О миграционном учете

Уважаемые граждане!

Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» усиливается ответственность (вплоть до уголовной) за нарушение правил регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания (жительства) в пределах Российской Федерации и миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Порядок регистрации граждан Российской Федерации в жилом секторе

по месту пребывания

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

1. Где осуществляется регистрация по месту пребывания и кто её осуществляет

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию:

— в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) района;

— в товарищество собственников жилья (ТСЖ);

— в жилищно-строительный кооператив (ЖСК).

2. По каким документам осуществляется регистрация прибывших для временного проживания в город Москву граждан Российской Федерации

В вышеуказанные органы представляется заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания (выдается в вышеуказанных органах) и документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение), документ удостоверяющий личность.

Результатом предоставления государственной услуги является получение гражданином свидетельства о регистрации по месту пребывания, оформляемого и выдаваемого ФМС.

Срок регистрации определяется по соглашению с собственником жилого помещения.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться в г.Москве по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в г.Москве или в Московской области.

Основания, по которым гражданин может быть снят

с регистрационного учета

За нарушение правил регистрации граждан Российской Федерации предусмотрена ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу Российской Федерации.

В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания на основании решения органа регистрационного учета.

Под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Ответственность за нарушение правил регистрации

За нарушение правил регистрации граждан Российской Федерации предусмотрена ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу Российской Федерации:

— за проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего его личность (паспорта), или по недействительному документу в городе Москве увеличены размеры административного штрафа (от 3 тыс. до 5 тыс. рублей);

-за проживание гражданина Российской Федерации в городе Москве без регистрации по месту пребывания или жительства, либо допущение такого проживания собственником жилья свыше установленных сроков предусмотрена ответственность в виде административного штрафа для граждан – в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для собственников жилья – от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;

— за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. рублей.

За фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо жительства установлена уголовная ответственность (статья 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), предусматривающая наказание в виде:

— штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;

— принудительных работ на срок до трех лет либо лишения свободы на тот же срок.

Не подлежат привлечению к ответственности граждане, зарегистрированные по месту жительства в городе Москве или Московской области, но проживающие без регистрации по месту пребывания соответственно в Московской области или в городе Москве.

Порядок постановки на миграционный учет иностранных граждан

и лиц без гражданства (далее — иностранные граждане).

Место пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.

При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения.

1. Кем осуществляется постановка на миграционный учет иностранных граждан

Постановку на миграционный учет осуществляет принимающая иностранного гражданина сторона (организация или частное лицо).

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания

2. Какие документы необходимы для постановки на миграционный учет

Для постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в город Москву предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту.

3. Как направляется уведомление о постановке на миграционный учет и в какие сроки

Принимающая сторона направляет в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного в место пребывания через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направлением почтового отправления в течение 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления.

Принимающая сторона с соблюдением сроков представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр или направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.

Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, или организацией федеральной почтовой связи.

Отрывная часть бланка уведомления о прибытии возвращается иностранному гражданину.

Срок пребывания на территории Российской Федерации

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, а прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.

По истечении разрешенного срока временного пребывания иностранный гражданин должен покинуть пределы Российской Федерации.

Срок временного пребывания трудящегося-мигранта определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем либо сроком действия патента не осуществление трудовой деятельности у физического лица.

Ответственность за нарушение правил миграционного учета

За нарушение правил миграционного учета иностранных граждан предусмотрена ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:

— за нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) (отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или утрата таких документов, уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания) – влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до семи тыс. рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

— за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей.

За фиктивную регистрацию или постановку на учет иностранного гражданина установлена уголовная ответственность (статьи 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации), предусматривающая наказание в виде:

— штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;

— принудительных работ на срок до трех лет либо лишения свободы на тот же срок.

Под фиктивной постановкой на миграционный учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Подробные разъяснения по вышеуказанным вопросам вы можете получить в органах ФМС России по месту жительства.

Содержание

Кто такие «принимающая сторона» и «приглашающая сторона»?

28.03.2019 12:28

В связи с изменениями миграционного законодательства у работодателей возникают вопросы о специфических терминах и понятиях, которые используются в законах. Например, часто путают понятия «приглашающая сторона» и «принимающая сторона». Между тем, это разные понятия, и в зависимости от статуса организации – как принимающей или приглашающей стороны – на нее возлагаются различные обязанности.

Давайте рассмотрим, какие именно.

Термин «приглашающая сторона» используется в отношении граждан и юридических лиц, приглашающих визовых иностранных граждан. Это может быть работодатель, оформивший разрешение на работу, или организация, приславшая иностранцу деловое приглашение. Приглашающая сторона указывается в визе иностранца.

Обязанности приглашающей стороны: дать материальные гарантии иностранному гражданину на время его нахождения в России. То есть гарантировать, что иностранцу будет предоставлено жилье, медицинская помощь. Приглашающая сторона обязана помочь приглашенному гражданину, если у него возникают сложности с выездом из России: например, он потерял деньги или документы и не может выехать из страны. Также приглашающая сторона контролирует, что иностранец соблюдает законы РФ, разъясняет их, поддерживает с гражданином связь, напоминать о необходимости своевременного отъезда.

Важно: с 16 января 2019 года приглашающая сторона может быть оштрафована за несоблюдение своих обязанностей (ч. 2 ст. 18.9 КоАП).

А термин «принимающая сторона» относится к миграционному учету иностранцев. Принимающая сторона есть у каждого иностранца, как из стран с визовым, так и безвизовым режимом. Это физическое лицо или организация, на территории которой фактически живет иностранец. Принимающей стороной может быть работодатель, если он предоставляет иностранным сотрудникам жилье, а также гостиница или общежитие, или гражданин-собственник квартиры.

Ответственность за непостановку граждан на миграционный учет наступает по ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ.

Таким образом, одна и та же компания будет «принимающей» и «приглашающей» стороной только для визовых иностранцев и только в случае, если работодатель-приглашающая сторона оформляет регистрацию иностранному работнику по юридическому адрес

Об утверждении Инструкции о порядке приема иностранных граждан в Министерстве экономического развития Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 ноября 2014 года N 759

Об утверждении Инструкции о порядке приема иностранных граждан в Министерстве экономического развития Российской Федерации

В целях установления порядка приема иностранных граждан в Министерстве экономического развития Российской Федерации
приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке приема иностранных граждан в Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее — Инструкция).

2. Заместителям Министра, директорам департаментов обеспечить выполнение требований настоящей Инструкции.

3. Директорам департаментов:
в месячный срок довести до сведения подчиненных работников, принимающих участие в организации подготовки и обеспечении проведения приема иностранных граждан, требования Инструкции;
обеспечить своевременное доведение требований Инструкции до вновь принятых в департамент работников, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну.

4. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 9 марта 2010 года N 91-дсп «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности при приеме иностранных граждан в Министерстве экономического развития Российской Федерации».

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Реву И.А.

Министр
А.В.Улюкаев

Инструкция о порядке приема иностранных граждан в Министерстве экономического развития Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минэкономразвития России
от 27 ноября 2014 года N 759

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке приема иностранных граждан в Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее — Инструкция) разработана в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 года N 3-1, и определяет порядок приема в Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее — Министерство) иностранных делегаций и отдельных иностранных граждан (далее — иностранные граждане) в рамках обсуждения с должностными лицами Министерства вопросов международного экономического сотрудничества, а также исполнения государственных контрактов (иных гражданско-правовых договоров), осуществляемых с привлечением иностранных граждан.

2. Прием иностранных граждан в Министерстве проводится по решению Министра экономического развития Российской Федерации (далее — Министр), заместителей Министра или директоров департаментов Министерства, оформленном в письменном виде.

3. При приеме иностранных граждан, проводимом во исполнение международных обязательств Российской Федерации, положения настоящей Инструкции применяются в части, не противоречащей процедурам, предусмотренным международными договорами.

4. Контроль за выполнением требований настоящей Инструкции возлагается на отдел безопасности Департамента обеспечения деятельности Министерства.

II. Организация приема иностранных граждан

5. Организация приема иностранных граждан в Министерстве включает:
оформление решения о приеме иностранных граждан в административных зданиях Министерства;
подготовку программы приема иностранных граждан (далее — программа приема) и списка иностранных граждан для прохода в административные здания Министерства (далее — список иностранных граждан);
согласование программы приема с отделом безопасности Департамента обеспечения деятельности Министерства (далее — отдел безопасности);
согласование списка иностранных граждан с отделом безопасности и передачу его в подразделение охраны;
обеспечение встречи иностранных граждан при входе в административное здание Министерства и сопровождение их до места проведения переговоров и обратно;
контроль за нахождением иностранных граждан в административном здании Министерства;
подготовку отчета о приеме иностранных граждан.

6. Организация приема иностранных граждан в Министерстве и подготовка необходимых документов возлагается:
при приеме иностранных граждан с участием Министра — на протокольный отдел Департамента кадров и организационного развития;
при приеме иностранных граждан с участием заместителей Министра — на отдел обеспечения деятельности руководства Министерства Департамента кадров и организационного развития;
в остальных случаях — на департаменты Министерства.

7. Организация доступа иностранных граждан в административные здания Министерства для выполнения работ в рамках исполнения государственных контрактов (иных гражданско-правовых договоров), а также контроль за их пребыванием, возлагается на подразделение, ответственное за организацию поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Выполнение иностранными гражданами работ в режимных и выделенных помещениях не допускается.

8. Доступ иностранных граждан в административные здания Министерства осуществляется по спискам с предъявлением паспорта либо иного документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, после оформления документов, предусмотренных главой 3 настоящей Инструкции.
________________
К документам, удостоверяющим личность, в том числе относятся: общегражданский заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, дипломатическая (консульская) или служебная карточки, удостоверение личности, выдаваемое МИДом России, разрешение на постоянное (временное) проживание и вид на жительство установленного образца.

9. Состав участников приема определяется должностным лицом, принимающим решение о приеме иностранных граждан или имеющим право подписи программ приема иностранных граждан согласно пункту 17 настоящей Инструкции.

10. Все переговоры, беседы, другие работы с иностранными гражданами должны проводиться лицами в количестве не менее двух человек, имеющих отношение к обсуждаемым вопросам.

11. К работе с иностранными гражданами должны преимущественно привлекаться сотрудники, не допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну. Сотрудники Министерства, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, могут привлекаться к работе с иностранными гражданами в случае, если без их участия решение вопросов не представляется возможным. Список таких сотрудников ежегодно составляется отделом безопасности Департамента обеспечения деятельности Министерства по представлению руководителей структурных подразделений Министерства, визируется начальником Отдела защиты государственной тайны Министерства, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности (далее — орган безопасности), и утверждается заместителем Министра, обеспечивающим организацию деятельности по защите сведений, составляющих государственную тайну.
Вновь принятые на работу сотрудники Министерства, допущенные к государственной тайне, привлекаются к работе с иностранными гражданами только после согласования их кандидатур с органом безопасности и включения указанных сотрудников Министерства в список лиц, допущенных к государственной тайне и привлекаемых к работе с иностранными гражданами.

12. Прием иностранных граждан проводится только в специально выделенных помещениях (переговорных) административных зданий Министерства, указанных в приложении N 4 к настоящей Инструкции. Проведение приема иностранных граждан в иных помещениях запрещается.

13. Передвижение иностранных граждан в административных зданиях Министерства должно происходить только по маршрутам, установленным в приложении N 4 к настоящей Инструкции, в сопровождении сотрудников структурного подразделения (отдела) Министерства, на которое возложена организация приема иностранных граждан в Министерстве. Количество таких сотрудников должно быть достаточным для исключения бесконтрольного нахождения иностранных граждан в административных зданиях Министерства (в том числе в перерывах, а также во время посещения буфетов и столовых).

14. Учет приемов иностранных граждан в Министерстве осуществляется в системе электронного документооборота (СЭДО).

III. Оформление документов по приему иностранных граждан

15. Решением о приеме иностранных граждан является распоряжение (поручение, указание, резолюция на письменном обращении иностранной стороны), подписанное должностным лицом, указанным в пункте 2 настоящей Инструкции, и зарегистрированное в СЭДО. Решением о приеме иностранных граждан также может являться подписанная одним из указанных должностных лиц программа приема иностранных граждан.

16. Программа приема заполняется по форме, установленной в приложении N 1 к настоящей Инструкции, не менее чем за 3 дня до приема иностранных граждан с указанием следующих данных:
должности, фамилии, имени и отчества (последнего — при наличии) должностного лица, принявшего решение о приеме иностранных граждан, основания и цели переговоров;
даты и времени приема иностранных граждан, а также номера специально выделенного для переговоров помещения;
должности, фамилии и инициалов, номера служебного телефона сотрудников Министерства, обеспечивающих прием иностранных граждан;
паспортных данных (или иного документа, удостоверяющего личность) каждого иностранного гражданина, наименования государства и организации, которую он представляет, с указанием занимаемой должности;
сведений о представителях российской стороны, в том числе: фамилии и инициалов каждого гражданина Российской Федерации, наименования органа государственной власти или организации, которые они представляют, с указанием занимаемой должности, наличия допуска к государственной тайне;
маршрута передвижения иностранных граждан в административном здании Министерства, фамилий и инициалов, должностей и номеров служебных телефонов сотрудников, сопровождающих иностранных граждан в административном здании Министерства, а также составляющих запись беседы и отчет о приеме иностранных граждан.

17. Программа приема подписывается одним из следующих должностных лиц: заместителем Министра, помощником Министра, директором департамента Министерства или его заместителем, которому поручено организовать прием иностранных граждан. При этом программа приема подписывается помощником Министра или заместителем директора департамента Министерства, которому поручено организовать прием иностранных граждан, только при наличии решения о приеме иностранных граждан, оформленного в соответствии с пунктом 15 настоящей Инструкции.
Программа приема регистрируется в СЭДО с обязательным прикреплением электронной копии документа.
Оформление программы приема в рамках исполнения государственных контрактов (иных гражданско-правовых договоров), осуществляемых с привлечением иностранных граждан, производится на весь период работы с указанием номера и даты контракта (договора), заключенного с подрядчиком.

18. Список иностранных граждан, принимаемых в административном здании Министерства, заполняется по форме, установленной в приложении N 2 к настоящей Инструкции, с указанием следующих данных:
адреса административного здания Министерства, номера помещения, в котором будет проходить прием, даты и времени приема, номера программы приема иностранных граждан;
паспортных данных (или иного документа, удостоверяющего личность) каждого иностранного гражданина, наименования иностранного государства, которое он представляет;
фамилий, инициалов, должностей и номеров служебных телефонов сотрудников, сопровождающих иностранных граждан в административном здании Министерства.
Список иностранных граждан подписывается одним из следующих должностных лиц: заместителем Министра, помощником Министра, директором департамента или его заместителем, и передается в подразделение охраны накануне дня приема иностранных граждан.
Указанный список может быть оформлен с использованием электронной системы регистрации заявок на выдачу пропускных документов.

19. Отчет о проведении приема иностранных граждан заполняется по форме, установленной в приложении N 3 к настоящей Инструкции, не позднее, чем через 5 дней после окончания приема, с указанием следующих данных:
должности, фамилии, имени и отчества (последнего — при наличии) должностного лица, принявшего решение о приеме иностранных граждан;
места проведения приема, даты и его продолжительности;
сведений об иностранных гражданах и представителях российской стороны, участвовавших в переговорах;
содержания и результатов переговоров.
Отчет должен содержать исчерпывающую информацию по обсуждаемой тематике, затрагивающую наиболее важные вопросы, а также сведения о попытках получения иностранными гражданами информации, не определенной программой приема.

20. Отчет о проведении приема иностранных граждан подписывается сотрудником Министерства, записавшим беседу, визируется должностным лицом, проводившим беседу, и регистрируется в СЭДО с обязательным прикреплением электронной копии документа.

21. Решения о приеме иностранных граждан, письменные ходатайства иностранной стороны о встрече хранятся в структурных подразделениях (отделах) Министерства, ответственных за организацию и проведение приема иностранных граждан. Программы приема и отчеты о проведении приема иностранных граждан передаются на хранение в отдел безопасности. Указанные документы хранятся в отдельном деле в течение 5 лет, после чего уничтожаются по акту.

22. Подразделение охраны после завершения приема иностранных граждан передает их списки с соответствующими отметками о входе и выходе из административного здания Министерства в бюро пропусков, где они хранятся в течение 3 лет, после чего уничтожаются по акту.

Приложение N 1. Программа приема иностранных граждан в административном здании Министерства

Приложение N 1
к Инструкции о порядке приема
иностранных граждан в Министерстве
экономического развития
Российской Федерации

по адресу:

В переговорах со стороны иностранных государств участвуют:

Страна

Организация

N
п/п

Фамилия, имя, отчество (полностью) (может заполняться латинскими буквами)

Данные документа, удостоверяющего личность (серия и номер)

Должность

Страна

Организация

N
п/п

Фамилия, имя, отчество (полностью) (может заполняться латинскими буквами)

Данные документа, удостоверяющего личность (серия и номер)

Должность

Примечание: Дополнительные таблицы заполняются для каждой страны в случае ведения многосторонних переговоров

Маршрут передвижения иностранных граждан по зданию

(заполняется в соответствии с приложением N 4 Инструкции)

Сопровождает иностранных граждан по зданию

(должность, фамилии, инициалы и номер телефона)

В переговорах со стороны Российской Федерации участвуют:

N
п/п

Фамилия, инициалы

Наличие допуска к государственной тайне (имеется или не имеется)

Должность

Наименование департамента Министерства, органа государственной власти, организации

Примечание: В список включаются работники Министерства, а также представители других органов государственной власти и организаций.

Тематика переговоров

(наименование предмета обсуждения)

Характер информации, подготовленной для ознакомления иностранных граждан (которая будет им

передана)

(открытый или закрытый)

Наличие разрешения на открытое опубликование информации, передаваемой иностранным гражданам

(разрешения не требуется или имеется экспертное заключение)

Составляет запись беседы и отчет о приеме иностранных граждан

(должность, фамилия, инициалы и номер телефона)

(наименование должности руководителя согласно п.17 Инструкции)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

М.П.

СОГЛАСОВАНО
отдел безопасности
Департамента обеспечения
деятельности Министерства

(подпись)

(инициалы, фамилия)

«

«

г.

Настоящая программа зарегистрирована в СЭДО с прикреплением электронной копии и в электронном виде направлена по каналам ИИВС в адрес начальника отдела безопасности Департамента обеспечения деятельности Министерства (О.Ю.Иванов) и помощника Министра (Е.И.Антонов (программы приема)).

(должность, фамилия, инициалы работника обеспечивающего прием иностранных граждан)

Приложение N 2. Список иностранных граждан, принимаемых в административном здании

Приложение N 2
к Инструкции о порядке приема
иностранных граждан в Министерстве
экономического развития
Российской Федерации

В ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОХРАНЫ

по адресу:

Основание: Программа приема иностранных граждан от

» «___________20__г. в _______час. _______мин., помещение N_____________

N
п/п

Фамилия, имя, отчество (может заполняться латинскими буквами)

Данные документа, удостоверяющего личность (серия и номер)

Страна

Заполняется подразделением охраны

Время входа

Время выхода

Примечание: Список составляется в алфавитном порядке

СОГЛАСОВАНО
отдел безопасности
Департамента обеспечения
деятельности Министерства

(подпись)

(инициалы, фамилия)

«

«

г.

Проход разрешен через пост N

, подъезд N

Начальник подразделения охраны

(подпись)

(инициалы, фамилия)

«

«

г.

Приложение N 3. Отчет о проведении приема иностранных граждан в Министерстве экономического развития Российской Федерации

Приложение N 3
к Инструкции о порядке приема
иностранных граждан в Министерстве
экономического развития
Российской Федерации

(фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица, ведущего беседу от имени российской стороны)

(фамилия, имя и должность иностранного гражданина — главы делегации)

Проведение встречи разрешил:

(фамилия, инициалы, должность)

Встреча состоялась:

(дата и место встречи)

Продолжительность встречи: с

часов до

часов

На встрече присутствовали:

с российской стороны:

(фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) участников приема)

с иностранной стороны:

(фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) участников приема)

Беседа велась на

языке.

Новые формы уведомлений о постановке мигрантов на регистрационный учет

Уточненные правила уведомления об иностранцах

20 марта вступили в силу поправки в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства от 15.01.2007 № 9. Изменения подготовлены МВД после того, как были уточнены обязанности физических и юридических лиц, выступающих принимающей стороной для иностранных граждан.

Специалисты, ведущие учет иностранных граждан в организации, должны принимать во внимание следующие изменения:

  • появился перечень документов, которые иностранные граждане — выходцы из государств — членов Евразийского экономического союза (члены их семей) предъявляют принимающей стороне для постановки их на учет по месту пребывания. Среди документов:
    • документ, удостоверяющий личность;
    • миграционная карта;
    • трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;
    • документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства — члена ЕАЭС);
  • разрешено при заполнении бланка уведомления о прибытии использовать аббревиатуры и сокращения слов;
  • к уведомлению о прибытии прилагают копии всех вышеперечисленных документов, но удостоверение личности копировать полностью уже нужно, поскольку требуются сведения о самом иностранце и совершенных им ранее поездках;
  • если работодатель ставит на учет по месту пребывания иностранного гражданина в возрасте до 1 года, рожденного на территории РФ и не выезжавшего за пределы страны, миграционную карту не потребуют (ее нет). В то же время родители должны предоставить принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного ребенка и признаваемый Российской Федерацией в таком качестве. Его получают в дипломатическом представительстве или консульстве;
  • в самом уведомлении дополнительно указывают реквизиты документа, подтверждающего право пользования помещением, предоставляемым для проживания иностранцу;
  • для снятия с учета принимающая сторона должна уведомить об убытии иностранного гражданина. На это дается 7 рабочих дней. Способы передачи информации — стандартные: непосредственно в МВД, через МФЦ либо по почте.

Напомним, что 08.07.2018 вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ, который уточнил некоторые нормы закона о миграционном учете иностранных граждан. В частности, местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ теперь считается:

«жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае осуществления в этой организации трудовой или иной не запрещенной деятельности».

В соответствии с действующей редакцией ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», временно пребывающих иностранцев ставит на учет принимающая сторона (у самого иностранца такой обязанности нет). Место временного пребывания будет:

  • по адресу жилого помещения, в котором иностранный гражданин фактически проживает. В данном случае речь идет о ситуации, когда он проживает в чужой квартире. Даже если ее арендует работодатель, обязанность по постановке на учет возникает у собственника жилья;
  • по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает. Этот пункт разъясняет правила постановки на учет временно пребывающих иностранцев, которые находятся на территории РФ на отдыхе либо в командировке, то есть цель поездки — деловая или отдых, но не работа. Если иностранец приехал работать и проживает в гостинице, то администрация является принимающей стороной и обязана поставить его на учет;
  • по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этого предприятия. Больницы ставят на учет временно пребывающих иностранцев, приехавших с целью получить медицинские услуги (лечиться);
  • по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором гражданин содержится;
  • по адресу организации, в которой работник осуществляет трудовую или иную, не запрещенную законодательством РФ, деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении без собственных адресных данных, которое предприятие предоставило работникам для временного проживания. То есть принимающей стороной считается работодатель, поэтому он и обязан уведомлять о прибытии иностранца.

На основании п. 5 ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель, как принимающая сторона, обязан гарантировать материальное, медицинское и жилищное обеспечение приезжего на период его пребывания в РФ, то есть обеспечить работника заработной платой не ниже МРОТ, медицинским полисом и жильем, которое может располагаться на территории организации. Установлены конкретные требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое работодателем (Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47): в частности, оно должно быть пригодно для постоянного проживания, соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям.

Таким образом, работодатель обязан уведомлять МВД о прибытии иностранного гражданина (ставить его на учет по месту пребывания по адресу организации) только в одном случае: если иностранец работает в компании и проживает по адресу организации либо в предоставленном ею помещении, имеющем единый с организацией адрес.

Такие изменения в законодательство были внесены по указанию Конституционного суда РФ. Постановлением от 19.07.2017 № 22-П существующие в законе о миграционном учете формулировки были признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку содержали неопределенность по ряду вопросов. Так, не было ясно, в каком случае допустимо поставить на учет гражданина по месту пребывания по адресу организации как принимающей стороны. Также было непонятно, кто обязан ставить на учет временно пребывающего иностранца — сам гражданин или принимающая сторона.

Нюансы снятия иностранных граждан с миграционного учета по месту пребывания

С августа 2018 г. у лиц и организаций, являющихся принимающей стороной для иностранцев, появилась новая обязанность — уведомлять органы миграции о выбытии иностранного гражданина с места пребывания. С 28.07.2019 действует унифицированная форма такого уведомления.

Миграционный учет иностранных граждан (ИГ) регулируется положениями закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете…». В частности, ст. 8 (в редакции от 2018 г.) содержит основания для снятия с миграционного учета, а ст. 23 определяет необходимость принимающей стороне подавать уведомление о выбытии ИГ с места пребывания.

В соответствии с законом, принимающей стороной для иностранцев является:

  • работодатель, если ИГ фактически проживает по месту работы или на иной, принадлежащей работодателю территории;
  • физическое или юридическое лицо — собственник жилого помещения, в котором проживает ИГ;
  • больницы, санатории и пр. — для своих иностранных пациентов;
  • дома отдыха, гостиницы, кемпинги, турбазы — для постояльцев ИГ;
  • исправительные учреждения — для осужденных иностранцев, отбывающих в них наказание;
  • дипломатические учреждения и представительства международных организаций, предоставляющее помещения для проживания иностранных граждан.

Именно они вправе как ставить иностранцев на учет, так и снимать их.

Ранее обязанность сообщать о выбытии иностранных граждан лежала только на гостиницах, больницах и тому подобных учреждениях, а работодатели и частные лица были от нее освобождены.

Ситуация изменилась в 2018 г. с принятием 28.07.2018 ФЗ № 257, внесшего изменения в ст. 8 и 23 109-ФЗ. Таким образом, с августа 2018 г. уведомлять о выбывших гражданах принимающая сторона обязана в любом случае. Чаще всего снимает их с учета то же лицо (организация), которое ставило.

Основания снятия с учета ИГ следующие:

  • постановка на учет в другом месте пребывания;
  • прекращение права ИГ пользоваться жилым помещением, например истечение срока договора аренды;
  • расторжение трудового договора (для ИГ, проживающих на территории работодателя);
  • отсутствие оснований для дальнейшего пребывания (временного или постоянного) ИГ на территории РФ;
  • признание регистрации ИГ по месту пребывания недействительной;
  • установление факта фиктивности регистрации;
  • смерть или пропажа без вести иностранного гражданина.

Форма уведомления о выбытии

До августа 2018 г. гостиницы и прочие организации уведомляли о выбытии постояльца (пациента, осужденного) путем передачи в органы миграции отрывной части уведомления о прибытии, что неизменно вызывало немалые сложности, так как ИГ довольно часто оставляли их у себя. С введением обязательности снятия выбывших ИГ с учета была введена и временная форма уведомления о выбытии. Но 28.07.2019 в Минюсте зарегистрирован Приказ МВД от 18.03.2019 № 142, определивший новую форму уведомления и порядок ее заполнения.

Теперь она визуально похожа на бланк уведомления о прибытии в место пребывания и содержит необходимые данные.

На лицевой части:

  • фамилия, имя, отчество, дата рождения иностранного гражданина;
  • дата убытия;
  • адрес места пребывания;
  • фамилия, имя, отчество, паспортные данные лица — представителя принимающей стороны.

На оборотной части:

  • наименование, адрес ИНН принимающей стороны — организации;
  • реквизиты документа, подтверждающие полномочия представителя;
  • подпись представителя и печать организации;
  • должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, принявшего уведомление;
  • дата приема.

На отрывной части:

  • фамилия, имя, отчество убывшего гражданина;
  • дата рождения;
  • должность, фамилия, имя, отчество, подпись должностного лица, принявшего уведомление;
  • дата приема.

Как и любые документы, подаваемые в отдел по вопросам миграции (ОВМ), форма заполняется черными или синими чернилами печатными буквами либо на компьютере. Подают ее лично в ОВМ, через МФЦ или по почте.

Правила проверок соблюдения правил миграционного учета

Миграционным контролем больше 2 лет занимаются территориальные исполнительные органы в сфере миграции, организованные в МВД. На сайте ведомства к концу декабря всегда появляются списки юридических лиц, в отношении которых планируется проверка в следующем году. Однако до сих пор компании, которые нанимают иностранную рабочую силу, проверялись по внутренним регламентам, и в каждом регионе такие документы отличались. В 2018 году на основании Постановления Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 МВД начало разработку единого списка контрольных вопросов, так называемых чек-листов.

Соответствующий Приказ МВД № 42 от 29.01.2019 вступил в силу 11 марта. С этой даты чек-листы обязательны для инспекторов.

Что касается самого проверочного листа, то у него следующая структура:

  • в начале содержится информация о государственном органе и ответственных лицах, проводящих проверку, и об организации, на территории которой эта проверка проходит;
  • затем идет сам список из 10 вопросов, которые изучают контролеры. Например, такие:
    • имеются ли у организации разрешения на привлечение и использование иностранных граждан;
    • подает ли работодатель уведомления в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) договоров со всеми иностранными гражданами;
    • прекращаются ли договоры в случае аннулирования разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для продления.

Для организаций, которые не пользуются иностранной рабочей силой, но выступают в качестве принимающей или приглашающей стороны (гостиницы, вузы, иные организации), МВД разработало иную форму чек-листа. Она представлена в Приказе № 42, в приложении № 2.

В обоих случаях вопросы предполагают односложные ответы «да» или «нет». Если по итогам проверки выяснится, что организация нарушает хотя бы одну норму миграционного законодательства, контролеры составят акт, а затем нарушителя привлекут к ответственности.

Сейчас все инспекторы обязаны проводить проверки в соответствии с чек-листом. Поскольку все пункты контроля заранее известны, специалисту, отвечающему за оформление иностранных граждан в компании, подготовиться к проверке стало гораздо проще.

Ознакомиться с полным списком вопросов можно, скачав форму чек-листа ниже.

Форма проверочного листа

Скачать

Штрафы за несоблюдение правил миграционного учета

С 23.11.2018 вступили в силу штрафы для организаций за фиктивную постановку на учет по месту пребывания иностранцев. Санкции предусмотрены Федеральным законом от 12.11.2018 № 420-ФЗ.

В нем, в частности, уточняется понятие фиктивной постановки на учет по месту пребывания иностранцев: в него включена постановка на учет мигранта по адресу организации, в которой он не работает. Если такое нарушение обнаружат, компанию привлекут к ответственности либо по ст. 19.15.1 КоАП РФ, либо по ст. 322.3 УК РФ.

Раньше санкции по этим статьям касались только фиктивной регистрации в жилом помещении, поэтому у депутатов созрела идея распространить статью 322.3 УК РФ и на владельцев «резиновых офисов». В случае выявления нарушения им грозит следующее наказание:

  • штраф до 500 тыс. рублей или в размере дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на аналогичный срок или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на аналогичный срок или без такового.

Обратите внимание и на Федеральный закон от 19.07.2018 № 215-ФЗ, который внес поправки в ст. 18.9 КоАП РФ. Они необходимы, чтобы организации и ИП соблюдали статью 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регулярно сообщали о нарушениях правил пребывания иностранцев в России. В случае отказа граждан оштрафуют на 2000-4000 рублей, должностных лиц — на 45-50 тыс. рублей, а организациям придется платить от 400 тыс до 500 тыс. рублей. Аналогичные штрафы для должностных лиц и организаций введены за предоставление ложных документов для въезда иностранца, и за отказ поставить его на учет в порядке, предусмотренном законом или неуведомление о выбытии. Все эти штрафы вступили в силу с 16.01.2019.

Особое мнение

Алена Демьянчук, менеджер проекта ООО «РЦ Автодорстрой» Количество проверок работодателей на практике растет в центральных регионах страны. Размер штрафа за недобросовестно оформленного иностранного сотрудника приводит к нежеланию брать мигранта в бизнес мелкого и среднего размера. Обновления миграционного законодательства неравномерны, работодатель вынужден находиться в режиме контроля изменений, чтобы не прилетело «откуда не ждали». Есть и хорошая сторона таких перемен: избирательный подход к иностранным кандидатам, рост ответственных мигрантов с патентом на работу, появление новой ветки услуг по подбору и помощи в оформлении разрешительной документации для работодателя и его будущих сотрудников.

Иные нововведения для работодателей, пользующихся иностранной рабочей силой

Помимо действующих формулировок в законодательстве о миграционном учете, работодатели должны знать и о новых обязанностях, которые появились у них с 16.01.2019. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 № 216-ФЗ, принимающая сторона (организация или гражданин) обязана:

  • обеспечить соблюдение мигрантом заявленной цели въезда в РФ. Для временно пребывающих иностранных граждан, которые приезжают с целью работать, введены патенты и разрешения на работу, где указана специальность (профессия), на которую принимают работника. Принимать гастарбайтера на иную работу запрещено. Если иностранец приехал лечиться, и эта цель указана в его миграционной карте, ни одна компания не имеет права принимать его на работу;
  • содействовать своевременному выезду иностранца за пределы страны по истечении срока пребывания. По закону, работодатель обязан сообщать о прибытии иностранца, следить за сроками его пребывания на основании выданных документов, ходатайствовать о продлении права иностранца на пребывание в РФ, и сообщать о прекращении трудовых договоров с ним. После того как срок действия документов, разрешающих нахождение на территории РФ, истечет, иностранный гражданин обязан выехать. Работодатель не в состоянии проконтролировать, покинул страну бывший работник или нет, но его задача — никоим образом не участвовать в незаконном нахождении иностранца на территории РФ. Если выяснится, что работник уже по истечении срока действия договора трудился на предприятии хотя бы 1 день, компанию накажут. Если будут доказательства, что работодатель прекратил трудовые отношения в установленный срок и уведомил об этом МВД, никаких штрафов не будет.

Чтобы у работодателей не было вопросов, как именно следить за иностранцами, в МВД написали отдельное Постановление Правительства об обязанностях лиц, выступающих в качестве принимающей стороны. Сейчас на едином портале проектов нормативных актов опубликована окончательная версия этого документа. В нем сказано, что должны делать физические и юридические лица, чтобы не нарушить закон:

  • вручить иностранному гражданину после его прибытия в РФ под подпись уведомление о необходимости соблюдения цели въезда и сроков пребывания по форме, установленной МВД, и предупреждение об ответственности за ее несоблюдение;
  • обеспечить условия для соблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда (туризм, деловая, рабочая, учебная, гуманитарная, частная);
  • поддерживать связь с приглашенным иностранным гражданином, при необходимости вести с ним переписку;
  • не позднее чем за 10 дней до истечения срока действия визы (разрешительного документа) напомнить приглашенному иностранному гражданину о необходимости выезда из РФ по окончании срока действия визы: направить ему заказное письмо с уведомлением или вручить напоминание лично под подпись;
  • при наличии препятствий для своевременного выезда (отсутствие денег, утеря документов, заболевание, другие обстоятельства, не позволяющие покинуть территорию РФ в установленный срок) оказать содействие для их устранения;
  • в случае обнаружения несоблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда, сроков пребывания или потери связи с ним проинформировать об этом территориальный орган МВД в течение пяти рабочих дней со дня выявления соответствующих фактов.

Документ еще не утвержден, в нем возможны изменения.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ
БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Документ утратил силу или отменен Приказ МВД России от 23.11.2017 N 881 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без… Приложение N 1 к приказу МВД России от 23.11.2017 N 881

  • I. Общие положения
  • II. Стандарт предоставления государственной услуги
  • III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по предоставлению государственной услуги, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
  • IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги
  • V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц
  • Приложение N 1. Журнал учета заявлений о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (рекомендуемый образец)
  • Приложение N 2. Журнал учета уведомлений о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место прибытия (рекомендуемый образец)
  • Приложение N 3. Форма отметки о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства в Российской Федерации
  • Приложение N 4

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *