Повышение подоходного налога

С 13 до 15: для кого правительство может повысить подоходный налог

Минфин не обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ, сообщил журналистам глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. «В Минфине вопрос повышения НДФЛ не рассматривается, и Минфин такое не предлагает», — цитирует ТАСС слова Сазанова. Он отметил, что не может утверждать, что вопрос не обсуждается за пределами ведомства. В аппарате Голодец на момент публикации не ответили на запрос РБК.

Удар по бюджету

Основной аргумент против освобождения части граждан от подоходного налога — высокие выпадающие доходы регионов, сообщил РБК федеральный чиновник. В 2016 году (данных за полный 2017 год пока нет) консолидированный бюджет получил от НДФЛ свыше 3 трлн руб., следует из данных федерального казначейства. Это 10,7% от всех налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. За январь—октябрь прошлого года доля НДФЛ в поступлениях составила 10,2%.

Вычет по НДФЛ увеличит зависимость бедных регионов от трансфертов из федерального бюджета, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.
«По регионам будет очень большая диспропорция. Москва, например, очень неплохо заработает на таком решении, а в Дагестане и Республике Алтай, наоборот, будут выпадающие доходы, потому что в этих регионах много людей, которые МРОТ получают. Поэтому мы, конечно, еще сильнее подсадим бедные регионы на трансферты из федерального бюджета, а Москва получит дополнительные деньги», — сказал РБК Назаров.

По его мнению, освобождение граждан с доходами ниже прожиточного минимума от НДФЛ не сможет решить проблему бедности. «Бедность от этого не изменится вообще никак. Если отец получает зарплату на уровне МРОТ, у него неработающая жена и один или двое детей, то при освобождении его МРОТ от подоходного налога в этой семье почти ничего не изменится, она из бедности никаким образом не выйдет, семья получит дополнительно меньше 1 тыс. руб., что абсолютно недостаточно», — подчеркнул Назаров.

После уравнения МРОТ с прожиточным минимумом (это, как говорил ранее президент Владимир Путин, произойдет 1 мая) людей с зарплатами ниже минимальных остаться не должно — это приведет к тому, что освобождать от уплаты НДФЛ бедных граждан надо будет не по заработной плате, а по совокупному доходу, отметила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Поэтому, по ее мнению, бедных граждан освободят от НДФЛ путем единоразового налогового вычета по итогам года.

Но такой вычет не станет действенным инструментом в борьбе с бедностью, подчеркивает эксперт. «Бедность — это категория не доходов, а потребления, и, если вы один раз в году сделаете какую-то выплату, а в течение всего года семья не сможет покрывать свои потребности даже по прожиточному минимуму, значит, эффекта на бедность это не будет иметь», — указала Малева.

Подоходный налог в России планируют поднять до 15 процентов. Окончательное решение о повышении НДФЛ будет принимать глава государства, но вице-премьер Аркадий Дворкович уверен, что «ничего страшного» в изменениях нет.

-Я не думаю, что разница между 13 и 15% такова, чтобы люди побежали сразу в другие юрисдикции, — сказал Дворкович на встрече со студентами Российского экономического университета им. Плеханова.

Повышение НДФЛ

Повысить ставку НДФЛ предложил помощник президента Андрей Белоусов. Вице-премьер Ольга Голодец поддерживает увеличение налога, а Минфин и Минэкономразвития выступают против. На данный момент вопрос обсуждается.

Дворкович считает, что повышение ставки пойдет россиянам на пользу, но подчеркнул, что окончательное решение пример президент.

-Ничего страшного я в этом не вижу. Мы жили с 13%-ным налогом достаточно долго, и если дополнительные два процентных пункта будут направляться, например, на здравоохранение, это точно будет в плюс, — сказал вице-премьер.

Комментируя возможность повышения НДФЛ, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что никаких решений пока не принималось.

-Что касается бюджета, налоговых дел, то в данном случае, конечно, сначала должна быть сформирована позиция правительства, кабинета министров. Пока еще обсуждение продолжается и каких-либо решений в этом контексте не принималось​, — сказал Песков.

НДФЛ со ставкой 13% действует в России с 2001 года. В последние несколько лет обсуждается вопрос повышения налога или возвращения к прогрессивной шкале, при использовании которой ставка растет по мере увеличения дохода. В 20016 году в парламент был внесен законопроект, предусматривающий кратное повышение ставки для обеспеченных россиян и полное освобождение от налога тех, кто зарабатывает менее 15 тыс. руб. в месяц.

Как вернуть себе 13% от лечения, обучения или покупки жилья читайте .

Повышение подоходного налога в России в 2020 году

Подоходный налог с физических лиц — это один из важных индикаторов благосостояния населения. В правительстве и Государственной думе не единожды в 2018 году поднимался вопрос о возможной корректировке этого налога. Посмотрим, как обсуждался подоходный налог в 2018 году, каких изменений в области налогообложения физических лиц ожидать в будущем, возможно ли увеличение подоходного налога в 2020 году или в следующем, 2020-м.

О подоходном налоге в 2020 году

Подоходный налог в России представлен налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), нормативное регулирование которого закреплено в главе 23 НК РФ.

Таблица: подоходный налог 2020: сколько процентов составляют отчисления в зависимости от налоговой базы.

Ставка НДФЛ Налоговая база
13 % Зарплата, дивиденды, другие доходы резидентов (кроме указанных в последней строке), граждан из ЕАЭС, беженцев и др. (Письма Минфина от 24.01.2018 № 03-04-05/3543, от 14.05.2018 № 03-04-06/32214)
30 % Доходы нерезидентов (тех, кто проживает в стране менее полугода)
35 % Выигрыши, призы, беспроцентные займы резидентов, дивиденды нерезидентов

В среднем доля бюджетных доходов в 2011–2017 годах от поступлений по НДФЛ составляла 3,5 % по отношению к ВВП (для сравнения, в 2017 году поступления от НДФЛ составили 3,53 %, от налога на прибыль организаций — 3,57 %) (данные из документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»). Эти цифры со всей очевидностью доказывают, что уровень поступлений в бюджет от НДФЛ является достаточно высоким в сопоставлении с иными источникам дохода бюджетов в России.

Однако много это или мало в сравнении с аналогичными показателями других стран? Обратимся к данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 36 развитых государств. Опубликованные данные показывают величину доходов бюджетов государства от НДФЛ (Tax on Personal Income) в процентном соотношении к ВВП. Средний процент бюджетных поступлений подоходного налога физических лиц в странах, входящих в ОЭСР, на 2015 год составляет 8,44 % к уровню ВВП. Таким образом, напрашивается вывод об относительно низком уровне бюджетных доходов от НДФЛ в России.

Важно подчеркнуть, что во многих европейских государствах, включенных в приведенную выше аналитику ОЭСР (в частности, Австрия, Германия, Италия), действует система прогрессивного налогообложения: ставка налога определяется в зависимости от размера налоговой базы. В отдельных странах доход до определенного порога освобождается от налогообложения, далее постепенно идет увеличение ставки (например, во Франции ставка для физических лиц варьирует от 0 до 75 %).

Увеличится ли подоходный налог в 2020 году

Вопрос реформирования системы взимания НДФЛ в России поднимается достаточно регулярно: например, в 2016 году вице-премьер Ольга Голодец говорила о проработке Правительством РФ идеи перехода на прогрессивную шкалу НДФЛ (а значит, для части населения возможно повышение подоходного налога в России), а в марте 2018 года на рассмотрение в Государственную думу РФ был внесен проект закона о введении прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. В начале 2020 года на уровне Правительства РФ обсуждался вопрос повышения ставки НДФЛ с 13 до 15 % (это увеличение должно было коснуться только граждан с высокими зарплатами — от 7 до 10 млн руб. в год).

Представляется, что в ближайшее время нет оснований ожидать, что в России произойдет повышение подоходного налога в 2020 году (или, точнее, повышение ставки НДФЛ) для основной массы населения. Этому есть ряд оснований.

  1. В момент активного рассмотрения вопроса реформирования взимания НДФЛ (в том числе в начале 2020-го) речь шла о выборе источника повышения доходов бюджета — НДФЛ или НДС, и, как известно, выбран был НДС.
  2. Вторым аспектом, который представляется весьма актуальным при решении вопроса о повышении налога, является размер налогового бремени: в соответствии с принципом недопустимости чрезмерного налогообложения. Последнее не должно парализовать реализацию гражданами конституционных прав и свобод.

Очевидно, Минфин придерживается такого же мнения: отвечая на массовые запросы граждан, ведомство опубликовало Письма от 07.05.2018 № 03-04-05/30463, от 12.04.2018 № 03-04-05/24386, в которых разъяснило, что повышения ставки НДФЛ не планируется. О том, что не нужно ждать введения прогрессивной ставки, сказано в Письме от 26.09.2017 № 03-04-05/62106.

Экономические обоснования

Безусловно, не только налоговая ставка влияет на величину налогового бремени, но она является важным регулятором налоговых поступлений в бюджет. Если обратиться к законам экономики, то, в соответствии с формулой Лаффера, экономически зависимость величины бюджетных поступлений от величины налоговой ставки выглядит в форме кривой: до определенной границы налоговая ставка будет обеспечивать высокие бюджетные доходы, но при превышении этого предела налоговые доходы будут уменьшаться, так как завышенное налоговое бремя будет снижать желание субъектов гражданского оборота заниматься данным налогооблагаемым видом деятельности. Соответственно, для осуществления эффективного взимания фискальных платежей государство выбирает определенную налоговую политику. Например, если законодательством устанавливается низкая налоговая ставка, то одновременно устанавливается и расширенная налоговая база, и наоборот. В условиях современной экономической ситуации, когда россияне беднеют, повышение ставки налогообложения на и без того экономически понижающиеся доходы повлекло бы существенное ухудшение положения основной массы населения. Те же 2 процентных пункта разницы между предлагаемым повышением и действующей сейчас ставкой (с 13 до 15 %) для всех налогоплательщиков вне зависимости от уровня дохода было бы намного более ощутимо для слоев населения с низким доходом, чем для более обеспеченных.

От редакции: пока верстался материал

Пока верстался материал, все новостные каналы облетело известие о том, что правительство планирует ввести систему индивидуального пенсионного капитала, размер отчислений в который может составить до 6% от дохода россиян, а что это, как не скрытое повышение подоходного налога? Читайте об этом в заметке «Граждан впишут в систему индивидуального пенсионного капитала автоматически?».

В обращении к гражданам Владимир Путин предложил повысить ставку налога на дивиденды, которые российские физлица выводят на свои зарубежные счета, с нынешних 5–10% до 15%. Это потребует внесения изменений в десятки соглашений России с другими странами об избежании двойного налогообложения. С теми, кто на такие корректировки не согласится, эти соглашения могут быть расторгнуты. По мнению экспертов, от таких решительных шагов могут пострадать как реальные иностранные инвесторы, так и российский бизнес, ведущий свою деятельность за рубежом. При этом, по их словам, для предотвращения агрессивной налоговой оптимизации, о которой вчера говорил президент, в мире уже давно найдены другие способы.

Обращение Владимира Путина в связи с коронавирусом. Главное

Владимир Путин вчера объявил о двух найденных новых источниках доходов для финансирования планов властей по поддержке населения во время эпидемии COVID-19 — это введение налога на доходы от крупных вкладов и увеличение налога на дивиденды, уходящие из России за рубеж. «Сейчас две трети таких средств, а по сути это доходы конкретных физических лиц, в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются реальной ставкой налога лишь в 2%. Тогда как граждане даже с небольших зарплат платят подоходный налог в 13%»,— пояснил мотивы своего решения президент.

Для восстановления справедливости он предложил установить ставку подоходного налога для таких дивидендов на уровне 15%.

Поскольку сейчас льготные ставки налога на дивиденды (во многих случаях это 5–10%) прописаны в двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (СИДН, всего их у РФ более 80), правительству поручено скорректировать эти договоры. «Если же иностранные партнеры не примут наши предложения, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке. И начнем с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны»,— пригрозил Владимир Путин.

Партнер КПМГ в России и СНГ Анна Воронкова напоминает, что как раз с классическими офшорами (например, Британские Виргинские острова) у РФ таких соглашений нет и к дивидендам и процентам, выплачиваемым в такие страны, применяются максимальные ставки (15% и 20%). «Очевидно, новая мера коснется и иных государств, которые используются в качестве классических холдинговых юрисдикций для владения российским бизнесом — такие как Кипр, Нидерланды, Сингапур»,— рассуждает она.

По словам эксперта, если дополнительных критериев при введении новой ставки не появится, пострадать могут не только те, кто использует другие юрисдикции для снижения налогов, но и реальные иностранные инвесторы.

Разграничить эти группы возможно — например, США во все свои СИДН включили положения об ограничении льгот, по которым они доступны только ограниченному перечню компаний (осуществляющим реальную активную предпринимательскую деятельность банкам, публичным компаниям, физическим лицам и так далее).

Советник налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов отмечает, что применительно к выплатам дивидендов по ставкам 5–10% уже действуют механизмы, направленные на недопущение минимизации налогов. В частности, с 2015 года действует правило о том, что иностранные компании-получатели должны обладать фактическим правом на доход в отношении получаемых сумм (то есть являться бенефициарными собственниками таких доходов), а также норма о необходимости уплаты налогов в РФ с прибыли, получаемой контролируемыми иностранными компаниями (КИК) российских резидентов. По мнению Александра Ерасова, обложение налогом в 15% всего дивидендного потока за рубеж может обернуться существенными негативными последствиями для экономики РФ: «Могут пострадать инвестиции в Россию, поскольку российское налогообложение становится существенно менее выгодным по сравнению с налогообложением большинства других стран, также могут пострадать российские компании, у которых есть бизнес за рубежом, поскольку международные соглашения основаны на принципах зеркальности».

Партнер аудиторской компании «Кроу Экcпертиза» Рустам Вахитов полагает, что до поднятия ставок в налоговых соглашениях с крупными экономическими игроками или до разрыва налоговых договоров с ними дело не дойдет. «Скорее всего, основной проблемой авторы предложений видят не то, что, например, «Сименс» платит слишком мало налогов с дивидендов из России, а упомянутые 2% у чересчур оптимизированных российских резидентов,— говорит эксперт,— Но для того чтобы бороться с этим, не нужно повышать ставку налога на дивиденды для всех, есть другие всем известные меры. Например, уже вводимый MLI (международное соглашение по противодействию уклонению от налогов.— “Ъ”) принцип основной цели. Можно также следовать западному опыту и вводить ответственность консультантов, превращающих 13% в 2%, или обязанность сообщать об агрессивных схемах, как это работает в США еще с 1984 года. Вряд ли России нужно изобретать свой особый путь».

Татьяна Гришина, Вадим Вислогузов

Российские власти рассматривают инициативу, согласно которой налог на доходы физических лиц для отдельных групп граждан может быть отменен. Кроме того, предложено осуществить налоговый вычет из НДФЛ, который был бы равен действующему прожиточному минимуму. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на трёх федеральных чиновников и бывшего чиновника финансово-экономического блока. Цель инициативы — продемонстрировать борьбу за социальную справедливость.

Ранее о данной инициативе рассказал глава Министерства экономического развития Максим Орешкин. Отменить НДФЛ предлагается тем, чей доход ниже 10 000 рублей или же меньше (сообщается, что таковых в стране 12,7% — 18,6 млн. человек). При этом возможно увеличение ставки НДФЛ для остальных категорий граждан с действующих ныне 13% до 16%. Иными словами, налоги, которые не заплатят бедные, по сути, предложено переложить на плечи других налогоплательщиков.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что предметные совещания по этому поводу не идут. По его словам, в правительстве пока нет ни позиции, ни решений по данному вопросу. В самом правительстве от комментариев на эту тему отказались.

В любом случае, очевидно, что повышение НДФЛ спровоцирует массовый уход работающих россиян в теневой сектор, а повышение НДС — очередной рост цен, что только увеличит число бедных.

Получается замкнутый круг? Неужели нельзя по-другому побороть бедность в России? И пойдут ли в правительстве на означенные меры?

— Почему нет? Тем более что тем, кто сейчас получает официальную заработную плату, будет не так-то легко снова «уйти в тень», — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

—Тот же, кто работает без надлежащего оформления, или получает большую часть зарплаты «в черную», и так НДФЛ не платят. Проблема России не в низкой ставке НДФЛ и не в намерении правительства ее повысить, а в отсутствии прогрессивной шкалы налогообложения. Это крайне несправедливо, поскольку люди с высокими доходами потребляют значительно больше тех общественных благ, которые полностью или частично оплачиваются государством. Они чаще путешествуют, а потому больше пользуются транспортной инфраструктурой. Они чаще обращаются в суд за разрешением хозяйственных и имущественных споров. У них больше имущества, которое находится под охраной правоохранительных органов.

«СП»: — Почему именно 16%? Существуют какие-то подсчеты? А в других странах, как с НДФЛ? Может, у нас все еще не так плохо?

— Это примерно соответствует минимальной ставке подоходного налога в европейских странах. Так, в Польше в октябре прошлого года правящая партия «Право и справедливость» снизила минимальную ставку подоходного налога с 18% до 17%. Причем подоходный налог по минимальной ставке уплачивают все, чей доход не превышает 85 000 злотых в год (т.е. примерно 1500 долларов в месяц). А наёмные работники в возрасте до 26 лет вообще не платят подоходного налога.

«СП»: — Доцент Финансового университета при правительстве РФ Олег Комолов считает, что отмена НДФЛ для бедных может привести к повышению НДС и акцизов. Так ли это? К чему это может привести?

— Честно говоря, мне трудно понять логику подобных расчетов. Почему нужно компенсировать падение бюджетных доходов, связанных с отменой подоходного налога для бедных, за счет повышения НДС? Может быть, проще запретить российским корпорациям регистрироваться в офшорах?

«СП»: — Как население России отреагирует? Реально бедные, понятно, обрадуются, а остальные?

— Никак. Большинство российских граждан давно не ждут от власти ничего хорошего, а потому к повышению подоходного налога отнесутся без особого удивления.

«СП»: — Кстати, почему бы просто не ввести прогрессивную шкалу? Или может, есть еще способы облегчить жизнь бедных, не перекладывая нагрузку на других?

— Не знаю, почему правительство так боится прогрессивной шкалы налогообложения. На мой взгляд, это какой-то иррациональный страх. Способы облегчить положение бедных, конечно же, есть. Самый действенный, на мой взгляд, заключается в том, чтобы повысить налоговую нагрузку на корпорации, запретив офшоры.

— У нас в правительстве люди настолько креативные, что могут пойти на что угодно, — уверен главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.

— Они годами платили пособие на рождение ребенка в 50 рублей и при этом не забывали взять с него налог. С этого года подняли пособие аж в 200 раз, и кричат об этом благодеянии на каждом углу! А вы попробуйте вырастить ребенка на 10 тысяч рублей.

«СП»: — Если НДФЛ для бедных отменят, станет ли их в стране меньше?

— Они отменят налог на доход ниже 10 тысяч в месяц. Это доход не бедного, это доход нищего, на который нельзя даже прокормиться, не говоря о том, чтобы оплатить жилье или купить одежду. Люди с таким доходом одеваются в бесплатном секонд-хенд, как они живут, мне даже подумать страшно. И вот с них не будут взимать НДФЛ, какое счастье! А то, что в нормальных странах таким людям выплачивают пособие и дают талоны на питание, и бесплатное жилье — об этом они молчат.

«СП»: — Подоходный налог в 13% — это много или мало? Как с этим в других странах?

— В СССР тоже был подоходный налог в 13%, но при этом если у вас зарплата была, скажем, 200 рублей — меньше в советское время я, например, не получал — то с первых 70 рублей, то есть с минимальной зарплаты, налог не взимался. Со следующих, кажется, до 90 рублей, взималась пониженная ставка налога, и полный налог в 13% брался только с превышающей этот порог суммы.

В принципе, подоходный налог в 13% — это нормально, но с доходов выше среднего.

«СП»: — Некоторые эксперты уже говорят, что отмена НДФЛ для бедных может привести к повышению НДС и акцизов. Но ведь это в конечном итоге против бедных же и обернется. Ибо все подорожает, прежде всего продукты…

— Ну, они же и собираются переложить расходы за это «благодеяние» на остальных, повысив НДФЛ до 16%. Так что речь не о снижении налогового бремени, а о его перераспределении. И вот эти 3% сверх нынешних 13% не только с лихвой компенсируют налоги с 10 тысяч, но и дадут в казну приличную прибавку — если верить, конечно, Росстату с его исчислением средней зарплаты по стране.

«СП»: — Не возрастет ли число формальных бедных, официально получающих меньше облагаемой налогом зарплату?

— Это азы — избыточные налоги порождают практику массового уклонения от них. Налоги должны быть такими, чтобы было выгодней их платить, чем уклоняться.

«СП»: — Источник «Ведомостей» в правительстве сообщает, что цель инициативы — продемонстрировать борьбу за социальную справедливость.

— Они хотят поднять налоговые поступления в бюджет с граждан, и при этом выдать это за благодеяние. Такое впечатление, что в Минфине сидят не экономисты, а пиарщики.

«СП»: — Как, по-вашему, можно уменьшить число бедных в России?

— Повысить доходы населения. Это единственный рациональный способ. Другой способ применялся в старой доброй Англии — нищих просто вешали.

Налоги и сборы: Ни зарплат, ни пенсий: При нынешней власти Россия обречена на бедность

Новости фискальной политики: Стало известно, почему в России никогда не введут прогрессивную шкалу НДФЛ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *