Инструкция водителя автобуса

Инструкция по охране труда для водителя автобуса — микроавтобуса

1.1. К самостоятельной работе в качестве водителя автобуса допускаются лица, прошедшие:
— вводный инструктаж;
— инструктаж по пожарной безопасности;
— первичный инструктаж на рабочем месте;
— обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 10 часовой программе (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 20 часовой программе);
— инструктаж по электробезопасности на рабочем месте и проверку усвоения его содержания с присвоением квалификационной группы I.
Для выполнения обязанностей водителя автобуса (микроавтобуса) допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 20 летнего возраста.
1.2. Водитель автобуса должен проходить:
— повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
— внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 30 календарных дней);
— медицинский осмотр согласно приказу № 302н от 12.04.11 г.
1.3. Водитель автобуса обязан:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать требования к эксплуатации оборудования;
— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. Водитель автобуса должен:
— уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
— знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
— выполнять правила дорожного движения ПОТ РО-200-01;
— выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
— содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.5. Водитель автобуса должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.6. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить мастеру или начальнику цеха. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех недостатков.
1.7. При обнаружении загорания или в случае пожара:
— остановить автобус и вывести на безопасное расстояние пассажиров;
— сообщить в пожарную охрану и администрации;
— приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.
1.8. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.
1.9. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.10. Основными опасными и вредными и производственными факторами при определенных обстоятельствах могут быть:
— движущиеся и вращающиеся детали и узлы автобуса (микроавтобуса);
— горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т.п.;
— отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
— столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей;
— повышенный шум и вибрация в автобусе.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Убедиться в исправности одежды, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор. Перед началом работы водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр.
2.2. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автобуса (микроавтобуса) и проверить:
— техническое состояние автобуса, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных автобусов на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
— давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
— наличие инструмента и приспособлений, а также огнетушителя, мед. аптечки, упоров под колеса, знаков аварийной остановки;
— заправку автобуса (микроавтобуса) топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.
2.3. Пуск двигателя производить только при нейтральном положении рычага коробки передач. При пуске двигателя с помощью пусковой рукоятки, брать ее в обхват или применять какие-либо предметы, действующие на нее не допускается. Запрещается пуск двигателя буксированием с помощью других транспортных средств.
2.4. После запуска и прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «СТОП» сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
2.5. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации транспортного отдела.
2.6. Заправку автобуса (микроавтобуса) топливом производить после остановки двигателя. Во время заправки машины топливом пассажирам находиться в салоне автобуса (микроавтобуса) запрещается. На территории автозаправочной станции не допускается: курить, производить какие-либо ремонтно-регулировочные работы, заливать топливо в посторонние емкости, открывать крышки бензобака металлическими предметами.
2.7. При работе автобуса на этилированном бензине соблюдать следующие правила:
— операции по приемке, заправке автобуса (микроавтобуса) и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автобуса (микроавтобуса);
— продувку бензосистемы производить насосом;
— использовать этилированный бензин разрешается только в качестве топлива;
— при попадании этилированного бензин на кожу немедленно смыть керосином, а затем теплой водой с мылом;
— в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью;
— при заправке автобуса (микроавтобуса) этилированным бензином необходимо пользоваться прорезиненными фартуками и резиновыми перчатками.
2.8. Открывать крышку радиатора следует при охлажденном двигателе, оберегая руки и лицо от ожогов. Снимать и надевать шланг нормоподогрева, только при закрытом вентиле нормоподогрева.
2.9. При обслуживании газобаллонных автобусов водитель обязан произвести осмотр машины с целью обнаружения возможных утечек газа и неисправности газовой аппаратуры, запорной арматуры, проверить крепление газовых баллонов.
2.10. Перед запуском двигателя после длительной стоянки следует открыть капот и в течение некоторого времени держать его открытым, убедиться в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и их соединений. Магистральный и расходный вентили на баллонах следует открывать медленно во избежание гидравлических ударов.
2.11. Водитель, принимающий участие в техническом обслуживании и ремонте газобаллонных автобусов и газовой аппаратуры должен пройти специальную подготовку, сдать экзамен квалификационной комиссии и получить удостоверение установленного образца.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении с места задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автобуса (микроавтобуса).
3.4. При перевозке детей:
— должен быть дополнительно оборудован спереди и сзади предупреждающем знаком «Дети», а также 2-мя огнетушителями;
— детей должны сопровождать двое взрослых;
— во время движения запрещается стоять и ходить по салону;
— скорость движения не выше 60 км в час.
— перевозку осуществлять только в светлое время суток.
3.5. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с Правилами дорожного движения.
3.6. Оставлять автобус разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.7. При ремонте автобуса (микроавтобуса) на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автобус (микроавтобус) с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под машиной находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту автобуса (микроавтобуса) лиц, не имеющих на это право (сопровождающих, пассажиров и т.д.).
3.8. Водителю автобуса не разрешается:
— управлять автобусом в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
— выезжать в рейс (на линию) в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
— передавать управление автобусом другим лицам;
— выполнять буксировку автобуса с целью пуска двигателя, а также с пассажирами в салоне автобуса (микроавтобуса);
— подогревать двигатель открытым пламенем при определении и устранении неисправностей механизмов;
— протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.9. При передвижении и постановке автобуса на пост технического обслуживания необходимо следить за правильным положением колес относительно направляющих ребер осмотровой канавы, эстакады. Установленный на пост автобус надежно затормозить стояночным тормозом и поставить под колеса упоры, а на автобусе с механической коробкой передач, кроме того, включить нижнюю передачу.
3.10. При работе под автобусом выключить двигатель и на рулевое колесо вывесить табличку «Двигатель не включать! Работают люди!» При смене рессор разгрузить их путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей подставкой под кузов козелков. При выполнении работ внизу автобуса вне осмотровой канавы, эстакады применять лежаки.
3.11. При ремонте автобуса содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
3.12. Подъем автобуса домкратом производить без перекоса (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску); под остальные колеса подложить упоры.
3.13. Для снятия и постановки тяжелых узлов и агрегатов пользоваться подъемно-транспортными средствами, не превышая их максимальную грузоподъемность.
3.14. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудноотвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.15. Проверять совпадение отверстий ушков рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.16. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
3.17. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автобус будет установлен на козелки.
3.18. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
3.19. Подкачка шин без демонтажа допускается, если давление воздуха в ней снизилось не боле, чем на 40 процентов от нормы и при условии, что из-за уменьшения давления не нарушилась правильность монтажа шины.
3.20. При выполнении работ с аккумуляторными батареями нужно соблюдать следующие меры безопасности:
— при снятии, транспортировке и обслуживании аккумуляторных батарей следует остерегаться попадания электролита на кожу и одежду. Если это произошло, немедленно обмыть пораженное место содовым 10-процентным раствором или при отсутствии его теплой водой, нельзя обтирать сухой ветошью пораженное место;
— пользоваться специальными тележками с гнездами по размерам батарей при их транспортировании;
— для определения степени зарядки аккумуляторных батарей пользоваться нагрузочной вилкой.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При появлении неисправности в работе двигателя, принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить автобус. Движение продолжить только после устранения возникшей неисправности.
4.2. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством) должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, начальнику транспортного отдела или диспетчеру, оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия инспектора ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.3. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно только после разрешения инспектора ГИБДД.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить автобус (микроавтобус). В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.2. Автобус (микроавтобус) очистить от грязи и пыли, поставить в установленное место, убедиться в том, что нет возможности возникновения пожара и затянуть рычаг стояночной тормозной системы.
5.3. Сдать путевой (маршрутный) лист диспетчеру или ответственному лицу.
5.4. После окончания работы руки и лицо вымыть теплой водой с мылом, по возможности принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

Инструкция по охране труда для водителя школьного автобуса

Инструкция
по охране труда для водителя школьного автобуса

1. Общие требования безопасности
1.1. Настоящая инструкция по охране труда для водителя школьного автобуса разработана в соответствии с Федеральным Законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № 12-1077 от 25 августа 2015 года «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; Трудовым Кодексом Российской Федерации; Сборником инструкций для водителей по обеспечению безопасности движения; ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний» и иными нормативно правовыми актами по охране труда.

1.2. Настоящая инструкция по охране труда для водителя школьного автобуса устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончанию работы работника, выполняющего обязанности водителя школьного автобуса, а также порядок его действий и требования по охране труда в аварийных ситуациях.
1.3. К самостоятельной работе водителем школьного автобуса допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие:

  • права с открытой категорией D;
  • лицензию на перевозку; медицинский допуск к рейсу;
  • стаж управления транспортным автобусом не меньше 1 года из 3 последних лет;
  • прошедшие обязательный инструктаж о транспортировке детей;
  • водителя не лишали прав, и он не совершал административных нарушений за последний год.

1.4. Водитель школьного автобуса для допуска к работе обязан пройти:

  • обязательный медицинский осмотр;
  • предрейсовый медицинский осмотр;
  • вводный инструктаж;
  • обучение безопасным методам и приемам работы, проверку знания безопасности труда, охраны труда;
  • первичный инструктаж на рабочем месте;
  • соответствующее обучение и инструктаж;
  • иметь I квалификационную группу по электробезопасности.

1.5. Выполнение работ, не связанных с обязанностями водителя, допускается только после проведения целевого инструктажа.
1.6. Водитель школьного автобуса обязан:
1.6.1. Соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности, правила дорожного движения, устав школы и правила внутреннего трудового распорядка.
1.6.2. Немедленно сообщать заместителю директора по административно-хозяйственной части о произошедшем несчастном случае, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая может создать угрозу жизни и здоровью детей.
1.6.3. Выполнять только порученную работу.
1.7. Запрещается употребление на работе спиртных напитков, а также приступать к работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
1.8. Опасными и вредными производственными факторами при выполнении работ водителем автобуса являются:

  • нервное напряжение при управлении школьным автобусом;
  • монотонность труда при управлении средством передвижения;
  • шум, вибрация, тряска;
  • неудобная рабочая поза при ремонте и техническом обслуживании автобуса;
  • повышенная физическая нагрузка на организм водителя;
  • повышенная или пониженная температура воздуха;
  • повышенная загазованность воздуха рабочей зоны, включая содержание двуокиси углерода, окиси углерода, паров бензина, окислов серной кислоты, минеральной пыли и др.

1.9. При возникновении пожара срочно сообщить в пожарную охрану по телефону 101, зам. директора по АХЧ (АХР) и приступить к тушению.
1.10. При заболевании или получении травмы как на работе, так и вне ее необходимо сообщить об этом директору школы и обратиться в медицинский пункт.
1.11. При несчастном случае следует оказать помощь пострадавшему в соответствии с Инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать медицинского работника. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих людей и не приведет к аварии, поставить об этом в известность администрацию школы.
1.12. При обнаружении неисправности узлов автобуса, приспособлений, инструмента сообщить об этом директору школы. Использовать и применять в работе неисправные оборудование и рабочие инструменты запрещается.
1.13. Выполняя профессиональные обязанности, водитель обязан соблюдать следующие требования техники безопасности:

  • ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;
  • не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;
  • не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;
  • не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;
  • не устранять неисправность в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах.

1.14. Принимать пищу следует в оборудованных помещениях (столовой, буфете, комнате для приема пищи).
1.15. При перевозке учащихся, в автобусе должен находиться воспитатель или учитель. Запрещается перевозить людей на автобусе, который не снабжен огнетушителем и аптечкой.
1.16. Сотрудник, который допустил невыполнение или нарушение настоящей инструкции по охране труда для водителя школьного автобуса, привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым законодательством РФ и, при необходимости, подвергнется внеочередной проверке знаний установленных норм и правил охраны труда.


скачать: Инструкции по Охране труда для Школы
261 инструкция с учетом законов на 20 марта 2020 г
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. При подготовке школьного автобуса к выезду водитель обязан проверить:

  • наличие удостоверения с талоном на право вождения автобуса, путевой лист;
  • техническое состояние автобуса, исправность тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, установку зеркал, чистоту и видимость номерных знаков, а также отсутствие подтекания топлива, масла или воды;
  • давление воздуха в шинах;
  • наличие инструмента и инвентаря;
  • заправку автобуса топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью, антифризом и уровень электролита в аккумуляторной батарее;
  • наличие запасного колеса, буксирного троса, аптечки первой помощи, домкрата, огнетушителя.

2.2. Заправку автобуса производить в соответствии со всеми требованиями, без наличия в салоне автобуса школьников.
2.3. Выезд автобуса с неисправностями, угрожающими безопасности движения, запрещается.
2.4. Водителю школьного автобуса запрещается:

  • употреблять спиртные напитки;
  • передавать управление автобусом лицу, не указанному в путевом листе, находящемуся в нетрезвом состоянии или не имеющему при себе удостоверения на право управления автобусом.

2.5. Проверять техническое состояние автобуса и его агрегатов при выпуске автобуса на линию и возвращении с линии следует при заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов.
2.6. При проверке технического состояния автобуса необходимо проверять также номенклатуру и исправность инструментов и приспособлений, выдаваемых водителю.
2.7. Перед началом работы водитель автобуса обязан проверить, чтобы:

  • ветровое и боковое стекла не имели трещин и затемнений, затрудняющих видимость;
  • боковые стекла плавно передвигались от руки или стеклоподъемными механизмами;
  • на сидении и спинке сиденья не было провалов, рваных мест, порезов, выступающих пружин и острых углов: сиденья и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя автобуса;
  • замки всех дверей, а также привод управления дверьми на автобусе были исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения;
  • отопительные устройства кабины и салона в холодное время были исправными;
  • пол кабины, салона и кузова автобуса застилался ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений.

2.8. При подготовке автобуса к выезду водителю следует проследить, чтобы органы управления автобусом были с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработанных газов в кабину или пассажирский салон школьного автобуса.
2.9. Водитель обязан проверить, чтобы автобус был обеспечен противооткатными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем, огнетушителями (не менее двух штук).
2.10. Водителю школьного автобуса запрещается:

  • движение автобуса при нахождении учащихся на подножках, бамперах;
  • выпрыгивать из кабины автобуса на ходу;
  • отдыхать или спать в кабине, салоне на стоянке при работающем двигателе.

2.11. При подготовке автобуса к выезду водитель обязан проверить наличие в салоне не менее двух огнетушителей класса ОП-8 (при этом один из огнетушителей емкостью 8 л должен находиться вблизи сиденья водителя, второй емкостью 8 л — в салоне автобуса).
2.12. Проверить наличие в автобусе не менее чем для двух медицинских аптечек первой помощи (автомобильных).
2.13. Проверить наличие на автобусе спереди и сзади предупреждающего знака «Дети».

3. Требования безопасности во время выполнения работы
3.1. Выполнять требования правил дорожного движения и указания регулировщиков движения в соответствии с Правилами дорожного движения.
3.2. Выбирать скорость движения с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения на дорогах, особенностей состояния автобуса и перевозимого количества учащихся.
3.3. Скорость движения автобуса, осуществляющего организованную перевозку групп детей не должна превышать 60 км/ч. На задней части кузова должен быть установлен опознавательный знак «Ограничение скорости».
3.4. Перед подачей автобуса назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет учащихся или каких-либо препятствий.
Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (при выезде из ворот и т. п.) водитель должен требовать, а администрация школы обязана выделять человека для организации и направления движения школьного автобуса.
3.5. Запрещается управлять автобусом, находясь на подножке, при открытых дверях кабины.
3.6. Оставлять автобус разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя, с закрытыми дверями салона и кабины, убедившись в отсутствии в салоне детей.
3.7. При ремонте школьного автобуса на линии соблюдать меры предосторожности:

  • съехать на обочину дороги;
  • выставить необходимые знаки безопасности;
  • включить габаритные огни при плохой видимости;
  • остановить автобус с помощью стояночной тормозной системы;
  • включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При выполнении работ на обочине под автобусом запрещается находиться со стороны проезжей части.

3.8. При проведении ремонта школьного автобуса в неотапливаемом помещении либо на открытом воздухе, лежа под автобусом или стоя на коленях, необходимо применять лежаки или маты.
3.9. При использовании для ремонта электроинструментов необходимо строго соблюдать требования инструкции по охране труда при использовании электроинструмента в работе.
3.10. Водителю школьного автобуса запрещается:

  • подогревать двигатель открытым пламенем.
  • отдыхать или спать в кабине автобуса при работающем двигателе.
  • допускать к ремонту автобуса на линии посторонних лиц;
  • устанавливать домкрат на случайные предметы;
  • выполнять какие-либо работы, находясь под автобусом, в приподнятом состоянии только на домкрате, без использования козелка;
  • использовать в качестве подставки под вывешенный автобус случайные предметы: камни, кирпичи и т. п.

3.11. Водитель, находящийся на своем сиденье, должен иметь возможность контролировать процесс входа детей в автобус и выхода из него в зоне от уровня дороги до поверхности пола автобуса. Если непосредственная обзорность является недостаточной, то должны быть установлены дополнительные устройства (система «видеокамера-монитор», система зеркал, другие оптические устройства), позволяющие осуществлять такой контроль.
3.12. Запрещено допускать в автобус лиц, не включенных в списки детей и сопровождающих.
3.13. В темное время суток, в ветреную, дождливую погоду, при снегопаде, при неработающем стеклоочистителе движение запрещено.
3.14. Посадку и высадку детей производить только в безопасных местах.
3.15. Все окна должны быть закрыты во избежание того, что ребенок может высунуться, что опасно при обгоне или объезде транспортных средств.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При дорожно-транспортном происшествии водитель автобуса обязан:

  • без промедления остановиться и не трогать с места автобус, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • в случае необходимости вызвать медицинскую помощь, а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение;
  • сообщить о случившемся в органы автоинспекции, записать фамилии очевидцев и ожидать прибытия работников инспекции.
  • сообщить о случившемся администрации школы.

4.2. При возникновении пожара во время движения необходимо остановить школьный автобус, принять меры к тушению загорания средствами пожаротушения.
4.3. При возникновении пожара сообщить в пожарную службу по телефону 01 (101), заместителю директора по административно-хозяйственной работе и приступить к тушению.
При загорании одежды необходимо потушить пламя подручным материалом. Нельзя накрывать пострадавшего с головой во избежание ожога дыхательных путей и отравления токсичными продуктами горения.
4.4. При поражении человека электрическим током освободить пострадавшего от действия электрического тока и оказать первую медицинскую помощь согласно инструкции по оказанию доврачебной помощи.
При внезапном отключении напряжения необходимо помнить, что оно может быть подано вновь без предупреждения.
4.5. При вынужденной остановке автобуса на обочине или у края проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан выставить на расстоянии 15-30 м позади школьного автобуса знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
4.6. При накачивании или подкачивании снятых с автобуса шин в условиях дороги необходимо в окна диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.
4.7. Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой. Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
4.8. При появлении во время движения запаха бензина или солярки водитель должен немедленно остановить автобус, выявить причину появления запаха и устранить ее.

5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. После возвращения с поездки очистить школьный автобус от грязи и поставить на место, отведенное для стоянки. В случае необходимости оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.2. В зимнее время при хранении в неотапливаемом гараже слить воду из радиатора и двигателя.
5.3. Оставаться на ночлег в закрытом автобусе запрещается.
5.4. При остановке автобуса водитель, покидая кабину, должен обезопасить автобус от самопроизвольного движения — выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом.
Если автобус стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса башмаки.
5.5. Выходя из кабины автобуса на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
5.6. Перед постановкой автобуса на место стоянки с подогревом водитель должен убедиться в отсутствии утечки топлива или устранить ее.
5.7. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на автобусе должны быть включены габаритные или стояночные огни.
5.8. Ширина проезда между автобусами в помещениях для стоянки должна быть достаточной для свободного въезда автобуса на свое место (за один маневр), а расстояние от границы проезда до автобуса — не менее 0,5 м.
5.9. После постановки автобуса школы в помещение для стоянки двигатель должен быть выключен.
5.10. В помещениях, предназначенных для стоянки автобуса, а также на стоянках под навесом или на площадках запрещается:

  • курить, пользоваться открытым огнем;
  • оставлять открытыми горловину топливного бака автобуса;
  • подзаряжать аккумуляторные батареи в помещениях;
  • мыть или протирать бензином автобус, детали или агрегаты, а также руки и одежду;
  • хранить топливо (бензин, дизельное топливо), за исключением топлива в баках автобуса;
  • заправлять автобус жидким топливом, газом, а также сливать топливо из баков и выпускать газ;
  • устанавливать предметы и оборудование, которые могут препятствовать быстрой эвакуации автобуса в случае пожара или других стихийных бедствий;
  • пуск двигателя для любых целей, кроме выезда школьного автобуса из помещения.

5.11. Снять и привести в порядок спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, осмотреть их и убрать в установленное для хранения место, при необходимости сдать в стирку (химчистку) или ремонт.
5.12. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или аналогичными по действию моющими средствами (не допускается применять для мытья не предназначенные для этого вещества), при возможности принять душ.
5.13. Сообщить непосредственно заместителю директора по административно-хозяйственной работе (при отсутствии – иному должностному лицу) обо всех неисправностях механизмов (инвентаря) и оборудования, о недостатках влияющих на безопасность и охрану труда, пожарную и электробезопасность и замеченных во время выполнения работ.

При выполнении обязанностей рабочего соблюдать инструкцию по охране труда рабочего по зданию

Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____20___г. ______________ /_______________________/

ГОСТ Р ИСО 16121-1-2011 Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 1. Основные требования

ГОСТ Р ИСО 16121-1-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Требования к рабочему месту водителя автобуса

Часть 1

Основные требования

Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace of bus driver. Part 1. Basic requirements

ОКС 13.180
43.080.20

Дата введения 2012-12-01

Предисловие

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 668-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-1:2005* «Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 1. Общее описание, основные требования» (ISO 16121-1:2005 «Road vehicles — Ergonomic requirements for the driver’s workplace in line-service buses — Part 1: General description, basic requirements», IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, приводит к увеличению физического и умственного напряжения водителя.
В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта «Рабочее место водителя в рейсовом автобусе», который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV 234 . В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве (-).
Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).
Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1-4).
Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиями стандартов серии ИСО 16121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение эргономичности и комфорта посадочного места водителя, способствующих сохранению здоровья водителя. Тщательный подбор размеров и установочных положений сиденья водителя, педалей и рулевого управления позволяет обеспечить водителю эргономичное рабочее положение (с углами, соответствующими приведенным диапазонам комфорта) и возможность несколько изменять свое положение.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:
ISO 2575, Road vehicles — Symbols for controls, indicators and tell-tales (Транспорт дорожный. Символы для элементов управления, индикаторов и сигнальных устройств)
ISO 6549, Road vehicles — Procedure for H- and R-point determination (Транспорт дорожный. Процедура определения точек Н и R)
ISO 10326-1, Mechanical vibration — Laboratory method for evaluating vehicle seat vibration — Part 1: Basic requirements (Вибрация механическая. Оценка вибрации сидений транспортного средства по результатам лабораторных испытаний. Часть 1. Общие требования)
________________
Отменен.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): Транспортное средство, в котором не менее 35% площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.

3.2 требуемые значения (required): Значения, соответствующие современному техническому уровню, применение которых позволяет достигать приемлемого уровня эргономичности конструкции.

3.3 рекомендуемые значения (recommended): Значения, характеризующие предпочтительные эргономические условия рабочего места водителя, к обеспечению которых следует стремиться при разработке транспортных средств.

3.4 нулевая плоскость X (zero-X-plane): Вертикальная плоскость, проходящая через пяточную точку водителя, перпендикулярная продольной срединной плоскости автобуса.

3.5 нулевая плоскость Y (zero-Y-plane): Срединная плоскость водителя (находящегося в позе управления), параллельная продольной срединной плоскости автобуса.

3.6 нулевая плоскость Z (zero-Z-plane): Горизонтальная плоскость, проходящая через пяточную точку водителя.

3.7 пяточная точка водителя, ПТВ (Operator Heel Point, ОНР): Место касания правой пятки водителя поверхности пола или другой опоры для пятки.

3.8 линия пяточной точки (heel point line): Линия пересечения нулевой плоскости X с нулевой плоскостью Z.

4 Основные требования

4.1 Размеры

4.1.1 Исходная система координат
Все размеры на рабочем месте водителя относятся к системе координат, привязанной к водителю (см. рисунок 1).
Исходная система координат образована нулевой плоскостью X, нулевой плоскостью Y и нулевой плоскостью Z, перпендикулярными друг к другу.
Точка пересечения всех трех плоскостей (начало координат) соответствует ПТВ, линия пересечения нулевой плоскости X с нулевой плоскостью Z является линией пяточной точки.
Оси X, Y и Z имеют такую ориентацию, что диапазон отрицательных координат лежит перед нулевой плоскостью X, слева от нулевой плоскости Y и ниже нулевой плоскости Z, относительно направления взгляда водителя при управлении транспортным средством.

1 — нулевая плоскость X; 2 — нулевая плоскость Y; 3 — нулевая плоскость Z; 4 — линия ПТВ
Рисунок 1 — Система координат, привязанная к водителю

4.1.2 Допуски
Если не установлено иного, для линейных измерений считается приемлемым допуск ±10 мм. Этот допуск неприменим, если размеры установлены в виде диапазона значений (то есть 10-30 мм).

4.1.3 Пяточная точка водителя
Для трех основных типов конструкции педали газа ПТВ определяют следующим образом:
— для педалей нажимного типа ПТВ — это точка пересечения поверхности пола или другой опоры для пятки с плоскостью верхней поверхности педали газа и вертикальной плоскостью, проходящей через середину педали;
— для педалей подвесного (маятникового) типа ПТВ — точка пересечения поверхности пола или другой опоры для пятки, используемой при нажатии педали с дугой окружности радиусом 200 мм и центром, расположенным в центре педали;
— для педалей нажимного типа с фиксированным упором для пятки за ПТВ следует брать точку пересечения упора для пятки с поверхностью педали и вертикальной плоскостью, проходящей через середину педали газа.
Во всех случаях ПТВ должна лежать на вертикальной плоскости, проходящей через середину педали.

a) Педаль нажимного типа без упора для пятки

b) Педаль подвесного (маятникового) типа

c) Педаль нажимного типа с упором для пятки
Рисунок 2 — Определение пяточной точки водителя, ПТВ

4.2 Рабочее место водителя, общая информация
Рекомендуется позади водителя разместить стенку.

4.2.1 Размеры рабочего места водителя

4.2.1.1 Длина рабочего места водителя
Длина рабочего места водителя (внутренний размер) должна быть такой, чтобы водитель мог произвести все регулировки (см. таблицу 1) своего рабочего места (включая регулировку поворотного механизма сиденья, если он установлен). Пространство для ног спереди от ПТВ должно быть не менее 350 мм (см. рисунок 3).

1 — таблица 1, пункт 1; 2 — таблица 1, пункт 10; 3 — передняя стенка; 4 — ПТВ
Рисунок 3 — Кабина водителя, вид сбоку

4.2.1.2 Ширина рабочего места водителя
Ширина рабочего места водителя должна быть выбрана так, чтобы имелось достаточное расстояние до обивки кабины и достаточное пространство для ног с учетом возможности поворота сиденья. Для защиты пальцев должен быть предусмотрен зазор в 25 мм от внешних краев сиденья.
Минимальное свободное пространство () на уровне плеч должно составлять 800 мм на высоте не менее 900 мм от линии пяточной точки.

4.2.2 Доступ к рабочему месту водителя
В автобусах с низким расположением пола рабочее место водителя должно быть расположено на платформе. Рекомендуется, чтобы платформа имела высоту (200±50) мм над уровнем пола и водитель мог подняться на нее, сделав один шаг. Если высота платформы более 250 мм, то необходимо предусмотреть ступеньки с максимальной высотой 250 и минимальной высотой 125 мм.
Необходимо обеспечить свободный доступ к рабочему месту водителя с шириной прохода не менее 500 мм.
Эти требования предусмотрены для нормального прохода к рабочему месту водителя, но их не обязательно применять к дополнительным дверям аварийного выхода.

4.2.3 Место для ручной клади
На рабочем месте водителя (например, на двери кабины) должно быть предусмотрено место для сумки или других вещей водителя. Размеры места для ручной клади (длинавысоташирина) для сумки водителя должны быть не менее 480 мм 330 мм 170 мм (желательно 240 мм, по возможности).
Необходимо обеспечить возможность открыть сумку и достать необходимые предметы, не выходя из кабины. Для личных вещей, которые могут понадобиться во время управления транспортным средством (например, солнечные очки), должно быть предусмотрено дополнительное легкодоступное нескользкое место.
Внутри кабины водителя должен быть предусмотрен крючок для одежды. Одежда (например, куртка), висящая на крючке, не должна мешать работе с элементами управления и уменьшать водителю обзор. Может быть предоставлена вешалка, но ее наличие не является обязательным.
Для ценных вещей должен быть предусмотрен запирающийся отсек.

4.3 Сиденье водителя

4.3.1 Расположение, размеры и диапазоны регулировки сиденья
Ось рулевого колеса должна быть расположена в нулевой плоскости Y (срединной плоскости водителя). Допустимо смещение не более 25 мм.
Для возможности поддерживать безопасную для здоровья и комфортную позу должны быть предусмотрены размеры сиденья и диапазоны регулировки, указанные в столбце «Требуемые значения» таблицы 1 (см. также рисунок 4). Упоминаемая там точка H является точкой H, определяемой в соответствии с ИСО 6549.
Таблица 1 — Размеры сиденья и диапазоны регулировки

Размеры в миллиметрах

Характеристика сиденья

Требуемые значения

Рекомендуемые значения

Замечания

1 Расположение сиденья (точка Н в соответствии с ИСО 6549)

650
0
510

2 Диапазон регулировки по горизонтали

100 вперед и назад

3 Диапазон регулировки по вертикали

50 вверх и вниз

4 Глубина сиденья

390-500 регулируемая

5 Ширина сиденья (общая)

450

6 Наклон сиденья

5°±5°

5°±10° регулируемый

7 Высота спинки сиденья

500

8 Ширина спинки сиденья (общая)

475

9 Ширина спинки сиденья (поясничная область)

10 Диапазон наклона спинки сиденья (от вертикали)

от +10° до +25° регулируемый

от 0° до 30° регулируемый

11 Высота верхнего края подголовника (над подушкой сиденья)

12 Высота подголовника

13 Ширина подголовника

14 Регулировка по весу для амортизации сиденья

45-130 кг

Для целей настоящего стандарта точку Н следует рассматривать как среднее положение в продольном направлении. Среднее положение означает середину продольного и вертикального диапазонов регулировки.
Угол является положительным, когда передний край подушки сиденья расположен выше.
При наличии подголовника.

4.3.2 Регулировка сиденья
Водитель должен иметь возможность регулировать сиденье вручную (без использования инструментов) из положения сидя. Функциями регулировки должны быть: продольная регулировка сиденья и регулировка сиденья по высоте. Рекомендуется обеспечить возможность регулировки наклона спинки сиденья, наклона подушки сиденья, глубины подушки сиденья, опоры для поясницы по высоте и изогнутости, подголовника (если имеется) по высоте и наклону. Возможно использование сиденья с приводом, с памятью основных настроек.

4.3.3 Поворотный механизм сиденья (при наличии)
Если существует необходимость поворота сиденья, например для возможности продажи водителем билетов с помощью специального оборудования, то необходимо обеспечить достаточное пространство для ног водителя. Диапазон поворота сиденья должен быть ограничен встроенными концевыми упорами. Сиденье должно автоматически блокироваться в положении вождения. Элементы управления для разблокирования сиденья должны быть легкодоступны.

4.3.4 Подвеска сиденья
Сиденье должно быть снабжено подвеской. Частота собственных колебаний этой подвески должна соответствовать частоте собственных колебаний всего транспортного средства. Система должна быть настроена таким образом, чтобы при обычной работе сохранялся коэффициент передачи менее 1.
Примечание — Для определения коэффициента передачи см. ИСО 10326-1.

4.3.5 Обивка сиденья
Сиденье должно иметь воздухопроницаемую обивку. Как вариант может быть установлено сиденье с подогревом и/или внутренней вентиляцией.

4.3.6 Инструкция по эксплуатации
Элементы управления сиденьем должны иметь четкую маркировку в соответствии с ИСО 2575, водителю должна быть предоставлена дополнительная инструкция для правильной регулировки сидения.

4.4 Педали

4.4.1 Конструкция педалей
Педали газа и тормоза следует размещать таким образом, чтобы для смены педали во время управления достаточно было повернуть стопу, не отрывая пятки.

4.4.2 Расположение и компоновка
Необходимо, чтобы расположение, компоновка и рабочие усилия соответствовали значениям, приведенным в таблице 2 (см. рисунок 5).
Рабочие усилия соответствуют рычагу с плечом 200 мм (расстояние от пяточной точки до центра поверхности педали).

Таблица 2 — Расположение и компоновка педалей

Размеры в миллиметрах

Характеристика педали

Требуемые значения

Рекомендуемые значения

Замечания

Педаль газа

Координаты пяточной точки (, , )

Угол поворота педали относительно нулевой плоскости Y

8°-15°

12°

Нерабочее положение

32°-60°

43°-49°

Рабочий угол

20°-30°

20°

Рабочее усилие

25-40 Н

30-35 Н

Продольный зазор между педалью газа и кузовом в направлении Y

Продольный зазор между педалью газа и кузовом в направлении X

Педаль тормоза

Координаты пяточной точки (, , )

Угол поворота педали относительно нулевой плоскости Y

0°-8°

Нерабочее положение

43°-60°

43°-49°

Рабочий угол

20°-30°

25°

Усилие при максимальном торможении

250 Н

Педаль сцепления (если имеется)

Расстояние от продольной оси педали до нулевой плоскости Y

от -115 до -165

Угол поворота педали относительно нулевой плоскости Y

Высота центра педали над полом (Z)

150±50

Рабочий ход педали в направлении движения педали

170 максимально

Усилие для выключения сцепления

150 Н

20-120 Н

Поперечное расстояние между сцеплением и кузовом

Педаль газа не должна быть расположена выше педали тормоза.
Максимальное усилие должно соответствовать национальным требованиям.

4.4.3 Упор для левой ноги
Для опоры левой ноги необходимо предусмотреть упор, расположенный слева от рулевой колонки или слева от педали сцепления. Характеристики упора указаны в таблице 3.
Таблица 3 — Расположение и компоновка упора для левой ноги

Размеры в миллиметрах

Характеристика упора

Обязательные значения

Рекомендуемые значения

Замечания

Угол с горизонтальной плоскостью

25°-30°

Длина

Ширина

Боковой зазор с педалью сцепления (при наличии)

4.5 Рулевое управление
Необходимо обеспечить возможность регулировки, позволяющей изменять и блокировать положение рулевого колеса без изменения нормального положения водителя при вождении и освобождения ремня безопасности. Расположение и размер рулевого колеса должны соответствовать значениям, указанным в столбце «Требуемые значения» таблицы 4.
Таблица 4 — Расположение и размер рулевого колеса

Характеристика рулевого колеса

Требуемые значения

Рекомендуемые значения

Замечания

Положение центра рулевого колеса в плоскости рулевого колеса

220
0±25
770
27°

Диаметр

450±25

Диапазон осевой регулировки

Диапазон угловой регулировки

10°

— угол наклона обода рулевого колеса к горизонтали.
Минимальный диаметр определяется национальными требованиями на усилие при рулевом управлении.

Перекладины рулевого колеса должны быть расположены таким образом, чтобы требования к приборам, расположенным в зоне А, определенные в ИСО 16121-3, были выполнены.

Приложение ДА (справочное). Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам

Приложение ДА
(справочное)

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего международного национального стандарта

ISO 2575

*

ISO 6549

ГОСТ 28261-89 (ИСО 4130-78, ИСО 6549-80 «Автотранспортные средства. Порядок определения положения точки Н и фактического угла наклона спинки сиденья посадочных мест водителя и пассажиров»

ISO 10326-1

ГОСТ ИСО 10326-1-2002 «Вибрация. Оценка вибрации сидений транспортных средств по результатам лабораторных испытаний. Часть 1. Общие требования»

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия
рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта.
Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:
— IDT — идентичные стандарты.
— MOD — модифицированные стандарты.

Библиография

ISO 6385, Ergonomic principles in the design of work systems
________________
Международному стандарту ИСО 6385:2004 соответствует стандарт ГОСТ Р ИСО 6385-2007 Эргономика. Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем.
ISO 10075-2, Ergonomic principles related to mental workload — Part 2: Design principles
________________
Международному стандарту ИСО 10075-2:1996 соответствует стандарт ГОСТ Р ИСО 10075-2-2009 Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Часть 2. Принципы проектирования
VDV 234, Driver’s work place in the low-floor line-service bus, Verband Deutscher Verkehrsbetriebe (VDV), Cologne, Germany
TCRP Report 25, Bus operator workstation evaluation and design guidelines — summary, sponsored by the Federal Transit Administration, USA, 1997
STRP Report #6, Ergonomic study of the driver’s workstation in urban buses, Canadian Urban Transit Association
NEN 5526, Nederlandse Norm, Ergonomische criteria voor het ontwerpen de beoordeling van de buscabine, Delft 1999
Swedish Road and Transport Research Institute, Driver’s Cab in Buses, Phase 3: Field tests — summary
Bus Cab Ergonomics: Assessment of general layout and guidelines, by ICE Ergonomics Ltd and Sammie CAD Ltd, UK, August 2000

УДК 331.41:006.354

ОКС 13.180
43.080.20

Ключевые слова: эргономика, транспортное средство, рабочее место водителя, транспортное средство с низким расположением пола, рекомендуемые значения, требуемые значения, пяточная точка водителя, линия пяточной точки

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *