Распределение после вуза

Содержание

Распределение выпускников после вуза и колледжа

Согласно Кодексу об образовании, все выпускники дневной бюджетной формы подлежат распределению. Если ты из их числа или ещё собираешься поступать на бюджет, обязательно прочти этот материал, чтобы быть в курсе нюансов распределения. Будущему профессионалу полезно читать не только литературу по специальности, но и нормативные документы. Адукар проштудировал Положение о распределении выпускников и доступно объяснит, как проходит направление на работу.

Организация распределения

Когда распределяют выпускников?

Распределение проходит не позднее чем за два месяца до окончания учёбы, т. е. примерно в апреле уже известно точное место отработки. За месяц до начала процедуры комиссия по распределению знакомит выпускников с нормативными документами и планом распределения. Обычно вся информация размещается на стендах факультета. Само направление на работу вручается выпускнику вместе с дипломом.

По какому принципу распределяют выпускников?

Выпускники распределяются в соответствии с их специальностью и квалификацией. Преимущественное право на получение специалистов от вуза имеет базовая организация (для медвузов — Министерство здравоохранения, педагогических — Министерство образования и т. д.). Только после того, как запросы базовой организации будут закрыты, возможно распределение в другие организации.

«А у меня есть на примете организация, куда хочу распределиться. Как быть в таком случае?»

Если выпускник сам нашёл организацию, в которую хочет распределиться, ему нужно принести в вуз письменный запрос на распределение (обязательно в соответствии со специальностью). Но такие запросы удовлетворяются только в некоторых случаях:

— выпускники включены в банк данных одарённой молодежи и банк данных талантливой молодёжи;

— запросы поступили из организаций, в которых эти выпускники проходили производственную и преддипломную или преддипломную практику;

— отсутствуют места работы согласно заявкам, которые поданы в вуз организациями-заказчиками кадров.

Запросы лучше приносить на предварительное распределение, чтобы было время согласовать с комиссией желаемое место отработки

Что учитывает комиссия при распределении выпускников?

Право выбрать место распределения из списка предложенных комиссией предоставляется выпускникам, включённым в банк данных одарённой молодёжи и банк данных талантливой молодёжи. Остальные распределяются в соответствии с их успеваемостью (средним баллом); активным участием в научной и общественной жизни; местом прохождения производственной и преддипломной практики; состоянием здоровья; семейным положением и местом жительства семьи; личными пожеланиями выпускника.

Окончательное решение о распределении принимается на заседании комиссии, о котором сообщают заранее, в присутствии выпускника. Игнорировать эту встречу не стоит. Решение будет принято всё равно, но уже без учёта мнения студента.

При желании получить распределение может и платник

Кто имеет право на свободный диплом или перераспределение?

Свободный диплом

Получить свободный диплом имеют право лишь некоторые категории абитуриентов, например, сироты, инвалиды, беременные женщины и матери (отцы) детей до трёх лет. Полный список смотри в 6 пункте 83 статьи Кодекса об образовании. Разумеется, в комиссию нужно подать документы, которые подтвердят право на свободное распределение. Если вуз не может дать такому выпускнику рабочее место в соответствии с его положением и выпускник не принёс запрос, то выдаётся свободный диплом.

«Я не принадлежу ни к одной категории в списке выше: что тогда?»

Если ты не принадлежишь к указанной выше категории, шансы получить свободный диплом малы. Это может произойти в том случае, когда вуз или колледж не может обеспечить рабочим местом.

К слову, когда организация-заказчик кадров не нуждается в специалисте, по правилам она должна известить вуз не позднее чем за месяц до распределения, что не может взять на работу заявленное число выпускников. Но так происходит не всегда. Так что после предварительного распределения наведайся на потенциальное место работы и узнай, нужны ли там твои услуги. Если не нужны, пусть тебе оформят письменный отказ от приёма на работу. С этим документом обратись в комиссию по распределению. Будут места — тебе предложат другое, нет — могут распределить по твоему запросу или дать свободный диплом.

Порой вуз не может распределить по твоей специальности и тогда предлагает работу по близкой специальности. Выпускник имеет полное право отказаться от такого места работы. Тогда вуз либо займётся поисками подходящего места, либо даст свободный диплом.

Если вуз даёт бюджетнику свободный диплом, потому что не может трудоустроить, значит, учебное заведение готовит лишних специалистов. Такие случаи Министерство образования планирует свести на нет.

Свободный диплом можно получить, отказавшись от распределения и возместив государству стоимость обучения.

Перераспределение

Если в течение срока отработки в жизни молодого специалиста, молодого рабочего (служащего) возникают обстоятельства, предусмотренные 6 пунктом статьи 83 Кодекса об образовании, он может воспользоваться правом на перераспределение. Есть и другие причины, по которым можно получить перераспределение.

Распределение по целевому направлению

Студенты-целевики изначально знают, где им придётся отработать пять лет после вуза, три года после колледжа и два — после лицея. Случаи, когда выпускник освобождается от целевого направления и не возмещает государству средства, потраченные на его обучение, оговариваются в 5 и 6 пунктах статьи 88 Кодекса об образовании. Скажем сразу: замужество, учёба в магистратуре, аспирантуре, декретный отпуск не освобождают от распределения по целевому направлению.

Чтобы распределение не стало большим огорчением, лучше заранее позаботиться о будущем месте работы. И, конечно, выбирать профессию в соответствии с планами на жизнь. Сложно определиться самому — обратись к психологу-профориентологу.

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Отработка после колледжа и вуза: как распределиться и не пожалеть?

Как долго придётся отрабатывать бюджетнику? Можно ли выкупить свободный диплом и во сколько это обойдётся? Адукар расскажет о нюансах распределения, чтобы оно не стало для тебя сюрпризом.

Отработка после вуза

После вуза нужно отрабатывать два года. Исключение составляют выпускники ВА РБ, УГЗ МЧС РБ, Академии МВД РБ, МИ МВД РБ, целевиков и те, кто учился в педагогическом классе и поступил в вуз по собеседованию, — им придётся работать по распределению 5 лет.

Если ты окончил бакалавриат на бюджете и в год выпуска поступил на дневное бюджетное отделение магистратуры, твоя отработка откладывается на время обучения. Ты должен отработать положенный срок, указанный в договоре на обучение. Если бакалавр-бюджетник поступает в магистратуру на платное, то он обязан отработать распределение после I ступени высшего образования параллельно с учёбой.

Выпускник аспирантуры (бюджет) также отрабатывает тот срок, что указан в договоре.

Получать образование в магистратуре, аспирантуре могут и целевики, но по окончании той или иной ступени всё равно придётся отработать пять лет.

Отработка после колледжа

После получения профессионально-технического образования нужно отработать один год, среднего специального — два.

Можно ли отказаться от распределения после вуза?

Если ты не хочешь отрабатывать, напиши заявление об отказе от распределения. Примерно через месяц университет пришлёт расчётный лист, в котором будет указана сумма компенсации за обучение на бюджете за каждый семестр. Что в неё входит? Хозяйственные расходы вуза, зарплата преподавателей, взносы в ФСЗН, траты на ремонт и т. д. Всё это делится на количество студентов-бюджетников — ты выплачиваешь свою долю.

Размер компенсации может доходить до $ 20 000. Такую сумму быстро вернуть непросто

От момента получения расчётника у тебя есть полгода, чтобы начать выплачивать компенсацию университету. По истечении данного срока вуз подаёт в суд, и выставленную сумму взыскивают принудительно. К примеру, высчитывают из твоей зарплаты, размер удержания может достигать 50% — это на усмотрение суда. При смене места работы исполнительный лист «следует за тобой», так что улизнуть не удастся. Лучше выплачивать компенсацию добровольно, в таком случае платишь ежемесячно посильную сумму, срок не ограничен.

Выпускники колледжей и лицеев также могут компенсировать затраты на свою подготовку в обмен на свободу от распределения.

Если у тебя нет чётких планов на будущее или не уверен, что захочешь отрабатывать после вуза, поступай на платное: это дешевле, чем возмещать траты вуза на обучение.

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Что такое распределение после университета?

—Кратко о том, что такое распределение?
—Это 2 года отработки на месте работы, которое выбирает университет. Но не стоит питать иллюзий насчет того, что университет точно даст первое место работы, часто выпускники ищут заявки сами.
—Это правда, что распределяться можно только в государственные организации?
—По законодательству можно распределяться и в государственные, и в частные организации, а также к индивидуальным предпринимателям.
—Правда ли, что срочная служба в армии освобождает от распределения? А декрет?
—Это время засчитывается в срок распределения, такая статья есть в Кодексе об образовании. Однако срок службы в армии обычно год после вуза, а распределение два. После окончания службы нужно обращаться в университет и решать этот вопрос в частном порядке. В случае трехлетнего декрета, да, два года распределения входят в этот срок.
—Должны ли супругов распределять в один населенный пункт?
—Формулировка в законодательстве говорит о двух условиях «по желанию и при наличии возможности». Если с желанием всё понятно, то возможность толкуется разными университетами по-разному. Вариант первый: если возможности нет, то распределят куда угодно. Вариант второй: если возможности нет, то выдают справку о свободном трудоустройстве. Конечно, университет должен предпринять все возможные меры по поиску места работы в населенном пункте проживания или работы супруга или супруги.
—Можно ли распределиться в организацию на 0,1 ставки?
—Да.
—Правда, что на протяжении двух лет отработки распределения из заработной платы молодого специалиста отчисляется процент университету?
—Нет.
—Есть ли льготы какие-то льготы для выпускника на распределении?
—На самом деле глобальных отличий от обычного сотрудника нет. Есть примерно следующий список льгот: наниматель может, но не обязан, предоставить жилье молодому специалисту, в августе, первый месяц работы на распределении, наниматель выплачивает размер последней стипендии, есть еще нюанс, что арендодатель, который сдает жилье молодому специалисту, освобождается от налогов. Но это в каждом отдельном случае работает по-разному. Например, я знаю, что есть IT-компании, которые выплачивают молодому специалисту последнюю стипендию в шестикратном размере, так они его поддерживают.
—Может ли студент бесплатно обратиться в вашу организацию «Youth Labour Rights»?
—Да, конечно. Мы занимаемся вопросами распределения, у нас есть онлайн-консультация, горячая линия, мероприятия. Каждый год мониторим ситуацию с распределением, составляем отчеты о нарушениях, занимаемся также и законотворческой деятельностью.

О советском распределении после окончания ВУЗа

Моя дочь ходила недавно в парикмахерскую стричься и там ей сделали «заманчивое» предложение: выучится бесплатно на парикмахера с условием, что она потом 3 года отработает на своих «учителей».
В связи с этим вспомнилось такое «преступление кровавого режима», как распределение студентов после окончания ВУЗа. Суть его заключалась в том, что перед таким бывшим студентом ставился выбор: либо ехать по распределению туда, где есть потребность в молодых специалистах его профиля, либо не ехать и искать работу самому*.
В первом случае тебе, как молодому специалисту, полагалось отдельное жилье (для семейных) или место в общежитии (для одиноких) с постановкой на очередь. Еще полагались подъемные деньги и бесплатный проезд до места.
Во втором случае человек, как правило, легко находил работу сам и даже мог договорится о вызове и тогда на него распространялись те же льготы, как и первом случае. Если не договаривался, то жилье ему нужно было ждать в порядке обычной очереди. Проблемы с жильем возникали только у желающих остаться в столицах, кто не мог найти место, где давали ведомственное жилье и договориться о статусе молодого специалиста. Этим светила только самая долгая очередь на жилье в местном исполкоме. Муниципальная очередь на современный лад. Кстати, сейчас такая очередь растягивается на 15-17 лет.
Вот такие сейчас и жалуются на «ужасное» советское распределение. Просидели на шее у родителей, живя в их квартирах вместо того чтобы поехать туда, где в течении 3-х лет им бы дали квартиру и где они имели шансы сделать себе быструю карьеру.
Но сейчас нынешним молодым специалистам ничего такого не светит: ни гарантированной работы, ни бесплатного жилья. Зато можно бесплатно стать парикмахером, отработав 3 года.)
* — тут меня поправили, что распределение было обязательным. Да, если читать Положение, то никаких «или» там нет, но с другой стороны не было никаких оснований принудить молодого специалиста ехать туда, куда он не хочет. На этот счет в Положении сказано следующее:
37. Молодой специалист обязан вернуть полностью суммы, выплаченные ему в связи с переездом, в следующих случаях:
а) если он не явился к месту работы или отказался приступить к работе без уважительных причин;
б) если он ранее трех лет работы по назначению уволился по собственному желанию или был уволен за нарушение трудовой дисциплины.
Молодой специалист, который по уважительной причине не явился на работу или отказался приступить к работе, обязан вернуть выплаченные ему суммы за вычетом понесенных уже путевых расходов.
Он только обязан вернуть деньги, полученные им для переезда. Никаких других санкций не было.

Распределение выпускников вузов — новые крепостные?

Государственная Дума рассмотрит законопроект «О первом рабочем месте», по которому студент обучающийся на бюджетной основе, заключает контракт с государством или организацией, чтобы после окончания обучения работать три года по выбранному направлению. Если же молодой специалист не согласится идти работать туда, куда его посылает государство, он должен вернуть средства, потраченные на его обучение.

Вице-премьер Ольга Голодец считает, что в подобном законопроекте нет необходимости и трудоустраивать выпускников можно другими способами.

Ситуацию комментируют заведующая учебной частью филологического факультета МГУ Анна Архангельская и писатель и публицист, педагог Ирина Лукьянова.

Фото: ria.ru

Распределение выпускников и подзаконные акты крепостного права

Анна Архангельская, кандидат филологических наук, доцент, заведующая учебной частью филологического факультета МГУ, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии филологического факультета МГУ:

Фото Александра Болмасова taday.ru

Идеи Государственной думы в последнее время всё труднее и труднее комментировать.

Предлагаемое возвращение обязательного распределения выпускников вузов на сегодняшний момент вырисовывается слишком туманно, чтобы можно было совсем всерьёз обсуждать его последствия.

Если речь действительно идёт о том, что «государство или организация могут заплатить за обучение студента до момента выпуска, а потом предложить ему работу по профилю в своих структурах» (ключевое слово — могут), то эта форма частично есть и сейчас: это система целевого набора по направлениям организаций, предприятий и т. д. Её постепенное расширение, возможно, и оправдано, но при нескольких существенных оговорках.

  • Во-первых, я не уверена, что сейчас можно массово прогнозировать кадровые потребности на срок от четырёх (бакалавриат) до шести (бакалавриат и магистратура) лет: всё-таки следует помнить, что советская система обязательного распределения существовала в условиях плановой экономики.
  • Во-вторых, следствием попыток ввести законодательные основания для закрепления за выпускником рабочего места вполне могут стать подзаконные акты из эпохи крепостного права, неэффективность которых была, кажется, убедительно доказана на практике уже как минимум лет двести назад.
  • В-третьих, кажется, не совсем правильно, если меры репрессивного (по крайней мере, в финансовом плане) характера будут применяться к тем, кто, например, вдруг возьмётся улучшать демографическую ситуацию в стране сразу по окончании вуза.
  • В-четвёртых, не совсем понятно, как это всё будет соотноситься с вроде бы декларируемыми идеями академической мобильности: ведь эти последние как раз предполагают для студента максимальную свободу перемещения между вузами, возможность продолжать образование за рубежом и т. д.
  • В-пятых, предвижу, какими методами родители начнут «выбивать» своим ненаглядным чадушкам престижные места: люди с богатым воображением могут представить себе в красках.
  • Ну и наконец, в-шестых: почему-то опыт последних месяцев показывает, что даже здравые зёрна в законопроектах последнего времени искажаются настолько, что вред превышает пользу.

Есть ещё один принципиальный момент: пресловутое трудоустройство по профилю полученного образования. Как будет пониматься соответствие профилю — тоже большой вопрос. И не исключаю, что для дипломированного филолога из этого списка будут исключены, например, СМИ (на то есть журналисты), библиотеки и архивы (ибо отдельно существуют библиотекари и архивариусы) и т. д., а останутся только школы, вузы и научные институты РАН. Если, конечно, эти последние (а, впрочем, и все остальные) всё-таки выживут в результате неумеренной активности ливановского ведомства.

Бесплатное образование отменяется?

Ирина Лукьянова, писатель, публицист:

Мне идея снова ввести распределение кажется крайне неудачной. Мало того, что все время сокращается количество бюджетных мест в вузах, что высшее образование уже почти целиком стало платным и неподъемно дорогим для семей, так теперь идет речь о сокращении еще одной степени свободы.

Введение распределения фактически будет означать отмену всякого бесплатного высшего образования, кроме целевого набора.

Мой выпуск был одним из первых выпусков, когда отменили советское распределение, мы трудоустраивались, как могли. Это было страшновато, потому что никаких завидных рабочих мест для свежеиспеченных филологов в 1992 году рынок не предлагал. Многие сами пошли работать в школы, и я в том числе. Казалось бы, распределение может решить вопрос трудоустройства. Но, как правило, все оказывается иначе: выпускникам предлагают самые неинтересные вакансии на рынке труда.

Выпускнику нужно рабочее место, на котором он не умрет с голода, не должен будет бросать семью и уезжать за тридевять земель, где он сможет стать профессионалом. Если такие рабочие места есть, то распределение вообще не нужно, вопрос решается грамотной организацией службы трудоустройства в вузе.

А если распределение принудительное — значит, предлагаемые вакансии такого качества, что человек по доброй воле на такую работу не пойдет. Медикам нашего поколения предлагали завидные вакансии — плохо оборудованный медпункт где-нибудь в Чулымском районе Новосибирской области, где есть один фельдшер, а жить в старом общежитии или деревенском доме с удобствами на улице.

Молодого специалиста, которому еще нужно учиться, набираясь практического опыта у старших коллег, отсылают работать за копейки в глушь, где иногда и учиться не у кого. Вчерашний выпускник попадает, как булгаковский герой «Записок юного врача», в ситуацию, где он, еще ничего не умеющий, сам должен вершить судьбы людей.

Понятно, что не все выпускники-бюджетники начинают работать в той профессии, которой они обучались в вузе. Но если заставить городскую барышню принудительно преподавать в деревенской школе — из нее что, получится нормальный учитель, любящий детей и свое дело?

Кстати, очень интересно, что речь идет в первую очередь об учителях и врачах. Мы как — с выбором профессии выбираем поражение в гражданских правах? Можно еще у учителей и врачей паспорта отбирать, как в сталинское время у колхозников.

А математиков будут принудительно распределять? Куда? А в зарубежную магистратуру можно будет поступать или нет? Здесь столько интересных вопросов появляется — но я боюсь, что ответы на них будут самыми обычными, из привычного диапазона «тащить и не пущать».

Для проблемы плохих вакансий мировой опыт знает множество других решений, куда более грамотных. Принудительно затыкать эти вакансии бесправными выпускниками — это решение глупое и непрофессиональное, как лечить кашель пургеном, как в анекдоте: «теперь стоит у стены и кашлянуть боится».

Если хороших решений нет — честнее было бы объявить: бесплатного высшего образования в России больше нет, только целевое или на коммерческой основе. Чтобы иллюзий не оставалось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *