Производственный контроль по охране труда

Производственный контроль – это контроль за соблюдением санитарных норм и правил, гигиенических нормативов и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Обязанность по организации и осуществлению производственного контроля лежит на всех без исключения работодателях, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ в редакции от 18 апреля 2018 года.

Производственный контроль на предприятии проводится независимо от результатов специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест, наличия или отсутствия превышений допустимого уровня воздействия соответствующих вредных и опасных факторов.

В настоящее время порядок выполнения производственного контроля установлен СП от 13.07.2001 №1.1.1058-1 (с изменениями от 27.03.2007).

Целью производственного контроля является обеспечение безопасности для человека и среды его обитания, путем выполнения санитарных норм и правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также организации и осуществления контроля за их соблюдением.

Объектами производственного контроля являются:

  • производственные и общественные помещения, здания, сооружения;
  • санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны;
  • транспорт;
  • технологическое оборудование и технологические процессы;
  • рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг (в том числе на выделенных участках работ на территории заказчика);
  • сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Производственный контроль на предприятии включает мероприятия, направленные на поддержание и обеспечение безопасного уровня производственного воздействия на человека и его среду обитания, а также на предупреждение возможного негативного воздействия. Полный перечень мероприятий производственного контроля указан в п. 2.4 СП от 13.07.2001 № 1.1.1058-01.

Все необходимые лабораторные исследования и испытания выполняются лабораторией, аккредитованной в установленном порядке.

Объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Все это отражается в программе (плане) производственного контроля. Как разработать программу производственного контроля? >>>

Согласно указаниям санитарных норм и правил, а также общепринятой практике, периодичность производственного контроля физических факторов проводится один раз в год, но может быть установлен иной срок, в соответствии с вашей программой производственного контроля.

В типовых программах производственного контроля на предприятиях рекомендуется проводить указанные замеры:

  • от 1 раза в квартал для некоторых химических веществ;
  • 2 раз в год для микроклимата;
  • 1 раз в год для освещённости и ряда других факторов включая химические, ЭМИ, шум, вибрацию. Последние могут проводится 1 раз в 3 года, но не реже 1 раз в 5 лет.

До 2007 года ППК утверждалась в Роспотребнадзоре. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 № 13, внесены изменения в СП 1.1.1058-01 и такая необходимость отменена. Программа производственного контроля утверждается руководителем организации. Проверка правильности разработки ППК проверяется инспектирующими специалистами Роспотребнадзора во время соответствующих проверок. При выполнении измерений, специалисты лаборатории нашего Центра могут проконсультировать о правильности указания периодичности проведения измерений.

Не проведение производственного контроля является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ответственность за данное нарушение установлена статьей 6.3 КоАП РФ:

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа
На граждан В размере от 100 до 500 рублей
На должностных лиц В размере от 500 до 1 000 рублей
На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица В размере от 500 до 1 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
На юридических лиц В размере от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Что такое производственный контроль по охране труда на предприятии

Производственный контроль по охране труда на предприятии — это комплекс действий (в том числе лабораторные исследования и испытания) по оценке соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Первоочередной обязанностью работодателя по отношению к персоналу является создание безопасных условий работы. Для этого осуществляется совокупность мер по охране труда. Одной из важных ее составляющих является производственный контроль. Принятие мер по организации охраны труда — также обязанность администрации (ст. 212 ТК РФ).

Законы, регулирующие организацию контроля

Производственный контроль обеспечивает соблюдение нормативов, которые устанавливаются законодательными актами, и требований охраны труда; осуществляется на предприятии вне зависимости от результатов оценки условий труда, наличия или отсутствия превышения норм воздействия вредных факторов.

Организацию оценки условий труда на предприятии регламентируют четыре нормативных акта (последние два — для опасных производственных объектов):

Объекты

Обязанность по проведению проверки соблюдения СП возлагается на всех работодателей без исключения, будь то юридические лица или индивидуальные предприниматели. Объектами проверки, согласно п. 2.3 СП 1.1.1058-01, могут выступать:

  • производственные и общественные помещения;
  • здания и сооружения;
  • санитарно-защитные зоны;
  • зоны санитарной охраны;
  • оборудование;
  • транспорт;
  • технологическое оборудование и процессы;
  • рабочие места;
  • сырье, полуфабрикаты, готовая продукция и отходы.

В зависимости от специфики структуры и сферы деятельности в каждой организации существует свой перечень объектов. Он определяет периодичность оценки, используемые методики, контрольные показатели и их критические значения, а также ответственных лиц. Из данных сведений складывается документ, наличие которого требует охрана труда, — программа производственного контроля.

Кто должен проводить и какие мероприятия включать

Ответ на этот вопрос содержится в ст. 32 ФЗ-52. В соответствии с этой нормой, производственный контроль осуществляется на следующих стадиях производства и реализации товаров и оказания услуг:

  • изготовление продукции;
  • хранение;
  • транспортировка;
  • отпуск;
  • выполнение работ и оказание услуг.

При этом в законе указано, что осуществляется проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и выполнения профилактических мероприятий. Таким образом, все предприятия, осуществляющие производство и реализацию товаров, оказание услуг, выполнение работ, обязаны проводить мероприятия по производственному контролю. Эта обязанность распространяется и на юрлица, и на индивидуальных предпринимателей в целях создания должных условий труда работников.

Перечень осуществляемых в этих целях мероприятий:

  • лабораторные исследования;
  • медосмотры;
  • проверка наличия документов, сертификатов, санитарных правил и т. д.;
  • анализ безопасности условий труда, новых видов продукции, технологий;
  • ведение отчетности по ПК и охране труда;
  • проверка выполнения санитарных правил и т. д.

Список мероприятий в полном объеме указан в п. 2.4 СП № 1.1.1058-01.

Кроме того, производственный контроль проводят предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты (ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997). Они обязаны подготовить и вести пакет документации, в том числе положение.

Как часто

На практике при учете положений санитарных норм и правил принята периодичность производственного контроля физических факторов — раз в год. Организация может обозначить сроки и конкретное время проведения мероприятий в соответствующей программе ПК в зависимости от характера факторов, подлежащих тестированию. Единого мнения относительно периодичности правоприменители не сформировали. Роспотребнадзор в соответствии с ведомственными решениями не считает офисы объектами ПК, что не подтверждается санитарными нормами. Некоторые руководители на этом основании самостоятельно определяют обязательность проверок, но надзорные органы с таким мнением могут и не согласиться.

План

Программа оформляется работодателем в обязательном порядке до начала осуществления деятельности или не позднее 3 месяцев со дня утверждения санитарных норм (п. 2.6. СП 1.1.1058-01). Документ составляется в свободной форме, но обязательно содержит в себе следующие перечни:

  • официальных санправил и методик оценки в соответствии с осуществляемой деятельностью;
  • ответственных должностных лиц;
  • потенциально опасных факторов и объектов контроля;
  • должностей, подлежащих медосмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
  • работ и услуг, потенциально опасных продукции и видов деятельности;
  • обоснований безопасности продукции и технологии ее производства;
  • критериев безопасности, безвредности факторов производственной среды;
  • официальных форм учета и отчетности;
  • возможных аварийных ситуаций из-за остановки производства, нарушений технологических процессов.

Что замеряют

Необходимо исследовать:

  • уровень шума;
  • наличие ионизирующего излучения, электромагнитных полей;
  • наличие ультразвуковых и инфразвуковых, механических вибраций;
  • степень и качество освещенности;
  • соотношение локальной и общей вибрации;
  • параметры микроклимата.

Ответственные

Руководитель организации вправе возложить обязанности по осуществлению надзора за соблюдением санитарных правил на работника предприятия, отвечающего предъявляемым законодательством требованиям. В соответствии со ст. 217 ТК РФ, работодатель обязан ввести должность инженера по охране труда, если минимальная численность работников составляет 50 человек. Рекомендации по организации данного подразделения содержатся в одноименном Постановлении Минтруда от 08.02.2000 № 14. В нем содержится широчайший перечень функций специалистов по охране труда, который не ограничивается надзором. Например, отчет по производственной практике отдел охраны труда также визирует.

Обязанность по организации мероприятий лежит на экологе, медработнике, она входит также в профстандарт специалиста по ОТ. Контролирующие и ответственные лица должны обладать специальными знаниями, наличие которых подтверждается соответствующими документами.

В разделе 1 Письма Роспотребнадзора от 13.04.2009 № 01/4801-9-32 перечислены предприятия, которые в обязательном порядке должны выполнять лабораторно-инструментальный контроль (ЛИК) в рамках производственного контроля. В их число входят организации ЖКХ, салоны красоты, организации общественного питания, компании сферы услуг и торговли и т. д. Все не указанные в этом письме фирмы могут ограничиться результатами СОУТ.

Результат

Все результаты проведения проверки условий труда заносятся в специальный журнал, форма которого является приложением к программе контроля. Такой документ должен быть в каждой организации. В нем фиксируются результаты проверок, анализируется их соответствие или несоответствие установленным нормам. Объемный документ в формате А4 должен быть прошнурован и пронумерован. В обязательном порядке указывается номер записи, объект проверки и дата мероприятия. Убирать листы при поправках запрещается.

Производственный контроль — 7 основных этапов и порядок проведения + советы как сэкономить на производственном контроле

Кто должен разрабатывать положение о производственном контроле и когда оно считается принятым? Что содержит в себе СанПиН по производственному контролю? Как выглядит образец журнала по контролю?

Чем сложнее производство, тем больше факторов, способных повлиять на качество готовой продукции, безопасность труда и экологическую обстановку на предприятии.

Чтобы исключить или минимизировать воздействие вредных веществ, излучений, вибраций и прочих нежелательных явлений на окружающую среду и здоровье человека, вводят производственный контроль.

О том, что собой представляет такое мероприятие и какие конкретные задачи выполняет, я, Денис Кудерин, подробно расскажу в новой публикации.

В конце статьи вас ждёт обзор надёжных компаний, которые проводят производственный контроль профессионально, быстро и в точном соответствии с нормативами, установленными законодательством.

1. Что такое производственный контроль и для чего он нужен

Блага цивилизации не даются даром. Промышленные предприятия неизбежно воздействуют на окружающую среду и изменяют её. Подвергается опасности и человеческое здоровье. Почти любое производство так или иначе влияет на экологию и жизненные показатели занятых на нём сотрудников.

С целью минимизировать негативные факторы на предприятиях вводят обязательный производственный контроль. Его главная задача – сохранить жизнь и здоровье людей. Для трудящихся создаются благоприятные условия, при необходимости их обеспечивают индивидуальными средствами защиты.

Производственный контроль – совокупность мероприятий, направленных на оценку экологической обстановки на предприятиях. Цель таких проверок – оценить химическую, бактериологическую и радиоактивную загрязнённость производства, выявить факторы, способные повлиять на здоровье сотрудников и экосистемы.

В ходе производственного контроля проверяют:

  • производственное оборудование;
  • конструктивные элементы зданий и помещений;
  • сырье и расходные материалы;
  • выпускаемую продукцию;
  • производственные показатели на рабочих местах – шумы, вибрацию, электромагнитные поля, уровень радиации и т.д.;
  • воздушное пространство внутри производственных помещений и снаружи;
  • спецодежду.

Процедуры производственного контроля (ПК) обязательны для любого промышленного предприятия. Особые условия применяются к предприятиям с установленным классом опасности.

Опасным признают любой объект, на котором имеются котельные, дымовые трубы, грузоподъёмные механизмы, промышленное оборудование и т.д. Периодичность проверок зависит от параметров контроля.

Пример

Уровень вредных веществ для предприятий 1 класса опасности рекомендуется измерять не реже 1 раза в 10 дней. Для объектов 2 класса опасности – примерно раз в месяц, 3-4 классов – раз в квартал.

Параметры микроклимата рекомендуется проверять не реже 2 раз в год – в холодное и тёплое время. Уровень шума надлежит проверять 1 раз в год. Потенциально опасные электромагнитные поля – раз в 3 года.

Главная цель производственного контроля – исключить даже малейшую вероятность вредного воздействия на здоровье людей. Основной документ, регламентирующий проверочные мероприятия, называется «Положение о контроле на производстве».

Положение определяет порядок и периодичность проведения оценочных процедур и содержит требования к таковым. Необходимость разработки документа регламентирована постановлением Правительства.

Положение составляется с учётом основного профиля и индивидуальных характеристик конкретного предприятия.

Этот документ оформляют либо сотрудники, отвечающие за экологическую безопасность на производстве (инженеры по производственному контролю), либо сторонние специалисты или организации, компетентные в этом вопросе.

Затем Положение утверждает руководитель предприятия, после чего копия передается в территориальное отделение Роспотребнадзора по месту нахождения потенциально опасного объекта. Только после этого Положение считается принятым.

Предприятие обязано:

  • соблюдать правила безопасности, установленные положениями;
  • своевременно оценивать и проверять потенциально опасные параметры на самом производстве и пределах санитарно-гигиенической зоны предприятия;
  • раз в год подавать обязательный отчёт о ПК в Роспотребнадзор.

Программа контроля на производстве составляется юрлицом или частным предпринимателем ещё до запуска собственного бизнеса. Это обязательная часть разрешительных документов.

Санитарные нормы по производственному контролю на предприятии содержат гигиенические требования к компании и к её сотрудникам, а также правила соблюдения эпидемиологической безопасности. Здесь же указаны допустимые показатели концентрации вредных веществ в воздухе рабочего помещения.

Итак, перечислим основные пункты, касающиеся ПК:

  • выполнение санитарно-гигиенических правил и норм (СанПиН) обязательно для всех работодателей;
  • программа производственного контроля действует бессрочно, но в неё необходимо вносить все изменения в работе объекта, способные повлиять на экологическую обстановку;
  • содержание и форма программы не определены нормативными актами, поэтому на каждом предприятии разрабатывается свой вариант этого документа;
  • если на предприятии нет положения о производственном контроле или никакие работы в этом направлении не проводятся, контролирующие органы вправе наказать такой объект предупреждением или штрафом.

Действующее предприятие ведёт журнал ПК. Этот документ дополняет программу контроля производства. В нём фиксируют плановые проверки производственных показателей, результаты исследований.

Важно! Вырывать из журнала ПК листы, даже если вы их случайно испортили, запрещается.

2. Какие бывают виды производственного контроля – 5 основных видов

Контролирующие мероприятия обязаны проводить как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Причём делать это они должны в соответствии с отраслью, в которой заняты.

Например, при производстве продуктов питания контролируются все этапы процесса – от закупки сырья до доставки готового товара потребителю.

Действует множество разновидностей ПК – рассмотрим основные.

Вид 1. Технический контроль

Проверка выявляет, соответствует ли процесс производства установленным техническим нормативам. Проверяется и сама продукция на соответствие госстандартам и техническим условиям.

В рамках технического контроля проверяют также:

  • сырьё;
  • материалы;
  • полуфабрикаты;
  • упаковку и другие комплектующие готовой продукции;
  • основное и вспомогательное оборудование (инструменты, приспособления).

Отдел технического контроля (ОТК) есть на любом промышленном предприятии. Задача такой структуры – не допустить отклонений от норм, исключить брак, предупредить неполадки, способные привести к нарушениям ГОСТов и прочих нормативных документов.

Проверяется даже общая культура производства – отношение работников к технике и к своим обязанностям.

Вид 2. Энергетический контроль

Проверка энергосбережения и контроль за тем, какие энергоресурсы используются на предприятии для достижения поставленных задач. Подразумевается также контроль рационального использования энергетических возможностей объекта.

Вид 3. Экологический контроль

Проверка соответствия производственной деятельности требованиям экологической безопасности. Сюда входит контроль эргономичности определённых конструкций, сооружений и прочих элементов производства.

Плановые проверки экологической безопасности проводятся Росприроднадзором раз в 3 года. Однако предприятия обязаны в течение этого срока самостоятельно проводить экологические проверки и заносить результаты в журнал.

Кроме Росприроднадзора, проверять экологическую безопасность производства имеют право муниципальные и региональные органы, независимые общественные организации.

Руководитель объекта обязан следить за состоянием атмосферы в зоне предприятия, за водными источниками, прилегающими к территории, за земельными участками, принадлежащими предприятию.

За несоблюдение экологического ПК полагаются серьёзные штрафные санкции или даже закрытие предприятия.

Переведём дух, посмотрим видео на тему экологического контроля на производстве.

Вид 4. Санитарный контроль

Здесь всё просто – этот вид проверок нужен, чтобы знать, соответствуют ли рабочие процессы санитарным нормам и выполняются ли на предприятии требования СанПиН. Особенно актуален санитарный контроль на объектах, занятых в сфере производства продуктов питания, и заведениях общепита.

Вид 5. Финансовый контроль

В рамках финансового контроля проверяют, насколько рационально предприятие использует свои материальные ресурсы. Не обязательно это деньги, сюда входят любые активы, составляющие основной капитал компании.

Таблица демонстрирует практическую пользу основных видов ПК:

Виды ПК Практический смысл
1 Технический Проверка безопасности технологий и соответствия продукции ГОСТам и ТУ
2 Энергетический Контроль энергоресурсов компании
3 Экологический Оценка воздействия на экосистему
4 Санитарный Контроль выполнения требований СанПиН
5 Финансовый Контроль расходов предприятия

3. Какие задачи выполняет производственный контроль – 5 главных задач

Функции производственного контроля многообразны и многочисленны.

Рассмотрим в подробностях 5 главных задач.

Задача 1. Контроль за соблюдением технологической дисциплины

Чем точнее соблюдаются технологии, тем выше качество продукции. Своевременная проверка гарантирует также экологическую безопасность производства и отсутствие вредного воздействия на персонал.

Лицо, отвечающее за эту задачу – главный технолог. Он следит, чтобы производственный цикл был стабильным и рациональным, разрабатывает и внедряет новые технологии.

Задача 2. Анализ состояния промышленной безопасности

Лица, ответственные за промбезопасность, должны постоянно отслеживать факторы влияния, выявлять слабые места системы безопасности, проводить профилактические работы, предупреждающие аварии и смягчающие их возможные последствия.

Показатели уровня промышленной безопасности зависят от отрасли производства. Аварийность в горнодобывающей отрасли или в химической промышленности по определению выше, чем на фабрике мягких игрушек.

Поэтому об уровне безопасности судят не по количеству травм или случаев профессиональных заболеваний на предприятии, а по числу выявленных нарушений и скорости реагирования руководства на такие факты.

Задача 3. Разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности

Разрабатывать меры по улучшению показателей безопасности и внедрять их в практику – не абстрактная цель, а обязанность руководства. Мероприятия, повышающие безопасность производства, обязательно фиксируются в ежегодных отчётах и журналах ПК.

Руководители опасных объектов обязаны создавать на производстве системы управления безопасностью и обеспечивать их эффективную работу.

Задача 4. Контроль за соблюдением требований промышленной безопасности

Проверять, соблюдены ли требования безопасности, обязаны инженеры ПК или другие ответственные лица, а также руководители объекта и государственные структуры.

Сведения о контрольных проверках и мероприятиях направляются в Роспотребнадзор и другие органы в письменном либо в электронном виде, заверенные печатью и подписью руководителя предприятия.

Задача 5. Координация работ, направленных на предотвращение аварий на опасных участках производства

ПК координирует и инициирует работы по предупреждению аварийных ситуаций на потенциально опасных участках объекта. Специалисты обучают сотрудников правилам поведения при аварии и показывают, как пользоваться индивидуальными средствами защиты.

4. Порядок проведения производственного контроля – 7 основных этапов

Не всегда в штате компании целесообразно держать на окладе инженера по производственному контролю. Дешевле заключить соглашение с профессиональными организациями, которые займутся производственным контролем тогда, когда вам это потребуется.

Читайте пошаговый алгоритм, как это сделать.

Этап 1. Выбор компании для осуществления контроля

Для начала надо выбрать надёжного партнёра.

Критерии выбора стандартные:

  • длительный срок работы на рынке;
  • квалифицированный персонал;
  • отзывы других компаний о работе с организацией;
  • наличие необходимого оборудования и аккредитованной лаборатории для проведения исследований;
  • умеренные цены.

В следующем разделе представлены несколько надёжных и проверенных фирм такого профиля. Выбирайте их, не ошибётесь.

Этап 2. Заключение договора и оплата услуг

Далее с фирмой заключается официальный договор на оказание услуги ПК. Компания обязуется взять на себя все этапы мероприятия вплоть до составления отчетных документов. Эти документы имеют юридическую силу в Роспотребнадзоре и других проверяющих органах.

Думаю, нет нужды говорить, что подписывать договор стоит только после внимательного прочтения. Лучше, если с ним ознакомится штатный юрист вашей организации.

Этап 3. Разработка и утверждение программы производственного контроля

Нанятые специалисты изучают профиль работы предприятия и разрабатывают программу ПК в соответствии с установленными правилами и статьями Законодательства. Утверждает этот документ непосредственно руководитель организации.

Этап 4. Оценка физических и химических факторов

Следующая стадия – профессиональная оценка факторов, влияющих на условия труда, качество продукции и экологическую безопасность. Специалисты измеряют химические и физические параметры: температуру, шумы, вибрацию, радиацию, электромагнитное излучение, состав расходных материалов, содержание вредных веществ в производственных отходах.

Этап 5. Оценка биологических факторов

Такая проверка, как правило, требуется на предприятиях, занятых в медицинской отрасли и в сфере пищевой промышленности.

Биологические факторы – это патогенные микроорганизмы, токсины, материалы, способные содержать бактерии и вирусы. Их наличие проверяют на рабочих местах, в сырье, на складах и в готовых изделиях. Особое внимание уделяют пищевым продуктам.

Этап 6. Оценка состояния здоровья работников организации

Здоровье сотрудников – главное достояние предприятия. В ходе ПК выявляются профессиональные заболевания, оценивается физическое состояние работников, измеряются жизненные показатели, проверяется соблюдение санитарных нормативов.

Этап 7. Подготовка отчета о проделанной работе

Финальный этап – отчёт о проделанной работе. Документ содержит протоколы проведенных испытаний, результаты лабораторных и инструментальных исследований, оценки экологической обстановки на производстве. Бумаги оформляются в соответствии с требованиями Роспотребнадзора и Росаккредитации.

Если выявлены недостатки, специалисты предлагают меры по их устранению.

5. Где заказать проведение производственного контроля – обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Обещанный обзор надёжных организаций, которые помогут провести производственный контроль или составить его программу для выдачи разрешения на бизнес.

Читайте, сравнивайте и делайте выбор.

1) Ecostandard Group

Основной профиль компании EcoStandard, основанной в 1997 году, экологические и инженерные изыскания. Помимо этого, организация проводит производственный контроль, внедряет на предприятиях безопасные «зелёные» технологии, разрабатывает проектные документы.

У фирмы большой опыт сотрудничества с объектами федерального значения, крупными международными корпорациями, а также с представителями малого и среднего бизнеса.

У компании собственный аккредитованный лабораторный центр, оснащённый современным оборудованием. Здесь оценят влияние физических и химических факторов на человека и среду, исследуют почву, воду, пищевые продукты, стройматериалы на соответствие санитарным требованиям. Отдельное направление деятельности – «Производственный контроль на опасных объектах».

2) Городской центр экспертиз

Компания одной из первых в стране вошла в список аккредитованных Минздравом организаций, имеющих право проводить ПК и аттестацию рабочих мест. Заказывайте здесь санитарный производственный контроль и любые другие виды ПК на предприятиях. Другие направления деятельности «Городского Центра Экспертиз» — аудит в сфере охраны труда, обучающие семинары для персонала, разработка тематической документации, внедрение на предприятии экологического менеджмента и менеджмента профбезопасности и здоровья.

3) Экобарьер

Юридический центр «Экобарьер» специализируется на разработке программ ПК и проведении процедур контроля на предприятии заказчика. Все штатные сотрудники компании имеют опыт работы по специальности не менее 5 лет.

Факты и цифры:

  • 15 лет на рынке ПК;
  • разработано более 9 000 готовых программ для предприятий общественного питания, пищевых производств и других отраслей;
  • клиенты «Экобарьера» — РЖД, ВТБ 24, Мосводоканал, Департамент Здравоохранения Правительства Москвы.

Специалисты выполнят все требуемые этапы контроля и подготовят действенные предложения по улучшению санитарной обстановки на объекте.

6. Как сэкономить на проведении производственного контроля – 3 простых совета

Грамотный и быстрый производственный контроль стоит денег. Если вы начинающий предприниматель, профессиональные услуги влетят в копеечку.

Но всегда есть возможность сэкономить на некоторых пунктах.

Совет 1. Выбирайте компании, расположенные недалеко от объекта проверки

В договоре, как правило, указывается оплата транспортных расходов. Но чем ближе организация к месту проверки, тем меньше она возьмёт за перевозку сотрудников и оборудования. Если живёте в большом городе, выбирайте по территориальному принципу – при условии, что остальные критерии 2-3 фирм аналогичны.

Совет 2. Откажитесь от ненужных услуг

Юридические и консалтинговые компании – коммерческие организации, которые живут за счёт клиентов. Они обязательно попытаются включить в список услуг какие-нибудь платные курсы по охране труда, обучающие семинары по экологической безопасности. Если не нуждаетесь в подобных услугах, смело вычёркивайте их из договора.

Совет 3. Заказывайте производственный контроль своевременно

Срочность – это двойной, а иногда и тройной тариф. Если заказывать ПК накануне плановой проверки Ростехнадзора или других органов, придётся переплатить за оперативность.

Вывод: заказывайте услуги заранее – к примеру, за месяц до предполагаемой проверки.

7. Заключение

Подведём итоги. Производственный контроль – комплекс обязательных процедур, направленных на оценку санитарной и экологической обстановки на предприятии. Проводить эти мероприятия нужно своевременно и строгом соответствии с требованиями законодательства.

Вопросы к читателям

Все ли аспекты производственного контроля вам понятны после прочтения статьи? Какие пункты требуют дополнительного рассмотрения?

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 6

КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ УСЛОВИЙ ТРУДА

В статье рассматриваются вопросы формирования эффективной системы контроля за условиями и охраной труда.

Обеспечение социальных гарантий трудящихся в области охраны труда — одно из базовых направлений реализации социальной политики государства.

Состояние системы управления охраной труда

Система управления охраной труда, надзора и контроля за ней за годы проведения экономических реформ в России претерпела существенные изменения. Значительно устарела и перестала соответствовать реалиям современных трудовых отношений нормативная правовая база, регулирующая трудовые отношения. Не создана эффективная система стимулирования для работодателей, которая позволяла бы заинтересовывать их в создании благоприятных и безвредных условий на производстве. На многих предприятиях ликвидированы службы охраны труда либо существенно сокращена численность работников этих служб, а современные руководители не обладают достаточной компетентностью по вопросам требований техники безопасности и создания здоровых и безопасных условий труда.

Вместе с тем ежегодно на производстве травмируется 300 — 400 тыс. человек, из них 7 — 8 тыс. человек погибают и около 12 — 14 тыс. человек получают тяжелые увечья и становятся инвалидами. По данным МОТ, уровень травматизма в России в несколько раз выше, чем в США, Великобритании и в большинстве стран Евросоюза.

Формирование эффективной системы контроля за условиями и охраной труда — важнейший механизм обеспечения социальной защиты работающего населения.

Благодаря комплексу предпринимаемых в последние годы мер, включая результаты надзорно-контрольной деятельности Роструда и его территориальных органов — государственных инспекций труда, начиная с 2010 г. в Российской Федерации удается сохранить позитивную тенденцию снижения уровня производственного травматизма в целом. Так, количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями на производстве за 9 месяцев 2011 г. сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. почти на 3,9%.

Анализ условий труда

Вместе с тем анализ статистических данных и результатов работы государственных инспекций труда свидетельствует, что в целом состояние условий труда во многих организациях и отраслях экономики Российской Федерации следует квалифицировать как неудовлетворительное.

Анализ статистических данных свидетельствует, что с 2004 г. в организациях, охваченных статистическим наблюдением, произошло увеличение относительной численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, которая к началу 2011 г. достигла 29% от общей численности работающих.

Подтверждением неудовлетворительного состояния условий и охраны труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации являются данные государственных инспекций труда. В частности, по сведениям госинспекций труда, в 2008 — 2011 гг. в соответствии с установленным Минздравсоцразвития России порядком работодателями были представлены в государственные инспекции труда сведения о проведении аттестации рабочих мест. При этом условия труда на 2,1 млн рабочих мест были квалифицированы как вредные и (или) опасные либо не соответствующие установленным требованиям по травмобезопасности или обеспеченности средствами индивидуальной защиты.

Следует отметить также, что, по данным Росстата, к началу 2011 г. в сравнении с 2004 г. в организациях, охваченных статистическим наблюдением, относительная численность работников, которым фактически установлен хотя бы один вид гарантий и компенсаций, увеличилась и составила в целом по России 41,7% от общего числа работающих в указанных организациях. При этом следует отметить, что в последние годы относительная численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, существенно превышает относительную численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.

На что работодатели тратят деньги?

Анализ результатов работы госинспекторов труда и приведенных статистических данных свидетельствует, что увеличение относительной численности работников, которым предоставляется хотя бы один вид гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, является следствием сложившейся тенденции замены в организациях системной работы по улучшению условий труда предоставлением тех или иных компенсаций, чаще предоставлением дополнительных дней к отпуску. Этот вывод подтверждается и статистическими сведениями о реальных расходах, производимых работодателями на предоставление гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда (включая расходы на приобретение средств индивидуальной защиты), которые в 2010 г. увеличились и в целом по Российской Федерации составили почти 102,6 млрд руб.

Представляется, что сложившиеся общие тенденции ежегодного увеличения расходов на предоставляемые работникам гарантии и компенсации при наличии отрицательной динамики изменения состояния условий труда работников фактически свидетельствуют о том, что работодателями зачастую принимаются решения о предоставлении работникам предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций независимо от реальных условий труда на их рабочих местах, даже если они соответствуют требованиям охраны труда, с последующим отнесением произведенных затрат на себестоимость производимой продукции.

И даже в тех случаях, когда представляется возможным осуществить конкретные мероприятия по улучшению условий и охраны труда за счет иных источников и привлекаемых средств, работодатели идут на это весьма неохотно. В частности, анализ структуры расходов Фонда социального страхования РФ на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников свидетельствует о том, что расходы на мероприятия по приведению работодателями уровней запыленности и загазованности на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда составляет ежегодно менее 3% от общей суммы использованных средств, тогда как, например, к началу 2011 г. удельный вес работников, занятых в условиях запыленности и загазованности, составлял 34,7% от общего количества занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, или 1,24 млн человек.

Заплатить штраф, но не устранять нарушения!

В целях обеспечения реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда государственными инспекциями труда проводится системный надзор и контроль за состоянием условий и охраны труда в подконтрольных хозяйствующих субъектах, основной формой которого продолжает оставаться проведение проверок соблюдения требований законодательства об охране труда в организациях. Такие проверки организуются в целях выявления и последующей локализации выявленных нарушений и привлечения виновных к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Наиболее распространенные нарушения, выявляемые госинспекторами труда, относятся к вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, квалификации специалистов по охране труда на производстве, а также проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Как правило, в случае выявления подобных нарушений виновные лица привлекаются к административной ответственности в пределах установленных полномочий. Однако размер санкции, налагаемой госинспекторами труда на лиц, виновных в непроведении аттестации рабочих мест, не сопоставим с размером оплаты услуг за проведение аттестации рабочих мест, устанавливаемым аттестующими организациями. В этой связи имеются неединичные случаи, когда работодателями уплачивается штраф, наложенный госинспекторами труда, в том числе за невыполнение их предписаний, но правонарушение, связанное с непроведением аттестации рабочих мест, остается неустраненным. При этом в соответствии с действующим законодательством в таких случаях у госинспектора труда фактически отсутствует возможность дополнительного принуждения работодателя обеспечить выполнение своего требования.

Начиная с сентября 2008 г. количество работодателей, представивших в Роструд сведения о проведенной аттестации рабочих мест, аттестация рабочих мест по условиям труда составляет менее чем 1% от общего количества зарегистрированных в установленном порядке хозяйствующих субъектов.

Информация — сила!

Вместе с тем очевидно, что аттестующие организации располагают абсолютными сведениями о фактическом количестве хозяйствующих субъектов, на которых ими была проведена аттестация рабочих мест, и обладают исчерпывающей информацией об условиях труда на этих предприятиях. Такими сведениями в настоящее время не располагает ни один орган исполнительной власти, включая государственные инспекции труда. При этом вышеупомянутые аттестующие организации, согласно действующему законодательству, не обязаны представлять сведения о проведенной ими аттестации в уполномоченные государственные органы.

Эти обстоятельства могли бы быть учтены посредством внесения соответствующих норм в новую редакцию Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, в которой целесообразно было бы также установить, что сведения о результатах проведенной аттестации рабочих мест должны представляться аттестующими организациями.

В свою очередь, государственные инспекции труда могли бы предоставлять аккредитованным в установленном Порядке аттестующим организациям сведения о хозяйствующих субъектах, к руководителям которых предъявлены требования о необходимости проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Распространенные нарушения

В ходе проводимых госинспекторами труда проверок по вопросам проведения аттестации рабочих мест достаточно часто выявляются факты нарушения установленного порядка проведения и оформления ее результатов. Весьма распространены случаи, когда по итогам проведенной аттестации в течение длительного времени не разрабатываются соответствующие мероприятия по улучшению условий и охраны труда, а работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не предоставляются предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации.

По состоянию на 1 ноября 2011 г. в результате проведенных проверок в 433 организациях, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, уполномоченными должностными лицами государственных инспекций труда выявлены несоответствия и (или) нарушения, касающиеся требований, критериев и условий аккредитации в 84 аккредитованных аттестующих организациях, которые расположены в 36 субъектах Российской Федерации.

Наиболее распространенные несоответствия и (или) нарушения, выявленные в ходе проверок:

— отсутствие в аттестующей организации средств измерений и испытательного оборудования, необходимых для проведения комплекса исследований и измерений производственных факторов, определенных гигиеническими критериями;

— отсутствие в организации соответствующих штатных или внештатных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца, и необходимый стаж практической работы в заявленной области аккредитации, а также прошедших специальную подготовку;

— отсутствие руководства по качеству измерительных и оценочных работ испытательной лаборатории, заверенного подписью руководителя организации (его заместителя) и печатью организации, или его несоответствие требованиям действующего законодательства, в том числе требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» .

Аттестующие тоже нарушают

В результате проведенных проверок в 304 организациях, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, уполномоченными должностными лицами государственных инспекций труда выявлены несоответствия и (или) нарушения, касающиеся требований, критериев и условий аккредитации в 48 аккредитованных аттестующих организациях, находящихся в 31 субъекте Российской Федерации.

В связи с нарушениями, выявленными государственными инспекциями труда в ходе проведения проверок аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, Минздравсоцразвития России из Реестра аккредитованных организаций были исключены 9 организаций.

Таким образом, действующая система оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда с привлечением аттестующих организаций требует дальнейшего совершенствования и не позволяет в полном объеме государственным органам по охране труда осуществлять эффективный контроль за состоянием условий труда работников организаций Российской Федерации.

Государственная экспертиза труда

Представляется, что в настоящее время весьма актуальным является скорейшее решение вопросов надлежащего нормативного обеспечения проведения государственной экспертизы условий труда.

Сейчас проведение государственной экспертизы условий труда регламентировано ст. 216.1 ТК РФ, устанавливающей и разделяющей полномочия Роструда и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Однако соответствующей нормативно-правовой базы, определяющей взаимодействие Роструда и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части экспертизы условий труда, до сих пор не разработано, а ранее действовавшие в Российской Федерации нормативные правовые акты по данному вопросу фактически не могут применяться, так как они противоречат нормам действующего законодательства.

Таким образом, в настоящее время нормы трудового законодательства в части реализации указанного важнейшего инструментария обеспечения здоровых и безопасных условий труда фактически носят лишь декларативный характер, а у государственных инспекций труда практически отсутствует реальная возможность обратиться в необходимых случаях за проведением государственной экспертизы условий труда.

В этой связи следует учитывать требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011), устанавливающие, что госинспекторами труда при необходимости могут привлекаться к проведению мероприятий по контролю (надзору) эксперты и экспертные организации, исключительно аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке.

Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 689 утверждены Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, в соответствии с которыми полномочия по аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к мероприятиям по контролю (надзору) в трудовой сфере, предоставлены Роструду.

Очевидно, что привлечение компетентных экспертов для проведения независимой экспертизы, например, результатов проведенной аттестации рабочих мест позволяет увеличить эффективность обеспечения контроля за состоянием условий труда работников организаций РФ со стороны государства и в целом содействовать совершенствованию механизмов охраны труда в Российской Федерации. Роструд готов к открытому диалогу.

Библиографический список

А. Селиванов

Заместитель руководителя

Федеральной службы по труду и занятости

Подписано в печать

Организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты

Основные виды контроля:

административно-общественный (оперативный) контроль

Административно-общественный (оперативный) контроль бывает, как правило — двух-, трехступенчатый.

Первая ступень

Контроль проводится непосредственным руководителем работ (мастером, сменным инженером, механиком, бригадиром и т.д.) непосредственно на участке (отделе, подразделении) ежедневно перед началом работ (в течение смены). Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, состояние санитарно-бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты. В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале.

Вторая ступень

Контроль осуществляется руководителем структурного подразделения (начальником отдела, лаборатории, службы и т.д.) с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда и других служб подразделения с периодичностью не реже одного раза в месяц (день устанавливается исходя из графика проверок).

Контролируется состояние условий и охраны труда на одном из участков, при этом проверяется кроме перечня позиций первой ступени:

  • исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;
  • своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов и т.п.;
  • выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;
  • выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.; Обнаруженные недостатки устраняются, делается запись в журнале. В случае невозможности выполнения какого либо мероприятия, оформляется служебная записка на имя руковдителя, с указанием причин о невозможности выполнения

Третья ступень оперативного контроля

Проводится руководителем предприятия (техническим директором), совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда, с инженером по охране труда и другими специалистами организации, с периодичностью не реже одного раза в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в одном из цехов (участков, отделов), при этом проверяется, кроме перечня позиций второй ступени:

  • выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;
  • выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;
  • организация обучения и проверок знаний руководителей и специалистов структурных подразделений;
  • организация медицинских осмотров и других мероприятий лечебно-профилактического характера;
  • проверяется выполнение других задач, решение которых входит в функции руководителей структурных подразделений и главных специалистов функциональных служб.

Результаты обследования (проверки) оформляются актом с изданием приказа по организации, итоги рассматриваются на производственном совещании проверенного структурного подразделения.

Генеральным директором, один раз в год, проводится комплексное обследование состояния охраны труда одного из структурных подразделений организации с обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. По итогам проверки издается приказ.

ведомственный контроль;

Осуществляется вышестоящей организацией:

  • при проведении комплексных проверок подведомственных организаций;
  • при проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;
  • по заявлениям работников подведомственных организаций.
  • государственный контроль;

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

общественный контроль.

В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *