Помощник тепловоза

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________//

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Помощника машиниста тепловоза

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность помощника машиниста тепловоза (далее — Компания).

1.2. Помощник машиниста тепловоза назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Помощник машиниста тепловоза относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно Компании.

1.4. На должность помощника машиниста тепловоза назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, профессиональную подготовку, свидетельство помощника машиниста тепловоза и стаж работы не менее 1 года.

1.5. В практической деятельности помощник машиниста тепловоза должен руководствоваться:

  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка организации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании.

1.6. Помощник машиниста тепловоза должен знать:

  • устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования тепловоза;
  • технические характеристики тепловоза;
  • порядок содержания и ухода за тепловозом в эксплуатации;
  • устройство тормозов и технологию управления ими;
  • профиль железнодорожного пути;
  • путевые знаки;
  • максимально допустимую скорость движения, установленную на обслуживаемом участке;
  • инструкцию по техническому обслуживанию тепловозов в эксплуатации;
  • способы выявления и устранения неисправностей в работе механического, электрического, тормозного и вспомогательного оборудования;
  • правила сцепки и расцепки подвижного состава;
  • правила пользования тормозными башмаками;
  • правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
  • инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
  • инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и другие нормативные акты, относящиеся к кругу выполняемых работ;
  • техническо-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков;
  • график движения поездов;
  • основы электротехники.

1.7. В период временного отсутствия помощника машиниста тепловоза его обязанности возлагаются на .

2. Должностные обязанности

Помощник машиниста тепловоза осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Техническое обслуживание механического, электрического, тормозного и вспомогательного оборудования в соответствии с перечнем работ, установленным нормативным актом для помощника машиниста тепловоза.

2.2. Участие в приемке и сдаче тепловоза.

2.3. Экипировка, смазка узлов и деталей, подготовка тепловоза к работе.

2.4. Сцепка тепловоза с первым вагоном: соединение концевых рукавов тормозной магистрали, открытие концевых кранов тормозной магистрали.

2.5. Отцепка тепловоза от состава: расцепление автосцепок с предварительным разъединением тормозной магистрали.

2.6. Выполнение поручений машиниста тепловоза по уходу за тепловозом и контролю за состоянием узлов и агрегатов в пути следования.

2.7. Закрепление тепловоза или поезда для предотвращения самопроизвольного движения в соответствии с перечнем работ, установленным соответствующим нормативным актом.

2.8. Наблюдение за свободностью железнодорожного пути, состоянием контактной сети, встречных поездов, правильностью приготовления поездного и маневрового маршрута, показаниями сигналов светофоров, сигнальных знаков, указателей в процессе движения поезда, сигналов, подаваемых работниками железнодорожного транспорта, повторение их с машинистом тепловоза и выполнение их.

2.9. Подача установленных сигналов, выполнение оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов, согласно нормативным документам.

2.10. Участие в устранении неисправностей на тепловозе, возникших в пути следования, в объеме, установленном регламентом работы локомотивной бригады.

В случае служебной необходимости помощник машиниста тепловоза может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Помощник машиниста тепловоза имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Помощник машиниста тепловоза несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы помощника машиниста тепловоза осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы помощника машиниста тепловоза является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы помощника машиниста тепловоза определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью помощник машиниста тепловоза обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/»_­­___» _______ 20__ г.

(подпись)

Помощник машиниста тепловоза

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Выпуск №52 ЕТКС
Выпуск утвержден Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 68н

Раздел ЕТКС «Железнодорожный транспорт»

§ 61. Помощник машиниста тепловоза

Характеристика работ. Техническое обслуживание механического, электрического, тормозного и вспомогательного оборудования в соответствии с перечнем работ, установленным нормативным актом для помощника машиниста тепловоза. Участие в приемке и сдаче тепловоза. Экипировка, смазка узлов и деталей, подготовка тепловоза к работе. Сцепка тепловоза с первым вагоном: соединение концевых рукавов тормозной магистрали, открытие концевых кранов тормозной магистрали. Отцепка тепловоза от состава: расцепление автосцепок с предварительным разъединением тормозной магистрали. Выполнение поручений машиниста тепловоза по уходу за тепловозом и контролю за состоянием узлов и агрегатов в пути следования. Закрепление тепловоза или поезда для предотвращения самопроизвольного движения в соответствии с перечнем работ, установленным соответствующим нормативным актом. Наблюдение за свободностью железнодорожного пути, состоянием контактной сети, встречных поездов, правильностью приготовления поездного и маневрового маршрута, показаниями сигналов светофоров, сигнальных знаков, указателей в процессе движения поезда, сигналов, подаваемых работниками железнодорожного транспорта, повторение их с машинистом тепловоза и выполнение их. Подача установленных сигналов, выполнение оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов, согласно нормативным документам. Участие в устранении неисправностей на тепловозе, возникших в пути следования, в объеме, установленном регламентом работы локомотивной бригады.

Должен знать: устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования тепловоза; технические характеристики тепловоза; порядок содержания и ухода за тепловозом в эксплуатации; устройство тормозов и технологию управления ими; профиль железнодорожного пути; путевые знаки; максимально допустимую скорость движения, установленную на обслуживаемом участке; инструкцию по техническому обслуживанию тепловозов в эксплуатации; способы выявления и устранения неисправностей в работе механического, электрического, тормозного и вспомогательного оборудования; правила сцепки и расцепки подвижного состава; правила пользования тормозными башмаками; правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и другие нормативные акты, относящиеся к кругу выполняемых работ; техническо-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков; график движения поездов; основы электротехники.

Требуется профессиональная подготовка и свидетельство помощника машиниста тепловоза.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Помощник машиниста тепловоза» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция помощника машиниста тепловоза, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).

Помощник машиниста рельсового автобуса

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель издания настоящего справочника — дать машинисту необходимые сведения по обслуживанию основных серий грузовых, пассажирских и маневровых тепловозов. От грамотного и оперативного действия локомотивной бригады, особенно в экстремальных ситуациях в пути следования, во многом зависит эффективная работа тепловоза и безопасность движения. На сети отечественных дорог эксплуатируются различные серии тепловозов, а в отдельных депо одновременно в эксплуатации находятся две-три серии тепловозов, на которых работают поочередно одни и те же локомотивные бригады. В связи с этим роль настоящего справочника многократно возрастает, так как в нем приведены технические характеристики тепловозов (ТЭЗ, М62, 2М62, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 2ТЭ10УТ, 2ТЭ116, 2ТЭ121, ТЭП60, ТЭ1170, ТЭМ2, ЧМЭЗ), даны характеристики дизелей, вспомогательного оборудования, описаны топливные, масляные, водяные и пневматические системы. Для наглядности пути циркуляции масла, топлива, воды и воздуха элементы трубопроводов выполнены на схемах в цвете. Управляет машинист этими системами с помощью разобщительных кранов и вентилей; их рабочее положение при различных режимах работы и во время эксплуатации легко можно определить, пользуясь таблицами, которые содержатся в пояснительном тексте к соответствующим схемам.
Непривычным, нетрадиционным для машиниста может показаться материал, поясняющий действие цепей управления в режимах пуска дизеля и тяги, в которых наиболее часто встречаются неисправности, легко устранимые в пути следования силами локомотивной бригады. Эти возможные неисправности даны в форме структурных схем с указанием конкретных элементов: главных замыкающих контактов (г.з.к.) контакторов, вспомогательных замыкающих (з.к.), размыкающих (р.к.) контактов контакторов и реле, которые оказывают влияние на работу соответствующего аппарата. Предлагаемые машинисту таблицы не только помогут быстро восстановить в памяти последовательность срабатывания аппаратов, но и ускоряют процесс выявления причин их несрабатывания. При этом машинист должен помнить, что структурные схемы составлены в полном соответствии с монтажными и поэтому данное к ним описание вполне применимо к принципиальным монтажным электрическим схемам, которые даны в учебниках или вывешены в кабине машиниста. Последовательность срабатывания аппаратов, нумерация проводов, их расположение даны применительно к последним выпускам тепловозов. Электрические схемы тепловозов раннего выпуска могут отличаться от помещенных в справочнике. Для приведения их в соответствие с новыми схемами потребуется небольшая корректировка.
Несмотря на то что по устройству и работе автотормозного оборудования имеется достаточно литературы, изданной высококвалифицированными специалистами, авторы посчитали не лишним дать материал о порядке обслуживания автотормозов, привели характеристики тормозного оборудования. Это не подмена существующей литературы, а желание дать машинисту сведения, которые могли бы оказать ему помощь в экстремальных ситуациях в пути следования.
В сведениях об экипажной части тепловозов содержатся основные требования к ее узлам, приведены допуски на эксплуатацион­ные размеры и изноем, которые помогут маши­нисту при приемке локомотива из ремонта и при обслуживании в пути следования. В справочнике даны сведения о смазочных мате­риалах и порядке применения их на теплово­зах.
В связи с участившимися случаями пожара на тепловозах авторы посчитали целесообразным дать сведения о противопожарных средствах и порядке их применения при тушении пожара.
При составлении справочника использовались заводские инструкции тепловозов и официальные издания МПС. Авторы выражают признательность работникам ЦТ МПС, ВНИИЖТа, служб локомотивного хозяйства Московской дороги за содействие по улучшению изложения материала в данном справочнике.

Смотри другие справочники и энциклопедии по железным дорогам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *