Инженер по бдд

Должностная инструкция ответственного за безопасность дорожного движения

Название организации, реквизиты

Должностная инструкция ответственного за безопасность дорожного движения

Общие положения

Служащий, который будет обеспечивать безопасность участников дорожного движения, назначается на должность приказом руководства.

Ответственное лицо, назначенное на эту должность, подчиняется руководству и выполняет работу в соответствии с нормативными актами законодательства, приказами, актами, указаниями Минтранса и настоящим документом, содержащим подробное перечисление его обязанностей.

Обязанности

  1. Разработка плана действий и мероприятий по обеспечению безопасности движения и предупреждению ДТП, контроль выполнения принятых планов.
  2. Учет и составление статистики произошедших происшествий и аварий на дороге.
  3. Статистический учет нарушений, которые допустили водители, и анализ причин возникновения аварийных ситуаций на основе статистических данных.
  4. Составление отчетов по возникшим ситуациям и авариям за период и по планируемым и осуществленным мероприятиям, направленным на их предупреждение.
  5. Предоставление на рассмотрение руководства предложений и проектов по профилактике аварийности и нарушений правил безопасного движения.
  6. Предоставление также аналитических данных на основе статистики и результатов проверок.
  7. Регулярное обновление, сопоставление данных о происшествиях, в которых зафиксированы ТС организации, с информацией, предоставляемой ГИБДД.
  8. Активное участие в разработке новых норм, приказов, проектов, докладов по вопросам, относящимся к созданию удобного и гарантированно безопасного движения.
  9. Разъяснительная работа с сотрудниками за рулем ТС, инженерным персоналом, техническими работниками по темам, относящимся к неприятным и опасным ситуациям на дороге, о причинах, последствиях ДТП.
  10. Подбор кандидатов для поощрения, составление докладов о них – эта часть работы проводится вместе с кадровым отделом.
  11. Участие в расследованиях и выяснениях причин, последствий, обстоятельств ДТП, анализ результатов с точки зрения недочетов в работе организации.
  12. Организация коллективных слушаний по допущенным нарушениям ПДД, неправильного использования ТС, допущенным водителями.
  13. Контроль соответствия подготовки водителей транспорту, которым он управляет.
  14. Контроль своевременного медицинского освидетельствования, предрейсовых, послерейсовых обследований водителей.
  15. Организация и последующее наблюдение за проведением бесед и инструктажей водителей о правильном использовании ТС с учетом условий дороги и климата.
  16. Проверки по грамотному использованию транспортных средств.
  17. Наблюдение и приведение в соответствие с трудовыми нормами работы водителей, их режима.
  18. Наблюдение за стажировками работников.
  19. Работа по подготовке и запуску краткосрочных курсов по специальным программам, проводимых ежегодно.
  20. Методическая помощь, обучение руководящего состава подразделений в целях проведения теоретической работы по профилактике ДТП и повышению безопасности движения.
  21. Работа в составе аттестационной комиссии по повышению квалификации инженерно-технического состава и водителей.
  22. Профилактические обследования состояния дорог и улиц по маршрутам, используемым водителями на транспортных средствах организации.
  23. Оповещение органов ГИБДД обо всех авариях и опасных ситуациях, случившихся с сотрудниками в дороге на ТС компании, а также в случаях обнаружения повреждений транспорта после возвращения с трасс.

Обязанностью работника на должности ответственного по безопасности движения является также составление проектов и перспективных планов максимальной безопасности движения. Составленные планы утверждаются руководством и принимаются к действию.

Права

Сотрудник, ответственный за безопасность движения, имеет право:

  1. Проверять работу любых служб и подразделений, которые обязаны принимать меры по снижению аварийности и предупреждению ДТП, а также требовать материалы, письменные отчеты и разъяснения в письменном виде при необходимости.
  2. Проводить проверки на предмет наличия у водителей:
    • документов на товары и иные грузы;
    • водительских удостоверений;
    • талонов к удостоверениям;
    • маршрутных листов.
  3. Вносить заметки в путевые листы в случае обнаружения нарушений (ПДД, норм эксплуатации транспорта).
  4. Снимать ТС с трассы, если возникает необходимость.
  5. Отстранять от работы шоферов, если обнаружены серьезные нарушения правил эксплуатации авто, при нетрезвом или нездоровом состоянии, при любых ситуациях, которые противоречат нормам безопасности, а также требовать от руководства наказания для них.
  6. Вносить предложения по поощрению и порицанию руководящих лиц, деятельность которых того заслуживает.
  7. Получать для ознакомления проекты докладов и иных документов по профильным темам, составленные другими службами и подразделениями организации, формулировать заключение о них.

Ответственность

Все санкции и меры, применяемые к сотруднику на должности ответственного за безопасность движения, проводятся в строгом соответствии с законами РФ.

Недобросовестное отношение к перечисленным выше обязанностям пресекается мерами, указанными в ТК.

За правонарушения, возникшие во время рабочего процесса, следует наказание в рамках гражданского, административного и уголовного кодексов.

За материальный ущерб, полученный организацией в результате халатности или небрежного отношения к работе, наказание определяется по трудовому и гражданскому кодексам.

Условия работы

Режим работы сотрудника, ответственного за безопасность движения, определяется внутренним распорядком организации.

Предусматривается возможность выезда в командировки по делам службы, местного характера в том числе.

Настоящую инструкцию утверждаю….

С инструкцией ознакомлен….

Если на балансе предприятия (или у ИП) есть хотя бы один автомобиль, то автоматически возникает обязанность руководителя организовать так называемую “службу (отдел) по безопасности дорожного движения (далее служба БДД)”. Транспорт при этом может быть как собственный, так и арендованный — большой роли это не играет. Это требование законодательства касается не только транспортных компаний, делающих прибыль на перевозках — служба БДД должна быть и у тех организаций, которые используют транспорт для своих личных нужд например, для развозки сотрудников, или доставки товара (п.4 ст.20 № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения»).

Если на предприятии не организована служба БДД, то:

при проверке УГАДН (Ространснадзор) и ГИБДД могут оштрафовать юридическое лицо на сумму от 100 тысяч рублей, и еще 20 тысяч на должностное лицо (Ст. 12.31.1 КоАП РФ).

если автомобиль организации попадет в ДТП, то выплата страхового возмещения по ОСАГО или КАСКО под большим вопросом. А если речь идет о пассажироперевозчиках, то при ДТП все затраты по несчастному случаю, которые обычно покрывает страховка, лягут непосредственно на перевозчика.

налоговая служба имеет право не признать расходы на гсм и содержание автотранспорта.

Как правильно организовать службу БДД на предприятии

1. Первое и главное для всех организаций, имеющими в собственности автотранспорт – назначить специалиста, ответственного за обеспечение БДД в организации. Именно он, согласно своей должностной инструкции, должен разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению ДТП, анализировать причины их возникновения, проводить инструктажи с водителями и другими сотрудниками отдела. Это ключевой специалист, так как он контролирует работу водителей, диспетчера и контролера.

Специалистом, ответственным за обеспечение БДД в организации может стать либо сотрудник с высшим транспортным образованием (входящим в укрупненную группу 23.00.00), либо с любым другим высшим образованием, но прошедший обучение на курсах дополнительного профессионального образования по специальности «Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения» и аттестацию в УГАДН (подробнее об аттестации ответственных за БДД написано здесь)

2. Водителем может быть назначен как штатный водитель, так и любой другой сотрудник. Даже если на балансе организации имеется всего один автомобиль, за рулем которого директор ездит лично, то он автоматически становится водителем с точки зрения законодательства. А это значит, что необходимо оформить Приказом совмещение функций (как работу по совместительству) и обязательно сделать должностную инструкцию водителя.

Кроме этого, каждый водитель должен ежегодно проходить Техминимум и инструктаж по правильной эксплуатации автомобиля.

3. Контролер технического состояния автотранспортных средств отвечает за техническое состояние автомобилей при выпуске на линию.

Кто может быть контролером технического состояния

Контролером может быть сотрудник с дипломом не ниже среднего профессионального по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (23.02.03). При наличии такого диплома опыт работы, согласно Приказу Минтранса 287, не является обязательным.

Если у потенциального контролера диплом об образовании (не ниже среднего профессионального) по любой другой специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 (Техника и технологии наземного транспорта), кроме специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», то для назначения на должность контролера ему необходим стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не меньше одного года.

Или же контролером может быть любой сотрудник организации, у которого есть образование не ниже среднего профессионального – в таком случае ему необходимо получить диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Контролер технического состояния автотранспортных средств». В этом случае опыт опять же необязателен.

Подробнее про контролера и новый приказ Минтранса 141 от 06 апреля 2017 г написано и здесь

4. Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Этот специалист занимается путевой документацией и распределением водителей по маршрутам. Именно в его задачи входит контроль за правильным «движением» топлива на предприятии и за соблюдением водителями режима труда и отдыха. Диспетчером может стать сотрудник с наличием диплома об образовании не ниже среднего профессионального образования по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.

Если есть диплом не ниже среднего профессионального по любой другой специальности – необходимо получить диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта».

Требований к опыту работы данных специалистов, согласно Приказу Минтранса, нет.

Должностная инструкция менеджера по транспорту

Должностная инструкция менеджера по транспорту

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1.1. Менеджер по транспорту относится к категории специалистов.

1.2. На должность менеджера по транспорту назначается лицо, имеющее профессиональное образование и стаж работы не менее лет.

1.3. Назначение на должность менеджера по транспорту и освобождение от нее производится приказом руководителя по представлению .

1.4. Менеджер по транспорту должен знать:

1.4.1. приказы, указания, распоряжения, инструкции и другие нормативно-распорядительные документы, регламентирующие его работу;

1.4.2. принципы организации погрузочно-разгрузочных работ, порядок приема и сдачи грузов;

1.4.3. условия перевозки, стандарты и технические условия хранения транспортируемых

Грузов;

1.4.4. виды, размеры, марки, сортность и другие качественные характеристики транспортируемых грузов и нормы их расхода;

1.4.5. маршруты перевозки грузов;

1.4.6. ассортимент продукции, производимой предприятием;

1.4.7. правила оформления документов на прием и отправку грузов;

1.4.8. состояние, тенденции развития рынка транспортных услуг;

1.4.9. адреса местонахождения основных клиентов и поставщиков;

1.4.10. порядок подготовки и заключения хозяйственных договоров;

1.4.11. правила документооборота;

1.4.12. правила эксплуатации средств вычислительной техники, коммуникаций и связи;

1.4.13. правила внутреннего трудового распорядка;

1.4.14. основные принципы планирования работы;

1.4.15. основы экономики, организации производства, труда и управления;

1.4.16. основные вопросы трудового законодательства Российской Федерации;

1.4.17. правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;

1.5. Менеджер по транспорту подчиняется непосредственно .

1.6. В подчинении менеджера по транспорту находятся .

Менеджер по транспорту:

2.1. Координирует транспортировку сырья и готовой продукции предприятия.

2.2. Планирует движение транспорта с учетом срочности и важности полученных заявок на перевозки.

2.3. Получает и обрабатывает заявки на перевозку от сотрудников предприятия.

2.4. Организует работу собственного транспорта предприятия, а именно:

2.4.1. следит за оптимальной загрузкой транспорта с целью сокращения расходов на привлечение наемного транспорта;

2.4.2. выбирает наиболее рациональные маршруты перевозки;

2.4.3. осуществляет контроль над своевременным и правильным выполнением перевозок водителями предприятия.

2.5. Организует исполнение заказов грузовладельцев на перевозки грузов и оказание сопутствующих перевозке транспортных услуг.

2.6. Развивает взаимосвязи с потребителями транспортных услуг, сторонними транспортными и транспортно-экспедиционными организациями.

2.7. Осуществляет оформление заказов на оказание транспортных услуг сторонними организациями (перевозчиками).

2.8. Определяет стоимость перевозки.

2.9. Осуществляет взаимодействие со сторонними транспортными компаниями (перевозчиками), а именно:

2.9.1. информирует перевозчика о необходимых условиях, сроках, правилах доставки, передает водителям перевозчика данные о местах загрузки и разгрузки;

2.9.2. отслеживает соответствие предъявляемых транспортной компанией (перевозчиком) сумм к оплате с согласованной ставкой и качеством полученной услуги;

2.9.3. информирует сотрудников предприятия о стоимости транспортировки грузов перевозчиками;

2.9.4. осуществляет контроль над своевременным и правильным выполнением транспортных услуг перевозчиком;

2.9.5. контролирует своевременность оплаты услуг перевозчиков предприятием.

2.10. Взаимодействует с сотрудниками предприятия с целью получения точной информации о необходимых грузоперевозках, оптимальном способе и маршруте транспортировки, поступлении оплаты за грузоперевозки клиентами на расчетный счет или в кассу предприятия.

2.11. Изучает рынок транспортных услуг, осуществляет поиск транспортных компаний, способных оказать услуги по транспортировке на более выгодных условиях.

2.12. Менеджер по транспорту обязан:

2.12.1. своевременно отвечать на запросы других сотрудников по направлению профессиональной деятельности, предоставлять требуемую информацию в полном объеме;

2.12.2. непрерывно повышать свой профессиональный уровень;

2.12.3. честно и добросовестно выполнять возложенные на него обязанности;

2.12.4. хранить служебную и коммерческую тайны;

2.12.5. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Менеджер по транспорту имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающихся транспортного хозяйства предприятия.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации грузоперевозок.

3.3. Осуществлять взаимодействие с руководителями различных отделов предприятия по вопросам организации грузоперевозок и получения необходимой информации.

3.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.1. Менеджер по транспорту несет ответственность:

4.1.1. за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.1.2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.1.3. за причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

УТВЕРЖДАЮ

Наименование должности

Наименование организации

___________________/ Ф.И.О. /

«____» _______________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения

Общие положения

  1. Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения назначается приказом руководителя организации.
  2. Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения должен иметь диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящий в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», или иметь диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
  3. Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения должен пройти в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
  4. Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения подчиняется руководителю организации и в своей работе руководствуется Законодательными актами РФ, приказами и распоряжениями Минтранса РФ, и другими нормативными документами, действующими в сфере безопасности дорожного движения, а также настоящей должностной инструкцией.

Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения должен знать:

  1. Нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов.
  2. Основы трудового законодательства.
  3. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты.
  4. Назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок.
  5. Правила технической эксплуатации транспортных средств.
  6. Методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок.
  7. Организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта.
  8. Порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения должен уметь:

  1. Разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение.
  2. Анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушенийПравил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению.
  3. Осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России.
  4. Разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.
  5. Организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе.
  6. Информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий.
  7. Устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
  8. Контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями.
  9. Контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров.
  10. Организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях.
  11. Контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей.
  12. Организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников.
  13. Организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения обязан:

  1. Разрабатывать мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение.
  2. Вести учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, совершенных водителями организации, анализировать причины их возникновения, в установленном порядке подготавливать отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению.
  3. Разрабатывать и представлять руководителю организации на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложения по предотвращению дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения.
  4. Ежемесячно сверять данные о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав организации, с данными ГИБДД.
  5. Разрабатывать или принимать участие в разработке проектов приказов, указаний и других документов организации по вопросам обеспечения безопасности движения.
  6. Систематически информировать водительский состав, инженерно-технических работников, руководителей организации о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий.
  7. Совместно с отделом кадров оформлять и представлять руководителям организации материалы о награждении отличившихся водителей.
  8. Принимать участие в установлении причин и обстоятельств возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также в выявлении нарушении установленных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в работе организации.
  9. Организовать в коллективе организации рассмотрение совершенных водителями дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств.
  10. Контролировать допуск водителей к управлению транспортными средствами, право управления которыми предоставлено в соответствии с водительскими удостоверениями.
  11. Контролировать прохождение водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сроков медицинского переосвидетельствования.
  12. Контролировать организацию проведения службой эксплуатации инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств с учетом дорожных и климатических условий.
  13. Контролировать использование транспортных средств, работу водителей на линии, соблюдение режима их труда и отдыха.
  14. Контролировать стажировку водителей.
  15. Организовывать ежегодные занятия с водителями по 20-часовой программе.
  16. Оказывать методическую помощь руководителям служб и подразделений организации в проведении занятий, бесед, инструктажей водителей по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
  17. Участвовать в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей и ИТР организации.
  18. Принимать участие в работе соответствующих комиссий по обследованию автомобильных дорог и улиц на маршрутах работы транспорта организации.
  19. Немедленно сообщать в органы ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях с подвижным составом организации, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями.

Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения имеет право:

  1. Проводить проверки работы других служб и подразделений организации в части, относящейся к предупреждению дорожно-транспортных происшествий, требовать от соответствующих руководителей и работников организации необходимые материалы, устные и письменные объяснения.
  2. Проверять при необходимости у водителей ведомственного транспорта на линии наличие удостоверений на право управления транспортными средствами, путевых (маршрутных) листов, документов на перевозимый груз, делать записи в путевых (маршрутных) листах при обнаружении нарушений водителями правил дорожного движения, правил эксплуатации транспорта, в необходимых случаях возвращать подвижной состав на территорию предприятия.
  3. Отстранять в установленном законодательством порядке от работы водителей и других работников ведомственного транспорта, состояние или действия которых угрожают безопасности движения, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.
  4. Запрещать выпуск на линию подвижного состава организации или возвращать его с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожающих безопасности движения.
  5. Вносить предложения руководству организации о поощрении руководящих работников служб и подразделений за хорошую постановку и достигнутые успехи в работе по обеспечению безопасности движения транспорта, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам безопасности дорожного движения.
  6. Рассматривать и давать заключение по проектам документов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, подготовленным Другими службами и подразделениями организации.

Планирование работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

  1. Планы работы по предупреждению ДТП, разрабатываются работниками, отвечающими за обеспечение безопасной, безаварийной работы автотранспорта и утверждаются руководителем организации.
  2. Планы отражают деятельность организации по снижению уровня аварийности и разрабатываются на основе нормативных актов, регламентирующих работу автотранспорта в транспортно-дорожном комплексе.

С инструкцией ознакомлен: _________________________ подпись «___»___________201_г.

Новые профстандарты для автотранспортников: требования ужесточаются

Источник информации: http://www.map.asmap.ru/6(130)_16/61.htm
15 июня 2016 г. в нашей стране начали действовать новые требования к уровню подготовки работников транспортных предприятий. Какие изменения в связи с этим ждут российских перевозчиков? Попробуем разобраться.
Денис КАРЛОВ, заместитель директора Академии АСМАП
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении профессио-нальных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» определил необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по 14 профессиям и должностям работников. Среди них:

– водитель транспортного средства категорий В, BE (включая водителя легкового такси);
– водитель транспортного средства категорий С, С1, СЕ, С1E;
– водитель транспортного средства категорий D, D1, DE, D1E;
– водитель транспортного средства категории Тb;
– водитель транспортного средства категории Тm;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
– водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
– диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
– контролер технического состояния автотранспортных средств;
– контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
– специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
– консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
Наибольший резонанс среди перевозчиков – членов АСМАП вызвало хоть и ожидаемое, но весьма серьезное ужесточение требований к квалификации водителя автомобиля, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении. Так, помимо водительского удостоверения соответствующей категории теперь он должен иметь свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика. Порядок его получения установлен приказом Минтранса России от
31 марта 2016 г. № 87. Согласно документу, для этого водителю необходимо пройти 36-часовой курс повышения квалификации и сдать письменный квалификационный экзамен. Срок действия такого свидетельства составляет три года.
Для повышения профессионального уровня водителей-международников и плавного перехода к их обязательному повышению квалификации АСМАП с 2011 г. реализует программу обучения водителей своих действительных членов за счет средств Ассоциации. На сегодняшний день в рамках данного проекта уже обучено более 3 000 водителей.
Но если в отношении водителей-международников по новым требованиям все более или менее понятно, то критерии, которым должны соответствовать диспетчеры, контролеры и специалисты, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, вызывают у перевозчиков массу вопросов.
Для начала перечислим их.
Требования к уровню образования и опыту работы:

1) к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
– наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
2) к контролеру технического состояния автотранспортных средств:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются;
3) к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения:
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Согласно новым требованиям диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен иметь диплом об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В соответствии с приказами Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 и от 18.11.2013 № 1245 в нее входят следующие специальности в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– по программам среднего профессионального образования (СПО): 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте», 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» и 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики»;
– по программам высшего образования (ВО): бакалавриат – 23.03.01 «Технология транспортных процессов», 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; магистратура – 23.04.01 «Технология транспортных процессов», 23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; специалитет – 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» и 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения».
В случае если работник имеет диплом по специальности, не входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», работодателю следует направить его на профессиональную переподготовку с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Квалификационные требования, предъявляемые к контролеру технического состояния автотранспортных средств, аналогичны тем, что предъявляются к диспетчерам. Отличие заключается лишь в дополнительных условиях по стажу (опыту) работы в зависимости от конкретной специальности по диплому.
А вот к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, установлены более жесткие требования. Во-первых, у него должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии автомобильного транспорта», или диплом о высшем образовании по иной специальности и диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Работник со средним профессиональным образованием данную должность занимать не может.
Во-вторых, кандидат на место специалиста такого рода обязан пройти аттестацию на право занимать соответствующую должность. Порядок ее проведения утвержден приказом Минтранса России и Минтруда России
от 11 марта 1994 г. № 13/11. Этот документ определяет порядок аттестации не только лиц, занимающих должности специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, но и иных работников (исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств). В данный момент Минтранс России готовит отдельный приказ об утверждении порядка аттестации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Его подписание ожидается в начале 2017 г.
Профессиональная переподготовка

Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В нашем случае речь идет о диспетчере автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролере технического состояния автотранспортных средств и специалисте, ответственном за обеспечение безопасности дорожного движения.
Академия АСМАП одной из первых среди образовательных организаций разработала и апробировала дополнительную профессиональную программу «Организация перевозок и управление на транспорте». С 1 сентября 2016 г. она успешно реализуется не только в Москве, но и во всей сети учебно-консультационных центров (УКЦ) Ассоциации.
Минимальный срок освоения программ профессиональной переподготовки установлен Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499. Согласно документу, он не может составлять менее 250 часов. В Академии и УКЦ АСМАП срок освоения программы «Организация перевозок и управление на транспорте» варьируется от 256 до 264 часов в зависимости от присваиваемой квалификации.
Образовательный процесс по данной программе организован на основе блочно-модульного представления учебной информации. Первый модуль «Эксплуатация автомобильного транспорта» нацелен на получение слушателями основных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых работникам по всем трем должностям.
Второй, третий и четвертый модули являются профильными и направлены на освоение слушателями специфики работы диспетчера, контролера технического состояния и специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения на предприятии, соответственно.
В Академию АСМАП достаточно часто поступают вопросы от перевозчиков по новым требованиям. На страницах журнала «МАП» мы постараемся ответить на них.

– Соответствует ли работник, имеющий высшее образование по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов» или «Технология обслуживания и ремонта в агропромышленном комплексе», новым требованиям?
– Нет, данного диплома будет недостаточно для того, чтобы осуществлять деятельность диспетчера, контролера или специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Перечень требуемых специальностей указан выше.
– Что делать, если у работника действует аттестация на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, но он не имеет профильного образования и диплома о дополнительном профессиональном образовании, предусмотренного новыми требованиями? Имеет ли он право занимать должность специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения?
– Да, имеет, но только в том случае, если работодатель уже направил работника на обучение для получения дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, то есть заключен договор с образовательной организацией, в котором указан срок предстоящего обучения.
Поскольку большинство слушателей программы уже являются практикующими работниками транспортных организаций и им сложно обучаться с отрывом от производства столь продолжительное время, предусмотрено освоение программы в заочной форме с обязательным прослушиванием обзорных лекций и семинаров аудиторно в течение не менее одной недели.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного квалификационного экзамена. Слушателям, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы о профессиональной переподготовке с присвоением соответствующей квалификации.
Более подробная информация о сроках, стоимости и порядке подачи заявок на профессиональную переподготовку размещена на сайте Академии АСМАП:

Ответственность должностных и юридических лиц

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям. Таким образом, работодатель должен контролировать соответствие работников указанным выше требованиям, а в случае их несоответствия направить работников, не имеющих профильного образования, на профессиональную переподготовку.
Кроме того, на работодателя возложена обязанность контролировать прохождение периодической аттестации работников, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств. Полный перечень таких должностей указан в Приложении № 1 к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденному приказом Минтранса России и Минтруда России от
11 марта 1994 г. № 13/11.
Перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте
Руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения в организациях, независимо от форм собственности и вида деятельности.
Начальники:
— отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, организаций;
— колонн (маршрутов), отрядов.
Специалисты:
— диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.
Функции по осуществлению контроля за соблюдением профессиональных и квалификационных требований в сфере автомобильного транспорта возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Ответственность за нарушение указанных требований установлена ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей, а на юридических лиц –
100 000 рублей.

Приказ «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *