Каков срок хранения

Для решения судопроизводственных задач, время от времени возникает необходимость поднимать материалы конкретных уголовных производств. Именно для этого, так важно создать соответствующие условия для хранения материалов уголовных производств. Нужны специально отведенные места, где должностные лица по первому требованию, могли бы изучать материалы и принимать по ним объективные решения. Работой по хранению уголовных материалов, занимается архив, срок хранения уголовных дел в каждом случае отличается. Сроки хранения уголовных дел определяет экспертная комиссия. Ее участники оценивают степень их важности по конкретным параметрам, и принимают решение по дальнейшему хранению или уничтожению.

Содержание

Нормативное регулирование

В 1999 году Судебным Департаментом ВС РФ был выдан приказ, в котором утверждались условия обеспечения сохранности, порядок сдачи, организация отбора, а также срок хранения уголовных дел в архиве суда. В следственном комитете, прокуратуре и структурах МВД созданы специальные инструкции по делопроизводству, строгой отчетности и хранению документов, в том числе находящихся на стадии оперативной разработки или следствия. Для должностных лиц существуют такие утвержденные правила:

  1. В период личного отсутствия на рабочем месте, все документы, которые содержат следственный процесс, сотрудник должен хранить в личном сейфе под замком или опечаткой. Ключ от сейфа передавать кому-то другому запрещено.
  2. Следственный орган может производить выдачу материалов посторонним организациям, только по разрешению прокуратуры.
  3. При передаче любых материалов в суд или в другую инстанцию заводится карточка, составляется детальная опись переданных материалов, и оформляется акт.
  4. Приостановленные дела в обязательном порядке сдаются в архив.

Если было утрачено дело, давность которого еще не истекла, будет инициирована служебная проверка, ведь утрата материалов дела равна утечке конфиденциальной информации. Виновного в случившемся, будет притянуто к уголовной ответственности.

Передача на конкретные сроки хранения уголовных дел в архиве осуществляется, после проверки всего производства, исполнения решения суда или вступления приговора в законную силу. Направляются в архив суда материалы с учетом таких моментов:

  • при заключении субъекта правонарушения под стражу, необходимо подтверждение территориального ОВД о состоявшемся факте задержания, а также сообщение исправительного учреждения о поступлении конкретного субъекта для отбывания, назначенного судом срока;
  • при вынесении приговора об условном осуждении субъект правонарушения должен находиться на учете в полиции, сведения об этом вносятся в соответствующие бумаги;
  • при назначении штрафа, после поступления исполнительного листа, ставиться в отметка о выполнении решения суда и выплате штрафа;
  • если назначены работы принудительного характера, необходима отметка о взятии на учет;
  • при запрещении занятия определенных должностей или ограничении передвижения, учет осуществляется до окончания указанного в приговоре срока, после чего ставят отметку и материалы отправляют в архив;
  • если суд избрал воспитательную меру для несовершеннолетнего, ему разъясняются последствия его поведения и происходит взятие его на учет, в деле делают заметку об окончании срока наблюдения.

Важно отметить, что при оправдательном приговоре за недоказанностью, уголовное производство в архив не сдают, его направляют прокурору для проведения последующих действий по установлению других причастных к правонарушению. При оправдательном решении, уголовное производство отправляется в архив сразу, после вступления приговора в силу.

Инструкция о сроках хранения информации имеется в судах, срок хранения зависит от размера наказания и от результата. По истечении срока хранения дела, если оно не представляет собой исторической ценности, подлежит уничтожению, но сам приговор по делу хранится постоянно. Приговор храниться в архиве суда, который ранее его выносил, так как именно в этот архив, могут обращаться за его копией заинтересованные лица.

Срок хранения уголовных дел существенно отличается, так как правонарушения, за которые назначено пожизненное заключение или материалы по особо тяжким преступлениям, хранятся в архиве суда первой инстанции постоянно. Архивный склад содержит материалы по тяжким преступлениям не больше 15 лет, материалы по производствам средней тяжести -10 лет, а историю преступлений небольшой тяжести хранят 5 лет.

Порядок востребования документов из архива

Ознакомиться с уже заархивированными материалами дела, могут люди, участвовавшие или заинтересованные в конкретном уголовном процессе, по предварительно поданному заявлению. Судебному председателю для получения разрешения, поднять бумаги из архива, следует представить документ удостоверяющий личность, и коротко охарактеризовать цель поднятия документации. Порядок предоставления информации из архива представлен следующими условиями:

  • при выдаче копии материалов дела, человек их получающий, должен составить расписку о получении, которую в последствие, приобщают к уголовному делу. Если копия документа отправляется почтовым отделением, то в уголовное производство пришивают копию письма, которое сопровождает отправление;
  • если копии материалов уголовного производства располагаются на нескольких листах, то каждый из них должен быть пронумерован и прошит. Нить подшивки выводят на обратную сторону последнего листа, заклеивают бумагой, на которой ставиться печать;
  • подлинные документы, которые пришиты к уголовному делу, могут извлекаться только по решению председателя суда, но при этом, копия этого же документа, обязательно должна оставаться в материалах дела. Это же касается извлечения вещественных доказательств;
  • выдача повторных копий необходимых документов, хранящихся в архиве, проводиться только после уплаты госпошлины.

Что касается выдачи для ознакомления материалов дела из архива сотрудникам следственного органа или прокуратуры, то им не нужно составлять заявление и придерживаться вышеуказанных правил. Достаточно предъявить работнику архива свое удостоверение, подтверждающее полномочия.

Особенности хранения уголовных дел

Огромное значение в хранении уголовных дел играет организация архивного помещения. Важные материалы уголовных дел будут передаваться в архив, только если он отвечает установленным на законодательном уровне, нормам.

В помещении суда должно быть выделено отдельное, полностью изолированное помещение, без примыкания к дымовыводящим конструкциям, размещению печатных установок и санитарно-коммуникационным отделениям здания. На окнах должны быть смонтированы решетки, а на запасном и основном входах, должны стоять металлические двери. В помещении архива должно предусматриваться освещение только электричеством, но в этом же помещении, должна быть комната с естественным освещением для организации работы следователя с материалами. Самой важной частью организации архива есть установка пожарной сигнализации и средства оперативного пожаротушения. Среди требований к содержанию архивных документов, также отмечают:

  • температурный режим в архивном помещении, должен держаться в пределах 14 -20 градусов;
  • влажность воздуха должна быть не менее 50% и не более 60%;
  • постоянно должны проводиться мероприятия по предупреждению проявления плесени , грибка, паразитов, мышей и крыс;
  • регулярно должна проводиться влажная уборка и отчистка от пыли полок и самих архивных папок.

Размещение материалов организовывается с использованием специальных стеллажных конструкций для размещения картотек. Размещают стеллажи на некотором удалении от стен, касание материалов дела к поверхности стены может негативно сказаться на сохранности документа. Каждый стеллаж и шкаф номеруется с использованием определенного рода указателей, которые будут содержать информацию о номере регистрации дела и дате принятия решения судом. Подобная организация существенно упрощает поиск нужного дела при необходимости.

Соблюдение всех вышеуказанных правил, позволяет гарантировано сохранить материалы по уголовным делам на необходимые для их использования сроки, без порчи и искажения их содержимого. Если материалы, срок давности которых не истек, пропадут из архива или будут испорчены, к ответственности привлекут сотрудник архива, в обязанности которого входило наблюдение за сохранностью важных документов.

Инструкции по охране труда: основные требования

Автор Виктор Веденин в 10/01/2020. Опубликовано Статьи

Одним из ключевых документов организации, содержащих требования охраны труда, является инструкция по охране труда. Требования инструкций по охране труда являются обязательными как для работников, так и для работодателей.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы.

Разрабатываются инструкции по охране труда на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии – межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций – изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства.

Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 80 от 17.12.2002 “Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда, а также требования к их содержанию”.

Обеспечить разработку и утверждение инструкций по охране труда – это обязанность работодателя (Статья 212 ТК РФ).

Самый частый вопрос, возникающий при разработке (пересмотре инструкций) — “Должен ли специалист по охране труда разрабатывать инструкции?”

Согласно п.7.16 Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 08.02.2000 N 14, одной из функций службы охраны труда является оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда. Таким образом, руководители подразделений организуют труд подчинённых им лиц и занимаются формированием инструкций, а специалист по охране труда выступает в роли ответственного за соответствие инструкций требованиям.

Разработка проекта инструкции по охране труда на основании перечня:

Содержание инструкции по охране труда

В соответствии с требованиями Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда в инструкцию по охране труда рекомендуется включать следующие разделы:

1. Общие требования охраны труда. В разделе рекомендуется отражать:

  • указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка;
  • требования по выполнению режимов труда и отдыха;
  • перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы;
  • перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами;
  • порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;
  • правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

2. Требования охраны труда перед началом работы. В раздел рекомендуется включать:

  • порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты;
  • порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.;
  • порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты);
  • порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.

3. Требования охраны труда во время работы. В разделе рекомендуется предусматривать:

  • способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов;
  • требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);
  • указания по безопасному содержанию рабочего места;
  • действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;
  • требования, предъявляемые к использованию средств индивидуальной защиты работников.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях. В разделе рекомендуется излагать:

  • перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие;
  • действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций;
  • действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.

5. Требования охраны труда по окончании работы. В разделе рекомендуется отражать:

  • порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;
  • порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности;
  • требования соблюдения личной гигиены;
  • порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

Примерный вид титульного листа инструкции по охране труда рекомендуется оформлять в соответствии с приложением N 8 к Методическим рекомендациям по разработке государственных требований охраны труда.

Где должны храниться инструкции по охране труда

Действующие в подразделении инструкции по охране труда для работников структурного подразделения организации, а также перечень этих инструкций хранятся у руководителя этого подразделения.

Местонахождение инструкций по охране труда для работников рекомендуется определять руководителю структурного подразделения организации с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.

Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах или участках, либо хранятся в ином месте, доступном для работников.

Пересмотр инструкций по охране труда

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда проводится не реже одного раза в 5 лет, непосредственными руководителями подразделений.

Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:

  • пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  • изменении условий труда работников;
  • внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается еще на пять лет.

Ввод в действие инструкций по охране труда

Инструкции по охране труда вводятся в действие с момента их утверждения руководителем организации.

Учет работодателем инструкций по охране труда

Рекомендуемые формы журналов учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений организации приведены в приложениях N 9 и 10 к Методическим рекомендациям по разработке государственных нормативных требований охраны труда.

Ответственность за отсутствие инструкций по охране труда

Отсутствие в организации разработанных и утвержденных в установленном порядке инструкций по охране труда для работников влечет наложение административного штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей в соответствии с ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Сколько бюджетной организации хранить бухгалтерские документы

Сроки хранения бухгалтерских документов в организации закреплены в Федеральном законе «О бухучете» № 402-ФЗ, а также в специальном перечне, утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558. Но некоторые данные по срокам обеспечения сохранности документации разнятся. Разберемся, зачем вообще сохранять бланки, отчеты и регистры, а также что делать, если сроки хранения по закону и по перечню не соответствуют.

Зачем хранить

Бухгалтерская документация — это не только плановые и фактические показатели, отчетность и регистрационные журналы, а также вся первичная и кассовая документация, которая подтверждает операции, проведенные в учете. При отсутствии любого из бухдокументов подтвердить достоверность и правильность ведения бухучета в учреждении будет проблематично. При любой проверке контролирующий орган первым делом запрашивает первичные и учетные документы, чтобы сверить данные учета с фактическими показателями.

За непредоставление подтверждающих бланков, чеков, ордеров и прочих регистров предусмотрена ответственность. Например, налоговики оштрафуют за каждый непредоставленный документ на 200 рублей. Если компания крупная, то совокупная сумма штрафа может исчисляться десятками тысяч рублей. Все штрафы перечислили в конце статьи.

Что главнее: закон или перечень

Нередко в действующей законодательной базе встречаются противоречия. Например, бухгалтерскую документацию по закону № 402-ФЗ нужно сохранять пять лет, а в перечне из Приказа № 558 сроки хранения распределены по видам и значимости. Как быть в таком случае бухгалтеру бюджетного учреждения и сколько хранить бухгалтерские документы, чтобы избежать наказаний?

Разберемся в ситуации на примере. Допустим, что в перечне № 558 для определенного бланка указан срок в четыре года, но сохранять этот бланк нужно пять лет. Почему? Такие указания содержит закон № 402-ФЗ. Или, наоборот, в законе 402-ФЗ указано 5 лет, а в перечне — 10. Тогда храните документ не менее 10 лет. То есть обеспечьте сохранность на больший срок, который указан в одном из двух нормативных актов.

Соблюдайте аналогичный порядок хранения бухгалтерских документов для электронной документации.

Особенности и порядок хранения документации

Определим ключевые особенности и правила обеспечения сохранности документов бухгалтерии:

  1. Назначьте ответственного за сохранность документов и первичных бланков. Пропишите обязанности в должностных инструкциях, ознакомьте ответственного сотрудника под подпись. Подписанную копию обязательно сохраните в личном деле работника.
  2. Закрепите в учетной политике, сколько лет хранятся бухгалтерские документы, в разрезе бланков. Либо утвердите такой перечень отдельным приказом.
  3. Рассчитывайте сроки с даты последнего использования регистра. Такие указания содержатся в п. 2 ст. 29 закона № 402-ФЗ.
  4. Электронные архивы, подлежащие хранению в учреждении, подписывайте электронной подписью, оформленной на имя руководителя, главного бухгалтера или иное ответственное лицо. Работа с электронной документацией без ЭП не допускается.
  5. Документация, подлежащая передаче в архив (на хранение), должна быть подписана, прошита и пронумерована в установленном порядке.

Утверждаем сроки хранения документов

Период сохранности документов бухучета необходимо закрепить документально. Например, в приложении к учетной политике или в отдельном локальном распоряжении по учреждению. Используйте в работе памятку по срокам хранения бухдокументов.

Актуальная таблица сроков хранения бухгалтерских документов в организации:

Вид документа

Период хранения

Ссылка на нормативно-правовой акт

Регистры бухгалтерского учета, журналы учета

Не менее 5 лет.

Ч. 1 ст. 29 закона № 402-ФЗ.

Главная книга

Не менее 5 лет при условии проведения соответствующей проверки или ревизии. Например, проверка счетной палаты или ревизия финансового отдела.

Ст. 361 Перечня Минкультуры.

Учетная политика и иные стандарты ведения бухучета

Не менее 5 лет после истечения года, в котором документы использовались в работе (для составления отчетности, осуществления расчетов, применения стандартов и нормативов).

Ч. 2 ст. 29 закона 402-ФЗ.

Финансовая бухотчетность и аудиторские заключения по ней

Годовая хранится постоянно.

Квартальная — не менее 5 лет. При отсутствии годовой — постоянно.

Месячная сохраняется 1 год. При отсутствии годовой и квартальной — постоянно.

Ст. 351 и ст. 408 Перечня.

Бланки кассового учета (ордера, журналы учета, кассовая книга, чеки, чековые книжки, прочее)

Не менее 5 лет при условии проведения ревизии.

Ст. 362, ст. 459 Перечня.

Путевые листы и журналы учета путевых листов

5 лет.

Ст. 842 и 844 Перечня.

Бухдокументы по расчетам с персоналом по оплате труда (табели, приказы, расчетные ведомости, больничные листы, расчеты отпускных и прочее)

Не меньше 5 л.

Если в организации не ведутся лицевые счета по сотрудникам, то обеспечьте сохранность на 75 л.

Ст. 412 и 415 Перечня.

Инвентаризационные описи

Постоянно.

В отношении товарно-материальных ценностей — не меньше 5 л.

Ст. 427 Перечня.

Документация по учету объектов основных средств

Постоянно.

Ст. 429 Перечня.

Договоры, соглашения и контракты на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ, в том числе государственные и муниципальные контракты

Не меньше 5 л.

В отношении гос. и муниципальных контрактов на важные, крупные поставки — постоянно.

Ст. 272, 436, 440, 456 Перечня.

Документацию нужно хранить постоянно либо до момента полной ликвидации экономического субъекта. При реорганизации (присоединении, реструктуризации) документация подлежит передачи на хранение во вновь созданный субъект.

ВАЖНО! Если иные бухдокументы, подтверждающие опасные, тяжелые, вредные условия труда отсутствуют, то хранить путевые листы нужно 75 лет.

Хранение документов налогового учета

Ведение налогового учета обязательно для любого экономического субъекта, в отличие от бухучета. К примеру, индивидуальные предприниматели освобождены от ведения бухучета в обязательном порядке. А вот освобождения от налогообложения не предусмотрено. Исчислять и уплачивать фискальные платежи, в зависимости от выбранного режима налогообложения, должен каждый. И простой гражданин, и частник, и юридическое лицо.

Помимо обязанности в уплате налогов, плательщики обязаны и предоставлять отчетность. К тому же налоговики вправе запросить документы, подтверждающие правильность исчисления взносов, сборов и фискальных платежей. Следовательно, организациям необходимо сохранять не только документы бухучета, но и регистры, первичку и отчетность в части налогового учета.

Периоды хранения отразим в таблице.

Вид документации

Срок хранения

Основание

Регистры налогового учета

Не меньше 5 л.

Ст. 23 и 24 НК РФ.

Ст. 392 Перечня.

Отчетность по налогам, сборам, взносам (налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам, расчеты по страховым взносам, справки 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и прочие сведения)

Квитанции об отправке отчетности в территориальные органы Федеральной налоговой службы

Описи вложений в почтовые отправления при передаче отчетности почтой

Счета-фактуры

Не менее 4 л.

Ст. 368 Перечня.

Книги покупок, книги продаж, дополнительные листы к книгам покупок и продаж

Журнал учета полученных и выданных счетов-фактур

Книга учета доходов и расходов для организаций, применяющих упрощенный режим обложения (УСНО)

Постоянно либо до полной ликвидации учреждения.

Ст. 346.18 НК РФ.

Расчеты и сведения, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов

Не меньше 6 л.

Ст. 23 НК РФ.

Расчетные ведомости по отчислению взносов

Годовые хранят постоянно. Квартальные — не менее 5 л. При отсутствии годовой отчетности квартальные сохраняют постоянно.

Ст. 390 Перечня Минкультуры.

Расчет по форме 4-ФСС

Не менее 5 л.

П. 5.2, 6.2 и 6.3 Приказа ФСС № 19 от 12.02.2010.

Скачать

Срок истек: порядок действий

По окончанию утвержденного срока хранения документацию необходимо уничтожить. Но нельзя просто взять и выкинуть их в мусорную корзину. Чиновники утвердили специальный алгоритм действий, по которому необходимо осуществлять уничтожение документов.

ВАЖНО! Если нарушить порядок уничтожения документов учреждения, можно получить административное наказание. Например, некоторые сведения могут содержать персональные данные работников или даже государственную тайну. За разглашение такой информации предусмотрена уголовная ответственность.

Пошаговая инструкция, как уничтожить документацию с истекшим сроком хранения:

  1. Создайте специальную экспертную комиссию, которая будет уполномочена проводить экспертизу документов. Обязательно включите в комиссию работников бухгалтерии, а также специалистов по налоговому учету. Для уничтожения кадровой документации — работников отдела кадров, представителей секретариата.
  2. Разработайте и утвердите положение о работе экспертной комиссии. Закрепите все права, полномочия и обязанности, которые возлагаются на новую структурную единицу. С содержанием положения необходимо ознакомить членов комиссии под подпись.
  3. Назначьте дату проведения заседания экспертной комиссии. Результат оформите специальным протоколом. Отразите, какие документы были включены в проведение экспертизы, обозначьте результаты проведенного анализа.
  4. На основании протокола подготовьте акт об уничтожении документов бухучета или налогового учета. По завершению процедуры акт должны подписать все члены экспертной комиссии.

Акт об уничтожении документации бухучета составляйте в произвольном виде. Учитывайте требования к составлению деловой документации. В обязательном порядке укажите следующие реквизиты:

  • наименование и реквизиты экономического субъекта;
  • дата и место составления;
  • номер в хронологическом порядке;
  • наименование документа;
  • состав комиссии;
  • предмет рассмотрения;
  • перечень документации допустимо отразить в виде таблицы (наименование, количество);
  • заключение;
  • подписи ответственных лиц (председатель и члены экспертной комиссии).

Акт утверждается руководителем учреждения.

Образец акта об уничтожении бухгалтерской документации

Скачать

Смена руководителя

Если в учреждении назначен новый руководитель, то необходимо провести передачу документации. Оформить процедуру следует специальным актом приема-передачи.

В передаточный акт включите все виды документов, не только бухучета, но и кадровую документацию, приказы по основной деятельности, штатные расписания, положения, нормативы, стандарты, документы по охране труда и прочее.

Желательно перед передачей провести инвентаризацию документов на предприятии. Для этого создайте специальную комиссию. Членами комиссии могут выступать работники бухгалтерии, секретариата, кадровики и прочие специалисты.

Порядок передачи документации от старого руководителя новому организация обязана определить самостоятельно. Алгоритм закрепите в учетной политике или отдельным локальным распоряжением по организации. Здесь же допустимо указать информацию о комиссии, ее правах, полномочиях и обязанностях.

Ответственность и наказания

За нарушение установленных правил могут наказать. Если нет документальных подтверждений полученных доходов или произведенных расходов (потеряли, утрачены вследствие ЧС, прочее), налоговики выпишут штраф 10 000 рублей по статье 120 НК РФ. Аналогичные санкции предусмотрены за несоблюдение правил и периодов обеспечения сохранности бланков.

Если данные нарушения привели к занижению налоговой базы — штраф 40 000 рублей или 20 % от неуплаченной суммы налоговых обязательств.

Накажут и ответственных должностных лиц (ст. 15.11 КоАП):

  • 5000-10 000 рублей — за первый проступок;
  • 10 000-20 000 рублей — за второй и последующие.

Еще за такие правонарушения предусмотрена уголовная ответственность на срок до одного года лишения свободы (п. 1 ст. 325 УК РФ).

Изменены сроки хранения некоторых бухгалтерских и налоговых документов

Буквально вчера начали действовать новые правила делопроизводства и архивного хранения документов – об этом мы рассказывали накануне (приказ Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. № 236 (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2020 г.)).

А 18 февраля текущего года вступает в силу новый Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при осуществлении однотипных управленческих функций, независимо от их организационно-правовых форм и формы собственности. То есть обязателен он для применения как организациями бюджетной сферы, так и иными юридическими лицами.

Документ пришел на смену Перечню № 558, утвержденному Минкультуры России в 2010 году и включающему в себя 1003 наименования. В 2016 году полномочия по утверждению перечней типовых архивных документов были возложены на Росархив.

Составленный Росархивом перечень значительно сокращен и содержит 657 типовых управленческих архивных документов с указанием сроков хранения. Основная причина уменьшения количества позиций в Перечне – формирование различных видов переписки в единое дело.

Но, пожалуй, самое главное – это изменение сроков хранения бухгалтерских, налоговых, кадровых и иных документов.Какие документы началом применения нового Перечня придется хранить дольше, а по каким срок хранения сократится? Основные изменения – в сравнительной таблице:

Вид документации

Прежний Перечень № 558

Новый Перечень № 236

Счета-фактуры

4 года

5 лет

Налоговые декларации по всем видам налогов и сборов

5 лет

6 лет

Переписка с налоговыми органами по вопросам налогообложения

5 лет

6 лет

Реестры сведений о доходах физических лиц, представляемых налоговыми агентами

75 лет

5 лет

Документы о получении заработной платы и других выплат (сводные расчетные и платежные ведомости и документы к ним, расчетные листы на выдачу заработной платы, пособий, гонораров, материальной помощи и других выплат) – при наличии лицевых счетов

5 лет

6 лет

Книги учета доходов и расходов при применении УСН

постоянно

5 лет

График отпусков

1 год

3 года

Книги, журналы, карточки учета, базы данных отпусков

3 года

5 лет

Образцы подписей материально ответственных лиц

Срок устанавливался учетной политикой, но не менее 5 лет

5 лет с момента смены МОЛ

Согласие на обработку персональных данных

75 лет

3 года

Кроме того, ряд документов, которые ранее было предусмотрено хранить 75 лет, потребуется еще раз перепроверить. Дело в том, что срок их хранения теперь будет зависеть от даты окончания делопроизводства по таким документам: завершенные до 1 января 2003 по-прежнему нужно хранить 75 лет, а вот документы, работа по которым завершена после указанной даты, хранятся 50 лет. В частности, это касается трудовых договоров, документов о приеме, переводе, увольнении, личные карточки работников, а также документов о получении зарплаты и других выплат – в случае отсутствия лицевых счетов.

Вступление в силу нового Перечня, безусловно, ведет к необходимости корректировки номенклатуры дел в учреждении. Отнестись к этой процедуре стоит очень внимательно хотя бы потому, что за нарушение порядка и сроков хранения учетных документов должностные лица организации госсектора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП. Кроме тог о, отсутствие документации может стать основанием для привлечения к налоговой ответственности по ст. 120, ст. 122, ст. 126 НК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *