С отрывом от производства

Отправляем работника на обязательное повышение квалификации

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 4 сентября 2015 г.

Содержание журнала № 18 за 2015 г.Н.В. Цыбина, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Для работников некоторых профессий предусмотрено периодическое повышение квалификации и/или дополнительное обучение, например для врачей, фармацевтовподп. 8 п. 1 ст. 79 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее — Закон № 323-ФЗ), аудиторовп. 9 ст. 11 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

И работодатель, направивший работника на такое обучение, обязанстатьи 167, 187 ТК РФ:

  • сохранить за ним место работы (должность);
  • освободить его от работы на время обучения (при невозможности совмещения работы и обучения);
  • выплатить ему средний заработок за время учебы, если оно попадает на рабочие дни (или командировочные, если работник направлен на обучение в другую местностьст. 167 ТК РФ).

Другая местность — это местность за пределами административно-территориальных границ определенного населенного пунктап. 16 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2;

  • оплатить ему предусмотренные законодательством дополнительные расходы (на проезд, проживание, если обучение проходило в другом городе).

Но вот оплачивать стоимость самого обучения работодатель должен не всегда. Посмотрим, какие здесь есть варианты.

ВАРИАНТ 1. Работодатель обязан оплачивать за свой счет профессиональное обучение работников или получение ими дополнительного профессионального образования. Например, в случае с медицинскими работниками и фармацевтами оплата повышения квалификации полностью лежит на работодателе в соответствии с закономст. 196 ТК РФ; подп. 2 п. 1 ст. 72 Закона № 323-ФЗ.

ВАРИАНТ 2. Работодатель не обязан оплачивать обучение, например по программам повышения квалификации аудитора, но он это делаетп. 9 ст. 11 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

ВАРИАНТ 3. Работодатель не оплачивает обучение работников, поскольку законодательством это ему не вменено.

Оформляем необходимость обучения

Во всех перечисленных выше вариантах все будет начинаться с приказа о направлении сотрудников для получения дополнительного профессионального образования. В приказе указывается, кто (ф. и. о. работника), где (наименование учебного заведения), когда (даты начала и окончания обучения) и по какой форме (очной или заочной) будет обучаться.

Включать или не включать условие об обязательном обучении в трудовые договоры с работниками, зависит от ситуации.

ВАРИАНТ 1. Если работодатель по закону обязан оплачивать повышение квалификации сотрудника, то нет необходимости об этом упоминать в трудовом договоре.

Начисление зарплаты во время повышения работником квалификации

Компания ГАРАНТ

Сотрудница была направлена на повышение квалификации в другую местность, поездка была оформлена командировкой, в табеле учета рабочего времени указанный период отмечен только как командировка. Может ли сотрудник работать в период повышения квалификации? Обязан ли работодатель оплатить работу в этот период, если сотрудница работала по собственной инициативе, а не по инициативе работодателя?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В период повышения квалификации без отрыва от работы работник не только может, но и должен исполнять свои трудовые обязанности и за отработанное время ему должна быть выплачена заработная плата в соответствии с условиями трудового договора.

Если работник направлен на повышение квалификации с отрывом от работы, то за этот период ему выплачивается средняя заработная плата, а выполняемая им по собственной инициативе работа в этот период оплачиваться не должна.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Как видно, нормы, которые касаются командировок, применяются при повышении квалификации только в части, касающейся размеров и порядка оплаты расходов. Оформлять повышение квалификации в том же порядке, что и командировки не требуется. Следовательно, работодатель не обязан, но вправе издать приказ о направлении для повышения квалификации.

В рассматриваемой ситуации работодатель оформляет направление работников на курсы повышения квалификации как служебную командировку. Полагаем, что это не вполне отвечает буквальному толкованию ст. 187 ТК РФ. Ведь, находясь на курсах повышения квалификации, работник никакой работы не выполняет, а занят обновлением своих профессиональных знаний. Следовательно, направление на обучение командировкой не является.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (часть первая ст. 196 ТК РФ). В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (часть четвертая ст. 196 ТК РФ). Как видно, решение о направлении работника для повышения квалификации работодатель принимает самостоятельно. В то же время работодатель должен принять решение о направлении работника для повышения квалификации, если это прямо предусмотрено нормативными правовыми актами.

Так, для лиц, занимающихся медицинской деятельностью, приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» предусмотрено повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Кроме того, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности юридическим лицом является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг), а также повышение квалификации занятых у него специалистов, осуществляющих работы (услуги), с периодичностью не реже одного раза в 5 лет (п. «г» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291).

Согласно части второй ст. 196 ТК РФ работодатель проводит повышение квалификации работников в образовательных учреждениях дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы повышения квалификации работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (часть третья ст. 196 ТК РФ). Такое право работодателя косвенно подтверждается ст. 187 ТК РФ. Как видно из ст. 196 ТК РФ, стороны трудового договора самостоятельно вправе определять условия и порядок повышения квалификации, что согласуется со ст.ст. 8 и 9 ТК РФ. Также следует иметь в виду, что приказом Минздравсоцразвития России от 03.08.2012 N 66н утвержден Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников (далее — Порядок). Представляется, что договорные положения и нормы локального регулирования о порядке и условиях повышения квалификации должны учитывать требования этого Порядка. Согласно п. 4 Порядка повышение квалификации специалистов проводится главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Повышение квалификации без отрыва от работы также не запрещено нормативными актами*(1). Сроки, формы, содержание и технология обучения определяются образовательным учреждением, реализующим соответствующую образовательную программу, самостоятельно в соответствии с потребностями заказчика (п. 5 Порядка). При этом следует учесть, что работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением (часть пятая ст. 196 ТК РФ).

Таким образом, если коллективным договором, трудовым договором, соглашением, локальным нормативным актом не закреплено иное и созданы необходимые условия для совмещения работы с обучением, работодатель вправе как по соглашению с работником, так и путем принятия самостоятельного решения направлять сотрудников на повышение квалификации без отрыва от работы и, соответственно, за отработанное время им должна быть выплачена заработная плата в соответствии с условиями трудового договора.

Если работодателем решение о повышении квалификации с отрывом от работы, то, на наш взгляд, работодатель вправе не допустить к исполнению трудовых обязанностей сотрудника, по собственной инициативе (без устного или письменного распоряжения кого — либо из руководителей) вышедшего на работу в этот период, а также не обязан оплачивать его работу, поскольку выполнение сотрудником трудовых обязанностей в этот период производится вне рамок трудовых отношений, существующих между сторонами трудового договора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

ТК РФ Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации

При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

Повышение квалификации — один из видов дополнительного профессионального образования. Его целью является обновление теоретических и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач. Об этом говорится в абз. 2 п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее — Типовое положение).

Важные нюансы повышения квалификации

Обучение по инициативе работодателя и обязательное обучение

По усмотрению работодателя. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

Согласно абз. 3 п. 7 Типового положения обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения обучения работниками определенных профессий и специальностей устанавливает работодатель в локальном нормативном акте.

Обязательное обучение. Работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. Эта норма установлена ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса. Работники определенных специальностей и занимающие определенные должности обязаны согласно некоторым законам проходить повышение квалификации. К ним, например, относятся:

  • научно-педагогические работники государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
  • работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);
  • водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Виды повышения квалификации

В зависимости от потребностей работодателя, объема новых знаний и сроков обучения повышение квалификации может быть организовано по-разному:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Осуществляется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Это предусмотрено абз. 4 — 7 п. 7 Типового положения.

При этом все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (абз. 2 п. 42 Типового положения).

Формы повышения квалификации и гарантии работникам

Согласно п. 41 Типового положения повышение квалификации может проводиться:

  • с отрывом от работы;
  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы;
  • по индивидуальным формам обучения.

Сохранение рабочего места и среднего заработка. Согласно ст. 187 Трудового кодекса при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Командировка для повышения квалификации. Если же сотрудник направлен на учебу в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Кроме того, за все время нахождения сотрудника в командировке ему следует выплачивать средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

И работа, и учеба. Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время (произведенную продукцию).

В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

Куда пойти учиться

Повышение квалификации может проходить либо в самой организации, либо в образовательных учреждениях повышения квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Согласно п. 8 Типового положения к ним относятся:

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Профессиональная подготовка также может быть получена у специалиста, имеющего требуемую квалификацию (п. 3 ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»).

Все перечисленные учреждения обязаны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277).

Это требование не касается (п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277):

  • образовательной деятельности в форме разовых лекций, семинаров, стажировок, когда не выдается документ об образовании или повышении квалификации;
  • индивидуального обучения сотрудника у специалиста, обладающего соответствующей квалификацией.

Направляем сотрудника на повышение квалификации

Внутренние документы о направлении на повышение квалификации

Согласно Письму Минфина России от 16.05.2002 N 04-04-06/88 основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть:

  • план обучения, в котором указываются причины и цели обучения сотрудников, а также их фамилии и должности;
  • приказ руководителя о направлении на повышение квалификации, в котором нужно обосновать производственную необходимость дополнительного образования сотрудника (внедрение нового оборудования, расширение производства и т.п.), а также указать, что он направлен на обучение по инициативе работодателя.

Образец плана обучения

Закрытое акционерное общество

«Приморские отопительные системы»

Утверждаю

Медведев (И.А. Медведев)

13 января 2010 г.

Приказ будет являться основанием для посещения работником учебных занятий.

Договор на оказание образовательных услуг

При направлении работников на повышение квалификации работодатель должен заключить договор с образовательным учреждением (абз. 16 п. 7 Типового положения).

Форма договора. Примерные формы договоров на оказание образовательных услуг приведены в Приказах Минобразования России от 10.07.2003 N 2994 и от 28.07.2003 N 3177, а также в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (Письмо Минобразования России от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09). Но, как правило, бланк типового договора разрабатывает образовательное учреждение.

В документе необходимо указать программу, форму (очная, заочная, очно-заочная), стоимость и срок обучения работника, а также наименование документа, который он получит по его окончании.

Договор составляется в двух экземплярах — один остается у работника, другой — в образовательном учреждении.

Обратите внимание: заказчиком образовательных услуг должен быть работодатель, а не работник. В противном случае организация не сможет учесть сумму расходов на оплату обучения при исчислении налога на прибыль.

Приложение к договору. К договору прилагаются:

  • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещения;
  • ксерокопия лицензии на ведение образовательной деятельности образовательным учреждением.

Дополнительный договор с работником

Согласно ч. 2 ст. 197 Трудового кодекса работодатель, направляющий работника на повышение квалификации, должен заключить с ним дополнительный договор (соглашение), в котором будут прописаны обязанности сотрудника после завершения обучения. Например, можно оговорить условие об обязательной отработке сотрудником определенного срока, установить санкции за нарушение учебной дисциплины, порядок возмещения работодателю затраченных средств в случаях неполной отработки установленного срока или прерывания обучения. Образец соглашения приведен ниже.

Образец соглашения

Документы об образовании

Согласно п. 27 Типового положения освоение образовательных программ повышения квалификации объемом свыше 72 часов завершается обязательной итоговой аттестацией. Предусмотрены следующие виды аттестационных испытаний:

  • итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
  • итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения;
  • реферат по отдельной дисциплине или ряду дисциплин;
  • подготовка и защита аттестационной работы (выпускной, дипломной работы или дипломного проекта).

Это следует из п. 6 Рекомендаций по итоговой государственной аттестации, утвержденных Приложением 1 к Инструктивному письму Минобразования России от 21.11.2000 N 35-52-172ин/35-29.

В зависимости от количества учебных часов работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Это предусмотрено п. п. 1 — 3 Требований к документам государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, утвержденных Приложением N 1 к Постановлению Госкомвуза России от 27.12.1995 N 13 и п. 28 Типового положения.

Оригинал документа о повышении квалификации хранится у работника, а копию следует подшить в личное дело сотрудника.

Но не всегда по окончании обучения работник может получить документ об образовании государственного образца. Не выдают такие документы организации, которые ведут образовательную деятельность, не подлежащую лицензированию, — в форме разовых лекций, стажировок и семинаров, а также преподаватели, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Объем учебной программы в этом случае составляет менее 72 часов, а по окончании слушателям могут выдать сертификат с указанием темы и объема учебных часов. Образцы сертификатов каждое учреждение разрабатывает самостоятельно.

Акт об оказанных услугах

По окончании обучения образовательное учреждение обязано представить организации акт об оказанных услугах. В нем должны быть зафиксированы период обучения, наименование программы обучения и его стоимость в рублях.

Образец акта

При долгосрочном обучении акт следует составлять отдельно за каждый отчетный период, то есть один раз в квартал, а расходы на оплату образовательных услуг включать в состав затрат ежеквартально.

Сведения о повышении квалификации нужно внести в разд. V «Повышение квалификации» личной карточки работника (форма N Т-2). Но только в случае, если по окончании учебы работник получил удостоверение, свидетельство либо диплом установленного образца. Об этом говорится в п. 28 Типового положения.

Обучение в другой местности

Если работник направляется на обучение в другую местность, его поездка оформляется как служебная командировка. В этом случае, помимо перечисленных выше, необходимо оформить следующие документы:

  • служебное задание (форма N Т-10а), подписанное руководителем структурного подразделения. По окончании командировки сотрудник составляет краткий отчет о выполнении задания, а руководитель структурного подразделения делает соответствующее заключение;
  • приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма N Т-9 или N Т-9а);
  • командировочное удостоверение (форма N Т-10);
  • отчет о выполнении задания (на бланке служебного задания). Его составляет работник, закончивший обучение, а руководитель структурного подразделения делает заключение о выполнении задания.

Все указанные документы оформляются на типовых бланках, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

При направлении работника на повышение квалификации в другую местность за ним сохраняются рабочее место (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, сотруднику надо оплатить командировочные расходы по правилам, предусмотренным для служебных командировок (ст. 187 ТК РФ). Это значит, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 168 ТК РФ). В качестве командировочных расходов учитываются, в частности, затраты:

  • на проезд работника к месту командировки и обратно;
  • наем жилого помещения;
  • суточные в пределах норм (700 руб. — для расходов, учитываемых с целью уплаты НДФЛ (абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ)).

По возвращении из командировки работник в течение трех рабочих дней должен представить авансовый отчет об израсходованных средствах и документы, подтверждающие произведенные в командировке расходы.

Напомним, что повышение квалификации с отрывом от работы в табеле учета рабочего времени обозначается буквенным кодом ПК или цифровым кодом 07. Это следует из Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

Бухучет расходов на повышение квалификации

Расходы, связанные с оплатой дополнительного профессионального образования сотрудника в интересах организации, признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Данные расходы учитываются в размере фактически произведенных затрат и отражаются по дебету счетов учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 76 (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Если расходы на повышение квалификации работника относятся к нескольким отчетным периодам, то они учитываются на счете 97 и списываются в порядке, установленном в учетной политике организации (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому относятся. Об этом говорится в п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Подтвердить факт оказания образовательных услуг для целей бухучета можно соответствующим актом и копией документа об образовании (диплома, свидетельства и т.п.).

Суммы среднего заработка, сохраняемого за работником на время повышения квалификации, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности как расходы на оплату труда (п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 70.

Расходы на командировку, связанную с повышением квалификации, также признаются расходами по обычным видам деятельности на дату утверждения авансового отчета руководителем организации (п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту счета 71. Выдача денежных средств командированному работнику отражается проводкой:

Дебет 71 Кредит 50.

Налоги и взносы с расходов на повышение квалификации

Порядок налогообложения расходов на обучение будет зависеть, в частности, от наличия подтверждающих документов, выполнения условий для признания таких затрат, а также от того, по чьей инициативе оно проводится.

Налог на прибыль

Расходы на обучение. Согласно п. 3 ст. 264 Налогового кодекса расходы на повышение квалификации включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77). Если используется метод начисления, то к учету данные расходы принимают в момент представления акта об оказании образовательных услуг, а при кассовом методе — в день оплаты на основании соответствующих документов (платежных поручений, квитанций к приходным кассовым ордерам и т.п.) (пп. 3 п. 7 ст. 272 и п. 3 ст. 273 НК РФ).

Условия для признания расходов. Затраты на повышение квалификации учитываются при исчислении налога на прибыль, если:

  • российское образовательное учреждение имеет лицензию, а иностранное учреждение — соответствующий статус (пп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ и Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/4/84). Статус иностранного образовательного учреждения могут подтвердить лицензия, программа, устав либо иные документы, перечень которых зависит от специфики его деятельности, а также от требований законодательства иностранного государства в отношении подтверждения статуса образовательного учреждения (Письмо Минфина России от 05.08.2010 N 03-04-06/6-163). Поэтому к первичным документам следует приложить копию соответствующего документа;
  • между организацией и образовательным учреждением заключен договор на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);
  • повышающий квалификацию сотрудник работает в организации на основании трудового договора (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);
  • сотрудник обучается в интересах работодателя (пп. 23 п. 1 ст. 264 и п. 29 ст. 270 НК РФ и Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312). Документом, подтверждающим этот факт, может быть приказ руководителя, в котором будет указано, что сотрудник направлен на обучение по инициативе организации и в связи с производственной необходимостью.

Если эти условия не соблюдены, расходы на повышение квалификации не признаются в налоговом учете. По окончании налогового периода их следует исключить из состава расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, и отнести к внереализационным доходам.

Кроме того, нельзя учитывать расходы на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • не подтвержденные оправдательными документами;
  • связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг;
  • связанные с оплатой дополнительных услуг, предоставляемых образовательным учреждением на время обучения, если они не связаны с производственной необходимостью (например, оплата питания или культурно-развлекательной программы, если их стоимость выделена в документах отдельной строкой);
  • произведенные не в интересах организации, например, если полученные работником новые знания не будут использоваться им в процессе производства (Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312).

Оправдательные документы. Для признания в целях налогообложения прибыли расходов на повышение квалификации документальным подтверждением затрат могут служить договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услуг. Об этом говорится в Письме Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77. Эти же документы нужны и для признания расходов на обучение за границей (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Напомним, что работодатель, оплачивающий обучение, обязан хранить связанные с этим документы не менее четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 и пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Командировочные расходы. Если с целью повышения квалификации работник был направлен в другую местность, то в состав командировочных расходов организация вправе включить стоимость проезда к месту обучения и обратно, а также стоимость проживания и суточные. Данные затраты учитываются в полной сумме в составе прочих расходов на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137). Датой признания расходов является дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ и Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Средний заработок. Если работник повышает квалификацию с отрывом от производства, то суммы среднего заработка, выплачиваемые ему на период учебы, включаются в расходы на оплату труда на основании п. 19 ст. 255 Налогового кодекса.

НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма

Оплата обучения. Сумма оплаты повышения квалификации работника не облагается налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами, если учреждение, где обучается сотрудник, имеет лицензию на образовательную деятельность (или соответствующий статус — для иностранного образовательного учреждения). Такой вывод следует из п. 21 ст. 217 Налогового кодекса и п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ).

Это касается также случая, если работник обучается у специалиста, который обладает соответствующей квалификацией (Письмо Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-02/50). Такая квалификация должна быть подтверждена особым документом — квалификационным аттестатом, лицензией, дипломом и т.п. (п. 3 ст. 21 Закона РФ N 3266-1).

На суммы оплаты обучения работника, направленного работодателем на курсы повышения квалификации, не нужно начислять взносы на случай травматизма, поскольку они не являются платой за труд (доходом) работника. Это следует из п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 (далее — Правила).

Командировочные расходы. В доход работника, направленного на повышение квалификации в другую местность, не включаются суточные, если они не превышают 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ (2500 руб. — на территории иностранного государства), а также документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно и расходы по найму жилого помещения (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Страховые взносы, как и взносы на случай травматизма, на сумму расходов на командировку не начисляются (ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, и Письмо ФСС РФ от 18.03.2009 N 02-18/07-2165).

Средний заработок. Сумма среднего заработка, выплачиваемого сотруднику на период повышения квалификации с отрывом от работы, облагается налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами и страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил).

НДС по образовательным услугам

Сумма платы за обучение сотрудника, направленного на повышение квалификации, может включать или не включать налог на добавленную стоимость.

Облагаются НДС образовательные услуги, которые оказывают коммерческие образовательные учреждения или соответствующие специалисты (п. 1 ст. 143 НК РФ). Налог исчисляется по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). В бухгалтерском учете заказчика образовательных услуг выделенная в расчетных документах сумма налога отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 76.

Кроме того, облагаются НДС:

  • дополнительные услуги, оказываемые образовательной организацией, в частности обеспечение учащихся питанием и проживанием, так как они не связаны с производственной необходимостью (Письмо УМНС России по г. Москве от 28.01.2003 N 24-11/05512);
  • услуги по проведению разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации (Письмо Минфина России от 27.08.2008 N 03-07-07/81).

Не облагаются НДС услуги:

  • некоммерческих образовательных организаций в сфере образования, расположенных на территории РФ, по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) процесса, за исключением консультационных услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Такая льгота распространяется только на те образовательные услуги, которые поименованы в лицензии учебного заведения (Письмо УФНС России по г. Москве от 06.05.2005 N 19-11/32602);
  • оказанные за пределами территории РФ (пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

«Входной» НДС, уплаченный коммерческому образовательному учреждению или специалисту, имеющему соответствующую квалификацию, можно принять к вычету при расчете суммы налога на добавленную стоимость, если в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса:

  • стороны подписали акт об оказании образовательных услуг;
  • у организации есть счет-фактура с указанием суммы налога на добавленную стоимость.

В бухучете принятие к учету налога по расходам на повышение квалификации отражается проводкой:

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19.

Пример. Руководитель ЗАО «Приморские отопительные системы» решил направить слесаря-монтажника приборного оборудования В.Л. Кабанчикова на курсы повышения квалификации с 1 по 13 ноября 2010 г. Для этого организация заключила договор с Владивостокским производственно-учебным комбинатом. Обучение должно проходить с отрывом от производства. Его стоимость составляет 10 000 руб., которые были перечислены комбинату 28 октября.

Учебное заведение является некоммерческим и имеет государственную лицензию на образовательную деятельность. По окончании курсов работник получил сертификат. Какие проводки в этом случае нужно сделать?

Решение. На основании договора между организацией и образовательным учреждением в учете были сделаны следующие проводки.

28 октября

Дебет 76 Кредит 51

— 10 000 руб. — перечислены средства за обучение работника учебному комбинату.

13 ноября (дата подписания акта об оказании услуг)

Дебет 20 Кредит 76

— 10 000 руб. — отражены расходы на повышение квалификации работника.

Поскольку обучение проводится в той же местности, где расположена организация-работодатель, работнику выплачивается только средний заработок за время учебы (ст. 187 ТК РФ). На него следует начислить НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил).

Расходы на выплату среднего заработка работнику, направленному на повышение квалификации, признаются в составе расходов на оплату труда в месяце начисления (п. 6 ст. 255 и п. 4 ст. 272 НК РФ). Сумма начисленных на него страховых взносов относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 13.04.2010 N 03-03-06/1/260). Взносы на случай травматизма также учитываются в составе прочих расходов на дату их начисления (пп. 45 п. 1 ст. 264 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, в ноябре бухгалтер уменьшил налог на прибыль на суммы оплаты повышения квалификации, среднего заработка, выплаченного работнику за период обучения, и начисленных на него страховых взносов.

О.В.Негребецкая Научный редактор журнала «Зарплата» / «Зарплата», 2010, N 10

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 9

ОБУЧЕНИЕ НА РАБОТЕ: ОБУЧЕНИЕ ИЛИ РАБОТА?

В статье рассмотрены особенности заключения договоров с лицами, ищущими работу, которым работодатель предлагает пройти обучение с целью как выявления их профессиональных качеств, так и приобретения новых навыков. Авторы рассматривают варианты оформления договоров, оценивают налоговые последствия и возможные риски с точки зрения проверяющих органов.

Пока еще кандидат на вакантную должность:

сначала обучить, а потом принять?

Достаточно часто при приеме на постоянную работу работодатель предлагает претендентам пройти обучение, чтобы выявить их профессиональные качества.

В процессе такого обучения претендент может получать не только теоретические знания, но и участвовать в практической работе, которая приносит работодателю финансовый результат. В этой ситуации возникает ряд вопросов, связанных прежде всего с необходимостью оформления с такими претендентами договорных отношений и осуществления им выплат, связанных с обучением. Попробуем рассмотреть эти вопросы на следующем примере.

В компании есть две категории сотрудников — продавцы-консультанты и продавцы-кассиры, которые, до того как начать выполнять свои рабочие обязанности в необходимом объеме и с должной квалификацией, должны проходить концептуальное обучение в этой же компании. Обучение фактически состоит из двух этапов:

— первый — вводный и ознакомительный с профессией — продолжается всего 3 дня в магазине компании; на данном этапе управляющий определяет профессиональную пригодность соискателя на должность, а потенциальный сотрудник определяет для себя, хочет ли он далее совершенствовать свои знания и приобретать соответствующую квалификацию для работы в данной компании;

— второй — начинается по истечении этих 3 дней и проводится с отдельными учениками по основной программе. Такое обучение идет фактически в течение 2 месяцев по два-три раза в неделю на базе магазинов компании с прикреплением сотрудников к наставникам-управляющим и администраторам магазинов. Также в учебном центре компании проводится специальный 6-часовой тренинг, после чего соискатели сдают устные экзамены управляющему.

Отношения с учениками на первом этапе обучения основаны на ученическом договоре, на втором — оформляются обычным трудовым договором на неопределенный срок. Однако фактически сотрудники на втором этапе обучения работниками не являются, так как у них идет только очередной этап обучения в связи с получением специальных знаний и навыков.

Для приведения порядка и формы заключаемого договора в соответствие с фактическими обстоятельствами при условии сохранения уже отработанного порядка оформления трудовых отношений с сотрудниками и сокращения количества подлежащей оформлению документации компания намерена оформлять отношения с учениками по одному из следующих вариантов:

1. Заключать договор, который будет носить смешанный характер, то есть будет состоять из трех частей, предполагающих:

— сохранение существующего ученического договора на 3-дневное обучение. На этот период остальные две части смешанного договора не вступают в силу, потому с учениками никаких трудовых отношений не возникает — это первая часть договора;

— продолжение обучения по специальной программе с прохождением практики в определенном магазине и выплатой за время обучения стипендии. Стипендия исчисляется исходя из количества проведенного времени при обучении в магазине и почасовой тарифной ставки, которая равна ставке, выплачиваемой обычным постоянно работающим сотрудникам (не ученикам). Для стимулирования сотрудников и увеличения продаж ученик будет допускаться к практическим занятиям (под ними понимается выполнение обычной работы, как и у продавца — консультанта или кассира, а именно предложение товара покупателю и его обслуживание по требованию). За практические занятия компания будет выплачивать ученикам процент от суммы реализованных ими товаров (личные продажи), а также процент от коллективных продаж магазина, то есть компания будет выплачивать ученику стипендию и премии за практические занятия, включая эти суммы в облагаемую страховыми взносами базу. При этом в предполагаемом договоре не используется термин «практические занятия» и прямо указывается, что ученик учится до 13.00, получая стипендию, а затем выполняет трудовые функции, за что получает заработную плату. Соответственно, с этой заработной платы будут выплачиваться страховые взносы в бюджет — это вторая часть договора;

— действие самого трудового договора с сотрудником. Датой приема на работу является дата заключения этого трудового договора, однако сразу с первого дня выхода на работу данный сотрудник считается направленным согласно второй части смешанного договора на второй этап обучения — это третья часть договора.

2. Заключать два договора: ученический на 3 дня и трудовой договор с двумя частями (первой и второй, подробности их содержания описаны ранее).

3. Заключать только ученический договор, то есть трудовой договор не заключается до момента успешного прохождения ученичества.

В процессе анализа приведенной ситуации рассмотрим следующие вопросы:

— как правильно назвать заключаемые с учениками договоры;

— каким образом лучше оформить отношения с такими учениками — направление на обучение сотрудника с отрывом или без отрыва от производства;

— насколько обоснованно с точки зрения обложения страховыми взносами заключение смешанного договора;

— должен ли быть договор на обучение на втором этапе отдельным, а трудовых отношений с учениками компания иметь не должна;

— возможно ли заключение с учениками, с которыми отношения оформлены ученическими договорами, договоров о полной или коллективной материальной ответственности;

— будут ли выплаты за практические занятия облагаться страховыми взносами (в ФСС РФ, ПФР, ТФОМС и ФФОМС) и НДФЛ;

— могут ли фискальные органы в данном случае расценить ученический договор в качестве трудового;

— какова степень риска признания стипендии в качестве заработной платы, если порядок определения стипендии для ученика и порядок определения заработной платы сотрудника одной и той же вакансии одинаковы?

Наименование и характер договоров,

заключаемых с лицами, ищущими работу

Согласно ст. 198 ТК РФ работодатель имеет право заключать ученический договор на профессиональное обучение:

— с лицом, ищущим работу;

— со своим работником.

Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому. При этом такой договор может быть двух видов:

— без отрыва от работы (ученик не освобождается от исполнения своих трудовых обязанностей);

— с отрывом от работы (ученик полностью или частично освобождается от исполнения своих трудовых обязанностей).

Ученический договор заключается в письменной форме и должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества (ст. ст. 199, 200 ТК РФ).

Анализ ТК РФ позволяет констатировать, что только в гл. 32 и ст. 227 содержится такое понятие, как «ученик», а в остальной части Кодекса идет речь о работнике. Так, в ст. 227 ТК РФ говорится, что к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором.

Однако на основании ст. ст. 15, 16 и 20 ТК РФ только между работником и работодателем возникают трудовые отношения в случаях и порядке, определенных в ст. ст. 16, 56, 57 и 68 Кодекса. Таким образом, до заключения трудового договора лицо, ищущее работу, находясь в статусе ученика, не относится ни к какой из категорий работников, но в производственной деятельности работодателя участие принимает. Это порождает определенные сомнения в обоснованности и справедливости подобного неоднозначного определения статуса такого ученика.

По смыслу ст. ст. 56, 199, ч. 2 ст. 198 ТК РФ ученический договор не является трудовым <1>. Также затруднительно его отнести и к гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг <2>. Вместе с тем согласно ст. 205 ТК РФ на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда. По этой причине существуют единичные мнения об отнесении ученических договоров, заключаемых с работниками организации, к трудовым <3>. На основании анализа ст. ст. 56, 197, 199 ТК РФ, судебной практики и мнений правоприменительных органов полагаем, что такую позицию нельзя считать обоснованной.

<1> См., например, Письма Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123, от 28.06.2007 N 03-04-07-02/31.

<3> См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2005 N А05-17293/04-18.

В соответствии со ст. ст. 199 и 204 ТК РФ в период обучения ученикам должна выплачиваться стипендия, размер которой определяется ученическим договором и не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ. Таким образом, обязанность работодателя по выплате стипендий, предусмотренных ученическим договором, установлена законодательно.

Кроме выплат стипендии в период обучения ученикам должна быть оплачена и работа на практических занятиях.

Согласно ч. 2 ст. 204 ТК РФ эта работа оплачивается по установленным расценкам. Размер выплат указывается в соответствии с локальными нормативными актами организации и зависит от фактически выполненной работы. Правовая природа данной оплаты не определена и является дискуссионной. Необходимость оплачивать выполняемую работу в период ученичества обосновывается тем, что на практических занятиях ученик по заданию работодателя выполняет работу, которая может приносить работодателю экономическую выгоду.

При ученическом договоре юридическое значение имеет обучение ученика, а труд носит лишь дополнительный характер, в то время как при трудовых отношениях значение имеет выполнение работником трудовой функции — работы по определенной профессии, специальности, квалификации или должности. С учетом того что ученический договор не является трудовым и обязанности по выплате заработной платы и стипендии за обучение, а также по оплате практических занятий оговорены законодателем отдельно, представляется, что оплата практических занятий не является стипендией или заработной платой (равно как и «личные продажи» по трудовому договору). Она представляет собой специальный вид выплат, связанный исключительно с правовым механизмом ученичества и участия ученика в производственной деятельности работодателя.

Отметим, что сроки отработки в конкретной организации после прохождения обучения и критерии их определения законодательством не установлены и согласовываются сторонами. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 207 ТК РФ, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем затраты, связанные с ученичеством.

Затраты, понесенные работодателем на обучение работника, исчисляются пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении (ст. 249 ТК РФ) <4>. Необходимо отметить, что выплаты работнику за практические занятия и заработная плата работника, для которого установлено неполное рабочее время в связи с обучением, не могут быть включены в расходы работодателя, подлежащие возврату.

<4> См., к примеру, Определение ВС РФ от 28.11.2005 N 81-В05-30.

Таким образом, работодатель вправе заключить ученический договор и с лицом, ищущим работу, и со своим сотрудником. Во всех случаях работодатель обязан выплачивать ученику стипендию, размер которой устанавливается по соглашению сторон, и оплачивать практическую работу согласно принятой в компании системе оплаты труда. Эти выплаты не могут быть квалифицированы как заработная плата при условии надлежащего оформления ученического договора (предмет и содержание должны в точности соответствовать нормам гл. 32 ТК РФ).

То обстоятельство, что часть ученических договоров заключается с работниками организации, не означает, что такие договоры являются частью трудовых договоров с этими работниками. Статьи 197, 198 ТК РФ прямо предусматривают, что в таком случае ученический договор не изменяет существующий трудовой договор, а является самостоятельным дополнительным договором. В подобной ситуации физическое лицо выступает одновременно работником по трудовому договору и учеником — по ученическому.

Заключение единого смешанного договора, содержащего элементы трудового и ученического, с лицом, ищущим работу, или с работником при включении всех необходимых условий не изменяет сути правоотношений, название договора также не меняет его содержания. Вместе с тем с учетом риска возникновения спора с проверяющими органами целесообразно не включать в один договор с работником компании условия ученического и трудового договоров, а также называть этот договор трудовым.

В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, с лицом, ищущим работу, целесообразно заключать ученический договор (на каждый этап в отдельности или на два этапа обучения вместе) с последующим заключением трудового договора в случае успешного окончания обучения.

Работников компании, с которыми заключены трудовые договоры (в том числе и новых сотрудников), обучать лучше на основании отдельно заключенного ученического договора и приказа руководителя компании. Такое обучение возможно как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Если в компании обучение проводится регулярно, желательно разработать локальный акт, регулирующий основные условия обучения как лиц, ищущих работу, так и работников.

Способы оформления отношений с учениками

Прежде всего необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 198 ТК РФ ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы может быть заключен только с работником данной организации, а не с лицом, ищущим работу.

Соответственно, выбор конкретного вида ученического договора с работником компании зависит от того, предполагается ли выполнение таким работником своих прямых трудовых обязанностей в период обучения.

В рассматриваемой ситуации принимаемые на работу работники сразу же направляются на обучение, так как не имеют надлежащих навыков и в течение двух месяцев будут их приобретать, в том числе и на практических занятиях. Несмотря на то что практические занятия и трудовые обязанности работающего сотрудника одинаковы, занятия не являются выполнением трудовых обязанностей, поскольку по своей природе эти занятия предполагают обучение сотрудника новым навыкам, которых сотрудник еще не имеет. Как уже отмечалось, при ученическом договоре юридическое значение имеет обучение ученика, а труд носит лишь дополнительный, сопутствующий характер, в то время как при трудовых отношениях значение имеет выполнение работником трудовой функции.

Если работник обучается без отрыва от производства (например, 3 часа учится, 5 часов работает), работодатель должен выплачивать ему следующие суммы: заработную плату за отработанное время, стипендию за время обучения и выплаты за практические занятия.

Если работник обучается с отрывом от производства (полностью освобожден от выполнения своих трудовых обязанностей), работодатель должен выплачивать ему только стипендию за время обучения и выплаты за практические занятия.

При приеме на работу нового сотрудника и направлении его на обучение с первого дня работы, могут заключаться трудовой договор и договор на обучение с отрывом от производства. При этом такому работнику выплачивается стипендия и оплачиваются практические занятия. Данные выплаты не являются заработной платой, так как выплачиваются не за исполнение трудовых обязанностей, а в процессе обучения.

Страховые взносы: объект обложения вызывает вопросы

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который заменил гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Ранее был сделан вывод, что правовая природа ученического договора не позволяет однозначно отнести его к трудовым или гражданско-правовым договорам. Значит, можно заключить, что выплаты по ученическим договорам (стипендия и оплата работы, выполняемой на практических занятиях) не облагаются страховыми взносами.

В настоящий момент правоприменительной практики, касающейся начисления страховых взносов на выплаты по ученическим договорам, пока не наработано. Однако в отношении отмененного с 1 января 2010 г. ЕСН, имевшего аналогичный со страховыми взносами объект обложения, практика сложилась достаточно устойчивая. По мнению судов и финансовых органов, выплаты по ученическим договорам ЕСН не облагались.

Пример. Так, Минфин России в Письме от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123 указал, что, поскольку выплаты стипендии и вознаграждения за работу, выполняемую учениками на практических занятиях, начисляются физическим лицам не по трудовым и гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг), они в соответствии с положениями НК РФ не будут являться объектом обложения ЕСН. Аналогичные выводы содержатся в Письмах ФНС России от 09.07.2007 N 05-1-02/304@, УФНС России по г. Москве от 23.04.2008 N 21-11/039344@.

* * *

ФАС Московского округа в Постановлении от 01.04.2009 N КА-А40/2218-09 признал правомерной неуплату ЕСН со стипендии, выплачиваемой по ученическому договору как лицам, ищущим работу, так и работникам налогоплательщика. При этом суд отметил: то обстоятельство, что часть ученических договоров заключалась с работниками заявителя, не означает, что такие договоры являлись частью трудовых договоров с этими работниками.

Поскольку выплаты по смешанному договору, содержащему в себе элементы ученического и трудового, вступающего в силу после прохождения обучения, и выплаты, проводимые по двум отдельным договорам (ученическому и трудовому), имеют одинаковую природу, то и страховые взносы по этим договорам будут начисляться также одинаково. Иными словами, в течение действия смешанного договора статус выплат для целей исчисления страховых взносов будет меняться: в «ученический» период взносы не начисляются, а в период обычного трудового договора — уплачиваются в общем порядке.

Вместе с тем, учитывая «внешнее» сходство трудового договора, в котором может быть предусмотрен испытательный срок, и ученического договора, предусматривающего проведение практических занятий, заключение смешанного договора вызовет больше вопросов со стороны контролирующих органов.

Так, по смешанному договору налогоплательщику потребуется представить отдельные расчеты для выплат, относящихся к первому периоду, и для выплат, относящихся ко второму периоду.

Пример. Так, упомянутое в предыдущем примере положительное для налогоплательщиков Постановление ФАС Московского округа N КА-А40/2218-09 суд принял с учетом бухгалтерской справки, подтверждающей, какие выплаты обучающемуся сотруднику относятся к ученическому договору, а какие — к трудовому.

При наличии двух отдельных договоров учет выплат, имеющих различное назначение, автоматически будет раздельным. Значит, с точки зрения упрощения учета и минимизации риска конфликта с фискальными органами заключение двух отдельных договоров более целесообразно.

Отграничить трудовой договор от ученического можно на основании анализа существенных условий последнего — его предмет и содержание должны в точности соответствовать гл. 32 ТК РФ, в частности предусматривать срок ученичества, срок, в течение которого ученик обязан проработать в компании по окончании обучения (ст. 199 ТК РФ).

Если же на этапе обучения заключены трудовые, а не ученические договоры, то, несмотря на фактические отношения сторон, на эти выплаты подлежат начислению страховые взносы в общеустановленном порядке.

Налог на доходы физических лиц

Что касается налога на доходы физических лиц, то в соответствии с п. 1 ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в РФ и (или) за ее пределами — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. При этом согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.

В ст. 217 НК РФ, устанавливающей перечень доходов, освобожденных от НДФЛ, выплаты ученикам по ученическому договору не поименованы. Следовательно, суммы стипендии и оплаты практических занятий, перечисляемые ученикам, являются объектом обложения НДФЛ. Данной точки зрения придерживаются и контролирующие органы <5>.

Отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Но поскольку потенциальные работодатели не заключают с учениками трудовой договор, то нет оснований относить стипендию и оплату практических занятий к названным компенсационным выплатам.

Заключение договоров о полной

и коллективной материальной ответственности

В соответствии с положениями ст. 205 ТК РФ на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда. Недействительными являются и не применяются лишь те условия ученического договора, которые противоречат ТК РФ, коллективному договору, соглашениям (ст. 206 ТК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 199 ТК РФ помимо условий, предусмотренных ч. 1 ст. 199 Кодекса (наименование сторон, указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником, и т. д.), ученический договор может содержать и иные условия, определенные соглашением сторон.

Соответственно, на отношения между работодателем и учениками распространяется действие положений, определяющих материальную ответственность сторон трудового договора.

Как уже отмечалось, дополнительным основанием привлечения ученика к материальной ответственности будет служить его отказ по окончании ученичества без уважительных причин выполнять свои обязательства по договору, в том числе приступать к работе. В этом случае ученик по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

При заключении письменных договоров о полной материальной ответственности (индивидуальной или коллективной) необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 244 ТК РФ подобного рода договоры, то есть договоры о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (в настоящее время действует Постановление Минтруда России от 31.12.2002 N 85 «Об утверждении Перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»).

Вероятность переквалификации

ученического договора в трудовой

При условии надлежащего оформления ученического договора, а также строгого соответствия фактически складывающихся между учеником и работодателем взаимоотношений (предмет и содержание должны в точности соответствовать гл. 32 ТК РФ) вероятность переквалификации договора контролирующими органами в трудовой можно оценить как низкую.

Однако следует иметь в виду, что помимо корректных формулировок текста договора налогоплательщику необходимо соблюдать требования к оформлению сопутствующей документации. Так, по ученическому договору работодатель не издает приказ о приеме на работу, не заводит трудовую книжку, а отстранение ученика от практических занятий не является увольнением.

Как уже отмечалось, ученик, который по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, должен по требованию работодателя возвратить ему полученную за время ученичества стипендию (ст. 207 ТК РФ). Если ученик уклоняется от возврата полученной стипендии, это не ставит под сомнение обоснованность ранее произведенных выплат, поскольку они были совершены в полном соответствии с заключенным договором. В то же время, как это видно из ст. 207 ТК РФ, обязанность вернуть выплаченную стипендию возникает по причине нарушения ранее принятых условий, в связи с чем данная сумма должна рассматриваться как своего рода санкция.

Соответственно, если обучающийся не отрабатывает положенное время, то организация в своем учете должна отразить право требования к лицу на величину выплаченной стипендии. Если эта сумма будет признана обучающимся, ее надо будет включить в состав внереализационных доходов по правилам ст. 271 НК РФ. Если взыскать задолженность не получится, то по истечении сроков давности величина задолженности подлежит списанию на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Необходимо отметить, что обучение потенциальных сотрудников налогоплательщик проводит в течение разумного срока (2 месяцев), а необходимость обучения обусловлена спецификой их должностных обязанностей в области розничных продаж (общение с покупателями, обращение с товаром, работа с кассой). При этом, на наш взгляд, не должно существовать аналогии в характере и объеме выполняемых в течение рабочего времени функций между «работниками-учениками» и собственно работниками организации, выполняющими трудовую функцию в по той же профессии, в той же должности и с той же квалификацией.

Все приведенные обстоятельства снижают риск возможной переквалификации, а в случае возникновения конфликта повышают вероятность положительного исхода спора с государственным органом.

Степень риска признания стипендии заработной платой

В рассматриваемой ситуации работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам. Размер стипендии, выплачиваемой в период ученичества, определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ (ст. 204 ТК РФ).

Таким образом, выплаты по ученическому договору, во-первых, зависят от получаемой профессии и квалификации, во-вторых, осуществляются по установленным у потенциального работодателя расценкам. Законодательство не устанавливает обязательных требований, чтобы стипендия, выплачиваемая ученикам, отличалась от размера заработной платы.

Поскольку при условии надлежащего оформления ученического договора риск его переквалификации в трудовой является, по нашему мнению, низким, риск переквалификации стипендии в заработную плату по такому договору также низкий. В то же время, полагаем, что совпадение размера оплаты и объема выполняемых функций в данном случае будет являться аргументом в пользу переквалификации ученического договора в трудовой.

Библиографический список

Е. Бокарева

Ведущий юрисконсульт

«ФБК-Право»

Е. Дбар

Ведущий юрисконсульт

«ФБК-Право»

А. Сотов

Партнер

МКА «ФБК-Право»

А. Ялушкин

Ст. юрисконсульт

«ФБК-Право»

А. Ермоленко

Партнер

«ФБК-Право»

Подписано в печать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *