  • управлять ТС определенной категории (стаж — от трех лет) в соответствии с правилами дорожного движения;
  • проводить осмотр, обслуживать автомобиль, проводить небольшой ремонт, если это необходимо, либо, как минимум, обнаруживать неполадки и неисправности транспортного средства;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим (с учетом особенностей груза и опасности, которую он несет);
  • выполнять действия по первичной ликвидации последствий происшествия: от тушения огня до дезактивации (как следствие, водитель должен уметь пользоваться СИЗ и иметь их при себе);
  • докладывать должностным лицам об инциденте.

Данные навыки водитель получает во время обучения на категории и последующей работы, на дополнительных курсах, посвященных перевозке опасных грузов, а также в ходе инструктажа непосредственно перед самой транспортировкой.

Охрана труда

Требования техники безопасности при перевозке опасных грузов автотранспортом

В последнее время в связи с постепенным увеличением дефицита природных материалов в экономике все шире используются синтетические вещества, а следовательно, расширяется их перевозка. Практически все такие вещества относятся к опасным, при перевозке которых необходимо соблюдать специальные правила.

К опасным грузам (ОГ) относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара и повреждения АТС, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных.

Перевозки ОГ регламентируются специальными нормативными документами и международными соглашениями. Это вызвано тем, что, с одной стороны, такие перевозки в связи с увеличением производства и использования искусственных материалов постоянно расширяются, с другой — участники дорожного движения и окружающая среда не должны подвергаться повышенному риску, связанному с возможностью аварий и каких-либо других происшествий с перевозимыми опасными веществами.

Основным документом, которым необходимо руководствоваться при подготовке и организации перевозки ОГ, являются «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденные приказом Минтранса России от 08.08.95 г. № 73 (с изменениями в редакции приказов Минтранса России от 11.06.99 г. № 37 и от 14.10.99 г. № 77). Правила содержат перечень ОГ по классам, указания по выбору маршрута перевозки ОГ, рекомендации по порядку движения ПС с ОГ, дополнительные требования к техническому состоянию ПС, дополнительные требования к водительскому составу, действия работников органов МВД в случае вынужденной остановки или дорожно-транспортного происшествия (ДТП), основные сведения о системе информации об опасности.

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом (ДОЛОГ) распространяется на международные перевозки ОГ, т. е. перевозки, производимые через территорию, по крайней мере, двух стран, подписавших соглашение. Соответствующие национальные соглашения, как правило, соответствуют ДОЛОГ, но могут иметь и дополнительные условия, относящиеся к местным перевозкам (когда перевозка начинается и заканчивается на национальной территории). ДОЛОГ разработано ЕЭК ООН и подписано в Женеве 30 сентября 1957 г. Последней редакцией ДОЛОГ является редакция 2005 г. (ДОЛОГ—2005).

Основная цель принятия ДОЛОГ — повышение безопасности дорожных перевозок без ограничения на номенклатуру перевозимых грузов, кроме слишком опасных для перевозки. Последнее достигается посредством упрощения формальных процедур за счет единой классификации и требований. Для достижения поставленной цели ДОЛОГ определяет требования не только к перевозчику, но и к грузовладельцу, производителям тары и ПС, а также органам управления дорожным движением.

На основании ДОПОГ—2005 все ОГ подразделяют на классы, некоторые классы для более точной классификации веществ имеют подклассы.

Опасные грузы классифицируются также по критериям транспортной опасности, увеличивающей область вероятного отрицательного воздействия этих грузов при перемещении их в пространстве. Это является основным отличием транспортной опасности от опасности, возникающей на промышленных предприятиях, производящих и потребляющих опасные вещества, где вероятность отрицательного воздействия таких веществ на людей, технику и окружающую среду имеет стационарный характер, т. е. ограниченный в пространстве.

При перевозке опасных грузов на транспортном средстве даже в светлое время суток должен быть включен ближний свет фар — предупредительный сигнал другим участникам движения о необходимости соблюдать особую осторожность. Кроме того, на транспортном средстве, перевозящем опасный груз (взрывчатые, радиоактивные, сильнодействующие ядовитые, легковоспламеняющиеся вещества) или необезвреженную тару из-под него, спереди и сзади должны быть установлены опознавательные знаки в виде прямоугольника 690 х 300 мм, правая часть которого шириной 400 мм ярко-оранжевого, а левая белого цвета с черной каймой шириной 15 мм. На левой стороне условными обозначениями приводят сведения о характере груза.

Требования к автоцистернам для перевозки сжиженных газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Транспортировка горючих жидкостей даже в небольших количествах разрешается только в цистернах или металлических емкостях. При этом автобензовозы должны быть оборудованы заземляющими цепями, отводящими статические заряды.

Комплектация автомобилей, перевозящих опасные грузы

Автомобили, систематически используемые для перевозки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, должны оборудоваться выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону перед радиатором с наклоном. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допустимо выводить выпускную трубу в правую сторону вне зоны кузова или цистерны и зоны топливной коммуникации. Топливный бак должен быть удален от аккумуляторной батареи или отделен от нее непроницаемой перегородкой, а также удален от двигателя, электрических проводов и выпускной трубы и расположен таким образом, чтобы в случае утечки из него горючего оно выливалось непосредственно на землю, не попадая на перевозимый груз. Бак, кроме того, должен иметь защиту (кожух) со стороны днища и боков. Топливо не должно подаваться в двигатель самотеком.

В случае разового использования автомобиля для перевозки опасных грузов классов 1, 2, 3, 4 и 5 допускается установка искрогасительной сетки на выходное отверстие выпускной трубы глушителя.

Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 1, 2, 3, 4 и 5, должно удовлетворять следующим требованиям: номинальное напряжение электрооборудования не должно превышать 24 В; электропроводка должна состоять из проводов, предохраняемых бесшовной оболочкой, не подвергаемой коррозии, и должна быть рассчитана таким образом, чтобы полностью предотвратить ее нагревание; электросеть должна предохраняться от повышенных нагрузок с помощью плавких предохранителей (заводского изготовления) или автоматических выключателей; электропроводка должна иметь надежную изоляцию, прочно крепиться и располагаться таким образом, чтобы она не могла пострадать от ударов и трения о конструктивные части автомобиля и была защищена от тепла, выделяемого системой охлаждения и отвода отработавших газов; если аккумуляторы расположены не под капотом двигателя, то они должны находиться в вентилируемом отсеке из металла или другого материала эквивалентной прочности с изолирующими внутренними стенками; автомобиль должен иметь приспособление для отключения аккумулятора от электрической цепи с помощью двухполюсного выключателя (или другого средства), который должен быть расположен как можно ближе к аккумулятору. Привод управления выключателем — прямого или дистанционного действия — должен находиться как в кабине водителя, так и снаружи транспортного средства. Он должен быть легкодоступным и обозначаться отличительным знаком. Выключатель должен быть таким, чтобы его контакты могли размыкаться при работающем двигателе, не вызывая при этом опасных перегрузок электрической цепи; запрещается пользоваться лампами, имеющими цоколи с резьбой. Внутри кузовов транспортных средств не должно быть наружных электропроводок, а электролампы освещения, находящиеся внутри кузова, должны иметь прочную оградительную сетку или решетку.

У автомобиля с кузовом типа фургон кузов должен быть полностью закрытым, прочным, не иметь щелей и оборудоваться соответствующей системой вентиляции в зависимости от свойств перевозимого опасного груза. Для внутренней обивки используются материалы, не вызывающие искр, деревянные материалы должны иметь огнестойкую пропитку. Двери или дверь должны оборудоваться замками. Конструкция двери или дверей не должна снижать жесткость кузова. В тех случаях, когда в качестве покрытия открытых кузовов используется брезент, он должен изготовляться из трудновоспламеняющейся и непромокаемой ткани и прикрывать борта на 200 мм ниже их уровня и должен прикрепляться металлическими рейками или цепями с запорным приспособлением.

Транспортное средство должно иметь сзади по всей ширине цистерны бампер, в достаточной степени предохраняющий от ударов. Расстояние между задней стенкой цистерны и задней частью бампера должно составлять не менее 100 мм (это расстояние отмеряется от крайней задней точки стенки цистерны или от выступающей арматуры, соприкасающейся с перевозимым веществом).

Трубопроводы и вспомогательное оборудование цистерн, установленные в верхней части резервуара, должны быть защищены от повреждений в случае опрокидывания. Такая защитная конструкция может быть изготовлена в форме усиливающих колец, защитных колпаков, поперечных или продольных элементов, форма которых должна обеспечить эффективную защиту.

Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь следующий исправный инструмент и оборудование:

  1. набор ручного инструмента для аварийного ремонта транспортного средства — огнетушители, лопату и необходимый запас песка для тушения пожара;
  2. не менее одного противооткатного упора на каждое транспортное средство, размеры упора должны соответствовать типу транспортного средства и диаметру его колес;
  3. два фонаря автономного питания с мигающими (или постоянными) огнями оранжевого цвета, сконструированных таким образом, чтобы их использование не могло вызвать воспламенения перевозимых грузов;
  4. в случае стоянки ночью или при плохой видимости, если огни транспортного средства неисправны, на дороге должны устанавливаться фонари оранжевого цвета: один перед транспортным средством на расстоянии примерно 10 м, другой — позади транспортного средства на расстоянии примерно 10 м;
  5. аптечку и средства нейтрализации перевозимых опасных веществ. В случаях, предусмотренных в условиях безопасной перевозки и в аварийной карточке, транспортное средство комплектуется средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества и средствами индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала.

Требования к водителям и сопровождающим лицам, участвующим в перевозке опасных грузов

Водитель транспортного средства при перевозке опасных грузов обязан соблюдать Правила дорожного движения, настоящие Правила и инструкции по перевозке отдельных видов опасных грузов, не вошедших в номенклатуру, приведенную в Правилах. Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж. Специальная подготовка водителей транспортных средств, постоянно занятых на перевозках опасных грузов, включает: изучение системы информации об опасности (обозначения транспортных средств и упаковок); изучение свойств перевозимых опасных грузов; обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при инцидентах; обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция); подготовку и передачу донесений (докладов) соответствующим должностным лицам о происшедшем инциденте. Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза.

Водители, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже 1 раза в 3 года (приказ Минздрава СССР от 29.09.89 г. № 555), а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

Водители, временно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при назначении их на данный вид перевозок и предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

Общие меры, направленные на обеспечение безопасности при перевозке опасных грузов

На предприятиях, деятельность которых связана с перевозкой опасных грузов, консультанты должны обеспечивать подготовку персонала, занятого в такой перевозке, проверку состояния водителей. В их обязанности входит также обеспечение проверки наличия и правильности оформления перевозочных документов, транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов, и их оборудования до отправления в рейс, перед погрузкой и отправлением опасного груза.

Состояние здоровья водителей

Безопасность перевозки во многом зависит от состояния здоровья водителя, поскольку оно непосредственно влияет на время реакции водителя. Это один из тех факторов, который обеспечивает безопасное управление автомобилем в транспортном потоке. В дорожном движении часто возникают ситуации, которые требуют быстрого принятия решений и реакции со стороны водителя.

Негативно сказывается на времени реакции употребление алкогольных напитков, в том числе и накануне поездки, а также определенных медицинских препаратов и наркотических средств. Исследования показывают, что водители, употреблявшие алкоголь, значительно чаще попадали в аварии, чем те, у которых был нулевой уровень содержания алкоголя в крови, причем риск возникновения дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП) растет вместе с увеличением содержания алкоголя в крови. Тяжесть последствий таких ДТП также увеличивается.

Все водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, в обязательном порядке проходят предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры для выявления алкогольного, наркотического, иного токсического опьянения или остаточных явлений такого опьянения, а также выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние их здоровья. По результатам прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров на путевых листах проставляются соответствующие штампы.

Техническое состояние транспортных средств

Известно, что техническое состояние автомобиля может повлиять на безопасность перевозки. Исследования показывают, что автопоезда с одной или несколькими техническими неисправностями на 70% чаще подвергаются риску ДТП, чем технически исправные автопоезда.

Транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов, должны соответствовать установленным требованиям и в определенных случаях иметь свидетельство о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов. В случае перевозки опасных грузов в большом контейнере, он должен быть конструктивно пригодным.

Перевозка опасных грузов осуществляется в различных дорожных условиях, поэтому на транспортные средства, цистерны и их оборудование воздействуют значительные вибрационные и ударные нагрузки, что приводит к их износу и преждевременному выходу из строя. Под погрузку опасных грузов должен подаваться только исправный подвижной состав. Потому очень важно при подготовке к рейсу проводить осмотр транспортных средств. При осмотре необходимо выполнить следующие работы:

1. Убедиться, что никакие предметы не затрудняют управление транспортным средством и не ограничивают обзорность с места водителя.

2. Проверить работоспособность главного выключателя аккумуляторной батареи, внешних световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей. Убедиться в целостности стекол и зеркал заднего вида. При необходимости, провести очистку внешних световых приборов, стекол и зеркал заднего вида.

3. Проверить уровень эксплуатационных жидкостей (масла, охлаждающей и тормозной жидкостей, жидкости для омывания стекол, электролита). Проверить надежность крепления аккумуляторных батарей. Убедиться в герметичности крышек, вентилей и отсутствии подтеканий.

4. Убедиться в отсутствии на шинах повреждений (порезов, разрывов и т. п.), а на дисках — трещин. Проверить, чтобы остаточная высота рисунка протектора превышала установленные значения. Если при осмотре шин в них были выявлены инородные предметы, то их необходимо удалить. Проверить давление воздуха в шинах. Проверить наличие всех болтов (гаек) крепления колес.

5. Убедиться в герметичности топливного бака и отсутствии на нем повреждений.

6. Проверить раму. Рама обеспечивает прочность транспортного средства и поэтому не должна иметь конструкционных повреждений. Если рама деформирована, видны трещины или имеются признаки других повреждений, то транспортное средство не должно использоваться.

7. Проверить работоспособность тормозной системы.

8. В случае бортового транспортного средства, проверить грузовое отделение. Боковые стенки, пол и крыша грузового отделения должны быть в хорошем состоянии. В грузовом отделении не должно быть выступающих деталей, таких как: гвозди, болты, специальные фитинги и пр., которые могут стать причиной травмирования персонала или повреждения груза. Планки, рамы или другие приспособления, используемые для крепления груза, если такие предусмотрены, должны быть в исправном состоянии и соответствующим образом закреплены. Двери, борта, тент и другие части грузового отделения не должны быть повреждены и должны находиться в рабочем состоянии, свободно закрываться и, при международной перевозке, обеспечивать возможность навешивания пломб. Должна существовать возможность надежного блокирования дверей и бортов в закрытом положении. Необходимо убедиться в отсутствии загрязнений пола грузовой платформы остатками опасных грузов, а если транспортное средство будет загружаться окисляющими веществами класса 5.1, дополнительно убедиться, что в грузовом отделении нет никаких горючих отходов (соломы, ветоши, бумаги и т. п.).

9. В случае цистерны, проверить цистерну, ее крепление к шасси транспортного средства (раме) и ее сервисное оборудование. При осмотре цистерны, в первую очередь, необходимо обращать внимание на сварные швы и убедиться в отсутствии подтеканий по ним продукта. Цистерна не должна иметь вмятин, царапин. Необходимо тщательно осмотреть крепление цистерны к шасси автомобиля (раме), поскольку в результате ослабления крепления может произойти поломка, как самой цистерны, так и базового шасси (рамы). Необходимо убедиться в отсутствии на наружной поверхности цистерны остатков опасных грузов. Также необходимо проверить:

  • состояние затворов и патрубков. При осмотре затворов и устройств для слива и наполнения необходимо убедиться, что они закрыты, проверить наличие заглушек на всех штуцерах трубопроводов и их затяжку;
  • проверить герметичность всех фланцевых соединений трубопроводов и арматуры. В случае необходимости, устранить подтекание;
  • дыхательные устройства и клапаны. Предохранительные устройства требуют ежедневного контроля. При засорении или замерзании клапанов может произойти смятие цистерны при сливе из нее продукта или вздутие при наливе. В случае герметически закрытых цистерн, оборудованных разрывными мембранами, необходимо убедиться в их целостности;
  • состояние лестниц, крепления подножек. Убедиться, что поручни опущены и застопорены;
  • состояние заземляющего устройства. Оно должно быть чистым, сухим и иметь соответствующую маркировку;
  • состояние ящика для сервисного оборудования и плотность закрытия его дверей. Ящик должен быть чистым и сухим;
  • наличие, состояние и укладку рукавов. Убедиться, что рукава пустые и закрыты заглушками для предохранения от загрязнения. Проверить надежность крепления пеналов. Убедиться, что соединительные рукава между автоцистерной и прицепом-цистерной пустые.

Транспортное средство с выявленными техническими неисправностями допускается к перевозке опасных грузов только после их устранения.

Дополнительное оборудование и перевозочные документы

1. До начала рейса перевозчик должен передать членам экипажа письменные инструкции, составленные на языке (-ах), на котором (-ых) каждый член экипажа может читать и который он понимает, а перед началом загрузки погрузчик или ответственный за наполнение, должен проверить наличие таких инструкций на транспортной единице;

2. До начала рейса перевозчик, а перед началом загрузки погрузчик или ответственный за наполнение, должен проверить наличие на транспортной единице следующих перевозочных документов:

  • удостоверения личности с фотографией для каждого члена экипажа;
  • свидетельства ДОПОГ о подготовке водителя;
  • когда для перевозки груза должны использоваться специализированные транспортные средства — свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов для каждого транспортного средства;

3. До отправления груза перевозчик должен побеспокоиться, а погрузчик или ответственный за наполнение должен убедиться в том, что водителю был передан правильно заполненный транспортный документ;

4. До начала рейса перевозчик должен укомплектовать транспортную единицу соответствующими средствами пожаротушения, а перед началом загрузки погрузчик или ответственный за наполнение, должен проверить их наличие и соответствие установленным требованиям. Необходимо убедиться, что:

  • количество и вместимость огнетушителей соответствуют максимально допустимой массе транспортной единицы;
  • огнетушители имеют соответствующую маркировку и пломбы;
  • дата пригодности (следующей проверки) огнетушителей не просрочена;

5. До начала рейса перевозчик должен укомплектовать транспортную единицу предметами дополнительного оборудования, указанными в письменных инструкциях для опасного груза, который будет перевозиться, а перед началом загрузки погрузчик или ответственный за наполнение должен проверить наличие и состояние этих предметов оборудования.

По окончании осмотра необходимо устранить все выявленные недостатки.

Такой контроль лучше всего проводить при помощи контрольного листка. Пример контрольного листка показан на рис. 7.1. Желательно, чтобы консультант разработал подобные контрольные листки для всех категорий персонала предприятия, занятого в перевозке опасных грузов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *