Стаж службы

Cтаж государственной гражданской службы

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок включения периодов работы в стаж государственной гражданской службы:

Исчисление стажа государственной гражданской службы осуществляется для:

  • установления государственным гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе;
  • определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу;
  • назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим.

Установление стажа государственного гражданского служащего производится:

  • кадровой службой государственного органа;
  • решением представителем нанимателя на основании решения соответствующей комиссии в соответствии с заявлением государственного гражданского служащего (часть 3 статьи 13, статья 16 Закона Пермской области № 580-86).

Документами, подтверждающими стаж государственной гражданской службы, являются:

  • Трудовая книжка (основной документ).
  • При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах деятельности, — справки с места работы (службы), справки архивных учреждений, выписки из приказов.
  • Военные билеты в подтверждение стажа военной службы.
  • Справки из военного комиссариата в случае отсутствия военного билета.
  • Должностная инструкция, трудовой договор или иной документ, подтверждающий, что опыт и знание работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, период которой предлагается к включению в стаж государственной гражданской службы, необходимы государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы.

Оплата труда государтвенных гражданских служащих

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Денежное содержание является основным средством материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности гражданского служащего.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее — должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее — оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее — оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее — дополнительные выплаты) (ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих». Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Для федеральных гражданских служащих индексация окладов производится указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах
от 1 года до 5 лет 10
от 5 до 10 лет 15
от 10 до 15 лет 20
свыше 15 лет 30;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе
Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе составляет при стаже гражданской службы: от 1 года до 5 лет — 10 %, от 5 до 10 лет — 15 %, от 10 до 15 лет — 20 %, свыше 15 лет — 30 %.
В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе, включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов установлен Указом Президента Российской Федерации от 15.11.2007 № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным государственный гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада
Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлены следующие размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы:
— по высшей группе должностей гражданской службы — от 150 до 200 процентов должностного оклада;
— по главной группе должностей гражданской службы — от 120 до 150 процентов должностного оклада;
— по ведущей группе должностей гражданской службы — от 90 до 120 процентов должностного оклада;
— по старшей группе должностей гражданской службы — от 60 до 90 процентов должностного оклада;
— по младшей группе должностей гражданской службы — до 60 процентов должностного оклада.
Вместе с тем необходимо отметить, что отсутствие четкого определения термина «особые условия государственной гражданской службы», приводит к произвольному толкованию представителем нанимателя данного понятия. В некоторых случаях — это компетентность, ответственность, инициативность, исполнение функциональных обязанностей в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность, особый режим и график работы, знание и применение технических средств). В других — наличие у федеральных государственных гражданских служащих государственных наград, ученых степеней и ученых званий, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в труде. Такая надбавка должна устанавливаться наиболее квалифицированным, компетентным, ответственным и инициативным федеральным государственным гражданским служащим.
Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну
Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».
Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» составляет 50 — 75 процентов; степень секретности «совершенно секретно» — 30 — 50 процентов; степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 10 — 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий — 5 — 10 процентов.
Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу выплачивается процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет — 15 процентов, от 10 лет и выше — 20 процентов.
В стаж работы сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Премии за выполнение особо важных и сложных заданий
Премии за выполнение особо важных и сложных заданий введены Федеральным законом впервые. Эти премии выплачиваются в порядке и размере, установленных представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента. Максимальный размер премии не ограничивается.
В федеральных органах исполнительной власти установлены различные варианты выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий, они могут выплачиваться единовременно, ежемесячно, ежеквартально и по итогам года.
Но вот что важно — при применении пункта 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ отсутствует точное и единообразное толкование субъектами право применения собственно понятия «премии за выполнение особо важных и сложных заданий». Отсутствие законодательно установленных критериев оценки особо важных и сложных заданий приводит к произвольному их толкованию.
Так, например, один федеральный орган исполнительной власти конкретные размеры премии работников устанавливает на основании представлений начальников соответствующего органа исполнительной власти, которые должны учитывать: своевременное и качественное исполнение работниками своих должностных обязанностей, оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в их полномочия, творческий подход к подготовке инициативных предложений по совершенствованию деятельности агентства, оценку личного вклада в результаты выполнения особо важного и сложного задания.
Другой выплачивает премию конкретному гражданскому служащему, дифференцированно в зависимости от результатов его деятельности в процентах от оклада денежного содержания и максимальными размерами не ограничивается.
Однако общая сумма премий не должна превышать сумму денежных средств, предусмотренных на их выплату.
Ежемесячное денежное поощрение
К дополнительным выплатам Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ относит ежемесячное денежное поощрение. Согласно части 6 статьи 50 этого закона размеры ежемесячного поощрения устанавливаются указами Президента Российской Федерации для каждого вида федеральных государственных органов.
Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» установлены ежемесячные денежные поощрения для федеральных гражданских служащих.
Ежемесячное денежное поощрение исчисляется, исходя из коэффициентов к должностным окладам соответствующих категорий федеральных государственных гражданских служащих.
Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь
В соответствии с пунктом 6 части 5 и частью 8 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ к дополнительным выплатам также относятся единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется положением, утверждаемым представителем нанимателя. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска одни раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. Следовательно, размер данной выплаты не может быть ниже суммы, указанной в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Размер районного коэффициента зависит от региона, в котором располагается государственный орган.
Так, например, в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 № 325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» районный коэффициент в Тюменской области составляет 1,15.
Хочется отметить, что в соответствии с п. 14 ст 50 79 ФЗ для отдельных категорий государственных гражданских служащих могут вводиться особые условия оплаты труда. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ предусматривает возможность установления для некоторых государственных гражданских служащих единого денежного вознаграждения, в котором учтены все выплаты, кроме ежемесячного денежного поощрения и премии Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, утверждается указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Установление особых условий оплаты труда основано на оценке специальных показателей эффективности и результативности деятельности государственных органов и государственных гражданских служащих. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений должны утверждаться Президентом Российской Федерации.
При применении такового порядка оплаты труда гражданских служащих мы сталкивается с проблемой отсутствия четких критериев, по которым определяется эффективность и результативность деятельности государственного служащего, что в свою очередь приводит к несовершенству данной модели, делая нее применение на практики невозможным.

Расчет стажа государственной гражданской службы

Понятие гражданской службы появилось в отечественном законодательстве в 2004 году с принятием соответствующего закона № 79-ФЗ. Сделано это было в целях того, чтобы разграничить этот вид службы от работы в силовых ведомствах и вооруженных силах РФ.

Отныне правильно именовать эту службу государственной гражданской (далее также ГГС). И стаж работы на таких должностях позволяет гражданам претендовать на определенные привилегии. О правилах расчета этого стажа и льготах, на которые могут претендовать лица, имея за плечами определенную продолжительность несения службы, поговорим ниже.

Стаж государственной гражданской службы – что это

Законодатель не дает четкого определения данного термина, предполагая его очевидность. Так, под ним следует понимать тот период времени, в течение которого гражданин осуществлял работу в качестве государственного служащего (далее также ГС).

А вот сама государственная служба определяется ч. 1 ст. 3 упомянутого закона 79-ФЗ: это вид госслужбы, призванной обеспечить исполнение государственных полномочий различными органами федерального и регионального уровня.

Какие привилегии дает

Стаж ГГС влияет на возникновение права получения некоторых гарантий и льгот, предусмотренных законодательством в отношении данной категории работников.

В числе таких привилегий:

  • право на государственное пенсионное обеспечение (ежемесячные денежные выплаты за выслугу лет до наступления общего пенсионного возраста при наличии стажа ГГС в 20 лет с 2026 года или доплата к общей страховой пенсии);
  • получение надбавки в составе ежемесячного денежного содержания ГС за стаж работы;
  • предоставление дополнительного ежегодного отпуска, продолжительность которого напрямую зависит от периода ГГС.

Внимание! Также федеральным законом, подзаконным актом или нормативным документом субъекта РФ могут быть установлены другие гарантии, предоставление которых привязано к определенной продолжительности несения государевой службы. Например, на федеральном уровне таковой в настоящее время выступает поощрение за безупречную и эффективную службу.

Требования к стажу

В общем виде можно обозначить следующие виды деятельности, которые входят в стаж государственной гражданской службы (они приведены в ч. 1 ст. 54 закона 79-ФЗ):

  • замещение государственных должностей, к коим относятся выборные лица, к числу которых можно отнести, например президента или губернатора;
  • несение воинской службы по контракту;
  • работа на должностях федеральной государственной службы иных видов;
  • непосредственно несение гражданской службы в соответствии с контрактом;
  • замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы (их отличие также заключается в наличии трудового контракта или его отсутствии, как это бывает в том случае, если гражданин был избран на должность по результатам выборов).

Указанные перечень не является исчерпывающим, и федеральное законодательство может закреплять иные периоды деятельности, которые составляют ГГС. В частности в дополнение к указанным имеются отдельные утвержденные перечни для расчета длительности ГГС в целях назначения пенсионных выплат или льгот в процессе осуществления служебной (трудовой) деятельности.

В целях расчета права на назначение пенсии за выслугу лет был принят Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1141. Он содержит 20 различных категорий, некоторые из которых подразделяются на подпункты.

В частности, в их числе, помимо перечисленных:

  • периоды работы в прокуратуре или следственном комитете;
  • военная служба, работа в органах МВД, противопожарной службе, наркоконтроле, службе исполнения наказаний;
  • работа в таможне, налоговой полиции;
  • служба в межгосударственных органах (в частности, СНГ, Союзного государства России и Беларуси и т.п.);
  • профсоюзная работа и др.

Для предоставления права на дополнительный отпуск и различные доплаты в ходе несения ГГС применяется другой Указ Президента – от 19.11.2007 № 1532. Он насчитывает 21 пункт, большинство из которых совпадает с указанным выше перечнем.

Важно! В указанном случае ГС может обратиться с заявлением к своему руководителю или в специальную комиссию по стажу, созданной при соответствующем органе, для зачета в период ГГС работы на иных должностях. В том случае, если качества, которые были приобретены по этому месту работы, потребовались ГС на службе, с точки зрения комиссии или работодателя, то она будет учтена.

Для назначения пенсии такие периоды работы также могут быть учтены, но засчитываются они соответствующим органом в случае подачи вместе с заявлением о назначении пенсии по выслуге заявления о таком зачете.

Исчисление стажа государственной службы

Итак, исходя из норм закона, периоды, прямо указанные в законе 79-ФЗ, а также указанные в соответствующих Указах президента, автоматически идут в расчет к государственной гражданской службе.

Хотя на практике требуется решение специально созданной комиссии по стажу. Также в некоторых случаях до 5 лет работы на должностях, не имеющих отношения к ГГС, могут быть засчитаны, но на усмотрение работодателя или специальной комиссии.

Рассмотрим такую ситуацию. Гражданин занимает должность государственной гражданской службы налогового инспектора на протяжении 5 лет. До этого он 2 года работал служащим в избирательной комиссии субъекта РФ, 3 года – специалистом по имуществу в администрации муниципального образования и 5 лет – главным бухгалтером государственного унитарного предприятия.

Время работы налоговым инспектором является ГГС в силу прямого указания соответствующего ФЗ, работа в ИК и местной администрации засчитываются в нее как с точки зрения закона, так и на основании обоих указанных указов.

Кроме того, поскольку работа в налоговой инспекции требует финансовой грамотности и бухгалтерские знания, гражданин вправе обратиться с заявлением о зачете стана работы бухгалтером в ГГС. Поскольку максимальный период ограничивается 5 годами, то все 5 лет могут быть засчитаны. В случае положительного решения стаж ГГС, таким образом, составит 15 лет.

Список документов, необходимых для подтверждения стажа

Законодательство не приводит исчерпывающего перечня документов, которые могут подтверждать ГГС, но содержит некоторые примеры.

В частности, таковыми документами могут служить:

  • трудовая книжка (по сути, основной документ);
  • трудовые и служебные контракты (договоры);
  • военный билет;
  • справки из военного комиссариата;
  • справочные документы из архивных организаций или от бывших работодателей и т.д.

Справка! В том случае, если в стаж ГГС включались иные периоды (до 5 лет), то необходимо сохранить решение соответствующей комиссии или руководителя органа, уполномоченного на принятие решения.

Резюмируя, отметим, что продолжительность ГГС напрямую влияет на возникновение у служащих права на получение целого ряда гарантий и льгот. Для получения льготного пенсионного обеспечения, дополнительных трудовых гарантий, связанных с размером денежного содержания и продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска, необходимо иметь определенный стаж.

В зависимости от вида доп. гарантий подтверждение его продолжительности может осуществляться различными документами, включая трудовую книжку, трудовые контракты, решения соответствующих комиссий и органов и зачете периода работы в стаж ГГС и др.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме статьи:

Новые требования к стажу для замещения должностей государственной гражданской службы

Президентом Российской Федерации определены новые квалификационные требования к стажу, необходимому для замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Это сделано путем издания Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы».

Принципиально сама продолжительность стажа осталась без изменений. В соответствии с п. 1 Указа от 16.01.2017 № 16 теперь требуется для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

По сравнению с действовавшим ранее Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2005 № 1131 изменения здесь носят только редакционный характер.

Во-первых, было исключено указание на стаж государственной службы иных видов. Однако принципиального значения это не имеет, поскольку в соответствии с п. 3 того же Указа от 16.01.2017 № 16 при исчислении стажа государственной гражданской службы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы в указанный стаж включаются периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов, государственных должностей, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы и иных должностей в соответствии с федеральными законами. Соответственно, при определении стажа государственной гражданской службы, необходимого для замещения конкретной должности гражданской службы, в него, по-прежнему, должны включаться периоды замещения должностей государственной службы иных видов.

Во-вторых, в п. 1 Указа от 16.01.2017 № 16 появилось указание на учет стажа работы не только по специальности, но и по направлению подготовки. Это связано с действующими нормами законодательства об образовании, согласно которым профессиональное образование может быть получено как по определенным специальностям (среднее профессиональное образование; специалитет), так и по направлениям подготовки (бакалавриат, магистратура).

Новый указа также, как и действовавший ранее устанавливает сокращенную продолжительность стажа, требуемого для замещения ведущих должностей государственной гражданской службы – 1 год для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома.

Новеллой Указа от 16.01.2017 № 16 является определение правил исчисления стажа работы по специальности, направлению подготовки в зависимости от полученного образования. Появление ее обусловлено изменениями, внесенными в 2016 году в ст. 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которым для замещения должностей государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя может вводиться дополнительное квалификационное требование – к специальности, направлению подготовки (ч. 1 ст. 12). Если такое требование для должности гражданской службы введено – оно подлежит включению в должностной регламент (ч. 7 ст. 12).

Соответственно, при исчислении стажа по специальности, направлению подготовки кадровым службам государственных органов теперь надлежит учитывать установлено ли для конкретной должности гражданской службы квалификационное требование к специальности, направлению подготовки или нет.

В первом случае при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж должны включаться периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (федеральным государственным гражданским служащим) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки. Во – втором — включаются все периоды работы гражданина (федерального государственного гражданского служащего), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности федеральной государственной гражданской службы, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения должности федеральной государственной гражданской службы (другими словами: документа о наличии высшего либо среднего образования без учета его направленности).

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации с учетом положений Указа от 16.01.2017 № 16.

Время чтения: 3 минут(ы)

Как ни странно, мало кто из государственных гражданских служащих знает, что имеет право на досрочный выход на пенсию. Однако такая возможность существует: закон исчисляет стаж государственной гражданской службы по особым правилам, которые отличаются от тех, что регулируют расчет стажа обычного работника.

Что такое стаж государственной гражданской службы?

Под государственной службой понимают особый вид профессиональной деятельности граждан России на установленных законодательством должностях. Она бывает двух видов:

  • федеральная госслужба (включает службу в вооруженных силах, полиции, национальной гвардии, прокуратуре);
  • федеральная государственная гражданская служба (это служба в налоговых органах, Роспотребнадзоре, ФССП, аппаратах судов, Росстате; также к ней приравнивают службу в органах субъектах федерации и муниципалитетах).

Стаж государственной гражданской службы – это общая продолжительность замещения гражданином должностей госслужбы. Такое определение дает статья 54 Федерального закона «О государственной гражданской службе». Кроме того, отдельные вопросы, касающиеся него, урегулированы Федеральным законом «О пенсионном обеспечении».

Продолжительность госслужбы влияет на целый ряд особенностей обеспечения служащего денежным довольствием и на режим труда и отдыха. Вот что определяется исходя из него.

  • Размер надбавки к должностному окладу. Если общая продолжительность работы от одного года до пяти лет, она будет составлять 10% оклада, если от пяти до десяти лет – 15%, от десяти до пятнадцати – 20%, а если гражданин проработал на различных должностях госслужбы свыше пятнадцати лет, то надбавка будет равна 30%.
  • Размер премий. Действующее российское законодательство предусматривает выплату госслужащим денежных поощрений за безупречно выполненную работу, а также за выполнение особо сложных задач. Чем больше времени они проработали, тем больше размер таких выплат.
  • Продолжительность отпуска. Гражданские служащие имеют право на отпуск, который составляет тридцать календарных дней. Однако за стаж этой категории работников полагаются дополнительные оплачиваемые дни к отпуску. Градация здесь напоминает градацию надбавок к окладу: за выслугу от одного года до пяти лет к отпуску прибавляют один день, от пяти до десяти лет – пять дней, от десяти до пятнадцати лет – неделю, при выслуге пятнадцать лет и более – десять календарных дней.
  • При большой выслуге лет повышается шанс получить статус ветерана труда. Как правило, для этого требуется заработать одну из ведомственных наград, которые вручаются за длительную работу в одной государственной организации. Звание «Ветеран труда» дает его обладателю право досрочного выхода на пенсию и предоставляет некоторые льготы.

Что входит в стаж государственной службы?

В соответствии с положениями части 1 статьи 54 Федерального закона «О государственной гражданской службе» и нормами указа Президента от 20 сентября 2010 года № 1141 в стаж гражданской службы входит:

  • время прохождения госслужбы других разновидностей (военная служба, работа в прокуратуре, полиции, некоторых других ведомствах);
  • работа на государственных должностях федерального и регионального уровня (например, на должности губернатора, депутата);
  • работа на должностях гражданской службы регионов;
  • выполнение обязанностей судьи любого уровня;
  • работа на муниципальных должностях;
  • работа на профсоюзных должностях;
  • труд в межгосударственных органах, обеспечивающих функционирование Содружества независимых государств;
  • работа на государственных должностях и прохождение госслужбы в период существования СССР.

Какие-либо иные квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы не установлены.

Как производится расчет?

Стаж госслужбы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, определен приложением № 2 к Федеральному закону «О пенсионном обеспечении». По состоянию на 2019 года он равен 16 годам и 6 месяцам. Однако до 2025 года его планируют постепенно увеличить. Так, после завершения увеличения в 2026 году он составит двадцать лет. При этом необходимо соблюсти ряд условий:

  • после того, как служащий отработает необходимое количество лет, он должен быть уволен только по положительным основаниям (например, по соглашению с нанимателем);
  • на одной должности гражданин должен проработать не менее года.

В стаж входит срок всех периодов работы на гражданских должностях госслужбы. Исчисление такого стажа и выплата пенсий гражданским служащим – обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Какие документы необходимы для подтверждения?

Подтверждать время работы в госорганах для получения дополнительных дней к отпуску или надбавок к окладу не нужно – за работника это сделает кадровое подразделение. А вот для досрочного выхода на пенсию придется доказывать свою выслугу. Вот с помощью каких документов это можно сделать:

  • копия служебного контракта;
  • копия трудовой книжки;
  • выписка из лицевого счета Пенсионного фонда;
  • справка из кадрового подразделения ведомства, где работал человек;
  • свидетельские показания.

Следует отметить, что даже при наличии необходимого стажа Пенсионный фонд неохотно назначает госслужащим пенсию за выслугу лет. Нередко приходится доказывать свое право на нее в судебном порядке или подавать жалобу в вышестоящее подразделение Пенсионного фонда.

Подробнее узнать о выходе на пенсию по выслуге лет с гражданской службы можно из этого видео:

Таким образом, для госслужащих установлено особое исчисление времени работы, которое влияет на несколько обстоятельств. Так, от него зависит продолжительность отпуска и надбавки к окладу. Кроме того, работник вправе досрочно выйти на пенсию. Решение о ее назначении принимает Пенсионный Фонд.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку: 1 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *