Какое образование получил

Ваш работник получает образование (Куревина Л.В.)

Совмещение работы и учебы — явление довольно распространенное, но не всегда приветствуется работодателями. И это понятно: помимо ежегодного отпуска, работника придется отпускать в учебный, что чревато лишними денежными и трудозатратами. И нередко работодатель отпускает работника для сдачи экзаменов в отпуск, но — ежегодный или административный, а это уже нарушение трудового законодательства, за которое может наступить административная ответственность. Да и работники знают свои права и в случае их нарушения, как правило, сразу обращаются в суд.

Кто вправе воспользоваться учебным отпуском?

В соответствии с гл. 26 ТК РФ работодатель обязан предоставлять лицам, совмещающим работу с получением образования, дополнительные учебные отпуска. Они могут быть как оплачиваемыми, так и неоплачиваемыми.

Кто же имеет право на учебный отпуск? Это работники, направленные на обучение работодателем или самостоятельно поступившие в учебное заведение и успешно осваивающие программы:

— бакалавриата, специалитета или магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения (ч. 1 ст. 173 ТК РФ);

— среднего профессионального образования по заочной и очно-заочной формам обучения (ч. 1 ст. 174 ТК РФ);

— основного общего или среднего общего образования по очно-заочной форме обучения (ч. 1 ст. 176 ТК РФ).

Ключевое словосочетание в данных статьях — «успешно осваивающие». Но что значит «успешно», Трудовой кодекс не поясняет. Раньше считалось, что успешно — значит без задолженности за предыдущий курс или семестр. А в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) термин «успешно» применяется в основном к прохождению итоговой аттестации. В связи с успешным прохождением аттестации обучающийся получает соответствующий документ о получении образования (аттестат, диплом и т.п.).

Считаем, что в контексте Трудового кодекса этот термин не имеет принципиального значения. Как бы работник ни обучался — если он не отчислен и принесет работодателю документы из образовательного заведения (справку-вызов, справку-подтверждение), о которых мы поговорим позже, — такое обучение будет успешным.

Например, суд не признал законным отказ работодателя ООО «ФОРМАН Продактс» в предоставлении учебного отпуска в связи с отсутствием сведений о том, что Е. является успешно обучающимся, поскольку образовательное учреждение выдало Е. справку-вызов, дающую право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска, связанного с обучением в высшем учебном заведении (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.10.2012 N 33-14608/2012).

Обязательное условие для предоставления учебного отпуска — наличие государственной аккредитации у образовательного учреждения, в котором обучается работник. При этом гарантии и компенсации (в том числе учебный отпуск) сотрудникам, совмещающим работу с обучением по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата, программам специалитета, магистратуры, а также среднего профессионального, основного общего или среднего общего образования, могут устанавливаться коллективным или трудовым договором (ч. 6 ст. 173, ч. 6 ст. 174, ч. 3 ст. 176 ТК РФ).

К сведению. Срок действия свидетельства о государственной аккредитации для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ, составляет 6 лет, а для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, — 12 лет (п. 63 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»).

Помимо лиц, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры, получающих среднее профессиональное образование или основное общее (среднее), учебный отпуск в соответствии со ст. 173.1 ТК РФ предоставляется работникам:

— осваивающим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения;

— допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук.

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) относятся к высшему профессиональному образованию — подготовке кадров высшей квалификации.

Примечание. Правила предоставления отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук, утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 409 (далее — Правила).

Также следует отметить, что согласно ст. 287 ТК РФ обязанность предоставлять учебные отпуска установлена только для работодателей по основному месту работы. Однако это не означает, что работник-совместитель совсем не имеет права полноценно уйти в учебный отпуск. В силу ст. 128 ТК РФ работодатель помимо случаев, установленных данной статьей, обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы в некоторых иных случаях. Именно к ним относится учебный отпуск. Поэтому считаем, что, если работник-совместитель напишет заявление с просьбой о предоставлении административного отпуска для прохождения, например, итоговой аттестации и приложит к нему копию справки-вызова, отказать работодатель не сможет.

Получение образования соответствующего уровня впервые — обязательное условие

Отдельного внимания заслуживает еще одно условие предоставления учебного отпуска и других гарантий: получать образование соответствующего уровня работник должен впервые. При этом гарантии могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным для получения образования работодателем в соответствии с трудовым договором или ученическим договором, заключенным между работником и работодателем в письменной форме (ч. 1 ст. 177 ТК РФ).

Сложности для работодателей, как показывает судебная практика, здесь связаны с получением такого уровня образования, как магистратура, лицом, имеющим высшее образование по программе бакалавриата.

В силу ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

При этом согласно ч. 3 ст. 69 Закона N 273-ФЗ к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

В соответствии с ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Законом N 273-ФЗ.

Обучение по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра, является получением второго или последующего высшего образования (п. 2 ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

В силу п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 108 Закона N 273-ФЗ образовательные уровни, установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу Закона N 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, установленным этим Законом, в частности: высшее профессиональное образование «бакалавриат» — к высшему образованию «бакалавриат», высшее профессиональное образование «подготовка специалиста» или «магистратура» — к высшему образованию «специалитет» или «магистратура».

Из данных положений Закона можно сделать вывод, что обучение лиц по программам высшего образования — бакалавриата и магистратуры — производится в рамках разных образовательных уровней, получение диплома магистра лицом, имеющим диплом бакалавра, не рассматривается как получение второго или последующего высшего образования.

Такие выводы, в частности, были сделаны в Апелляционном определении Забайкальского краевого суда от 28.01.2015 по делу N 33-256-2015, которым удовлетворены исковые требования Л. о предоставлении ему гарантий в связи с совмещением работы с получением образования. Л., имея степень бакалавра, проходил обучение в магистратуре, но работодатель отказал ему в гарантиях, посчитав, что обучение в магистратуре является получением второго высшего образования.

Суд нашел обоснованным довод Л. о том, что факт обучения в магистратуре по иной специальности в данном случае не имеет значения и не лишает работника гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством, поскольку никаких ограничений по их предоставлению при получении образования в магистратуре по специальности, отличающейся от специальности «бакалавриат», в Законе не содержится.

Кому, какой и сколько?

Как уже было сказано выше, в некоторых случаях работодатель обязан предоставить оплачиваемый учебный отпуск, когда за работником сохраняется средний заработок, в некоторых — неоплачиваемый, а в некоторых — оплачиваемый в размере 50% среднего заработка.

Конкретную продолжительность учебных отпусков, случаи их предоставления и вид оплаты представим в таблице.

Вид отпуска

Вид образования

Форма обучения

Причина отпуска и его продолжительность (в календарных днях)

Оплачиваемый

Профессиональное высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет)

Заочная или очно-заочная

1. Промежуточная аттестация (ст. 173 ТК РФ):

— на 1-м и 2-м курсах — 40 дней в учебном году;

— на последующих курсах — 50 дней в учебном году.

2. Государственная итоговая аттестация — до 4 месяцев в соответствии с учебным планом (ст. 173)

Профессиональное высшее (аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка)

Заочная

30 дней в течение календарного года плюс время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно за счет работодателя (ст. 173.1 ТК РФ)

Профессиональное высшее на соискание ученой степени кандидата или доктора наук

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени:

— кандидата наук — 3 месяца;

— доктора наук — 6 месяцев (ст. 173.1 ТК РФ)

Профессиональное среднее

Заочная или очно-заочная

1. Промежуточная аттестация (ст. 174 ТК РФ):

— на 1-м и 2-м курсах — 30 дней в учебном году;

— на последующих курсах — 40 дней в учебном году.

2. Государственная итоговая аттестация — не более 2 месяцев (ст. 174)

Общее основное

Очно-заочная

Государственная итоговая аттестация — 9 дней (ст. 176 ТК РФ)

Общее среднее

Государственная итоговая аттестация — 22 дня (ст. 176 ТК РФ)

До 50% среднего заработка

Профессиональное высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет)

Заочная или очно-заочная

При установлении по желанию работника сокращенной на 7 часов рабочей недели до начала итоговой аттестации — до 10 учебных месяцев (ст. 173 ТК РФ)

Профессиональное среднее

Заочная или очно-заочная

При установлении по желанию работника сокращенной на 7 часов рабочей недели до начала итоговой аттестации — до 10 учебных месяцев (ст. 174 ТК РФ)

Неоплачиваемый

Профессиональное высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет)

Любая

Итоговая аттестация после обучения на подготовительном отделении — 15 дней (ст. 173 ТК РФ)

Вступительные испытания — 15 дней (ст. 173 ТК РФ)

Очная

1. Промежуточная аттестация — 15 дней в учебном году (ст. 173 ТК РФ).

2. Сдача итоговых государственных экзаменов — месяц; сдача итоговых государственных экзаменов и защита выпускной квалификационной работы — 4 месяца (ст. 173)

Профессиональное среднее

Любая

Вступительные испытания — 10 дней (ст. 174 ТК РФ)

Очная

1. Промежуточная аттестация — 10 дней в учебном году (ст. 174 ТК РФ).

2. Государственная итоговая аттестация — до 2 месяцев (ст. 174)

Заметим: кроме отпуска, для лиц, совмещающих работу и обучение, предусмотрены другие гарантии. К ним относятся оплата проезда к месту нахождения образовательной организации, сокращенная рабочая неделя и свободный от работы день.

Так, право на один оплачиваемый проезд в год до места обучения и обратно имеют работники, осваивающие программы бакалавриата, специалитета или магистратуры по заочной форме обучения. Работникам, осваивающим программы среднего профессионального образования по заочной форме обучения, проезд к месту нахождения образовательной организации и обратно один раз в учебном году оплачивается в размере 50% стоимости.

Работникам, осваивающим программы бакалавриата, специалитета или магистратуры по заочной либо очно-заочной форме обучения, а также программы среднего профессионального образования по заочной или очно-заочной форме обучения, по их желанию может быть установлена сокращенная на 7 часов рабочая неделя перед началом прохождения итоговой аттестации. Период, на который устанавливается такой режим, может длиться до 10 месяцев (ст. ст. 173, 174 ТК РФ).

По соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня (смены) в течение недели.

Работникам, осваивающим программы основного общего или среднего общего образования по очно-заочной форме обучения, в период учебного года устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов (ст. 176 ТК РФ).

Основания и порядок предоставления отпуска

Основанием для предоставления учебного отпуска при соблюдении всех остальных условий, перечисленных в первом разделе статьи, является справка-вызов, выдаваемая работнику образовательным учреждением. Форма справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций лицам, совмещающим работу с получением образования, утверждена Приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1368 (далее — Приказ N 1368).

Кроме справки-вызова, как правило, у работника запрашивается заявление о предоставлении учебного отпуска. Но поскольку такое заявление не является обязательным документом согласно законодательству, его отсутствие не будет основанием для отказа работнику в предоставлении отпуска.

К сведению. Для работников, допущенных к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук, установлен свой порядок предоставления учебного отпуска. Согласно п. п. 3, 5 Правил такой работник уведомляет работодателя о намерении реализовать свое право на предоставление отпуска в письменной форме не позднее чем за один год до предполагаемой даты начала отпуска. В течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук о приеме диссертации к защите соискатель представляет работодателю выписку из решения диссертационного совета о приеме диссертации к защите и заявление о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности. Решение о предоставлении отпуска принимается работодателем в течение 5 рабочих дней со дня получения им такой выписки.

На основании заявления и справки-вызова работодатель издает приказ о предоставлении дополнительного отпуска, который может быть оформлен по унифицированной форме Т-6, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. В приказе указывается, что дополнительный (учебный) отпуск предоставляется с сохранением среднего заработка или без сохранения зарплаты. Работника следует ознакомить с приказом под роспись.

Сведения о предоставлении дополнительного отпуска вносятся в личную карточку работника.

В табеле учета рабочего времени время учебного отпуска с сохранением заработной платы отмечается буквенным кодом «У» или цифровым «11», без сохранения заработной платы — буквенным «УД» или цифровым «13».

Расчет среднего заработка осуществляется так же, как и среднего дневного заработка для оплаты ежегодного основного отпуска (ст. 139 ТК РФ).

При этом выплатить средний заработок, начисленный работнику за время учебного отпуска, нужно за три календарных дня до его начала (ст. 136 ТК РФ, Письмо Роструда от 30.07.2014 N 1693-6-1).

Обратите внимание! По соглашению между работодателем и работником к учебному отпуску могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска (ч. 2 ст. 177 ТК РФ).

Продолжительность учебного отпуска устанавливается в календарных днях или месяцах. При этом, если на период оплачиваемого учебного отпуска приходятся нерабочие праздничные дни, они также подлежат оплате (п. 14 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»). Напомним, что по общему правилу, установленному ст. 120 ТК РФ, праздники, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются, а отпуск продлевается на это количество дней.

Если же в период учебного отпуска работник заболел, пособие по временной нетрудоспособности ему выплачиваться не будет, независимо от того, сохранялся за ним на время учебного отпуска средний или частичный заработок либо нет (пп. «а» п. 17 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375).

Обратите внимание! Лицу, совмещающему работу с получением образования одновременно в двух организациях, осуществляющих образовательную деятельность, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с получением образования в одной из этих организаций (по выбору работника).

В заключение

Итак, если ваш работник получает высшее или среднее профессиональное образование в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, при этом получает он его впервые и принес вам справку-вызов по форме, утвержденной Приказом N 1368, вы обязаны предоставить ему учебный отпуск и другие гарантии, установленные гл. 26 ТК РФ. В противном случае вы рискуете быть привлеченным к административной ответственности.

Сибирская Региональная Школа Бизнеса (колледж)

  • Благодарственные письма
  • Блог о колледже
    • Минобрнауки продлило дистанционное обучение студентов на 6–8 мая
    • Как будет проходить приемная кампания в колледжах в 2020 году
    • Экзамены в колледжах и техникумах могут пройти дистанционно
    • Ученые назвали 25 профессий будущего
    • 10 Лайфхаков по дистанционному обучению.
    • Минпросвещения: Колледжи и техникумы завершат учебный год по графику
    • Прием в колледж — 2020
    • 4 мифа о поступлении в колледж
    • Бесплатные онлайн-курсы во время карантина
    • Школы и вузы переходят на дистанционное обучение из-за коронавируса
    • 10 навыков, которые нужны всем выпускникам
    • Колледжи с 2021 года прекратят прием на 30 специальностей – Басюк
    • Будущее образования и востребованные профессии
    • Какие навыки следует развивать студентам по мнению работодателей
    • Почему подростки все чаще выбирают колледж
    • Можно ли поступить в колледж после девятого класса без аттестата?
    • Как выжить ответственному студенту
    • Аргументы за поступление в колледж после 9 класса
    • 7 причин идти учиться в колледж после девятого класса
    • Книги для подготовки к студенческой жизни
    • 7 подкастов о профессиях. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ПОМОГАЛОЧКИ, ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
    • Как помочь школьнику стать IT-специалистом?
    • 10 подкастов для саморазвития
    • ЕГЭ, отсрочка от армии и перезачёт экзаменов: как поступить в вуз после колледжа?
    • Техникум, колледж или 10-й класс: плюсы и минусы СПО
    • 14 способов заставить себя серьёзно взяться за учёбу
    • Как полюбить учиться: правила мотивации
    • 12 навыков, за которые вам будут платить больше
    • О чем спросить на собеседовании, чтобы потом не жалеть
    • Эксперты назвали востребованные профессии ближайшего будущего
    • Как выбрать профессию, чтобы не разочароваться? 4 шага к осознанному выбору профессии
    • Минпросвещения России обновит перечень специальностей СПО
    • 5 преимуществ образования в колледже
    • В сентябре проект «Билет в будущее» запустит приложение для школьников, помогающее выбрать профессию
    • В России разработают глобальный рейтинг колледжей
    • Как выжить первый год в колледже
    • Колледж «Сибирская региональная школа бизнеса (колледж)» сообщает абитуриентам о доборе абитуриентов до 25-10-2019
    • ОБНОВЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОФЕССИЙ СПО
    • КАКИЕ ВОПРОСЫ НУЖНО СЕБЕ ЗАДАТЬ, ЧТОБЫ ВЫБРАТЬ «ПРАВИЛЬНУЮ» ПРОФЕССИЮ
    • Более 60% выпускников подмосковных колледжей трудоустраиваются по профессии
    • Установлены минимальные баллы ЕГЭ для получения аттестата в 2020 году
    • Продолжает работу горячая линия по приему на обучение по программам СПО в этом году
    • Около 60% выпускников 9-х классов выбирают колледжи
    • Большинство родителей уверены, что колледж готовит к вузу лучше школы
    • Пять преимуществ колледжа перед школой
    • Прием в колледж — 2019
    • IT-специалисты не считают высшее образование обязательным
    • Для выпускников колледжей изменят порядок выдачи дипломов
    • В какие сроки будет осуществляться прием документов в колледжи в 2019 году
    • КУДА ПОСТУПИТЬ ПОСЛЕ 9 КЛАССА
    • Каким будет российский колледж ближайшего будущего
    • Во сколько колледжей можно подать документы после окончания 9 класса?
    • Зачем нужна и как получить медицинскую справку 086/у
    • Правила поступления в колледжи в 2019 году
    • Даты подачи документов в колледжи в 2019 году
    • 3 проверенные техники для достижения целей Полезно для выпускников и студентов
    • 5 вопросов, которые помогут выбрать профессию
    • Колледжи не для троечников: конкуренция стимулирует развитие системы СПО
    • ИТ: обзор рынка вакансий и топ-15 специальностей
    • Специальность «Коммерция (по отраслям)». Квалификация – менеджер по продажам
    • Слова, из-за которых резюме могут отложить в сторону
    • Ключевые точки в резюме бухгалтера: что забывают уточнить
    • Резюме юриста: как рассказать про свои успехи понятным языком
    • 7 советов молодым специалистам
    • 5 простых профессий, без которых ваш офис не будет работать
    • На 5% больше подростков выбирают среднее профессиональное образование
    • Путь к работе мечты: 5 секретов эффективности для выбора профессии
    • 5 причин поступать в колледж вместо вуза
    • 7 причин идти учиться в колледж после девятого класса
    • Что написать в резюме без опыта работы
    • Календарь абитуриента: сроки приема документов в колледжи и техникумы в 2019 году
    • Школьники смогут выбрать профессию через соцсеть
    • В вуз после колледжа: нужно ли сдавать ЕГЭ?
    • Специалист в области коммерции и торговли
    • Специалист в области банковского дела
    • Какие профессии оказались самыми востребованными в 2018 году?
      • Внимание, выпускники НОУ СПО «Сибирская региональная школа бизнеса (колледж)»!
    • Гибкие навыки: на что обращают внимание современные работодатели
    • Список самых лучших колледжей после 9 класса в Омске
    • Как понять, кем хочешь стать?
    • 10 способов повысить продуктивность учебы
    • Дистанционная форма обучения в колледжах
    • Что выбрать: вуз или колледж?
    • 10 правил успешного студента: повышаем эффективность учебы и личную производительность
    • Сколько классов заканчивать: 9 или 11? Куда поступать в колледж или в вуз?
    • 5 мифов о будущем работы
    • Исследование российского рынка зарплат и популярных профессий
    • Карьерные советы от HR директоров
    • Личностные качества важнее диплома
    • Проблемы профессионального самоопределения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
    • Как стать бизнесменом: гайд для старшеклассников
    • Как составить резюме юристу: 5 советов от потенциального работодателя.
    • Стали известны самые прибыльные профессии в России в 2018 году
    • Куда поступить на дизайнера: выбираем специальности и профили
    • Как повысить свои шансы на трудоустройство с помощью резюме и собеседования?
    • Как мы будем учиться через пять лет?
    • Колледж и техникум: в чём разница?
    • Как получить образование и сэкономить?
    • Как начать карьеру молодому специалисту? Лайфхаки от hr-директоров.
    • Выпускников колледжей хотят обязать сдавать ЕГЭ
    • Что делать, если ребёнок не поступил в вуз: 6 советов родителям
    • Определены самые высокооплачиваемые профессии в России
    • Как поступить в колледж: основная информация для абитуриента
    • КАЛЕНДАРЬ АБИТУРИЕНТА 2018
    • Самые высокооплачиваемые профессии в России 2018
    • Самые востребованные профессии в России 2018
    • Обучение после 9-го класса. Как выбрать колледж?
    • Как выбрать профессию, не потерять время и не разочароваться?
    • Документы для поступления в колледж или техникум
    • Отсрочка от службы в армии для абитуриентов и студентов колледжей
    • Абитуриентам колледжей и техникумов — выпускникам 11 класса
    • Абитуриентам колледжей и техникумов — выпускникам 9 класса
    • 5 признаков того, что пора сменить школу на колледж
    • Обучение после колледжа в вузе по сокращенной программе
    • Самообразование — это перспективная стартовая площадка для вашей карьеры
    • Переход в колледж может стать самым мудрым родительским решением
    • Что такое среднее профессиональное образование
    • Рейтинг колледжей Омска
    • В России растет популярность рабочих профессий
    • Образование в России- ваше будущее!
    • В Минобрнауки России обсудили перспективы развития среднего профессионального образования
    • Самые востребованные профессии среднего образования
    • Как стать предпринимателем
    • Квест: построй свою траектория поступления в колледж
    • Тесты профориентации: какую профессию выбрать
    • 10 навыков, которые нужны всем подросткам.
    • Профессия Менеджер по продажам
    • О профессии Бухгалтера
    • О профессии Дизайнера
    • О профессии Юриста
    • О профессии Секретаря суда
    • Профессия Технолог-эстетист
    • О профессии Стилиста
    • О профессии Специалист банковского дела
    • О профессии Программиста
    • ТОП-5 профессий будущего: на кого лучше поступать в 2018 году?
    • Портфолио студента: что это такое и как его оформить
    • Самые востребованные профессии в России в 2016 году.
    • Обучение после 9 класса: как выбрать колледж
    • Куда можно поступить выпускникам 9 классов
    • Что такое очно-заочная форма обучения?
    • Как сдать сессию без проблем
    • Как успешно сдать сессию и не умереть: режим и распорядок дня студента
    • Какие лайфхаки посоветуете студентам?
    • ВЫУЧИТЬ ВСЕ: ЭФФЕКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ
    • СТУДЕНЧЕСКИЕ ЛАЙФХАКИ: КОГДА БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ ПОМОГАЕТ
    • 10 навыков для успешной карьеры студента
    • Поступать в колледж или ВУЗ?
    • Думай о хорошем: чем выше ожидания, тем лучше оценки
    • Преимущества и недостатки дистанционного обучения в вузе и колледже
    • Лайфхаки по обучению. Пять советов, которые помогут учиться самостоятельно
    • Как найти работу после колледжа
    • Советы поступающим в колледж
    • Тесты на выбор профессии
    • о сильных и слабых чертах характера поколения Z
    • Профориентационная работа и содействие трудоустройству выпускников
    • Обучение в колледжах дистанционно
    • Поступить в колледж Омска на заочное, дистанционное обучение в Омске
    • Как понять, кем хочешь стать? Выбор профессии.
    • Самый первый вопрос для выбора профессии
    • 10 навыков, которые нужны всем студентам
    • Дистанционное обучение в колледже
    • Как студенту начать успешную карьеру. Думай как работодатель!
    • Советы первокурсникам: 80 рекомендаций от старших товарищей
    • Рабочие профессии с начала 2017 года стали более популярными среди молодежи
    • Советы психолога студентам-первокурсникам.
    • Сформировать финансовую культуру людей Постарается Центральный банк РФ.
    • Еще можно успеть поступить в колледж.
    • Как стать экспертом во всем сразу: метод Илона Маска
    • Как определиться с целями в жизни: 5 вопросов
    • Почему социальные сети делают нас умнее?
    • 7 навыков, необходимых работникам будущего
    • Как составить блестящее резюме: 45 приемов на любой случай
    • 5 мифов об образовании
    • 10 мифов о дистанционном обучении
    • Как отправить документы в приемную комиссию колледжа?
    • Вредные советы: как выбрать не ту профессию
    • Можно ли подать документы в колледж онлайн?
    • Что такое колледж?
    • Приемная кампания на 2017/2018 учебный год в Колледж
    • О профессии юриста.
    • Как поступить в колледж НОУ СПО «СРШБ(к) г. Омск. Отвечаем на вопросы.
    • Учиться никогда не поздно, или какие курсы будут полезны тем или иным специалистам?
    • О профессии стилиста, дизайнера и технолога-эстетиста.
    • На кого пойти учиться: 50 вариантов для профессии
    • Как начать строить карьеру?
    • Конкуренция среди молодых специалистов выросла до 12 человек на место
    • Учиться бесплатно можно и нужно.
    • Профессиональные навыки для успешного трудоустройства.
    • Профессиональный вопрос.
    • Что выбрать госколледж или коммерческий колледж?
    • Самые востребованные профессии в России в 2017 году.
    • Неделя специалиста специальности 38.02.07 «Банковское дело» глазами студентки первого курса
    • Как предоставляется отсрочка от армии студентам колледжа
    • Частное образование в России: хорошо или плохо?
    • ТОП-5 профессий будущего: на кого лучше поступать в 2017 году?
    • Среднее профессиональное образование в цифрах
    • Выбираем колледж в Омске
    • В 2017 году на 100 выпускников приходится 57 бюджетных мест
    • Для участия в ГИА подать заявление необходимо до 1 марта
    • Кому будет легко найти работу в 2017 году
    • Как никогда не забыть выученное: метод Фейнмана
    • Предпринимательство как обязательная компетенция
    • Куда лучше поступать после 11 класса?
    • Дистанционная учеба в колледжах
    • Какое образование получают в колледже и техникуме
    • Институт Пушкина опубликовал открытые онлайн-курсы Бесплатные занятия проходят на портале «Образование на русском».
    • Рейтинг специальностей колледжей
    • Студент-2017: рвение к учебе и перспективы трудоустройства
    • Профессия -технолог-эстетист
    • Профессия стилист-визажист
    • Менеджер по продажам
    • Специальность «Банковское дело»
    • Профессия — юрист
    • Профессия — программист
    • Профессия — дизайнер
    • Профессия — бухгалтер
    • Как сдать экзамен, даже если плохо подготовлен
    • 4 шага к осознанному выбору профессии
    • В колледж вместо армии
    • Сибирская региональная школа бизнеса (колледж) — ведущий колледж Омска
    • О колледжах Омска
    • Поступающим в колледж на заочную форму обучения с применением дистанционных технологий
    • Выпускники российских колледжей смогут получать зарплату до 70 тысяч рублей в месяц
    • Стоит ли идти в старшую школу (10-11 класс) или же пойти в колледж?
    • Заочное обучение в колледже Омска — дистанционно.
    • Выпускникам колледжей проще поступить в вуз
    • Заочная форма обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
    • Советы первокурсникам: рекомендаций от старших товарищей
    • Советы первокурснику колледжа. Часть1.
    • Советы студентам — как правильно учиться в колледже.
    • Престижные профессии в колледжах
    • Преимущества обучения в колледже
    • Я все завалил: что делать, если не получилось поступить
    • Обучение по специальностям, которые станут профессиями будущего
    • Начался прием документов в колледжи и в вузы
    • FAQ для абитуриентов колледжа
    • Число абитуриентов колледжей в этом году вырастет
    • Чем отличается колледж от техникума?
    • Что такое колледж, и как в него поступить?
    • 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
    • Визажист-стилист — одна из самых востребованных и хорошо оплачиваемых профессий.
    • Перечень документов для поступления в СРШБ (колледж) 2016
    • На кого пойти учиться в колледж после 9 класса
    • Как поступить в колледж на очную форму после 9-11 класса
    • ПЕРЕЧЕНЬ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В 2018 ГОДУ В НОУ СПО «СРШБ (КОЛЛЕДЖ)»
    • ПРАВИЛА ПРИЕМА в Сибирскую региональную школу бизнеса (колледж) на 2016–2017 учебный год
    • Куда лучше поступать после 11 класса?
    • Как начать учиться и не забросить.
    • Список востребованных профессий в России 2020
    • Поступаем в колледж после 9 класса. Преимущества
    • Как поступить в колледж после 9 класса
    • Дистанционное обучение в колледже
    • Куда пойти учиться или выбираем учебное заведение, профориентация, тесты
    • Поступление в колледж. Советы по выбору колледжа
    • Специальность 43.02.03 «Стилистика и искусство визажа».
    • 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
    • 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
    • Специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
    • Специальность 40.02.03 «Право и судебное администрирование»
    • Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
    • Специальность 38.02.07 Банковское дело
    • Специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
    • Коротко о нашем колледже
    • Уникальная система непрерывного образования «Школа – Колледж – ВУЗ»
    • Для поступления в наш колледж не нужно сдавать ЕГЭ!
  • Оплата
  • Наши специальности
  • 3D-Экскурсия
  • Расписание

Уровни образования в Российской Федерации



1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  1. дошкольное образование;
  2. начальное общее образование;
  3. основное общее образование;
  4. среднее общее образование.

Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:

  1. среднее профессиональное образование;
  2. высшее образование — бакалавриат;
  3. высшее образование — специалитет, магистратура;
  4. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней.

Уровни общего образования

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет.

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Уровни профессионального образования

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.

Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе.

Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр. Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены.

Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.

Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет, программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г.

По материалам: http://273-фз.рф/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *