Правила общения с пациентом

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Болезнь — большое несчастье в жизни человека, и для каждого медика, сознательно выбравшего свою профессию, смысл и сча­стье жизни состоит в том, чтобы побеждать недуги, облегчать стра­дания людей, спасать их жизнь. Уже само название «медицинская сестра» (раньше говорили «сестра милосердия») говорит о том, что больной ждет именно сестринского отношения к себе. Медсе­стра часто общается с больным, и характер ее поведения ощуща­ется им непосредственно. Хотя условия работы сестер весьма труд­ны, многие из них самоотверженно окружают больного теплом и заботой, аккуратно выполняют свои обязанности, стараются об­легчить страдания. А известный хирург Н.Н. Петров утверждал, что «старшая операционная сестра накладывает отпечаток своей личности на работу своего учреждения и вместе с ведущим хи­рургом отражает в своей работе деонтологическую душу этого уч­реждения».

Если сестра выполняет свои обязанности автоматически, огра­ничиваясь выдачей лекарств, проведением инъекций, измерени­ем температуры и т.п., то при всей важности и необходимости данных манипуляций доминирует технический подход к работе в ущерб контакту с больным. В таких случаях отношения между сестрои и пациентом носят формально-официальный характер, ли­шены личностного аспекта. Больному дается все необходимое, но при этом отсутствует благоприятное психологическое воздействие, в котором человек нуждается ничуть не меньше.

Конечно, о психологической работе с больным можно вести речь лишь тогда, когда медицинский работник обладает глубоки­ми знаниями и практическими навыками ухода за пациентом. Именно физический уход за больным человеком является осно­вой контакта между ним и сестрой, служит прочной связующей нитью. Добросовестная работа медсестры по уходу за больным придает ему уверенности в выздоровлении, формирует благопри­ятное психологическое взаимодействие между ними и таким об­разом повышает эффективность лечения. Забота и внимание важ­ны как в чисто физическом, так и в психологическом аспекте; эти две сферы воздействия невозможно отделить друг от друга. Пациент всегда стремится освободиться от болезни, выздороветь, ожидает помощи, поддержки, заботы. Нереализованность этих ожиданий, накладывающаяся на само болезненное состояние, вы­зывает повышенную обидчивость, избыточную чувствительность больных.

То, как медсестра подает больному лекарство, как обращается с ним при выполнении процедур, может передавать всю гамму чувств, связывающих ее с больным. Слова и действия медсестры имеют не только конкретное содержание, но и эмоциональный контекст, и несут в себе определенное психологическое воздей­ствие. Мягкость, ласковость, терпеливость, вежливость — основные элементы хорошего стиля работы среднего медицинского персо­нала. Важно не только то, что делает медсестра, но и как она это делает. Постоянство, ровность поведения, хорошее настроение сестры помогают установить контакт с больными.

Служебная этика предполагает сохранение медицинской тай­ны, проявление уважения к пациенту, корректность, отсутствие фамильярности. Это повышает доверие больных. Сестры, не вла­деющие служебной этикой, могут рассказывать, что случилось в палате, отделении, больнице, распространять ненужные сведе­ния, вызывая страх и беспокойство у больных и их родственни­ков, т. е. оказывать ятрогенное воздействие. При общении с паци­ентом не следует использовать слово «больной» (лучше называть его по имени и отчеству, в крайнем случае по фамилии).

Способы и формы выражения заботы и внимания зависят от конкретного больного и ситуации, в которой осуществляется уход за ним. Забота и любовь медсестры будут проявляться по-разному, если пациент — ребенок, взрослый или пожилой человек. Мед­сестра должна хорошо контролировать ситуацию и избегать не­формальных отношений с пациентами. Понимание страхов, надежд, сомнений больного помогает пси­хологически правильно влиять на его общее эмоциональное со­стояние, вселять в него уверенность в успешности лечения. По­этому важными качествами медсестры являются эмпатия и про­фессиональная наблюдательность. Внимательная, чуткая медсест­ра заметит малейшие изменения как в худшую, так и в лучшую сторону в самочувствии, настроении, поведении, состоянии боль­ного и сможет предпринять необходимые действия. Больные це­нят серьезных, вежливых, внимательных, вдумчивых и заботли­вых медсестер. Напротив, грубая, небрежная, раздражительная и вспыльчивая сестра производит на них тяжелое впечатление.

Каждая профессия может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества на пользу общества, но может также вызывать и негативные изменения характера. Работа с больными как вариант коммуникативной деятельности связана с опасностью профессиональной психологической деформации, ко­торая у медсестер определяется, в частности, обладанием трудно-контролируемой и трудноограничиваемой властью над людьми (больными) и наличием стрессовой ситуации, связанной с ре­альной угрозой жизни человека, вызванной болезнью. Медсестра зачастую играет роль промежуточного звена между врачом и боль­ным. Усталость и раздражительность медсестры часто бывают выз­ваны не количеством выполненной работы, а эмоциональной на­грузкой, которой она сопровождается.

На фоне воздействия этих факторов у медсестер нередко на­блюдаются возникновение «чувства собственности» и гиперопеки по отношению к пациентам, несоблюдение организационных тре­бований, нарушение дистанции между собой и пациентами, ятрогенные воздействия, вытеснение субъективно тягостных пере­живаний.

Источники информации:

Пример проведения терапевтической беседы

Как самостоятельно исследовать факторы, влияющие на появление панических атак, тревожности, неуверенности и раздражительности…

(транскрибация сессии с клиенткой, прошедшей курс из пяти сессий метабеседы)
ЕЯ: — Итак, какова будет тема нашей сегодняшней беседы? О чем будем говорить?
— После нашей последней встречи мне стало намного легче. Я даже стала больше радоваться происходящему. Но на прошлой неделе страхи начали возвращаться. Мне кажется, что я стала больше тревожиться и бояться всего. Появилась раздражительность и дереализация. Хотела бы об этом поговорить. Может я чего-то еще не поняла.
ЕЯ: — Как я понял, наша сегодняшняя тема – Панические атаки, тревожность, раздражительность. Скажи, что в рамках нашей сегодняшней беседы было бы наилучшим результатом для тебя?
— Я думаю, я хотела бы лучше понимать причины, из-за чего все это возвращается и что нужно сделать, чтобы тревога и страхи прошли.
ЕЯ: — Расскажи, в какие моменты чаще всего возникают панические атаки, усиливается тревога и беспокойства?
— Всегда по-разному. Иногда накрывает в торговых комплексах, на улице, в общественном транспорте, а в последнее время на работе, когда нужно идти к начальнице сдавать отчет. Меня всю трясет, чувствую, что как будто это все происходит не со мной. Эти состояния меня пугают. Появляются мысли, что это будет всегда и я обречена все время бояться и переживать.
ЕЯ: — Если опираться на опыт наших предыдущих бесед и твоих собственных открытий, скажи, как ты считаешь, в чем может быть причина появления этих состояний? Я имею в виду, тревоги, страха, раздражительности…? Что ты сама заметила?
— Мне кажется, что я что-то в себе подавляю, что-то избегаю и не хочу это в себе держать. Но я пока не знаю, что это. Когда появляются эмоции я уже не могу наблюдать, не могу осознавать, ничего не могу. Поэтому хочу разобраться. Я очень устала уже от всего этого. (Плачет)
ЕЯ: — Прекрасные наблюдения. Давай пойдем еще немножко дальше. Ответь, пожалуйста, тебе кажется, что ты подавляешь или избегаешь что-то, или ты это реально заметила? Что бы это могло быть? Что именно ты избегаешь или подавляешь в себе?
— Нет, не кажется. Я часто подавляю в себе эмоции, особенно когда не хочу, чтобы кто-то знал, что я чувствую. После этого, как правило, возникает тревога, страх, усталость, все начинает раздражать. Вот сегодня, например, ехала пока на встречу, началась паника. Вначале было просто волнение, а потом, как накрыло, вообще, капец полный. Только сейчас я понимаю, что на работе и в общении с другими людьми пытаюсь быть не такой, какая я есть. Пытаюсь быть уверенной, естественной, но чем больше пытаюсь, тем труднее это получается. Наверное, это из-за этого.
ЕЯ: — Как я понял, когда ты пытаешься быть более уверенной, естественной в глазах других людей, ты замечаешь, что через какое-то время тревога и беспокойства усиливаются. А что происходит, когда ты не пытаешься быть какой-то в глазах других людей? Например, что происходит, когда ты просто лежишь в кровати или читаешь интересную книгу или завтракаешь дома на кухне, или принимаешь душ…? Пытаешься ли ты быть более уверенной, красивой, естественной или какой-нибудь еще в эти моменты?
— Нет, дома, как правило, всегда все хорошо. Особенно, если я ни о чем не думаю или занимаюсь тем, что мне нравится. Когда нет посторонних людей, чувствую себя спокойной и более расслабленной.
ЕЯ: — Есть ли что-то, что ты подавляешь или избегаешь чего-то в себе прямо сейчас?
— Сейчас нет, но сейчас меня не колбасит и нет тревоги. Вот если бы я была в кабинете у начальнице или рядом с какими-нибудь важными людьми, вот тогда, скорее всего, меня бы начало накрывать не по-детски.
ЕЯ: — Давай немножко пофантазируем. Но только сознательно! Представь, что на моем месте находится твоя начальница или очень важная персона. Представь очень детально себе ситуацию, при которой у тебя начала возникать паническая атака. Постарайся заметить, что именно ты в себе подавляешь или избегаешь. Что бы это могло быть?
— Я поняла. Замечаю, что стараюсь скрыть свою неуверенность, слабость, застенчивость. Боюсь, что если заметят мою неуверенность, меня отвергнут, осудят…, даже если не вслух, то про себя. Это почему-то важно для меня.
ЕЯ: — Постарайся определить степень важности того, что о тебе думают другие люди. Попробуй определить это по шкале от 0 до 10 баллов. Где 0 – тебе плевать, что о тебе подумают люди, а 10 – ты полностью зависишь от того, что о тебе подумают и как тебя будут воспринимать.
— Где-то на 8. Сейчас на 8, может даже на девятку.
ЕЯ: — Можно ли сказать, что эта восьмерка или девятка, выражающие твои страхи и неуверенность – это та часть тебя, которую ты не принимаешь, избегаешь и пытаешься подавлять в себе? Или, может ты что-то другое заметила?
— Да, я думаю, что это то, что я в себе подавляю.И мне это не нравится.
ЕЯ: — А что это за неуверенность? Как она проявляется в тебе? Постарайся открыться самой себе. Терять или бояться тут нечего, поэтому просто доверься себе.
Что ты замечаешь?
— Я, как будто вижу оборотную сторону себя. Эта неуверенность, эти страхи – это все тоже я. Точнее то, что делает мою личность. Но я могу быть разной. Это не объяснить. Я не обязана быть хорошей девочкой. Я вообще не обязана быть какой-то. Пфф… мне сейчас стало так легко. Больше никакой борьбы, мне этого точно не надо.
ЕЯ: — Хорошо, а что изменилось сейчас в твоем восприятии?
— Я ведь сама это создавала, даже не зная об этом. Или оно само создавалось. Тревога усиливалась, когда я не хотела, чтобы это кто-то видел. Как будто я не хотела, чтобы кто-то видел мою спину или живот. А это тоже часть меня. Сейчас мне стало реально легче. Теперь, думаю, сама смогу больше внимания уделять себе целой. Это трудно, но я постараюсь не разделять себя на уверенную и пугливую.
ЕЯ: — Когда ты говоришь, что все эти состояния – это ты, и что ты сама их создавала, не зная об этом, что ты имеешь в виду? С чем ты сейчас себя идентифицируешь? Кем или чем сейчас себя считаешь?
— Я не знаю. А разве это нужно, себя кем-то считать?
ЕЯ: — Вот в этом мы и разбираемся сейчас. Если ты не пытаешься быть какой-то в глазах других людей или даже в собственных глазах, ты при этом все равно существуешь, ты есть. Причем без всех этих беспокойств и страхов, я правильно подметил?
— Да, я словно становлюсь тем, о чем думаю, во что начинаю верить. Правда я ничего не понимаю. Кто я? Какая я? В общем, дурдом в голове. С этим бы мне еще разобраться…
ЕЯ: — Ты знаешь, иногда психологи называют любое отождествление себя с кем-то или чем-то – эго. Или простыми словами – чувством себя. Чем больше отождествления, чем сильнее чувство себя, тем больнее проживать любые состояния, которые не подпадают под сложившееся представление о себе. Но разве в эмоциях, чувствах, ощущениях и даже мыслях есть что-нибудь личное? Или эти состояния являются просто реакциями на что-то, например, на твои убеждения и представления о себе? Когда возникает беспокойство, страх, тревога, просто заметь, пытаешься ли ты что-то контролировать или подавлять в себе. С чем ты отождествляешь себя в эти моменты и являются ли эти представления о себе истинными? «Меня осудят, оценят…», «Что обо мне подумают», «Не хочу выглядеть в глазах этих людей неуверенной и слабой». Все эти мысли заставляют поверить и отождествить себя с некой жертвой, которой ты, разумеется, быть не хочешь. Но вопрос состоит в том, являешься ли ты этой жертвой или ты просто думаешь и веришь в это? Кто ты в реальности и твое чувство себя – это совершенно разные явления. В пять лет ты думала, что ты одна, в шесть – уже другая, в семь –третья, а в двадцать пять – еще какая-нибудь. Но это лишь мои слова. В них не стоит верить. Лучше попробуй найти внутренний ответ сама. Для этого мы и встречаемся. Если хочешь, поделись, что сейчас с тобой происходит?
— Я чувствую, что для меня еще есть какая-то важность быть в глазах некоторых людей правильной и уверенной. Но это уже не та важность, что была раньше. Где-то даже смешно становится от всего, что недавно страшило. В общем, буду больше работать над собой. Теперь, думаю, сама смогу справиться. Спасибо.

Для справки

Метабеседа — это недирективный, клиент-центрированный диалог, целью которого является прояснение внутренних состояний, ценностей, желаний, скрытых убеждений и поведенческих реакций.
Основной инструмент в метабеседе — это вопросы, направленные для поиска внутреннего ответа и развития осознанности. Вторым инструментом является сознательное фокусирование внимания в те зоны, на которые указывает вопрос.

Ценность подхода заключается в том, что собеседник сам находит ответ, направляя свое внимание внутрь себя, следуя за открытым вопросом…

Записаться на сессию метабеседы или узнать подробности о подходе можно тут: https://vk.com/evgeny.yakushev

Профессиональное общение медицинских работников с пациентами и между собой

Основными задачами медицины являются поддержание здоровья человека, профилактика заболеваний и облегчение страданий больных. Однако любая работа с людьми неразрывно связана с процессом общения. Общение пронизывает всю профессиональную деятельность медицинских работников на любом уровне.

Медицинская сестра или врач может оказывать на пациента как положительное, так и отрицательное влияние, поэтому в процессе лечения не маловажную роль играют психологический климат в медицинском учреждении и стиль общения медицинских работников между собой и с пациентами.

Процесс общения с пациентом начинается с выбора определенной дистанции и модели взаимодействия, которые должны быть таковыми, чтобы пациент мог чувствовать себя комфортно и безопасно. На выбор модели взаимодействия оказывают влияние такие факторы, как: принадлежность к определенной культуре; социальный статус; психологические установки; возраст участников общения; наличие или отсутствие психического напряжения. Существуют следующие модели взаимодействия.

Авторитарная модель – пациент играет пассивную роль в процессе лечения, а медицинский работник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о необходимых лечебных мероприятиях.

Партнерство – пациент и врач сотрудничают в вопросах лечения и профилактики.

Контрактная. Сотрудничество основано на взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов (как правило применяется в условиях платной медицины).

Важную роль в процессе взаимодействия между пациентом и врачом являются: умение выслушать пациента и обратная связь. Ниже приведены рекомендации, которых необходимо придерживаться в процессе общения с пациентом:

• повторить последнее высказывание больного в виде вопроса;

• задать вопрос, обобщающий все сказанное больным: «Если я не ошибаюсь, Вы хотите …»;

• задать отвлеченный вопрос, произнести незаконченную фразу: «Вернувшись домой, Вы…».

Большую роль в процессе взаимодействия с пациентом играют восприятие и понимание участниками коммуникации друг друга, которая определяется рядом эффектов. Вот некоторые из них.

Эффект «ореола». Мнение о частных свойствах и качествах человека формируется на основе общих впечатлений о нем, вследствие чего квалифицированность медработника может восприниматься пациентом в зависимости от его «солидности», использования им в речи научных терминов.

Эффект «последовательности» – утверждения о человеке зависят от сведений от других людей. Любое действие или высказывание сотрудника отделения будет оцениваться недавно поступившим пациентом сквозь призму представленных сведений.

Эффект «проецирования на других людей собственных свойств». Позитивное восприятие медицинского работника может быть обусловлена особенностями поведения и стилем общения, такими как неторопливо проводить осмотр или манипуляции, а негативная – чересчур шумной манерой поведения.

К сожалению, в процессе общения не возможно полностью исключить и возникновение сложных (конфликтных) ситуаций. Существуют следующие виды конфликтов:

Стычки — незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе. Примером может служить ситуация, когда пациент, несмотря на сделанное замечание, вновь опоздал на процедуру. Это вызывает у медработника раздражение, однако если напоминание сказанного ранее приводит все в соответствующий порядок, то конфликтная ситуация разрешается.

Столкновения – причина вызывающая конфликт не решена, раздражение нарастает, расширяется круг причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества, вплоть до возникновения кризиса и разрыва отношений в одностороннем порядке. Как столкновение можно расценить ситуацию, в которой мед сестре приходится неоднократно исправлять ошибки напарницы по смене, при том, что последняя не изменяет своего поведения в ответ на все замечания, а воспринимает их как результат придирчивости, проявления недоброжелательности.

Также выделяют:

-Реалистические (предметные) конфликты – вызванные объективными причинами конфликтные ситуации. Поводом для конфронтации могут служить: поведение медицинского персонала (грубость, неучтивость), характер проведения процедур (нерегулярность, непунктуальность, халатность), санитарно-гигиенические условия медицинского учреждения (грязь, шум, запах), неправильная диагностика или ошибочно назначенная терапия.

Беспредметные (нереалистические) конфликты. Они имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Этот тип конфликта нередко обусловлен предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом и конкретному медику в частности.

Рекомендации по профилактике конфликтов:

■ Упреки и язвительная критика не уместны и даже опасны в общении с пациентом.

■ Похвала – побуждает человека к действию, дает чувство уважения и искреннего интереса к своей личности.

■ Умение выслушать другого человека является одним из основных качесив медицинского работника, очень важно дать пациенту поговорить о себе; рассказав о своих проблемах.

■ Улыбка – создает атмосферу сотрудничества.

■ Знание имени человека – приятнее всего звучит собственное имя. Обращение к пациенту по имени или по имени и отчеству укрепляет его чувство самоуважения, подчеркивает ваше уважительное к нему отношение, является одним из важнейших моментов в профилактике отрицательных реакций. В то же время оно не должно носить оттенка фамильярности.

Выполнение следующих условий облегчит оказание медицинских услуг:

• искренность и правдивость по отношению к пациенту;

• теплое и уважительное отношение к человеку, которому оказываешь помощь;

• умение не претендовать на свободу и независимость того, кому помогаешь;

• принятие другого человека таким, какой он есть;

Грубые выяснения отношений, обвинение больных в своих профессиональных трудностях, игнорирование их желаний и точки зрения неприемлемы для медицинского работника.

Как профилактику конфликтов можно рассматривать следующие моменты в общении медицинского персонала и между собой.

В любом медицинском учреждении складываются свои межличностные отношения, характерные только для него. Сплоченность и взаимопомощь необходимы в каждом коллективе (производственном, педагогическом), но особенно важны в медицинском.

В основе психологического настроя коллектива важную роль играют формальные и неформальные отношения. При построении хороших взаимоотношений в медицинских коллективах необходимо учитывать индивидуальные особенности медицинских работников и их психологическая совместимость. Психологическую совместимость в свою очередь обеспечивают взаимная симпатия, общность взглядов, убеждений, интересов, а несовместимость возникает тогда, когда в группе есть назойливые, замкнутые, неуживчивые люди. От взаимоотношений сотрудников зависят их настроение и психологический климат в коллективе.

Пациенты должны видеть, что среди медицинского персонала поддерживается сотрудничество, товарищеские взаимоотношения и единый стиль работы. Если же возникают какие-то противоречивые мнения по лечебным вопросам или деловые споры, то их необходимо разрешать лишь в отсутствие пациентов.

Таким образом, от сложившихся взаимоотношений между сотрудниками медицинских учреждений зависит не только эмоциональный настрой и подход к работе, но и отношения с пациентами.

По материалам статьи:

Врачебная этика. Этикет общения врача с пациентами и коллегами

Профессия Медика – это одна из тех профессий, в которой деловой этикет медика/врача/доктора напрямую связан с понятием врачебной этики. И врач в своей деятельности обязан руководствоваться не только законами и правилами соответствующих нормативных актов, но и принципами гуманизма и милосердия, сострадания и уважения к пациенту.

Клятва Гиппократа

Наверняка всем известна «клятва Гиппократа», составленная великим философом и врачом древности. В ней он сформулировал важные постулаты, которым необходимо следовать докторам при взаимодействии с пациентами и коллегами. Коротко они означают:

  1. Врачебная тайна
  2. Запрет эвтаназии
  3. Все для пользы больного
  4. Уважение учителям
  5. Накопление и распространение врачебного опыта

Традиционно клятву Гиппократа произносят выпускники медицинских учебных заведений. Но, конечно, есть и официальные законы, обязательные для исполнения всеми докторами, такой, например, как Кодекс врачебной этики РФ.

Этикет врача

Внешний вид

Всем нам с детства знаком образ доктора: человек в белоснежном халате, спокойный, уверенный, готовый помочь. Внешний вид – очень важен для медицинского работника. Неряшливость и расхлябанность, тем более нечистоплотность или неуверенность в словах и действиях совершенно исключены. А тем более в экстренных ситуациях, когда необходимо успокоить и внушить уверенность человеку, попавшему в сложную, иногда опасную для жизни ситуацию.

  • Чистый белый халат. Либо другая одежда, если речь о враче частной практики
  • Чистые ухоженные руки
  • Личное здоровье
  • Минимум аксессуаров и драгоценностей
  • Точность и уверенность в движениях
  • Хорошая осанка
  • Грамотная, уверенная речь. Ведь врач – специалист с высшим образованием.

Внешний вид врача вызывает доверие и уважение к нему и его мнению, а также к профессии в целом.

Врач и пациент

К доктору приходят люди с бедой. И прося помощи, они ожидают получить в ответ искреннее желание помочь, уважение. Согласно законам медицинской и общечеловеческой этики недопустимо:

  • Рисковать жизнью или здоровьем пациента
  • Искать личную, материальную выгоду (например, сотрудничество с фармацевтическими компаниями для выписывания конкретных лекарств; или с страховыми компаниями; ну и тому подобное)
  • Намекать или впрямую требовать вознаграждение за выполнение своих прямых обязанностей, за исключением платных услуг (взяточничество)
  • Оказывать приоритетную помощь больным, основываясь не на медицинских факторах (по знакомству)
  • Ни в коем случае не разглашать лечение, диагноз и другие личные, либо интимные подробности с посторонними людьми, не разглашать медицинскую тайну.

Пациент имеет право знать о всех назначаемых ему процедурах, лекарствах, результатах проведенных анализов. Все должно быть понятно, доходчиво разъяснено; и далее пациент участвует в принятии решения о последующем лечении.

Если доктор считает, что не обладает достаточной квалификацией для лечения конкретного пациента, либо болезнь не по его профилю/специализации, то он имеет право отказаться от лечения, Однако врач обязан направить пациента к профильному специалисту.

При общении с пациентом доктор должен помнить о конфиденциальности; уважать культуру, религию, политические и иные убеждения больного.

Врач и общество

Профессия доктора – особо моральная профессия. В ней как нигде ожидается добросовестность, трудолюбие, бескорыстность. Важно делиться со своими коллегами знаниями и опытом, помогать им, если требуется. Не отказывать в бесплатной и безоговорочной помощи незащищенным категориям граждан. Руководствоваться принципами гуманизма, велением собственной совести и клятвой Гиппократа.

В современном быстро меняющемся мире для доктора очень важны: отсутствие предрассудков, высокая обучаемость и саморазвитие. Постоянно пополнять свой запас знаний из медицинских журналов, публикаций, семинаров и так далее.

Доктор должен стать примером для подчиненных, коллег и пациентов, соблюдать здоровый образ жизни, и на работе и вне ее не порочить высокое звание доктора.

При оказании услуг через интернет, либо в своих научных трудах доктор не имеет права использовать псевдонимы, и должен указывать свое имя, звания и степени.

Если в процессе деятельности врач делает какое-либо открытие, получает новые знания, то он обязан информировать о них медицинское сообщество, обучать других и распространять полученные знания и навыки, внедрять их в повседневную практику.

В своей деятельности врач может использовать только безопасные, проверенные и обоснованные методы и приемы.

Инновационные, экспериментальные методы лечения возможны только с информированного согласия пациента, письменно заверенного. Причем эксперименты категорически запрещены на детях, беременных женщинах.

Врач и коллеги

Уважать коллег, подчиненных, а главное – преподавателей – одно из основных правил медицинского этикета.

В служебной обстановке обращение к коллегам допустимо только на Вы, по имени-отчеству. Панибратство строго не приветствуется. Общие правила хорошего тона требуют и от доктора быть честным, аккуратным, пунктуальным. Ведите себя с коллегами так, как бы вам хотелось, чтобы поступали с Вами.

Как и в любой другой сфере жизни общества, в медицине возникают споры и дискуссии. Но профессиональная этика требует соблюдать некоторые правила при дискусе:

  1. Запрещено публично критиковать, ставить под сомнение квалификацию и профессиональные навыки другого врача.
  2. Уважительность с коллегами при любом обсуждении, любом конфликте, поиск приемлемого коллегиального решения.
  3. Если имела место врачебная ошибка, то в первую очередь доктор должен думать о том, как оказать помощь пациенту, исправить ошибку. А с коллегой, допустившим ошибку, ситуацию необходимо обговорить отдельно, наедине.
  4. Критика должна быть обоснованной, конкретной, без перехода на личности.
  5. Принятие решения о лечении и ответственность за него всегда на лечащем враче. Но в сложных ситуациях при трудном случае доктор может спросить совета у более опытных коллег. Долг которых – всемерно помочь.

Зачастую врачам приходится принимать решения, связанные с жизнью и здоровьем людей, доверившихся медицинскому работнику. И необходимо уважать и соблюдать права и достоинства пациентов. Поэтому профессиональная этика и правила поведения занимают в медицине особое место.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *