Оценка условий труда, что это?

Периодичность проведения СОУТ

Сроки специальной оценки условий труда регламентированы ч. 4 ст. 8 закона «О Специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Этот нормативный документ определяет три вида СОУТ – плановый, внеплановый и для новых организаций.

Законодательство обязывает всех работодателей в РФ проводить специальную оценку условий труда, но предусмотрены некоторые исключения. Нет необходимости проводить оценку в для следующих работников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники работодателей — физических лиц, не являющихся ИП.

Согласно ч. 6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

Периодичность СОУТ

Плановая специальная проверка условий труда проходит раз в 5 лет.

Новосозданные организации должны пройти первую процедуру в течение 6-ти месяцев со дня своей регистрации. В последствии, новые компании как и остальные организации обязаны проходить плановую проверку с интервалом 5 лет. Новый срок отсчитывается от даты проведения предыдущей оценки.

Внеплановая СОУТ проводится в течение 6-12 месяцев, после выявления потенциально опасных факторов, в зависимости от возникших обстоятельств.

Специальная оценка условий труда должна быть проведена в течении 6 месяцев, если:

  • получено предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут опасны для здоровья персонала;
  • вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (возможно изменение класса вредности, что может снизить выплаты за вредность);
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  • профсоюз выдвигает требование о проведении внеплановой СОУТ.

СОУТ должна быть проведена в течении 12 месяцев, если:

  • вводятся новые рабочие места;
  • меняется производственное оборудование или технологические процессы.

Своевременность проведения СОУТ

При своевременном проведении процедуры организация получает ряд преимуществ:

  • Высокий уровень безопасности на производстве и минимизация риска травматизма.
  • Скидки к страховым тарифам.
  • Вы не попадете в автоматическую выборку для проверки инспекцией труда.
  • Возможность участвовать в госзакупках (актуально для строительной сферы).

В случае уклонения или пропуска сроков проведения специальной оценки условий труда, на работодателя может быть наложен штраф в размере от 30 до 80 тысяч рублей.

Позвоните прямо сейчас +7(495)125-14-12 и получите грамотную консультацию как не пропустить сроки проведения СОУТ.

График проведения специальной оценки условий труда (образец)

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок проведения

месяц, год

Ответственный

1 2 3 4

Начальный этап проведения специальной оценки условий труда

1 Подготовка и согласование проекта Приказа «О проведении специальной оценки условиям труда в _______________________________
2 Составление перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии)

3 Выявление на рабочих местах источников вредных и (или) опасных факторов и самих вредных и (или) опасных факторов
4 Сопоставление выявленных на рабочих местах факторов с факторами, указанными в Классификаторе
5 Принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов и (или) составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам (при наличии)

6 Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
7 Определение продолжительности воздействия факторов производственной среды на работников
8 Оформление протоколов измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса
9 Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда

Оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) (при наличии)

10 Оценка обеспеченности работников СИЗ
11 Оценка защищенности работников СИЗ
12 Оценка эффективности выданных работнику СИЗ
13 Оформление протоколов оценки эффективности СИЗ

Комплексная оценка состояния условий труда на рабочих местах (при наличии)

14 Оценка фактического состояния условий труда при сочетании всех факторов производственной среды и трудового процесса, эффективности средств индивидуальной защиты.
15 Определение рабочих мест на которых класс (подкласс) условий труда может быть снижен, при необходимости (снижение более чем на одну степень) согласование с ТО Роспотребнадзора
16 Определение контингента работников на предоставление гарантий и компенсаций за вредные условия труда

Оформление отчета о проведении специальной оценки условий труда (при наличии)

17 Заполнение и распечатка карт специальной оценки условий труда
18 Оформление сводных (ой) ведомостей и результатов специальной оценки условий труда
19 Разработка перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников
20 Составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Заключительный этап проведении специальной оценки условий труда

21 Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда
22 Организация ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах
23 Предоставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда результатов проведения специальной оценки условий труда
24 Организация размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (при наличии)

График может иметь более простой вид.

Нужна помощь? Задайте вопрос в чат или через форму запроса. Получить помощь

Внеплановое проведение СОУТ: основания и сроки

Внеплановое проведение СОУТ. Каждый работодатель в соответствии со ст.212 Трудового кодекса РФ обязан проводить специальную оценку условий труда (далее СОУТ) с периодичностью один раз в пять лет, по итогам которой присваиваются соответствующие классы (подклассы) условий труда. Внеплановое проведение СОУТ проводится в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ).

Основания внеплановой СОУТ

Работодатель должен провести внеплановую СОУТ только в определенных ст. 17 Закона № 426-ФЗ случаях:

  1. Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; в течение 12 месяцев со дня наступления соответствующих случаев. Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся (письма Минтруда России от 02.11.2016 № 15-1/ООГ-3847 и от 16.04.2015 № 15-1/ООГ-2242). В случае перемещения рабочего места из одного помещения в другое работодатель заново его организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место (письмо Минтруда России от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169).
  2. Получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ, в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, нарушениями требований Закона N 426- ФЗ, или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ: в течение 6 месяцев со дня наступления соответствующих случаев.
  3. Изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; в течение 12 месяцев со дня наступления соответствующих случаев.
  4. Изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников: в течение 6 месяцев со дня наступления соответствующих случаев.
  5. Изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников: в течение 6 месяцев со дня наступления соответствующих случаев.
  6. Произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов: в течение 6 месяцев со дня наступления соответствующих случаев.
  7. Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ: в течение 6 месяцев со дня поступления таких предложений.

Скачать Письмо Минтруда России от 02.11.2016 г. N 15-1/ООГ-3847

Если условия труда на рабочих местах не изменились, а изменились только наименование работодателя и его реквизиты при сохранении наименований профессий (должностей) работников и состава выполняемых ими должностных обязанностей, то проводить внеплановую СОУТ нет необходимости (письмо Минтруда России от 21.05.2015 № 15-1/ООГ-2852).

Основания для проведения внеплановой СОУТ

Основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, является приказ (распоряжение) руководителя организации.

Перед началом проведения мероприятий по внеплановой СОУТ, руководитель своим приказом (распоряжением) назначает комиссию по проведению внеплановой специальной оценки.

В состав комиссии включаются должностные лица организации и представители профсоюзной организации или представительного органа работников. В приказе (распоряжении) указываем проводимые мероприятия по внеплановой специальной оценке и сроки проведения.

Проведение спецоценки не требуется

Проведение внеплановой СОУТ не потребуется, если:

  1. В силу реорганизационных мероприятий были изменены регистрационные реквизиты и юридическое название субъекта хозяйствования (или изменились ФИО ИП), но условия труда остались прежними, а новые рабочие места не вводились (при условии, что в связи с данными изменениями профсоюз не вынес предложений о необходимости внеплановой СОУТ) – п. 3 ст. 17 закона № 426-ФЗ;
  2. В штатное расписание организации внесены изменения в виде переименования должности, но фактически ее функционал и рабочее место рработника, ее исполняющего, изменениям не подверглись (письмо Минтруда от 03.11.2016 № 15-1/ООГ-3913);
  3. Принят на работу новый исполнитель, но условия труда по данному рабочему месту неизменились(функционал работника не был дополнен или уменьшен); при этом новый работник должен ознакомиться (под роспись) с результатом предыдущей СОУТ.

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Реферат: Экспертиза условий труда на рабочем месте маляра в ЖКХ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Экспертиза условий труда на рабочем месте маляра в ЖКХ»

Выполнил: Проверил:

г. Новосибирск, 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ…………………………………………………3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………….4

1. Теоретическая часть

1.1 Правовая и нормативная основа ГЭУТ. Цели………………….6

1.2 Функциональное взаимодействие ГЭУТ с органами государственного надзора и контроля и другими организациями на территории субъекта РФ (НСО)………………………………8

1.3 Виды ГЭУТ. Общий порядок ее проведения………………….10

1.4 Определения основных понятий……………………………….12

1.5 Общие принципы гигиенической классификации УТ………..13

1.6 Основные особенности разработки мероприятий по профилактике рисков воздействий вредных и опасных УТ, тяжести и напряженности трудового процесса………………..15

2. Практическая часть………………………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………30

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ГЭУТ – государственная экспертиза условий труда

НСО – Новосибирская область

РФ – Российская Федерация

ССБТ – система стандартов безопасности труда

АРМ – аттестация рабочих мест

ТК – трудовой кодекс

ДО – досрочный отпуск

ДТиЗН — департамент труда и занятости населения

СанПиН – санитарные правила и нормы

ВВЕДЕНИЕ

Основной спецификой законодательства РФ в области охраны труда является то, что централизованные нормы трудового законодательства устанавливают необходимый минимум правовых мер по охране труда, а в конкретных соглашениях и договорах этот минимум конкретизируется.
Законодательство о труде и об охране труда имеет развитую систему на международном, федеральном и региональном уровнях. Трудовое законодательство закрепляет и конкретизирует систему трудовых прав и свобод, регулирует отношение работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений.
Законодательство об охране труда устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работниками, работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда и направлено на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Законодательство РФ о труде и об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов (ФЗ) и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. В перечень основных законодательных актов РФ входят:

— Конституция РФ ;

— Трудовой Кодекс РФ ;

— 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

— 17-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»;

— 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

— 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

— 52-ФЗ » О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения». Статьи 25-27, 34, 55;

— 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

— 2490-1-ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях»;

— 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

— 14-ФЗ от 26.01.1996 г. «Гражданский Кодекс РФ»;

— Кодекс РФ об административных правонарушениях;

— Уголовный Кодекс РФ.
В субъектах РФ законодательство о труде и об охране труда составляют Конституции или Уставы субъектов РФ, законы об охране труда, о социальном партнёрстве, об организации местного самоуправления, об объединениях работодателей.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Правовая и нормативная основа ГЭУТ. Цели

Экспертиза условий труда – это оценка специалистом факторов производственной среды: физических, химических, биологических, тяжести и напряжённости труда, оказывающей влияние на здоровье человека в процессе трудовой деятельности.

Экспертная деятельность по условиям труда может осуществляться как:

— Государственная (федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ ведающие вопросами охраны труда);

— Отраслевая (лицензионные органы федерального уровня и их территориальный филиал);

— Общественная (независимая: профсоюзы, общественные организации, Гринпис).

Впервые о ГЭУТ в соответствии с законом о пенсии в РФСФР, подтверждено советом министров от 3.12.1990 г. № 557 «О ГЭУТ в РСФСР». С основной целью обеспечение правильности применения Списков на льготное пенсионное обеспечение и дополнительные отпуска, подготовки по осовершенствованию этих Списков, т.е. расширению. В последствии: ТК РФ с последующим изменением и дополнением (в редакции от 30.06.2006г. №90 ФЗ) ст. 209 ТК РФ.

По 209 ст. эта оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (СанПин, ГН, ГОСТы, правила охраны труда), т.е. ГЭУТ стала носить профилактический характер.

Ст. 216.1 «ГЭУТ». В соответствии с данной статьёй: она осуществляется федеральным органом исполнительной власти уполномоченным, на проведение государственным надзором и контролем за соблюдением трудового законодательства и иных НПА содержащих нормы трудового права. И органами исполнительной власти субъектов Р.Ф. в области охраны труда, в порядке, установленном правительством Р.Ф.

ГЭУТ осуществляется в целях оценки:

— Качества проведённой аттестации рабочих мест по условию труда;

— Правильности предоставленной компенсации работникам за тяжёлую работу, работу с вредными или опасными условиями труда;

— В соответствии проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения, внедрение новой техники;

— Фактических условий труда на рабочем месте, в том числе предшествующих несчастному случаю на производстве.

Дополнительно к правовой основе относятся законы регионального уровня: ст. 13 закона «Об охране труда в НСО» от 03.07.2000г. №109 ОЗ.

Нормативной основой является постановление правительства Р.Ф. от 25.04.2003г. № 244 «об утверждение положения, о проведение государственной экспертизы условий труда в Р.Ф.»; в редакции от 01.02.2005г. №49. Данное положение устанавливает порядок проведения, но конкретизирован осуществляемой федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и органами исполнительной власти субъекта Р.Ф. В НСО Департамент труда и занятости населения. ГЭУТ, в том числе проведённая по запросам органов государственного надзора и контроля, определений судебных органов, обращение органов исполнительной власти, работодателей, объединений, профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительными органами, органов фонда социального страхования Р.Ф. – подлежат документация и материалы по условиям и охраны труда.

Перечень документации и материалов представленные на государственную экспертизу определяется МинЗдрвСоцРазвития России, в зависимости от объекта экспертизы.

1.2 Функциональное взаимодействие ГЭУТ с органами государственного надзора и контроля и другими организациями на территории субъекта РФ (НСО)

Схема. Исполнение государственной функции по осуществлению ГЭУТ в организации

Виды

ГЭУТ

Организации

Экспертиза УТ на рабочем месте

Экспертиза УТ в проектах

Экспертиза УТ в правильности предоставления компенсации

Экспертиза качества проведения АРМ

1.Государственная инспекция условий труда в НСО

+

В случае нарушения

+

Т.к нужно заключение

+

Предоставление материалов в инспекцию

2.Федеральные государственные учреждения – «центр гигиены и эпидемиологии»

+

Производственно- санитарный контроль

+

Измерение вредных производственных факторов

3.Центр стандартизации, метрологии и сертификации

+

Продленный срок эксплуатации

4.Инспекция строительного надзора РФ по НСО

+

Ст. 215

ТК РФ

5. Главное бюро государственной службы медико-социальной экспертизы по НСО

+

В случае, предшествующих повреждению здоровью

6.Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования РФ

+

При отнесении организации к классу профессионального риска

+

Реализация скидок и надбавок, частичное финансирование

7.Федерация профсоюзов по НСО

+

8. Новосибирское отделение Пенсионного фонда РФ

+

+

Списки № 1 и 2. Льготы и пенсии

9. Судебные органы (Прокуратура)

+

+

Досрочная трудовая пенсия

10. АНО «Новосибирский областной центр охраны труда НОЦОТ» и другие аттестационные организации аккредитованные в установленном порядке

+

1.3 Виды ГЭУТ. Общий порядок ее проведения

Регламент в соответствии с постановлением правительства РФ от 25.04.2003 №244:

─ Документация и материалы по проектам строительства, реконструкции производственных объектов федерального уровня (финансируемого из федерального бюджета) представляемые в федеральную службу по труду и занятости (РосТруд), а документация материалов по другим направлениям экспертизы, включая проекты строительства в органы исполнительной власти субъекта (ДТиЗН);

─ Документация и материалы представленные на экспертизу регистрируются и передаются на исполнение в соответствующие структурные подразделения органов власти;

─ Руководитель соответствующего структурного подразделения исполнительной власти. Руководитель экспертизы, формирует состав экспертов, организует поведение экспертизы и подготовку проекта экспертного заключения. Для проведения ГЭУТ в каждом случае определяется специалист — эксперт или группа экспертов из числа штатных и не штатных специалистов.

Срок проведения государственной экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ, но не должен превышать одного месяца со дня регистрации срока экспертизы. При исключении срок может быть продлен не более чем на один месяц. При предоставлении на государственную экспертизу документации материалов не соответствующих требованиям, установленным органами исполнительной власти, в срок не более семи дней со дня регистрации документации уведомляет заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган экспертизы по истечении одного месяца со дня регистрации документации, сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные документы и материалы. При осуществлении экспертизы могут проводиться лабораторные исследования, выполняемые за счет средств заказчика. По окончании экспертизы составляется экспертное заключение в двух экземплярах, которое подписывается лицами проводившими экспертизу и руководителем экспертизы. Если исполнители (эксперты) не пришли к общему мнению, то они обязаны изложить причины в письменной форме своего несогласия для рассмотрения руководителем экспертизы.

Экспертные заключения содержат обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий государственным требованиям. Оба экземпляра утверждаются органами исполнительной власти. Один экземпляр для заказчика, другой для эксперта. Экспертные заключения подлежат хранению экспертами в течение 5 лет, если более длительный срок не установлен законодательством РФ. Заказчик экспертизы в случае несогласия с экспертным заключением может обжаловать его в судебном порядке.

Рекомендуются к выполнению функций эксперта специалисты с высшим техническим, юридическим образованием; специалист БЖД; медицинского образования, имеющих в данной сфере деятельности (охране труда) не менее трех лет.

1.4 Определения основных понятий

Рабочее место – это все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Вредный производственный фактор — это факторы среды и трудового процесса, воздействие которых на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. В зависимости от количественной характеристики (уровня концентрации и др.) и продолжительности воздействия может стать опасным.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.

Вредные условия труда — это условия труда, при которых вследствие нарушения санитарных норм и правил возможно воздействие опасных и вредных факторов производственной среды в значениях, превышающих гигиенические нормативы, и психофизиологических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности и/ или нарушению здоровья работающих.

Профессиональный риск — это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

1.5 Общие принципы гигиенической классификации УТ

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) — такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1) — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2 степень 3 класса (3.2 ) — уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

3 степень 3 класса (3.3) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хроническом (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4 степень 3 класса (3.4) — условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм.

1.6 Основные особенности разработки мероприятий по профилактике рисков воздействий вредных и опасных УТ, тяжести и напряженности трудового процесса

В соответствии со ст. 219 ТК РФ » Право работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Каждый работник имеет право на компенсации, установленные законодательством соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными условиями труда»

Компенсации за условия труда призваны полностью или частично компенсировать отрицательное воздействие неблагоприятных условий труда на организм человека и тем самым обеспечить сохранение его здоровья или работоспособности.

К профилактике рисков воздействия вредных и опасных условий труда, тяжести и напряженности трудового процесса относится след:

— Лечебно-профилактическое питание;

— Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;

— Досрочное назначение трудовой пенсии (льготное пенсионное обеспечение).

Лечебно- профилактическое питание

В соответствии со статьей 222 ТК РФ предусмотрена бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда. На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно в соответствии с установленными нормами молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Лечебно- профилактическое питание выдается:

-Работникам, привлекаемых к выполнению, предусмотренных перечнем работ на полный рабочий день и работников, занятых на строительных, строительно- монтажных, ремонтно-строительных и пуско-наладочных работ полный рабочий день, предусмотренный перечнем, в которых лечебно-профилактическое питание выдается работникам и ремонтному персоналу;

— Работникам, выполняющих работу вахтовым методом;

-Работникам, производящие чистку и подготовку оборудования к ремонту или консервации;

— Работникам, признанными инвалидами, вследствие профессионального заболевания, в течение срока инвалидности;

-Работникам, на срок не более 1 года временно переведенным на другую работу, в связи с установлением признаков профессионального заболевания;

— Женщинам, на период отпусков по беременности и родам, а так же по уходу за ребенком до 1.5. лет, имевших до наступления указанного отпуска права. Если беременная женщина, имеющая подобное право с медицинским заключением переводится на другую работу с целью устранения влияния вредных производственных факторов до наступления отпуска, лечебно-профилактическое питание выдается им в течение всего периода с момента перевода на другую работу до окончания отпуска;

— В период временной нетрудоспособности при заболеваниях общего характера;

— В дни пребывания на лечении в медицинских учреждениях, в том числе санитарного типа.

Лечебно- профилактическое питание выдается перед началом работы, в виде горячих завтраков или специализированных вахтовых рационов, в отдельных случаях выдается в обеденный перерыв.

Лечебно- профилактическое питание не выдается:

1.В нерабочие дни;

2. Дни отпуска;

3. Дни служебных командировок;

4. Дни с учебой с отрывом от производства;

5. Дни выполнения работ, на участках, где ЛПП не установлено;

6. Дни выполнения работ, связанных с общественными и государственными поручениями;

ДО и сокращенный рабочий день

-Право на ДО имеют те профессии и должности, которые предусмотрены по производствам и подразделениям в соответствующих разделах Списка, т.е. непосредственно выполняющие работу, предусмотренную списком;

-ДО предоставляется сверх основного оплачиваемого отпуска;

-Полный ДО предоставляется работникам при условии, если они в году проработали в производствах и должностях не менее 11 месяцев, то ДО предоставляется пропорционально проработанному времени. В счет времени, проработанного в производствах, во вредных условиях труда по Списку, защитываются только в те дни, в которых работник фактически был занят не менее половины рабочего дня при записи в списках «постоянно занятые» защитываются только те дни, в которых работник фактически был занят в этих условиях полных рабочий день.

Аналогично требования предусмотрены порядком предоставления сокращенного рабочего дня для работников, занятых на вредных и опасных условиях труда. Замена дополнительного отпуска и других компенсаций денежным вознаграждением не допускается, кроме случаев увольнения работников.

Досрочное назначение трудовой пенсии (льготное пенсионное обеспечение)

Ст. 27 ФЗРФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2008 г. № 173 ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

По закону это право имеют: мужчины 50 лет, женщины 45 лет, если они проработали 10 лет (мужчины) и 7.5 лет (женщины) на подземных работах, горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет. Если они проработали не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, то трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста на 1 год за каждый год такой работы.

Мужчины имеют право по достижению возраста 55 лет и женщины 50 лет, если они проработали на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда не менее 12 лет — мужчины и 10 лет — женщины и имеют страховой стаж-25 лет- мужчины и 20 лет- женщины.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Профессия: маляр;

Производство: жилищно-коммунальное хозяйство;

Характер работы: работа на кровле и металлоконструкции.

Маляр

Содержание деятельности: Маляр — массовая профессия, необходимая везде, где ведется стройка, возводятся новые и ремонтируются старые здания. Маляр приходит на стройку последним, когда строительство здания завершено: его задача — придать новому дому, квартире красивый, нарядный вид, нанести слой краски, спасающий строительные материалы от разрушения.
Главная работа маляра — это, конечно, окраска стен, оклейка их обоями, шпатлевка. Но маляру высокой квалификации приходится выполнять и гораздо более сложную и разнообразную работу: художественную отделку стен и потолков, росписи различных поверхностей, составление сложных колеров (сочетаний красок разных цветов), декоративное лакирование и золочение.
Должен знать: Свойства различных красок и психологию восприятия цветов. Устройство различных вспомогательных механизмов для окраски и распыления краски.
Должен уметь: Производить различные виды отделочных работ. Готовить и смешивать краски. Обращаться с различными механизированными, красконагнетательными приборами.

Условия труда: Работает как в помещении, так и на открытом воздухе. Возможно выполнение работ на высоте и в очень неудобных и опасных позах. Большая нагрузка на опорно-двигательный и зрительный аппарат. Пользуется специальными строительными приспособлениями (леса, лестницы, люльки). Режим работы в основном двухсменный (может быть и трехсменный). Темп работы напряженный.

Доминирующие интересы: Техника, технология строительства, материалообработка, конструирование.
Сопутствующие интересы: Физика, химия, математика, черчение.

Области применения: Строительные объекты, производственные предприятия, заводы.
Общение в труде: Труд в основном ручной, выполняется индивидуально, при минимальном деловом общении. Возможна работа в бригадах, взаимодействуя со специалистами других профилей. В этом случае им необходимо умение работать в команде, развитое чувство ответственности за работу бригады в целом, а также за качественное выполнение всей работы, производимой разными специалистами.

Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Тонкое восприятие оттенков всех цветов. Хороший объемный и плоскостной глазомер. Высокая чувствительность двигательного аппарата. Физическая выносливость. Терпение. Острота зрения и цветовосприятия. Цветовые память и наблюдательность. Гибкость, подвижность рук, ног и всего тела. Координация. Развитый вестибулярный аппарат, чувство равновесия. Умение длительно сосредотачивать внимание. Аккуратность. Уравновешенность. Иногда — не боязнь высоты. Активная мыслительная деятельность (особенно при отделке нестандартных зданий и при проведении декоративных работ).

Медицинские ограничения: Сердечнососудистые заболевания. Заболевания дыхательных органов. Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата (радикулит, остеохондроз). Психические недуги и расстройства нервной системы. Раздражительность. Аллергические заболевания. Выраженные дефекты зрения и слуха.

ВОЗДУХ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ

Воздух рабочей зоны загрязнен, мг/м3 :

— красители органические, полиэфирные – 0,83;

— ксилол – 150;

— толуол – 140.

Опасные вещества

Классы опасности

Толуол

140

3.2

Ксилол

150

3.2

Красители органические, полиэфирные

0,83

1 класс ( менее 1 мг/м3 )

В воздухе рабочей зоны преобладают вещества относящиеся ко 2 степени 3 класса опасности.

КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ МИКРОКЛИМАТА ДЛЯ РАБОЧИХ ПОМЕЩЕНИЙ

Параметры микроклимата:

— t=22o C – внутри помещения;

— относительная влажность 80%;

— подвижность воздуха 0,4 м/с.

Показатель

Класс условий труда

оптимальный

допустимый

вредный

опасный

1

2

3.1

3.2

3.3

3.4

4

1

2

3

4

5

6

7

8

Температура воздуха, °С

+

Скорость движения воздуха, м/с

+

Влажность воздуха, %

+

Класс условий труда в зависимости от уровнен шума

Шум составляет 55дБА.

Название фактора,

показатель,
единица измерения

Класс условий труда

допустимый

вредный

опасный

2

3.1

3.2

3.3

3.4

4

Превышение ПДУ, раз

1

2

3

4

5

6

7

Шум, эквивалентный уровень звука, дБА

+

ОЦЕНКА ТЯЖЕСТИ ТРУДА

Работник берет инструмент (одноразовый подъем груза 0,4 кг), поднимает на высоту 0-0,5 м, красит поверхность протяженностью 20 м. Глубоких наклонов корпуса (более 30о ) за смену – 90. Стереотипные движения при региональной нагрузке – 6000. Статическая нагрузка при окраски поверхности равна 23400 КГС. Наименьший размер объекта различения 2,5 или более 50 % времени смены. Количество смен 1/6 и их продолжительность, час.

Показатели

Факт, значения

Класс

1

2

3

4

1

Физическая динамическая нагрузка (кгхм): регио­нальная — перемещение груза до 1 м общая на­грузка: перемещение груза:

1.1

от 1 до 5 м

4

1

1.2

более 5 м

2

Масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза (кг):

2.1

при чередовании с другой работой

2.2

постоянно в течение смены

0,4

1

2.3

суммарная масса за каждый час смены:

с рабочей поверхности

400

2

с пола

3

Стереотипные рабочие движения (кол-во):

3.1

локальная нагрузка

3.2

региональная нагрузка

6000

1

4

Статическая нагрузка (кгс ∙ с):

4.1

одной рукой

23400

4.2

двумя руками

4.3

с участием корпуса и ног

5

Рабочая поза

стоя 75 %

3.1

6

Наклоны корпуса (количество за смену)

90

2

7

Перемещение в пространстве (км):

7.1

по горизонтали

НЕЗНАЧИТЕЛЬНО

1

7.2

по вертикали

0,5

1

Окончательная оценка тяжести труда

3.1

НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

Показатели

Класс условий труда

1

2

3

4

5

6

1

2

3.1

3.2

3.3

1. Интеллектуальные нагрузки

Вопрос: Установлен ли срок ознакомления вновь принятого работника с результатами специальной оценки условий труда (СОУТ) на его рабочем месте (на рабочем месте уже была проведена СОУТ)? Как правильно оформить ознакомление? В карте, под росписью уволенного работника, либо на листе ознакомления, приложенного к карте, либо в протоколе заседания комиссии по СОУТ, где определено место работника и условия труда на нем? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», ноябрь 2017 г.)

Установлен ли срок ознакомления вновь принятого работника с результатами специальной оценки условий труда (СОУТ) на его рабочем месте (на рабочем месте уже была проведена СОУТ)? Как правильно оформить ознакомление? В карте, под росписью уволенного работника, либо на листе ознакомления, приложенного к карте, либо в протоколе заседания комиссии по СОУТ, где определено место работника и условия труда на нем?

Работники должны быть ознакомлены с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Ознакомить работников следует в письменной форме под роспись в карте специальной оценке условий труда.

Обращаем внимание, что условия труда на рабочем должны быть указаны в трудовом договоре.

Правовое обоснование:

Как следует из ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ условия труда на рабочем месте являются обязательными для включения в трудовой договор.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», ноябрь 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *