Ответственность медицинских работников

Содержание

2. Дисциплинарная и материальная ответственность медицинских работников

Трудовое законодательство регулирует трудовые отношения во всех организациях независимо от их организационно-правовой формы собственности. Отношения, возникающие из гражданско-правовых договоров (поручения, авторского, подряда и др.), предметом которых является предоставление определенного результата труда, не регулируются трудовым законодательством.

Эти отношения регулируются гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Вместе с тем гражданское законодательство не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, если иное не предусмотрено законодательством.

Трудовые отношения основаны на личном выполнении работником своих трудовых обязанностей и подчинении последнего внутреннему трудовому распорядку организации.

Работники обязаны работать честно и добросовестно, блюсти дисциплину труда, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации, повышать производительность труда, улучшать качество продукции, соблюдать технологическую дисциплину, требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, бережно относиться к имуществу организации. Предъявляемые к работникам требования могут быть детализированы и в правилах внутреннего трудового распорядка конкретных организаций, уставах и положениях о дисциплине, коллективных договорах, а также в индивидуальных трудовых договорах (контрактах).

В случае нарушения требований, предъявляемых к работникам и закрепленных в соответствующих актах, к работникам могут быть применены меры ответственности: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и другие.

Особым видом ответственности работников является материальная ответственность. Материальная ответственность работников является самостоятельной ответственностью, не зависящей от наложения дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

Трудовое законодательство предусматривает два вида материальной ответственности:

ограниченную;

полную.

Правовой основой материальной ответственности работника является его обязанность бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения, организации.

По нормам трудового законодательства материальную ответственность несут работники, состоящие в трудовых отношениях с предприятием, учреждением, организацией на основе трудового договора, независимо от формы собственности, на базе которой создано предприятие, учреждение, организация. Она может быть возложена на этих лиц и в случае прекращения трудовых отношений при условии, если ущерб причинен работником во время действия этих отношений.

Материальная ответственность возлагается на работника только при одновременном наличии следующих условий:

o прямого (действительного) ущерба;

o противоправности поведения работника, причинившего ущерб;

o вины работника в причинении ущерба;

o причинной связи между действием (бездействием) работника и ущербом.

Под прямым (действительным) ущербом понимается ущерб наличному, реально существующему имуществу путем утраты, присвоения, порчи, понижения ценности и соответствующей необходимости собственника (владельца) произвести затраты на приобретение или восстановление имущества либо произвести излишние выплаты по вине работника другому субъекту (физическому или юридическому лицу). Это может быть недостача, порча материальных ценностей, расходы на ремонт, штрафные санкции за неисполнение обязательств, суммы уплаченных штрафов, оплата вынужденного прогула и другие выплаты.

Таким образом, материальная ответственность возлагается как за ущерб, причиненный предприятию или учреждению, с которым он состоит в трудовых отношениях, так и за ущерб, причиненный работодателем по вине работника третьим лицам в случае возмещения этого ущерба. В отличие от гражданского права взысканию подлежит лишь реальный ущерб (он также называется прямым или действительным), который фактически понес работодатель. В гражданском праве, кроме реального ущерба, взыскиваются и неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода или неполученные доходы).

Нормами трудового законодательства взыскание неполученных доходов не предусматривается, т. е. прибыль, которую работодатель мог бы получить, но не получил в результате неправомерных действий (бездействия) своих работников, взысканию не подлежит. К такому работнику в этом случае могут быть применены меры дисциплинарного или общественного воздействия с соблюдением правил, устанавливающих порядок их применения.

Противоправным признается такое поведение работника, при котором он не выполняет своих трудовых обязанностей или выполняет их ненадлежащим образом, но обязанностей, прямо или косвенно связанных с бережным отношением к материальным ценностям. Эта обязанность обычно конкретизируется в специальных актах, определяющих порядок сбережения, хранения и использования имущества и других материальных ценностей. К этим актам, кроме законов, постановлений и распоряжений Правительства, Указов Президента, относятся и правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, приказы и распоряжения администрации.

Бездействие работника признается противоправным, если указанными выше актами на работника возложена обязанность совершения определенных действий, которую он не выполнил.

Ущерб может быть причинен и в результате правомерного поведения работника. Один из этих случаев прямо установлен законом. Это нормальный производственно-хозяйственный риск, при котором в случае причинения ущерба к материальной ответственности работник не привлекается.

Риск считается оправданным, т. е. нормальным, при наличии следующих условий:

цель не может быть достигнута обычными, нерискованными средствами;

если он соответствует значению той цели, для которой предпринимается;

возможность вредных последствий при риске всегда лишь вероятна;

объектом риска являются материальные факторы, а не жизнь и здоровье человека.

На практике к правомерному причинению ущерба относят также и случаи причинения ущерба в состоянии крайней необходимости, а также при управомоченности лица на причинение ущерба. Такую возможность предусматривает ряд специальных законов, направленных на защиту публичных интересов.

Материальная ответственность работника возможна только при наличии его вины и причинной связи между деянием работника и имущественным ущербом. Ответственность наступает лишь в случае, если результат необходимо вытекает из этого деяния (действия или бездействия).

Отметим также, что если по гражданскому законодательству отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то, в качестве общего правила, в трудовом праве — обязанность доказать факт причинения прямого (действительного) ущерба -на администрации.

При ограниченной материальной ответственности работник возмещает ущерб в заранее установленных пределах. Таким пределом, как правило, является средний месячный заработок (при условии, что сумма ущерба превышает его).

При полной материальной ответственности ущерб подлежит возмещению в полном объеме без каких-либо ограничений. Материальную ответственность в полном объеме несут работники, если она возложена на них законами и постановлениями Правительства вне зависимости от того, был ли заключен с ними договор о полной материальной ответственности. Полная материальная ответственность возлагается на работника, при причинении им ущерба, если с ним был заключен письменный договор, по которому работник принял на себя полную материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему ценностей.

За причинение ущерба не при исполнении трудовых обязанностей наступает материальная ответственность также в полном объеме. Термин «не при исполнении трудовых обязанностей» означает, что причинение ущерба произошло либо в свободное от работы время, либо во время работы, но не в связи с трудовыми обязанностями, не при их исполнении. Чаще всего в связи с использованием материальных ценностей в своих личных интересах, в результате чего произошла поломка или порча их.

Полная материальная ответственность возлагается на работника и в случае, когда имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам.

В случае причинения ущерба недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, измерительных приборов, спецодежды и других предметов, выданных организацией работнику в пользование, также наступает полная материальная ответственность.

Размер причиненного предприятию, учреждению, организации ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных бухгалтерского учета, исходя из балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей за вычетом износа по установленным нормам.

Возмещение ущерба в размере, не превышающем среднего месячного заработка работника, производится по приказу (распоряжению) администрации путем удержания из его заработной платы. В остальных случаях — в судебном порядке.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за правонарушение, которым причинен ущерб.

Следует отметить, что суд может с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению. Снижение размера ущерба, подлежащего возмещению, недопустимо, если ущерб причинен преступлением, совершенным с корыстной целью.

Об административной ответственности в сфере здравоохранения

А. Гусев

Журнал «Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 7/2016

Правительством РФ внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 1093620-6, предусматривающий установление административной ответственности за ряд нарушений требований федерального законодательства в сфере здравоохранения, несоблюдение которых может оказывать влияние на правильную оценку эффективности и безопасности лекарственных препаратов, нарушать права граждан в сфере охраны здоровья, в том числе создавать угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан. Целью введения новых видов административной ответственности являются повышение эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности и ориентация государственного контроля (надзора) на предупреждение и побуждение к пресечению нарушений в сфере здравоохранения. Законопроектом предусмотрено, что соответствующий федеральный закон вступает в силу 1 января 2017 года.

Что является административным правонарушением?

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат такой ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностными лицами понимаются лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

За что предусматривается ответственность?

Нарушение порядка оказания медицинской помощи.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) с 1 января 2013 года медицинская помощь организуется и предоставляется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проектом федерального закона № 1093620-6 предусмотрено введение в КоАП РФ ст. 6.34, в силу которой нарушение порядков оказания медицинской помощи, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в части несоблюдения установленных ими обязательных требований повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб., а на само учреждение – в размере от 100 000 до 300 000 руб.

При этом если такое деяние приведет к причинению вреда жизни или здоровью граждан либо создаст угрозу причинения вреда, на должностных лиц будет наложен административный штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб., а на само учреждение – в размере от 200 000 до 400 000 руб. (или будет применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Нарушение порядка проведения медицинской экспертизы.

Проект федерального закона № 1093620-6 предусматривает административную ответственность за нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных порядков проведения медицинской экспертизы, за исключением экспертизы качества оказания медицинской помощи, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.

Согласно вводимой в КоАП РФ ст. 6.35 нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных в соответствии с законодательством РФ порядков проведения медицинской экспертизы, кроме экспертизы качества оказания медицинской помощи, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11.32 КоАП РФ, повлечет наложение на должностных лиц учреждения здравоохранения административного штрафа в сумме от 2 000 до 3 000 руб., а на само учреждение – в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Напомним, что в силу ст. 58 Федерального закона № 323-ФЗ медицинской экспертизой является проводимое в предусмотренном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинской экспертизы:

  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • медико-социальная экспертиза;
  • военно-врачебная экспертиза;
  • судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;
  • экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;
  • экспертиза качества медицинской помощи.

Порядок проведения указанных видов экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет наступление юридически значимых последствий (ст. 65 Федерального закона № 323-ФЗ).

Видами медицинского освидетельствования являются:

  • освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
  • психиатрическое освидетельствование;
  • освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;
  • освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;
  • иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством РФ.

Отметим, что административная ответственность за нарушение предусмотренного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров определена ст. 11.32 КоАП РФ.

Несоблюдение ограничений при осуществлении деятельности в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств.

Ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, перечислены в ст. 74 Федерального закона № 323-ФЗ.

В силу ч. 3 данной статьи за нарушение указанных ограничений медицинские и фармацевтические работники, руководители медицинских организаций и руководители аптечных организаций, а также компании, представители компаний несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Заметим, что в настоящее время КоАП РФ не содержит норм, устанавливающих ответственность за данные нарушения. Этот пробел призван устранить проект федерального закона № 1093620-6, вводящий в кодекс ст. 6.36. Согласно названной статье несоблюдение ограничений, налагаемых в соответствии с законодательством РФ на медицинских работников, руководителей медицинских организаций, фармацевтических работников и руководителей аптечных организаций при осуществлении ими профессиональной деятельности, повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 7 000 руб., а на учреждение – в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Кроме того, несоблюдение ограничений, налагаемых согласно законодательству об обращении лекарственных средств на организации, занимающиеся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов для медицинского применения, организации, обладающие правами на использование торгового наименования лекарственного препарата для медицинского применения, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций), повлечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 300 000 до 500 000 руб. Напомним, что ограничения, применяемые при осуществлении деятельности в сфере обращения лекарственных средств, содержатся в ст. 67.1 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья.

Проектом федерального закона № 1093620-6 предусматривается введение административной ответственности за следующие нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья (ст. 6.37 КоАП РФ).

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, если такие действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Совершение данного нарушения повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 30 000 руб., а на само учреждение – в размере от 30 000 до 40 000 руб.

2. Взимание платы за оказание медицинской помощи по территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинской организацией, участвующей в реализации данной программы, и медицинскими работниками такой организации. Это действие приведет к наложению на должностных лиц административного штрафа в сумме от 20 000 до 30 000 руб., а на само учреждение – в размере от 30 000 до 40 000 руб.

3. Нарушение права гражданина на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 6.32 КоАП РФ. Данное деяние повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб., а на учреждение – в размере от 20 000 до 30 000 руб.

4. Нарушение права гражданина на выбор в установленном законодательством РФ порядке врача и медицинской организации, получение информации о состоянии его здоровья. Указанное нарушение повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в сумме от 2 000 до 3 000 руб., а на учреждение – в сумме от 20 000 до 30 000 руб.

Напомним, что права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья определены гл. 4 Федерального закона № 323-ФЗ.

Нарушение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов.

Назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, предоставляющих медицинскую помощь, и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на ведение медицинской деятельности, осуществляются в соответствии с Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденным Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1175н (далее – Порядок № 1175н).

В соответствии с п. 30 и 34 указанного порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании первичной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе льготным категориям граждан, осуществляются исходя из тяжести и характера заболевания пациента или единолично лечащим врачом в случае типичного течения заболевания либо по согласованию с врачебной комиссией при нетипичном течении заболевания, при наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний, а также в других случаях.

При этом в силу п. 6.1 Порядка № 1175н медицинским работникам запрещается выписывать рецепты:

  • на лекарственные препараты при отсутствии медицинских показаний;
  • на лекарственные препараты, не зарегистрированные на территории РФ;
  • на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используются только в медицинских организациях;
  • на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681, зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов для лечения наркомании.

Согласно вводимой в КоАП РФ ст. 6.37 нарушение медицинским работником порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, приведет к наложению административного штрафа в размере от 5 000 до 20 000 руб.

Нарушение порядка проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения и доклинических исследований лекарственных средств для медицинского применения.

Новой ст. 6.38 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение правил надлежащей клинической практики, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при проведении клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб., а на учреждение – в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Кроме того, вводится ответственность за нарушение правил надлежащей лабораторной практики, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при проведении доклинических исследований лекарственных средств для медицинского применения. Санкции за данное деяние аналогичны санкциям за нарушение правил надлежащей клинической практики при проведении клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения.

Осуществление медицинской и фармацевтической деятельности с нарушением лицензионных требований.

Согласно ч. 1 ст. 6.40 КоАП РФ осуществление медицинской и фармацевтической деятельности с нарушением требований, предусмотренных соответствующими лицензиями, повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в сумме от 20 000 до 30 000 руб., а на учреждение – в сумме от 150 000 до 200 000 руб.

Кроме того, в случае осуществления медицинской и фармацевтической деятельности с грубым нарушением требований, установленных лицензиями, на должностное лицо учреждения будет наложен штраф в размере от 25 000 до 35 000 руб., а на учреждение – в размере от 200 000 до 300 000 руб. (или будет применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Обратите внимание

Понятие грубого нарушения будет устанавливаться Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств.

В новой редакции изложена ст. 14.4.2 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной статьи нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 30 000 руб., а на учреждение – в размере от 100 000 до 150 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Для справки:

Действующая в настоящее время редакция указанной статьи предусматривает применение административного штрафа: для должностных лиц – в размере от 5 000 до 10 000 руб., для юридических лиц – в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Кроме того, вводится ответственность за следующие правонарушения:

  • за реализацию и отпуск лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, определенным производителями лекарственных препаратов, на указанные лекарственные препараты. Данное деяние повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 100 000 до 150 000 руб., а на юридических лиц – в размере от 250 000 до 500 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • за реализацию и отпуск лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, предусмотренным производителями лекарственных препаратов, на данные лекарственные препараты. Указанные нарушения приведут к наложению на должностных лиц административного штрафа в размере от 150 000 до 200 000 руб., а на юридических лиц – в размере от 500 000 до 1 000 000 руб. (или к административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток).

Кто будет привлекать к ответственности?

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:

а) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

б) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения;

в) сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На основании ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Проект федерального закона № 1093620-6 предлагает предоставить полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях по ряду статей об установлении административной ответственности, вводимых законопроектом, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения.

Так, согласно новой редакции ч. 1 ст. 23.81 КоАП РФ Росздравнадзор, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 (в части курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг), 6.25 (в части несоблюдения требований к знаку о запрете курения, выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнения обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг), 6.28, ч. 1, 2 и 3 ст. 6.29, ст. 6.30, 6.32, ч. 1 ст. 6.34, ст. 6.35 – 6.39, ч. 1 ст. 14.4.2, ч. 1 и 2 ст. 14.43, ст. 14.44, 14.46, ч. 5 ст. 19.4, ч. 21 ст. 19.5, ст. 19.7.8 КоАП РФ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Роздравнадзора вправе:

  • руководитель Роздравнадзора, его заместители;
  • руководители территориальных органов Роздравнадзора, их заместители.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Отметим, что истечение срока давности привлечения к ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

* * *

Отсутствие в настоящее время предлагаемой проектом федерального закона № 1093620-6 административной ответственности не позволяет в полной мере применять меры воздействия при выявлении в ходе проверок, проводимых должностными лицами Росздравнадзора, нарушений качества и безопасности медицинской деятельности.

При этом выдача предписаний является недостаточно эффективной мерой воздействия для устранения нарушений в сфере здравоохранения, административная ответственность за которые предусматривается названным законопроектом.

В заключение еще раз перечислим нарушения, за которые вводится административная ответственность:

  • нарушение порядка оказания медицинской помощи;
  • нарушение порядка проведения медицинской экспертизы;
  • несоблюдение ограничений при осуществлении деятельности в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств;
  • нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • нарушение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов;
  • нарушение порядка проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения и доклинических исследований лекарственных средств для медицинского применения;
  • осуществление медицинской и фармацевтической деятельности с нарушением лицензионных требований;
  • нарушение законодательства об обращении лекарственных средств.

Проект федерального закона № 1093620-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения».

Административная ответственность медицинских работников

Административная ответственность — вид ответственности, наступающий в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Административную ответственность не следует путать с дисциплинарной, налагаемой администрацией учреждения. При административной ответственности наказание налагается административными органами (судом, милицией, пожарной охраной, налоговыми органами, санитарно-эпидемиологической службой и т.д.) Административная

ответственность связана с правонарушениями, но менее общественно опасными, чем преступления, и в корне отличается от них.

Привлечение гражданина одно временно к уголовной и административной ответственности невозможно.

Отличия административной ответственности от уголовной:

  • установить административную ответственность можно не только согласно КоАП РФ, но и на основании соответствующих законов субъектов РФ;
  • административная ответственность касается не только физических, но и юридических лиц;
  • наложение санкций осуществляется не только судом, но и органами власти или должностными лицами.

Наиболее распространенный вид административного наказания — штраф. Субъектами административных правонарушений могут быть только лица, достигшие 16-летнего возраста. При решении вопроса об административной ответственности одновременно может быть принято решение о возмещении правонарушителем имущественного вреда потерпевшей стороне.

Административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью. Следует выделить следующие административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью:

незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью, если они совершены не из корыстной или иной личной заинтересованности, влекут за собой наложение административного штрафа по ст. 5.37 КоАП. В случаях заинтересованности ответственность наступает по ст. 153 УК РФ;

непредоставление гражданину информации в случаях, предусмотренных законом (а врач обязан поступать в соответствии со ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»), либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации при отсутствии причинения реального вреда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 5.39 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 140 УК РФ;

незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.2 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 235 УК РФ;

нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.3 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 236 УК РФ;

статья 6.1 КоАП предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа за сокрытие больным венерическим заболеванием (и ВИЧ-инфицированным) источника своего заражения, равно как и других лиц, имевших половые контакты с данным заболевшим;

также предусмотрена административная ответственность за обман потребителей (ст. 14.7); нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8); заведомо ложное заключение эксперта, если это не связано с уголовным процессом (ст. 17.9); заведомо ложный вызов скорой медицинской помощи (ст. 17.9).

Административная ответственность, налагаемая органами государственной санитарно-эпидемиологической службы В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан.

Уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Руководство данной службой осуществляет главный государственный санитарный врач РФ, который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу функций.

Руководители территориальных органов указанной службы и уполномоченные ими должностные лица выступают в качестве главных государственных санитарных врачей по субъектам РФ, городам, районам и на транспорте. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, организующие деятельность по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору на объектах обороны и иного специального назначения, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача по вопросам, входящим в их компетенцию («Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569).

Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в пределах своей компетенции наделены правом рассматривать дела по административным правонарушениям, объектом которых являются здоровье населения, его санитарно- эпидемиологическое благополучие; охрана собственности; охрана окружающей среды и природопользования; законный порядок предпринимательской деятельности.

К таким административным проступкам относятся:

  1. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
  2. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ). В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям;
  3. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ). В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства;
  4. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ). Данное правонарушение заключается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовые, рестораны, кафе, бары и т.д.), в том числе при приготовлении пиши и напитков, их храпении и реализации населению;
  5. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ). Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи;
  6. уничтожение специальных знаков, в частности знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков и т.д. (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ);
  7. самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч. 2 ст. 7.8 КоАП РФ);
  8. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ). Целью указанной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду;
  9. сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ). Данный административный проступок заключается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
  10. порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
  11. продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей (ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ).

В случае выявления указанных выше административных проступков должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в установленном порядке составляется протокол об административном правонарушении.

Если же должностное лицо придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде конфискации товаров либо об административном приостановлении деятельности, такое дело передается на рассмотрение соответствующего судебного органа.

На каких основаниях можно привлечь к ответственности по закону медицинский персонал в больнице?

Работники медицинских учреждений несут личную ответственность за здоровье и жизнь своих пациентов в рамках своей деятельности.

Сферы ответственности медперсонала при причинении вреда пациенту определяются в зависимости от тяжести вреда, конкретных обстоятельств и мотивов ответственного лица.

Основания для привлечения к ответственности

Наиболее часто поводами для привлечения медработников к ответственности являются:

  • незаконный отказ от оказания медпомощи;
  • оказание некачественной медпомощи;
  • причинение вреда жизни и здоровью больного в ходе лечения или обследования;
  • разглашение конфиденциальных сведений о пациенте третьим лицам;
  • непредоставление пациенту сведений о состоянии его здоровья и назначенном лечении;
  • требование взятки с пациента;
  • нарушение правил ведения медицинской документации.

Отказ от медпомощи включает в себя отказ в госпитализации больного при наличии показаний, отказ в амбулаторном приеме при наличии талона, а также бездействие при ухудшении состояния пациента в стационаре.

Под оказанием некачественной помощи подразумеваются не только действия медработника, нанесшие вред, но и безвредные для пациента действия, проводимые с нарушением должностной инструкции и нормативных правил.

Правовое регулирование и виды ответственности

В зависимости от вида проступка определены следующие виды ответственности медработников:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная;
  • гражданско-правовая;
  • материальная.

Дисциплинарная ответственность вменяется медработникам, нарушившим трудовой распорядок медучреждения, регулируется главой 30 Трудового кодекса. Уголовная и административная ответственность регулируется кодексами КоАП и УК РФ и наступает при нарушении законодательных норм в сфере здравоохранения, а также при причинении вреда пациенту.

Гражданско-правовая ответственность (регулируется Гражданским кодексом) часто наступает одновременно с уголовной или административной и предполагает возмещение вреда пациентам, пострадавшим от действий или бездействия медработников.

Существует три типа взыскания при дисциплинарном проступке врача (например, прогуле):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

В отношении медработников силовых ведомств и армии, имеющих воинское звание, также применяются строгий выговор, понижение в звании и т. д.

Применение дисциплинарной ответственности происходит в следующем порядке:

  1. Медработник пишет объяснительную на имя главного врача.
  2. Выпускается приказ о взыскании.
  3. Медработник подписывается в ознакомлении с приказом.

Взыскание можно обжаловать в комиссии по трудовым спорам. Снятие замечания или выговора происходит не позднее, чем через год после наложения.

Медработники подвергаются административному наказанию за следующие виды правонарушений:

  • незаконная практика народной медицины (ст. 6.2 КоАП);
  • нарушение санитарных правил и норм в медучреждении (ст. 6.3 КоАП);
  • нарушение правил учета наркотических и психотропных препаратов (ст. 6.8 КоАП);
  • несоблюдение правил обращения с донорской кровью или плазмой (ст. 6.31 КоАП);
  • нарушение сроков проведения абортов (ст. 6.32 КоАП).

Занятие народной медициной без лицензии грозит штрафом до 4000 рублей, а нарушение санитарных норм в больнице может привести к штрафу до 20000 рублей, а также закрытию учреждения на 3 месяца и аресту ответственного лица на 15 суток. За нарушение правил переливания крови больнице грозит штраф до 30000 рублей, а если пациенту не сообщили о наступивших осложнениях – до 40000 рублей.

Привлечение медработников к административной ответственности происходит на основании заявления в прокуратуру или местный орган санитарного надзора от пострадавших или иных заинтересованных лиц. По факту поданного заявления проводится проверка, после чего составляется протокол об административном правонарушении.

Медработники несут уголовную ответственность по следующим статьям:

  • ст. 109 УК – причинение смерти пациенту по неосторожности;
  • ст. 118 УК – причинения тяжкого вреда здоровью пациента;
  • п. 4 ст. 122 УК – заражение пациента ВИЧ-инфекцией;
  • ст. 123 УК – проведение незаконного аборта;
  • ст. 124 УК – отказ в оказании помощи больному, если это повлекло средний, тяжкий вред здоровью или смерть;
  • ст. 233 УК – незаконная выдача рецептов на психотропные препараты;
  • ст. 235 УК – незаконное занятие частной медициной;
  • ст. 290 УК – взяточничество.

Для наступления уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности необходимо доказать, что смерть наступила не в результате действий, совершенных в целях спасения пациента от гибели по другой причине.

За перечисленные правонарушения медработнику могут грозить тюремное заключение до 5 лет, штраф в размере до 150000 рублей или дохода за 2 года работы, а также принудительные работы в течение трех лет.

Если на суде будет доказано наличие преступного умысла, факт отсутствия должной квалификации или халатное отношение к обязанностям, то, помимо основного наказания, медработнику запрещается работать в сфере здравоохранения до 3 лет после погашения судимости (отбытия срока, уплаты штрафа или окончания принудительных работ).

Важно учесть, что причиненный вред считается тяжким, если пациент:

  • лишился одной из частей тела;
  • потерял зрение, речь или слух;
  • получил стойкую нетрудоспособность более, чем на 1/3;
  • получил обезображивание лица;
  • получил необратимые нарушения жизненно важных органов;
  • полностью утратил трудоспособность.

Привлечение медработника к уголовной ответственности происходит путем подачи заявления в полицию, после чего проводится доследственная проверка, и возбуждается уголовное дело. В ходе следствия допрашиваются обвиняемый, свидетели и пострадавшие, также могут изыматься части оборудования и приостанавливаться деятельность медучреждения. Вид уголовного наказания определяет суд.

Возмещение причиненного вреда (включая моральный вред) регулируется главой 59 Гражданского кодекса. Данный вид ответственности без уголовного или административного наказания наступает в случае:

  • легкого вреда здоровью, причиненного по неосторожности;
  • некачественного исполнения медицинской процедуры;
  • причинения вреда в условиях крайней необходимости.

Если причинение вреда или смерть пациента наступает при несчастном случае, которого нельзя было избежать или предвидеть, то медработник признается невиновным, но суд тем не менее может принудить его возместить больному ущерб (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).

Возмещение вреда происходит на основании решения суда или в порядке досудебного соглашения сторон.

Медработник несет материальную ответственность за вверенные ему ценности, включая:

  • медицинское оборудование;
  • оргтехнику;
  • препараты и медикаменты.

Возмещение вреда происходит в пределах месячного оклада медработника, а при наличии соглашения о полной ответственности или при порче вверенного под подпись оборудования и ценностей, а также в случае умышленного причинения вреда медработник несет ответственность всем своим имуществом.

Важно учесть, что материальная ответственность не наступает, если врач повредил оборудование или ценности в экстренной ситуации при помощи пациенту (ст. 239 ТК РФ).

Ответственность медицинских сотрудников включает в себя общую ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом для сторон договора, а также специальную ответственность, возникающую при причинении вреда пациенту – в таком случае обязательно проводится следствие, и решение принимает суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *