Профстандарт 513 педагог дополнительного образования

Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Профессиональный стандарт
Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (далее – профстандарт).

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;

Создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации;

Обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Новые компетенции педагога дополнительного образования:

Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими отклонения в поведении;

Работа с одарёнными детьми;

Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

Владение ИКТ – компетенциями.

Профстандарт педагога призван:

определять необходимую квалификацию педагога;

обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Структура профессионального стандарта педагога

1.Обобщенные трудовые функции — это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.

1.1.Трудовая функция — это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

1.1.1.Трудовые действия – это процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

1.1.2.Необходимые умения ( что должен уметь).

1.1.3.Необходимые знания ( что должен знать).

Обобщенная трудовая функция:

1.Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.

1.1. Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

1.2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

1.3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.

1.4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

1.5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Обобщенная трудовая функция:

2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

2.1. Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.

2.2. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования.

2.3. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.

Обобщенная трудовая функция:

3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

3.1. Организация и проведение массовых досуговых мероприятий.

3.2. Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых.

3.3. Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности.

Трудовая функция:

Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

Трудовая функция:

Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Планирование подготовки досуговых мероприятий

Организация подготовки досуговых мероприятий

Проведение досуговых мероприятий

Трудовая функция:

Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную обще развивающую программу, при решении задач обучения и воспитания.

Трудовая функция:

Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Трудовая функция:

Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

Анализируя трудовую деятельность педагога дополнительного образования согласно профстандарту можно прийти к выводу:

трудовая деятельность педагога заключаются в организации деятельности учащихся по усвоению дополнительной общеразвивающей программы, ее программно-методическом обеспечении и осуществлении педагогического контроля и оценки образовательных результатов.

Обозначенное содержание трудовых функции (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания) на первый взгляд не отличается от традиционно сложившихся должностных обязанностей педагога дополнительного образования, однако если принять во внимание элементы, которые составляют каждую трудовую функцию, то мы увидим обратное. Новым по отношению к традиционному функционалу педагога дополнительного образования выступает:

  • электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий (если это целесообразно);

  • проведение мероприятий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием;

  • развитие ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста;

  • анализ и интерпретация результатов педагогического наблюдения; контроль и диагностика с учетом задач и особенностей образовательной программы и особенностей учащихся;

  • анализ и корректировка собственной оценочной деятельности.

Осуществление указанных элементов трудовых функций потребует от педагога знания характеристик и возможностей применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеразвивающих программ (с учетом их направленности);

средств (способов) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы.

Также профстандарт педагога дополнительного образования предполагает, что педагог должен владеть методами подбора из существующих и (или) оценочных средств, позволяющих оценивать индивидуальные образовательные достижения учащихся в избранной области деятельности или создавать такие оценочные средства самостоятельно.

Если выделить главное из зафиксированных профстандартом функций трудовой деятельности педагога дополнительного образования, то их можно свести к трем направлениям профессионального развития:

  • реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ с учетом принципов инклюзивного образования;

  • организация и проведение оценки и диагностики образовательных достижений учащихся, а также содействие мониторингам их личностного развития;

  • использование дополнительных общеразвивающих программ в целях развития познавательной сферы учащихся, формирования у них престижа интеллектуального труда и освоения опыта практической деятельности.

Внедрение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в учреждении дополнительного образования

Библиографическое описание:



Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования — нормативный акт, который регламентирует деятельность работников системы образования. В соответствии с документацией определяется квалификационный уровень каждого работника. В профессиональном стандарте указаны трудовые функции работника. Перечислены возможные должности и профессии. Приведены требования к образованию и опыту работы. Описаны необходимые знания и умения. Для педагога дополнительного образования конкретизированы действия. Зафиксированы условия для допуска к работе.

В чём отличие профессионального стандарта от квалификационных требований, применяемых ранее к педагогическим работникам?

В квалификационном справочнике мы видим должность. В стандарте мы говорим о виде профессиональной деятельности и трудовой функции. В справочнике общее описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации. В стандарте последовательное описание профессиональной деятельности через разделение от общего к частному

Профессиональный стандарт — многофункциональный документ, раскрывающий цель и содержание с позиций: сферы труда, объединений работодателей, профессиональных сообществ через: обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, место в системе уровней квалификации, требования к квалификации, образованию и обучению, опыту практической работы, необходимым знаниям и умениям работника.

Профессиональный стандарт описывает профессиональную деятельность, обеспечивающую достижение поставленных в рамках производственного процесса целей и задач и не описывает требования к человеку (работнику) и должностные обязанности.

Учитывая вышесказанное, можно говорить, что задачи управления — обеспечить выполнение всех обобщенных трудовых функций и трудовых функций управляемого процесса, в т. ч. подобрать и распределить кадры; скомпоновать должностные обязанности отдельного работника из трудовых функций и трудовых действий, описанных в профессиональном стандарте; организовать коллектив в целом выполнять «полный набор» трудовых функций.

Каждое учреждение дополнительного образования детей во время осуществления своей деятельности должно учитывать профессиональный стандарт — акт, регламентирующий требования, предъявляемые к педагогу дополнительного образования. Сравнив показатели потенциального сотрудника с этим документом, работодатель легко определяет, соответствует ли компетентность соискателя существующим требованиям. Своевременно выявляет педагогов дополнительного образования, которым необходимо пройти повышение квалификации.

Зачем необходимо внедрение профессионального стандарта?

Модернизация системы образования в России кардинально поменяла «портрет» современного педагога дополнительного образования. Непрерывно меняющаяся действительность обуславливает потребность в специалистах, не только хорошо знающих свое дело, но и ориентированных на предприимчивость и творчество, обладающих развитым профессиональным самосознанием, а также организационно-управленческими навыками.

Педагог дополнительного образования — это человек уникальной профессии. Обучая других, он всегда остается учеником. Профессионал, знающий все о своем предмете. Творец, постоянно пребывающий в поиске.

Современные дети сильно отличаются от ровесников, которые занимались в учреждениях дополнительного образования 10–15 лет назад. Педагог дополнительного образования вынужден адаптироваться к требованиям времени и интересам обучающихся и применять в работе нестандартные методы. Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Только в этом случае деятельность педагогов дополнительного образования интересна и детям, и самим работникам. В наши дни педагогам дополнительного образования приходится сталкиваться с сильными эмоциональными нагрузками. Профессиональный стандарт — документация, которая защищает работников учреждений дополнительного образования и предотвращает эмоциональное выгорание педагогов дополнительного образования.

После окончательного внедрения профессионального стандарта в системе дополнительного образования будут работать профессионалы: эрудированные педагоги дополнительного образования, которые смогут нести ответственность за результат и качество труда. Педагог дополнительного образования сможет работать с разными детьми и будет эффективно взаимодействовать с коллегами и другими специалистами. При этом каждый сотрудник будет владеть полным объемом информации о документации, следуя положениям которой он сможет скорректировать свою работу так, чтобы она полностью удовлетворяла положениям действующего федерального государственного образовательного стандарта.

Как внедрить профессиональный стандарт вучреждение дополнительного образования?

Цель внедрения документации — адаптация педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования к современным условиям работы, а также совершенствование профессионализма работников.

Чтобы внедрение новых стандартов прошло безболезненно, необходимо заинтересовать педагогов дополнительного образования. Придется создать комфортные условия для обсуждения профессионального стандарта и обмена опытом.

Стоит отметить, что общего плана или алгоритма, согласно которому учреждению дополнительного образования необходимо перейти на новый профессиональный стандарт, не существует. Руководству учреждений дополнительного образования приходится принимать решения самостоятельно. Исходя из возможностей педагогического состава и потребностей обучающихся, учреждение дополнительного образования принимает определенные меры. Приходится проводить корректировки таким образом, чтобы квалификация и личностные качества педагогов дополнительного образования соответствовали утвержденной документации.

Рекомендуется создать специальную комиссию, в обязанности которой включить проверку документации, составление плана действий для корректировок и доработок.

Комиссии придется выполнить следующие действия:

 сравнить на соответствие должности учреждения дополнительного образования с указанными в документации;

 изучить заключенные трудовые договоры, сравнить их с профессиональным стандартом, выявить различия и в сжатые сроки устранить их;

 изучить личные дела сотрудников и сопоставить их должности с прописанными в профессиональном стандарте;

 оформить отчет и ознакомить с ним руководство учреждения дополнительного образования.

Опытным руководителям удается эффективная кадровая политика. Заботясь о сотрудниках, они поэтапно и бесконфликтно внедряют профессиональный стандарт в работу учреждения дополнительного образования. Как правило, во время этих действий выясняется, что у некоторых педагогических работников полученное образование или опыт работы не соответствует требованиям, указанным в документации. Каждая такая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке.

Если педагог дополнительного образования был принят на работу в соответствии с трудовым законодательством, качественно исполнял свои трудовые обязанности, то увольнять его не придется. Достаточно будет выявить отличия от профессионального стандарта и избавиться от них. К счастью, сегодня любой желающий может получить высшее образование и пройти обучение на курсах повышения квалификации.

В результате слаженной работы комиссии и сотрудников в документацию вносятся необходимые изменения. Педагоги дополнительного образования обучаются на курсах повышения квалификации. После того как внедрение завершено, мастерство всех педагогических работников соответствует существующим требованиям профессионального стандарта.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в условиях внедрения профессионального стандарта — это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

И на сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, этому надо постоянно обучаться, постоянно самосовершенствоваться.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, профессиональный стандарт, педагог, профессиональная деятельность, требование, документация, действие, опыт работы, курс повышения квалификации, обязанность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *