Отчет по труду

Статистическая отчетность по труду и занятости

Статистическая отчетность по труду и занятости

Статистика численности, заработной платы и движении работников является важнейшим разделом в статистике труда.

Целью проведения федеральных государственных статистических наблюдений по этим вопросам является получением официальной статистической информации о динамике численности и заработной платы работников, занятых в организациях. Сведения необходимы для разработки и оценки общей правительственной политики, направленной на обеспечение занятости, для исчисления показателей занятости, заработной платы в целом на одного работника в месяц, индексов номинальной и реальной заработной платы, , для сравнительного анализа и для международных сопоставлений.

На специализированных веб-серверах Татарстанстат ежемесячно на 28 рабочий день после отчетного периода размещает экспресс-информацию по численности и фонду заработной платы работающих на предприятиях и организациях .( показать на экране таб. № 1.)

Поясню некоторые термины и методологию разработки показателей.

Трудовые ресурсы — это население в трудоспособном возрасте (мужчины от 16-59 лет, женщины от 16-54 лет) за исключением неработающих инвалидов 1 и 2 групп и неработающих пенсионеров в трудоспособном возрасте (получающих льготные пенсии), а также работающие лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и работающие пенсионеры). Трудовые ресурсы по предварительным данным в январе — марте 2009 года составляли 2431,4 тыс. человек.

Занятые в экономике – лица обоего пола в возрасте до 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые:

1) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную, приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;

2) временно отсутствовали на работе из-за: болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов и по другим подобным причинам;

3) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Численность занятого населения в Республике Татарстан в январе — марте 2009 года составляет 1807,5 тыс. человек.

Занятое население и работающее население – это разные категории.

Работающие – это работники всех видов предприятий и организации ( микро, малых, средних, крупных), они составляют большую часть занятого населении ( более 70 процентов-1353,7 тыс. чел).

Занятость вне предприятий – у физических лиц и в различных формах самозанятости ( индивидуальное предпринимательство, фермерство, занятость в личном подсобном хозяйстве или домашним производством товаров и услуг для реализации).

Безработные по методологии МОТ — лица 16 лет и старше, которые одновременно удовлетворяют следующим критериям:

1)не имели работу (доходного занятия);

2)занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

3)были готовы приступить к работе.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Число безработных мы получаем из ежеквартального федерального обследования населения по проблемам занятости. Каждый месяц опрашивается 1370 респондентов. Выборка построена на данных переписи населения 2002 года. Данные берутся не за один квартал, а за 4 квартала. За 2008 год в среднем число безработных составляет-96,1 тыс. чел.

Число безработных по методологии МОТ больше официально зарегистрированных безработных. Так официально зарегистрированных безработных на коней 2008 года составляло-25,8 тыс. человек., то есть в 3, 7 раз меньше, чем по методологии МОТ.

Экономически активное население – это сумма занятого населения и безработных по методологии МОТ.( 1807,5 тыс. чел, плюс 96,1 тыс. человек.) получается 1903,6 тыс. чел). Уровень безработицы по методологии МОТ — рассчитывается как отношение среднегодовой численности безработных к среднегодовой численности экономически активного населения.. В данном случае 96,1 тыс. чел поделим на 1903,6 тыс. чел и получим 5 процентов.

Уровень официально зарегистрированной безработицы считается аналогично, то есть данные официально зарегистрированной безработицы делятся на численность экономически активного населения (25,8/ 1903,6=1,3%)

Крупные и средние юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и всех форм собственности представляют форму федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (раздаточный материал) Форма утверждена приказом Росстата № 000 от 01.01.01 года и введена в действие с отчета за январь 2009 года. Указания по заполнению вышеуказанной формы утверждены приказом Росстата . (раздаточный материал) Срок представления в территориальные органы статистики по месту своего расположения определен — не позднее 15 числа после отчетного периода. При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма №П-4 заполняется по каждому обособленному подразделению, и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений. Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту или с места нахождения которого осуществляется хозяйственная деятельность на оборудованных стационарных рабочих местах.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно – распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Обратите внимание, в форме № П-4 показатели по стр. 01 расшифровываются по чистым видам экономической деятельности. Это необходимо для формирования агрегированных показателей по видам экономической деятельности. (так если у КАМАЗ есть врачебное учреждение, то работники этого учреждения будут показаны по виду экономической деятельности – «здравоохранение», а не по основному виду деятельности КАМАЗ).

Среднесписочная численность и списочная численность – это разные показатели.

Списочная численность считается на конец отчетного периода и включает всю численность работающих в юридическом лице ( количество трудовых книжек в отделе кадров).

Среднесписочная численность — это средняя численность работающих в определенном периоде( без лиц находящихся в административном отпуске по уходу за ребенком и лиц, которые находятся в ученическом отпуске без сохранения заработной платы). Кроме того, лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором или переведенные с письменного согласия работника на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников, учитываются пропорционально отработанному времени ( пункт 84.3 указаний).

Лица, переведенные на неполное рабочее время по инициативе администрации( без с письменного согласия работника) учитываются в среднесписочной численности работников, как целые единицы.

Внешние совместители учитываются пропорционально отработанному времени.( пункт 85 указаний)

Для расчета сводных данных по полному кругу предприятий учитываются следующие категории работников : ( для примера –расчет за февраль 2009) .( таб. № 2 – на экран).

всего

100%

Работающие на крупных и средних предприятиях с численностью работников более 15 человек ( ежемесячные данные № П-4);

78,21

Работающие на крупных и средних предприятиях с численностью работников не превышающих 15 человек и не являющихся субъектами малого предпринимательства (эти предприятия представляют отчет № П-4 в ежеквартальном режиме, с нарастающим итогом); коэффициент е меняется ежеквартально

0,35

Данные общественных организации, представляющих отчет 1 раз в год по форме год.- коэффициент не меняется в течении года

0,12

Работающие на малых предприятиях ( ежеквартальная

форма № ПМ на выборочной основе); коэффициент меняется ежеквартально

Работающие на микропредприятиях ( данные годовой

формы № ПМ на выборочной основе); .- коэффициент не меняется сь в течении года

8,4

Централизованный досчет Росстата ( в части тех предприятий, которые отчитываются напрямую в Росстат, минуя Татарстанстат) .- ент не коэффициент не меняется весь в течении года

Данные с 2 по 6 показатель учитываются не арифметическим сложением с ежемесячными данными по крупным и средним предприятиями, а через специальные коэффициенты дорасчета.

Вся процедура дорасчета осуществляется отдельно и по среднесписочной численности работников и по фонду начисленной заработной платы.

Коэффициент дорасчета определяется отношением численности работников крупных и средних предприятиях и субъектов малого предпринимательства к численности работников крупных и средних предприятиях за один и тот же период (квартал, полугодии, 9 месяцев, год).

В статистике труда есть списочная численность и среднесписочная численность – это разные показатели. Списочная численность – это по сути число трудовых книжек, которые лежат в отделе кадров. А среднесписочная численность меньше на число лиц, находящихся в административном отпуске по уходу за детьми и работники, которые находятся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы в связи с обучением в общеобразовательном учреждении

. Среднемесячная заработная плата

1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников — величина заработной платы с учетом налогов и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации, выраженная в денежных единицах.

2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по Татарстану и по муниципальным образованиям рассчитывается делением фонда начисленной заработной платы работников списочного и несписочного состава ( гр. 7 из формы № П-4) на среднесписочную численность работников ( гр. 2 из формы № П-4) и на количество месяцев в отчетном периоде.

3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по видам экономической деятельности рассчитывается делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава ( го8 из формы № П-4) и внешних совместителей( гр. 9 из формы № П-4) на среднесписочную численность работников( гр2 из формы № П-4) и на количество месяцев в отчетном периоде.

4. На уровне организации средняя начисленная заработная плата работников может исчисляться отдельно по каждой категории работников: среднесписочной численности работников, средней численности внешних совместителей, средней численности работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в организации рассчитывается делением фонда начисленной заработной платы соответствующей категории работников на среднюю численность работников той же категории работников и на количество месяцев в отчетном периоде.

5. Среднемесячная реальная начисленная заработная плата работников в организации (среднемесячная начисленная заработная плата в ценах соответствующего периода) рассчитывается делением среднемесячной номинальной заработной платы, начисленной за отчетный период на индекс потребительских цен. Аналогично рассчитывается реальная заработная плата с нарастающим итогом( за январь — март), индекс потребительских цен берется также с нарастанием за январь — март.

Например :

ИПЦ март 2009 к марту 2008 составляет 111.1%

Среднемесячная заработная плата за март 2009 года ( видно из экспресски-14461 руб.);

Среднемесячная заработная плата за март 2008 года ( из экспресски-14308,6 руб.);

Реальная заработная плата – 14461/14308,6/111,1*100=91%

Во исполнение решения совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Жукова по мониторингу ситуации на рынке труда в целях оперативного получения информации о неполной занятости работников и высвобождении работников по собственному желанию приказом Росстата от 01.01.2001 г. № 000 утверждена месячная форма федерального статистического наблюдения № П-4(НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников». Форма введена начиная с отчета за декабрь 2008 года. Отчет по форме П-4(НЗ) ( представляют юридические лица( кроме субъектов малого предпринимательств). Не все виды экономической деятельности охватывает это наблюдение (нет сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры)и только те юридические лица, в которых средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера не позднее 3 числа после отчетного периода. Экспресс-информация по этой форме так же выкладывается на веб – сервер. ( таб. 4 – на экран)

Еще одна экспресс-информация по просроченной задолженности по заработной плате, которая размещается в ежемесячном режиме (вывести на экран таб.3)

Приказом Росстата № 000 от 01.01.01 года утверждена форма федерального статистического наблюдения по форме федерального статистического наблюдения «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».( раздаточный материал)

Сведения по форме заполняются по состоянию на 1 число каждого месяца и предоставляются в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения на следующий день после отчетной даты юридическими лицами при наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам (кроме субъектов малого предпринимательства), основной вид деятельности которых относится к следующим группам ОКВЭД (на обратной стороне бланка перечислен перечень видов экономической деятельности, которые представляют отчет). Обратите внимание – там нет Вида экономической деятельности — торговля, связь, оборонных предприятий.( часто задают вопрос по Точмашу — это оборонка). Учитываются также предприятия, находящиеся в процедуре несостоятельности, которые входят в наблюдаемые виды экономической деятельности.

Кроме того, в экспресс-информации отражена просроченная задолженность по заработной плате на малых, микропредприятиях, фермерских хозяйствах и предприятиях( включая в процедуре несостоятельности), не обследуемых видов экономической деятельности. ( Эта информация не направляется в Росстат, а используется при работе РМВК)

Прокуратура, инспекция по труду либо центры занятости выявляют задолженность на таких предприятиях и представляют в Татарстанстат информацию. Учет пророченной задолженности ведется до полного погашения задолженности.

По состоянию на 1 мая задолженность не выплаченная за апрель — текущая задолженность и в федеральной форме статистического наблюдения не учитывается, а вод начисленная, но не выданная заработная плата за март и другие более ранние периоды — это уже просроченная задолженность.

В целях оперативного реагирования на нарушения трудового законодательства в области оплаты труда 21.11.2008 г. приказом Росстата № 000 утверждена декадная форма федерального статистического наблюдения (декадная) «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате». ( раздаточный материал) Декадную форму представляют все юридические лица, которые представляют месячную форму , кроме видов экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» и «Деятельность в области культуры». Срок представления отчета в органы статистики – на следующий день после отчетного периода. Экспресс-информацию по декадной просроченной задолженности Вы также можете видеть на своих веб-серверах.

В статистике труда существуют формы с различной периодичностью отчетности. Так, выборочное обследование организаций по форме №1 » Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы»

( на экран таб№5)проводится с периодичностью установлена 1 раз в 2 года. В этом году форма составляется за апрель 2009 года. Целью статистического наблюдения за распределением численности работников по размерам заработной платы является получение информации, характеризующей дифференциацию оплаты труда по видам экономической деятельности. В форме содержатся показатели :

· численность работников, которым начислена заработная плата( в пределах представленных интервальных диапазонов размеров заработной платы), человек;

· заработная плата, начисленная работникам ( в пределах представленных интервальных диапазонов размеров заработной платы),рублей

Все бланки форм статистического наблюдения и указания по заполнению форм располагаются на сайте Татарстанстата (www. *****). Телефон для методологических консультаций Башкирова Т. С. и 2647213

Годовые отчеты по охране труда по форме №1-Т и форме №7.

Быстро и профессионально разработаем годовые отчеты по охране труда по форме №1-Т и форме №7. Стоимость разработки и сдачи отчета варьируется в зависимости от штатного расписания предприятия и начинается от 9900 рублей. Сроки – от 3 дней.

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ, организация системы статистической отчетности входит в обязанности Федеральных органов государственной власти и является одним из направлений государственной политики в области охраны труда.

Соответственно, формирование отчетности является прямой обязанностью предприятий, и становится неотъемлемой составляющей его деятельности в области обеспечения безопасности труда.

Законодательством предусмотрено две основные формы статистических отчетов по охране труда:

  • форма №1-Т, содержащая данные о состоянии условий труда на объекте;
  • форма №7, в которую входит информация о количестве случаев травматизма, полученных работниками компенсациях, объеме затрат на мероприятия по безопасности труда и выявленных профессиональных заболеваниях.

Каждая из форм утверждена законодательными документами. Так, форма №1-Т утверждается регулярно, в соответствии с чем постоянно изменяется. На настоящий момент актуальной редакцией является форма, утвержденная Приказом Росстата №485 от 06.08.2018 г. Отчет по форме №7 сдается в соответствии с требованиями, установленными Приказом Росстата №417 от 21.06.2017 г. Подготовленная и утвержденная документация должна подаваться до 21-25 января.

Кому необходимо сдавать ежегодную отчетность по охране труда?

В соответствии с требованиями, установленными Приказом №485, форма отчетности №1-Т, содержащая данные по условиям труда, предоставляется всеми юридическими лицами, за исключением субъектов МСП, осуществляющих деятельность на объектах:

  • сельского и лесного хозяйства;
  • добычи полезных ископаемых;
  • функционирующих в сфере охоты, рыбоводства и рыболовства;
  • обрабатывающих производств;
  • кондиционирования, водо- и газоснабжения;
  • сбора и утилизации отходов;
  • строительной сферы деятельности;
  • транспортировки и хранения;
  • в области информации.

Отчетный документ также предоставляется организациями, временно не осуществляющими деятельность, организациями-банкротами (до вступления в силу соответствующего постановления арбитражного суда), иностранными организациями, функционирующими на территории РФ.

Сведения по форме №7 сдают юридические лица всех форм собственности и иностранные организации, действующие на территории РФ, за исключением предприятий, функционирующих в сфере:

  • государственного управления;
  • финансовой и страховой деятельности;
  • обеспечения военной безопасности;
  • образования;
  • социального обеспечения;
  • деятельности экстерриториальных предприятий;
  • частных домашних хозяйств, в том числе недифференцированных.

Кроме того, документ не требуется сдавать объектам, отнесенным к микропредприятиям.

Кто может сформировать отчетные документы по охране труда?

Как правило, формированием отчетности на предприятиях занимается штатный специалист по охране труда. Встречаются случаи, когда в организациях такой специалист отсутствует, либо его обязанности по совместительству выполняет другой сотрудник предприятия. В таком случае, а также при необходимости освобождения штатного инженера от дополнительных обязанностей предприятия могут обратиться за помощью в специализированные коммерческие организации. Специалисты таких организаций безошибочно сформируют необходимые сведения с минимальными временными затратами, и своевременно предоставят их в надзорные органы.

Сроки выполнения услуг по формированию отчетных документов составляют всего несколько дней, стоимость от 9900 рублей.

Особенности составления годовой отчетности по охране труда.

Для формирования данных и передачи их в надзорные органы, руководитель предприятия назначает ответственных лиц посредством издания соответствующего внутреннего приказа.

Отчетный документ заполняется как непосредственно на сам производственный объект, так и на его обособленные подразделения.

Сформированные сведения заверяются подписью уполномоченного должностного лица, с указанием его данных и контактной информации.

Далее оформленные соответствующим образом сведения предоставляются в территориальные органы Росстата по месту фактического осуществления деятельности предприятия.

Формирование отчетных данных возможно производить как в бумажном варианте, так и в формате электронного документа.

Данный документ составляется по окончании отчетного года, срок предоставления указан непосредственно в утвержденной законодательством форме – до 25 января.

Содержание и срок предоставления годового отчета по форме №1-Т.

В первую очередь в содержание документа входят общие сведения о предприятии:

  • наименование объекта или его обособленного подразделения;
  • почтовый адрес (если почтовый адрес не совпадает с фактическим – требуется указать оба адреса);
  • ОКПО.

Далее, представленные в отчетности показатели заполняются по каждой категории сотрудников, за исключением женщин, находящихся в декретном отпуске.

Так, раздел «состояние условий труда» требуется заполнять в отношении всех сотрудников предприятия, и отдельно на женщин и работников, не достигших возраста 18-и лет. Данные вносятся в форму в соответствии со сведениями, полученными при организации специальной оценки условий труда. В составе раздела указывается следующая информация:

  • численность работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
  • количество занятых на работах, сопровождающихся вредными или опасными условиями труда;
  • численность персонала, чья деятельность связана с воздействием вредных производственных факторов.

Второй раздел, в котором приводятся данные о гарантиях и компенсациях, предоставленных персоналу, занятому на вредных и опасных работах, содержит сведения о численности работников, которым было предоставлено в отчетном году лечебно-профилактическое питание, сокращенный рабочий день, молоко или прочие равноценные продукты, повышенная заработная плата, досрочные пенсии (в том числе страховые).

Также в разделе приводится количество специалистов, прошедших медицинский осмотр, получивших спецодежду и средства индивидуальной защиты, либо хотя бы один вид ранее перечисленных компенсаций.

Срок передачи сведений в надзорные органы – 21 января, следующее за прошедшим отчетным годом.

Содержание и сроки предоставления годового отчета по форме №7.

Первоначально в составе отчета также предоставляются общие сведения об организации — ее наименование (или наименование подразделения, по которому передаются данные), почтовый адрес, код ОКПО.

Далее предоставляются сведения о количестве персонала предприятия, пострадавшего за отчетный год при несчастных случаях, в том числе с потерей трудоспособности и со смертельным исходом. Сведения также формируются как в отношении общей численности персонала, так и отдельно в отношении женщин, иностранных граждан, работников в возрасте до 18 лет.

В следующих строках отчетной формы указывается число пострадавших и частично утративших трудоспособность, количество дней нетрудоспособности работников, число выявленных случаев профзаболеваний.

Далее следуют данные об объеме средств, израсходованных на реализацию мероприятий по охране труда, заполняемые в соответствии с бухгалтерской отчетностью.

Также в отчет вносятся сведения о среднегодовой численности работников и наличии на предприятии пункта оказания медицинской помощи.

Данный вид отчетности предоставляется не позднее 25 января нового отчетного года.

Ответственность

К административной ответственности предприятие может быть привлечено в соответствии со статьёй 13.19 за такие нарушения, как:

  • не предоставление отчетных сведений;
  • несвоевременное предоставление отчетных данных;
  • предоставление в составе отчетности недостоверной или искаженной информации.

Размер штрафных санкций в данном случае может составить:

  • для должностного лица – до 20 000 рублей;
  • для юридического лица – до 70 000 рублей.

При повторном совершении вышеуказанных нарушений, размер штрафных санкций значительно возрастет и составит:

  • для ответственных лиц – до 50 000 рублей;
  • для предприятий-правонарушителей – до 150 000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *