Положение о инвентаризации

Разрабатываем положение об инвентаризации

Нормативное регулирование

Все налогоплательщики обязаны вести предпринимательскую деятельность с учетом определенных законодательных норм. В частности, проведение инвентаризации должно осуществляться с учетом:

  • Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете;
  • Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, где прописана основная процедура;
  • Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, которым утверждены методические указания по проверке наличия имущества и финансовых обязательств. Их обязательно надо учитывать, когда разрабатывается положение об инвентаризации в бюджетном учреждении. Для коммерческих структур этот документ необязательный, но его стоит изучить, поскольку в нем описаны все действия, которые надо совершить при проведении контрольных мероприятий по описи имущества, начиная количеством проверок и порядком формирования комиссии, заканчивая правилами оформления результатов инвентаризации.

Как разработать и что должно содержать

Документ может разработать любой сотрудник, знающий требования бухучета и уполномоченный вести разработку соответствующей документации на предприятии. Кем утверждается положение о порядке использования инвентаризации? Непосредственным руководителем организации.

Положение об инвентаризации может быть приложением к учетной политике, а может быть самостоятельным локальным нормативным актом. Но в положении обязательно освещают следующие моменты:

  • периодичность проведения проверок и случаи, когда может производиться внеплановый контроль (все ситуации перечислены в п. 1.5 Методических указаний Минфина);
  • перечень материальных ценностей, которые подлежат проверкам. При необходимости можно выделить отдельно правила проверок финансовых вложений, нематериальных активов, незавершенного строительства, оценочных резервов;
  • положение об инвентаризационной комиссии (кто назначает, сколько человек должно входить, кто из сотрудников может привлекаться к такой процедуре);
  • правила проведения;
  • порядок оформления результатов проверок. Здесь нужно учитывать, что результаты комиссия записывает в ведомости, акты и описи по формам, которые:
    • содержатся в Постановлениях Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 и от 27.03.2000 № 26 (с 2013 года такие унифицированные формы не являются обязательными);
    • или утверждены организацией и содержат все требуемые законодательством реквизиты.

При наличии производственной необходимости в документ можно включить дополнительные разделы.

Образец положения об инвентаризации 2020

Скачать

Открыть в формате Word

Утверждено
Приказом Генерального директора
ООО «Практика»
№111 от 31.12.2002
Положение о порядке проведения инвентаризации имущества и обязательств ООО «Практика»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации, проводимой в соответствии с графиком, установленным учетной политикой.
1.2. Распоряжение о проведении инвентаризации имущества и обязательств является приказ руководителя организации, его заместителей или главного бухгалтера.
Распоряжение регистрируется в «Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации» (форма ИНВ-23).
1.3. Под имуществом в соответствии со статьей 38 Налогового кодекса Российской Федерации понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Для целей настоящего Положения к имуществу относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы.
1.4. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество независимо от его местонахождения.
Инвентаризация имущества организации производится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу.
1.5. Основными целями инвентаризации являются:
— выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов;
— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
— проверка полноты отражения в учете обязательств.
2. Общие правила проведения инвентаризации
2.1. Перечень имущества, проверяемого при инвентаризации, устанавливается руководителем организации (его заместителем или главным бухгалтером) в приказе о проведении инвентаризации.
2.2. Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы организации.
2.3. При проведении инвентаризации имущества организации инвентаризационной комиссией заполняются формы, утвержденные Госкомстатом для оформления порядка проведения и результатов инвентаризации.
2.4. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «…» (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Аналогичные расписки дают работники организации, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
2.5. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.
2.6. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
2.7. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Организация должна создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
2.8. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.
Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
2.9. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов инвентаризационной комиссии.
2.10. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.
2.11. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.
2.12. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества согласно унифицированных форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 №88.
3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества
Инвентаризация основных средств
3.1. До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
3.2. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
3.3. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится экспертами.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях. Для этих целей привлекаются эксперты.
3.4. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Инвентаризация нематериальных активов
3.5. При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
— наличие документов, подтверждающих права организации на их использование;
— правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.
Инвентаризация финансовых вложений
3.6. При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
3.7. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:
— правильность оформления ценных бумаг;
— реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
— сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
— своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
3.8. При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.
3.9. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.
3.10. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.
3.11. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк — депозитарий — специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.
3.12. Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
3.13. Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
3.14. Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.
При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения.
После проверки ценностей вход в помещение не допускается (опечатывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
3.15. Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или измерения.
Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
3.16. Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.
Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
3.17. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения председателя инвентаризационной комиссии в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации.
В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
3.18. Инвентаризация товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные оформленными документами: по находящимся в пути — расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным — копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам — с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций — сохранными расписками.
Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.
3.19. Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.
В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
3.20. В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.
3.21. Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
3.22. В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
3.23. Предметы спецодежды, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей — накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.
3.24. Тара заносится в описи по видам и целевому назначению.
Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов
3.25. При инвентаризации незавершенного производства организации необходимо:
определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);
выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
3.26. В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации материально-ответственным лицам необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.
3.27. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, измерения.
Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам — с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.
3.28. Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризуются и фиксируются в отдельных описях.
Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.
3.29. По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). При необходимости могут привлекаться эксперты.
3.30. По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.
При этом проверяется:
а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.
По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.
3.31. На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты.
3.32. На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
3.33. Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности
3.34. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
3.35. Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
3.36. Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.
3.37. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации с данными выписок банков.
Инвентаризация расчетов
3.38. Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
3.38. Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.
3.40. По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.
3.41. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
3.42. Инвентаризационная комиссия должна также установить:
а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
4. Порядок оформления результатов инвентаризации
4.1. По результатам проведенной инвентаризации имущества составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией (приложение № 3 к настоящему Положению), которая подписывается Председателем комиссии.
Результаты инвентаризации имущества отражаются в акте, который передается на рассмотрение руководителя организации.
4.2. По результатам рассмотрения руководитель организации издает приказ в котором отражается:
— результат проведения инвентаризации;
— указания бухгалтерской службе об отражении результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и отчетности;
— привлечение к ответственности материально-ответственных лиц в случае недостач и излишков.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей на предприятии: документы для оформления, алгоритм и порядок проведения

Имущество предприятия, в частности, объекты, участвующие в обороте, всегда должны находиться под строгим контролем: продукция, которая ожидает реализации, ресурсы и материалы, сырье для изготовления, расходники, которые необходимы для ведения хозяйственной деятельности. И время от времени их фактическое наличие нужно сверять с документарным. Но при проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей в организации оформляются документы соответствующего образца, сам процесс имеет четкие требования, прописанные в законодательных нормах. А периодика определяется не только волей руководителя, но и некоторыми иными случаями и предписаниями. Попробуем разобраться в этой процедуре.

Что это такое

По сути, это проверка, учет объектов: существуют ли они, расположены ли на складах, прилавках, находятся в процессе транспортировки с одного склада на другой. А также учет, действительно ли списанная продукция была изъята из оборота и направлена на утилизацию.

Хотя, сама периодичность напрямую зависит от управленца или владельца предприятия, сроки и регламент, а также соответствующие решения по результатам выявляются посредством основных положений о бухгалтерском учете.

В принципе, процесс имеет две главные задачи. Первая заключается в фактической сверке. Вторая – носит производный характер. Если были выявлены какие-то расхождения, то необходимо определить количество излишков или недостатков по различным позициям.

Участие в оформлении инвентаризации товарно-материальных ценностей принимают несколько ответственных лиц. Старт происходит посредством решения руководителя, который издает соответствующий приказ. В нем отмечается сразу масса начальных данных. Является ли проверка плановой или внеплановой, касается ли оно конкретной локации, отдела, филиала, склада или в принципе будет браться в расчет все имущество предприятия. Выявляется форма проведения. А также состав комиссии, которая и будет выполнять эту деятельность. Причем она неоднородная, среди членов также выделяется свой руководитель, который будет ответственен за принятие решений, ведения отчетности по результатам. И он несет обязательства по корректному исполнению задачи всеми участниками комиссии. В фактической проверке запасов и остатков товаров также участвуют материально ответственные лица. В большинстве случаев, это кладовщик. Который будет заинтересован в том, чтобы учет происходил как можно более правильно. Иначе часто возмещать недостатки утерянной продукции придется лично ему.

Подведенные итоги обрабатываются, анализируются, и после этого выносится некоторый вердикт. Если итоги удовлетворительные, то деятельность продолжается в штатном режиме. Если существуют неучтенные потери, которые, однако, имеют вполне объяснимый характер, например, сгорели при пожаре, меняется экономический план на следующий период. Новый курс разрабатывается с учетом новых сведений. А если последующее документальное оформление инвентаризации ТМЦ выявило расхождения, но причина их не была установлена, зачастую инициируется специальное расследование внутри предприятия. Целью его, естественно, является установление источника расходов.

Особенности проверки

Такая процедура – это средство сохранения имущества организации, а также контроля существующего массива. Поэтому, помимо плановых действий, часто – это ответ на внешний фактор. Уволился кладовщик – нужно проверить, не часть ли это аферы по хищению средств. Произошла реорганизация, скорее всего, частично была сильно затронута продукция, ее могли перевезти, списать. Снова следует проверить, все ли на месте.

Ввиду различных целей и сопутствующих задач, выделяется локация изучения. В общем смысле, когда речь идет о ежегодных проверках, плановых, сверках перед сдачей финансовой отчетности – это общий охват. То есть, все ТМЦ будут строго учитываться. А если речь идет про увольнение конкретного ответственного лица, то зона охвата будет уже, только та, где этот человек принимал решения и вел деятельность. Обычно целевой склад или в крайнем случае — несколько. Примечательно то, что алгоритм проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей от задействованного объема не изменяется. А вот документация вполне может. Стоит понимать, что каждый объект нуждается в регистрации и собственной описи. Приказ и общая отчетность – это лишь верхушка айсберга. Во время процесса каждый объект получит свое документное оформление.

И все возможные варианты документации имеют строго закрепленный в правовых актах формат. Это точные бланки, где любое несоответствие поставит под сомнение в принципе корректность всей процедуры в целом. Хотя, это зачастую внутренние дела предприятия, но неправильный формат может сказаться весьма негативно. Например, такой документ не сможет стать доказательством в суде, если юридическое лицо хочет обвинить своего сотрудника в хищении.

Основания для проведения инвентаризации ТМЦ

Нужно понять, что руководство самостоятельно определяет регламент и периодику плановых проверок. В зависимости от того, насколько интенсивно идет товарооборот в компании, процессы могут быть чаще или реже. Только перед сдачей финансовой отчетности всегда стоит крупная сверка. Дальше же – на усмотрение директоров. Но при этом, обычно серьезные фирмы с крупным оборотом стремятся к показателям раз в три месяца. То есть, 4 раза в год.

Но это то, что касается плановых вариаций. А есть еще масса незапланированных. Они возникают по различным причинам. К наиболее частым основаниям следует отнести следующие варианты:

  • Передача имущества. Это зачастую самые разные варианты, аренда части производственных или иных ценностей, продажа или покупка. Например, была закуплена партия нового оборудования. И их поместили в конкретное хранилище. Неплохо будет сверить после проверки, как наличие всей поставки, так и то, не пропали ли прошлые модели, которые нужно будет перевести в другой отдел.
  • Появление нового ответственного лица. Еще до того, как новый сотрудник начнет свою деятельность, стоит точно сверить все ценное. Иначе непонятно, недостача была виной предыдущего работника или это уже ошибки нового.
  • Смена руководителя. Принцип примерно тот же, только данный сотрудник мог производить незаконные манипуляции с имуществом в гораздо более крупном размере. Поэтому нужно понять, осталось ли после его ухода имущественная часть компании в неприкосновенности.
  • Также инвентаризация товаро-материальных ценностей проводится, если произошла смена организационного устройства юридического лица. В том числе полная ликвидация действующего предприятия. Необходимо понимать, что особенно это важно, если подразумевается ликвидация при банкротстве. Наличие долгов предполагает формирование конкурсной массы, куда входит все материальные активы компании в полном объеме.
  • Чрезвычайные ситуации, обстоятельства непреодолимой силы и схожее. Различные стихийные бедствия, пожары на складе, торговом зале. А также небольшие локальные проблемы. К примеру, затопления из-за проблем с сантехникой. Неясно, сколько объектов в результате могли испортиться и потерять свою потребительскую пригодность.

Документы для проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей

Принципиально важно понимать, что данный процесс функционирует посредством массы сопутствующих актов. И каждое действие комиссии, а также ответственных лиц должно фиксироваться. Итоги сверки имеют строгий характер. Если допускаются хоть какие-то ошибки, расхождения, противоречия во мнениях, сразу проводится дополнительная проверка. И вносятся соответствующие исправления.

Регламент строгий, используется необходимый бланк для каждого действия. Для сверки – свой, для списания – свой. Итак, рассмотрим, какие форматы нам понадобятся для этого:

  • Опись ИНВ-3. Это основной документ, который руководитель передает сформированной комиссии. А точнее, конкретно лидеру группы. В нем отражаются остатки ТМЦ на текущий период. Именно их и предстоит сверять. Это, так сказать, база, на которую следует ориентироваться. В бланке есть графа о фактическом наличии. По сути, именно ее и нужно заполнить, пройдясь по всем позициям, указанным в бумаге. Очередность же остается на усмотрение проверяющих.
  • ИНВ-19. Ее еще называют сличительной ведомостью. Это своего рода основной отчет, который формируется в виде результатов проделанной работы.
  • ИНВ-6. К вопросу о том, как оформить и провести инвентаризацию ТМЦ, которые в этот момент находятся в транспорте. То есть, их перевозят, доставляют на склад или точку продаж, везут от поставщика. Именно данный акт и используется в таком случае.
  • ИНВ-5. Этот акт составляется уже только по поводу некоторой категории товаров или иного имущества. То, что принимается на ответственное хранение. Объекты повышенной безопасности. И их проверяют особо тщательно, занося сведения в отдельную опись.
  • ТОРГ-16. Этот акт уже относится к списанию товаров. В принципе, он оформляется в том случае, если выявилось, что продукт в наличии есть, но его эксплуатационные свойства исчерпали себя. Обычно это плановое списание. Было известно, что к этой дате срок годности уже выйдет. Либо, нарушены условия хранения. И тогда уже добавляется к ситуации и поиск виновного. Кроме того, есть некоторая категория товаров, срок годности которых не имеет четко выраженной даты. Так, при проведении инвентаризации ТМЦ оформляется данный акт и на продукты, которые непредвиденно вышли из срока эксплуатации.

Порядок и алгоритм проведения

Это действие проводится в четком соответствии с принятым регламентом. В первую очередь всегда выявляется причина, еще до этапа формирования соответствующего приказа. Второй пункт – это назначение членов комиссии, это уже происходит одновременно с публикацией приказа. Далее, проводится определение сроков, которые также заносятся в документ. Нарушать установленный временной диапазон недопустимо. Иначе будет инициирована повторная проверка.

Последний пункт – подведение итогов, формирование отчетности, направление ее в бухгалтерию для анализа. В дальнейшем, руководящий состав уже проводит совещание по итогам, предпринимает соответствующие шаги, если они, вообще, будут нужны.

Состав комиссии

Напомним, что инвентаризация материальных ценностей на предприятии – это сверка на местах хранения. Личная, которая проводится сотрудниками, не удаленная, не документарная, не электронная. А значит, придется сформировать список людей, которые этим и займутся.

Отдельно хотелось бы сказать, что всегда есть:

  • Председатель. Лицо, ответственное за принятие ключевых решений, подведения итогов, передачу отчетов. При этом и все обязательства по качеству проведенных процедур кладутся на плечи именно этого человека.
  • Участники администрации. И должность в этом случае уже не имеет принципиального значения. Это могут быть администраторы локального или общего уровня, приписанные к конкретному филиалу или из центрального аппарата.
  • Представители бухгалтерии. Опять же, необязательно главный бухгалтер собственной персоной. Подойдет даже стажер, который пока еще не принят на работу по трудовому договору, а лишь проходит обучение.

Учитывая, как проводится инвентаризация ТМЦ, документы как раз обычно оформляются бухгалтерами. Они просто более компетентны в этом вопросе. Да и председатель зачастую назначается из этого отдела.

Приказ о проведении

Он имеет форму ИНВ-22. И важно понимать, что хотя инициатива может быть местная, без каких-то предписаний извне, все равно работать по собственному макету документа нельзя. В приказе четко обозначается причина, сроки, локация. То есть, проверка общего характера или отдельной зоны. А также указываются все назначенные члены комиссии, отдельно упоминается, кто берет на себя председательскую должность.

Инструкция проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей

Ни в коем случае нельзя издавать приказ, если последней приходной документации еще нет на руках. Ведь тогда руководствоваться проверяющим будет просто нечем. Передача бумаг происходит под подпись всех проверяющих. Равно, как и последующая отчетность.

Все данные должны быть отражены четко, в полном размере, без недопустимых сокращений. А также все действия выполняется под надзором лиц, которые несут личную ответственность за хранящуюся в зоне продукцию. Без их ведома или присутствия начинать сверку недопустимо.

Отдельно стоит сообщить, что любое исправление, даже самого мелкого характера вносится лишь при получении согласия каждого из членов комиссии. Деятельность является гласной, на местах проверок могут присутствовать работники этой зоны, цеха.

Поскольку при крупном объеме продукции процедура становится сложной и затянутой, логично воспользоваться специальным программным обеспечением. Оно поможет упростить проведение, заполнение отчетности, сверку, выявление результатов. Сложную работу с документами свести к минимуму.

Документное оформление результатов

Поскольку список документов достаточно обширный, не все кадры умеют с ними работать. Поэтому как раз в этом вопросе использование «умных» программ от «Клеверенс», которые помогут избежать ошибок, связанными с человеческим фактором, вполне обосновано.

Да и тем, кто уже отлично знаком с техникой заполнения бумаг, такая помощь точно не повредит. Еще ни одна деятельность не стала хуже от того, что ее упростили. При сохранении или даже повышении общего уровня продуктивности.

Инвентаризация материальных ценностей – это сложный процесс. Почему бы не сделать его проще?

Сроки проведения

Этот аспект полностью зависит от руководителя. Только он определяет, в каких временных диапазонах будет происходить процедура.

Формы документов

Стоит заранее скачать необходимые бланки. Как уже было сказано, строгое соответствие образцам в этом случае обязательно.

  • . Сам приказ о начале процесса.
  • . Опись объекта.
  • . Продукция, которая прошла отгрузку.
  • . Уже принятые объекты.
  • . ТМЦ во время перевозки.
  • . Отчетность по результатам.
  • Сличительная ведомость.
  • . Контрольная проверка корректности процедуры.
  • Общий журнал с отметками о проведенных действиях и их соответствию регламенту.

Итак, порядок инвентаризации товарно-материальных ценностей кажется не таким уж и сложным. Но главная проблематика лежит не в самой структуре, а в объеме. Если предстоит сверить тысячи позиций, то ошибку допустить легко. Поэтому специальные программы – это самые простой и логичный инструмент защиты от оплошностей. Например, мы в «Клеверенс» предлагаем программные продукты Учет имущества или «Инвентаризация ОС». С помощью этого софта можно оптимизировать и упростить процесс инвентаризации.

Количество показов: 990

ПРОЕКТ

Скачать проект

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СМЫШЛЯЕВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Об утверждении положения о постоянно действующей инвентаризационной комиссии

В соответствии со статьей 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктами 6 и 20 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, ПОСТАНОВЛЯЮ:

  1. Утвердить положение о постоянно действующей инвентаризационной комиссии Администрации городского поселения Смышляевка.
  2. Опубликовать настоящее постановление в газете «Мой поселок».
  3. Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования, контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава городского поселения Смышляевка В.М. Брызгалов

Положение о постоянно действующей инвентаризационной комиссии

1. Общие положения

Постоянно действующая комиссия по инвентаризации имущества и финансовых обязательств Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области (далее – Комиссия) создана для осуществления контроля над сохранностью и эффективным использованием имущества учреждения.
Комиссия при организации и проведении инвентаризации руководствуется статьей 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктами 6 и 20 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

2. Основные задачи Комиссии

2.1. Основной задачей Комиссии является проведение инвентаризации имущества по его местонахождению и материально ответственному лицу, выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств, подготовка документов по списанию основных средств и материальных запасов.

3. Организация деятельности Комиссии

3.1. Комиссию возглавляет председатель.
Председатель:

  • осуществляет общее руководство работы Комиссии;
  • распределяет обязанности и дает поручения членам Комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов;
  • перед началом инвентаризации подготавливает план работы, проводит инструктаж с членами Комиссии, ознакомляет членов Комиссии с материалами предыдущих инвентаризаций, ревизий и проверок;
  • несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комиссию задач.

3.2. Состав Комиссии ежегодно назначается распоряжением Главы Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области. Комиссия должна состоять не менее чем три человека.

В Комиссию входят:

  • работники администрации;

Инвентаризация проводится в присутствии всех членов Комиссии. Отсутствие хотя бы одного члена Комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

3.3. Материально ответственные лица в состав Комиссии не входят. При проверке имущества присутствие материально ответственных лиц обязательно.

3.4. Комиссия проводит инвентаризации:

  • внеочередные:
    • при передаче имущества Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области в аренду, при выкупе, продаже;
    • при смене материально ответственных лиц;
    • при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества;
    • в случае стихийного бедствия, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
    • при реорганизации или ликвидации Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области;
  • ежегодные – по графику, утвержденному приказом, в том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством и иными нормативно-правовыми документами.

4. Полномочия Комиссии при проведении инвентаризации финансовых и нефинансовых активов

4.1. Комиссия при проведении инвентаризации обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, материальных запасов, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Инвентаризационные описи составляются по унифицированным бланкам, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.
Описи в двух экземплярах подписывают все члены Комиссии и материально ответственные лица.

4.2. При инвентаризации основных средств Комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, инвентарные номера.

Основными задачами Комиссии по инвентаризации основных средств являются:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

4.3. При инвентаризации материальных запасов Комиссия в присутствии материально ответственного лица должна пересчитать, перевесить или перемерить имеющиеся по месту хранения материальные ценности.

4.4. Основными задачами Комиссии по инвентаризации нематериальных активов являются:

  • проверка наличия документов, подтверждающих права организации на их использование;
  • правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

4.5. При инвентаризации расчетов Комиссия путем документальной проверки устанавливает:

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

4.6. Комиссия принимает решение о списании дебиторской и кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

5. Оформление результатов инвентаризации и регулирование выявленных расхождений

5.1. По итогам Комиссия составляет акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Этот акт представляется на рассмотрение и утверждение Главе Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области с приложением ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504835).

5.2. По всем недостачам и излишкам Комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц. Они должны быть отражены в инвентаризационных описях (актах). На основании представленных объяснений и материалов проверок Комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета.

5.3. По результатам инвентаризации председатель Комиссии подготавливает Главе Администрации предложения:

  • по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в негодность, за счет виновных лиц либо по их списанию;
  • по оприходованию излишков;
  • по списанию нереальной к взысканию дебиторской и невостребованной кредиторской задолженности;
  • по оптимизации приема, хранения и отпуска материальных ценностей;
  • другие предложения.

6. Права Комиссии

6.1. Комиссия имеет право:

  • требовать создания условий, обеспечивающих полную и точную проверку фактического наличия имущества;
  • опечатать складские и другие служебные помещения при уходе членов Комиссии, если инвентаризация проводится в течение нескольких дней.

7. Ответственность Комиссии

7.1. Постоянно действующая Комиссия несет ответственность:

  • за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данных о фактическом наличии (об остатках) объектов инвентаризации;
  • за правильность указания в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип, марка и другие признаки);
  • за сокрытие выявленных нарушений;
  • за правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации.

8. Заключительные положения

8.1. Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются Главой Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области .

8.2. Если в результате изменения действующего законодательства России отдельные статьи настоящего положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *