Работы с грузоподъемными механизмами

Охрана труда

Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин. Требования техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин

Требования техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин

К управлению грузоподъемными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение. К управлению грузоподъемными машинами с пола и к подвешиванию грузов на крюк этих машин могут допускаться рабочие других профессий, прошедшие инструктаж.

Управление автомобильным краном может быть поручено водителю автомобиля после обучения его по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией. Грузоподъемные краны почти всех типов регистрируют в органах Госпроматомнадзора. Исключение составляют: краны с ручным приводом; краны мостового типа и передвижные или поворотные консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарно установленного пульта; стреловые и башенные краны, рассчитанные на грузоподъемность до 1 т включительно; стреловые краны, рассчитанные на работу с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота или передвижения; переставные краны, устанавливаемые на монтируемом сооружении.

На всех рубильниках грузоподъемных машин должны быть четкие надписи с указанием, к каким машинам они относятся. Движущиеся легкодоступные части грузоподъемных машин должны быть закрыты съемными ограждениями. Работа без ограждений запрещается. Металлоконструкции и металлические части электрооборудования кранов с электроприводом, которые могут оказаться под напряжением в результате повреждения изоляции, должны быть заземлены. Краны и грузоподъемники с электрическим, гидравлическим или пневматическим приводами должны иметь автоматические устройства (концевые выключатели, ограничители грузоподъемности), обеспечивающие безопасность работы. Следует помнить, что использовать грузоподъемники и краны для перемещения людей запрещается.

Техническое освидетельствование грузоподъемных машин

Грузоподъемные машины и съемные грузозахватные приспособления до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.

Грузоподъемные машины, подлежащие регистрации в органах Госпроматомнадзора, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации.

Техническое освидетельствование должно проводиться согласно инструкции по эксплуатации грузоподъемной машины, составленной с учетом стандарта ИСО 4310. При отсутствии в инструкции соответствующих указаний освидетельствование кранов проводится согласно Правилам.

Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

а) частичному — не реже 1 раза в 12 мес;

б) полному — не реже 1 раза в 3 года, за исключением редко используемых машин (краны для обслуживания машинных залов электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие грузоподъемные машины, используемые только при ремонте оборудования).

Редко используемые грузоподъемные машины должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже 1 раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органом Госпроматомнадзора.

Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно проводиться после:

а) монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новом месте;

б) реконструкции грузоподъемной машины;

в) ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов или узлов;

г) установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;

д) капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки;

е) замены крюка или крюковой подвески (проводятся только статические испытания);

ж) замены несущих или вантовых канатов кабельного типа кранов;

з) установки портального крана на новом месте работы.

Внеочередное полное техническое освидетельствование производится после: монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новое место; реконструкции; ремонта металлических конструкций с заменой расчетных элементов или узлов; установки сменного стрелового оборудования; капитального ремонта или смены механизма подъема; смены крюка.

Полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины включает:

  1. осмотр всех механизмов и несущих конструкций;
  2. статическое испытание грузом, превышающим грузоподъемность машины на 25 %, для проверки ее прочности, а также грузовой устойчивости против опрокидывания. Груз поднимают на высоту 100— 200 мм для кранов стрелового типа и 200—300 мм для передвижных консольных и мостовых кранов и выдерживают в течение 10 мин. По истечении 10 мин груз опускают, затем проверяют отсутствие остаточной деформации, трещин и других повреждений;
  3. динамическое испытание грузом, на 10 % превышающим грузоподъемность машины, для проверки действия механизмов и тормозов. Допускается производить динамическое испытание грузом, равным грузоподъемности машины по паспорту. При динамическом испытании производят повторные подъем и опускание груза и проверку действия всех других механизмов.

При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания грузоподъемной машины не производят.

Результаты технического освидетельствования грузоподъемных машин записывают в паспорт с указанием срока следующего освидетельствования, а на кран устанавливают таблички (бирки) с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания. Грузоподъемные машины, не прошедшие технического освидетельствования в срок, к работе не допускаются.

Домкраты испытывают при техническом освидетельствовании только на статическую нагрузку, превышающую паспортную грузоподъемность не менее чем на 10 %. Периодичность испытаний составляет 1 раз в 12 мес. Домкрат выдерживают под нагрузкой в течение 10 мин, причем винт (рейка, шток) его должен быть выдвинут в крайнее верхнее положение. У гидравлических домкратов не допускается к концу испытания падение давления более чем на 5 %. Результаты испытания заносят в паспорт.

Обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования

Безопасность при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и машин (ПТМ) обеспечивается следующими методами:

  1. определением размера опасной зоны ПТМ;
  2. применением средств защиты от механического травмирования механизмами ПТМ;
  3. расчетом на прочность канатов и грузозахватных устройств (ГЗУ);
  4. определением устойчивости кранов;
  5. применением специальных устройств обеспечения безопасности;
  6. регистрацией, техническим освидетельствованием и испытанием ПТМ и ГЗУ.

Размер опасной зоны ПТМ зависит от высоты подъема груза и длины пути перемещения ПТМ с грузом. Радиус окружности, в пределах которой может упасть груз, определяется по схеме, приведенной на рис. 3.6, а, и формуле (3.7):

R = rс + 0,5lr + 0,3H, (3.7)

где rс — вылет стрелы крана от оси его поворота (для мостовых и козловых кранов гс = 0), м; lr — наибольший линейный размер груза (при подъеме длинномерных грузов по вертикали их отлет связан с падением на всю длину), м; Н — высота подъема груза, м.

Рис. 3.6. Схема к определению опасной зоны у грузоподъемного механизма: a — определение радиуса окружности, в пределах которой может упасть груз; б определение опасной зоны при перемещении ПТМ

Определив радиус R и зная длину L пути перемещения ПТМ (крана), можно определить опасную зону возможного падения груза, которое может произойти при обрыве каната, срыве ГЗУ, плохом закреплении груза. Опасная зона определяется нанесением окружностей радиусом R с центрами на линии перемещения оси ПТМ (рис. 3.6, б).

Сделать работу безопасной: правила эксплуатации кран-балок

Кран- балки требования, предъявляемые к эксплуатации

В различных отраслях промышленности, в цехах, на складах широко используются грузоподъемные машины (далее – краны), управляемые с пола посредством кнопочного пульта, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи.

Подвесные электрические краны мостового типа (кран-балки), тали электрические, электротельферы различных типов, не подлежат регистрации в органах Госпромнадзора.

Следует заметить, что и на этот тип кранов распространяются «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2012 №37 (далее – Правила).

Справочно:кран-балка – специализированное крановое оборудование мостового типа, предназначенное для проведения различных погрузочно-разгрузочных и подъемно-транспортных работ на крановых эстакадах, в промышленных цеха и складах производственных предприятий. Также данная спецтехника применяется при разгрузке морских и речных судов, возведении гражданских и промышленных сооружений. Кран-балки характеризуются универсальностью и сравнительно компактными габаритами, вследствие чего широко используются для работы в узких пролетах и труднодоступных для других типов кранов местностях.

Назначение лиц ответственных за безопасное производство работ кранами

Руководитель организации, в которой эксплуатируются такие краны, должен обеспечить их безопасную эксплуатацию в соответствии с Правилами.

Для этого необходимо:

Приказом по организации назначить лиц, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами.

Надзор за кранами возлагается приказом нанимателя на инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары.

При этом следует иметь в виду, что ответственные лица должны пройти обучение в соответствующих учреждениях образования, имеющих разрешение Госпромнадзора на данный вид деятельности. Ответственные лица должны не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации по соответствующему профилю и не реже одного раза в 3 года проходить проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора. ЭТО ВАЖНО! При наличии в организации небольшого количества кранов допускается возложение обязанностей ответственного за содержание кранов в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами на одного человека.

Назначение лиц обслуживающих краны

Для управления кранами и их обслуживания наниматель должен приказом назначить лиц ответственных за управление кранами и их обслуживание, например машинистов (операторов) кранов, управляемых с пола, стропальщиков, слесарей, электромонтеров.

Требование предъявляемые к работникам

К работе с кранами, управляемыми с пола, а также к зацепке грузов на крюк таких машин допускаются:

лица не моложе 18 лет из числа рабочих основных профессий, пользующихся этими машинами;

прошедшие медицинский осмотр;

прошедшие обучение по соответствующей программе и проверку знаний;

лица, с которыми проведен инструктаж и проверка навыков по управлению грузоподъемной машиной, а также по зацепке грузов в соответствии со схемами строповки;

лица, имеющие удостоверение на право управления этими машинами.

Справочно: При необходимости обвязки грузов машинист должен работать совместно со стропальщиком или машинист должен быть дополнительно обучен профессии стропальщика.

ЭТО ВАЖНО! Периодическая проверка знаний обслуживающего персонала должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев.

Обязанности нанимателя

Обеспечить обслуживающий персонал производственными инструкциями, определяющими обязанности работников, инструкциями по охране труда, определяющими порядок безопасного производства работ, их права и ответственность.

Установить порядок осмотра кранов, грузозахватных приспособлений и тары.

Обеспечить краны информационными табличками с обозначением индивидуального номера крана, паспортной грузоподъемности, даты следующего частичного и полного технического освидетельствования.

Обязанности работников

Обслуживающий персонал должен вести наблюдение за порученным ему оборудованием путем осмотра, проверки действия и поддержания в исправном состоянии.

Машинист (оператор) кранов, управляемых с пола должен производить осмотр кранов перед началом работы, для чего ему должно быть выделено время перед началом работы.

Меры безопасности при выполнении работ кран — балками

Место работы кранов должно быть хорошо освещено и освобождено от загромождающих предметов.

Перед началом работы необходимо проверить наличие и надежность крепления защитного заземления к корпусу кнопочного управления, отсутствие заедания кнопок управления в гнездах, работу ограничителя подъема и спуска. Проверку работы каждого ограничителя следует повторять 3-4 раза, при этом груз на крюк не подвешивается.

При управлении краном рабочий должен находиться со стороны открытой части барабана.

Во время наматывания каната на барабан следить за тем, чтобы канат не выходил из желобков барабана и не наматывался произвольно.

Перемещаемый груз должен быть надежно обвязан чалочными канатами или цепями, которые должны накладываться равномерно, без узлов, перекруток и острых перегибов.

ЭТО ВАЖНО! Следует обращать внимание на правильную укладку строп в зеве крюка. Недопустим подвес груза на острие крюка.

В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки, но не реже чем:

— траверсы, клещи и другие захваты, тара – каждый месяц;

— стропы – каждые 10 дней;

— редко используемые съемные грузозахватные приспособления – перед выдачей в работу.

ЭТО ВАЖНО! Выявленные поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься.

Результаты осмотра заносятся в журнал осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары.

При наличии износа у грузозахватных приспособлений (канатов, цепей. крюков, захватов и т.п. стропов) машинист (оператор) кранов, управляемых с пола, должен предупредить лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами или лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, и получить разрешение на пользование данным грузозахватным приспособлением.

Машинист (оператор) кранов, управляемых с пола обязан отказаться от выполнения порученной работы в случае возникновения опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности.

Обвязку и зацепку грузов производить только в соответствии с графическим изображением способов строповки грузов, которые должны быть вывешены на видных местах производства работ.

Для обвязки поднимаемого груза применять стропы, соответствующие массе поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона.

Стропы и цепи подбирать такой длины, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

При обвязке груза, имеющего острые ребра (углы), нужно иметь подкладки для предохранения стропов от повреждения. Обвязку (строповку) производить так, чтобы исключалась возможность выпадания отдельных частей груза и обеспечить его устойчивое положение при перемещении.

Мелкоштучные грузы (заготовки, готовые детали и т.п.) перемещать в специально для этого предназначенной таре, при этом загрузка ее должна быть не выше бортов. Тара должна быть исправной и иметь маркировку (назначение, номер, собственный вес и наибольший вес груза, для транспортировки которого она предназначена).

При подъеме или опускании груза, установленного вблизи колонны, стены, штабеля, станка, автомобиля и другого оборудования, не находиться самому и следить за тем, чтобы не было других людей между грузом и указанными частями здания и оборудования.

Поднимать баллоны со сжатым и сжиженным газами только уложенными в специальные контейнеры.

При перемещении груза в горизонтальном направлении он должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. Груз поднимать и перемещать плавно, без рывков и раскачивания.

ЭТО ВАЖНО! При обнаружении неправильной и ненадежной обвязки или зацепки груза немедленно опустить его и произвести строповку вновь. Нужно помнить, что удерживать стропы, соскальзывающие с груза при его подъеме или транспортировке, а также поправлять их ударами молотка или лома запрещается.

Пуск механизмов крана производить нажимом соответствующей кнопки на пульте. Работа механизма должна происходить при нажатии кнопки, а остановка – автоматически при освобождении кнопки. Следует избегать работы импульсами. Не допускается одновременное нажатие кнопок, включающих взаимно противоположные движения механизмов, а также внезапное переключение движения механизма подъема.

Не переключать движения механизма грузоподъемной машины с прямого хода на обратный до полной его остановки.

Во время перемещения груза в горизонтальном направлении находиться от него на безопасном расстоянии, не проходить в стесненных местах и по загроможденным проходам.

При перекосе не выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз массой своего тела.

Для разворота, а также для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки (канаты, крючья) необходимой длины.

На месте укладки груза предварительно уложить подкладки, чтобы стропы можно было легко и без повреждений извлечь из-под груза. Всегда нужно помнить, что освобождать грузоподъемной машиной защемленные стропы запрещается.

Перед опусканием груза осмотреть место, на которое груз должен быть опущен, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза.

ЭТО ВАЖНО! При перерывах в работе и по окончании ее не оставлять груз в подвешенном состоянии.

По окончании работы с краном рубильник выключить и запереть.

При работе на кран- балке запрещено

Производить подъем и перемещение груза над людьми или в местах, где падение его может вызвать опасные последствия.

Подтаскивание грузов краном при косом натяжении канатов, отрывание прикрепленных предметов, а также выполнение краном несвойственных ему работ.

Пользоваться ограничителями подъема и спуска как постоянно действующими автоматическими остановками, так как они являются аварийными остановками.

При движении кранов доводить их до концевых упоров.

Использовать грузозахватные приспособления, не прошедшие испытания.

Поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность машины, указанную на трафарете. ЭТО ВАЖНО! Если масса груза неизвестна, необходимо сообщить об этом лицу ответственному за безопасное производство работ.

Поднимать груз заложенный или защемленный.

Освидетельствование кранов, управляемых с пола

Краны, управляемые с пола, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

частичному – не реже одного раза в 12 месяцев;

полному – не реже одного раза в 3 года.

Освидетельствование проводится инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары и лицом, ответственным за содержание кранов в исправном состоянии в соответствии с руководством по эксплуатации крана, а при отсутствии в руководстве соответствующих указаний – в соответствии с Правилами.

При техническом освидетельствовании кран подвергается:

— осмотру;

— статическим испытаниям;

— динамическим испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.

Статические испытания крана производятся подъемом груза весом, на 25 процентов превышающим его паспортную грузоподъемность на высоту 100-200 мм с выдержкой в таком положении в течение 10 минут. При этом проверяется прочность рабочих элементов крана, отсутствие остаточных деформаций крана. При наличии деформации, являющейся следствием испытания крана грузом, кран к работе не допускается.

Динамические испытания крана производятся путем подъемов и опусканий груза весом, на 10 процентов превышающим его паспортную грузоподъемность. При этом проверяется работа механизма передвижения крана, тормозов, крюковой подвески и электрических аппаратов.

На основе результатов осмотра и испытаний крана делается заключение о пригодности крана к дальнейшей эксплуатации, о чем делается запись в паспорт крана лицом, проводившим освидетельствование.

Александр Жук, начальник службы надзора ОАО «Управление механизации №12»

Справочно: Опорная кран-балка. В зависимости от особенностей конструкции, кран-балки классифицируются на опорные и подвесные. Конструктивно опорная кран-балка состоит из пролетной (несущей) балки, перемещающейся по ней электрической тали (тельфера), пульта управления и некоторого вспомогательного оборудования (ограничителя грузоподъемности, различных захватов для подъема груза и т.д.). По обоим концам пролетной балки также находятся так называемые «концевые» балки, служащие для перемещения тали по крановым путям. Кран-балка данного класса приводится в действие от ручного или электрического привода. Управление кран-балкой может осуществляться как непосредственно из кабины, так и снаружи, при помощи специальной кнопочной станции. Основная сфера ее использования – выполнение погрузочно-разгрузочных работ небольшой интенсивности в промышленных цеха и складах различных организаций.

Справочно: подвесная кран-балка. Подвесная кран-балка представляет собой кран мостового типа, с ходовыми колесами концевых балок, опирающимися на подкрановые рельсы – двутавры. Двутавры, в свою очередь, монтируются в потолочные перекрытия помещений, в которых проводятся подъемно-транспортные или погрузочно-разгрузочные работы. Данная спецтехника состоит из пролетной балки, подъемного механизма (тали или тельфера), ходовых кареток, пульта управления и вспомогательного оборудования. Управление кран-балкой осуществляется, как правило, посредством кнопочной станции, снизу. Основными областями ее применения являются обслуживание крупного металлургического и энергетического оборудования, а также подъем средне- и крупногабаритных грузов на крановых эстакадах.

Ищу Дополнительную Информацию по Письму Ростехнадзора!

После вступления в силу Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» специалистам АНО «РИОТ» поступают многочисленные вопросы о порядке обучения, аттестации и допуска персонала к обслуживанию подъемных сооружений, не поднадзорных Ростехнадзору.
На наш запрос Управлением дано разъяснение о порядке эксплуатации и обслуживания подъемных сооружений следующего типа, перечисленных в п. 148 Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533:
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что перечисленные в пункте 148 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» подъемные сооружения не относятся к ПС, которые являются составляющими ОПО, в связи с чем, требования Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997. № 116-ФЗ на них не распространяются и Ростехнадзор не осуществляет за ними государственный контроль (надзор).
Порядок эксплуатации и обслуживания ПС, указанных в п. 148 ФНП по ПС, устанавливается эксплуатирующей организацией самостоятельно с учетом требований, указанных в руководствах по эксплуатации их изготовителями. Также при эксплуатации таких ПС могут применяться некоторые положения ФНП по ПС (не содержащиеся в руководствах по эксплуатации) и правила охраны труда.
Нормативно-правовыми актами в сфере охраны труда, которые предусматривают обучение персонала, эксплуатирующего подъемные сооружения, по специальным программам являются, например, «Типовая инструкция по охране труда для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола» и «Типовая инструкция по охране труда для машинистов (крановщиков) электрических мостовых кранов».
При этом п. 5 ст. 163 Федерального закона № 185-ФЗ от 02.07.2013г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что «Государственные органы и организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона первоначальную подготовку, профессиональную подготовку и стажировку работников, сотрудников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 июля 2014 года. В случае неполучения до истечения указанного срока этой лицензии такие органы и организации обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности».
Таким образом, на основании требований руководств по эксплуатации подъемных сооружений, нормативно-правовых актов в сфере охраны труда и законодательства об образовании в Российской Федерации организации, эксплуатирующие подъемные сооружения обучают сотрудников в образовательных организациях (при отсутствии собственной лицензии на право ведения образовательной деятельности), после чего проводят инструктаж по безопасности на рабочем месте, проверку знаний в комиссии организации или подразделения организации и стажировку на конкретном рабочем месте под руководством опытных работников.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

  1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ. О промышленной безопасности опасных производственных объектов.
  2. Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ. О лицензировании отдельных видов деятельности.
  3. Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371. Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
  4. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1540. Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах.
  5. ГОСТ 12.2.071-90 ССБТ. Краны грузоподъемные. Краны контейнерные. Требования безопасности.
  6. Постановление Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. № 98. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. ПБ 10-382-00.
  7. Приказ Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37. О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Грузоподъемная машина — техническое устройство циклического действия для подъема и перемещения груза.

Виды грузоподъемных машин: краны, лифты, эскалаторы, подвесные канатные дороги, фуникулеры, подъемники-вышки.

Грузоподъемный механизм (механизм подъема) — стационарно установленный механизм для подъема и опускания груза.

Виды грузоподъемных механизмов: таль, лебедка, полиспаст.

Съемные грузозахватные приспособления: цепи, ремни, крюки, зажимы, стропы.

Различают несколько типов каждого из перечисленных видов грузоподъемных машин.

Например, краны подразделяются на:

=> башенные краны;

=> портальные краны;

=> стреловые краны;

=>краны мостового типа;

=>кабельные краны;

=>краны-манипуляторы;

=>краны-трубоукладчики.

Основным параметром грузоподъемной машины является грузоподъемность, т.е. масса наибольшего груза, взятая с массой грузозахватных приспособлений и тары, рассчитанная на данную машину.

Грузоподъемные механизмы оборудуются предохранительными устройствами.

препятствующими подъему груза массой, больше установленной грузоподъемности, а также удерживающими груз от падения при аварийном отключении питания.

Находящиеся в работе грузоподъемные машины и механизмы должны быть снабжены табличками с ясно обозначенными регистрационным номером, паспортной грузоподъемностью, датой следующего частичного или полного технического освидетельствования.

На съемных грузозахватных приспособлениях, находящихся в работе, на прочно прикрепленной металлической бирке или клейме указываются завод-изготовитель, регистрационный номер, грузоподъемность и дата испытаний.

ПРАВИЛА устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары.

ПРАВИЛА распространяются на:

=> грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом;

=> краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с

подвешенным на канате, или электромагнитом;

=> электрические тали;

=> подъемники крановые;

=> сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т.п.);

=> грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.);

=> тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши и т.п.), а также в морских и речных портах, требования к которым устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.

ПРАВИЛА не распространяются на:

=> грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах, на которые распространяются специальные правила;

=> экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;

=> грузоподъемные краны-манипуляторы и краны трубоукладчики, на которые распространяются соответствующие правила Госгортехнадзора России;

=> грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.);

=> монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.);

=> грузоподъемные краны с ручным приводом;

=> ручные тали.

При эксплуатации грузоподъемной машины не должны нарушаться требования, изложенные в его паспорте и руководстве по эксплуатации.

Объекты, где эксплуатируются краны, должны быть зарегистрированы в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.98 г. № 1371.

До пуска в работу грузоподъемные машины должны быть зарегистрированы.

Различают грузоподъемные машины, подлежащие и не подлежащие регистрации в органах Ростехнадзора.

Регистрации в органах Ростехнадзора до пуска в работу подлежат краны всех типов, за исключением следующих:

краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемых с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта;

краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;

кранов стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота;

переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;

краны мостового типа и башенные краны, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;

краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;

электрические тали.

Регистрация грузоподъемных машин в органах Ростехнадзора производится по письменному заявлению владельца при наличии заполненного паспорта грузоподъемной машины.

Грузоподъемные машины подлежат:

  • перерегистрации:

:=> после реконструкции,

=> ремонта (если составлен новый паспорт),

=> передачи машины другому владельцу,

=> перестановки крана мостового типа на новое место;

  • снятию с регистрации:

=> при ее списании,

=> при передаче ее другому владельцу,

=> при переводе ее в разряд нерегистрируемых.

Данные по регистрации, перерегистрации и снятию с регистрации заносятся в паспорт машины.

Грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации в органах Ростехнадзора, а также съемные грузозахватные приспособления снабжаются индивидуальным номером и под этим номером регистрируются их владельцем в Журнале учета грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений.

Разрешение на применение грузоподъемных машин и механизмов выдается в соответствии с Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.12.98 № 1540.

Разрешение на пуск в работу необходимо в следующих случаях:

перед пуском в работу вновь зарегистрированной машины;

после монтажа, связанного с установкой машины на новом месте; после реконструкции грузоподъемной машины;

после ремонта или замены расчетных элементов или узлов металлоконструкций с применением сварки;

после установки на грузоподъемной машине нового ограничителя

грузоподъемности.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины:

подлежащей регистрации в органах Ростехнадзора, выдается инспектором Ростехнадзора (с записью в паспорт) на основании результатов полного технического освидетельствования, проведенного владельцем;

не подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора, выдается инженерно- техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин на основании документации предприятия-изготовителя и результатов технического освидетельствования.

Разрешение на эксплуатацию грузозахватных приспособлений и тары:

записывается в специальный Журнал учета и осмотра лицом, ответственным за безопасное производство работ.

Грузоподъемные машины до пуска в работу подвергаются полному

техническому освидетельствованию.

Грузоподъемные машины, подконтрольные Ростехнадзору, проходят техническое освидетельствование до их регистрации.

Техническое освидетельствование проводится согласно руководству по эксплуатации грузоподъемной машины, при отсутствии указаний — согласно ПРАВИЛАМ.

В течение нормативного срока службы грузоподъемные машины подвергаются периодическому освидетельствованию:

  • частичному (не реже одного раза в 12 месяцев): проводится осмотр и проверка машины;
  • полному (не реже одного раза в 3 года): проводится осмотр, статические и динамические испытания машины;
  • внеочередному полному: производится после монтажа, связанного с установкой машины на новом месте, реконструкции, ремонта расчетных металлоконструкций крана с заменой элементов или узлов с применением сварки, замены некоторых узлов, по требованию инспектора Ростехнадзора;

.. 1 2 3 4 5 6 7 8 9

27. Кто может допускаться к управлению ГПМ с пола?

§ 10.4.9. Правил по кранам.

К управлению грузоподъемными кранами, управляемыми с пола или со стационарного пульта, а также перемещающими опасные грузы, могут допускаться работники, пользующиеся этими грузоподъемными кранами на своих рабочих местах, после обучения и проверки знаний.

28. Какой устанавливается порядок осмотра и обслуживания ГПМ?

§ 10.4.18. Правил по кранам.

Установленный работодателем порядок проведения профилактических осмотров, технического обслуживания и ремонтов должен обеспечить содержание грузоподъемных кранов и машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары, кранового пути и люлек для подъема людей в исправном состоянии.

Запись результатов осмотра и проверки машинистами кранов производится в вахтенный журнал. Стропальщики проводят осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары перед их применением.

29. Какой порядок работы крана вблизи ЛЭП?

§§ 10.5.25., 10.5.26. Правил по кранам.

Установка и работа крана стрелового типа охранной зоны воздушных линий электропередачи (далее – ВЛ) на расстоянии менее 40 м от открытого распределительного устройства (далее – ОРУ) и крайнего провода ПЛ, находящегося под напряжением, может производиться только по наряду-допуску. Наряд-допуск оформляется работодателем и выдается на руки машинисту крана перед началом работы. Порядок организации производства работ вблизи линий электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа работников должен определяться приказом работодателя и производителя работ.

Машинисту крана запрещается самовольная установка грузоподъемного крана для работы вблизи ВЛ и ОРУ, о чем делается запись в путевом листе. Работа грузоподъемного крана вблизи ВЛ и ОРУ проводится под непосредственным руководством работника, ответственного за безопасное проведение работ грузоподъемными кранами, который определяет место установки грузоподъемного крана, обеспечивает выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и делает запись в вахтенном журнале о возможности производства работ.

Работа стреловых самоходных кранов под контактными проводами городского транспорта без снятия напряжения может производиться при условии обеспечения расстояния между стрелой крана и проводами не менее 1000 мм с помощью ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить это расстояние при подъеме стрелы или выдвижения его секций.

Установка стрелового самоходного крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом ее положении и зданиями, штабелями грузов и другими предметами было не менее 1000 мм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *