Оценка квалификации

Национальное агентство развития квалификаций продлило сроки действия свидетельств о квалификации на 5 месяцев

23.04.2020

Сегодня в условиях продолжающейся пандемии, руководство страны принимает все возможные меры для того, чтобы остановить продвижение коронавирусной инфекции, сохранить жизни и здоровье граждан страны, смягчить экономический кризис, вызванный негативными тенденциями на мировом и внутреннем рынке. В этих непростых условиях Правительство России по поручению Президента РФ В.В. Путина приняло решение о продлении сроков действия лицензий, аккредитаций и иных разрешительных документов, срок действия которых завершился или завершается в ближайшее время.

Национальное агентство развития квалификаций, в свою очередь, приняло решение о продлении срока действия свидетельств о квалификации, срок действия которых завершается в период с 15 марта до 31 июля 2020 г., на 5 календарных месяцев. Необходимые изменения будут внесены в Реестр сведений о независимой оценке квалификации.

Соискатели смогут повторно подтвердить свою квалификацию в центрах оценки квалификаций в осенью этого года или раньше, когда проведение профессиональных экзаменов возобновится в штатном режиме.

В свою очередь, мы активно работаем над обновлением информационной платформы, которая позволит проводить независимую оценку квалификации в режиме онлайн, сохраняя выполнение практических заданий в условиях, приближенных к реальным.

Желаем всем здоровья и терпения!

Ознакомится с Приказом.

Аттестация и квалификационный экзамен

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

При проведении аттестации могут использоваться следующие методы оценки гражданского служащего:

1) тестовое задание;

2) индивидуальное собеседование;

3) иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа методы оценки, позволяющие определить соответствие гражданского служащего квалификационным требованиям по замещаемой им должности гражданской службы.

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Квалификационный экзамен проводится:

а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — классный чин), первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих, замещающих:

а) должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;

б) должности гражданской службы категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;

в) должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.

При проведении квалификационного экзамена могут использоваться следующие экзаменационные процедуры:

1) тестовое задание;

2) индивидуальное собеседование;

3) иные методы оценки профессиональных качеств, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.

По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего аттестационной комиссией выносится одно из следующих решений:

1) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

2) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

Ключевые квалификации и компетенции в современном профессиональном образовании (с.38, 40)

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 15

Компетенция – это относящееся к работе понятие, которое говорит о сфере профессиональной деятельности, в которой человек компетентен.

Ключевые компетенции определяют социально-профессиональную мобильность специалистов и профессионалов и позволяют им успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах.

В психологии профессионального образования используется также понятие «ключевые квалификации». Ключевые квалификации – общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по определенной группе профессий.

Структура ключевых квалификаций отражает общепрофессиональный характер деятельности и личности специалиста.

Персональные квалификации – это метапрофессиональные качества личности (самостоятельность, ответственность, надежность, самоконтроль, коммуникативность и др.).

Сенсомоторные квалификации – профессионально значимые психофизиологические свойства: координация движений, быстрота реакции, ловкость рук, глазомер, цветоразличение и др.

Пути определения состава ключевых квалификаций для конкретной группы родственных профессий – профессиографические исследования. Число ключевых квалификаций по каждой профессии не должно превышать 7–9 характеристик.

Цели, принципы личностно ориентированного образования. Содержание личностного ориентированного образования (с.42,43)

В концепции И. С. Якиманской целью личностно ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, их «окультуривание», превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам. Понятие «личностно ориентированное образование» сегодня трактуется столь широко, что возникает необходимость уточнить содержание этого понятия. Мы полагаем, что наиболее общими основаниями для построения личностно ориентированного образования являются следующие теоретические положения Л. С. Выготского:

1. В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.

2. Личный опыт воспитанника делается основной базой педагогической работы.

3. Если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при непосредственном влиянии на него через специальную среду.

4. Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды.

Характеристики личностно ориентированного образования: главная цель обучения – развитие личности обучающихся; личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса; ведущими мотивами образования, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения; формирование прочных знаний, умений и навыков является условием обеспечения компетентности личности; полноценная компетентность обучающегося обеспечивается путем включения в процесс обучения его субъективного опыта; целью личностно ориентированного образования становится развитие автономности, самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии.

Личностно ориентированное профессиональное образование – это образование, в процессе которого организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности.

Содержание профессионального образования определяется уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий и конгруэнтно будущей профессиональной деятельности. Профессиональное образование имеет опережающий характер, что обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстрафункциональных качеств будущего специалиста в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессиональной, производственной и кооперативной деятельности, закономерностями профессионального становления личности. Действенность профессионально-образовательного процесса определяется организацией учебно-пространственной среды. Личностно ориентированное образование максимально обращено к индивидуальному опыту обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Уровни квалификации в профессиональных стандартах — это одна из 3 составляющих, указанных в методических рекомендациях Минтруда и соцзащиты РФ, которых следует придерживаться при разработке профстандартов. Из нашей статьи вы узнаете, что такое уровни квалификации, сколько их и где они применяются.

Кем и как могут разрабатываться профстандарты?

Сфера применения уровней профстандартов

Описание квалификационных уровней профессиональных стандартов

Итоги

Кем и как могут разрабатываться профстандарты?

В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профстандарт — это квалификационная характеристика, необходимая работнику при выполнении им соответствующей трудовой функции. Начиная с июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным для некоторых категорий работодателей и профессий.

Проекты профстандартов могут разрабатываться работодателями (в т. ч. их объединениями и сообществами), некоммерческими и саморегулируемыми организациями с привлечением образовательных профучреждений, а также другими лицами. Главное при разработке проектов профстандартов — обеспечить соблюдение методических указаний Минтруда, макета профстандарта и верное применение уровней квалификации в профессиональных стандартах.

Проекты профстандартов вместе с необходимым пакетом документов подаются на рассмотрение в Министерство труда и соцзащиты РФ. По результатам анализа принимается решение об отклонении проекта профстандарта, его утверждении или отправке на доработку. Порядок создания и утверждения профстандартов прописан в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Сфера применения уровней профстандартов

Уровни профессиональных стандартов используются разработчиками для описания трудовой функции сотрудника, а также требований, предъявляемых к его обучению/образованию. Сами же уровни квалификации в профстандартах приведены в приказе Минтруда от 12.04.2013 № 148н.

Информацию о профессиональном обучении работников вы найдете в нашей статье «Ст. 196 ТК РФ: вопросы и ответы».

Уровни квалификации очерчивают круг требований:

  • к знаниям, навыкам и умениям сотрудников;
  • квалификационному уровню в зависимости от должностной ответственности и полномочий каждого сотрудника.

Описание квалификационных уровней профессиональных стандартов

Уровень

Данные по квалификационным уровням

Что требуется для достижения уровня квалификации

Должностные полномочия и ответственность

Необходимые умения

Необходимые знания

Выполнение заданий под руководством.

Персональная ответственность

Выполнение стандартных поручений (чаще физический труд)

Элементарные или базовые специальные

Прохождение инструктажа, непродолжительного обучающего курса.

Практические умения

Выполнение поставленных задач под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых задач.

Персональная ответственность

Выполнение стандартных поручений.

Выбор подхода к выполнению задания из инструкций.

Коррекция подхода к выполнению работы с учетом сложившихся условий

Специальные

Профобучение, переподготовка рабочих/служащих, как правило, на протяжении минимум 2 месяцев.

Практические знания

Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении стандартных заданий.

Планирование своей работы исходя из условий полученного от руководства поручения.

Персональная ответственность

Решение стандартных практических задач.

Подбор способа действия, основанного на знаниях и практическом опыте.

Корректировка действий с учетом условий их осуществления

Понимание фундаментальных основ при решении стандартных заданий на практике.

Использование спецзнаний

Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих, как правило, в срок до 1 года

Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении типовых заданий, которые требуют анализа ситуации.

Составление плана работы для себя, а также группы сотрудников.

Ответственность за себя и своих подчиненных

Умение решать различные практические задачи.

Выбор способа действий исходя из практического опыта и полученных знаний.

Контроль и оценка ситуации и в случае необходимости коррекция действий

Понимание методических и научно-технических основ при осуществлении практических заданий.

Использование спецзнаний.

Способность к самостоятельной обработке информации

Среднее профтехобразование, прохождение программы по подготовке квалифицированного персонала.

Прохождение профподготовки, переподготовки и программ повышения квалификации.

Практические навыки

Самостоятельное принятие решений для выполнения практических задач, которые требуют исследования текущей ситуации и отслеживания ее изменений.

Принятие участия в управлении решением полученных заданий внутри структурных подразделений.

Ответственность за себя, своих подчиненных или подразделения

Нахождение решения разнообразных практических заданий, предусматривающих элементы проектирования.

Способность выбрать верный способ решения задачи при изменении ситуации.

Контроль, анализ и в случае необходимости корректировка ситуации

Использование технологических или методических профзнаний.

Умение самостоятельно находить нужную для решения профессиональных заданий информацию

Получение среднего профобразования при обучении специалистов среднего звена, подготовка высококвалифицированных кадров.

Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих.

Обучение по дополнительным профпрограммам.

Практические навыки

Самоорганизация своей работы, а также работы подчиненных для достижения поставленной цели.

Способствование налаживанию двустороннего сотрудничества между работниками или подразделениями.

Ответственность за подразделение или предприятие в целом

Разработка, внедрение, анализ, контроль с возможной корректировкой направлений профдеятельности, а также методических и технологических решений

Использование профзнаний методической и технологической направленности, в т. ч. инновационного характера.

Самостоятельный анализ, поиск и анализ профинформации

Получение высшего образования.

Получение среднего профтехобразования по подготовке среднего звена.

Дополнительные профпрограммы.

Практические навыки

Разработка стратегий, принятие решений для управления крупными организациями, в т. ч. по инновационной деятельности.

Ответственность за результат работы крупных предприятий или подразделений

Разрешение задач по развитию профдеятельности и предприятий с применением различных технологий и методов, в т. ч. инновационного характера.

Разработка новых подходов, методик, технологий

Понимание методологических основ профдеятельности.

Разработка новых практических решений в определенной сфере.

Нахождение источников и информации, необходимых для развития предприятия или профдеятельности

Получение высшего образования (специалитет или магистратура).

Обучение по дополнительным профпрограммам.

Практические навыки

Разработка стратегии для управления хоздеятельностью и процессами крупных предприятий с принятием самостоятельных решений.

Ответственность за результативность работы крупных компаний или целых отраслей

Разрешение проектно-исследовательских задач, направленных на повышение эффективности процессов

Создание новых решений междисциплинарного, межотраслевого характера.

Подбор и анализ информации для развития деятельности

Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.

Программы высшего образования (магистратура или специалитет).

Обучение по дополнительным профпрограммам.

Получение практических навыков

Разработка стратегии при управлении большими техсистемами, а также процессами экономического и социального характера.

Особый вклад в определенную сферу деятельности.

Ответственность за результат работы на международном и внутригосударственном уровнях

Разрешение задач проектного, исследовательского и методологического характера, направленных на повышение эффективности деятельности

Создание фундаментальных знаний межотраслевого и междисциплинарного направления

Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.

Обучение по дополнительным профпрограммам.

Получение практических навыков

Итоги

Уровни квалификации при разработке проектов профстандартов помогают четче составить квалификационное описание трудовой функции работника. Всего предусмотрено 9 квалификационных уровней. Они являются основами для оценки общего набора знаний и умений сотрудника, достаточных для выполнения определенных трудовых функций.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *