Предупреждение коррупции

Предупреждение коррупции в России

Что говорит закон

Под коррупцией обычно подразумевают использование должностным лицом своих служебных полномочий в личных целях. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет это понятие как злоупотребление служебным положением, дача либо получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление этой выгоды данному лицу другими гражданами, а также совершение таких действий от имени или в интересах юридического лица.

Закон выделяет следующие элементы антикоррупционной деятельности: противодействие, предупреждение, выявление, пресечение, а также раскрытие и расследование коррупционных правонарушений. А предупреждение коррупции — это один из способов борьбы с этим негативным явлением наряду с мерами по выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, а также ликвидацией их последствий.

Формы и виды коррупционных проявлений

Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее определенной властью либо возможностью распределения материальных благ, — чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов и т. д. Выделяют следующие основные формы коррупции:

  • взяточничество;
  • злоупотребление должностным положением;
  • использование служебной информации;
  • покровительство (кумовство);
  • растрата.

В зависимости от субъекта, злоупотребляющего служебным положением, различают три вида коррупции:

  • бытовая — возникает в результате взаимодействия рядовых граждан и чиновников;
  • деловая — порождается взаимодействием власти и бизнеса;
  • верховная — относится к политическим деятелям.

Для повышения общей информированности о различных видах коррупционных нарушений Генеральная прокуратура Российской Федерации выпустила специально разработанные буклет «Коррупция: вчера, сегодня, завтра» и памятки «Что нужно знать о коррупции», которые можно использовать в наглядной агитации.

Антикоррупционная памятка

Скачать

Предупреждение взяточничества

Чаще всего наши сограждане сталкиваются с таким коррупционным проявлением, как взятка — получение должностным лицом материальных ценностей за действие либо бездействие в интересах взяткодателя. Самый наглядный пример, с которым еще в недалеком прошлом сталкивалось большинство автомобилистов, — это взяточничество сотрудников ГАИ. Однако принятые за последние годы меры предупреждения коррупции в органах внутренних дел, в частности, оборудование машин ДПС видеорегистраторами, принесли свои плоды, и сейчас мало кто из стражей порядка на дорогах рискует брать и тем более вымогать мзду с водителей.

Также в России достаточно распространенным видом взятки является так называемый откат, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает конкретное предложение и за это получает от поставщика денежное вознаграждение в виде процента от сделки или фиксированной суммы. Принятые законодателем меры предупреждения преступности в сферы коррупции предписывают в таких случаях для закупки товаров, работ или услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организовать и провести тендер. Однако сплошь и рядом чиновники продолжают выбирать не самую выгодную для бюджета компанию, а ту, которая предложила лично ему небольшое вознаграждение, если заказ достанется именно этой организации.

Профилактические меры

Профилактика коррупции, как правило, осуществляется путем применения следующих мер:

  • формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  • антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
  • предъявление определенных квалификационных требований к лицам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей, а также проверка сведений, предоставляемых этими гражданами о себе;
  • установление в качестве основания для увольнения чиновников непредоставление ими сведений либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как на себя, так и на своих супругов и несовершеннолетних детей;
  • обеспечение наличия органа, осуществляющего предупреждение коррупции;
  • развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

Конфликт интересов

Установленные законом меры безопасности в системе предупреждения коррупции в госорганах обязывают чиновников принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также уведомлять работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Причем личная заинтересованность чиновника может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например его родственники или друзья.

Пример 1

Д. является членом конкурсной комиссии при проведении тендера на размещение муниципального заказа. Его друг С. подал заявку на участие в тендере. Закон трактует ситуацию как конфликт интересов — Д. должен известить об этом своего руководителя, которому в целях предупреждения коррупции необходимо поставить вопрос о невозможности исполнения Д. своих обязанностей при проведении данного конкурса.

Пример 2

Н. работает судьей в районном суде. В одном из судебных заседаний представителем одной из сторон оказывается брат Н. В соответствии с действующим законодательством, Н. не вправе рассматривать это дело и обязана взять самоотвод, так как в ситуации возможен конфликт интересов.

Методы предупреждения коррупции в коммерческих структурах

В соответствии со ст. 6 Конвенции ООН против коррупции, Россия, как государство-участник, обязалась принимать все необходимые меры для расширения и распространения знаний по вопросам предупреждения коррупционных действий. Эта обязанность распространяется на все организации, независимо от их форм собственности и штатной численности, то есть не только на государственные и муниципальные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные организации. Предупреждение коррупционных правонарушений в коммерческих организациях может включать в себя:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы компании;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения сотрудников;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Не доводить до абсурда

Однако широта загадочной русской души не знает пределов ни в любви, ни в ненависти, и любая борьба со злом зачастую может перейти разумные границы и трансформироваться в «охоту на ведьм». Сфера образования традиционно считается в России одной из наиболее коррумпированных. Проблема осложняется тем, что в этой сфере в коррупционные отношения может быть вовлечено значительное число лиц, в том числе несовершеннолетних. Но совсем недавно, в конце 2018 года, в результате разработки мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений в образовании некоторые горячие головы додумались до внесения законопроекта, которым предлагали запретить врачам и учителям получать любые подарки, кроме цветов и канцелярских товаров. То есть если педагогу подарили коробку конфет, его уже подразумевалось считать взяточником. Другие на полном серьезе обсуждают вопрос, является ли секс взяткой, например в ситуации начальника и подчиненного. Поэтому при всей актуальности проблемы предупреждения коррупции в этом вопросе так же, как и во многих других, важно не перегнуть палку и не доводить ситуацию до абсурда.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон) устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Под противодействием коррупции в рамках Закона понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

pen

В статье 13.3. «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции» Закона, которая введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ, зафиксировано:

  1. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
  2. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В настоящее время не существует единых стандартов построения системы антикоррупционных мер в организации. Вместе с тем можно выделить ряд ключевых инструментов, которые организациям рекомендуется внедрять в целях эффективного предупреждения коррупции. Поскольку в последнее время всё чаще стали появляться на официальных сайтах (требования о недопустимости нарушения закона и т. д.) со стороны органов прокурорского надзора об отсутствии мер по предупреждению коррупции в образовательных организациях, то в данной публикации хотелось бы остановиться на основных моментах данного вопроса (автор публикации не претендует на исчерпывающий характер публикации).

Рассмотрим основные меры по предупреждению коррупции в организациях, в т. ч. и в образовательных организациях. Перечень мер утверждён Министерством труда и социальной защиты РФ (совсем недавно документ стал доступным для ознакомления в правовой системе КонсультантПлюс).
Остановимся на двух ключевых моментах, которые достаточно подробно рассматриваются: антикоррупционная политика и стандарты и кодексы поведения, что соответствует содержанию требований статьи 13.3. «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции» Закона.

Антикоррупционная политика организации и система локальных актов по предупреждению коррупции

Деятельность по предупреждению коррупции в организации должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется, прежде всего, разработать и принять антикоррупционную политику организации. Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется особенностями деятельности организации. В образовательной организации здесь возникает круг вопросов, которые так или иначе попадают в правовое поле противодействия коррупции (набор в образовательную организацию, дополнительные платные образовательные услуги, закупки товаров, работ и услуг, работа с внебюджетными фондами и благотворительными (спонсорскими) взносами и т. д.).

?

При этом антикоррупционную политику целесообразно изложить в доступной форме и обеспечить ее доведение до работников и контрагентов организации, в том числе посредством размещения на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии). Поскольку у образовательной организации не может не быть официального сайта, то надзорные органы в разделе «Документы» будут пытаться найти данный документ.

В антикоррупционной политике организации могут быть отражены:

  • цели и задачи антикоррупционной политики;
  • используемые понятия и определения;
  • область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие;
  • обязанности руководителей и работников, связанные с предупреждением коррупции;
  • ответственность работников за несоблюдение положений антикоррупционной политики;
  • порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации;
  • используемые в организации антикоррупционные инструменты.

При этом необходимые детализированные процедуры применения отдельных антикоррупционных инструментов (методика оценки коррупционных рисков, порядок регулирования конфликта интересов, стандарты и кодексы поведения и т. д.) могут быть включены в антикоррупционную политику организации в качестве приложений либо быть утверждены в форме отдельных локальных нормативных актов.

При разработке антикоррупционной политики организации необходимо учитывать форму собственности, организационно-правовую форму, отраслевую принадлежность, размер, структуру, географию деятельности, модель управления, специфику внутренних операций организации (закупки, маркетинг, продажи т. д.) и иные особенности.

Разработчиком антикоррупционной политики организации может выступать работник или структурное подразделение организации, на которых планируется возложить функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним предприятиям, располагающими достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты.

Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта антикоррупционной политики, рекомендуется активно привлекать к его обсуждению широкий круг работников организации. Для этого необходимо обеспечить информирование работников о возможности участия в подготовке проекта антикоррупционной политики. В частности, проект политики может быть размещен на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Также полезно проведение очных обсуждений и консультаций.

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

Принятие антикоррупционной политики организации должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения; желательным также является привлечение к информированию руководства организации. Всех работников организации рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись. Обязанность соблюдать антикоррупционную политику организации также рекомендуется включать в трудовые договоры работников.

Стандарты и кодексы поведения

Одним из наиболее полезных инструментов предупреждения коррупции в организации является установление для работников стандартов и кодексов поведения (далее также — антикоррупционные стандарты).
Внедрение системы антикоррупционных стандартов направлено на решение двух основных задач:

1) ограничить круг возможных действий работника, которые могут привести к его попаданию в ситуацию конфликта интересов (например, получение подарка или предложения о работе по совместительству от организации-конкурента могут в дальнейшем побудить работника совершить те или иные действия в пользу такой организации, идущие вразрез с его трудовыми обязанностями; установление соответствующих антикоррупционных стандартов на получение подарков и работу по совместительству позволят предупредить попадание работника в такую этически спорную ситуацию);

2) затруднить осуществление или сокрытие уже имевших место коррупционных правонарушений.
Следует иметь в виду, что антикоррупционные стандарты имеют более широкий спектр действия, чем регулирование вопросов, связанных непосредственно с недопустимостью совершения коррупционных правонарушений. В данные стандарты следует включить положения, устанавливающие ряд правил (порядков) поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом.

Антикоррупционные стандарты могут значительно различаться между собой по степени жесткости устанавливаемой регламентации. С одной стороны, в них можно закрепить только основные ценности и принципы, которые организация намерена культивировать в своей деятельности. С другой стороны, можно установить конкретные, обязательные для соблюдения правила поведения. Организации следует разрабатывать антикоррупционные стандарты исходя из собственных потребностей, задач и специфики деятельности. Использование типовых решений является нежелательным. Вместе с тем при подготовке антикоррупционных стандартов организация может руководствоваться, например, кодексами деловой этики, принятыми в данном профессиональном сообществе.

При разработке системы антикоррупционных стандартов рекомендуется принимать во внимание, что в зависимости от занимаемой должности работники могут быть в разной мере подвержены коррупционным рискам. В связи с этим целесообразным может стать применение к разным категориям работников различающихся по степени строгости антикоррупционных стандартов.
Вместе с тем, устанавливая антикоррупционные стандарты, следует обеспечить строгое соблюдение действующего законодательства, в том числе трудового законодательства и законодательства о персональных данных, с тем, чтобы избежать нарушения прав работников.

Антикоррупционные стандарты рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Работников следует ознакомить с ними под роспись. Процедуры, направленные на предупреждение коррупции, могут быть установлены в различных локальных актах организации, однако более предпочтительным является их закрепление в едином документе, например, кодексе деловой этики (кодекс поведения). Кодекс деловой этики может быть посвящен только антикоррупционным стандартам, а может включать и иные рекомендации по поведению работников организации, например, касающиеся правил взаимодействия с коллегами и клиентами, дресс-кода и т. д.
Кодекс деловой этики может закреплять как общие ценности, принципы и правила поведения, так и специальные, направленные на регулирование поведения в отдельных сферах. Примерами общих ценностей, принципов и правил поведения, которые могут быть закреплены в кодексе, являются:

  • соблюдение высоких этических стандартов поведения;
  • поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности;
  • следование лучшим практикам корпоративного управления;
  • создание и поддержание атмосферы доверия и взаимного уважения;
  • следование принципу добросовестной конкуренции;
  • следование принципу социальной ответственности бизнеса;
  • соблюдение законности и принятых на себя договорных обязательств;
  • соблюдение принципов объективности и честности при принятии кадровых решений.

Общие ценности, принципы и правила поведения могут быть раскрыты и детализированы для отдельных сфер (видов) деятельности. Например, в сфере кадровой политики может быть закреплен принцип продвижения на вышестоящую должность только исходя из деловых качеств работника или введен антикоррупционный стандарт, устанавливающий особенности работы в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу. При этом в кодекс могут быть введены правила реализации определенных процедур, направленных на поддержание декларируемых стандартов, и определения используемой терминологии.

Например, при закреплении принципа продвижения на вышестоящую должность только на основе деловых качеств работника может быть установлена процедура обращения работника с жалобой на нарушение этого принципа. При установлении антикоррупционного стандарта, устанавливающего особенности работы в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу, может быть дано точное определение понятия «родственники», то есть четко определен круг лиц, на которых распространяется действие данного стандарта. Таким образом, кодекс деловой этики может не только декларировать определенные ценности, принципы и стандарты поведения, но и устанавливать правила и процедуры их внедрения в практику деятельности организации.

В документе Минтруда рассматриваются и другие важные вопросы, связанные с противодействием коррупции.

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • 01.10.2019
  • Все консультации автора

МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 811

DOI: 10.35750/2071-8284-2019-4-99-106

Ю.А. Грачев

А.В. Иикишкин

Е.В. Ветрова

Меры по противодействию коррупции в Российской Федерации на современном этапе развития

Аннотация: Данная научная статья подготовлена на основе нормативных правовых актов, материалов следственной и судебной практики. В ней рассматриваются наиболее актуальные вопросы противодействия коррупции в современной России.

Особое место уделено изложению имеющихся проблем по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений коррупционной направленности на современном этапе развития Российской Федерации. Научный и практический интерес представляют изложенные меры, направленные на эффективное противодействие коррупционным проявлениям, а также предложения по их совершенствованию с учётом сложившейся практики и положительного опыта зарубежных стран.

В статье рассматриваются актуальные вопросы пропаганды антикоррупционного поведения и антикоррупционного правосознания на юридических факультетах и с личным составом правоохранительных органов, в частности совершенствования критериев работы по отбору кандидатов на должности сотрудников. Обосновывается целесообразность и применимость изложенных мер не только к действующим и будущим сотрудникам правоохранительных органов, но и ко всем государственным служащим и работникам иных отраслей, подверженных коррупционным рискам и конфликту интересов.

Подводятся итоги применения антикоррупционных мер при правильном их использовании, а также соблюдение принципов непрерывности и повсеместности их проведения. Указывается на то, что применение вышеуказанных средств, мер и принципов антикоррупционного поведения государственных служащих приводит к значительному уменьшению количества коррупционных преступлений в органах внутренних дел и затрудняет в дальнейшем появление преступных посягательств коррупционной направленности.

Ключевые слова: коррупционные проявления, самосознание граждан, нормативные правовые акты, антикоррупционное законодательство, противодействие коррупции, получение взятки.

Yuri A. Grachev

Alexander V. Nikishkin

Cand. Sci. (Jurid.)

Elena V. Vetrova

Anti-corruption measures in the Russian Federation at the present stage of development

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При организации мер по противодействию коррупционным проявлениям следует воздействовать на самосознание граждан, совершенствовать нравственно-правовое воспитание с раннего возраста и прилагать усилия к развитию нетерпимого отношения к преступлениям коррупционной направленности, проводить политику жёстких мер за совершение коррупционных преступлений.

Первоочередным в решении вопроса о противодействии коррупции, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений данного вида на современном этапе выступает внесение изменений в действующее законодательство об обязанностях физических и юридических лиц ежегодно предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей, а также об ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление этих сведений .

Данное изменение в законодательстве Российской Федерации дало возможность уменьшить число коррупционных преступлений,

совершаемых лицами, использующими своё служебное положение, и значительно осложнить их реализацию. Данное изменение включает в сферу своего влияния высших должностных лиц государства, сенаторов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Российской Федерации, которые ранее имели иммунитет от правосудия.

Необходимо подчеркнуть, что нормативные правовые акты (Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Указание Генпрокуратуры Российской Федерации № 797/11 и МВД России № 2 от 13 декабря 2016 года «О введении в действие перечней статей Уголовного Кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчётности», Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Указание Генпрокуратуры Российской Федерации № 487/11 и МВД России № 1 от 12 июля 2019 года «О введении в действие

перечней статей Уголовного Кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчётности»), ориентированные на противодействие коррупционным проявлениям, сосредоточиваются в первую очередь на их предупреждении, пресечении и раскрытии, однако никоим образом не затрагивают предпосылки и причины преступлений данного вида. Вышеуказанные нормативные правовые акты в большинстве случаев не уделяют достаточного внимания решению поставленной перед государством основной цели — формированию в гражданском обществе антикоррупционного поведения и антикоррупционного правосознания у его членов.

Государственные меры по противодействию коррупционным преступлениям на современном этапе заключаются в большинстве своём только в бесчисленном количестве заседаний государственных органов, учреждений и комитетов, а также в интервью с представителями вышеперечисленных организаций. В качестве примера можно привести слова заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству К.Э. Добрынина, отметившего необходимость координации общества и власти для противодействия коррупции: «Коррупционные преступления являются особо скрытыми, поэтому данная проблема обязательно должна освещаться средствами массовой информации и доводиться до широких масс населения, и именно это будет являться движущей силой, обеспечивающей процесс просветительства общественности в сфере коррупционных проявлений и раскрытия коррупционных преступлений и посягательств. Также помощь в рассматриваемом вопросе должны оказывать общественные организации, осуществляющие взаимодействие с органами правопорядка и государственной власти» .

Инициативы в области антикоррупционного законодательства, а также решения, принимаемые в данном направлении, следует дополнить заслушиваниями должностных лиц и обсуждениями неравнодушных граждан, активно участвующих в жизни общества и государства. Данные обсуждения организуются в виде конференций, дискуссий, диспутов и круглых столов, ведущая роль в которых отводится государственной власти и гражданскому обществу. Меры воздействия, направленные на выработку конкретных решений в антикоррупционном законодательстве, являются основным фактором, стимулирующим выработку решений по

контролю и пресечению коррупционных проявлений, и дают возможность реально оценить правильность выбора методов и направления работы по противодействию коррупции в стране. Общество готово дать объективную оценку происходящим событиям и активно сотрудничать с правоохранительными органами, поскольку население видит конструктивные сдвиги в направлении взаимодействия общества и государства .

Наиболее значимым фактором, влияющим на пресечение коррупционных проявлений, выступает специально организованный мониторинг деятельности органов государственной власти разных уровней, который выявляет средний показатель коррупции в стране, проводит сравнительный анализ, сопоставляя полученные данные с аналогичными показателями предшествующих периодов, а также способствует тому, что информация становится доступной для широких масс. Так, по данным ГИАЦ МВД России, в последние годы удельный вес зарегистрированных преступлений коррупционной направленности не превышает 2 % от общего количества зарегистрированных преступлений по России. В 2012 году — 36470 преступлений, в 2013 г. — 42506, в 2014 г. — 32204 преступления, в 2015 г. — 32455, в 2016 г. — 32924 преступления, в 2017 году — 29634 преступления, в 2018 г. — 30495 преступлений. Таким образом, уровень зарегистрированных преступлений указанного вида за последние годы не имел резкой тенденции к изменению. Это в первую очередь объясняется планомерной повсеместной и стабильной профилактической деятельностью и проводимой в стране позитивной антикоррупционной политикой.

Достичь положительного эффекта можно, установив публично-правовой статус должностных лиц Российского государства и подробно регламентировав их служебную деятельность. Для достижения такого эффекта важно направить усилия на контроль за процессом замещения должностей государственной и муниципальной службы, чтобы избежать возможных случаев протекционизма .

Учёные, рассматривающие проблему коррупционной преступности в России, В.А. Егоров и Н.А. Яковлев, в своей статье «Современный взгляд на коррупцию и методы борьбы с её проявлением» отмечают: «Сегодня остро встаёт вопрос о необходимости ужесточения мер уголовной ответственности за «незаконное обогащение» лиц, обладающих распределительными полномочиями, в исключительных случаях, на-

пример, как это сделано в Китае, посредством смертной казни коррупционера. В Китае за взятку или растрату государственных средств в сумме 3 млн юаней, что равноценно 30 млн рублей, чиновнику может быть назначена смертная казнь. Эта мера наказания может стать сдерживающим фактором» .

В рамках осуществления целенаправленных мер по организации противодействия коррупционным проявлениям 29 июня 2018 года Президент Российской Федерации в целях противодействия коррупции в Российской Федерации утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2020 гг. (Указ Президента Российской Федерации № 378). В документе ставится акцент на меры, предпринимаемые в отношении коррупционеров с чрезмерным административным влиянием. Данное явление существенно затрудняет работу большинства общественных институтов власти, ограничивает возможность проведения изменений в социальной сфере и препятствует развитию национальных экономических реформ, вызывает особую озабоченность в современном гражданском обществе и скептицизм в отношении органов государственной власти. В результате создаётся негативный имидж России на международной арене. Коррупция правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. 17 июля 2009 года был издан Федеральный закон Российской Федерации № 172-ФЗ (в ред. от 11 октября 2018 года) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Были приняты:

— Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

— Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

— Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады),

хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»».

В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения её значимых недостатков, и организация необходимых мероприятий, направленных на обеспечение мер по развитию гражданского общества в частности и государства в целом, становится первостепенной задачей по повышению результативности деятельности, выявления и пресечения коррупционных проявлений. К сожалению, очень немногие уголовные дела этой категории доходят до суда. Для плодотворного противодействия таким преступлениям важно активизировать профилактические мероприятия по пресечению и предотвращению коррупционных посягательств во всех сферах общества и государства.

Гражданское общество и государство стремятся разработать мероприятия по организации механизма, который даст возможность организовать разработку основных методов и принципов, при которых государственный аппарат будет вовлечён в процесс противодействия преступлениям коррупционной направленности.

Исходя из вышесказанного, авторы статьи предлагают ряд мер, необходимых для эффективного противодействия проявлениям коррупции в Российской Федерации.

1. Реформирование в сфере законодательных актов.

«Нет сомнения, что в последние годы разработаны основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции». Данные направления деятельности по недопущению коррупционной преступности предусмотрены дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственностью должностных лиц и граждан» .

Несмотря на принимаемые меры по противодействию коррупционным проявлениям, сохраняется множество неразрешённых вопросов, которые позволяют лицам, осуществляющим преступную деятельность, оставаться безнаказанными или частично уходить от ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

Примером может служить содержание статьи 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации, в которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы и штрафа в размере от 3 до

5 млн рублей и запрет на замещение определённых должностей или занятие определёнными видами деятельности до 15 лет, для лиц, занимающих государственные должности и получивших взятку в особо крупном размере путём вымогательства за противозаконные действия, что само по себе подразумевает возможность избежать такой суровой меры наказания, как реальное лишение свободы.

Несомненно, назначение наказания в полной мере определяется конкретными обстоятельствами дела, но вопреки этому, за дачу и получение взятки в размере более одного миллиона рублей, по нашему мнению, мера пресечения в виде заключения под стражу должна назначаться во всех случаях без исключения. Сомнительной выступает также мера наказания, лишающая права лицо, осуждённое за коррупционное преступление, занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на какой-либо срок.

Действительно, после отбытия наказания уличённый в получении взятки сотрудник органов правопорядка может вернуться на свою должность, что вызывает справедливые нарекания. Никто не может дать гарантий, что гражданин, единожды нарушивший закон, не повторит данное деяние вновь. В связи с вышеизложенным считаем, что в органах правопорядка необходимо исключить риск рецидива со стороны запятнавших себя сотрудников: ведь ранее привлечённые к ответственности взяточники будут опираться на накопленный опыт и примут во внимание допущенные ошибки, и привлечь их повторно к ответственности за аналогичные преступления будет гораздо сложнее.

Вносить значимые изменения в действующие законодательные акты страны необходимо, опираясь не только на неотвратимость наказания, но и на его адекватность. Если за дачу и получение взятки в крупном и особо крупном размере законодатель считает нужным найти альтернативу реальному тюремному сроку, заменив его на уголовный штраф, необходимо предусмотреть введение пожизненного лишения права заниматься определёнными видами деятельности и занимать конкретные государственные должности, а одновременно с этим рассмотреть возможность введения дополнительного вида наказания — конфискации имущества, принадлежащего осуждённому лицу и членам его семьи, а также невозможность получения данными лицами пенсионного обеспечения. Вышеуказанные меры, применяемые в полном объёме, смогут значительно сократить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

число преступлений коррупционной направленности.

Рассматриваемые нами меры направлены в первую очередь на компенсацию причинённого ущерба и предупреждение граждан о возможных последствиях при совершении коррупционных преступлений.

2. Совершенствование процесса формирования эталонов службы у сотрудников правоохранительных органов, проходящих первоначальное обучение, связанных с высоким правовым уровнем развития компетенций, не совместимых с коррупционными проявлениями в обществе.

Значительный прирост преступлений коррупционной направленности за последние годы стал итогом неблагоприятных социально-культурных сдвигов, возникших после развала Советского Союза на постсоветском пространстве. Проведённые реформы способствовали появлению новых демократических прав и свобод человека и гражданина возрождаемого государства, развитию современных экономических процессов, свободе слова и вероисповедания. Однако они же стали движущей силой криминальных течений, совершенно нетипичных для криминалитета бывшего Советского Союза до 1991 года.

По мнению С.А. Воронцова и В.Л. Ляхова, «снижение уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов, обусловленное перманентным реформированием силовых ведомств, способствовало не только активизации преступности в её наиболее опасных проявлениях, но и привело к разрушению культуры народа, снижению значения нравственных начал, утрате духовности, девальвации ценности права. Фактически можно говорить о кризисе культуры, который, при непринятии должных мер, в конечном счёте, неминуемо приведёт к падению власти» .

Толерантное отношение сотрудников силовых ведомств к коррупции в разрезе структуры самой правоохранительной системы является одной из угрожающей причин, способствующей совершению преступных посягательств коррупционного характера. Ощущение вседозволенности помогает избежать наказания и создаёт условия для формирования преступных сообществ как в конкретном органе правопорядка, так и на межведомственном уровне.

К групповой взятке по предварительной договорённости, либо осуществлённой организованным сообществом, применяется более серьёзная мера наказания, но расследовать преступления данного вида намного тяжелее.

Внедрение в образовательные организации МВД России специальных курсов, обучающих антикоррупционному поведению и опирающихся на антикоррупционное законодательство, значительно увеличит уровень антикоррупционного просвещения . Весьма важно воспитывать у молодёжи антикоррупционные идеалы, особенно у будущих сотрудников правоохранительных органов.

3. Усиление мер по надзору и контролю.

Следует признать высокоэффективной деятельность комитетов, обязанностью которых является предупреждение конфликта интересов, аттестация государственных, муниципальных служащих и военнообязанных.

Активную работу в данном направлении ведёт Генеральная прокуратура Российской Федерации, надзирающая за исполнением законодательства Российской Федерации по противодействию коррупционным преступлениям, а также организующая экспертизу антикорруп-ционнонного законодательства в целом и нормативных правовых актов в частности. Активно аккумулируется передовой опыт мероприятий по контролю за доходами и расходами гражданского населения и должностных лиц, в обязанности которых включено предоставление данных сведений. Многократно прорабатываются тактика и методика раскрытия дел коррупционной направленности, участниками которых явились сотрудники органов внутренних дел и иных подразделений органов правопорядка .

4. Проведение антикоррупционных профилактических мероприятий с личным составом правоохранительных органов.

О высокой эффективности данных мероприятий, подразумевающих многочисленные увольнения сотрудников правоохранительных органов, говорить не приходится, так как картина существенно не изменяется. В связи с проводимой в обязательном порядке переаттестацией, работой подразделений собственной безопасности данная мера является действенным средством сдерживания реальных и потенциальных лиц, причастных к коррупционным преступлениям, от совершения преступлений в данной сфере .

5. Рационализация деятельности по осуществлению отбора кандидатов, впервые принимаемых на службу.

Кадровым подразделениям необходимо повысить требования к кандидатам на службу в правоохранительные органы, а именно, не брать на работу по протекции, обязательно принимать во внимание характеристику по месту прожива-

ния, учёбы и работы. В приоритетном порядке принимать на службу в органы правопорядка лиц, прошедших срочную службу в Вооружённых Силах России. Учитывая постоянно изменяющуюся криминогенную ситуацию в стране и мире, необходимо менять методику отбора и обучения студентов юридических факультетов .

Данные меры в сфере противодействия коррупции являются сугубо индивидуальными, так как при отборе кандидатов на службу невозможно дать объективную оценку личным и деловым качествам кандидата.

6. Сотрудничество со средствами массовой информации.

Всестороннее осведомление широкой общественности об итогах работы органов внутренних дел по борьбе с преступлениями коррупционной направленности выступает действенной мерой профилактики при соблюдении определённых требований:

— любое лицо, совершившее преступное деяние, независимо от своего статуса, должно быть в обязательном порядке привлечено к строгой ответственности согласно законодательству Российской Федерации. Если наказания (соразмерного и оперативного) не последует, у лиц, совершивших такое преступление, может возникнуть ощущение вседозволенности. Следовательно, нужно принимать все меры для недопущения подобных случаев;

— «средства массовой информации должны отвечать за достоверность публикуемых сведений, так как являются инструментом соблюдения конституционных норм при информировании широкой общественности о проявлениях коррупции и результатах их расследования» .

7. Необходимость взятия на вооружение практического опыта борьбы с преступлениями коррупционной направленности, подразделений правопорядка ряда иностранных государств.

Разрабатывая научную основу для формирования правовой практики борьбы с коррупционными преступлениями, важно принимать во внимание передовой мировой опыт таких стран, как Финляндия, Дания, Исландия, Сингапур, Швеция, Канада, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Швейцария, Великобритания, Гонконг, Австрия, Израиль, США, Чили, Германия, Япония .

Подразделения правоохранительного направления указанных иностранных государств при организации мер противодействия коррупционным преступлениям опираются в основном на предупреждение преступлений и посяга-

тельств криминогенного характера. Утверждение о возможности победы над коррупцией исключительно репрессивными мерами (китайский, северо-корейский варианты противодействия коррупции) представляется нам ошибочным, поскольку противоборство направлено в основном на лиц, совершивших данные преступления, а не на само явление — коррупцию.

8. Увеличение оплаты труда.

Важно подчеркнуть, что невысокая заработная плата не может быть обоснованием для коррупционного поведения. Определение детерминант возникновения коррупции помогает осознать, что коррупция возникает в результате нарушения принципа законности и стабильности демократических институтов, обеспечивающих контроль и ответственность органов государственного управления перед народом, который признается единственным источником власти в стране .

Поводя итог, можно сделать вывод, что эффективным способом борьбы с коррупционными правонарушениями в правоохранительных органах выступают меры по их предупреждению. К данным мерам относятся: совершенствование законодательной базы, формирование реального механизма, стимулирующего трудовую деятельность, разработка новых методов отбора и расстановки кадров, реформирование системы профессионального обучения сотрудников (коррекция их негативных качеств и свойств).

Вышеперечисленные меры при правильном их использовании, а также соблюдение принципов непрерывности и повсеместности проведения могут значительно уменьшить количество коррупционных преступлений в органах внутренних дел и затруднить в дальнейшем появление данного вида преступных посягательств .

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Александров А. И. Противодействие коррупции в современной России: уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты / Актуальные проблемы теории и практики противодействия коррупции в России и за рубежом : материалы Международной научно-практической конференции. — Омск: Омская юридическая академия, 2017. — С. 17-22.

3. Борков В. Н. Разграничение коррупционных проступков и коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2016. — № 3 (25). — С. 82-86.

4. Воронцов С. А., Ляхов В. П. О дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. -2017. — №. 4. — С. 54- 61.

7. Петров В. Е. Прогнозирование степени антикоррупционной устойчивости поведения сотрудников Госавтоинспекции на основе Калифорнийского психологического опросника // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 2 (58). — С. 247-252.

9. Стебенева Е. В. Преступления коррупционной направленности сотрудников органов внутренних дел / Уголовная политика, уголовное законодательство, правоприменительная практика : сборник научных статей / под ред. В. И. Тюнина. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2016. — С. 108-111.

13. Воронцов С. А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность // Юристъ-правоведъ. — 2011. — № 1. — С. 88-94.

14. Макаева К. И. Региональные аспекты коррупционных проявлений: состояние и перспективы // Новые технологии. — 2012. — № 1. — С. 35-41.

— S. 54-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 2011. — № 1. — S. 88-94.

Лекционный материал на тему:

«Коррупция (понятие, ответственность,

противодействие коррупции)»

Понятие коррупции.

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Формы коррупции.

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: -злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации),

-превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

-получение взятки (статья 290 УК РФ)

-дача взятки (статья 291 УК РФ);

-злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);

-коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды — так называемый «блат», — полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.

Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Ответственность за коррупцию.

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки. То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем. Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;

в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:

получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

— получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

— вымогательство взятки;

— получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).

— получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (по ч. 1 ст. 290 УК РФ на срок до трех лет, по ч. 6 ст. 290 УК РФ на срок до 15 лет).

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

Противодействие коррупции.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:

-проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

-создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

-совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

-обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

-обеспечение независимости средств массовой информации;

-неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

-совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

-устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

-повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

-укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

-усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

-передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

-сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

-повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Далее — УК РФ

Предупреждение коррупции в правоохранительных органах

УДК А.С. Васильев

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Проанализированы организационные основы противодействия коррупции, а также проводимые органами государственной власти антикоррупционные мероприятия и формируемое антикоррупционное законодательство

Ключевые слова : коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционные меры, антикоррупционное законодательство.

Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяет Президент Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

Разработку и принятие федеральных законов по Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Правовые основы противодействия коррупции в правоохранительных органах

Любое государство и общество заинтересовано в том, чтобы деятельность правоохранительных органов строилась в соответствии с принципами законности и уважения прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение указанных принципов позволяет соблюсти баланс интересов всех членов общества, формирует определенную стабильность и служит гарантией защиты от произвола. Именно поэтому деятельность правоохранительных органов всегда должна находится под пристальным вниманием государства.

Правовую основу противодействия коррупции в правоохранительных органах составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Информационное обеспечение реализации законодательства в области противодействия коррупции в правоохранительных органах может включать следующие меры:

1. Информирование общественности о деятельности правоохранительных органов, в том числе о формировании и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников этих органов.

2. Систематическая публикация информационных материалов об отрицательном влиянии коррупции на социально-экономическое развитие страны и области.

3. Проведение публичных информационных мероприятий для обсуждения проблем противодействия коррупции в правоохранительных органах, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения.

4. Обеспечение свободы средств массовой информации в получении и распространении информации о коррупции в правоохранительных органах, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников указанных органов .

5. Организация телефонов доверия в государственных органах для получения сообщений о фактах коррупции в правоохранительных органах и последующего реагирования на них.

6. Использование антикоррупционной рекламы, направленной на пропаганду негативного отношения в обществе к проявлениям коррупции.

К сожалению, антикоррупционная модернизация действующего законодательства не завершена. Это же может произойти и на этапе правоприменения и на региональных уровнях и т.п. Необходимо видеть явные пробелы и даже некоторые изъяны нового законодательства и добиваться их устранения.

Предупреждение коррупции в правоохранительных органах

В процессе предупреждения коррупции на первоначальном этапе следует повысить эффективность системы отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы. Превентивная политика должна осуществляться с учетом позитивного опыта, накопленного в советский период развития государства, когда в стране существовала разветвленная и влиятельная система органов народного и партийного контроля, обладавших широкими полномочиями. В то же время необходимо помнить, что на уровне специального предупреждения коррупции сотрудников правоохранительных органов традиционный набор профилактических мер недостаточно эффективен, а в ряде случаев неприемлем. В данном контексте весьма убедительным выглядит решение об использовании оперативно-розыскных сил, средств и методов.

С учётом систематизации ряда факторов, характеризующих поведение сотрудника как при выполнении служебных обязанностей, так и в условиях проведения отдыха или досуга, можно не только выявлять степень его личностных деформаций, но и прогнозировать возможность совершения противоправных проступков. Критериями, позволяющими из общего числа сотрудников того или иного подразделения выявить субъекты повышенного риска, могут выступать следующие данные:

— совместное проведение досуга с членами организованных преступных группировок, а также поддержание неделовых контактов с лицами, обоснованно подозреваемыми в противоправной деятельности;
— приобретение дорогостоящих предметов роскоши, частые поездки за рубеж, наличие крупных сумм денег;

— непринятие мер по явным фактам преступных действий отдельных лиц, консультирование лиц, пытающихся уйти от уголовной ответственности;
— неделовые связи с «разрабатываемым контингентом»;

— частые невыходы на службу, регулярное предъявление больничных листов, постоянные перемены места службы и т.д.»

Несомненно, важную роль в предупреждении коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, должна играть виктимологическая профилактика. Виктимологическая профилактика занимает особое место в системе криминологической превенции, хотя лишь в последние годы ей стало уделяться повышенное внимание (имеется в виду профилактика коррупционных преступлений).

Виктимологическое направление в структуре специально-криминологической предупредительной работы обладает определенной спецификой:

1. Виктимологическая профилактика имеет свой самостоятельный объект позитивного воздействия — реальных и потенциальных жертв преступлений.

2. Информационное обеспечение виктимологической профилактики помимо использования общих для нее и для криминологической профилактики информационных источников связано с применением специальных схем выявления ее объектов (в частности, с использованием классификаций жертв и виктимноопасных ситуаций).

3. Методы виктимологической профилактики и формы, в которых она осуществляется, основаны в первую очередь на убеждении.

4. Общая и индивидуальная виктимологическая профилактика осуществляется также на основе широкого использования возможностей взаимопомощи населения.

5. Виктимологическая профилактика имеет своей задачей предотвращение так называемых «инверсионных преступлений», в которых происходит смена ролей «преступник — жертва» путем воздействия на потенциальных жертв.

6. Виктимологическая профилактика преступлений имеет и организационные особенности, связанные со специальной подготовкой сотрудников правоохранительных органов, созданием специальных учетов виктимологически уязвимых объектов, организацией специальной психолого-педагогической службы органов внутренних дел.64

Мероприятия виктимологической профилактики коррупции могут включать в себя: 1) изготовление и распространение специальных брошюр-предостережений о том, как уберечься от коррупции и не стать жертвой этого; 2) извещение граждан через СМИ об имевших на территории региона фактах совершения коррупционных преступлений, типичных действиях коррупционеров и о том, как следует поступать гражданам в подобных случаях; 3) оказание практической помощи гражданам в технической и физической защите от данного вида преступлений; 4) разработка и внедрение специальных средств, позволяющих обеспечить экстренный вызов работников полиции; 5) проведение целенаправленных бесед с родителями, педагогами, школьниками, студентами о том, как следует вести себя и что делать в случае, когда граждан пытаются втянуть в коррупционные отношения.

Положительную роль здесь играют общественные приемные, телефоны доверия. За взяточничество в правоохранительных органах должна быть предусмотрена, так называемая, политическая казнь с широким освещением ее средствами массовой информации. Взяточник должен быть публично и пожизненно лишен права занимать какие-либо государственные посты и любые «взяткоемкие» должности. Он должен быть пожизненно лишен всех наград, привилегий и званий, а также быть лишен всех надбавок к пенсии и получать только минимальную пенсию. Думается, для взяточников необходимо ввести специальную «пенсию взяточника», которая будет меньше минимальной пенсии.Также, полезным стал бы «сайт позора», где должны быть изложены подробности дел и политической казни коррупционеров. Думается, этот сайт стал бы одним из самых посещаемых российских сайтов. Политическая казнь коррупционеров должна совершаться без права реабилитации. Срок тюремного заключения за взяточничество не должен подлежать уменьшению ни при каких обстоятельствах.

Таким образом, не вызывает сомнений, что при выработке современных стратегий противодействия коррупционным преступлениям необходимо делать акцент на усиление институтов государственной власти, на повышение правосознания рядовых граждан, на активизацию деятельности общественных организаций. На уровне государства необходимо создание специальной независимой комиссии с широкими полномочиями, руководство которой было бы надежно защищено от любых внешних воздействий.

Слияние криминала и правоохранительных органов, коррупция, подрывают авторитет государственной власти и подкрепляют мнение граждан о том, что органы государственной власти направлены не на защиту прав и свобод граждан, а на защиту криминала, пресечение всякого рода осуждения коррупции, критики власти, тем самым подталкивая общество ко все более агрессивным формам проявления несогласия.

Коррупция правоохранительных органовмногократно усиливает криминальный разгул, умножает опасность для общества, уничтожает права законопослушных граждан на жизнь, на безопасность, на сохранность своего здоровья и имущества, и для нормального функционирования и развития государства необходимо создать прочную и действенную правовую базу по борьбе с ней.

Можно без колебаний утверждать: правоохранительная система страны не справляется с задачей борьбы с коррупцией. Тому есть как минимум три причины. Во-первых, одни меры уголовного преследования не в состоянии поколебать позиции масштабной коррупции; борьба с коррупцией — не криминальная, а системная проблема, о чем подробно говорилось выше. Во-вторых, низко качество работы правоохранительных органов, которые сами разъедаются коррупцией, а профессиональный уровень работников в общей массе не соответствует сложности проблем. В-третьих, правоохранительная система не может в одиночку справиться с этой задачей; ее должны решать сообща государство и общество.

Победить коррупцию можно только с привлечением институтов гражданского общества, поскольку именно оно более всего заинтересовано в такой победе. Это тем более необходимо в условиях серьезного отчуждения общества от власти. Привлекая общественные организации к полноценному сотрудничеству при решении проблемы подобного масштаба, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит, шанс на достижение поставленных целей.

Без привлечения общественности нельзя обуздать низовую коррупцию, поскольку на нижних уровнях управления коррупция малочувствительна к властным импульсам, идущим сверху, но может быть потеснена только при напоре снизу, усилиями граждан и институтов гражданского общества.

Поэтому, реализуя программу борьбы с коррупцией, власть должна эффективно привлекать к этому широкие общественные круги, в первую очередь — предпринимательские, и независимые средства массовой информации. Особое внимание должно быть уделено воспитанию правового и гражданского сознания и получению навыков поведения в демократическом правовом обществе, в том числе — навыков антикоррупционного поведения. Перечисленные выше меры общего характера затрагивают многие сферы государственной жизни и активности гражданского общества.

Заключение

Таким образом, Правовую основу противодействия коррупции в правоохранительных органах составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Таким образом, не вызывает сомнений, что при выработке современных стратегий противодействия коррупционным преступлениям необходимо делать акцент на усиление институтов государственной власти, на повышение правосознания рядовых граждан, на активизацию деятельности общественных организаций. На уровне государства необходимо создание специальной независимой комиссии с широкими полномочиями, руководство которой было бы надежно защищено от любых внешних воздействий.

Победить коррупцию можно только с привлечением институтов гражданского общества, поскольку именно оно более всего заинтересовано в такой победе. Это тем более необходимо в условиях серьезного отчуждения общества от власти. Привлекая общественные организации к полноценному сотрудничеству при решении проблемы подобного масштаба, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит, шанс на достижение поставленных целей.

Без привлечения общественности нельзя обуздать низовую коррупцию, поскольку на нижних уровнях управления коррупция малочувствительна к властным импульсам, идущим сверху, но может быть потеснена только при напоре снизу, усилиями граждан и институтов гражданского общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *