Повышение квалификации гражданских служащих

Эффективность работы гражданской службы зависит от профессионализма ее сотрудников. Поэтому законодательно установлены права и обязанности работодателя в отношении дополнительного профессионального образования работников. В частности, пп. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79‑ФЗ) закреплено, что гражданский служащий обязан в том числе поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. В статье рассмотрим основания для дополнительного профессионального образования гражданских служащих и особенности его получения.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Это закреплено в п. 6 Порядка № 499, ч. 2 ст. 76 Закона № 273‑ФЗ, а также ч. 1 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ.

📌 Реклама Отключить

Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее – Положение № 1474). В соответствии с данным указом профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются согласно Государственным требованиям к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 (далее – Требования № 362).

📌 Реклама Отключить

Отдельным категориям гражданских служащих, помимо указанных документов, следует также руководствоваться иными правовыми актами. Так, организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Федерального агентства по недропользованию регламентируется Приказом Роснедр от 30.01.2015 № 16‑к. Также, например, получение дополнительного образования закреплено в Отраслевом соглашении по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2015 – 2017 годы.

К сведению

Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1307‑р утверждена примерная форма государственного контракта на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.

Напомним, что дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки (п. 6 Положения № 1474).

📌 Реклама Отключить

Дополнительное образование служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Вместе с тем данная обязанность реализуется представителем нанимателя, который определяет план мероприятий, связанных с дополнительным образованием служащих, а также финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

Основаниями для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование являются:

  1. назначение служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
  2. включение служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
  3. результаты аттестации служащего;
  4. назначение служащего на иную должность гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа (пп. 2 п. 1 ст. 31 Закона № 79‑ФЗ).

Форма обучения

В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 273‑ФЗ формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ. 📌 Реклама Отключить

Так, объем освоения дополнительной профессиональной программы регламентирован п. 12 Порядка № 499:

  • для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов;
  • для программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в любой предусмотренной законодательством об образовании форме обучения с отрывом или без отрыва от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы (ч. 9 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ).

Согласно п. 2 Требований№ 362 профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы:

📌 Реклама Отключить

  • с отрывом от гражданской службы (профессиональная переподготовка и повышение квалификации за пределами территории РФ, стажировка на территории РФ и за ее пределами);
  • с частичным отрывом от гражданской службы (до трех рабочих дней в неделю);
  • без отрыва (вечерние группы) от государственной гражданской службы РФ.

Обратите внимание

Требования № 362 содержат положения о прохождении профессиональной переподготовки и повышении квалификации гражданских служащих с частичным отрывом от гражданской службы. Однако в данной части требования не могут применяться, поскольку Федеральным законом № 185‑ФЗ упразднена форма дополнительного профессионального образования с частичным отрывом от государственной гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

📌 Реклама Отключить

Следует отметить, что выбор формы обучения зависит от объема получаемой информации и места расположения органа или организации, в которых гражданский служащий осуществляет дополнительное образование.

Однако при этом надо учитывать п. 3 Требований № 362, согласно которому общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю должен составлять:

  • при обучении с отрывом от службы – не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов;
  • при обучении без отрыва от службы – не менее 12 часов.

Профессиональная переподготовка

Согласно п. 9 Требований № 362, а также п. 4 Положения № 1474 под профессиональной переподготовкой гражданских служащих понимается приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности. 📌 Реклама Отключить

То есть целью профессиональной переподготовки является выполнение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации.

Отметим, что на профессиональную переподготовку направляются служащие, замещающие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки служащим может быть присвоена дополнительная квалификация.

При этом необходимость в прохождении профессиональной переподготовки служащими, замещающими должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется работодателем.

📌 Реклама Отключить

Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ:

  • более 500 аудиторных часов для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности;
  • более 1 000 часов (из них 75% аудиторных) для получения дополнительной квалификации (п. 12 Требований № 362).

Следует помнить, что при освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.

По завершении образовательных программ профессиональной переподготовки проводится обязательная государственная итоговая аттестация, предусматривающая выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.

📌 Реклама Отключить

Положительные результаты этой аттестации дают право на получение диплома:

  • о профессиональной переподготовке – лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов;
  • о дополнительном (к высшему) образовании – лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1 000 часов (в этом случае государственный служащий может претендовать на замещение должностей, квалификационные требования по которым соответствуют профилю полученного образования).

Повышение квалификации

В соответствии с п. 17 Требований № 362 повышением квалификации гражданских служащих является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач. 📌 Реклама Отключить

Обратите внимание

Согласно п. 5 Положения № 1474 гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Данная норма направлена, в частности, на изучение гражданским служащим специфики прохождения службы в конкретном государственном органе.

На повышение квалификации направляются служащие в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей.

В плановом порядке повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (ч. 5 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ).

Повышение квалификации может проходить:

  • в краткосрочной форме (объемом от 18 до 72 аудиторных часов) в целях освоения изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности;
  • в форме комплексного обновления знаний для решения соответствующих профессиональных задач (объемом от 73 до 144 аудиторных часов). В этом случае по аналогии с профессиональной переподготовкой гражданскому служащему могут быть зачтены разделы программы краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.

Заключительным этапом повышения квалификации является итоговая аттестация, после успешного прохождения которой государственным служащим выдаются документы государственного образца: либо удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, либо свидетельство о повышении квалификации (п. 21 Требований № 362). 📌 Реклама Отключить

Стажировка

Согласно Требованиям№ 362 стажировка подразумевает закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Мы уже отмечали, что в соответствии с п. 6 Положения № 1474 дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки. На это указано и в ч. 12ст. 76 Закона № 273‑ФЗ.

То есть в Законе № 273‑ФЗ стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не как отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы. Об этом говорится, например, в письмах Минобрнауки РФ от 09.10.2013 № 06–735 и Минтруда РФ от 31.07.2013 № 18-3/10/2–4297. В связи с этим положения Требований о стажировке, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, неприменимы.

📌 Реклама Отключить

В силу п. 13 Порядка № 499 сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер и предусматривать такие виды обучающей деятельности, как работа с учебными изданиями, приобретение профессиональных и организаторских навыков, работа с технической, нормативной и другой документацией и др.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Дополнительное профессиональное образование за пределами РФ

Частью 8 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ установлено право гражданского служащего на получение дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ, которое предусматривает приобретение знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками. 📌 Реклама Отключить

Согласно разд. V Требований № 362 обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или образовательным учреждением, определенным в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов, с иностранными государственными органами, организациями и образовательными учреждениями, а также с международными организациями (далее – зарубежные партнеры).

Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя.

При этом преимущество при направлении на обучение за рубежом имеют служащие со стажем гражданской службы более двух лет, при этом более одного года – в замещаемой должности. В то же время образовательные программы обучения за рубежом могут предусматривать предварительную подготовку служащих.

📌 Реклама Отключить

Продолжительность обучения устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, определенной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации).

В случае повышения квалификации за рубежом гражданские служащие должны обучаться в группах численностью не более 10 человек. При этом обучающимся в составе групп (при необходимости) предоставляются услуги переводчика.

Профессиональная переподготовка и стажировка осуществляются индивидуально. В этом случае обязательным условием для гражданских служащих является знание иностранного языка, на котором ведется преподавание.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации

План переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих реализуется за счет средств федерального бюджета, выделенных на исполнение государственного заказа (ст. 63 Закона № 79‑ФЗ). Соответственно, закупки товаров, работ, услуг в рамках государственного заказа осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44‑ФЗ»О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 📌 Реклама Отключить

В силу ч. 4 ст. 63 Закона № 79‑ФЗ государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих, включая его объем и структуру, утверждается Правительством РФ после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Отметим, что государственный заказ утверждается отдельно по каждому государственному органу с указанием количества федеральных гражданских служащих, направляемых на обучение, а также объема финансирования, предусмотренного в федеральном бюджете на такое обучение. На 2015 год государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих утвержден Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2015 № 370‑р.

На дополнительное профессиональное образование гражданских служащих субъекта РФ государственный заказ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

📌 Реклама Отключить

К сведению

Согласно Распоряжению Президента РФ от 08.05.2014 № 143‑рп «Об организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации в 2014 – 2016 годах» единственным исполнителем закупки услуг по организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории РФ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ является ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Отметим, что порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих регламентирован Положением № 1474.

📌 Реклама Отключить Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 02.07.2013 № 185‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Источник: Журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения»

Как гражданским служащим получить дополнительное образование?

Нормы ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывают всех сотрудников государственных учреждений поддерживать на должном уровне квалификацию, необходимую для исполнения должностных обязанностей. Без определенных профессиональных навыков такие сотрудники не могут двигаться по карьерной лестнице, а значит, им необходимо дополнительное образование. Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 регулирует этот порядок. Кроме того, дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется представителем нанимателя по нормам Положения, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474. То есть направить на обучение может учреждение или ведомство, где служит человек. Рассмотрим подробнее, как это происходит.

Права и обязанности на обучение

Работодатель обязан направлять своих сотрудников на допобучение в определенных законом случаях. В частности, если:

  • сотрудник назначен на другую, более высокую, должность по итогам конкурсного отбора (карьерный рост);
  • сотрудник включен по итогам конкурса в кадровый резерв;
  • сотрудник прошел аттестацию с итогом, требующим повышения квалификации;
  • сотрудник назначен на другую должность в связи с сокращением занимаемой им ранее должности или упразднением государственного органа в целом.

При этом другие чиновники также могут обучаться на дополнительной основе по своему желанию. Установлено, что любой служащий государственных органов должен пройти допобучение не реже, чем раз в 3 года.

В силу п.12 Порядка, утвержденного приказом № 499, объем освоения дополнительной профессиональной программы составляет:

  • в случае повышения квалификации — не менее 16 часов;
  • в случае профессиональной переподготовки — не менее 250 часов.

Форма обучения может быть любой, разрешенной законодательством (очной, заочной, дистанционной). Прохождение занятий может осуществляться с отрывом или без отрыва учащегося от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в течение всего периода его службы. Представитель нанимателя (ведомство, в котором работает чиновник) должен самостоятельно определять план необходимых мероприятий, а также финансировать их за счет средств соответствующих бюджетов. Обучающимся лицам работодатели должны создавать необходимые условия для совмещения учебы и работы.

Порядок направления на учебу

Руководство ведомства выбирает государственных гражданских служащих и направляет их на учебу. В распоряжении о направлении на учебу должен быть указан режим чиновника на этот период, поскольку гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование разными способами:

  • с полным отрывом от работы (стажировка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации в России и за ее пределами);
  • с частичным отрывом от трудовой деятельности (до 3-х рабочих дней в неделю);
  • без отрыва от государственной службы (вечерние группы).

Однако в последнее время частичный отрыв от службы не применяется, и учебу совмещают с выполнением служебных обязанностей в обычном графике либо получают учебный отпуск. Выбор формы обучения зависит от расположения учебного центра (организации) и объема информации, которую должен получить слушатель. Этот объем строго регламентирован в п. 3 Требований № 362 и составляет:

  • до 12 часов в неделю при дополнительном обучении без отрыва от службы;
  • до 41 часа в неделе в аудитории (54 часов в целом) при учебе с отрывом от работы.

Следует учитывать, что в госучреждениях такие мероприятия планируются заранее и на разных вертикалях. Переподготовка чиновников является государственным заказом. Поэтому отбор учебных заведений, а значит, и образовательных программ осуществляется учреждениями по нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44. Кроме того, должен быть разработан и утвержден план мероприятий по повышению квалификации гражданского служащего. Этот документ в целом по региону утверждается на уровне местных властей. Далее составляются ведомственные планы. Затем каждое учреждение и орган разрабатывает и утверждает индивидуальные планы по всем сотрудникам. В этом доменте приводится информация о чиновнике, а также все сведения о повышении квалификации и переподготовке. Примерно это выглядит так:

Образец приказа об утверждении плана и образец (на примере Комитета ЗАГС)

Скачать

Последствия непрохождения обучения

Если гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование, но откажется от этой возможности или его руководство ее проигнорирует, он рискует не только не получить следующие по рангу категорию и должность, но и утратить работу совсем. Например, руководство обязано направить на профессиональную переподготовку служащих, замещающих должности на категории:

  • помощники (советники);
  • специалисты;
  • обеспечивающие специалисты.

Только в этом случае возможно их назначение в порядке должностного роста на более высокую должность категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки чиновникам может быть присвоена дополнительная квалификация. Если же переподготовки не произойдет, они не будут соответствовать установленным требованиям для более высокой категории.

Итоги дополнительного образования

После завершения образовательных программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки проводится обязательная государственная итоговая аттестация. В ее состав входят:

  • выпускная квалификационная (аттестационная) работа;
  • экзамен.

В случае успешного прохождения испытаний государственный служащий получает:

  • диплом о профессиональной переподготовке (программа объемом более 500 аудиторных часов);
  • диплом о дополнительном (к высшему) образовании (программа объемом более 1000 часов).

Далее государственный служащий имеет право претендовать на замещение должностей, квалификационные требования по которым соответствуют профилю полученного им дополнительного образования.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих

В настоящее время в соответствии с федеральным законом № 79-ФЗ система профессионального образования и развития государственных служащих включает в себя четыре элемента:

  1. профессиональная подготовка кадров для государственной службы;
  2. профессиональная переподготовка государственных служащих;
  3. повышение квалификации государственных служащих;
  4. стажировка государственных служащих.

Организация подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих подчинена оптимальной реализации указанных принципов и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшению существующих специальных учебных заведений и их подразделений по разработке и реализации учебных планов и программ.

Под профессиональной подготовкой кадров для гражданской службы имеется в виду процесс обучения гражданина профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения им должностных функций и полномочий по замещаемой должности государственной службы.

Под профессиональными знаниями на государственной службе понимается целостная и систематизированная совокупность знаний в области государства и права, науки управления, политологии, экономики, социологии, психологии о теории и практике реализации полномочий органов государственной власти. Наряду с фундаментальными знаниями чрезвычайно важно, чтобы государственные служащие твердо знали свои задачи, функции, права и обязанности по замещаемой должности, способы и средства ее исполнения.

Государственный служащий, владеющий профессиональными знаниями, всегда готов к решению служебных задач, которые включают:

  • реализацию основных направлений государственной административной политики и решение задач социальной политики;
  • правовое регулирование социально-экономических процессов в отраслях и сферах государственной деятельности на основе законодательства об управлении, разграничении компетенции и функций государственных органов;
  • анализ реальных ситуаций, складывающихся в государственных органах, поиск путей согласования различных интересов, определение причин и упреждение социальных конфликтов;
  • организацию выполнения решений федеральных государственных органов, налаживание учета и проверки исполнения этих решений, обеспечение контроля за ходом их выполнения;
  • выработку стратегической программы по исполнению должностных обязанностей согласно должностному регламенту.

Под умениями на государственной службе понимаются профессиональные знания государственного служащего, воплощенные в решение конкретных служебных задач в соответствии с замещаемой должностью. Например, умение государственного служащего вникнуть в суть управленческой ситуации, проанализировать ее и предложить законное и целесообразное решение.

Под навыками на государственной службе понимаются умения государственного служащего, осуществляемые им автоматически в режиме реального служебного времени. Навыки приобретаются в процессе практической служебной деятельности в условиях типичных управленческих ситуаций. Они позволяют экономить служебное время, сводить до минимума ошибки и просчеты.

Итак, профессиональные знания, умения и навыки — показатели профессионализма государственного служащего. Они определяют профессиональную пригодность и компетентность государственного служащего.

Профессиональная подготовка для государственной службы осуществляется на основании договора на обучение. Заключение договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. В рамках указанного договора, а также по согласованию образовательного учреждения профессионального образования с государственным органом в этом государственном органе осуществляются практика и стажировка обучающихся.

Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным законом. Координация подготовки кадров для гражданской службы осуществляется соответствующим органом по управлению государственной службой.

Ответственность за организацию и проведение профессиональной подготовки гражданских государственных служащих, обновление их теоретических и практических знаний, умений и навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов возлагается на руководителей государственных органов.

Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 62) определена и классифицирована система дополнительного профессионального образования гражданских служащих. Дополнительное

профессиональное образование гражданского служащего включает профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы с периодичностью не реже одного раза в три года.

Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:

  1. назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
  2. включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
  3. результаты аттестации гражданского служащего.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования.

Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка гражданского служащего осуществляется как непосредственно в государственных органах, так и в иных организациях. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование, в том числе пройти стажировку за рубежом Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы.

Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом законодательством.

Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим своей должности гражданской службы.

Гражданскому служащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, представителем нанимателя, образовательным учреждением профессионального образования, государственным органом или иной организацией обеспечиваются условия для освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования.

Под профессиональной переподготовкой государственных служащих понимается получение дополнительных к базовому высшему образованию новых знаний, позволяющих присвоить служащему новую специализацию и (или) квалификацию.

Профессиональная переподготовка государственных служащих осуществляется на основе договоров, заключаемых государственными органами и соответствующими образовательными учреждениями. Формы и методы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением, в котором осуществляется обучение, в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями государственных органов на основании заключенных договоров.

Законодательно установлены следующие формы профессиональной переподготовки государственных служащих:

  1. от шести месяцев до года без отрыва от выполнения должностных обязанностей;
  2. от трех до шести месяцев с отрывом от выполнения должностных обязанностей.

Освоение дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки завершается экзаменом и защитой дипломной работы (государственной итоговой аттестацией). Государственные служащие, выполнившие все требования учебного плана и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. В рамках профессиональной переподготовки возможно получение государственным служащим новой специальности или квалификации на базе имеющегося профессионального образования.

На профессиональную переподготовку направляются, как правило, государственные служащие, включенные в резерв для выдвижения на должность более высокой группы должностей, либо замещающие определенную государственную должность, но не имеющие соответствующего профессионального образования по специальности (специализации), необходимого для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности. В этом случае период обучения государственного служащего определяется индивидуально.

Конкретные сроки и формы профессиональной переподготовки государственного служащего определяются руководителем государственного органа. На период профессиональной переподготовки за государственным служащими сохраняется средний заработок по ранее занимаемой должности.

Следует считать, что направление на переподготовку не влечет обязанности государственного органа и права государственного служащего требовать:

  • назначения на более высокую государственную должность;
  • назначения на государственную должность иного профиля;
  • приема на государственную службу (например, государственного служащего, уволенного из государственного органа в связи с реорганизационными процедурами).

Под повышением квалификации имеется в виду обновление теоретических и практических знаний государственных служащих в соответствии с требованиями образовательных стандартов в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий.

Повышение квалификации осуществляется при появлении у государственного служащего дополнительных служебных функций на замещаемых государственных должностях или при необходимости предстоящих должностных перемещений в пределах данной группы должностей. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в течение всей служебной деятельности государственного служащего. Повышение квалификации государственного служащего, находящегося в кадровом резерве на замещение должности государственной службы, осуществляется с его согласия в установленном порядке. Разные цели повышения квалификации государственных служащих обусловливают различные формы их обучения.

Повышение квалификации государственного служащего может осуществляться непосредственно в государственном органе, образовательном учреждении, а также в организации (в том числе, за рубежом) без освобождения от выполнения должностных обязанностей или с освобождением от этих обязанностей.

Основными формами повышения квалификации являются:

  • краткосрочное (72 часа) тематическое обучение по вопросам конкретной служебной деятельности (например, изучение порядка ведения реестра юридических лиц, порядка подготовки юридических актов и т.п.), которое проводится по месту службы государственного служащего;
  • среднесрочное (от 72 до 100 часов) тематическое обучение (проблемные семинары) в образовательном учреждении для решения конкретных вопросов по профилю служебной деятельности.

По итогам повышения квалификации государственному служащему выдается свидетельство или удостоверение без присвоения новой специализации или квалификации.

Отдельный и важный вопрос дополнительное профессиональное образование для лиц, впервые принятых на государственную службу.

Обучение государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, имеет целью приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной профессиональной служебной деятельности, ускорения адаптации к ее условиям и закрепления на замещаемой должности. При этом должны учитываться специфические особенности профессиональной деятельности в соответствующем государственном органе.

Профессиональная подготовка впервые принятых на государственную службу должна учитывать следующие факторы:

  • задачи и критерии эффективности в соответствующей сфере государственной деятельности;
  • модели организации соответствующей государственной деятельности;
  • правовые и политические взаимоотношения сотрудников государственных органов;
  • методы и средства управления в условиях ограничений, обусловленных разделением властей, публичностью процесса принятия решений, давлением политической борьбы на функционирование государственных органов, и другие обстоятельства.

Основными задачами, решаемыми при обучении государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, являются:

  • выявление недостающих для эффективного исполнения обязанностей по должности государственной службы знаний, умений и навыков (степени подготовки) государственных служащих;
  • организация соответственно полученным данным учебного процесса по программам дополнительного профессионального образования;
  • определение уровня подготовки обучаемых после получения ими дополнительного профессиональною образования.

Требования к уровню профессиональной подготовки государственных служащих дифференцируются в зависимости от замещаемой государственной должности. Утверждены стандарты профессиональных знаний, умений и навыков (образовательные стандарты) для государственных служащих, замещающих младшие, старшие и ведущие государственные должности.

Для определения недостающих знаний у государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, руководителям государственных органов рекомендуется изучить материалы личных дел, результаты конкурсов, испытаний, другие данные, а также проводить собеседования, тестирование, анкетирование и другие формы определения знаний. Право выбора формы обучения государственного служащего, впервые принятого на государственную службу, принадлежит государственному органу и его руководителю.

Таким образом, организация профессионального образования и развития государственных служащих представляет собой важную составную часть прохождения государственной службы, ответственность за которую возлагается на руководителя государственного органа.

4 Дополнительное профессиональное образование государственного или муниципального служащего

Виды дополнительного профессионального образования. Закон о системе государственной службы закрепляет, что переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служа­щих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федера­ции, а также субъектов РФ.

Согласно Закону о гражданской службе одним из прав граж­данского служащего является его право на дополнительное про­фессиональное образование, которое включает: профессиональ­ную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Профессиональная переподготовка — это получение граждан­скими служащими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение от­дельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необ­ходимых для выполнения нового вида профессиональной деятель­ности.

Повышение квалификации — это обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требо­ваний к уровню квалификации и необходимостью освоения со­временных методов решения профессиональных задач. Оно осу­ществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Стажировка — это процедура формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, получен­ных в результате теоретической подготовки. Стажировка осущест­вляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Ста­жировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Нормативными правовыми актами об особенностях отдельных видов государственной службы могут предусматриваться и другие виды дополнительного профессионального образования государ­ственных служащих.

Например, приказом МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 утверждено Наставление по организации профессиональной под­готовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федера­ции. Согласно этому документу видом профессионального обра­зования в системе МВД России являются учебные сборы. Их цель — повышение профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных за­дач по занимаемой или новой должности.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку, по­вышение квалификации и стажировку. Профессиональная перепод­готовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию обра­зовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, имеющих право на выдачу до­кумента государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государст­венного герба РФ, а также право на включение в схему централи­зованного государственного финансирования. Стажировка граж­данского служащего осуществляется непосредственно в государст­венных органах и иных организациях.

Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществля­ется на основе государственного заказа, который формируется с учетом программ государственных органов по профессионально­му развитию гражданских служащих, основанных на их индивиду­альных планах профессионального развития.

Такой план разрабатывается самим гражданским служащим со­вместно с непосредственным руководителем сроком на три года. В индивидуальном плане указываются:

  1. цель, вид, форма и продолжительность получения дополни­тельного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;

  2. направления дополнительного профессионального образо­вания;

  3. ожидаемая результативность.

Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой. В программе, рассчитан­ной на три года:

  1. прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке граж­данских служащих по категориям и группам должностей граж­данской службы, направлениям, видам, формам и продолжитель­ности получения дополнительного профессионального образова­ния с учетом профиля и типа образовательных учреждений;

  2. указываются этапы реализации программы, перечень меро­приятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и ре­зультаты ее реализации;

  3. прогнозируется ожидаемая результативность. Федеральными государственными органами не позднее 1 марта года, предшествующего планируемому, представляются заявки на обучение гражданских служащих в федеральный государственный орган по управлению государственной службой. К заявке прилага­ется пояснительная записка с обоснованием основных направле­ний дополнительного профессионального образования.

Федеральный государственный орган по управлению государ­ственной службой на основе таких заявок определяет структуру государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государст­венных гражданских служащих и рассчитывает объем его финан­сирования.

Не позднее 1 мая года, предшествующего планируемому, в Правительство РФ вносятся согласованные с Администрацией Президента РФ предложения:

об объеме финансирования государственного заказа на про­фессиональную переподготовку, повышение квалификации и ста­жировку федеральных гражданских служащих на соответствую­щий год с необходимыми обоснованиями;

о приоритетных направлениях дополнительного профессио­нального образования федеральных гражданских служащих исхо­дя из перспективных целей и задач федеральных государственных органов.

Государственный заказ утверждается Правительством РФ не позднее чем в трехмесячный срок со дня вступления в силу феде­рального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.

Размещение указанного государственного заказа осуществляет­ся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг для государственных и муници­пальных нужд», на конкурсной основе.

Федеральный государственный орган (заказчик) совместно с федеральным государственным органом по управлению государ­ственной службой, с одной стороны, и соответствующее образова­тельное учреждение, с другой стороны, заключают государствен­ный контракт на профессиональную переподготовку или повыше­ние квалификации федеральных гражданских служащих.

Порядок переподготовки, повышения квалификации и стажиров­ки. Порядок переподготовки, повышения квалификации и стажи­ровки гражданских служащих регламентируется Указом Прези­дента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном про­фессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Основанием для направления гражданского служащего на про­фессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:

  1. назначение гражданского служащего в порядке должностно­го роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;

  2. включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной ос­нове;

  3. решение аттестационной комиссии о соответствии граждан­ского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.

Гражданский служащий может получать дополнительное про­фессиональное образование и за границей.

Профессиональная переподготовка и повышение квалифика­ции гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использова­нием возможностей дистанционных образовательных технологий.

Профессиональная переподготовка и повышение квалифика­ции гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (со­ветники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществ­ляются с отрывом или частичным отрывом от государственной гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалифика­ции гражданских служащих, замещающих иные должности граж­данской службы, осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы.

Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы.

Прохождение гражданским служащим профессиональной пере­подготовки, повышения квалификации или стажировки подтверж­дается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения граждан­ского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или про­должения замещения гражданским служащим должности граж­данской службы.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362 утверждены государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке госу­дарственных гражданских служащих Российской Федерации.

Требования к профессиональной переподготовке гражданских служащих. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях совершенствования знаний гражданских служащих или по­лучения ими дополнительных знаний для выполнения нового ви­да профессиональной деятельности, получения дополнительной квалификации.

Для профессиональной переподготовки устанавливаются сле­дующие нормативные сроки освоения образовательных программ:

  1. для выполнения гражданскими служащими нового вида про­фессиональной деятельности — более 500 аудиторных часов;

  2. для получения гражданскими служащими дополнительной квалификации — более 1000 часов, в том числе более 75% ауди­торных часов.

Гражданскому служащему в качестве разделов программы про­фессиональной переподготовки могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых под­тверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей про­грамме профессиональной переподготовки.

Освоение гражданскими служащими образовательных про­грамм профессиональной переподготовки завершается обязатель­ной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экза­мен.

По результатам проведения обязательной государственной ито­говой аттестации выдаются документы государственного образца: диплом о профессиональной переподготовке, диплом о дополни­тельном (к высшему) образовании.

Диплом о дополнительном (к высшему) образовании дает гражданскому служащему право претендовать на замещение долж­ностей гражданской службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля.

Требования к повышению квалификации гражданских служащих. Повышение квалификации осуществляется в целях:

  1. освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности гражданских служащих (темати­ческие и проблемные конференции и семинары) — объемом от 18 до 72 аудиторных часов (краткосрочное повышение квалифика­ции);

  2. комплексного обновления знаний по ряду вопросов в уста­новленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач — объемом от 73 до 144 аудиторных часов.

При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов мо­гут быть зачтены программы краткосрочного повышения квалифи­кации, освоение которых подтверждено документами государст­венного образца, полученными не позднее трех лет до начала обуче­ния по соответствующей программе повышения квалификации.

Повышение квалификации завершается обязательной государ­ственной итоговой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний:

  1. по краткосрочным программам повышения квалификации — экзамен в форме тестирования;

  2. по программам повышения квалификации объемом свыше 72 часов — экзамен в форме тестирования и защита итоговой ра­боты.

По результатам проведения обязательной государственной ито­говой аттестации выдаются документы государственного образца: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации; сви­детельство о повышении квалификации.

Требования к стажировке. Программа стажировки разрабатыва­ется образовательным учреждением совместно с государственным органом, гражданские служащие которого направляются для про­хождения стажировки, и государственным органом или иной ор­ганизацией, принимающими стажеров.

Продолжительность стажировки, являющейся самостоятель­ным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, — от двух до четырех месяцев. Продолжи­тельность стажировки, являющейся частью программ профессио­нальной переподготовки или повышения квалификации, опреде­ляется учебным планом соответствующих программ.

Освоение гражданскими служащими программы стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессио­нального образования, завершается отчетом о стажировке и обяза­тельной государственной итоговой аттестацией, предусматриваю­щей выпускную квалификационную (аттестационную) работу.

По результатам проведения обязательной государственной ито­говой аттестации выдается документ государственного образца — свидетельство о прохождении стажировки.

Дополнительное профессиональное образование государственных служащих иных видов государственной службы. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государ­ственных служащих иных видов государственной службы регули­руются специальными нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Фе­дерации повышение квалификации и профессиональную пере­подготовку средний, старший и высший начальствующий состав органов внутренних дел проходит в образовательных учреждениях МВД России, других образовательных учреждениях, имеющих ли­цензии и государственную аккредитацию; младший, средний и старший начальствующий состав — в центрах профессиональной подготовки. Стажировку рядовой и начальствующий состав про­ходит по месту службы, в иных органах внутренних дел, федераль­ных органах исполнительной власти и иностранных государствах (в случае необходимости и в установленном порядке).

Целью повышения квалификации служащих МВД России яв­ляется обновление теоретических и практических знаний специа­листов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения про­фессиональных задач.

Повышение квалификации включает следующие виды обуче­ния:

  1. краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по конкретным вопросам оперативно-служебной деятельности со­трудников, которое заканчивается сдачей соответствующего экза­мена, зачета или защитой реферата;

  2. тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по правовым, оперативно-техническим, криминалистическим, психологическим и другим проблемам, возникающим на уровне департаментов, регионов, органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;

  3. длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в об­разовательном учреждении дополнительного профессионального образования для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности.

Целью профессиональной переподготовки сотрудников явля­ется получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изуче­ние отдельных дисциплин, разделов правоохранительной и опера­тивно-служебной направленности, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка сотрудников проводится по учебным планам и программам, предусматривающим объем учеб­ного времени свыше 500 часов аудиторных занятий. По результа­там прохождения профессиональной переподготовки сотрудники получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Основной целью стажировки является формирование и закреп­ление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.

Учебные сборы в центрах профессиональной подготовки про­водятся, как правило, в объеме не менее 72 и не более 144 часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *