Приказ на проведение инвентаризации

Содержание

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении?

Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы.

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Цель и задачи инвентаризации

Главная цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.

В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:

  1. фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
  2. сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  3. составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  4. определение факторов, повлиявших на расхождение информации.

Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Подготовка к проверке в бюджетном учреждении

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

К объектам, которые могут быть инвентаризированы в бюджетном учреждении, следует относить:

Объект

Основные средства Материальные активы, которые используются в период более года без изменения их физических характеристик и параметров (см. → порядок проведения инвентаризации основных средств в 2020)
Материальные запасы Материальные активы, которые используются в период до одного года и при этом изменяют свою форму
Расчеты с подотчетными лицами Расчеты по операциям, связанным с предоставлением денежных средств в подотчет с последующим составлением авансового отчета и приложением к нему соответствующих подтверждающих документов
Денежные средства Все денежные средства в наличной и безналичной форме
Расчеты с поставщиками или подрядчиками Расчеты по операциям, связанным с приобретением товарно-материальных ценностей или заказом каких-либо работ и услуг.

При обязательной ежегодной проверке инвентаризации подвергаются абсолютно все объекты, а при внеплановой – только те объекты, которые требуют более пристального и тщательного анализа.

До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе:

  • состав и председатель инвентаризационной комиссии;
  • объекты ревизии;
  • причина проведения инвентаризации;
  • сроки осуществления данной процедуры.

Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения. Это касается и материально-ответственных лиц – они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки.

Документы до и после проведения инвентаризации

К основным документам, которые составляются до инвентаризации и после ее непосредственного проведения, следует относить:

Документ

Описание

Приказ на проведение инвентаризации в бюджетном учреждении (форма ИНВ-22) Издается руководителем организации за 10 дней до осуществления мероприятия и предполагает освещение основных моментов по ревизии
Инвентаризационная опись (форма ИНВ-1, форма ИНВ-3) Составляется на основании данных фактического пересчета и переписи имущества учреждения и содержит наименование, инвентарные номера (при наличии) и количественное выражение объектов
Сличительная ведомость (форма ИНВ-18) Составляется в том случае, когда данные фактического и бухгалтерского учета расходятся по каким-либо объектам ревизии
Дополнительные документы Могут составляться при необходимости, когда нужно дополнительно расшифровать данные или составить пояснения
Приказ по инвентаризации Руководитель на основании инвентаризационных документов издает приказ о результатах проводимого мероприятия, а также приказ о привлечении к ответственности всех установленных виновных лиц

Функции инвентаризационной комиссии

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

4 Этапа проведения инвентаризации

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:

Этап

Описание

Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия
Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи
Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости
Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

Оформление результатов инвентаризации

При наличии расхождений между данными, предоставленными бухгалтерией и инвентаризационной комиссией, необходимо их отразить на счетах бухгалтерского учета. При этом, как и для коммерческих организаций, в бюджетном учете используется принцип двойной записи, когда одна и та же сумма отражается и по дебету, и по кредиту соответствующих счетов.

Пять практических вопросов по инвентаризации в бюджетном учреждении

Вопрос №1. Необходимо ли осуществлять инвентаризацию, если бюджетное учреждение реорганизовано?

Да, в обязательном порядке. Этот пункт указан на законодательном уровне, а потому, если, к примеру, обычная средняя школа реорганизуется в гимназию или лицей, все ее материальные ценности и денежные средства должны быть проинвентаризированы для передачи новому руководству.

Вопрос №2. Должна ли инвентаризационная комиссия самостоятельно переписывать наименования объектов учета, или эту процедуру можно упростить?

Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества. Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты. Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.

Вопрос №3. Имеем ли мы право удержать из зарплаты материально-ответственного лица сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества?

Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб. Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи.

Вопрос №4. При инвентаризации выявлена недостача, и виновный сотрудник согласился, чтобы ее удерживали из его заработной платы. В каком размере мы имеем право производить удержания? Можно ли удержать сразу всю сумму, если размер зарплаты позволяет?

Согласно законодательству РФ удержания из заработной платы должны производиться в размере не более 20 % от ее размера. Это необходимо учитывать, если, к примеру, необходимо удержать достаточно большую сумму денежных средств. Тогда такую процедуру необходимо совершать в течение нескольких периодов по 20 % до тех пор, пока вся сумма не будет погашена полностью.

Вопрос №5. Кто из материально-ответственных лиц должен подписывать инвентаризационную ведомость, если происходит их смена – тот, с кого снимаются обязанности, или тот, на которого они возлагаются?

В данном случае при смене ответственных сотрудников инвентаризационную ведомость должны подписывать оба работника, поскольку один из них сдает вверенные ему объекты ревизии, а другой принимает их на ответственное хранение.

Унифицированная форма № ИНВ-22 — скачать бланк и образец

Значение формы ИНВ-22

Как заполнить форму ИНВ-22

Где найти форму ИНВ-22

Значение формы ИНВ-22

Форма ИНВ-22 — это бланк решения руководителя фирмы о проведении инвентаризации, разработанный Госкомстатом РФ (постановление от 18.08.1998 № 88). В него включены поля для указания всех данных, необходимых для выполнения действий по инвентаризации:

  • место проведения;
  • объект инвентаризации;
  • причины данного мероприятия;
  • состав комиссии;
  • даты проведения и завершения.

Форма ИНВ-22 идеально подходит для оформления распоряжений о проведении разовой инвентаризации при смене материально-ответственного лица, контрольной проверке, выявлении недостачи. Приказ об инвентаризации имущества и обязательств перед годовой отчетностью из-за его большого объема лучше составлять в виде отдельного сводного документа без использования формы ИНВ-22, но включив в него те же необходимые исходные данные.

В крупных фирмах могут издаваться отдельные приказы об инвентаризации каждого вида имущества. Например, при большом количестве складов для каждого из них будет отдельный приказ об инвентаризации ТМЦ с назначением разных комиссий при одних и тех же сроках и причинах.

Об организации инвентаризации имущества и обязательств в конце года читайте в материале «Как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью».

Как заполнить форму ИНВ-22

Подсказки по заполнению формы ИНВ-22 содержатся в расшифровках под соответствующими строками. Это делает процесс оформления формы ИНВ-22 очень простым и понятным.

Подписанный руководителем фирмы приказ передается председателю инвентаризационной комиссии, для которого он является руководством к действию.

Образец заполнения формы ИНВ-22, доступный для скачивания, есть на нашем сайте.

Скачать образец заполнения формы ИНВ-22

О том, как результаты инвентаризации отразятся в бухучете, читайте в статье «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».

Где найти форму ИНВ-22

Бланк унифицированной формы ИНВ-22 скачать можно на нашем сайте.

Скачать бланк унифицированной формы ИНВ-22

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Приказ о проведении инвентаризации

Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Инвентаризация имущества и обязательств – это процесс проверки и документального подтверждения их наличия, состояния и оценки (п. 26 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н).

Инвентаризация бывает обязательной и добровольной. Проведение инвентаризации обязательно, в частности (п. 27 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н):

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации.

Когда инвентаризация не является обязательной, случаи ее проведения, сроки, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются организацией самостоятельно (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Это может быть закреплено, например, в Положении о порядке проведения инвентаризации.

Для проведения инвентаризации в организации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49). О том, как составить приказ о создании инвентаризационной комиссии, мы рассказывали . При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.

В каждом конкретном случае основанием для проведения инвентаризации является соответствующий организационно-распорядительный документ, изданный руководителем. Обычно это приказ о проведении инвентаризации. Как составить такой приказ, расскажем в нашей консультации и приведем образец заполнения соответствующей формы.

Форма ИНВ-22 – приказ о проведении инвентаризации

Несмотря на то, что унифицированные формы первичных учетных документов не являются обязательными к применению (Информация Минфина № ПЗ-10/2012), для составления приказа о проведении инвентаризации удобно воспользоваться формой № ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации». Именно эта форма обычно предусматривается бухгалтерскими программами. Унифицированную форму приказа о проведении инвентаризации (бланк) скачать в Word можно по приведенной ниже ссылке.

Независимо от того, используется ли унифицированная форма приказа о проведении инвентаризации ИНВ-22 или самостоятельно разработанная, в приказе обычно указывается персональный состав инвентаризационной комиссии, конкретизируются содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации. Приказ о проведении инвентаризации подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

Приведем пример заполнения приказа о проведении годовой инвентаризации (образец 2018).

Пред. / След. Скачать бланк приказа о проведении инвентаризации (образец 2018) по унифицированной форме № ИНВ-22 можно здесь. Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

О том, как отражаются результаты проведенной инвентаризации в бухгалтерском учете организации, мы рассказывали .

Положение о порядке приема, учета, хранения и выдачи товарно-материальных ценностей

Утверждено приказом (или распоряжением) руководителя _______»_____________» ___________________________________ (Ф.И.О., должность) от «___»_________ ____ г. N _______ ___________________________________ (подпись, печать)

1. Настоящее положение разработано в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, с учетом особенностей _________________________, далее (наименование, адрес Организации) соответственно — «Федеральный закон» и «Организация».

2. К товарно-материальным ценностям в целях настоящего Положения (далее — «ТМЦ» и «Положение») относятся производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы.

3. ТМЦ заносятся в первичные документы, регистры и описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

4. Все хозяйственные операции, проводимые Организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

4.1. Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

4.2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме 1 , содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, утверждаемым Организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего пункта.

4.3. В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

5. Основанием для отражения данных в автоматизированной системе являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции с ТМЦ, а также справки бухгалтера по «ручным» операциям, в отношении которых составляется отдельный учетный документ.

6. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций ТМЦ и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников Организации.

7. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов ТМЦ, утверждает руководитель Организации по согласованию с главным бухгалтером.

8. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции.

8.1. При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков.

8.2. Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

8.3. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием даты внесения исправлений.

9. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях, связанных с ТМЦ, на основе первичных учетных документов могут составляться сводные учетные документы.

Оценка ТМЦ

10. ТМЦ и иные факты хозяйственной деятельности, касающиеся ТМЦ, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

10.1. Оценка ТМЦ, приобретенных за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на их покупку; ТМЦ, полученных безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; ТМЦ, произведенных в самой Организации, — по стоимости их изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта ТМЦ).

10.2. В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта ТМЦ, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

10.3. Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования ТМЦ, полученных безвозмездно, на данный или аналогичный вид ТМЦ. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

10.4. Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления ТМЦ основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта ТМЦ.

10.5. Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

11. Бухгалтерский учет ТМЦ, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты Организации.

12. Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.

12.1. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

12.2. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов:

по себестоимости единицы запасов;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

12.3. Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат.

12.4. Товары в Организации, занятой торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения.

При продаже (отпуске) товаров их стоимость разрешается списывать с применением методов оценки, изложенных в пункте 12.2 Положения.

12.5. При учете Организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности в качестве величины, корректирующей стоимость товаров.

12.6. Отгруженные товары, по которым не признана выручка, отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.

12.7. Предусмотренные в пунктах 12.3 — 12.6 Положения ТМЦ, на которые цена в течение отчетного года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты Организации.

Инвентаризация ТМЦ

13. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Организация ежегодно проводит инвентаризацию ТМЦ и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

13.1. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень ТМЦ и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем Организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

13.2. Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче ТМЦ в пользование, выкупе, продаже;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме ТМЦ, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи ТМЦ;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации Организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

13.3. Сама инвентаризация проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49.

14. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием ТМЦ и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек ТМЦ приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;

б) недостача ТМЦ и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи ТМЦ и их порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Незавершенное производство ТМЦ

15. ТМЦ — продукция, не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.

16. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

по прямым статьям затрат;

по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

ТМЦ, принятые на ответственное хранение

17. Счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение.

17.1. Организация-покупатель учитывает на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» ценности, принятые на хранение, в случаях: получения от поставщиков ТМЦ, по которым Организация на законных основаниях отказалась от акцепта счетов платежных требований и их оплаты; получения от поставщиков неоплаченных ТМЦ, запрещенных к расходованию по условиям договора до их оплаты; принятия ТМЦ на ответственное хранение по прочим причинам.

17.2. Организация-поставщик учитывает на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» оплаченные покупателями ТМЦ, которые оставлены на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций. ТМЦ учитываются на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в ценах, предусмотренных в приемосдаточных актах или в счетах платежных требовании.

18. Аналитический учет по счету 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» ведется по организациям-владельцам, по видам, сортам и местам хранения.

Хранение документов бухгалтерского учета, касающихся ТМЦ

19. Организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

20. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться Организацией не менее пяти лет после отчетного года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

21. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми органами на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

22. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель Организации.

Главный бухгалтер _________________/________________

1 Первичные документы, связанные с ТМЦ:

Акт о приеме-передаче

товарно-материальных

ценностей на хранение

(Унифицированная

форма N МХ-1)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Журнал учета

товарно-материальных

ценностей, сданных на

хранение

(Унифицированная

форма N МХ-2)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Акт о возврате

товарно-материальных

ценностей, сданных на

хранение

(Унифицированная

форма N МХ-3)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Журнал учета

поступающих грузов

(Унифицированная

форма N МХ-4)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Журнал учета

поступления

продукции, товарно

материальных

ценностей в места

хранения

(Унифицированная

форма N МХ-5)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Журнал учета

расхода продукции,

товарно-материальных

ценностей в местах

хранения

(Унифицированная

форма N МХ-6)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Журнал учета

поступления

плодоовощной

продукции в места

хранения

(Унифицированная

форма N МХ-7)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Журнал учета

расхода плодоовощной

продукции в местах

хранения

(Унифицированная

форма N МХ-8)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Весовая ведомость

(Унифицированная

форма N МХ-9)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Партионная карта

(Унифицированная

форма N МХ-10)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Акт о расходе

товаров по партии

(Унифицированная

форма N МХ-11)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Акт о расходе

товаров по партиям

(Унифицированная

форма N МХ-12)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Акт о контрольной

проверке продукции,

товарно-материальных

ценностей, вывозимых

из мест хранения

(Унифицированная

форма N МХ-13)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Акт о выборочной

проверке наличия

товарно-материальных

ценностей в местах

хранения

(Унифицированная

форма N МХ-14)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Акт об уценке

товарно-материальных

ценностей

(Унифицированная

форма N МХ-15)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Карточка учета

овощей и картофеля в

буртах (траншеях,

овощехранилищах)

(Унифицированная

форма N МХ-16)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Акт о зачистке бурта

(траншеи,

овощехранилища)

(Унифицированная

форма N МХ-17)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Накладная на

передачу готовой

продукции в места

хранения

(Унифицированная

форма N МХ-18)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Ведомость учета

остатков товарно

материальных

ценностей в местах

хранения

(Унифицированная

форма N МХ-19)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Отчет о движении

товарно-материальных

ценностей в местах

хранения

(Унифицированная

форма N МХ-20)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

N 66)

Отчет о движении

товарно-материальных

ценностей в местах

хранения

(Унифицированная

форма N МХ-20а)

Постановление

Росстата от

09.08.1999 N 66

Указания по применению

и заполнению форм первичной

учетной документации по учету

продукции, товарно-материальных

ценностей в местах хранения

(утв. Постановлением

Госкомстата РФ от 09.08.1999

Приказ о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22

Перед началом регулярной или внеочередной инвентаризации ответственным лицам следует составить документ по форме ИНВ-22. Он будет храниться в бухгалтерии того юрлица, которое указано в нижней части формы. Например, если инвентаризацию запрашивает главный офис, то и вся отчетность по ней должна прийти туда. После приема документ следует хранить 5 лет.

Образец и пустой бланк формы ИНВ-22

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк по форме ИНВ-22 .xlsСкачать образец заполнения приказа о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22 .xls

Следует сразу отметить, что владелец пересчитываемого имущества и заказчик оценки могут не совпадать:

Проверка также может быть назначена в одном из отделов, например, архиве, отделе кадров, на складе и т.д. Помните, что без заполненной ИНВ-22 инвентаризация начаться не может. Только после оформления соответствующего распоряжения ответственная комиссия переходит к составлению предварительных актов и описей.

Заполнение полей формы ИНВ-22

Оформление приказа (постановления) об инвентаризации — предельно простая процедура. В шапку понадобится внести ОКПО и название структурного подразделения, если речь идет не об общей инвентаризации или переоценке, а об отчетности об имуществе отдельного филиала. Если планируется проводить проверки в нескольких подразделениях, то ИНВ-22, а также сопряженные с ней формы будут составляться для каждого.

Объектом инвентаризации могут выступить основные средства, товарно-материальные ценности, обязательства, объекты завершенного или незавершенного строительства, объекты, находящиеся на ответственном хранении, и т.д.

В качестве причины для плановой инвентаризации указываем «контрольная проверка» или, прямо — «плановая инвентаризация». Если же происходят кадровые изменения — «смена материально ответственных лиц» или «реорганизация». Постановление также заполняется для случаев переоценки.

В случае, смены ответственных лиц указывают кладовщиков, кассиров и иных специалистов, трудоустроенных на момент проведения проверки.

Сроки проведения оценки должны быть точными. Дата начала не может быть раньше даты документа.

После того, как ИНВ-22 заполнена, ее следует занести в журнал по форме ИНВ-23. А вот результаты проверки заносятся в журнал по форме ИНВ-25. Эти документы могут остаться в структурном подразделении или быть переданы (в случае, о котором мы говорили выше).

Ответственные лица по форме

Как правило, форма ИНВ-22 заполняется от лица директора предприятия (или его заместителя). Председателем инвентаризационной комиссии обычно выступает главный бухгалтер (его зам), однако в частных случаях ответственные лица могут изменяться. Количество членов может быть меньшим, чем предусмотренное документом количество полей.

Должности могут сокращаться, а ФИО приводиться в форме фамилии и инициалов. В постановлении Госкомстата нет никаких указаний на то, что расшифровывать подпись нужно с указанием полного имени и отчества.

Образец заполнения состава членов комиссии показан ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *