Ст 382 ТК

Статья 382 ТК РФ. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

1. Установление законодателем органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров свидетельствует, что соглашением сторон трудового договора или локальным нормативным правовым актом организации не может решаться вопрос о создании иных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры.

2. Комиссия по трудовым спорам (КТС) — общественный орган, уполномоченный государством на выполнение правоохранительной функции.

Суд (районный суд) — это государственный орган, обеспечивающий защиту и охрану прав и интересов сторон трудового договора.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. I. Ст. 3603) исключены из подсудности мирового судьи дела, возникающие из трудовых отношений. Мировой судья не рассматривает трудовые споры в качестве суда первой инстанции.

В случаях, определенных законодателем, в отношении некоторых категорий работников установлено, что признать действия работодателя неправомерными может вышестоящий в порядке подчиненности орган (вышестоящее должностное лицо), что не лишает работника права обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в суд. Таким образом, в качестве органа, рассматривающего индивидуальные трудовые споры, в некоторых случаях может выступать и вышестоящий в порядке подчиненности орган.

На основании п. 4 ст. 40 Закона о прокуратуре работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Пунктом 27 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621 (САПП РФ. 1992. N 9. Ст. 608), установлено, что вышестоящий руководитель в пределах предоставленных ему полномочий имеет право отменить, смягчить или усилить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем, если найдет достаточные основания для такого решения (усиление дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос о взыскании рассматривается в связи с обращением виновного работника). Действие этого Положения распространено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1032 на всех работников метрополитенов, за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания, сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха (САПП РФ. 1993. N 42. Ст. 4008).

3. Государственный инспектор труда наделен функцией по оценке правоприменительной деятельности работодателя:

  • когда трудовой спор рассматривается КТС. Часть 2 ст. 357 ТК предоставляет право профсоюзному органу, работнику, иному лицу обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда);
  • когда обжалуется решение работодателя об увольнении работника (ст. 373 ТК).

Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право предъявить работодателю предписание об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работника, подлежащее обязательному исполнению.

4. Обращение работника в КТС, районный суд зависит от подведомственности возникшего трудового спора.

Подведомственность трудового спора — это определение органа, который вправе принять трудовой спор к своему рассмотрению. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора играет большую практическую роль, поскольку решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

О трудовых спорах, подведомственных КТС, см. ст. 385 ТК, о трудовых спорах, подведомственных суду, — ст. 391 ТК.

Статья 382 ТК РФ. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Новая редакция Ст. 382 ТК РФ

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Комментарий к Статье 382 ТК РФ

Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту. Поэтому Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам. Тот, кто считает, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает наиболее приемлемый для него способ разрешения возникшего индивидуального трудового спора. Он может либо сначала обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. А может, минуя комиссию, обратиться сразу непосредственно в суд.

Пленум Верховного Суда в своем Постановлении от 17 марта 2004 года N 2 четко разграничил подведомственность и подсудность дел по спорам, возникающим из трудовых правоотношений. Поскольку мировые судьи выступают в качестве суда первой инстанции, то им подсудны любые дела, вытекающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной. Мировые судьи также рассматривают дела, связанные с отказом в приеме на работу, и дела по искам работников о признании перевода на другую работу незаконным, поскольку в указанном случае трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются.

Районным судам подсудны дела о восстановлении граждан на работе (независимо от основания прекращения трудового договора включая и расторжение трудового договора с работником в связи с неудовлетворительным результатом испытания). Дела по искам работников, трудовые отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и об изменении формулировки причины увольнения также подлежат рассмотрению районным судом, поскольку по существу предметом проверки в этом случае является законность увольнения.

Дела о признании забастовки незаконной подсудны исключительно верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов.

Соответственно, вышеуказанным адресатам работники или их представительные органы и должны направлять заявления о защите своих нарушенных трудовых прав и интересов.

Другой комментарий к Ст. 382 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Еще в 1992 г. была изменена структура органов, рассматривающих индивидуальные споры, — из их числа были исключены профсоюзные комитеты. В целом это было логичное решение, так как исходя из своих уставных задач, профсоюз не может быть объективным участником процесса рассмотрения спора, а профсоюзный комитет — органом, принимающим обязательные решения по трудовым спорам. В итоге структура органов, рассматривающих трудовые споры, оказалась двухзвенной.

Это не исключает широкого использования профсоюзами своих прав по реализации уставных обязанностей. Речь идет об изменении форм и способов привлечения работниками своих представительных органов при разрешении трудовых споров. Существенное значение имеет работа представительных органов на стадии предупреждения споров и ситуаций, их создающих, при разработке и принятии локальных нормативных актов.

2. В настоящее время в деятельности судов по рассмотрению трудовых споров появляются новые аспекты. Это связано с тем, что Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено создание института мировых судей (ст. 28 Закона).

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» предусматривает, что мировой судья рассматривает в первой инстанции в том числе и дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе (подп. 7 п. 1 ст. 3 Закона).

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России. Они осуществляют правосудие именем Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Дела, входящие в компетенцию мирового судьи, рассматриваются им непосредственно и единолично.

3. Законодательство предусматривает в определенных случаях специальный порядок досудебного рассмотрения отдельных категорий трудовых конфликтов в рамках реализации такой государственной функции, как надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о его охране. К числу такого рода государственных органов относится федеральная инспекция труда. Органы федеральной инспекции труда, в частности, ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (ст. 356 ТК РФ). В то же время они в соответствии с комментируемой статьей не являются органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Другой комментарий к статье 382 ТК РФ

В комментируемой статье определены органы, правомочные рассматривать индивидуальные трудовые споры:
— КТС;
— суды;
— органы федеральной инспекции труда и государственные инспекторы труда в предусмотренных случаях (например, в случаях, указанных в ст.ст.357, 373 ТК РФ).

Индивидуальные трудовые споры отдельных категорий работников рассматриваются на основании федеральных законов другими органами (комиссии по служебным спорам, вышестоящие руководители, квалификационные коллегии судей). В основном, это касается государственных служащих.

Как отмечается в Постановлении Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ, в силу п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ, ст.391 ТК РФ и комментируемой статьи дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции. Учитывая это, при принятии искового заявления судье необходимо определить, вытекает ли спор из трудовых правоотношений, т.е. из таких отношений, которые основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст.15 ТК РФ), а также подсудно ли дело данному суду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *