Ст 284 2 НК РФ

1. Налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 настоящего Кодекса, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.

2. С учетом требования, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 настоящего Кодекса, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций, при соблюдении в отношении указанных акций одного из следующих условий:

1) если акции российских организаций относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, в течение всего срока владения налогоплательщиком такими акциями;

2) если акции российских организаций относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и в течение всего срока владения налогоплательщиком такими акциями являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;

3) если акции российских организаций на дату их приобретения налогоплательщиком относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и на дату их реализации указанным налогоплательщиком или иного выбытия (в том числе погашения) у указанного налогоплательщика относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг и являющимся акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;

4) если акции составляют уставный капитал российских организаций, не более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, за исключением акций, в отношении которых соблюдается условие, установленное подпунктом 2 настоящего пункта.

3. Порядок отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики устанавливается Правительством Российской Федерации.

Налоговая ставка

Актуально на: 13 апреля 2017 г.

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). При этом одним из обязательных элементов налогообложения названа налоговая ставка. О том, что такое ставка налога расскажем в нашей консультации.

Налоговая ставка – это…

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Это значит, что налоговая ставка – это по НК РФ показатель, связывающий между собой величину исчисленного налога и налоговую базу, исходя из которой налог рассчитывается. Налоговая ставка может быть установлена как в рублях, так и в процентах. К примеру, налоговая база по налогу на прибыль – это денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ (п. 1 ст. 274 НК РФ). Соответственно, налоговая ставка устанавливается в % от величины налоговой базы (ст. 284 НК РФ). В общем случае процентная ставка налога на прибыль составляет 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

А налоговая база для большинства транспортных средств, имеющих двигатели, – мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Следовательно, ставка в виде % здесь уже не применима. Налоговая ставка по таким объектам устанавливается в рублях с каждой лошадиной силы (ст. 361 НК РФ).

Как налоговые ставки устанавливаются

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам — соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в тех пределах, которые установлены НК РФ (ст. 53 НК РФ).

Это означает, что в любом случае ставка налога и метод обложения установлены Налоговым кодексом, но по региональным и местным налогам ставки могут быть увеличены или уменьшены в пределах, предоставленных НК РФ.

К примеру, транспортный налог – налог региональный (ст. 14 НК РФ). Налоговым кодексом РФ в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно налоговая ставка установлена в размере 5 рублей с каждой лошадиной силы (п. 1 ст. 361 НК РФ). При этом указано, что такая ставка законами субъектов РФ может быть увеличена или уменьшена, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ). Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Например, в соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге» ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. установлена в следующих размерах:

  • для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 175 л.с. включительно ставка равна 45 руб./л.с.;
  • для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 175 л.с. до 200 л.с. включительно налоговая ставка составляет уже 50 руб./л.с.

Статья 284 УК РФ. Утрата документов, содержащих государственную тайну

Новая редакция Ст. 284 УК РФ

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 284 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения в сфере сохранения и защиты государственной тайны.

2. Объективная сторона состава преступления характеризуется тремя признаками: а) деянием (действием или бездействием), связанным с нарушением конкретных правил обращения с предметами и документами, составляющими государственную тайну; б) последствием (утратой указанных предметов и документов и наступлением тяжких последствий); в) наличием причинной связи между указанным деянием и последствиями.

3. Документ — это текстовые и иные графические материалы официального характера, т.е. облеченные в установленную форму, имеющие регистрационный номер, гриф секретности, особый порядок составления, хранения, выдачи и уничтожения. Предмет — все остальные носители, сведения о которых содержат государственную тайну. К ним могут быть отнесены сырье, оборудование, материалы и изделия, энергоносители, видео-, аудиоматериалы и т.п. Как и документы, такие предметы имеют особый порядок создания, регистрации, хранения и уничтожения.

4. Под утратой документов и предметов следует понимать их противоправный выход из владения ответственного лица, в результате которого наступили тяжкие последствия. Уничтожение предметов и документов, составляющих государственную тайну, не образует утраты, поскольку в этом случае исключается возможность ознакомления с ними посторонних лиц.

Вышедшим из владения признается документ или предмет в случае, когда он отсутствует в месте его постоянного хранения, у ответственного лица и нет сведений о его передаче другому лицу или уничтожении.

5. Правила обращения с указанными предметами и документами регулируются ФЗ (например, Законом РФ «О государственной тайне»), а также иными нормативными актами.

5.1. Нарушение правил обращения означает отступление от правил обращения с содержащими государственную тайну документами и предметами или их полное игнорирование. Для наступления УО необходимо установить, какие конкретно правила обращения и какие конкретно пункты правил нарушены виновным (например, работа с секретными документами не в установленном месте, нарушение правил их передачи и т.п.).

6. Наличие причинной связи между нарушением правил обращения, с одной стороны, и утратой предметов и документов, повлекшей тяжкие последствия, — с другой, заключается в прямой зависимости между фактом нарушения правил и фактами выхода предмета или документа из владения данного лица и наступлением указанных последствий. В противном случае состав преступления отсутствует.

6.1. Не всякое нарушение правил обращения с секретными документами и предметами является причиной их последующего выхода из владения (например, неопечатывание сейфа, из которого в последующем произошло хищение секретных документов, не находится в связи с хищением, так как не могло его предотвратить).

7. Тяжкие последствия — оценочное понятие (см. коммент. к ст. 283).

8. Субъективная сторона состава преступления определяется неосторожной виной. Лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (совершение преступления по легкомыслию) или лицо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло эти последствия предвидеть (преступная небрежность).

9. Субъект преступного посягательства специальный — лицо, имеющее допуск к государственной тайне, т.е. ответственное за сохранность предмета (документа), либо допущенное к государственной тайне лицо, которому данный предмет или документ был передан по службе или работе.

10. Преступление относится к категории средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 284 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются: а) документы, содержащие государственную тайну; б) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (например, опытные и серийные образцы продукции).

2. Объективная сторона преступления характеризуется нарушением правил обращения с указанными предметами (может иметь форму действия или бездействия, например вынос секретных документов из кабинета, неопломбирование сейфа, работа с секретными предметами на дому) и общественно опасными последствиями сложной природы, вытекающими одно из другого: а) утратой соответствующих предметов и б) наступлением тяжких последствий.

3. Правила обращения с секретными предметами и документами устанавливаются значительным числом ведомственных и локальных правовых актов. Обвинение должно содержать указания на конкретные правила, нарушенные виновным, и форму допущенного нарушения.

4. Утратой является выход соответствующих предметов из обладания виновного, потеря фактического контроля над ними (например, по одному из дел виновный, вынеся папку с документами на улицу, забыл их в телефонной будке). Это последствие обусловливает наступление производных тяжких последствий.

Как известно, налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Именно по его итогам уплачивается сам налог. А все платежи, которые организация перечисляет в бюджет в течение года, называются авансовыми. Налоговый кодекс предусматривает три способа их уплаты, причем выбор того или иного способа не всегда зависит от желания налогоплательщика.

По общему правилу авансовые платежи по налогу на прибыль (разумеется, при ее наличии) перечисляются по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные платежи внутри каждого квартала. Однако организация может добровольно перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае отчетными периодами будут признаваться месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года. Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрена своеобразная преференция – внесение в бюджет авансовых платежей по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев без ежемесячных авансовых платежей. Подробнее о каждом из этих способов вы узнаете из данной статьи.

📌 Реклама Отключить

…по итогам каждого отчетного периода плюс ежемесячно в течение этого периода

Суть этого способа заключается в том, что организация, ориентируясь на фактические показатели предыдущего квартала, вносит в бюджет ежемесячные авансовые платежи (ЕАП), затем по окончании отчетного периода уплачивает авансовый платеж (АП), исходя из фактически полученной прибыли за отчетный период и с учетом ранее произведенных платежей.

При этом согласно абз. 2 – 5 п. 2 ст. 286 НК РФ сумма ЕАП равняется:

  1. в I квартале – сумме ЕАП, подлежащего уплате в IV квартале предыдущего налогового периода;
  2. во II квартале – 1/3 суммы АП по итогам I квартала;
  3. в III квартале – 1/3 х (АП по итогам полугодия — АП по итогам I квартала);
  4. в IV квартале – 1/3 х (АП по итогам девяти месяцев — АП по итогам полугодия).

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются (абз. 6 п. 2 ст. 286 НК РФ). 📌 Реклама Отключить

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, вносятся в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (абз. 3 п. 1 ст. 287 НК РФ). При этом по срокам уплаты они распределяются равными долями в размере 1/3 суммы платежа на квартал. Если сумма платежа не делится по трем срокам уплаты без остатка, то остаток прибавляется к ежемесячному авансовому платежу по последнему сроку.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (абз. 2 п. 1 ст. 287 НК РФ). Декларацию по налогу на прибыль нужно представить в налоговую инспекцию не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3 ст. 289 НК РФ), то есть не позднее 28 апреля, 28 июля, 28 октября.

📌 Реклама Отключить

При заполнении листа 02 «Расчет налога на прибыль организаций» декларации необходимо учесть следующие особенности. Согласно п. 5.11 Порядка заполнения декларации сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в квартале, следующем за отчетным периодом, за который представлена декларация, указывается по строкам 290 – 310 (имейте в виду, что в декларации за налоговый период эти строки не заполняются).

Сумма платежей по строке 290 определяется как разница между суммами исчисленного налога на прибыль, отраженными по строке 180, за отчетный период и за предыдущий отчетный период.

По строкам 300 и 310 указываются суммы ежемесячных авансовых платежей в федеральный бюджет и в бюджет субъекта РФ, которые рассчитываются аналогично показателю по строке 290.

Строки 320 – 340 следует заполнять только в декларации за девять месяцев. В них указывается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в первом квартале следующего налогового периода.

📌 Реклама Отключить

Пример заполнения декларации за первый квартал и полугодие есть в Письме ФНС России от 14.03.2013 № ЕД-4-3/4320@.

Предлагаем рассмотреть порядок заполнения декларации по налогу на прибыль в течение всего налогового периода, в том числе случаи, когда сумма авансовых платежей приходилась как к доплате, так и к уменьшению.

Пример 1

В 2013 году организация получила прибыль: за I квартал – 795 000 руб.; за полугодие – 1 425 000 руб.; за девять месяцев – 2 820 000 руб.;

за год – 4 560 000 руб.

Ставка налога равна 20%, в том числе в федеральный бюджет – 2%, в бюджет субъекта РФ – 18%.

К уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода причиталось: за I квартал – 159 000 руб., за полугодие – 285 000 руб., за девять месяцев – 564 000 руб., за год – 912 000 руб.

В декларации по налогу на прибыль за девять месяцев 2012 года по строке 290 листа 02 была указана сумма ежемесячных авансовых платежей на IV квартал в размере 72 000 руб. Эти же данные отражены по строке 320.

📌 Реклама Отключить

Рассчитаем и отразим в таблице сумму ежемесячных авансовых платежей организации за 2013 год:

Показатели листа 02 декларации Код строки I квартал Полугодие Девять месяцев Год
Сумма исчисленного налога на прибыль – всего, в том числе 180 159 000 285 000 564 000 912 000
– в федеральный бюджет 190 15 900 28 500 56 400 91 200
– в бюджет субъекта РФ 200 143 100 256 500 507 600 820 800
Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период – всего, в том числе 210 72 000 318 000* 411 000* 843 000*
– в федеральный бюджет 220 7 200 31 800 41 100 84 300
– в бюджет субъекта РФ 230 64 800 286 200 369 900 758 700
Сумма налога на прибыль к доплате
– в федеральный бюджет 270 8 700 15 300 6 900
– в бюджет субъекта РФ 271 78 300 137 700 62 100
Сумма налога на прибыль к уменьшению
– в федеральный бюджет 280 3 300
– в бюджет субъекта РФ 281 29 700
Сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в квартале, следующем за текущим отчетным периодом, в том числе 290 159 000** 126 000** 279 000**
– в федеральный бюджет 300 15 900 12 600 27 900
– в бюджет субъекта РФ 310 143 100 113 400 251 100
Сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в первом квартале следующего налогового периода, в том числе 320 279 000***
– в федеральный бюджет 330 27 900
– в бюджет субъекта РФ 340 251 100

Строка 210 листа 02 декларации равна сумме показателей строк 180 и 290 листа 02 декларации за предыдущий отчетный период (159 000 + 159 000 = 318 000, 285 000 + 126 000 = 411 000, 564 000 + 279 000 = 843 000). 📌 Реклама Отключить

**

В декларации за I квартал по строке 290 листа 02 указывается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во II квартале. Сумма ежемесячных авансовых платежей будет равна сумме исчисленного налога по строке 180 листа 02 декларации за I квартал.

В декларации за полугодие по строке 290 листа 02 отражается разность показателей строки 180 декларации за полугодие и строки 180 за I квартал (285 000 — 159 000 = 126 000).

В декларации за девять месяцев по строке 290 листа 02 указывается сумма ежемесячных авансовых платежей на IV квартал, исчисленная как разность строки 180 листа 02 декларации за девять месяцев и строки 180 листа 02 декларации за полугодие (564 000 — 285 000 = 279 000).

***

Строки 320 – 340 листа 02 заполняются в декларации за девять месяцев, в них указывается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в первом квартале следующего налогового периода. Сумма ежемесячных авансовых платежей на первый квартал принимается равной сумме ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в четвертом квартале.

📌 Реклама Отключить

Как следует из данных таблицы (в руб.), организация в 2013 году должна была произвести платежи в следующие сроки:

Сроки уплаты (с учетом выходных дней) Ежемесячные авансовые платежи Налог по итогам отчетного периода к доплате (+), к уменьшению (-)
Всего Федеральный бюджет Бюджет субъекта РФ Всего Федеральный бюджет Бюджет субъекта РФ
28.01.2013 24 000 2 400 21 600
28.02.2013 24 000 2 400 21 600
28.03.2013 24 000 2 400 21 600
29.04.2013 53 000 5 300 47 700 87 000 8 700 78 300
28.05.2013 53 000 5 300 47 700
28.06.2013 53 000 5 300 47 700
29.07.2013 42 000 4 200 37 800 -33 000 -3 300 -29 700
28.08.2013 42 000 4 200 37 800
30.09.2013 42 000 4 200 37 800
28.10.2013 93 000 9 300 83 700 153 000 15 300 137 700
28.11.2013 93 000 9 300 83 700
30.12.2013 93 000 9 300 83 700
Всего: 636 000 63 600 572 400 207 000 20 700 186 300

Остановимся подробнее на платежах, которые налогоплательщик должен внести в бюджет в июле. По итогам полугодия у организации образовалась переплата авансовых платежей в сумме 33 000 руб. Между тем по тому же сроку уплаты (29.07.2013) налогоплательщику необходимо произвести еще и ежемесячный авансовый платеж за июль (42 000 руб.). Поэтому по состоянию на указанную дату налоговые обязательства организации по уплате налога на прибыль составят 9 000 руб. (42 000 — 33 000). 📌 Реклама Отключить

Таким образом, по сроку 29.07.2013 должно быть перечислено:

  • в федеральный бюджет – 900 руб. (4 200 — 3 300);
  • в бюджет субъекта РФ – 8 100 руб. (37 800 — 29 700).

Если бы переплата, образовавшаяся по итогам полугодия, превысила сумму июльского авансового платежа, ее остаток можно было бы зачесть в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или иным налогам, погашения недоимки и пеней или вернуть на расчетный счет организации в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

Если у налогоплательщика нет недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам), ему в подобной ситуации можно зачесть переплату в счет предстоящих авансовых платежей по налогу на прибыль. Для этого следует обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации с соответствующим заявлением. В течение 10 дней со дня получения такого заявления инспекция принимает решение либо о зачете сумм излишне уплаченного налога, либо об отказе в осуществлении зачета (п. 4 ст. 78 НК РФ). Согласно п. 9 указанной статьиналоговики обязаны в письменной форме уведомить налогоплательщика о принятом решении. На это им отводится пять дней со дня принятия решения.

📌 Реклама Отключить

Обратите внимание

Превышение суммы авансовых платежей, уплаченных на дату окончания отчетного периода, над суммой авансового платежа, исчисленного по итогам данного отчетного периода, является излишне уплаченной суммой, которая может быть возвращена налогоплательщику в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Указанная норма не содержит запрета на возврат сумм излишне уплаченных авансовых платежей (п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98).

…ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли

Налоговый кодекс предусматривает возможность перехода на авансовые платежи по итогам каждого месяца исходя из фактически полученной прибыли. Такой способ оплаты целесообразен для предприятий, выручка которых носит «волнообразный» характер, когда, как говорится, то густо, то пусто (например, в сезонных отраслях). 📌 Реклама Отключить

Имейте в виду, что переход на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли – это право налогоплательщиков. Если они захотят им воспользоваться, то должны уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на данную систему авансовых платежей (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Обратите внимание

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).

Исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Авансовый платеж производится не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого исчисляется налог (абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Сумма авансового платежа, который организация должна уплатить в бюджет за соответствующий отчетный период (АПк доплате), определяется как разность сумм авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода (АПотчет.), и авансового платежа, начисленного по итогам предыдущего отчетного периода (АПпредыдущ.):

АПк доплате = АПотчет. — АПпредыдущ.

Вполне очевидно, что при наличии убытка за отчетный период сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет, равна нулю.

Исчисленные ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли отражаются в налоговой декларации, которая представляется в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей (п. 3 ст. 289 НК РФ). Таким образом, при данном способе внесения авансовых платежей налоговая отчетность подается ежемесячно: за январь – 28 февраля, за январь – февраль –

📌 Реклама Отключить

28 марта, за январь – март – 28 апреля и т. д. (разумеется, с учетом праздничных и выходных дней).

Декларация по итогам налогового периода (за календарный год) представляется в срок до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Пример 2

Организация приняла решение о переходе с 2013 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. Об этом организация уведомила свою налоговую инспекцию в срок до 31 декабря 2012 года.

Ставка налога равна 20%, в том числе в федеральный бюджет – 2%, в бюджет субъекта РФ – 18%.

С января по апрель налоговая база составила:

В налоговых декларациях будут отражены следующие показатели: 📌 Реклама Отключить

Показатели листа 02 декларации Код строки Месяц Два месяца Три месяца Четыре месяца
Налоговая база для исчисления налога 120 1 000 000 1 400 000 3 000 000
Сумма исчисленного налога на прибыль – всего, в том числе 180 200 000 280 000 600 000
– в федеральный бюджет 190 20 000 28 000 60 000
– в бюджет субъекта РФ 200 180 000 252 000 540 000
Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период – всего, в том числе 210 200 000* 280 000*
– в федеральный бюджет 220 20 000 28 000
– в бюджет субъекта РФ 230 180 000 252 000
Сумма налога на прибыль к доплате
– в федеральный бюджет 270 20 000 8 000 60 000
– в бюджет субъекта РФ 271 180 000 72 000 540 000
Сумма налога на прибыль к уменьшению
– в федеральный бюджет 280 28 000**
– в бюджет субъекта РФ 281 252 000**

Согласно п. 5.8 Порядка заполнения декларации по строке 210 листа 02 указывается сумма исчисленных авансовых платежей согласно декларации за предыдущий отчетный период (строка 180 листа 02). 📌 Реклама Отключить

**

Поскольку за отчетный период три месяца организация получила убыток, налоговая база признается равной нулю. Соответственно, исчисленный и подлежащий уплате в бюджет по сроку 29.04.2013 авансовый платеж также будет равен нулю.

Обращаем ваше внимание, что налогоплательщики, перешедшие на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, в декларации по налогу на прибыль строки 290 – 310 листа 02 не заполняют (п. 5.11 Порядка заполнения декларации).

Остановимся подробнее на платежах, которые организация должна внести в бюджет в мае.

В связи с тем, что за отчетный период три месяца (январь – март) получен убыток, образовалась переплата авансовых платежей (280 000 руб.), которая подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или иным налогам (погашения недоимки) либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Предположим, организация решила зачесть образовавшуюся переплату в счет уплаты следующих по сроку авансовых платежей. Вместе с налоговой декларацией за три месяца она может подать заявление о проведении зачета. Получив решение о зачете к следующему сроку уплаты авансовых платежей, налогоплательщик может скорректировать эти платежи. Тогда налоговые обязательства организации по сроку 30.05.2013 будут выглядеть следующим образом:

  • в федеральный бюджет – 32 000 руб. (60 000 — 28 000);
  • в бюджет субъекта РФ – 288 000 руб. (540 000 — 252 000).

Обратите внимание

Налогоплательщик не может изменить систему уплаты авансовых платежей в течение налогового периода (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Если организация захочет вернуться обратно на общий порядок внесения авансовых платежей, рассмотренный в предыдущем разделе, сделать это она сможет только со следующего года. При этом гл. 25 НК РФ не содержит положений, обязывающих уведомлять налоговый орган о подобном переходе до начала налогового периода.

📌 Реклама Отключить

Вместе с тем Минфин считает (Письмо от 12.04.2012 № 03-03-06/1/196), что для правильного учета налоговых обязательств налогоплательщику целесообразно направить в налоговую инспекцию составленное в произвольной форме сообщение о переходе с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату авансовых платежей в ином порядке. Кроме того, Минфин напомнил, что порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должен быть отражен в учетной политике организации на очередной налоговый период.

В указанном письме финансовое ведомство разъяснило: для налогоплательщика, который уплачивал в одном налоговом периоде ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, и принял решение о переходе с 1 января следующего года на уплату ежемесячных авансовых платежей в общеустановленном порядке, сумма ежемесячного авансового платежа в I квартале нового года принимается равной 1/3 суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале предыдущего года.

📌 Реклама Отключить

Например, указанным налогоплательщиком в IV квартале были исчислены ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли по декларациям за отчетные периоды январь – сентябрь (по сроку 28 октября), январь – октябрь (по сроку 28 ноября) и январь – ноябрь (по сроку 28 декабря). По мнению Минфина, сумму этих авансовых платежей, подлежащую внесению в бюджет в I квартале следующего налогового периода, следует отразить в декларации по налогу на прибыль по итогам текущего налогового периода. К сожалению, авторы письма не указали, какие строки листа 02 декларации необходимо заполнить в подобной ситуации. Полагаем, что они имели в виду строки 320 – 340.

Между тем в последнем абзаце п. 5.11 Порядка заполнения декларации говорится, что налогоплательщики, уплачивающие авансовые платежи ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли, при переходе с начала следующего налогового периода на общий порядок уплаты налога согласно абз. 2 – 5 п. 2 ст. 286 НК РФ строки 320 – 340 листа 02 заполняют в декларации по налогу на прибыль за одиннадцать месяцев.

📌 Реклама Отключить

…только раз в квартал по итогам отчетного периода

Есть определенная категория налогоплательщиков, которые уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода, то есть за первый квартал, полугодие, девять месяцев. При этом внутри квартала ежемесячные авансовые платежи в бюджет не производятся.

Перечень налогоплательщиков, для которых установлен такой порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в течение налогового периода, содержится в п. 3 ст. 286 НК РФ. Это:

  • бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций);
  • автономные учреждения;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство;
  • некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг);
  • участники простых (инвестиционных) товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых (инвестиционных) товариществах;
  • инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений;
  • выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.

Кроме того, уплачивать авансы раз в квартал должны и остальные (не указанные в этом списке) организации, если их доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал. То есть в расчет принимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав (внереализационные доходы не учитываются). При этом показатель выручки не включает суммы НДС и акцизов, предъявленные покупателям. 📌 Реклама Отключить

По мнению Минфина, в соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ при определении предыдущих четырех кварталов необходимо учитывать последовательно идущие четыре квартала, предшествующие периоду, на который приходится срок представления соответствующей налоговой декларации (письма от 21.09.2012 № 03-03-06/1/493, от 24.12.2012 № 03-03-06/1/716).

Например, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала (II, III и IV кварталы 2013 года и I квартал 2014 года) превысили в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, то налогоплательщик вносит ежемесячные авансовые платежи начиная со II квартала 2014 года, отраженные в декларации по налогу на прибыль организаций за I квартал 2014 года.

Согласно абз. 5 п. 1 ст. 287 НК РФ авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, сумма квартального авансового платежа, которую организация должна уплатить в бюджет по итогам соответствующего отчетного периода (КАП к доплате), рассчитывается как разница между суммами квартальных авансовых платежей, исчисленных по итогам текущего отчетного периода

(КАП отчетный) и предыдущего отчетного периода (КАП предыдущий):

КАП к доплате = КАП отчетный — КАП предыдущий

Авансовые платежи по итогам отчетного периода вносятся не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (абз. 2 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Таким образом, в течение года организации заполняют налоговые декларации раз в три месяца, исходя из фактически полученной прибыли, а уплату производят в сроки не позднее 28 апреля, 28 июля, 28 октября текущего налогового периода.

📌 Реклама Отключить

Пример 3

ООО «Стрела» за предыдущие четыре квартала получило доходы от реализации, величина которых не превысила в среднем 10 млн руб. за каждый квартал. В связи с этим организация уплачивает квартальные авансовые платежи. Ставка налога равна 20%, в том числе в федеральный бюджет – 2%, в бюджет субъекта РФ – 18%.

Предположим, что облагаемая база по налогу на прибыль в 2013 году составляла:

  1. за I квартал – 100 000 руб.;
  2. за полугодие – 120 000 руб.;
  3. за девять месяцев – убыток;
  4. за год – 150 000 руб.

В налоговых декларациях будут отражены следующие показатели:

Показатели листа 02

декларации

Код строки I квартал Полугодие Девять месяцев Год
Налоговая база для исчисления налога 120 100 000 120 000 150 000
Сумма исчисленного налога на прибыль 180 20 000 24 000 30 000
– в федеральный бюджет 190 2 000 2 400 3 000
– в бюджет субъекта РФ 200 18 000 21 600 27 000
Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период 210 20 000* 24 000*
– в федеральный бюджет 220 2 000 2 400
– в бюджет субъекта РФ 230 18 000 21 600
Сумма налога на прибыль к доплате
– в федеральный бюджет 270 2 000 400 3 000**
– в бюджет субъекта РФ 271 18 000 3 600 27 000**
Сумма налога на прибыль к уменьшению
– в федеральный бюджет 280 2 400
– в бюджет субъекта РФ 281 21 600

Суммы начисленных авансовых платежей за соответствующий отчетный (налоговый) период, указываемые по строкам 210 – 230 листа 02 декларации, переносятся из строк 180 – 200 декларации за предыдущий отчетный период. 📌 Реклама Отключить

**

По итогам девяти месяцев у организации образовалась переплата в федеральный бюджет в сумме 2 400 руб., в бюджет субъекта РФ – 21 600 руб., которая может быть зачтена в счет уплаты налога на прибыль за налоговый период (о правилах осуществления такого зачета мы рассказывали ранее). Если налоговый орган на основании заявления организации произведет зачет, налоговые обязательства по сроку уплаты 28.04.2014 будут таковы:

в федеральный бюджет – 600 руб. (3 000 — 2 400);

в бюджет субъекта РФ – 5 400 руб. (27 000 — 21 600).

Итак, НК РФ предусмотрены три возможных способа внесения авансовых платежей налога на прибыль.

Налогоплательщики, перечисленные в п. 3 ст. 286 НК РФ (в том числе организации с доходами от реализации, не превышающими за предыдущие четыре квартала в среднем 10 млн руб. за каждый квартал), уплачивают авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев без уплаты ежемесячных авансовых платежей.

📌 Реклама Отключить

Остальные налогоплательщики могут выбрать один из двух способов уплаты авансов в течение налогового периода:

  • по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала;
  • по итогам каждого месяца исходя из фактически полученной прибыли.

К сведению

С 1 января 2014 года театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи (п. 3 ст. 286 НК РФ) и представляют налоговую декларацию только по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ)

Авансовые платежи для вновь созданных организаций

Согласно п. 5 ст. 287 НК РФ вновь созданные организации вносят авансовые платежи за соответствующий отчетный период, если их выручка от реализации не превышала 1 млн руб. в месяц либо 3 млн руб. в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, вносит ежемесячные авансовые платежи с учетом требований п. 6 ст. 286 НК РФ. 📌 Реклама Отключить

Как следует из этой нормы, вновь созданные организации начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации, под которым следует понимать три полных месяца. При этом отсчет кварталов ведется с начала календарного года (абз. 2 п. 4 ст. 6.1 НК РФ).

Поясним эти нормы права на примере, изложенном в Письме УФНС по г. Москве от 28.05.2009 № 16-15/053914 (поменяем только время действия – с 2008 года на 2014 год).

Пример 4

Коммерческая организация создана в апреле 2014 года. До августа 2014 года она не имела доходов, а в августе и сентябре доходы составили соответственно 500 000 руб. и 1 864 000 руб. В каком порядке организация будет вносить ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль?

У организации, зарегистрированной в апреле 2014 года, обязанность по уплате ежемесячных авансовых платежей может возникнуть только

📌 Реклама Отключить

с IV квартала 2014 года, то есть с 1 октября указанного года. Учитывая, что в сентябре 2014 года (девять месяцев) доходы организации превысили 1 млн руб., в течение следующего отчетного периода (IV квартал) она обязана исчислять и уплачивать ежемесячные авансовые платежи в порядке, предусмотренном в п. 2 ст. 286 и п. 1 ст. 287 НК РФ.

  1. Форма декларации и Порядок ее заполнения утв. Приказом ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@
  2. Если 28-е число приходится на день, признаваемый выходным и (или) нерабочим праздничным днем, то в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ срок уплаты переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.
  3. Правила зачета (возврата) распространяются и на авансовые платежи (п. 14 ст. 78).
  4. Заявление целесообразнее подавать вместе с декларацией.
  5. Изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 № 215-ФЗ.
  6. В письме, вероятно, допущена опечатка, в нем сказано: обязанность по уплате ежемесячных авансовых платежей может возникнуть с 1 октября 2008 года, то есть с III квартала 2008 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *