Мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям

Основные методы исследования в психологии.

Решение своих задач психология осуществляет посредством использования определенных приемов, способов, которые выступают как методы психологического исследования.

Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.

Методы психологических исследований также обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, лежащих в основе предмета психологии, и конкретных задач, которые она решает.

Как и все естественные науки, психология располагает двумя основными методами получения психологических фактов: методом наблюдения (описательный метод) и методом эксперимента.

Каждый из этих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:

— объективность, т. е. объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического.

— надежность, т. е. качество метода исследования, позволяющего получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.

— валидность, т. е. мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Ананьеву):

1. Организационные методы:

— сравнительный метод – сопоставление различных групп по возрасту, деятельности и т.д.

— лонгитюдный – многократное исследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени

— комплексный – в исследовании принимают участие представители разных наук, при этом один объект изучают разными способами.

2. Эмпирические методы:

— Наблюдение – метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. Этот метод незаменим там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых. Особо важное значение этот метод имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребёнок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.

— Самонаблюдение – наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта.

— экспериментальные методы:

Главным методом психологического исследования является эксперимент – опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Эксперимент бывает:

— лабораторным – протекает в специальных условиях, используется спец. аппаратура.

— естественный – протекает в обычных условиях. Применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах.

— констатирующий – иногда в нем моделируются некоторые стороны деятельности человека.

— психодиагностические методы:

— Тест – стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Тесты могут быть:

По форме:

— Индивидуальные и групповые.

— Устные и письменные (по форме ответа).

— Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные (по материалу оперирования).

— Вербальные и невербальные (по характеру стимульного материала).

По содержанию:

— Тесты интеллекта.

— Тесты способностей.

— Тесты достижений.

— Тесты личности.

— Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

— опросник — это такая группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчёты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными. Чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники «да», «нет», «не знаю») и со свободными ответами (открытые).

Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, чёткое указание форм ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Опросники-анкеты классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами (опрашиваемый высказывается в свободной форме), анкеты с закрытыми вопросами (все варианты ответов заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведённых или дать свой собственный). Вопросы часто комбинируют.

— Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

— Интервью – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.

— Беседа – один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем общения.

— анализ продуктов деятельности — (контент-анализ) это количественно-качественный анализ документальных источников (письма автобиографии дневники, фотографии записи на киноплёнке, произведения искусства, материалы средств массовой информации, газеты, журналы), позволяющих изучать продукты человеческой деятельности. Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, был разработан специальный метод «контент-анализ». Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счёта. Выделяются два типа единиц: смысловые (качественные, единицы анализа) и единицы счета (количественные).

— биографические методы – изучение личности по имеющимся документам ее биографии.

— Проективные методы – это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход в оценке личности, а не выделение отдельных черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределённых символов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Испытуемому предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределённых очертаний и т.п. в отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы.

Выделяют следующие группы проективных методов:

— методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;

— методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;

— методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;

— методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;

— методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;

— методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;

— методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

— Психофизиологические методы. Они диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. (Б.М.Теплов – В.Д.Небылицын в рамках «дифференциальной психологии»). В отличие от тестов они имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловлены свойствами нервной системы, не предполагают содержания психического развития. Они находят своё проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).

Психофизиологические методики лишены оценочного подхода к индивиду, поскольку сказать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже, невозможно. При определении диагностической значимости результатов используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надёжность, валидность). Эти методики являются аппаратурными: используются электроэнцефалограммы и иная специальная аппаратура. Но в последнее время были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики).

— Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, как задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Методы опроса могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, вопросы могут формулироваться в прямой форме или косвенной, они могут иметь открытый или закрытый характер.

Одним из наиболее распространённых видов опроса является интервью.

— Интервью. Это проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. По форме оно бывает свободное, стандартизированное, частично стандартизированное. Чаще всего интервью имеет следующую структуру:

введение: настройка на беседу, на сотрудничество;

свободные высказывания испытуемого;

общие вопросы («Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?);

подробное исследование;

снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностическое и клиническое. Диагностическое интервью – это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным). Клиническое интервью – это метод терапевтической беседы, помогающий человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

3. Методы обработки данных:

— Количественные – статистические

— Качественные – дифференциация материала по группам, анализ.

4. Интерпретационные методы:

— генетический – анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.д.

— структурный – устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности.

В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: индивид, личность, индивидуальность. О человеке как о личности можно говорить с некоторого этапа его жизнедеятельности. Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития, которое происходит в тесной связи с развитием общества.

Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер. Поскольку личность является продуктом общественного развития, ее изучают различные науки: философия, социология, психология, педагогика, медицина, но каждая в определенном аспекте. Так, психология изучает закономерности развития и формирования личности.

Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 3505;

Вопросы для аттестации «Педагогика и психология»

Вопросы по педагогике и психологии

1. Что способствует формированию ответственности у детей?

в) самостоятельность и самоконтроль учащихся;

2. Закончите предложение, выбрав один ответ. Эффективность воспитательной системы зависит от:

б) целостности и системности воспитательной системы;

3. Из чего строится система «культурного пространства»?

б) различных форм культурного досуга;

4. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся?

б) технология сотрудничества и взаимообучения;

5. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике:

б) деятельностный;

6. Что называется педагогической технологией?

в) Это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности;

7. Какой из подходов применим для интенсификации обучения с позиций принципов обучения, основных аспектов учебной деятельности, построения педагогических систем:

г) системный подход.

8. Фундаментом педагогического мастерства является:

в) любовь к детям, своей профессии, багаж знаний и умений;

9. Что мы называем индивидуальным развитием человека?

а) количественные и качественные изменения организма, происходящие в процессе всей жизни человека как социального существа;

10. Дидактика – это:

в) педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм;

11. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?

a) К.Д.Ушинским;

12. Представитель отечественной педагогики, разработавший теорию коллективного воспитания —

в) А.С.Макаренко.

13. Особенности развития психики в онтогенезе изучает психология:

г) возрастная.

14. Вспыльчивость, быстрая смена настроений, общительность, сочетающаяся с возможной резкостью в отношениях и раздражительностью характеризуют:

а) холерика;

15. Как называется принцип, основанный на рассмотрении (изучении, исследовании) психических явлений в постоянном движении, изменении?

б) принцип развития;

16. Личностное качество, умение (способность) чувствовать другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами других, воспринимать их поступки с их же позиций – это:

а) эмпатия;

17. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?

a) релаксация

18. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

б) логической;

19. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется:

б) наглядно-действенным;

20. Для волевого регулирования присущи действия:

б) сознательные;

21. Совокупность внешних побуждений, рациональных доводов и индивидуальных стремлений к освоению новых знаний и умений, определяющая позитивное отношение к учебе, называется:

б) мотивация учебной деятельности;

22. Ученик седьмого класса систематически обращается к учителю с просьбой дать ему дополнительные задания по математике. К какой группе мотивов вы отнесете это самостоятельное стремление ученика к широте знаний?

в) познавательные интересы;

23. В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование?

б) Я.А. Коменский;

24. Цель воспитания — это

а) конечный результат формирования личности;

25. Движущие силы процесса воспитания

а) противоречия, возникающие в развитии личности;

26. Задачи педагогической деятельности:

а) создание условий для гармонического развития;

27. Позиция педагога – это

а) система отношений к педагогической деятельности;

28. Критерием эффективности воспитания являются

а) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников;

29. Путь достижения цели и задач обучения:

б) методика обучения;

30. Образовательные программы разрабатываются на основе:

г) образовательных стандартов.

31. Компонент структуры личности –

в) характер;

32. Наказание –

г) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия.

33. Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:

б) педагогическая диагностика;

34. Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:

в) адаптивность;

35. Способности педагога, определяющие высокие результаты в любой деятельности:

б) общие;

36. В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:

г) внешнеречевой.

37. Выберите то, что характеризует гуманистическую педагогику:

в) «выстраивание» индивидуальной образовательной траектории каждого ученика;

38. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

а) учебник;

39. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека — это:

в) принцип природособразности;

40. Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы имеем в виду образование:

б) приспособленное к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями;

41. Методика обучения представляет собой:

б) совокупность приёмов, с помощью которых происходит целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками;

42. Как называется документ, дающий право использования учебно-методического материала для осуществления образовательной деятельности

а) Федеральный перечень, допущенных и рекомендованных УМК к использованию в государственных ОУ;

43. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий:

г) структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательной организации.

44. Учебная деятельность является ведущим видом деятельности:

а) во всех перечисленных выше.

45. Толерантность – это:

б) стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений;

46. К числу возрастных кризисов не относится:

г) кризис 8 лет.

47. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей:

б) самооценка;

48. Средством невербального общения не является:

г) речь.

49. Выразительность, сила проявления чувств, переживаний:

а) экспрессия;

50. Основным средством вербального общения является:

г) речь.

51. Индивидуальная особенность человека, проявляющаяся в частом переживании чувства тревоги при минимальной опасности либо отсутствия ее, при минимальной реальной либо мнимой (воображаемой) угрозе:

а) тревожность;

52. Постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса:

а) социальная адаптация;

53. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений:

а) компромисс;

54. Неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой:

б) индивидуальность;

55. Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т.п., называется:

г) убеждением.

56. Свойство личности, проявляющееся в инертности поведения, неспособности к быстрому изменению его; отсутствие той гибкости, которая позволяет нам различными способами реагировать на разные ситуации:

б) ригидность;

57. Нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека:

в) альтруизм;

  1. Назовите главную функцию учителя?

г) управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности

59. Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?

г) Гельвецию

60. Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?

б) сурдопедагогика;

61. Какой из методов устного изложения дает обратную связь:

г) беседа.

62. Восприятие часто принято называть:

в) перцепцией;

63. Преодоление внутренних и внешних трудностей — необходимый компонент:

в) воли;

64. Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:

в) характер;

65. Основными условиями развития личности ребенка являются:

г) все ответы верны.

66. Развитие — это (выберите правильный ответ)

в) количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов;

67. Что представляет собой учебная программа?

г) учебная программа в системе обучения документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.

68. К характеристикам произвольного внимания относятся:

г) целенаправленность.

69. К интеллектуальным чертам характера относятся:

г) любознательность.

70. К основным формам направленности личности относят:

в) интерес;

71. К специальным способностям относятся:

а) математические способности;

72. Объектом исследования педагогики является:

б) система педагогических явлений.

73. Образование как педагогический процесс – это …

а) движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания;

74. К движущим силам учения относятся:

г) внутреннее противоречие между знанием и незнанием.

75. Под … воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

б) содержанием;

76. Классный руководитель анализирует: 1) трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях; 2) особенности, индивидуальные черты обучения школьника; 3) состояние здоровья ученика; 4) особенности общения школьника с одноклассниками и педагогами

б) 1,2,4

77. Активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры – это

в) погружение;

78. Система принципов, постулатов, посылок, применяемых в конкретной области знания, — это методология

б) частная;

79. Специалист, который приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, — это

а) эксперт;

80. Набор ролевых ожиданий в отношении члена группы называется

а) статус;

81. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется

б) лидерством;

82. Различные нарушения эмоциональной, познавательной, нравственной и поведенческой сферы характерны для

в) дисгармоничной личности;

83. Если настроенность на поведение для удовлетворения потребности закрепляется в случае повторения ситуации, мы имеем дело с … установкой

г) фиксированной.

84. Формирование разнообразных мотивов, способностей и интересов представляет собой … развитие личности

а) гармоничное;

85. Поведение, цель которого разрушить либо сместить фрустрирующий блок, в терминологии представителей необихевиористской ориентации называется

а) агрессией;

86. Увеличение продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей называется

в) социальной фасилитацией;

87. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином

в) коллектив;

88. Дидактический принцип, требующий строить обучение таким образом, чтобы можно было управлять темпами и содержанием психического развития школьников, называется принципом

а) развивающего обучения;

89. Дидактический принцип, требующий соответствия содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения, — это принцип

а) доступности обучения;

90. Психологические особенности ребенка, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности называются

б) способностями;

91. Устойчивые отклонения от нормы в сознании, поведении, учебной деятельности детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды, ошибками в воспитании и обучении, лежат в основе

а) педагогической запущенности;

92. Изучение психических факторов, побуждающих школьника к совершению определенных действий и определяющих их направленность и цели, лежит в основе исследования

б) мотивационной сферы;

93. Понятие развивающего обучения относится к той научной области, которую В.В. Давыдов называет

а) психодидактикой;

94. Нарушение способности к активному приспособлению к условиям школьной среды предопределяет возникновение у школьника

а) социальной дезадаптации;

95. Методические средства управления процессом усвоения, подготовленные преподавателем для использования в ходе учебного занятия и растиражированные в количестве, необходимом для обеспечения ими каждого обучаемого, – это

а) печатный раздаточный материал;

96. Если учитель в общении осуществляет самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности, то он реализует

а) исследовательскую функцию;

97. Систематическое изложение в книге основ определенной области знаний на уровне современных достижений науки и культуры, отвечающее целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп, – это

б) учебник;

98. Качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.), – это качества

а) профессионально важные;

99. Процесс использования нового типа научности (гуманитарной познавательной парадигмы, в интересах усиления смысловой сферы сознания обучаемого) – это

а) гуманизация образования;

Онлайн-тестыТестыВоспитание и обучениеДошкольное образованиевопросы

1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-98
1. В структуру педагогики входит:
• общая педагогика
2. Виднейший представитель отечественной педагогики, разработавший теорию коллектива:
• А.С. Макаренко
3. Внутреннее строение урока, последовательность его отдельных этапов составляет содержание понятия _________________ урока.
• структура
4. Воспитание, образование, обучение, формирование личности принадлежат категориальному аппарату:
• педагогики
5. Воспитательный коллектив школы (класса) представляет собой органическое единство двух коллективов:
• педагогического и ученического

6. Гуманитаризация образования — это:
• связь естественно-научного и гуманитарного образования
7. Дидактика является одним из разделов:
• педагогики
8. Дидактику как систему научных знаний впервые разработал:
• Я.А. Коменский
9. Добровольное объединение спонсоров, созданное для содействия финансированию деятельности общеобразовательного учреждения и оказания ему организационной, консультативной и иной помощи, — это:
• попечительский совет
10. Завершенная последовательность повторяющихся действий, направленных на достижение поставленных целей, представляет собой управленческий:
• цикл
11. Законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап, элемент учебного процесса называют:
• уроком
12. Знание воспитанника, по мнению А.С. Макаренко, должно прийти к воспитателю только в процессе его:
• изучения
13. Интеграция различных культур, конструирование знаний о культуре и отношений к ней, стимулирование развития культурных ценностей лежит в основе:
• мультикультурного воспитания
14. К методам эмпирического познания педагогических явлений относится:
• педагогический эксперимент
15. К объективным факторам воспитания личности относится:
• наследственность

Принцип доступности в педагогике

Совершенствование концептуальной основы современной педагогики выдвигает высокие требования к научности содержания образования. В свою очередь, высокая научность учебного материала, освоение сложной системы научных знаний в процессе образовательного процесса выдвигает реализацию принципа доступности как одного из ключевых педагогических принципов.

Впервые принцип доступности в обучении был выделен Я. А. Коменским, который сформулировал правила обучения от простого к сложному, от известного – к неизвестному. Данные положения стали педагогическими аксиомами, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.

Дальнейшее освещение вопросы доступности обучения получили в трудах М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского и др., которые указывали, что достижение доступного уровня содержания обучения зависит не только от дидактических материалов, но и личности педагога. Как одно из приоритетных положений педагогики принцип доступности был сформулирован в $50-60$-х годах $XX$ столетия.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Принцип доступности в педагогике 400 руб.
  • Реферат Принцип доступности в педагогике 270 руб.
  • Контрольная работа Принцип доступности в педагогике 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Подходы к дефиниции принципа доступности в педагогике

Необходимость повышения доступности обучения вытекает из учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их подготовки, того объема знаний, умений и навыков, который необходим для усвоения нового дидактического материала, научного знания.

Определение 1

В современной педагогике под указанным принципом понимают критерий отбора содержания обучения; меру посильной трудности, которая преодолевается в процессе целенаправленной, рационально организованной, управляемой педагогической деятельности.

Повышение доступности обучения требует от педагога максимально полного учета наивысшей границы умственных возможностей обучающихся с целью постоянного ее повышения; предполагает соответствие содержания, форм, методов, объемов учебного материала уровню подготовки обучающихся, тесную связь учебного материала с уровнем развития учащихся. Другими словами, доступность не должна пониматься как учение без трудностей, однако, трудности усвоения материала должны быть направлены на развитие личности обучающегося.

Определение 2

Таким образом, принцип доступности представляет собой критерий отбора дидактических материалов, выступает отражением соответствия содержания образования реальным возрастным, физическим, интеллектуальным возможностям обучающихся.

Факторы повышения доступности обучения

Основными факторами, влияющими на доступность обучения, выступают следующие:

  • связь содержания нового учебного материала с уже сформированной системой знаний, умений и навыков обучающихся;
  • необходимость включения в новый учебный материал привычных или непривычных рассуждений, форм и операций мышления;
  • повышение доступности обучения требует учета интересов обучающихся.

Актуальность внедрения принципа доступности в педагогическую практику

В последние годы организация образовательного процесса все чаще осуществляется в отрыве от понимания природной сущности личности ребенка, становится здоровьезатратной, что приводит к перегрузке обучающихся. В результате необходимости усвоения огромных массивов материалов, происходит недостаточно полное, недостаточно глубоко усвоение учебного материала, что, в свою очередь, подрывает веру ребенка в собственные силы, порождает глубокий психологический кризис.

Практическое внедрение принципа доступности в педагогическую практику, построение обучения на основании учета реальных учебных возможностей обучающихся позволит избежать психологических, физических, моральных и интеллектуальных перегрузок ребенка, оптимизировать взаимоотношения содержательной и процессуальной сторон обучения, а, соответственно, повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *