Статья 5 КоАП РФ

Статья 5.27 КоАП

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27-1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Последние изменения

6 августа 2019., в соответствии с законом № 221-ФЗ от 26.07.2019 г., первый абзац части 6 ст. 5.27 после слова «либо» дополнен словами «воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо».

3 октября 2016 г., в соответствии с Федеральным Законом № 272-ФЗ от 03.07.2016 г., статья 5.27 была изложена в новой редакции.

Глава 5 — другие статьи

  • Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
  • Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума
  • Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума
  • Статья 5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов
  • Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации
  • Статья 5.7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме
  • Статья 5.8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях
  • Статья 5.9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности
  • Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах
  • Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом
  • Статья 5.12. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах
  • Статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации
  • Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму
  • Статья 5.15. Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума
  • Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах
  • Статья 5.17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума
  • Статья 5.18. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума
  • Статья 5.19. Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума
  • Статья 5.20. Незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам
  • Статья 5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума
  • Статья 5.22. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме
  • Статья 5.23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме
  • Статья 5.24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов»
  • Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов
  • Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
  • Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
  • Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения
  • Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения
  • Статья 5.30. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения
  • Статья 5.31. Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению
  • Статья 5.32. Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах
  • Статья 5.33. Невыполнение соглашения
  • Статья 5.34. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки
  • Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
  • Статья 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
  • Статья 5.36. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей
  • Статья 5.37. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью
  • Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании
  • Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации
  • Статья 5.40. Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке
  • Статья 5.41. Непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение
  • Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
  • Статья 5.43. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов
  • Статья 5.45. Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума
  • Статья 5.46. Подделка подписей избирателей, участников референдума
  • Статья 5.47. Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом
  • Статья 5.48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов
  • Статья 5.49. Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом
  • Статья 5.50. Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума
  • Статья 5.52. Невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий
  • Статья 5.53. Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю
  • Статья 5.54. Неисполнение обязанности по проведению проверки и (или) исправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете)
  • Статья 5.55. Непредоставление кредитного отчета
  • Статья 5.56. Нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума
  • Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций
  • Статья 5.58. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требований о его изъятии. Нарушение порядка использования специального знака (марки). Использование заведомо поддельных открепительного удостоверения или специального знака (марки)
  • Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
  • Статья 5.61. Оскорбление
  • Статья 5.62. Дискриминация
  • Статья 5.63. Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг
  • Статья 5.63.1. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства
  • Статья 5.64. Нарушение порядка или срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, сводного финансового отчета политической партии
  • Статья 5.65. Незаконное использование политической партией денежных средств и иного имущества при финансировании своей деятельности, не связанной с участием в выборах и референдумах
  • Статья 5.66. Незаконное финансирование деятельности политических партий, не связанной с участием в выборах и референдумах
  • Статья 5.67. Нарушение срока возврата жертвователю, перечисления (передачи) в доход Российской Федерации пожертвований политической партии
  • Статья 5.68. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации о политических партиях требований об обязательном аудите
  • Статья 5.69. Вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, либо создание помех участию избирателей, участников референдума в голосовании

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.27 КоАП РФ

1. В комментируемой статье 5.27 КоАП установлена административная ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда. Объектом данного административного правонарушения являются трудовые права граждан, в том числе право на безопасные и здоровые условия труда, гарантируемые трудовым законодательством.

Законодательство о труде и об охране труда состоит из достаточно большого количества нормативных правовых актов как федерального, так и регионального и муниципального уровней. На федеральном уровне основополагающим законом является, прежде всего, Трудовой кодекс РФ, есть некоторые другие законы (в частности, Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») и иные нормативные правовые акты.

Диспозиция комментируемой статьи носит бланкетный характер и не конкретизирована. Под ее действие за «нарушение законодательства о труде и об охране труда» могут попадать самые разнообразные нарушения (действия и бездействие), но, прежде всего, те, которые влекут нарушение трудовых прав работников и работодателей в рамках заключенного ими трудового договора. В то же время следует иметь в виду, что нарушения ряда норм трудового законодательства образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.28 — 5.34, 5.42 КоАП РФ.

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей 5.27 КоАП России, выражается в действиях (бездействии), нарушающих конкретные нормы обширного законодательства о труде, в том числе об охране труда. Под действие данной статьи могут попадать, например, действия, нарушающие гарантируемое законом право граждан:

— поступить на работу, право на получение гарантий и компенсаций, на предоставление отпуска и других видов отдыха, на своевременную выплату зарплаты;

— неправомерные переводы на другую работу, необоснованные увольнения;

— действия, нарушающие некоторые специальные права и гарантии, предоставленные отдельным категориям работников (несовершеннолетним, инвалидам, беременным женщинам и т.д.).

Данное административное правонарушение может быть совершено в форме как действия (например, незаконный перевод на другую работу), так и бездействия (например, невыплата или задержка выплаты зарплаты).

Что касается нарушений законодательства об охране труда, то это могут быть посягательства на действующую систему норм Трудового кодекса РФ (гл. 33 — 36) и правил техники безопасности, действующих в тех или иных отраслях (сферах) промышленности, строительства, транспорта и т.д. (например, порядка проведения инструктажа, реализации мер по индивидуальной и коллективной защите работников, по снабжению их лечебным питанием и т.п.). С 1 января 2015 г. нарушения законодательства об охране труда влекут за собой административную ответственность по специальной ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, выражается в действиях (или бездействии), нарушающих те же нормы действующего законодательства о труде и об охране труда, что имеются в виду в ч. 1 комментируемой статьи 5.27 КоАП РФ, но должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Такому лицу постановлением суда назначается дисквалификация, предусмотренная для ряда должностных лиц ст. 3.11 КоАП РФ.

При этом следует учитывать, что под «аналогичным правонарушением» следует понимать совершение должностным лицом такого же (а не любого другого) нарушения законодательства о труде и об охране труда, причем в течение 1 года со дня окончания исполнения предыдущего постановления о назначении административного наказания за такое же административное правонарушение (см. п. п. 16 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из правонарушающих действий (или бездействия — с момента истечения установленного законом срока для выполнения соответствующей обязанности или полномочия).

3. Субъектами правонарушения в статье названы: должностное лицо, индивидуальный предприниматель (лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), а также юридическое лицо — организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Рядовой работник не может нести ответственность по данной статье КоАП РФ.

Должностное лицо — это руководитель (или иное лицо организации), обладающее признаками такового согласно ст. 2.4 КоАП РФ.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, в качестве альтернативы административному штрафу в статье предусмотрен такой вид наказания, как административное приостановление деятельности указанных лиц на срок до 90 суток (см. ст. 3.12 КоАП РФ).

В ч. 2 данной статьи в качестве субъекта административной ответственности выступает должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (см. п. 2 комментария к настоящей статье).

Как свидетельствует практика, работодателями могут быть не только организации (юридические лица) и индивидуальные предприниматели, но и иные лица (например, нотариусы, частные детективы, граждане, использующие труд домработницы, няни, шофера и т.д.). Однако комментируемая статья 5.27 КоАП оставляет открытым вопрос об административной ответственности по данной статье работодателей, не являющихся ни юридическими лицами, ни индивидуальными предпринимателями.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины (прямым умыслом) или неосторожностью (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В настоящее время это Федеральная службы по труду и занятости и подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах РФ (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3; ст. 23.12 КоАП РФ) Административное приостановление деятельности или дисквалификация как наказание возможны только по постановлению судьи (ст. 23.1 КоАП России).

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

Существуют три вида ответственности за нарушение требований охраны труда — дисциплинарная, административная и уголовная. В статье мы расскажем о том, какие наказания предусмотрены для сотрудников, должностных и юридических лиц, и как их применяют.

Дисциплинарная ответственность

К дисциплинарной ответственности сотрудника может привлечь только работодатель. Это — его право и способ повышения трудовой дисциплины.

Любого работника, который нарушает указания инструкции по охране труда, не выполняет указания вышестоящего руководителя по обеспечению безопасности производства, отказывается носить СИЗ, или проходить медосмотр, работодатель должен привлечь к дисциплинарной ответственности.

Обязанности работников по ОТ указаны в 214 статье ТК РФ:

  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
  • проходить инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • проходить обязательные медосмотры и т.д.

Если сотрудник будет игнорировать требования инструкций по ОТ, и других локальных актов, а также требований НПА, работодатель может привлечь его к дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора, или увольнения.

Увольнение в этом случае возможно в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин своих обязанностей по охране труда, только в том случае, если он уже имеет дисциплинарное взыскание. Увольнение возможно также, если работник совершит однократное грубое нарушение требований ОТ.

Обратите внимание! Однократное грубое нарушение требований ОТ – это нарушение правил, которое могло привести к тяжким последствиям, авариям или катастрофам, выявленное уполномоченным по охране труда или комиссией по охране труда. Например, если прораб на стройплощадке допустил работников без спецодежды.

Также к дисциплинарной ответственности работодатель может привлечь и специалиста по ОТ, если он не будет выполнять, или будет некачественно выполнять свои должностные обязанности, и этот факт установит сам работодатель.

Если специалист по ОТ не сдаст вовремя отчетность по охране труда, работодатель может объявить ему замечание или выговор, поскольку тяжесть правонарушения не влечет за собой угрозу для жизни и здоровья работников. Поэтому уволить специалиста по ОТ за такое нарушение можно только в том случае, если в этом же календарном году он уже привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение требований ОТ.

Для того, чтобы привлечь работника к ответственности за нарушение требований ОТ, работодателю необходимо получить от виновного письменное объяснение. Получив объяснительную записку, работодатель рассматривает все обстоятельства произошедшего и принимает решение: объявить замечание, выговор, или уволить.

Административная ответственность

В отличие от дисциплинарной, к административной ответственности могут привлечь организацию, и должностное лицо, которое было обязано требовать соблюдения требований ОТ сотрудников, но не сделало это, или сделало не полностью.

Привлекает к ответственности инспектор ГИТ в пределах своих полномочий. Это означает, что инспектор вправе назначить штраф, приостановить деятельность компании, а также вынести предупреждение должностному лицу. Инспектор не вправе применить дисквалификацию. Это может сделать суд.

Справка. Многие работодатели и специалисты по охране труда путают два понятия —предписание и постановление.

Предписание — это решение инспектора ГИТ, которое он выдает сразу же после проверки. В предписании сумму штрафа инспектор не указывает, а прописывает, какие действия и в какой срок должен выполнить работодатель. Например, провести СОУТ до 1 декабря 2019 года, провести медосмотр до 1 октября 2019 года, или приостановить деятельность на 90 суток — немедленно. Оспорить предписание может районный суд по адресу места нахождения проверяющего ГИТ.

Постановление — это документ, который инспектор выносит по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Уже в постановлении должно быть указано, какой конкретно штраф установить на должностных лиц, а также на организацию.

Пример формулировки постановления

«Привлечь к ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ ООО «Торпедо» за нарушение порядка проведения СОУТ в виде штрафа в сумме 50 000 рублей, а также установить штраф для должностных лиц в размере 10000 рублей на генерального директора Ильина И.В., и в размере 5000 на специалиста по охране труда Музыку В.А».

Жалобу на постановление инспектора подают в вышестоящий орган ГИТ, вышестоящему должностному лицу ГИТ или в районный суд по месту рассмотрения дела, то есть районный суд по месту совершения правонарушения. Таким местом является адрес работодателя (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Решения государственных инспекторов труда можно обжаловать как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке. При этом ст. 361 ТК РФ допускает обжалование решения госинспектора труда в порядке подчиненности непосредственно главному государственному инспектору труда РФ — руководителю Роструда.

Чтобы быстро разобраться, как устанавливают административные штрафы, мы составили таблицу с примерами

Статья 5.27.1 Основание Пример применения
Часть 1 К ответственности привлекают за нарушения требований НПА в области ОТ, прошедших регистрацию в Минюсте России. Если сотруднику не выдали СИЗ, подлежащих декларированию, юридическое лицо оштрафуют на сумму от 50000 до 80000 рублей
Часть 2 Нарушение порядка проведения СОУТ Если создать комиссию по проведению спецоценки с нарушением, штраф для должностных лиц может составить от 5000 до 10000 рублей. Юридическое лицо оштрафуют на сумму от 60000 до 80000 рублей
Часть 3 Допуск сотрудников без обучения по ОТ или без медосмотров и (или) психиатрического освидетельствования Если в компании не провели предварительный, предсменный или периодический медосмотр, штраф для должностных лиц может составить от 15000 до 25000рублей, а для юридических лиц — от 110000 до 130000 рублей
Часть 4 Необеспечение работников СИЗ Если работнику не выдали СИЗ 2 класса, а это — средства индивидуальной защиты, подлежащие сертификации, то штраф может составить 130000 — 150000 рублей, а для ответственных лиц от 20000 до 30000 рублей
Часть 5 Повторное нарушение требований ОТ Если в течение календарного года организацию, а также должностное лицо уже привлекали к ответственности по аналогичным нарушениям, штраф для уполномоченных лиц может составить от 30000 до 40000 рублей, или могут применить дисквалификацию. Организацию в этом случае оштрафуют на сумму до 200000 рублей, или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток

Рассмотрим подробнее, что такое дисквалификация. Это вид административного наказания. Его устанавливает суд. Физическое лицо могут по решению суда лишить права занимать должности руководителя, а также должностного лица, который выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Срок дисквалификации суд устанавливает в зависимости от тяжести обвинения и наличия в прошлом у дисквалифицируемого лица аналогичных правонарушений. Он может составить от 6 месяцев до 3 лет.

Уголовная ответственность

Только суд может привлечь должностное лицо к уголовной ответственности. Ходатайствует о наказании прокурор. Для этого следователь следственного органа, который проводил расследование несчастного случая, аварии, катастрофы, готовит обвинительное заключение и передает его прокурору. Прокурор рассматривает дело, и в суде представляет сторону обвинения.

Уголовное наказание на организацию не устанавливают. Поэтому провинившийся работодатель или его должностные лица могут быть привлечены как физические лица к уголовной ответственности, а само предприятие — к административной.

Какая ответственность за нарушение ОТ наступит в конкретном случае, зависит от тяжести случившегося, а также от количества пострадавших.

Виды нарушения ОТ, подлежащие уголовному преследованию:

  • принудительные, исправительные, обязательные работы
  • лишение свободы

Специалиста по ОТ могут привлечь к уголовной ответственности в том случае, если он не принял меры к устранению нарушений правил ОТ. Например, если отсутствовал контроль за ОТ в подразделении, и это привело к несчастному случаю с тяжелым исходом — групповым, смертельным.

Руководителя предприятия и главного инженера могут привлечены к уголовной ответственности, если они выдадут указания, противоречащие правилам по ОТ.

Пример:

Из-за ошибочных указаний главного энергетика ООО «Феникс» смертельно пострадал электромонтер. Он находился на опоре ЛЭП, когда было подано рабочее напряжение, включенное по указанию должностного лица. Главного энергетика привлекли к ответственности по части 2 в статье 143 УК РФ с лишением свободы, так как его действия прямо привели к трагедии. При этом ООО «Феникс» получило административный штраф по части 1 статьи 5.27.1 КоАП за нарушение требований правил по охране труда в электроустановках.

Также привлечь к уголовной ответственности могут прораба и ответственного руководителя работ по наряду-допуску, если они должны были обеспечить соблюдение требования ОТ, но не сделали этого.

Например, в плане производства работ было указано проверить наличие газов в колодце, но прораб дал указание спускаться в колодец без проверки газоанализатора. Это привело к отравлению работника. В этом случае суд может привлечь прораба к ответственности по ч.1 ст. 143 УК РФ. Ему будут грозить исправительные работы или к лишению свободы до 1 года.

Смерть человека, согласно ч.2 данной статьи может привести или к принудительным работам, или к лишению свободы до 4 лет. А вот если преступные действие или бездействие ответственных лиц повлекут за собой смерть 2 и более человек, суд применит 3 часть статьи 143 УК РФ — лишение свободы на 5 лет, или на этот же срок принудительные работы.

Кроме того, в уголовном законодательстве есть такая норма как запрет заниматься определенными видами деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *