Программа производственного экологического контроля

Содержание

Программа производственного экологического контроля. Скачать образец 2020 года

Обеспечение контроля на производстве за охраной окружающей природы предназначено для выполнения задач по рациональному применению ресурсов природы и их восстановлению. Все учреждения обязаны обеспечивать соблюдение требований нормативов по соблюдению экологии, на основании ФЗ N 219 от 21.07.2014 года и изменениях, принятых в этом Законе 28.12.2017 года.

Для соблюдения данного законодательства по экологии, необходимо составить программу экологического контроля (ПЭК). Это обеспечит систематизацию итогов экологического наблюдения и выявить влияние производства на окружающую природу.

Что такое производственный экологический контроль

Надзор за экологией на производстве является одним из наиболее важных мероприятий для промышленного учреждения. В результате этого процесса определяется уровень влияния учреждения на окружающую природу, и степень соответствия учреждения нормативам РФ.

Закон РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г в п. 1 ст. 26. «Об отходах…» (изменения от 25.11.2013 г.) обязывает юридические лица осуществлять необходимые меры по выбросу вредных веществ, организовывать и обеспечивать наблюдение за выполнением требований отображенных в законодательстве РФ в данном сегменте.

С 1.01.2015 года на основании ФЗ № 7 от 01.01.2015 года (п. 2 ст. 67) и ФЗ № 219 с изменениями от 28.12.2017 года учреждениями и ИП, занимающимися хозяйственным функционированием на объектах I, II и III категорий, обязательно оформляются планы ПЭК.

План ПЭК представляет собой подробное отображение производственных процессов промышленного учреждения с целью обнаружения негатива, оказываемого на природу.

При оформлении плана ПЭК необходимо отобразить:

  1. Информацию об учреждении с отображением структурных подразделений, производственных и админ-зданий, гаражей, с размещенным транспортом, амбаров, складов и т. д.
  2. Отходы, образуемые в учреждении.
  3. Территории, на которых сохраняются отходы до их утилизации или вывозу.
  4. Обязанности и зоны наблюдения инженером-экологом учреждения.
  5. План проверок всех зданий в учреждении.
  6. Предпринимаемые учреждением меры для недопущения аварий и ликвидация последствий аварий, в случае их состава.
  7. Ответственность учреждения за сверхнормативные выбросы отходов, данные о прочих природоохранных документах (планы СЗЗ, ПДВ, измерения выбросов на границах с жилыми массивами и т. д.).

Для полного знакомства со структурой оформления программы ПЭК, можно .

Ориентировочные изменения, которые начнут действовать с 1.01.2020 года:

  1. Существенных корректировок в программе ПЭК не планируется. К нормативам, на базе которых разрабатывается ПЭК, относятся:
  • ГОСТ Р 56062-2014.
  • ГОСТ Р 56061-2014.
  1. К более значительным изменениям подвергнутся объекты 1-й категории, которые являются наиболее опасными по загрязнению экологии. К ним относятся:
  • Металлургические предприятия.
  • Текстильные учреждения.
  • Кожевенное производство
  • Энергетические объекты
  • Мясокомбинаты
  • Предприятия химической отрасли и т. д.

Для них вводятся новые нормативы, требующие оснащения автоматическими измерительными приборами, определяющими количество выбрасываемых отходов.

ПЭК выполняется службой, созданной руководством учреждения во главе с главным инженером. Программа ПЭК разрабатывается ежегодно и утверждается руководителем учреждения.

В программе обязаны содержаться следующие разделы:

  1. Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу и их источники.
  2. Инвентаризация сбросов отходов наружу и их источники.
  3. Инвентаризация отходов от производства и место их вывоза.
  4. Работники, отвечающие за соблюдением ПЭК.
  5. Наличие исследовательских лабораторий, соответствующих законодательству РФ.
  6. Периодичность, способы и места взятия проб и виды замеров.

Требования к программе

Росприроднадзор, своим письмом № ВС-03-01-32/14309 с 01.01.2015 года отменил процедуру согласования составленного плана ПЭК с федеральными исполкомами власти РФ.

При этом, необходимо помнить, что ст. 26 ФЗ № 89 регламентирует, что учреждения, работающие с выбросами, формируют контрольное подразделение, являющееся частью производственного процесса за соблюдением экологии.

Кроме того, ст. 67 ФЗ № 7 обязывает учреждения и ИП, которые работают с выбросами на объектах I, II и III категорий, создавать план ПЭК и отчитываются перед соответствующими службами РФ об итогах выполнения ПЭК.

Согласно Положению о ФС, осуществляющей надзор в области природопользования, принятого Правительством РФ № 400, в п. 5.5.8 говорится, что отчетность об итогах выполнения ПЭК принимает Росприроднадзор.

Основные правила к разработке плана ПЭК, наблюдению за выбросами, сбросами отходов, документов, отображающих информацию об итогах выполнения ПЭК, определены ст. 67 ФЗ № 7.

План ПЭК должен составляться и утверждаться руководством учреждения и ИП, которые функционируют на объектах I, II и III категорий, с образованием отходов, влияющих на окружающую природу.

При изменении технологии производства, установки нового оборудования, сырья, изменяющего влияние на природу, необходимо выполнить корректировку Программы ПЭК на протяжении 30 рабочих дней с даты изменений.

В документе должны содержаться следующие подразделы:

  • Общие положения.
  • Данные об инвентаризации выбросов в атмосферу и их источниках.
  • Данные об инвентаризации сбросов наружу и их источниках.
  • Данные об инвентаризации накопленных учреждением отходов и месте их размещения.
  • Данные о должностных работниках, контролирующих экологию производства.
  • Данные о исследовательских лабораториях, соответствующих законодательству РФ.
  • Данные о периодичности и способах надзора за выбросами, о местах выделения проб и способах замеров.

Утверждение программы

ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.

Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.

Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:

  1. Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
  2. Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
  • Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
  • Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
  • Инструкции для сотрудников.
  1. Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
  2. Периодичности инструктажа работающих с отходами.
  3. Ответственности за нарушение инструкций.

Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).

Приказ об утверждении программы производственного экологического контроля

Как составить отчет по ПЭК

Приказом по Министерству энергетики РК №258 от 21.06.2016 года были приняты изменения к Требованию в отчетности по ПЭК, которые утверждены Министерством охраны природы РК № 16-Ө от 14.02.2013 года, обязывающие составлять планы ПЭК, как юридических, так физических лиц – использующих недра.

Согласно законодательства РФ юр-лица и ИП обязаны представлять отчетность по ПЭК уполномоченному федеральному исполкому в сроки, определенные этой структурой. Образец отчетности по ПЭК и правила его оформления, в т. ч. электронного бланка, также определяется этой уполномоченной службой.

Однако, в настоящее время данная образец отчетности и сроки ее сдачи в ч-ч. 4, 7, 8 ст. 67 ФЗ №7 находится в стадии разработки. Поэтому, учитывая, что ПЭК является внутренним документом, причем с 01.01.2015 года Росприроднадзором в письме № ВС-03-01-32/14309 отменена процедура согласования, отчеты сдавать не нужно.

Необходимо записывать результаты замеров выбросов на производстве и СЗЗ, и данные замеров складывать в папку, в ожидании проверки инспектором Росприроднадзора.

Какова ответственность за отсутствие программы на предприятии

Отсутствие программы ПЭК является административным нарушением и, на основании п. 8.1 КОаП РФ:

  1. Учреждение подвергается штрафу размере от 100 000 до 250 000 рублей или приостановка работы учреждения до 90 суток.
  2. Должностное лицо подвергается штрафу от 10 000 до 30 000 рублей.
  3. Дли ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановка деятельности ИП до 90 суток

Пример программы производственного экологического контроля

Скачать пример ПЕК

утвердить методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, согласно приложению к настоящему приказу.

Министр Д.Н. Кобылкин

Приложение
к приказу Минприроды России
от 16.10.2018 г. № 522

1. Настоящие Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — Методические рекомендации, форма Отчета соответственно) предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее — респонденты), в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект), к объектам I, II, III, IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 40, ст. 5566).

2. Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к заполнению формы Отчета.

3. При заполнении респондентом таблицы 1.1 «Общие сведения» формы Отчета рекомендуется обратить внимание на следующее:

в строке 1 рекомендуется указывать полное наименование в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках — сокращенное наименование (при наличии) — для юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии) — для индивидуального предпринимателя;

в строке 2 рекомендуется указывать наименование субъекта Российской Федерации, адрес юридического лица, место жительства индивидуального предпринимателя, с указанием почтового индекса;

в графе 3 рекомендуется указывать полностью фамилию, имя, отчество (при наличии), код города, рабочий телефон, факс, адрес электронной почты руководителя юридического лица. Строка 3 предполагается к заполнению только юридическими лицами;

в строке 4 рекомендуется указывать подразделения респондента и (или) полностью фамилию, имя, отчество (при наличии), код города, рабочий телефон, факс, адрес электронной почты лиц, ответственных за осуществление производственного экологического контроля;

в графе 5 рекомендуется указывать идентификационный номер налогоплательщика респондента;

в графе 6 рекомендуется указывать основной государственный регистрационный номер в Едином государственном реестре юридических лиц или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей соответственно;

в графе 7 рекомендуется указывать наименование объекта, на котором респондент осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность;

в графе 8 адрес места нахождения объекта, на котором респондент осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность, рекомендуется указывать согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, выдаваемому респонденту, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

в графе 9 код объекта рекомендуется указывать согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, выдаваемому респонденту, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

в графе 10 категорию объекта рекомендуется указывать согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов, выдаваемому респонденту, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

4. При заполнении респондентом таблицы 1.2 «Сведения о применяемых на объекте технологиях» формы Отчета рекомендуется обратить внимание на следующее:

таблица предполагается к заполнению респондентом, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте I категории;

в графе 1 рекомендуется указывать номер по порядку;

в графах 2 и 3 рекомендуется указывать соответственно номер и наименование структурного подразделения (площадка, цех или другое), в случае его наличия, в котором применена технология;

в графе 4 рекомендуется указывать наименование применяемой технологии;

в графе 5 рекомендуется указывать, соответствует или не соответствует применяемая на объекте технология наилучшей доступной технологии, указанной в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям, применяемым в отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий видах хозяйственной и (или) иной деятельности1.

1 Перечень областей применения наилучших доступных технологий утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 2674-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 399; N 36, ст. 5094; 2016, N 2, ст. 447; N 29, ст. 4861; 2018, N 23, ст. 3315).

5. При заполнении респондентом таблицы 1.3 «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» формы Отчета рекомендуется обратить внимание на следующее:

в графе 1 рекомендуется указывать номер по порядку;

в графе 2 рекомендуется указывать наименование собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

в графе 3 рекомендуется указывать адрес собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

в графе 4 рекомендуется указывать реквизиты аттестата аккредитации (номер, дата выдачи, наименование национального органа по аккредитации, выдавшего аттестат аккредитации) собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров).

6. При заполнении респондентом таблицы 2.1 «Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов» формы Отчета рекомендуется обратить внимание на следующее:

таблица предполагается к заполнению респондентом в случае, если Программой производственного экологического контроля предусмотрено проведение контроля стационарных источников выбросов;

в графе 1 рекомендуется указывать номер по порядку;

в графе 2 рекомендуется указывать наименование загрязняющего вещества в соответствии с разделом I «Для атмосферного воздуха» Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4524).

7. При заполнении респондентом таблицы 2.2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» формы Отчета рекомендуется обратить внимание на следующее:

таблица предполагается к заполнению респондентом в случае, если Программой производственного экологического контроля предусмотрено проведение контроля стационарных источников выбросов;

в графе 1 рекомендуется указывать номер по порядку;

в графах 2 и 3 рекомендуется указывать соответственно номер и наименование структурного подразделения (площадка, цех или другое), в случае его наличия, согласно плану-графику контроля стационарных источников выбросов, указанному в Программе производственного экологического контроля;

в графах 4 и 5 рекомендуется указывать соответственно номер и наименование источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно плану-графику контроля стационарных источников выбросов, указанному в Программе производственного экологического контроля;

в графе 6 рекомендуется указывать наименование загрязняющего вещества в соответствии с разделом I «Для атмосферного воздуха» Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р;

в графе 7 рекомендуется указывать предельно допустимый выброс или временно согласованный выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух (грамм в секунду), установленные в соответствии с Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 183 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 11, ст. 1180; 2007, N 17, ст. 2045; 2009, N 18, ст. 2248; 2011, N 9, ст. 1246; 2012, N 37, ст. 5002; 2013, N 24, ст. 2999; 2017, N 30, ст. 4674);

в графе 8 рекомендуется указывать фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (грамм в секунду) по результатам лабораторных исследований;

в графе 9 рекомендуется указывать превышение (в раз) установленного предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, которое рассчитывается как отношение показателя графы 8 к показателю графы 7;

в графе 10 рекомендуется указывать дату отбора пробы;

в графе 11 рекомендуется указывать общее количество случаев превышения предельно допустимого выброса, временно согласованного выброса в целом по объекту по всем источникам выбросов и выбрасываемым ими загрязняющим веществам. Графу 11 рекомендуется заполнять один раз по итогам отчетного года;

в графе 12 рекомендуется указывать, при необходимости, дополнительную (справочную) информацию по теме в произвольной форме. Например, могут быть указаны причины превышения установленного предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух.

8. При заполнении респондентом таблицы 2.3 «Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха»1 формы Отчета рекомендуется обратить внимание на следующее:

в графе 1 рекомендуется указывать номер по порядку;

в графе 2 рекомендуется указывать наименование загрязняющего вещества в соответствии с разделом I «Для атмосферного воздуха» Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.

9. При заполнении респондентом таблицы 2.4 «Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха»1 формы Отчета рекомендуется обратить внимание на следующее:

1 Для объектов, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

в графе 1 рекомендуется указывать номер по порядку;

в графе 2 рекомендуется указывать номер места пункта наблюдения в соответствии с планом-графиком проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, указанным в Программе производственного экологического контроля;

в графе 3 рекомендуется указывать адреса пунктов наблюдений, размещенных в пределах населенных пунктов. Для пунктов наблюдений, размещенных вне населенных пунктов, в графе 3 рекомендуется ставить прочерк;

в графе 4 координаты места нахождения пункта наблюдения рекомендуется указывать в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

в графе 5 рекомендуется указывать наименование загрязняющего вещества в соответствии с разделом I «Для атмосферного воздуха» Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р;

в графе 6 рекомендуется указывать количество полных месяцев, охваченных фактическими наблюдениями;

в графе 7 рекомендуется указывать периодичность отбора проб атмосферного воздуха в соответствии с планом-графиком проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, предусмотренным в Программе производственного экологического контроля, с указанием количества раз отбора проб в год, месяц, сутки;

в графе 8 рекомендуется указывать количество случаев нарушений периодичности отбора проб за год с указанием дат таких нарушений;

в графе 9 рекомендуется указывать среднегодовую концентрацию загрязняющего вещества ( ), которую рекомендуется определять по формуле:

— среднегодовая концентрация загрязняющего вещества;

— разовая концентрация загрязняющего вещества;

n — количество наблюдений за год;

в графе 10 рекомендуется указывать максимальную разовую концентрацию загрязняющего вещества ( ), наблюдаемую в пункте наблюдения за год;

в графе 11 рекомендуется указывать максимальную разовую предельно допустимую концентрацию загрязняющего вещества (далее — ) ( );

в графе 12 рекомендуется указывать среднесуточную предельно допустимую концентрацию загрязняющего вещества (далее — ) ( );

в графе 13 рекомендуется указывать процент случаев превышения в размере до 10 или равное по результатам инструментального контроля. В случае отсутствия для загрязняющего вещества рекомендуется указывать процент случаев превышения в размере до 10 или равное ;

в графе 14 рекомендуется указывать процент случаев превышения в размере более 10 по результатам инструментального контроля. В случае отсутствия для загрязняющего вещества рекомендуется указывать процент случаев превышения в размере более 10 ;

в графе 15 рекомендуется указывать используемые методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, а также, при необходимости, дополнительную (справочную) информацию по теме в произвольной форме. Например, могут быть указаны причины превышения или .

10. При заполнении респондентом таблицы 3.1 «Сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» формы Отчета рекомендуется обратить внимание на следующее:

таблица предполагается к заполнению респондентом в случае, если Программой производственного экологического контроля предусмотрено проведение мероприятий по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества;

в графе 1 рекомендуется указывать реквизиты письма (номер (при наличии) и дата), которым направлены сведения о результатах учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205 (зарегистрирован Минюстом России 24 августа 2009 г., регистрационный N 14603), с изменениями, внесенными приказами Минприроды России от 13 апреля 2012 г. N 105 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2012 г., регистрационный № 24346), от 19 марта 2013 г. N 92 (зарегистрирован Минюстом России 30 мая 2013 г., регистрационный N 28590);

в графе 2 рекомендуется указывать территориальный орган Росводресурсов, в который направлены результаты учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества.

11. При заполнении респондентом таблицы 3.2 «Сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод, выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах)» формы Отчета рекомендуется обратить внимание на следующее:

таблица предполагается к заполнению респондентом в случае, если Программой производственного экологического контроля предусмотрено ведение регулярных наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также проведение измерений качества сточных и (или) дренажных вод;

в графе 1 рекомендуется указывать реквизиты письма (номер (при наличии) и дата), которым направлены сведения о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод, выше и ниже мест сброса, в соответствии с приказом МПР России от 14 марта 2007 г. N 56 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование» (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2007 г., регистрационный N 9317), с изменениями, внесенными приказами Минприроды России от 26 июня 2009 г. N 169 (зарегистрирован Минюстом России 18 августа 2009 г., регистрационный N 14561), от 8 августа 2014 г. N 356 (зарегистрирован Минюстом России 16 октября 2014 г., регистрационный N 34359), от 1 февраля 2018 г. N 35 (зарегистрирован Минюстом России 10 апреля 2018 г., регистрационный N 50693);

в графе 2 рекомендуется указывать федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в который направлены результаты учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод, выше и ниже мест сброса в соответствии с приказом МПР России от 14 марта 2007 г. N 56 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование»;

в графе 3 рекомендуется указывать реквизиты письма (номер (при наличии) и дата), которым направлены сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, в соответствии с приказом МПР России от 6 февраля 2008 г. N 30 «Об утверждении форм и порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями» (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2008 г., регистрационный N 11588), с изменениями, внесенными приказами Минприроды России от 13 апреля 2012 г. N 105 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2012 г., регистрационный № 24346), от 30 марта 2015 г. N 153 (зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2015 г., регистрационный N 36911);

в графе 4 рекомендуется указывать территориальный орган Росводресурсов, в который направлены сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, в соответствии с приказом МПР России от 6 февраля 2008 г. N 30 «Об утверждении форм и порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями».

12. При заполнении респондентом таблицы 3.3 «Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков» формы Отчета рекомендуется обратить внимание на следующее:

таблица предполагается к заполнению респондентом в случае, если Программой производственного экологического контроля предусмотрено проведение проверок работы очистных сооружений;

в графе 1 рекомендуется указывать номер по порядку;

в графе 2 рекомендуется указывать тип очистного сооружения, которое осуществляет очистку сточных, в том числе дренажных, вод. Тип очистного сооружения рекомендуется указывать по последней стадии очистки сточных, в том числе дренажных, вод;

в графе 3 рекомендуется указывать год ввода в эксплуатацию очистного сооружения, указанного в графе 2;

в графе 4 рекомендуется указывать сведения о стадиях очистки сточных, в том числе дренажных, вод (механическая очистка, биологическая очистка, физико-химическая очистка и др.), с указанием сооружений очистки сточных, в том числе дренажных, вод, относящихся к каждой стадии;

в графе 5 рекомендуется указывать проектный объем сброса сточных, в том числе дренажных, вод, в сутки и в год ( , );

в графе 6 рекомендуется указывать допустимый объем сброса сточных, в том числе дренажных, вод, в сутки и в год, в соответствии с разрешительным документом на право пользования водным объектом ( , );

в графе 7 рекомендуется указывать фактический объем сброса сточных, в том числе дренажных, вод, среднесуточный за часть календарного года проверки ( ) и за год, предшествующий календарному году проверки работы очистного сооружения ( );

в графе 8 рекомендуется указывать наименование загрязняющего вещества или микроорганизма в соответствии с разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты;

в графе 9 рекомендуется указывать дату контроля (дату отбора проб) из протокола исследований (испытаний) и измерений;

в графе 10 рекомендуется указывать проектное содержание загрязняющего вещества на выпуске сточных, в том числе дренажных, вод ( ). В случае если проектом строительства (реконструкции) очистных сооружений не предусмотрена очистка по каким-либо загрязняющим веществам, в графе 10 рекомендуется ставить прочерк;

в графе 11 рекомендуется указывать допустимое содержание вещества на выпуске сточных, в том числе дренажных, вод ( ) в соответствии с разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты;

в графе 12 рекомендуется указывать фактическое содержание загрязняющего вещества на выпуске сточных, в том числе дренажных, вод ( ) после очистки на очистном сооружении по результатам лабораторных исследований, в соответствии с протоколом исследований (испытаний) и измерений;

в графе 13 рекомендуется указывать проектное содержание микроорганизмов на выпуске сточных, в том числе дренажных, вод. В случае если проектом строительства (реконструкции) очистных сооружений не предусмотрена очистка (обеззараживание) по каким-либо микроорганизмам, в графе 13 рекомендуется ставить прочерк;

в графе 14 рекомендуется указывать допустимое содержание микроорганизмов в сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, водах в соответствии с разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты;

в графе 15 рекомендуется указывать фактическое содержание микроорганизмов в сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, водах после очистки, по результатам лабораторных исследований, в соответствии с протоколом исследований (испытаний) и измерений;

в графе 16 рекомендуется указывать проектное значение эффективности очистки сточных, в том числе дренажных, вод на очистном сооружении;

в графе 17 рекомендуется указывать фактическое значение эффективности очистки сточных, в том числе дренажных, вод на очистном сооружении.

Фактическое значение эффективности очистки сточных, в том числе дренажных, вод на очистных сооружениях рекомендуется определять по формуле:

где:

Эф — эффективность работы очистных сооружений (%);

— концентрация загрязняющего вещества ( ) или содержание микроорганизмов в объеме сточных, в том числе дренажных, вод до очистки;

— концентрация загрязняющего вещества ( ) или содержание микроорганизмов в объеме сточных, в том числе дренажных, вод после очистки.

В случае если проектом строительства (реконструкции) очистных сооружений не предусмотрена очистка по каким-либо загрязняющим веществам и (или) микроорганизмам, в графе 16 рекомендуется ставить прочерк, в графе 17 — указывать значение, определенное по формуле, приведенной в настоящем пункте Методических рекомендаций.

В таблицу 3.3 «Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков» формы Отчета рекомендуется включать информацию об очистных сооружениях, после которых сточные, в том числе дренажные, воды сбрасываются в водный объект.

13. При заполнении респондентом таблицы 4.1 «Сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» формы Отчета рекомендуется обратить внимание на следующее:

таблица предполагается к заполнению респондентом в случае, если Программой производственного экологического контроля предусмотрено проведение производственного контроля в области обращения с отходами;

в графе 1 рекомендуется указывать реквизиты письма (номер (при наличии) и дата), которым направлен отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду в соответствии с Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 4 марта 2016 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 10 июня 2016 г., регистрационный N 42512);

в графе 2 рекомендуется указывать наименование территориального органа Росприроднадзора, в который был направлен отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду в соответствии с Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 4 марта 2016 г. N 66.

Программа производственного экологического контроля по 74 приказу

Структура программы ПЭК

Программа производственного экологического контроля является внутренним локальным документом предприятия и должна состоять из следующих разделов:

  1. Общие положения.
  2. Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.
  3. Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников.
  4. Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.
  5. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
  6. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством российской федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
  7. Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Общие положения

Наверное, первый раздел программы составить проще всего. В этот раздел включают самые общие сведения о предприятии: его наименование, организационно-правовая форма, адреса (юридический и фактический), коды ИНН и ОГРН и прочие, краткое описание деятельности и организационную структуру (при желании).

Обязательно указать наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта, как прописано в свидетельстве о постановке на учет.

В самом начале программы, в общем разделе, необходимо указывать наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Для объектов, подлежащих федеральному государственному надзору – в территориальный отдел Росприроднадзора, для «регионалов» — в соответствующий исполнительный орган Субъекта РФ.

Также необходимо указать сведения о должностном лице, ответственном за осуществление производственного экологического контроля и подачу ежегодной отчетности, и проставить дату утверждения программы.

Инвентаризация

Далее в программе должны присутствовать три раздела, посвященные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников и инвентаризации отходов.

Рассмотрим таблицу

Наименование раздела
Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — выбросы), ее последней корректировке.

Показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте.

Сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников Сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование.

Показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом.

Показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом.

Сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.

Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения Сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.

Сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов.

Сведения об инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49.

Сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов.

Как следует из таблицы для составления программы, по большому счету, достаточно взять готовую информацию из отчетов по инвентаризации выбросов, сбросов и отходов (если, конечно, они есть).

Ответственные лица

Раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать:

  1. Наименование подразделения и описание соответствующих полномочий по организации и осуществлению ПЭК на предприятии.
  2. Численность сотрудников подразделений. Желательно расписать все подразделение по должностям.
  3. Сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений. Сюда могут относиться не только сотрудники вышеуказанного подразделения, но и все руководство предприятия, в обязанности которых в той или иной степени входит обеспечение экологической безопасности. Отдельно прописать их функционал и подробно описать обязанности.

Лаборатории

В данном разделе обязательно указать, имеет ли предприятие собственную аккредитованную лабораторию или привлекает стороннюю лабораторию для выполнения аналитических исследований.

В обязательном порядке указывать наименования и адреса испытательных лабораторий (центров) и реквизиты соответствующих аттестатов аккредитации с указанием информации об области их аккредитации. Если сотрудничаете с несколькими испытательными центрами – пишите все, но удостоверьтесь в действительности аттестата аккредитации.

Осуществление производственного экологического контроля

Раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать: подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»; подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»; подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами».

Рассмотрим таблицу

Наименование подраздела
Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха План-график контроля стационарных источников выбросов с указанием номера и наименования структурного подразделения, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов. В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК загрязняющих веществ на границе предприятия.

План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений (Для объектов, включенных в перечень, предусмотренных пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов Мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов*.

Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод*. Программа должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

См. Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (Приказ Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205).

План-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков. Периодичность — не реже двух раз в год.

Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование. Программа содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.

Перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.

Производственный контроль в области обращения с отходами Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (Приказ Минприроды России от 4 марта 2016 г. N 66).

Сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами.

По большому счету составление программы производственного контроля не представляет собой особой сложности, — всего лишь группировка в новый документ информации из разработанной ранее документации. Для вашего удобства мы сгруппировали в таблице исходные данные для разработки программы ПЭК.

Если вам надоело или не хватает времени разбираться в тонкостях ПЭК, — закажите ПЭК нам. Мы разработаем для вас программу и сдадим отчет.

ГОСТ Р 56063-2014 Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга (Переиздание)

ГОСТ Р 56063-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Требования к программам производственного экологического мониторинга

Industrial environmental monitoring. Requirements to programs of industrial environmental monitoring

ОКС 13.020.01

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Федеральный центр геоэкологических систем»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации 409 «Охрана окружающей природной среды»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. N 712-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

6 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт предназначен для субъектов хозяйственной и иной деятельности (далее — организаций), осуществляющих производственный экологический контроль (далее — ПЭК), и устанавливает требования к программам производственного экологического мониторинга (далее — ПЭМ).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 56059 Производственный экологический мониторинг. Общие положения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» на текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения. Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 56059.

4 Основные требования к программам производственного экологического мониторинга

4.1 Общие вопросы организации и осуществления ПЭМ приведены в ГОСТ Р 56059.

4.2 Программы ПЭМ входят в состав документации ПЭК. Их разрабатывают на определенный срок, как правило, кратный одному календарному году.

4.3 Программы ПЭМ разрабатывают для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (кроме радиационно опасных объектов). При этом учитывают:
— результаты исследований фонового загрязнения окружающей среды;
— фондовые данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды;
— результаты инженерно-экологических изысканий;
— сведения об источниках негативного воздействия на окружающую среду;
— природные и климатические условия;
— установленные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;
— нормативы качества окружающей среды;
— надежность, доступность и экономическую целесообразность применения соответствующих методов измерений;
— результаты проверки работы очистных сооружений и природоохранного оборудования;
— планируемые и реализованные мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и восстановлению природной среды;
— результаты ПЭК, в том числе ПЭМ, за прошлые периоды.

4.4 Программы ПЭМ подлежат пересмотру и корректировке в случае:
— изменения характера и объема оказываемого негативного воздействия (количества источников негативного воздействия, перечня загрязняющих веществ и др.);
— изменения требований к объему и качеству информации о результатах ПЭМ;
— выявления недостатков в организации и проведении ПЭМ;
— изменения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

4.5 В программах ПЭМ указывают:
— цели и задачи ПЭМ;
— описание объекта ПЭМ;
— структуру ПЭМ;
— расположение точек отбора проб и постов наблюдения;
— контролируемые параметры;
— используемые методы наблюдений и измерений;
— периодичность наблюдений и измерений;
— порядок сбора, хранения, анализа, оценки результатов наблюдений ПЭМ, прогноза изменений состояния и загрязнения окружающей среды и передачи информации о результатах ПЭМ.

4.6 В описание объекта ПЭМ включают:
— границы наблюдаемой территории;
— природные и климатические условия в районе размещения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
— сведения о состоянии окружающей среды;
— сведения об оказываемом негативном воздействии на окружающую среду при нормальном режиме эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие, и в аварийных ситуациях.

4.7 Структуру ПЭМ и контролируемые параметры (химические, физические и биологические показатели) определяют в зависимости от оказываемого негативного воздействия на окружающую среду .
В структуру ПЭМ могут входить:
— мониторинг состояния и загрязнения атмосферного воздуха;
— мониторинг состояния и загрязнения поверхностных и подземных вод;
— мониторинг состояния и загрязнения земель и почв;
— мониторинг состояния и загрязнения недр;
— мониторинг состояния и загрязнения растительного и животного мира (включая биоресурсы и среду их обитания).

4.8 Порядок сбора, хранения, анализа, оценки результатов наблюдений ПЭМ, прогноза изменений состояния и загрязнения окружающей среды и передачи информации о результатах ПЭМ включает описание:
— регистрации и обработки первичной информации (наблюдений и измерений);
— методов обработки, анализа и оценки результатов наблюдений ПЭМ, подготовки прогноза изменений состояния и загрязнения окружающей среды;
— способов документирования, хранения и доступа к результатам наблюдений ПЭМ и подготовленным на их основе прогнозам;
— подготовки отчетности (с приложением форм отчетности), в том числе предоставляемой органам государственного экологического надзора (в рамках отчетности по результатам ПЭК).

Библиография

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

УДК 502.3:006.354

ОКС 13.020.01

Ключевые слова: производственный экологический контроль, производственный экологический мониторинг, негативное воздействие на окружающую среду

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *