НК РФ ст 402

Статья 408. Порядок исчисления суммы налога

СТ 408 НК РФ

1. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.

В отношении объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», налог исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (за исключением объектов, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя).

2.1. В отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, исполняет указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников совместной собственности в равных долях.

4. В случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект налогообложения сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

5. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

5.1. В случае изменения в течение налогового периода качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения исчисление суммы налога в отношении такого объекта налогообложения производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 настоящей статьи.

6. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

В случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.

7. В отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства.

8. Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:

Н = (H1 — Н2) х К + Н2,

где Н — сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 — 6 настоящей статьи;

H1 — сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 — 6 настоящей статьи;

Н2 — сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 — 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года;

К — коэффициент, равный:

0,2 — применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;

0,4 — применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;

0,6 — применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;

абзац утратил силу с 3 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

Начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится в соответствии с настоящей статьей без учета положений настоящего пункта.

Предусмотренная настоящим пунктом формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

8.1. В случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 — 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 — 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 — 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 — 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Положения настоящего пункта применяются при исчислении налога начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

9. В случае, если исчисленное в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога H1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений пункта 8 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 408 Налогового кодекса

1. Одним из обязательных элементов налогообложения, при наличии которых налог считается установленным, является определение порядка исчисления налога (статья 17 НК РФ).

По общему правилу налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (статья 52 НК РФ). Однако в отдельных случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Применительно к налогу на имущество физических лиц обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговые органы.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сведения о налоговой базе (кадастровой либо инвентаризационной стоимости) и объектах налогообложения налоговые органы получают от уполномоченных органов в соответствии со статьей 85 НК РФ.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года (пункт 4 статьи 85 НК РФ).

Форма, Порядок ее заполнения и формат сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества утверждены Приказом ФНС РФ от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@. Совместным Приказом Росреестра N П/302 и ФНС РФ N ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011 утвержден Порядок обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества.

В действовавшем до 1 января 2015 года пункте 9.1 статьи 85 НК РФ сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года должны были представляться в налоговые органы ежегодно до 1 марта органами, осуществляющими государственный технический учет (БТИ). В целях реализации указанного положения был издан Приказ ФНС России от 11 февраля 2011 г. N ММВ-7-11/154@ «Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата Сведений об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иных сведений, необходимых для исчисления налогов».

Выше уже отмечалось (см. комментарий к статье 404 НК РФ), что оценка инвентаризационной стоимости осуществлялась вплоть до 1 января 2013 года. После 01.01.2013 есть только оценка кадастровой стоимости органами кадастрового учета и отсутствуют органы либо организации, уполномоченные проводить инвентаризационную оценку. У налоговых органов также отсутствуют правовые основания по приему, обработке сведений об инвентаризационной стоимости, представленных какими-либо органами (организациями) по состоянию на 1 января 2013 г., и использованию данных сведений для целей исчисления налога на имущество физических лиц (письмо ФНС России от 1 апреля 2013 г. N БС-4-11/5665@).

Поэтому последние сведения об инвентаризационной стоимости были переданы налоговым органам в установленном порядке до 1 марта 2013 года, и именно на основании данных сведений определяется налоговая база по объектам налогообложения в тех регионах, где переход на определение налоговой базы по кадастровой стоимости еще не произошел. Положения пункта 2 комментируемой статьи в этой части корреспондируют с нормами статьи 404 НК РФ.

В то же время указанный пункт не ограничивает право налоговых органов получать сведения об объектах налогообложения из других источников: в результате самостоятельного проведения контрольных мероприятий, от налогоплательщиков и т.д.

Налоговые органы исчисляют сумму налога с учетом особенностей, установленных комментируемой статьей.

К числу особенностей относятся правила исчисления налога при общей долевой или совместной собственности на объект налогообложения (пункты 3 — 4), при возникновении (прекращении) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на объект (пункт 5), при возникновении (прекращении) у налогоплательщика в течение налогового периода права на налоговую льготу (пункт 6), в отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу (пункт 7), правила расчета налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в переходный период (пункты 8 — 9).

По общему правилу, действующему с 1 января 2014 года, сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля (пункт 6 статьи 52 НК РФ).

2. Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором.

Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными (статья 245 ГК РФ).

Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).

В полном соответствии с гражданско-правовым режимом общей долевой (совместной) собственности находятся нормы пунктов 2 — 3 комментируемой статьи.

Если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

Если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях (про режим общей долевой (совместной) собственности и налоговых обязательствах см. также п. 6 комментария к ст. 400 НК РФ).

Следует обратить внимание, что вычеты, предусмотренные в статье 403 НК РФ, применяются ко всему объекту в целом, а уже затем исчисляется налог для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле. Правила расчета налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в переходный период применяются при исчислении налога для каждого из участников.

Право на льготу может заявить участник не на весь объект, а только для освобождения от уплаты налога за свою долю. Поэтому если квартира находится в общей долевой собственности у пенсионера и лица, не имеющего право на льготу, то освобождение получит только пенсионер в части уплаты налога за свою долю квартиры. Другому участнику налог необходимо будет уплатить за свою долю в полном объеме.

3. Пункты 4 и 5 комментируемой статьи регулируют порядок исчисления суммы налога при переходе права собственности на объект налогообложения (либо на долю в общей собственности) от одного лица (первоначального владельца) к другому лицу (приобретателю). Основанием перехода права собственности может быть любая сделка (купли-продажи, дарения, мены и т.д.), обусловливающая переход права собственности на объект.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента.

Например, покупатель приобрел 20 сентября 2015 года квартиру площадью 80 кв. м, кадастровая стоимость которой по состоянию на 01.01.2015 составила 10 млн. рублей. Налоговая ставка для квартир муниципальным органом была установлена в размере 0,3%. Сумма налога за год составляет 22500 рублей (10000000 — 2500000 (налоговый вычет: 20 кв. м x 125000 рублей) = 7500000 x 0,3%).

Для нового собственника (покупателя) сумма налога исчисляется с учетом коэффициента как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности приобретателя, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Так как переход права собственности произошел после 15 сентября, то данный месяц не учитывается при расчете коэффициента.

Сумма налога к уплате у приобретателя составит: 22500 x 0,25 (3 (кол-во полных месяцев, в течение которых имущество находилось у покупателя — октябрь, ноябрь, декабрь) : 12 (число календарных месяцев в налоговом периоде) = 5625 рублей.

Для продавца прекращение права собственности произошло после 15 сентября, а соответственно, по новым правилам при расчете коэффициента за полный месяц принимается месяц прекращения права собственности. Сумма налога к уплате у продавца (первоначального владельца) составит: 22500 x 0,75(9 : 12) = 16875 рублей.

Новый порядок исчисления налога при переходе права собственности на объект в течение налогового периода отличается от ранее установленного порядка пунктом 6 статьи 5 Закона от 09.12.1991 N 2003-1. По прежним правилам при переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивался первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности, то есть раньше новый собственник должен был бы в нашем примере уплачивать налог и за сентябрь (за 4 месяца, а не за 3 месяца налогового периода).

В отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства (пункт 7 комментируемой статьи).

Согласно статье 1114 ГК РФ днем открытия наследства признается день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, — день смерти, указанный в решении суда.

Аналогичный порядок исчисления налога в отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, был предусмотрен частью 2 пункта 5 статьи 5 Закона от 09.12.1991 N 2003-1.

Определением КС России от 22 марта 2012 г. N 411-О-О отказано в принятию к рассмотрению жалобы на положения части 2 пункта 5 статьи 5 Закона от 09.12.1991 N 2003-1, в которой указывалось, что эти положения допускают возможность обложения налогом на имущество физических лиц доли в праве общей собственности на квартиру до момента государственной регистрации права собственности. При этом КС России отмечено следующее:

«Оспариваемые законоположения действуют в нормативном единстве со статьей 1152 части третьей ГК РФ, в соответствии с которой принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Таким образом, законодатель, действуя в рамках предоставленной ему дискреции в сфере налогообложения, с учетом специфики рассматриваемых правоотношений определил, что имущество, принятое в наследство, включая долю в праве собственности на квартиру, облагается налогом на имущество физических лиц с момента открытия наследства. Данное регулирование, осуществленное в пределах полномочий законодателя, само по себе не влечет нарушения конституционных прав и свобод подателя жалобы».

Позиция Конституционного Суда РФ в отношении порядка исчисления налога по наследуемому имуществу актуальна и для пункта 7 комментируемой статьи.

4. Пункт 6 комментируемой статьи определяет правила исчисления налога при возникновении (прекращении) у налогоплательщика в течение налогового периода права на налоговую льготу.

Исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц.

В случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу (см. также комментарий к статье 407 НК РФ).

Аналогичные правила при возникновении права на льготу были установлены в пункте 7 статьи 5 Закона от 09.12.1991 N 2003-1 и дополнены правоприменителем в отношении прекращения права на льготу в Инструкции МНС России 1999 г. N 54.

5. Для снижения налоговой нагрузки законодатель предусмотрел в пунктах 8 — 9 комментируемой статьи переходный период исчисления суммы налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Для расчета суммы налога применяется специальная формула с понижающими коэффициентами: Н = Н1 x К + Н2,

где Н — сумма налога, подлежащая уплате;

Н1 — сумма налога, исчисленная из кадастровой стоимости с учетом новых правил;

Н2 — сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости, исчисленной за последний налоговый период определения налоговой базы на основании сведений, представленных в налоговый орган до 1 марта 2013 года. Если к порядку исчисления налоговой базы по кадастровой стоимости перешли с 1 января 2015 года, то Н2 будет суммой налога на имущество физических лиц, исчисленной за 2014 год в соответствии с Законом от 09.12.1991 N 2003-1 и приходящейся на указанный объект налогообложения;

Например, двухкомнатная квартира общей площадью 60 кв. м: кадастровая стоимость — 3860289 рублей, а инвентаризационная стоимость — 359440 рублей. С учетом вычета 20 кв. м (сумма вычета: 20 x 64338,15 = 1286763) налоговая база для исчисления суммы налога по кадастровой стоимости составит 2573526 рублей (3860289 — 1286763).

Ставка налога на жилые помещения установлена нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере 0,3%.

7721 руб. — сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости;

359440 x 0,3% = 1078 руб. — сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости;

Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля (пункт 6 статьи 52 НК РФ). Расчет суммы налога на переходный период будет следующим:

(7721 — 1078) x 0,2 + 1078 = 2407 руб. — сумма налога к уплате в 1-й год;

(7721 — 1078) x 0,4 + 1078 = 3753 руб. — сумма налога к уплате во 2-й год;

(7721 — 1078) x 0,6 + 1078 = 5069 руб. — сумма налога к уплате в 3-й год;

(7721 — 1078) x 0,8 + 1078 = 6392 руб. — сумма налога к уплате в 4-й год.

Начиная с пятого налогового периода исчисление суммы налога производится в общем порядке без учета положений пункта 8 комментируемой статьи.

Если в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 (по инвентаризационной стоимости) превышает соответствующее значение суммы налога Н1 (по кадастровой стоимости), сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета правил переходного периода (пункт 9 комментируемой статьи).

Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ пункт 8 был дополнен нормой о запрете применения правил переходного периода к:

— административно-деловым, торговым центрам (комплексам) и помещениям в них, включенным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости (пункт 3 статьи 378.2 НК РФ);

— нежилым помещениям, предназначенным или используемым под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, включенным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ);

— при образовании нового объекта недвижимости (еще не включенного в перечень), предназначенного или используемого под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в результате раздела или иных действий с объектом недвижимости, включенным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости (абзац второй пункта 10 статьи 378.2 НК РФ).

В отношении данных объектов сумма налога исчисляется в общем порядке.

Статья 408 НК РФ: разъяснения по налогу на имущество физических лиц

Под налогом на имущество физического лица понимается платеж за недвижимость в пользу государства. Подлежат налогообложению:

  • жилье в многоквартирных домах;
  • дома для индивидуального проживания;
  • гаражи;
  • объекты незавершенного строительства;
  • прочие здания и сооружения.

Платежи поступают в бюджет местного самоуправления, а начисление производится, принимая во внимание кадастровую стоимость имущества. Ставка определяется на основании законов местных органов власти, предельный размер – 2% (0,1% — за квартиры, дома, комнаты; 2% — за торгово-развлекательные объекты и дорогостоящую недвижимость стоимостью свыше 300,0 млн.руб.; 0,5% — на все другие объекты).

Новые правила исчисления

Порядок исчисления налогового платежа считается обязательным элементом налогообложения, значит, признается установленным. Плательщик сам исчисляет сумму, которую он должен заплатить за данный период. Но иногда, как при начислении имущественного налога, это – обязанность фискального органа. Уточнение дается в Налоговом кодексе РФ по статье 408. В течение 30 дней инспекция направляет налогоплательщику информацию с уточнением суммы для уплаты, объектов имущества, налоговой базы и сроков оплаты. Начисление производится по каждому виду недвижимости самостоятельно согласно процентной доле в налоговой базе.

В 2019 году завершается переход к начислению налога от способа оценки имущества по результатам инвентаризации к кадастровой оценке. В п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ внесены изменения по корректировке способа вычисления платежа по отношению к кадастровой стоимости:

  • отменили коэффициент 0,8, используемый в формуле расчета;
  • поправки внесли в п. 8.1 относительно ограничения в 10% по сумме возрастания налога к платежу за пройденный период;
  • исключили вероятность расчета «постфактум» в ситуациях, если из-за корректировки сумма платежа не уменьшится.

Реформы задумывались с целью определения более выгодной налоговой ставки. Изначально расхождение между инвентаризационной и кадастровой оценками было максимальным, сумма отличалась в 4-5 раз. Обновленный метод исчисления предоставляет возможность пополнить местные бюджеты из-за близости кадастровой стоимости недвижимости к рыночной.

По мнению экспертов, значительное недовольство проявят владельцы объектов, расположенных в центре города. Им придется заплатить в 10 раз больше. Собственники на окраине или в спальных районах будут платить больше в 2 раза.

Порядок расчета, действовавший до 2018 года

Изменения по начислению платежей исходя из кадастровой стоимости объектов коснулись более половины субъектов России (64). Предлагалось увеличивать налоговые платежи ежегодно на 20%, следовательно, в первый год с использованием кадастровой оценки граждане уплачивают имущественный налог, применяя коэффициент 0,2, а потом – 0,4, 0,6 и 0,8.

А именно:

  • 2015 год – оплачивается 20% от суммы налога за 2014 год, рассчитанный по кадастровой стоимости объекта, а 80% — рассчитывается старым методом – по инвентаризационной;
  • 2016 год – 40% — по кадастровой, 60% — по инвентаризационной;
  • 2017 год – 60% на 40%;
  • 2018 год – 80% на 20%;
  • 2019 год — 100%.

Если гражданин не согласен с новой кадастровой оценкой его собственности, то он вправе обратиться с жалобой в Росреестр. Крайняя инстанция разрешения спора – суд.

В 2019 году платежи вырастут до максимальных 20% в тех субъектах, которые использовали коэффициент до 0,6. Остальные уже с 2015 года поэтапно меняли ставки, их показатель установлен на уровне 0,8. Соответственно, в этих регионах понижение прекратится. Таким образом, по всей России ставки будут едины. Сейчас они дифференцированы из-за того, что каждое муниципальное образование постепенно включалось в программу с 2015 по 2017 годы.

По итогам нововведений сейчас платеж исчисляется по фиксированной ставке, но при этом физическим лицам позволено заплатить ту сумму, которая ранее рассчитывалась по результатам инвентаризационной оценки БТИ. То есть рост обязательного платежа составит не более 10% за год. С 2020 года будет принят окончательный размер налога.

Источники сведений для определения базы налогообложения граждан

Информация о налоговой базе поступает в налоговые инспекции от уполномоченных органов согласно статье 85 Налогового кодекса РФ:

  • нотариусы;
  • адвокатские палаты;
  • кадастровые палаты;
  • ЗАГС;
  • учреждения миграционного учета;
  • органы опеки;
  • МВД;
  • прочие учреждения.

Правила расчета налогового обязательства

Оплачивать налог обязаны взрослые и дети, если на их имя приобретено недвижимое имущество. Льготу могут получить:

  • пенсионеры;
  • инвалиды I и II группы;
  • участники боевых действий;
  • родители ребенка с инвалидностью;
  • пострадавшие от Чернобыльской АЭС;
  • владельцы помещений, используемых в культурных целях;
  • военнослужащие.

В ситуации, когда на дачном участке налогоплательщика имеется постройка площадью до 50 кв. м., на этот объект налог не уплачивается.

Льготу можно использовать только по одному объекту имущества согласно заявлению физического лица. К примеру, у гражданина-льготника есть несколько квартир, комната в коммуналке и гараж. Ему необходимо оплатить налог на одну из квартир, по самостоятельному выбору.

Обычно налог рассчитывается по аналогии с другими прямыми налоговыми обязательствами, регламентированными законодательством. Сначала определяют базу, затем устанавливают, есть ли право у гражданина на льготу и вычет. Далее к налоговой базе применяют именно ту ставку, которая действует на данной территории.

Налоговая инспекция начисляет обязательные платежи, учитывая все особенности:

  1. При единоличном владении объектом недвижимости платеж рассчитывается по данным налогового органа. Каждый налогоплательщик через сайт ФНС может рассчитать дистанционно сумму по имуществу, находящегося у него во владении. Требуется указать кадастровый номер недвижимости, который можно уточнить на портале Росреестра.
  2. Если объект находится в долевой собственности, то имущественный налог исчисляется с учетом установленной пропорции долей каждого собственника.
  3. Если объект в совместной собственности, сумма платежа должна распределяться в равнозначных долях для каждого собственника.

Если имущество приобретено физическим лицом в течение действующего налогового периода, то платеж начисляется, начиная со времени фактического владения им. Когда недвижимость приобреталась с 1-15 число месяца, этот месяц будет учтен полностью. Если же после 15 числа, то месяц не учитывается.

При реализации объекта (или при другом способе перехода права) до середины месяца – этот период не засчитывается, а если после 15 числа – за этот срок платеж начисляется в полном размере.

Комментарий к Ст. 408 НК РФ

Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных ст. 408 НК РФ (п. 1 ст. 408 НК РФ).

Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ.

В отношении объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ, налог исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г.

В случае если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 408 НК РФ с учетом положений п. 8 ст. 408 НК РФ для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

В случае если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 408 НК РФ с учетом положений п. 8 ст. 408 НК РФ для каждого из участников совместной собственности в равных долях.

В случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект налогообложения сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого в соответствии с п. 5 ст. 408 НК РФ.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц.

В случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.

В отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства.

Сумма налога за первые 4 налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений п. 9 ст.

408 НК РФ по следующей формуле:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2,

где Н — сумма налога, подлежащая уплате.

В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений п. п. 4 — 6 ст. 408 НК РФ;

Н1 — сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 408 НК РФ, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со ст. 403 НК РФ, без учета положений п. п. 4 — 6 ст. 408 НК РФ;

Н2 — сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений п. п. 4 — 6 ст. 408 НК РФ) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со ст. 404 НК РФ, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 г. в соответствии с Законом N 2003-1, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со ст. 403 НК РФ начиная с 1 января 2015 г.;

К — коэффициент, равный:

0,2 — применительно к 1-му налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 НК РФ;

0,4 — применительно ко 2-му налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 НК РФ;

0,6 — применительно к 3-му налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 НК РФ;

0,8 — применительно к 4-му налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 НК РФ.

Начиная с 5-го налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 НК РФ, исчисление суммы налога производится в соответствии со ст. 408 НК РФ без учета положений п. 8 ст. 408 НК РФ.

В случае если исчисленное в соответствии с п. 8 ст. 408 НК РФ в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений п. 8 ст. 408 НК РФ.

Отметим, что с 1 января 2015 г. п. 8 ст. 408 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») дополняется новым абзацем, которым предусматривается, что предусмотренная п. 8 ст. 408 НК РФ формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, указанных в п. 3 ст. 402 НК РФ.

1. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

2. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

3. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения

Комментарий к Ст. 402 НК РФ

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 402 НК РФ в отношении объектов налогообложения налоговая база определяется:

а) исходя из кадастровой стоимости. Исключение — объекты налогообложения налогом на имущество

физических лиц, указанные в п. 2 ст. 402 НК РФ;

б) исходя из инвентаризационной стоимости. Налоговая база в отношении объектов налогообложения

определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 ст. 402 НК РФ, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз. 3 п. 1 ст. 402 НК РФ.

Начиная с 1 января 2020 г. определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится (п. 3 ст. 5 Закона N 284-ФЗ).

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации

(за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 НК РФ.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения. В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу должен:

1) определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2) направить перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *