Статья 195 ТК

Статья 195. Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.

В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Содержание

Комментарий к статье 195 ТК РФ

Действие комментируемой статьи распространяется на руководителей организации в целом, а также на руководителей любых структурных подразделений и их заместителей. К структурным подразделениям в целях применения трудового законодательства относятся как обособленные подразделения юридического лица, создаваемые в соответствии с ГК (филиалы и представительства), так и любые иные обособленные структурные подразделения (цеха, отделы, участки, управления и т.д.). Соответствующее разъяснение содержится в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2.

Все указанные в комментируемой статье лица несут дисциплинарную ответственность как за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, так и условий коллективного договора, соглашения. Трудовое законодательство, согласно ч. 1 ст. 5 ТК, состоит из ТК, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. К иным актам, содержащим нормы трудового права, следует относить как иные (помимо законов) нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления), так и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Следует учитывать, что последствием нарушения вышеуказанных норм (актов) не обязательно будет увольнение, а лишь применение к соответствующему лицу дисциплинарного взыскания. Поскольку право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит работодателю, то он, разумеется, вправе в зависимости от конкретной ситуации применить к нарушителю любое дисциплинарное взыскание, предусмотренное трудовым законодательством. Однако в тех случаях, когда по вине соответствующего лица допущено серьезное нарушение (длительная задержка зарплаты из корыстной заинтересованности руководителя; нарушение норм об охране труда, приведшее к тяжелому несчастному случаю на производстве, и т.п.), представляется целесообразным применять к виновному руководящему работнику в качестве меры дисциплинарного взыскания именно увольнение (если возможность его применения в соответствующей ситуации предусмотрена законом). Представляется, что такой подход соответствует ч. 5 ст. 192 ТК, согласно которой при наложении дисциплинарного взыскания должна учитываться тяжесть совершенного проступка (см. коммент. к ст. 192).

Существенное отличие между процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности указанных в комментируемой статье лиц по требованию представительного органа работников от общего порядка привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. ст. 192, 193 ТК) заключается в том, что работодатель в рассматриваемом случае не может не привлечь данных работников к дисциплинарной ответственности, если факты нарушений подтвердились (в то время как решение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности иных работников за совершение ими дисциплинарных проступков находится на усмотрении работодателя).

До применения меры дисциплинарного взыскания работодатель обязан, как следует из ч. 1 комментируемой статьи, рассмотреть заявление представительного органа работников о допущенных нарушениях соответствующим руководящим работником и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. В соответствии со ст. 370 ТК работодатель обязан это сделать в недельный срок. Как уже отмечалось, в случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Другой комментарий к статье 195 ТК РФ

В данной статье определяется порядок привлечения к дисциплинарной ответственности:
— руководителя организации;
— руководителей структурного подразделения организации (филиалов, представительств);
— заместителей как самого руководителя, так и руководителей структурных подразделений по требованию представительного органа работников.

В случае если представительным органом работников будет выявлено нарушение кем-либо из указанных лиц трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, а также условий коллективного договора, соглашения, он вправе обратиться к их работодателям с соответствующим заявлением.

Здесь нужно иметь в виду, что для руководителя организации работодателем является само юридическое лицо в лице его органов, назначивших руководителя на должность. Что касается руководителя структурного подразделения организации и заместителей, то для них работодателем будет являться руководитель организации.

Исходя из положений комментируемой статьи, работодатель не вправе проигнорировать подобное заявление исполнительного органа работников. Он должен:
— рассмотреть заявление;
— решить вопрос о наличии (отсутствии) факта нарушения, о котором идет речь в заявлении представительного органа работников;
— в случае если действительно имело место нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, а также условий коллективного договора, соглашения, — применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения;
— сообщить о результатах рассмотрения заявления в представительный орган работников (в том числе, если не обнаружилось оснований для привлечения руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей к дисциплинарной ответственности).

Примечательно, что в случае подтверждения тех нарушений, на которые указывалось в заявлении выборного представительного органа работников, работодатель лишен возможности оставить это без внимания, и обязан применить дисциплинарное взыскание к виновному лицу.

Трудовой кодекс РФ

Раздел VII

Раздел IX

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Раздел VIII. ТРУДОВОЙ РАСПОРЯДОК. ДИСЦИПЛИНА ТРУДА

Раздел VIII. ТРУДОВОЙ РАСПОРЯДОК. ДИСЦИПЛИНА ТРУДА

Статья 189. Дисциплина труда и трудовой распорядок

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Дисциплина труда — обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Правила внутреннего трудового распорядка — локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 190. Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Глава 30. ДИСЦИПЛИНА ТРУДА

Статья 191. Поощрения за труд

Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 192. Дисциплинарные взыскания

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.02.2008 N 13-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. (часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. (часть пятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. (часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 194. Снятие дисциплинарного взыскания

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.

В случае когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Раздел VII

Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

СТ 195.1 ТК РФ.

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Часть третья утратила силу с 1 июля 2016 г.

Комментарий к СТ 195.1 ТК РФ

1. В ст. 2 Закона об образовании в РФ квалификация определена как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

2. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. В указанном Постановлении предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9.

3. В указанных Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов предусмотрено, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом России Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта утверждены Приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н.

Макет профессионального стандарта утвержден Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н.

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н.

4. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Минтрудом России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями о его утверждении.

5. Экспертный совет по профессиональным стандартам создается Минтрудом России в целях согласования проектов нормативных правовых актов и Методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов. Состав экспертного совета формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций. Обеспечение деятельности экспертного совета осуществляется также Минтрудом России.

Положение об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты РФ утверждено Приказом Минтруда России от 25.03.2013 N 118н.

6. Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661.

Комментарий к Ст. 195.1 Трудового кодекса РФ

1. Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» закреплены в ТК РФ впервые.

Квалификация работника определяется как совокупность четырех составляющих: 1) знания, 2) умения, 3) профессиональные навыки, 4) опыт работы.

Требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности, определяет профессиональный стандарт, представляющий собой инструмент, который выполняет функции согласования спроса и предложения на рабочую силу через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований.

2. В соответствии с п. п. 2, 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23, координацию разработки профессиональных стандартов и их утверждение осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил). В целях согласования проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов предусмотрено создание Министерством труда и социальной защиты РФ экспертного совета по профессиональным стандартам, в состав которого могут входить представители объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций (п. п. 4, 5 Правил). Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты РФ методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 29 апреля 2013 г. N 170н, Макетом профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 147н, и Уровнями квалификации, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 148н, определяющими требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника, которые могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности (п. 6 Правил).

Указанные Правила в п. п. 9, 13, 14 предусматривают обязательное обсуждение проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, его общественное обсуждение, а также рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

3. Законодательные изменения, касающиеся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, представляют собой элемент процесса модернизации национальной системы квалификаций, основу которой в настоящее время составляют Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

На сегодняшний день ТК РФ предусматривает возможность применения профессиональных стандартов наряду с квалификационными справочниками при определении наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним в случаях, когда законодательство связывает с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам, а также при установлении тарифных систем оплаты труда и систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (см. ст. ст. 143, 144 ТК РФ и комментарии к ним).

Профессиональные стандарты могут применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, а также при разработке должностных инструкций (подп. «а» п. 25 Правил).

Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. N 487-р утвержден комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 — 2016 годы. Он, в частности, предусматривает совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку профессиональных стандартов и их применение, внедрение механизма независимой оценки профессионального уровня квалификации работников на основе профессиональных стандартов, разработку национального классификатора профессиональных стандартов и новой версии Общероссийского классификатора занятий, а также подготовку предложений о поэтапной замене Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на профессиональные стандарты, утвержденные в установленном порядке.

Комментарий к Статье 195 ТК РФ

Особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности существует для штата управленцев компании. Об этом говорится в статье 195 Трудового кодекса РФ. По инициативе представительного органа работников работодатель обязан рассмотреть его заявление о нарушении руководителем организации (другим управленцем) российского трудового законодательства и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников (часть 1 ст. 195 Трудового кодекса РФ).

Если нарушение действительно произошло, работодатель обязан применить к «провинившемуся» руководителю дисциплинарное взыскание.

Другой комментарий к Ст. 195 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с положениями ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы вправе осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены профессионального союза. Вместе с тем профсоюзам не предоставлено право участвовать в привлечении должностных лиц к ответственности. Они могут обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права. Такими органами могут являться органы государственной трудовой инспекции и суд.

2. На должностных лиц организаций-работодателей возлагается обязанность рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных актов о труде (см. ст. 22 ТК РФ и комментарий к ней). Такие представления могут иметь место в отношении руководителя организации, руководителей структурных подразделений организации и их заместителей. Работодателем для руководителя выступает собственно юридическое лицо, от имени которого в отношениях с руководителем выступает собрание участников, общее собрание акционеров или коллегиальный орган (см. комментарий к ст. ст. 273 — 275 ТК РФ). Именно к этим органам может обратиться представительный орган работников о допущенных руководителем нарушениях трудового законодательства. У работодателя при получении заявления возникают некоторые обязанности:

во-первых, рассмотреть его и проверить изложенные в нем факты;

во-вторых, при подтверждении фактов нарушения привлечь виновное должностное лицо (руководителя или его заместителей) к дисциплинарной ответственности;

в-третьих, довести до сведения представительного органа работников результаты рассмотрения и меры, принятые к нарушителям.

Вместе с тем очевидно, что вид дисциплинарного взыскания определяется работодателем самостоятельно, независимо от требований представительного органа работников, и мерой дисциплинарного взыскания не обязательно должно быть увольнение.

Комментируемая статья устанавливает порядок привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников. Обусловлено это спецификой правового статуса указанных работников, которая выражается в том, что, будучи наемными работниками, они одновременно представляют интересы работодателя в трудовых отношениях.

Как представители работодателя руководитель организации, руководители структурных подразделений организации и их заместители обладают властными полномочиями, за реализацией которых имеют право осуществлять контроль профессиональные союзы. В соответствии со ст. 19 Закона о профсоюзах профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в т.ч. по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений (см. также коммент. к ст. 370 ТК).

Вместе с тем предъявление к указанным работникам особых требований при исполнении ими возложенных на них трудовых обязанностей обусловливает необходимость не только осуществления соответствующего контроля за их деятельностью, но и обеспечения их защиты от необоснованных претензий. В связи с этим ТК не закрепляет безусловную обязанность работодателя расторгнуть трудовой договор с указанными работниками по требованию представительного органа работников, если даже факты, изложенные в заявлении, имели место.

Получив заявление представительного органа работников, работодатель обязан проверить изложенные в нем факты. В случае если факты нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание. При этом он вправе сам определить меру дисциплинарного взыскания указанным работникам. Это может быть любое дисциплинарное взыскание, предусмотренное ТК, в т.ч. увольнение (ч. 2 ст. 195 ТК).

Что такое квалификация работника?

Что такое квалификация работника и порядок ее определения, отражены в трудовом и административном законодательстве РФ. Уровень компетенции сотрудника выступает основополагающим фактором при приеме на вакантную должность, указывает на его профессионализм и опыт, при этом для развития и совершенствования производственных процессов руководство предприятий заинтересовано в повышении квалификационных умений работников. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Что такое квалификация работника?

Понятие квалификации и профессионального стандарта

Компетенция сотрудника отражает его способность выполнять трудовые обязанности в рамках отдельной специальности, должности. Ст. 195.1 ТК РФ определяет квалификацию, как совокупность образования работника, его умений, навыков, опыта в профдеятельности.

ВНИМАНИЕ! Общая и специальная подготовка сотрудника подтверждается документацией, утвержденной законодательно (аттестатом, дипломом, свидетельством и так далее).

Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта (ФЗ № 197)

Профессиональный стандарт выступает характеристикой квалификации, требуемой для выполнения трудовой деятельности в рамках конкретной должности (ФЗ № 236 от 03.12.2012). Он представляет собой список требований, предъявляемых к сотрудникам для осуществления ими качественной работы.

Таблица 1. Характеристики квалификации

Показатель Описание
Ступень квалификации Завершенный этап беспрерывного профессионального образования, что подтверждается соответствующей документацией
Уровень квалификации Степень профессиональных навыков в рамках определенной ступени квалификации. Характеризуется объемом и качеством умений, знаний, способностей кадров (к планированию, организации работы, адаптации к меняющимся условиям, развитию технологий и так далее)

Требования к различным уровням квалификации отдельных специальностей и профессий утверждаются локальной документацией в системе аттестации и тарификации.

Понятие квалификации и нормативное регулирование ее присвоения

Видео — Как заполнять форму о квалификации работника?

Образовательный процесс и научные степени квалификации

После получения знаний в высшем или среднем учебном учреждении человеку выдается документ установленного образца, в котором обозначена присвоенная ему специальность (диплом, свидетельство, аттестат). Последняя указывает на получение требуемого для профессии образования. Квалификация предполагает также наличие опыта работы в данной сфере. Во многих учебных заведениях студенты проходят практику. Так формируется первый опыт профдеятельности. На квалификацию также оказывают влияние индивидуальные качества человека: исполнительность, качество, производительность труда и так далее. Высшее образование в РФ включает в себя несколько уровней. Такая структура обусловлена принятием европейских стандартов (по Болонскому принципу), обучение отличается длительностью, объемом полученных знаний, сложностью программ.

Таблица 2. Уровни высшего образования (научные степени)

Уровень Описание
Бакалавриат Выступает завершенным высшим образованием. Продолжительность курса обучения насчитывает 4 года. Уровень образования считается ниже, чем у выпускников иных категорий, программа предусматривает фундаментальную подготовку. Обучение доступно для получивших среднее общее или среднее профессиональное образование. После завершения курса и получения квалификации человек вправе трудиться по профессии или учиться далее в магистратуре
Специалитет Выступает традиционной формой обучения в РФ, продолжительность составляет 5-6 лет. Доступна получившим среднее общее и среднее профессиональное образование. Программы ориентированы на практический опыт в определенной трудовой сфере. После завершения учебы и получения документа о квалификации человек вправе трудиться по специальности или учиться далее в магистратуре, аспирантуре
Магистратура Углубленная образовательная программа, которая доступна бакалаврам и специалистам. Продолжительность курса — 2 года. Программа предполагает подготовку учащегося к научно-исследовательскому труду. После завершения образования и получения документа о квалификации человек вправе работать по специальности или учиться далее в аспирантуре
Аспирантура Подразумевает обучение научно-педагогических кадров. Доступно для специалистов и магистров. Программы содержат теорию, практику, педагогическую работу и научно-исследовательский труд. Продолжительность очного обучения — от 3 лет, заочного — от 4 лет. В результате защиты диссертации учащийся получает 1 степень — кандидата наук. Возможен допуск к соисканию 2 степени — доктора наук. Аналогом аспирантуры в образовательных организациях, причисленных к МВД и Минобороны РФ, выступает адъюнктура
Интернатура Последипломное обучение выпускников медицинских ВУЗов. Представляет собой прохождение практики в медучреждении на протяжении года
Ординатура Завершающий этап подготовки кадров по ряду медицинских (фармацевтических) направлений. К обучению допускаются обладатели высшего медобразования. Продолжительность углубленного теоретического курса с прохождением соответствующей практики — 2 года. По завершении обучения проводится квалификационный экзамен
Ассистентура-стажировка Обучение работников высшей квалификации в сфере искусств. Доступно специалистам и магистрам. Программа содержит индивидуальный план обучения, реализуемый под присмотром научного руководителя и завкафедрой. Курс продолжается до 2 лет. Квалификация присваивается после представления выпускной работы (презентации, выступления, показа, выставки и так далее)
Докторантура Форма подготовки научных кадров. Не является уровнем высшего образования, причисляется к научной сфере (Постановление Правительства РФ №267 от 04.04.2014 года). Претендовать на степень второй ступени (доктора наук) могут только лица, завершившие учебу в аспирантуре и защитившие кандидатскую диссертацию. Обучение осуществляется исключительно в очной форме. Продолжительность курса не должна превышать 3 лет. Научная степень присваивается после успешной защиты докторской диссертации путем голосования диссертационного совета

В дальнейшем после приема человека на работу квалификация утверждается уже уполномоченными органами по месту занятости.

Определение уровня квалификации работника

Утверждение компетенции сотрудника регламентировано административным и трудовым законодательством РФ. Для этого используется система обобщенных показателей. Определяя уровень квалификации работника промышленных, строительных, сельскохозяйственных и иных организаций, аттестационная комиссия оценивает его профдеятельность и присваивает разряд. На промышленных предприятиях РФ применяется 6-разрядная система, где первый считается самым низшим, шестой — высоким. В других сферах деятельности (научно-исследовательской, медицинской) для определения квалификационного уровня кадров введены категории, которые напрямую влияют на размер заработной платы. Для вычисления оклада применяются тарифные коэффициенты, увеличивающие общую величину дохода. В данном случае первая категория указывает на наиболее высокую квалификацию персонала. При присвоении квалификационного уровня оцениваются количественные и качественные показатели труда:

  • опыт в конкретной деятельности (стаж), совокупность знаний и умений;
  • наличие образования (общего и специального);
  • мера ответственности за порученное дело и так далее.

Для регулирования взаимоотношений работодателя и сотрудника законодательством предусмотрены должностная инструкция и квалификационные требования. Первая выступает перечнем профессиональных обязанностей человека в рамках его специальности. Квалификационные требования представляют совокупность знаний и умений, которыми должны обладать кадры для выполнения конкретной трудовой деятельности. При поступлении на работу человеку предоставляются для ознакомления оба документа.

Квалификационные требования (пример)

ВНИМАНИЕ! Если обязанности, предъявляемые сотруднику работодателем, не входят в должностную инструкцию, запросы к навыкам разнятся с перечисленными в требованиях к квалификации, работник вправе отказаться от выполнения трудового задания. В данном случае увольнение человека или сокращение величины зарплаты недопустимо.

Однако работодатель может внести изменения в должностную инструкцию, о чем предварительно информирует сотрудника. Трудовое законодательство обозначает обязанность нанимателя утверждать квалификацию принимаемых сотрудников. Однако исключением выступает поступление на работу учеников, не имеющих профподготовки. В этом случае квалификация им не присваивается.

Видео — Зачем работодателю отправлять работника для прохождения независимой оценки квалификации?

Формы установления квалификации при приеме на работу

Определение компетенции работника при заключении с ним трудовых отношений может осуществляться в форме:

  • документального установления — квалификация подтверждается дипломом, аттестатом, свидетельством, справкой. У рабочих основанием служит запись в трудовой книжке о присвоении разряда;
  • испытания — предполагает проверку знаний и умений работника, его соответствие должности. Допустимо включение в трудовой договор только по взаимному одобрению сторон. Период испытания не должен превышать 3 месяцев. При этом в него не включаются время пребывания сотрудника на больничном или другое отсутствие по уважительным причинам. Испытание недопустимо при приеме сотрудников младше 18 лет, инвалидов, работников на сезонные и временные работы, при переводе человека в другую местность и в иных случаях, предусмотренных законодательством. При включении испытания в трудовой договор каждая из сторон вправе его расторгнуть до истечения оговоренного срока, уведомив вторую сторону за 3 дня, или по завершении периода. Если работодатель неудовлетворен профдеятельностью сотрудника, он оглашает причины решения о прекращении трудовых отношений. Работник может оспорить его в КТС (комиссии по трудовым спорам) или суде;
  • медобследования — иногда при приеме на должность обязателен врачебный осмотр. Ему подвергаются несовершеннолетние граждане, сотрудники, задействованные в тяжелых и вредных условиях труда, в обслуживании транспорта, пищевой промышленности, работающие в лечебно-профилактических организациях и так далее. Меры направлены на проверку соответствия состояния здоровья человека занимаемой должности и квалификации;
  • стажирования — применяется при приеме молодых специалистов, водителей транспорта, сотрудников правоохранительных органов и так далее. Направлено на уточнение квалификации персонала, разработку адаптационных мер, повышение уровня профподготовленности кадров. Стажировка преимущественно отражается в локальных актах организаций. Квалификация утверждается уполномоченной комиссией;
  • тестового испытания, экзамена — сотрудник подтверждает квалификацию путем выполнения заданий. Они представлены в форме теоретических вопросов, упражнений, практических тестов;
  • собеседования — распространенная форма согласования условий трудового договора между сотрудником и нанимателем. Во время беседы устанавливается квалификация работника, его соответствие вакантной должности.

Группы кадров, в соответствии с присвоенной квалификацией

Для определения и утверждения компетентности сотрудника в рамках конкретной профессии используется единая тарифная сетка. Выделяют 4 основных группы кадров, в зависимости от уровня квалификации:

  • неквалифицированные (разнорабочие). Характерно отсутствие специальных умений и знаний у персонала. Сюда относятся должности уборщика, грузчика и так далее;
  • малоквалифицированные. Характерно кратковременное обучение специальности (например, 1 месяц). Персонал выполняет несложные задачи;
  • квалифицированные. Кадры проходят обучение 1-2 года, выступают практикующими специалистами. Выполняют сложную профдеятельность, могут руководить группой сотрудников;
  • высококвалифицированные. Кадры имеют высшее образование, весомый опыт работы, часто занимают руководящие посты.

Деление персонала на группы довольно условное, поскольку в течение трудовой жизни совершается переход человека от одной категории к другой (повышение квалификации, переподготовка, полная смена деятельности и освоение новой профессии и так далее).

Виды повышения квалификации

Увеличение объема знаний, совершенствование профессиональных навыков полезно не только сотруднику, но и организации в целом. Повышение квалификации работников может быть:

  • краткосрочным — преимущественно осуществляется по месту работы и занимает до 72 часов. Часто проводится в форме передачи знаний от высококвалифицированных кадров новичкам. После успешной сдачи экзамена сотрудникам выдаются свидетельства о повышении квалификации;
  • среднесрочным — длительность курса насчитывает 72-100 часов. Применяется при внедрении на предприятии новых технологий, изменении или расширении сферы деятельности. Обучение проводится в форме семинаров, тренингов, активно привлекаются специалисты со стороны;
  • длительным — повышение квалификации целесообразно для опытных сотрудников для выполнения практических задач с применением новых знаний. Возможно проведение с отрывом от профдеятельности, направление работников на обучение в другие города. При этом должность и зарплата сотрудников сохраняются.

Повышение квалификации может быть инициировано как работодателем, так и самим сотрудником. Необходимость и регулярность обучения зависит от намерений нанимателя и работника, а также от сферы деятельности. Например, регулярное расширение объема знаний и практических навыков необходимо и обязательно для педагогов, врачей, фармацевтов, транспортников. Они обязаны периодически подтверждать (повышать) квалификацию и профпригодность сертификатами и удостоверениями после прохождения курса обучения.

Подготовка и переподготовка кадров

Первоначальное обучение человека профессии и присвоение ему квалификации осуществляется в средних и высших образовательных учреждениях. От подготовки учащегося зависит уровень его будущей квалификации: для руководителей необходимо получение высшего образования, для рабочих специальностей достаточно средне-специального. Непосредственно на месте работы также проводится обучение, поскольку теоретические знания нуждаются в подкреплении практическими навыками.

Переподготовка кадров осуществляется при освоении работником новой или смежной специальности, то есть фактически происходит получение им второй профессии. Обучение проводится на месте работы или вне его. Переквалификация на предприятии осуществляется под руководством наставника (мастера, начальника отдела и так далее), включает период стажировки. Иногда переподготовка выступает вынужденной мерой. Например, когда прежняя квалификация становится недоступной для человека по состоянию здоровья (из-за травмы, инвалидности). Сотруднику предлагают другую должность, для получения которой он проходит обучение.

ВНИМАНИЕ! Обучение и переподготовка не выступают обязанностью работника и осуществляются на добровольных началах. Они расцениваются как вспомогательные меры, способствующие повышению качества труда и квалификации человека в рамках его должности.

Права и обязательства нанимателя по подготовке и переквалификации кадров реализуются путем заключения договора с сотрудником (ст. 197 ТК РФ). Работодатель также вправе отказать человеку в его просьбе об обучении.

Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации (ФЗ № 197)

Квалификация работника выступает мерой его компетентности в рамках отдельной профессии. Ее уровень влияет на карьерный рост сотрудника, его ценность на предприятии, величину получаемого дохода. Задачами работодателя является определение и проверка квалификации человека при приеме в организацию, его соответствия требованиям конкретной должности. Наниматель заинтересован в развитии деятельности предприятия, росту его конкурентоспособности. Важным фактором в этом случае выступает обучение персонала, повышение его квалификационного уровня, что способствует улучшению качественных и количественных показателей работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *