Ст 355 ТК РФ

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности .

Основными задачами федеральной инспекции труда являются :
обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права .

Комментарий к статье 355 ТК РФ

Одним из важнейших принципов международного права является принцип защиты прав и свобод человека, основанный на Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) <1>, Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.), Международном пакте «О гражданских и политических правах» (1966 г.) <2> и других международно-правовых документах.

———————————
<1> РГ. 1998. 10 дек.
<2> БВС РФ. 1994. N 12.

В Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда» большое внимание уделено вопросам обеспечения гласности в деятельности государственной инспекции труда. Так, в соответствии со ст. 19 данной Конвенции инспекторы труда или местные инспекционные бюро представляют центральному органу инспекционной службы периодические доклады общего характера о результатах своей деятельности. Эти доклады составляются согласно предписаниям центрального органа; охватывают вопросы, периодически указываемые этим органом; представляются так часто, как этого требует центральный орган инспекции, но не реже одного раза в год. Статья 20 указанной Конвенции предусматривает, что центральный орган инспекции публикует ежегодные доклады общего характера о деятельности инспекционных служб, находящихся под его контролем. Эти доклады публикуются в разумный срок, но не позже 12 месяцев по истечении года, к которому они относятся.

Принцип гласности в деятельности органов федеральной инспекции труда реализуется, в частности, при осуществлении ими предоставленных ст. 356 ТК полномочий (подробнее см. коммент. к этой статье).

Часть 2 комментируемой статьи определяет задачи органов федеральной инспекции труда, которая в своей деятельности призвана проводить работу по четырем основным направлениям:

а) обеспечивать соблюдение законодательно установленных прав граждан в сфере занятости, включая вопросы обеспечения безопасных условий труда на рабочем месте;

б) обеспечивать соблюдение работодателями положений нормативных правовых актов о труде;

в) обеспечивать информацией представителей обеих участвующих в заключении трудового договора сторон о том, что необходимо предпринимать для более рационального применения существующего трудового законодательства;

г) анализировать и обобщать существующую правоприменительную практику работодателей в сфере труда с целью совершенствования действующего трудового законодательства и правового регулирования отношений в этой сфере.

Закрепленные в комментируемой статье основные направления функционирования федеральной инспекции труда всецело соответствуют положениям ст. 3 Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда» и включают в себя обеспечение применения положений законодательства о труде, реализацию трудовых прав и свобод человека и гражданина, распространение информации о должных и наиболее эффективных способах исполнения законодательства и анализ законодательства и практики его применения с целью устранения пробелов в правовом регулировании трудовых отношений.

Поручение инспекторам труда иных функций не должно препятствовать реализации ими указанных основных задач и наносить каким-либо образом ущерб авторитету, беспристрастности, объективности, необходимых инспекторам в их отношениях с работодателями и работниками.

Другой комментарий к статье 355 ТК РФ

1. Принцип представляет собой основополагающее положение, начало, определяющее порядок осуществления отдельных видов деятельности. В связи с этим правовое регулирование принципов деятельности федеральной инспекции труда направлено на соблюдение общеправовых основ деятельности органа государственной власти в части реализации им своих полномочий, а также обеспечение соблюдения режима законности и иных норм Конституции РФ.

К числу главных принципов деятельности Роструда, а также всех ее сотрудников, в том числе и осуществляющих деятельность в территориальных органах, закон относит:
— принцип уважения — данный принцип сформулирован абстрактно и позволяет рассматривать его в самом широком смысле. Он может охватывать собой и принцип уважения государственного суверенитета, прав и свобод личности, человеческого достоинства и т.п. В связи с этим его можно рассматривать применительно к осуществлению прав обеих сторон трудовых отношений, а также третьих лиц. Уважение предполагает создание реального механизма обеспечения возможности беспрепятственной реализации прав, исполнения обязанностей. При этом оно не допускает применение в деятельности уполномоченного органа, олицетворяющего собой государство, методов деятельности, которые противоречат установленным комментируемой статьей принципам;
— принцип соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина — данный принцип носит международный характер и одновременно является не только принципом деятельности уполномоченного органа, но и целью его деятельности. Первичным в данном положении является обеспечение соблюдения прав и свобод человека, т.е. принятие сторонами правоотношений таких мер, которые являются законными, обоснованными и необходимыми, при этом они не нарушают нормативно установленных, в том числе и международными актами прав и свобод человека и гражданина. Защита прав и свобод необходима только в тех случаях, когда они нарушаются любым из участников правоотношений. Защита осуществляется всеми допустимыми законными способами, выбор конкретного способа относится к компетенции лица, чьи права были нарушены. Деятельность Роструда является правозащитной, т.е. направлена на восстановление нарушенных работодателем трудовых прав работника, но одновременно закон указывает на необходимость соблюдения данным органом в процессе его деятельности не только прав работника, но и прав работодателя. Таким образом, на Роструд возлагается обязанность, обеспечивая защиту прав одного субъекта, соблюдать права иных лиц;
— принцип законности — первостепенный принцип, на котором базируется российская правовая система. В самом общем виде он предусматривает необходимость соблюдения и исполнения норм законов. Значение данного принципа не ограничивается исключительно указанным положением, он является всесторонним, всеобъемлющим. В первую очередь, законность рассматривается как общественный режим, т.е. такое состояние общества, при котором закон имеет верховенство на всей территории государства, обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина, не допускает совершения правонарушений и преступлений, и способствует формированию гражданского общества и правового государства. Принцип законности реализуется в следующих основных направлениях: верховенство закона, т.е. применение правовых норм в качестве основы любых правоотношений в государстве; единство законности — применение правовых норм на всей территории государства; подчинение граждан и иных лиц таким законам; всеобщность законности — отсутствие исключений в отношении круга лиц, на которых данный принцип распространяет свое действие. Законность способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе; обеспечению равенства перед законом; предоставлению любому лицу прав и обязанностей в полном объеме без каких-либо исключений или ущемлений по тем или иным признакам. Оборотной стороной медали при рассмотрении принципа законности выступает неотвратимость наказания, т.е. применение специальных мер со стороны государства за нарушение установленных им требований;
— принцип объективности — т.е. обоснованности принятия решения на основе собранных и представленных доказательств, без каких-либо приоритетов, предпочтений и иных субъективных подходов к рассмотрению вопроса. Объективность осуществления деятельности Роструда свидетельствует о принятии обоснованного, законного решения, подкрепленного необходимой доказательственной базой исключительно на основе нормативных предписаний закона. В качестве дополнительных обстоятельств уполномоченным органом могут рассматриваться только такие, которые прямо предусмотрены законом в качестве смягчающих, отягчающих вину правонарушителя или устраняющих возможность привлечения его к ответственности. Иные, в первую очередь, личностные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве основания для изменения принятого решения либо принятия решения в пользу такого лица;
— принцип независимости — в силу действия указанного принципа должностное лицо уполномоченного органа в процессе своей деятельности руководствуется исключительно нормами закона и не вправе принимать решение под давлением, с применением угроз, насилия или в силу действия иных обстоятельств. Принцип независимости предполагает запрет на управление, руководство деятельностью должностного лица при принятии им решения. В то же время уполномоченный сотрудник органа власти не связан выводами ранее принятого решения или решения иного лица по вопросу, отнесенному к его компетенции. Данный принцип регламентирован отдельной правовой нормой ТК РФ и предусматривает недопустимость воздействия на должностное лицо службы при осуществлении им своих полномочий, а также обеспечение такому лицу всесторонней и полной защиты со стороны государства;
— принцип гласности, т.е. открытости информации о деятельности Роструда. Поскольку в большинстве случаев сотрудники службы являются государственными служащими, то реализацию принципа гласности в данном случае можно рассматривать двояко. В первую очередь, его можно рассматривать как принцип открытости деятельности службы, реализуемый, в том числе, путем проведения контрольных и надзорных мероприятий, размещения отчетов о своей деятельности в сети Интернет и иных ресурсах, обнародования результатов проведенных проверок, в том числе и выявленных нарушений, а также мер ответственности, применявшихся к таким нарушителям. С другой стороны, принцип гласности обусловливает реализацию положений законодательства о государственной службе в РФ, предусматривающих необходимость ежегодного представления государственным служащим сведений о своих доходах и имуществе.

2. Основные направления деятельности уполномоченного органа определяются задачами его деятельности. Роструд призван решать следующие задачи:
— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда, т.е. проведение ряда контрольных мероприятий, направленных на своевременное выявление и устранение указанных нарушений со стороны работодателя. Решение данной задачи не связано исключительно с фактом выявления нарушения и необходимости его устранения. Наделение Роструда полномочиями по проведению проверок предполагает возможность контроля деятельности работодателей на всем ее протяжении, независимо от наличия или отсутствия нарушения прав работников. Следует также акцентировать внимание на том, что факт применения мер ответственности в отношении работодателя, нарушившего права работника, не является основанием для освобождения его от обязанности устранения такого нарушения. Например, большинство работодателей нарушают требования об обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты: такие средства выдаются в ограниченном объеме либо не выдаются вообще, спецодежда нередко не имеет сертификатов. Применение штрафных санкций за указанные нарушения не освобождает работодателя от приобретения средств индивидуальной защиты надлежащего качества и обеспечения ими работников в соответствии с установленными нормами;
— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права — данная задача носит общий характер и фактически включает в себя все иные, поскольку именно обеспечение режима законности в деятельности работодателя способствует решению иных задач. Это обусловлено тем, что большинство требований, в отношении проверки которых Роструд осуществляет свою деятельность, регламентированы специальными нормативными актами, начиная с ТК РФ и заканчивая локальными актами работодателя. Обеспечение соблюдения таких требований в большинстве случаев осуществляется с использованием мер организационного характера — рекомендаций, разъяснений и т.п., поскольку возможности выделения соответствующего финансирования Роструд лишен, равно как и возможности применения иных способов обеспечения соблюдения законов;
— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права — в распоряжении Роструда имеется ряд информационных ресурсов, с помощью который служба реализует свою информационную функцию, т.е. предоставляет необходимую информацию работодателям по отдельным направлениям деятельности. В состав информационных ресурсов Роструда входит, например, автоматизированная система электронного документооборота, которая направлена на упрощение процедуры взаимодействия между территориальными органами и Рострудом в процессе осуществления ими полномочий. По общему правилу, незнание закона не освобождает от ответственности, в связи с чем гарантией соблюдения работодателями требований действующего законодательства является своевременное и в полном объеме получение необходимой информации. В настоящее время наиболее востребованным информационным ресурсом для получения работодателями информации о требованиях законодательства является интернет-сайт уполномоченного органа, отражающий всю необходимую информацию, в том числе об изменениях в законодательстве;
— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Полномочия Роструда представляют собой широкий круг возможностей, но в то же время они ограничены ее компетенцией. В процессе реализации своей деятельности Роструд может выявить правонарушение, выходящее за пределы полномочий данного органа, в то же время закон вменяет в его обязанности обеспечение режима законности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. В подобном случае сведения о выявленном правонарушении, выходящем за пределы компетенции службы, должны быть доведены до иного уполномоченного органа, в предмет ведения которого входит расследование такого правонарушения и применение мер ответственности к нарушителю. Таким образом, решение данной задачи базируется на единстве системы государственной власти, в рамках которой каждый орган наделен своей компетенцией.

Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда обладает следующими основными полномочиями:

  • Осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.
  • Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях.
  • Направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды.
  • Проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
  • Обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию.
  • Анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно.
  • Принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников.
  • Запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач.
  • Ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
  • Осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан.
  • Готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
  • Проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.
  • Направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда.
  • Направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда.
  • Направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право :
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц ;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт ;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
абзац утратил силу с 12 августа 2005 года — Федеральный закон от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ ;
направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда ;
абзац утратил силу с 6 октября 2006 года — Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ ;
абзац утратил силу с 6 октября 2006 года — Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве ;
предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем .

Комментарий к статье 357 ТК РФ

1. Для обеспечения исполнения инспекторами труда своих функций Конвенция N 81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 14 июля 1947 г.) предусматривает их права: беспрепятственно проходить без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции; осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательство эффективно соблюдается, в частности наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к применению законодательных положений, требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, в целях проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест.

2. Комментируемая статья устанавливает общий свод прав государственных инспекторов труда вне зависимости от специфики осуществляемой ими надзорной деятельности. В то же время следует иметь в виду, что в системе федеральной инспекции труда деятельность по проведению надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляют государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда. Государственные правовые инспекторы труда осуществляют надзор за соблюдением трудовых прав и свобод граждан, применением законодательства о труде и являются специалистами в области права. Государственные инспекторы по охране труда ведут надзор за соблюдением прав и свобод граждан, применением законодательства о труде в части обеспечения права на безопасные условия труда и имеют необходимые познания в технических вопросах.

3. Предписания, предъявленные государственным инспектором труда в адрес работодателя или его представителя об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе и не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности, обязательны для исполнения. Об обжаловании предписаний государственных инспекторов труда см. ст. 361 ТК и комментарий к ней.

Ответственность за неисполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений законодательства предусмотрена ст. 19.5 КоАП. Соответствующие дела об административных правонарушениях рассматриваются судами.

4. О расследовании и учете несчастных случаев на производстве см. ст. ст. 227 — 231 ТК и комментарий к ним.

5. Рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных лиц к административной ответственности вправе должностные лица, поименованные в ст. 23.12 КоАП.

Данные лица вправе составлять по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых ими, протоколы об административных правонарушениях. Кроме того, должностные лица Федеральной службы по труду и занятости имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП (ст. 28.3 КоАП). Перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 г. N 60.

6. Федеральная инспекция труда не осуществляет надзорную деятельность по вопросам, которые приняты к рассмотрению судом или по которым уже имеется решение суда, вне зависимости от вступления его в законную силу. В то же время принятие вопроса к рассмотрению КТС или возбуждение по нему коллективного трудового спора не препятствует проведению проверки соблюдения законодательства о труде, трудовых прав и свобод граждан. Однако в данном случае предписание выдается при наличии очевидного (т.е. не вызывающего сомнений) нарушения. Выданное в данном случае предписание об устранении нарушений законодательства о труде, иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, также подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано работодателем или его представителем в особом порядке: исключительно в суд в течение 10 дней с момента получения предписания. Обжалование данного предписания в порядке подчиненности не допускается.

Другой комментарий к статье 357 Трудового Кодекса РФ

В комментируемой статье перечислены права, сформулированные в Конвенции МОТ N 81.

Порядок осуществления государственными инспекторами труда закрепленного в комментируемой статье права расследовать несчастные случаи на производстве регламентирован Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 731.

Комментируемая статья фактически устанавливает общий свод прав должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, вне зависимости от специфики их надзорно-контрольной деятельности и занимаемых должностей. В то же время следует учитывать, что в федеральной инспекции труда существует внутреннее разделение направлений надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде по институтам трудового права, в соответствии с которым она фактически осуществляется государственными инспекторами труда по правовым вопросам и по охране труда.

В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекторы труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой о предоставлении ему копий отдельных документов. В целях наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют контролируемым органам соответствующие письма (вопросы) с конкретным указанием истребуемых материалов. При этом недопустим отказ работодателей и их представителей предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной (более подробно об ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда см. коммент. к ст. 363).

Актом реагирования государственного инспектора труда на нарушения, выявленные в ходе проверки, является выносимое им предписание об устранении вскрытых правонарушений, их причин и способствующих им условий. Предписание составляется в двух экземплярах: один экземпляр предписания с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) вручается работодателю или его представителю под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, остающемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда. В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст. 76 ТК и коммент. к ней). Выполнение предписаний государственных инспекторов труда является обязанностью работодателя, возложенной на него ст. 212 ТК (см. коммент. к ней).

Государственные инспекторы труда наделены властными правами по привлечению к административной ответственности руководителей и иных должностных лиц организации, виновных в нарушении трудового законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, указанных в КоАП (см. ст. 419 ТК и коммент. к ней).

В соответствии со ст. 23.12 КоАП Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. ст. 5.28 — 5.34 КоАП.

Рассматривать дела от имени Федеральной инспекции труда и подведомственных ей территориальных инспекций труда вправе:

1) главный государственный инспектор труда РФ, его заместители;

2) главный государственный правовой инспектор труда РФ;

3) главный государственный инспектор РФ по охране труда;

4) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

5) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

6) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

7) главные государственные инспекторы труда;

8) старшие государственные инспекторы труда;

9) государственные инспекторы труда.

Государственные инспекторы труда могут направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении работодателя и его представителей к уголовной ответственности в случаях, когда действия указанных лиц содержат признаки уголовно наказуемого деяния.

Следует иметь в виду, что Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2010) <1>, которым внесены изменения в комментируемую статью, прекратил внесудебную практику приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, в том числе производственных участков, агрегатов, а также эксплуатации зданий или сооружений, проведения отдельных видов работ. Согласно данному Федеральному закону уполномоченное должностное лицо в случае необходимости приостановления деятельности обращается в судебные органы для рассмотрения данного вопроса. В исключительных случаях указанное лицо в целях предотвращения непосредственной угрозы жизни, здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, а также причинения невосполнимого вреда природным объектам или состоянию окружающей среды и невозможности предотвращения указанных обстоятельств другими способами, имеет право выбрать меру обеспечения — временный запрет деятельности с немедленной передачей необходимых материалов на рассмотрение судьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *