Требования безопасности при работе на бульдозере

Требования техники безопасности при работе на бульдозере

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5

К работе на бульдозере допускается машинист, достигший 18 лет, прошедший соответствующее обучение и имеющий удос­товерение, подтверждающее это.

При работе машинист обязан соблюдать следующие правила:

1. Перед запуском двигателя необходимо поставить рычаг коробки пере­дач в нейтральное положение, а машину затормозить стояночным тор­мозом.

2. Запрещается оставлять машину с работающим двигателем без присмот­ра. При необходимости отлучиться от машины двигатель необходимо заглушить и включить стояночный тормоз.

3. Нельзя оставлять машину на уклонах и приближаться к откосам насы­пи или выемки, во избежание их обрушения.

4. Во время работы посторонним лицам запрещено находиться в кабине.

5. Во время работы с заглубленным отвалом запрещает­ся делать повороты машины.

6. В случае сброса грунта под откос или засыпки траншей поперечным ходом нельзя выдвигать отвал за край насыпи, так как это может при­ вести к сползанию бульдозера.

7. При заднем ходе бульдозера отвал должен быть приподнят.

8. Снятие или установку сменного и дополнительного оборудования, а так­ же другие тяжелые работы должны выполнять не менее двоих рабочих.

9. Запрещается во время работы бульдозера удалять из-под отвала случай­ но попавшие предметы.

10. Запрещается регулировать, исправлять и смазывать бульдозер на ходу или при работающем двигателе.

11. Запрещается работать на неисправной машине.

12. При работе с аккумулятором нужно остерегаться попадания электролита на тело, одежду и обувь.

13. Техническое обслуживание и ремонт бульдозера нужно проводить толь­ ко после полной остановки двигателя.

14. Необходимо использовать исправ­ные инструменты, предусмотренные нормативами.

15. Запрещается наращи­вать гаечные ключи трубами или бить молотком по ключу.

16. Не производить сварочные работы на трубопроводах, подсоединенных к гидравлическому приводу.

17. Во время работы бульдозера не производить разработку грунта при продольном уклоне свыше 30°.

18. Не подтягивать гайки гидропривода, находящегося под давлением.

19. Не делать перекос при максимально поднятом или опущенном отвале.

20. Перед разработкой грунта получить сведения об отсутствии на площадке подземных коммуникаций.

21. Запрещается производить максимальный подъем отвала при его максимальном перекосе во избежание поломки гидроцилиндров.

При производстве любых работ уклоны на подъемы и спусках, а также крены в поперечном направлении не могут превышать предельных значений, указанных заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации. Обычно эти значения не превышают для подъемов 25, спусков 35, для боковых кренов 12-15.

При сбросе грунта под откос поперечными ходами нельзя выдвигать отвал за край насыпи, так как в этом случае машина может сползти вниз. При движении бульдозера вдоль откоса или насыпи его ходовая часть не должна выходить за их края. Такие же требования соблюдают при засыпке траншей поперечными, косыми и продольными ходами бульдозера. Нарушение этих правил может вызвать обрушение стенок траншеи и сползание в неё всей машины.

Высота перемычек между траншеями при производстве любых работ траншейным способом не должна превышать высоту отвала, так как в противном случае возможно случайное обрушение грунта .

Сбрасывать грунт под откос методом работы через вал следует без заезда ходовой частью на разрыхленный грунт, находящийся за краем откоса, иначе вместе с рыхлым грунтом машина может сползти вниз по откосу.

При работе на косогорах следует создавать небольшой (3-7) обратный уклон полки или террасы, что исключит возможность сползания трактора по склону или обрушения края разработанной полки или террасы вниз.

Расчищать местность от кустарника и мелколесья, а также сооружать пионерные дороги и пробивать трассы следует с большой осторожностью, так как при выполнении таких работ возможно повреждение радиатора, кабины, облицовки и других узлов базового трактора деревьями, корнями и другими препятствиями.

При корчевке пней и удалении крупных камней возможны наезд на корчуемый предмет поддоном картера двигателя, корпусами заднего моста и бортовых передач и их повреждение, что особенно опасно при отсутствии защитных кожухов снизу.

По той же причине опасно работа бульдозера на разработке взорванных и разрыхленных скальных пород. При этом особенно надо следить за тем, чтобы отдельные камни не попадали между отвалом, брусьями и ходовой частью и остовом базовой машины, а также между отдельными узлами и деталями ходовой части.

При валке деревьев после того, как дерево начало наклоняться, бульдозер останавливают, отводят назад, подводят отвал под корневую систему дерева и продолжают операцию валки одновременным действием напорного усилия базовой машины и подъемного усилия на отвале. В противном случае корни падающего дерева, попав под трактор могут повредить его или даже опрокинуть. При валке дерева от ударов могут обломиться крупные сучья, поэтому эту операцию выполняют с той стороны, где такие сучья отсутствуют.

Работы в воде можно производить при глубине, не выше указанной в инструкции заводом-изготовителем. Обычно эта глубина равна высоте гусеницы или радиусу колеса. При большей глубине вода может попасть внутрь отдельных узлов базового трактора.

Контакт бульдозерного отвала с буфером скрепера для толкания его при наборе следует производить на передаче, близкой к скорости движения скрепера. В противном случае возможно повреждение конструкций обеих машин. При толкании недопустимо движении бульдозера под углом к скреперу, так как при этом возможно повреждение конструкции скрепера и его шин ножам и отвала бульдозера. Нельзя вывешивать бульдозер на буфере скрепера, так как это перегружает конструкцию скрепера.

Загружать бульдозером транспортные средства с помощью лотков и эстакад следует постепенно, учитывая, что падение большой массы грунта или какого-либо материала в кузов автомашины может вызвать её повреждение.

Инструкция по охране труда для машиниста бульдозера

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Машинистом бульдозера может работать работник, достигший 18 лет, пригодный по состоянию здоровья, прошедший профессиональное обучение по утвержденной программе, получивший необходимые практические навыки по управлению и обслуживанию бульдозера, имеющий удостоверение на право управления бульдозером.

1.2. При поступлении на работу машинист бульдозера должен пройти предварительное медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности по утвержденной программе. Периодические медицинские осмотры машинист бульдозера обязан проходить в сроки, установленные нормативными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

1.3. Перед допуском к работе машинист бульдозера должен пройти первичный инструктаж на рабочем месте в объеме инструкций по охране труда по профессии и стажировку на рабочем месте ( не менее 2-х смен) под руководством опытного машиниста бульдозера для приобретения необходимых практических навыков по управлению бульдозером. Допуск машиниста бульдозера к самостоятельной работе после проверки знаний по безопасности труда оформляется записью в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

1.4. Первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктажи по безопасности труда должен проводить непосредственный руководитель работ. Повторный инструктаж на рабочем месте машинист бульдозера должен проходить один раз в 3 месяца. Проведение инструктажей регистрируется в журнале установленной формы с обязательной подписью инструктируемого машиниста бульдозера и руководителя работ, проводившего инструктаж.

1.5. Периодическую проверку знаний по безопасности труда машинист бульдозера должен проходить один раз в 12 месяцев. Поверка знаний должна проводиться комиссией (в составе не менее трех человек), назначенной приказом руководителя предприятия. Результаты проверки знаний безопасных методов труда оформляются протоколом и записью в удостоверении.

1.6. Машинист бульдозера обязан соблюдать трудовую дисциплину: на территории предприятия и в местах производства работ запрещается употреблять спиртные напитки и находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Время начала и окончания работы и продолжительность смены предусмотрены Правилами внутреннего трудового распорядка или графика сменности.

1.7. Машинист обязан помнить, что при несоблюдении требований настоящей Инструкции и Инструкции предприятия – изготовителя по эксплуатации бульдозера при проведении работ могут возникнуть опасности:

  • отравление организма антифризом и отработавшими газами;
  • травмирование движущимся транспортом и механизмами;
  • травмирование при соприкосновении с вращающимися узлами и деталями бульдозера (вал, муфта, шкив, клиноременная передача и др.).
  • химический ожог электролитом аккумуляторной батареи;
  • термический ожог нагретыми узлами двигателя бульдозера;
  • травмирование людей, находящихся в опасной зоне во время работы бульдозера.

На машиниста бульдозера в процессе работы могут воздействовать вредные и неблагоприятные производственные факторы:

  • повышенные уровни шума и вибрации;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток.

1.8. Машинист бульдозера обязан знать:

  • производственную инструкцию, а также инструкцию предприятия-изготовителя по эксплуатации бульдозера;
  • устройство бульдозера, назначение его механизмов и приборов;
  • приемы безопасной работы, а также владеть навыками, необходимыми для управления механизмами бульдозера и ухода за ними;
  • ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей бульдозера;
  • назначение и применение первичных средств пожаротушения;
  • способы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.

1.9. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисту бульдозера должны быть выданы бесплатно на установленные сроки носки следующие средства индивидуальной защиты:

  • полукомбинезон (костюм) хлопчатобумажный;
  • рукавицы комбинированные;
  • ботинки кожаные (или сапоги юфтевые)

На наружных работах зимой дополнительно:

  • куртка и брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке, валенки.

1.10. В целях предупреждения пожаров и загораний соблюдать требования Инструкции о мерах пожарной безопасности. Следить за сохранностью огнетушителя, установленного в кабине бульдозера. Работы с применением открытого огня (пользование паяльной лампой, факелом), пожароопасные работы (окрасочные и с горючими материалами), огневые работы (электросварочные и газопламенные) разрешается производить в местах, безопасных в пожарном отношении.

Запрещается мыть (протирать) двигатель бульдозера легковоспламеняющимися и горючими жидкостями (бензин, керосин). Не допускается находиться вблизи открытого огня в спецодежде, загрязненной горюче-смазочными материалами, во избежание ее воспламенения.

В производственных и административно-бытовых зданиях курить разрешается в специально отведенных пожаробезопасных местах.

При обнаружении пожара на предприятии нужно немедленно сообщить об этом в пожарную охрану, принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения и сохранности материальных ценностей. Принять меры для вывоза к месту пожара должностного лица.

1.11. При получении другим работником травмы (ушиб, порез, кровотечение, перелом, поражение электрическим током и д.р.) нужно, прежде всего, освободить пострадавшего от травмирующего фактора (остановить оборудование, отключить электроустановку и д.р.) и оказать первую доврачебную помощь. Первая доврачебная помощь должна оказываться пострадавшему немедленно и, по возможности, непосредственно на месте происшествия.

О несчастном случае необходимо сообщить руководителю работ, который обязан после оказания первой помощи доставить, при необходимости, острадавшего в медицинское учреждение (здравпункт, больницу). Обеспечить , по возможности сохранность обстановки места происшествия без изменений до расследования комиссией предприятия обстоятельств причин несчастного случая.

1.12. Машинист бульдозера обязан соблюдать требования производственной санитарии и личной гигиены:

  • своевременно сдавать в стирку, химчистку загрязненную спецодежду;
  • спецодежду хранить отдельно от личной верхней одежды;
  • после окончания работы и перед приемом пищи вымыть руки с мылом;
  • для предупреждения кожных и других заболеваний при загрязнении тела вредными веществами необходимо после работы принять душ.

1.13. Машинист отвечает за безопасную эксплуатацию бульдозера. За нарушение требований настоящей Инструкции машинист бульдозера несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Росси в зависимости от характера и последствий допущенных нарушений.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Машинист перед началом работы обязан:

  • осмотреть бульдозер и убедиться в исправности узлов, рычагов управления и системы тормозов, в наличии и надежности крепления ограждений вращающихся частей и узлов, в отсутствии течи топлива, масел, охлаждающей жидкости в исправности сигнала и приборов освещения, в наличии огнетушителя и аптечки;
  • очистить кабину, гусеницы от грязи, а зимнее время от снега;
  • проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений;
  • заправить двигатель маслом, охлаждающей жидкостью;
  • проверить тормоз лебедки, гидросистему масляного насоса;
  • заправить бульдозер топливом.

2.2. Перед запуском двигателя убедиться в том, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении. При запуске двигателя пусковой рукояткой все пальцы руки необходимо располагать с одной стороны рукоятки. Запрещается брать рукоятку в обхват, а также стоять на гусенице бульдозера во время запуска двигателя.

2.3. Перед выездом на объект производства работ машинист должен:

  • проверить наличие при себе удостоверения машиниста;
  • получить путевой лист (наряд) с отметкой механика о технической исправности бульдозера;
  • получить точный маршрут движения.

2.4. Перед началом движения машинист обязан посмотреть и убедиться , что вблизи бульдозера нет людей, путь свободен и на гусеницах бульдозера нет неубранных предметов, подать предупредительный сигнал.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. На объекте работ перед засыпкой траншеи (котлована, пазухи) машинистобязан лично убедиться в отсутствии в них людей, оставленного оборудования или инструмента. При перемещении грунта машинист не должен допускать поворотов бульдозера с загруженным отвалом. Нельзя выдвигать отвал бульдозера за край откоса траншеи или котлована.

3.2. Перемещать грунт под уклон разрешается при крутизне спуска не более 25градусов, преодолевать подъем разрешается при продольном уклоне местности не более 30градусов. Машинисту не разрешается производить работы при уклоне местности (продольном или поперечном), превышающем допустимые значения для данного бульдозера, указанные в инструкции по эксплуатации завода-изготовителя. Нельзя производить работы с открытыми дверцами бульдозера.

3.3. Спуск бульдозера под уклон необходимо производить только на первой передаче. При остановке на уклоне следует затормозить бульдозер тормозом. Во избежание опрокидывания или сползания бульдозера машинист должен избегать резких поворотов на крутых косогорах, высоких насыпях.

3.4. При разработке грунта несколькими бульдозерами необходимо выдерживать интервал бульдозерами не менее 20м, при разъездах держаться правой стороны, сохраняя при этом расстояние не менее 2м.

3.5. При работе бульдозера выдерживать расстояние по горизонтали от края гусениц до основания откоса, указанные в таблице:

Глубина выемки, м Расстояние (м) от основания откоса до ближайшей гусеницы бульдозера, при грунте
песчаном супесчаном суглинистом глинистом
1 1,5 1,25

2,4

3,6

4,4

5,3

1

3,25

4,75

1

1,5

1,75

3,5

3.6. Не разрешается передвижение и работа бульдозером в пределах призмы обрушения грунта, а также при сбрасывании грунта под откос или засыпке глубоких рвов, траншей и котлованов.

3.7. Открывать бульдозером котлованы или траншеи с вертикальными стенками без крепления разрешается при отсутствии вблизи подземных сооружений на глубину не более:

1,0м – в насыпных, песчаных и гравийных грунтах;

1,25м – в супесях;

1,5м – в суглинках и глинах;

2,0м – в особо плотных грунтах.

Приведение глубины действительны для грунтов с естественной влажностью, не нарушенной структурой и при отсутствии грунтовых вод.

3.8. Производить разработку грунта на глубину более 0,5м вблизи опоры линии электропередачи либо в зоне расположения подземных коммуникаций (кабельные линии электропередачи, трубопроводы, кабельные линии связи и д.р.) разрешается только при наличии наряда-допуска. Не разрешается разработка грунта бульдозером ближе 5м от электрокабелей, находящихся под напряжением, производство земляных работ в зоне действующих подземных коммуникаций следует осуществлять под непосредственным руководством прораба или мастера, а в охранной зоне кабелей, находящихся под напряжением, или действующего газопровода, кроме того под наблюдением работников электро- или газового хозяйства.

3.9. Разработка грунта бульдозером вблизи линии электропередачи, находящейся под напряжением, разрешается только при наличии наряда-допуска с указанием в нем допустимых расстояний по горизонтали и вертикали от бульдозера до ближайшего провода линии электропередачи.

3.10. При обнаружении взрывоопасных материалов или не указанных в задании на производство земляных работ инженерных коммуникаций (трубопроводы, кабели и д.р.) земляные работы нужно немедленно прекратить до получения разрешения от соответствующих органов.

3.11. Котлованы и траншеи, разрабатываемые на улицах, проездах, во дворах населенных пунктов, а также в местах, где происходит движение людей или транспорта, должны быть ограждены защитными ограждением.

3.12. В темное время суток место производства работы бульдозером должно быть освещено. При плохом освещении места работы, сильном снегопаде или тумане работа должна быть прекращена.

3.13. Не разрешается работать бульдозером в воде при глубине более 0,5м на любом грунте и во всех случаях на глинистом грунте в дождливую погоду.

3.14. Бульдозер необходимо остановить, если перед отвалом встретится препятствие, которое бульдозер не может преодолеть.

3.15. При необходимости произвести очистку отвала бульдозера нужно отвал опустить на землю.

3.16. Буксировать или вытаскивать бульдозером застрявшие машины и механизмы разрешается на жесткой сцепке. Трос можно применять при условии, что стекло кабины защищено решеткой или проволочной сеткой.

3.17. При работе бульдозера в комплексе с экскаватором должна быть обеспечена согласованность. Не допускается нахождение бульдозера в радиусе действия стрелы экскаватора.

3.18. Машинисту бульдозера не разрешается:

  • передавать управление бульдозером другому лицу;
  • оставлять без присмотра бульдозер с работающим двигателем;
  • перевозить в кабине бульдозера посторонних лиц;
  • выходить из кабины во время движения бульдозера;
  • находиться под поднятым отвалом бульдозера, если отвал не уложен подставку;
  • оставлять бульдозер на время стоянки на уклоне;
  • хранить в кабине бульдозера посторонние предметы.

3.19. При передвижении бульдозера из одного пункта в другой машинист обязан:

  • поднять отвал на высоту, обеспечивающую хорошую видимость и в поднятом положении надежно закрепить;
  • передвигаться только передним ходом;
  • следить за тем, чтобы нож отвала не врезался и не задевал столбы, конструкции зданий, сооружений и др.;
  • пересекать железнодорожные пути только на действующем переезде;
  • при вынужденной остановке бульдозера на проезжей части дороги оградить бульдозер знаками аварийной остановки, предусмотренными Правилами дорожного движения.

3.20. При перевозке бульдозера на трейлере машинист обязан:

  • перед погрузкой очистить бульдозер от грязи;
  • производить погрузку бульдозера только на первой передаче;
  • установить бульдозер на трейлер так, чтобы ось его движения совпала с продольной осью трейлера;
  • закрепить бульдозер упорами, установленными под гусеницы и растяжками.

Во время перевозки бульдозера на трейлере машинисту запрещается находиться в кабине бульдозера.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Машинист обязан немедленно остановить бульдозер:

  • в случаях, предусмотренных в инструкции завода-изготовителя;
  • при появлении стуков, ударов в двигателе или обнаружении неисправностей, которые могут привести к аварии;
  • при возникновении искрения и загорания в электрооборудовании;
  • при появлении гари или дыма из двигателя;
  • при возникновении пожара;
  • при обнаружении опасности обрушения грунта на месте работы

принять меры к устранению создавшейся аварийной ситуации.

4.2. При аварии бульдозера машинист обязан обеспечить сохранность обстановки аварии без изменений до расследования комиссией предприятия обстоятельств и причин аварии. Об аварии сообщить руководителю работ.

4.3. При получении травмы, отравлении или внезапном заболевании машинист должен по возможности сообщить об этом руководителю работ, который обязан организовать пострадавшему первую доврачебную помощь, при необходимости доставить пострадавшего в медицинское учреждение (здравпункт, больницу, медсанчасть).

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Машинист обязан поставить бульдозер на базу или стоянку, опустить отвал бульдозера на землю, заглушить двигатель и привести его в состояние, исключающее запуск двигателя посторонними лицами.

5.2. Проверить техническое состояние бульдозера, мелкие неисправности устранить самому, а о больших сообщить механику.

5.3. Очистить бульдозер от грязи и грунта, подтянуть болты, смазать трущиеся части.

5.4. В холодное время года спустить воду из системы охлаждения двигателя.

5.5. Сообщить непосредственному руководителю о всех замеченных нарушениях во время работы

и выявленных неисправностях бульдозера.

5.6. Снять спецодежду и спецобувь, очистить от загрязнений и убрать на хранение в предназначенное место.

5.7. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ.

Скачать образец документа

Не нашли нужный документ? Закажите его разработку!

Разработка документации по охране труда на заказ

Категория: Бульдозеры, скреперы и грейдеры
Публикация: Бульдозерные работы
Читать далее:
Бульдозерные работы

Разработка и перемещение грунта

Производительность бульдозера зависит от количества грунта, перемещаемого отвалом, от продолжительности цикла и потерь грунта при транспортировании.

Работа бульдозера состоит из опускания и заглубления ножа отвала, резания грунта и накапливания его на отвале, перемещения грунта, разгрузки и возвращения бульдозера в исходное положение.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Резание грунта (рис. 42). В начале резания на отвале нет гоунта и все толкающее усилие расходуется только на резание; поэтому можно сразу заглублять отвал бульдозера на большую гтубину. По мере накопления грунта на отвале и увеличения сопротивления его перемещению следует постепенно выглублять отвал, чтобы двигатель не заглох. Резание и перемещение грунта производят обычно при движении на первой передаче.

Резать грунт следует при движении под уклон, чтобы использовать силу тяжести машины. Во время подъема машина должна работать на холостом ходу. При этом можно использовать рельеф местности, сохраняя выгодный уклон забоя на претяжении рабочего хода бульдозера.

Рис. 42. Схема работы бульдозера:
а — начало резания грунта, б — резание и перемещение грунта, в — перемещение; 1 — отвал, 2 — срезаемая стружка 3 — грунт на отвале

При работе в плотных грунтах кож отвала заглубляется очень медленно. Чтобы ускорить заглубление и наполнение отвала и тем самым увеличить производительность бульдозера, грунт предварительно разрыхляют. Для этого, кроме рыхлителей и кирковщиков, используют зубья, прикрепляемые на петлях к тыльной стороне отвала бульдозера. При движении машины задним ходом зубья (рис. 43) заглубляются в грунт и разрыхляют его. Это повышает производительность бульдозера до 30%. При движении вперед и резании грунта ножом отвала зубья благодаря своей шарнирной подвеске отключаются.

При резании следует как можно быстрее заглублять нож, чтобы снимать стружку при максимальной загрузке двигателя.

Острый нож при большом заднем угле резания быстро заглубляется; тупой нож заглубляется плохо или не заглубляется вовсе. Целесообразно начинать резание с уступа, оставшегося после предыдущих заглублений.

Усилие, затрачиваемое на резание растительного слоя суглинка или глины, для бульдозера снижается с уменьшением угла резания. Практически можно отрегулировать угол резания в пределах 40—45° путем уменьшения длины тяг. Однако следует учитывать, что при такой установке отвала уменьшается его полезная высота, сокращается количество перемещаемого бульдозером грунта, уменьшается задний угол и ухудшаются условия, заглубления ножа.

Перемещение грунта. Эта операция сопровождается значительными потерями грунта. С целью сохранения его на отвале грунт перемещают только на первой передаче.

Перемещение грунта на небольшие расстояния целесообразно выполнять челночным движением, т. е. после отсыпки грунта машина должна возвращаться задним ходом. При этом способе не затрачивается время на повороты и лучше сохраняется ходовая часть трактора, интенсивно изнашивающаяся при поворотах.

Рис. 43. Рыхлительные зубья на бульдозере:
а — общий вид отвала с зубьями, б — креплений зуба к отвалу; 1 — отвал, 2 — шарнирное крепление зубьев, 3 — зубья, 4 — зуб в нерабочем положении

Движение восьмеркой рекомендуется при двусторонней разработке выемки. При движении восьмеркой резание и перемещение грунта выполняется под уклон и число поворотов трактора сокращается.

Нож отвала при перемещении грунта должен находиться на уровне гусениц. Однако если грунт перемещается по местности, подлежащей разработке, нож следует несколько заглубить, чтобы срезанный грунт восполнял потери.

Для сокращения потерь грунта, если это возможно, следует транспортировать его по одному и тому же следу. Грунт, сваливающийся с отвала, образует по бокам валики, препятствующие потере грунта при последующих проходах (рис. 44). Большое количество грунта целесообразно перемещать на значительные расстояния по траншее. Боковые стенки траншеи препятствуют потере грунта. Кроме того, стенки траншеи позволяют значительно увеличивать количество грунта, перемещаемого отвалом.

Если необходимо транспортировать грунт на большие расстояния, то для сохранения высокой производительности его сначала перемещают на 20—50 м. Затем этот грунт перемещают еще на такое же расстояние, и так делают до места назначения. При таком способе бульдозер каждый раз движется с полностью загруженным отвалом. Если же транспортирорать грунт сразу на 100—200 м, то при подходе бульдозера к месту назначения отвал окажется почти пустым.

Таким же способом выгодно перемещать грунт под откос, для чего нужно сделать несколько проходов и накопить побольше грунта. При этом грунт каждого последующего прохода следует переваливать через ранее накопившийся грунт, затем образовавшуюся кучу столкнуть за один проход. При таком способе экономится время, обычно расходуемое на осторожное и медленное сталкивание грунта и движение у края откоса.

Потери перемещаемого грунта будут незначительны при одновременной работе двух-трех бульдозеров. Бульдозеры идут рядом и их отвалы перемещают общую кучу грунта. Потери грунта происходят только у наружных стенок отвалов этих бульдозеров.

Грунт перемещается при неполностью загруженном двигателе. С целью увеличения количества грунта, транспортируемого бульдозером, его оснащают уширителями или открылками. Производительность при этом повышается в два раза.

Рис. 44. Перемещение грунта:
а — перемещение грунта бульдозером в траншее, б, в — заполнение отвала буль, дозера грунтом при перемещении по поверхности и траншее, г — одновременное перемещение грунта двумя бульдозерами

По способу крепления к отвалу различают, болтовые или шарнирные открылки. Последние удерживаются от вращения тягами (рис. 45).

Рис. 45. Открылки:
а — схема шарнирного крепления открылков, б — положение открылков при работе в легких грунтах, в — то же, в средних, г —в тяжелых; 1 — открылки, 2 — отвал бульдозера, 3 — тяги, 4 — петли, 5 — трактор

Крепление открылков на шарнирах исключает возможность поломки отвала бульдозера. В случае временной перегрузки может пострадать тяга крепления открылка, встретившего непреодолимое препятствие, а не отвал бульдозера. Следует иметь запасные тяги, что позволит- легко выполнить необходимый ремонт.

Рис. 46. Отсыпка грунта в насыпь:
а — при сооружении насыпи «с головы», б — послойная отсыпка, в — отсыпка насыпи высотой до 1м, г — отсыпка насыпи высотой до 3 м

Отсыпка грунта и насыпь

В зависимости от характера выполняемой работы эту операцию осуществляют различными способами.

Отсыпку насыпи «с головы» (рис. 46,а) применяют при постройке насыпи в заболоченной местности, при подходе к мостам и путепроводам, во всех тех случаях, когда послойная отсыпка с одновременным послойным уплотнением затруднена.

Послойная отсыпка (рис. 46,6) позволяет возводить более качественные насыпи. Толщину отсыпаемого слоя регулируют, изменяя высоту установки ножа.

Насыпи высотой до 1 м сооружают при движении гусениц бульдозера по нетронутому грунту. Транспортируемый грунт может быть поднят отвалом бульдозера (рис. 46,8 и г). Грунт поднимают и укладывают в насыпи высотой более 1 м при подъеме отвала и самого бульдозера на насыпной грунт.

Планировка грунта

Грунт планируют бульдозером (рис. 47), отвал которого устанавливают на высоте гусениц или несколько ниже. Движущийся отвал с ножом срезает бугры и засыпает впадины. При этом на отвале должно находиться некоторое количество грунта, но не более половины возможной загрузки, так как при большем количестве грунта трудно регулировать глубину резания.

Рис. 47. Планировка грунта при движении вперед и назад

Планировка выполняется параллельными проходами в обе стороны. Часть высоты отвала (примерно 0,5 м) должна находиться над спланированной площадью.

Рис. 48. Схема движения бульдозера для определения его производительности при планировке

Выравнивание грунта, особенно малосвязного, выполняется при движении бульдозера задним ходом. Отвал собственным весом разравнивает и несколько уплотняет грунт.

Планировка откосов может быть также выполнена бульдозером с откосником (рис. 49). Отвал откосника 2 крепят к отвалу бульдозера. При планировке трактор идет вдоль откоса. При этом отвал откосника срезает выступы и засыпает впадины. Грунт, оставшийся на отвале, постепенно сдвигается вниз, переходит на отвал бульдозера и разравнивается.

Нужно следить, чтобы грунт, срезанный отвалом откосника, откладывался ровным слоем под обе гусеницы трактора, иначе трактор наклонится и заданный угол откоса несколько изменится. Разметку планируемого откоса следует делать по верху насыпи, устанавливая колышки, как показано на рисунке. Если отвал откосника не достигает колышков, его надо удлинить. Для этого на конце отвала прикрепляют болтами или сваркой металлическую планку.

Рис. 49. Планировка откосов бульдозером с откосником:
а — поперечное сечение насыпи, б — вид места работы сверху, в — разметка откоса; 1 — насыпь, 2 — откосник, 3 — отвал бульдозера, 4 — трактор, 5 — колышек

Откосник в течение часа планирует 2000 м откоса насыпи высотой до 1 м или 1000 м откоса насыпи высотой 2 м.

Движение бульдозера с откосником на высоких скоростях недопустимо, поэтому при перемещении с одного объекта работы На ДРУГОЙ на расстояние более 5 км откосник снимают.

При использовании откосника полностью исключается ручной труд на планировке откосов. Количество рабочих значительно сокращается, а стоимость работ снижается.

Засыпка траншей

Небольшие траншеи можно засыпать поперечно-челночным движением бульдозера. Такой способ показан на рис. 50,а и б— движение вперед обозначено сплошной линией, движение назад — пунктирной.

Рис. 50. Способы засыпки траншей бульдозером:
а и б — при движении машины поперек траншеи, в — вдоль траншеи, г, д, е — под углом 45°; 1, 2, 3 и т. д. — последовательность работ

Траншею целесообразно засыпать универсальным бульдозером, который перемещается вдоль нее, а грунт перемещается по отвалу в сторону траншеи (рис. 50, б). Эту работу можно выполнять также бульдозером с неповоротным отвалом.

Большие траншеи засыпать этим способом нецелесообразно, так как для отделения от массива очередной порции грунта приходится резать грунт боковой кромкой отвала при неблагоприятном внецентровом расположении (рис. 50, а). Поэтому большие траншеи засыпают так, как показано на рис. 50, г и д.

Для сокращения поворотов бульдозера можно делать два-четыре параллельных прохода (рис. 50, е).

Подготовительные работы

Подготовительные работы также могут быть выполнены бульдозером. Очистка основания насыпи от дерна, кустарника и мелколесья (диаметром до 12 см) производится бульдозерами мощностью 100 л. с. и выше. При этом растительность вместе с корнями и грунтом удаляют одновременно за пределы расчищаемой площади так же, как обычный грунт.

Деревья корчуют следующим образом (рис. 51,а). Вначале упираются в них отвалом на высоте 70 см и более от земли. Затем нажимают на дерево, раскачивают его и наклоняют вперед. После этого под корни подводят и устанавливают нож и движением трактора вперед дерево выкорчевывают.

Тонкие пни с редкими корнями можно выкорчевывать в один прием: устанавливают отвал, а затем нажимают на пень, подавая трактор вперед.

Деревья валят (рис. 51,6), срезав предварительно бульдозером все боковые корни. При неглубокой корневой системе можно валить деревья, не подрывая корней. Срезав корни, бульдозер нажимает отвалом, поднятым на возможно большую высоту, на дерево и валит его. Если дерево стоит на склоке, то заезжать нужно с верха склона. При валке дерева трактор с поднятым ножом перемещается медленно и постепенно нажимает на дерево. Нужно остерегаться падающих деревьев и сучьев- Если дерево не валится, нужно срезать оставшиеся корни, причем иногда приходится подрезать около самого отвала и на значительной глубине. Ямку, оставшуюся при подкопе, заполняют грунтом «с шапкой», чтобы образовался холмик, съезжая с которого бульдозер сможет нажать на дерево с большим усилием и при большем плече.

Нажимают на дерево до тех пор, пока оно не начнет наклоняться и падать, затем трактор подают назад, нож бульдозера отпускают под корни и вторично нажимают на дерево, одновременно включая лебедку на подъем ножа. Следует помнить, что значительно легче и быстрее свалить дерево, чем спилить его и затем выкорчевать пень.

Погрузка грунта

Погрузку грунта, щебня и других сыпучих материалов в автотранспорт можно также выполнять бульдозером. Для этого нужно провести несложные мероприятия: бульдозером отрыть траншею на 0,5—1 м шире автомашины и глубже ее высоты; поперек; траншеи устроить деревянный настил несколько шире трактора с отверстием для засыпки грунта или других материалов.

Рис. 51. Валка И корчевка деревьев бульдозером:
а — корчевка, б — валка; 1 и 2 — ямы для подрезки корней, 3— бугор для увеличения усилия, действующего на дерево, и высоты ею приложения

Погрузка выполняется следующим образом: автомашина въезжает в траншею и останавливается под настилом, после этого бульдозером перемещают грунт на помост. Через отверстие в помосте грунт проваливается в кузов автомобиля.

Железнодорожные платформы также можно разгружать бульдозером, лучше всего универсальным. При этом бульдозер движется по платформе вдоль состава, а разгружаемый материал перемещается в сторону.

Рекламные предложения:

Читать далее: Устройство и эксплуатация скреперов
Категория: — Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

Инструкция №___

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для машиниста бульдозера

Инструкция составлена в соответствии с «Типовой инструкцией по охране труда для машиниста бульдозера» ТОИ Р-32-ЦП-710-99.

1. Общие требования безопасности труда

1.1. К самостоятельной работе в качестве машиниста бульдозера допускаются работники:

  • имеющие соответствующую квалификацию;
  • прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр и медицинские осмотры во время работы и не имеющие противопоказаний;
  • прошедшие обучение по технике безопасности и правилам оказания первой помощи пострадавшим;
  • прошедшие обучение по профессии, сдавшие экзамены и получившие удостоверение на право управления бульдозером;
  • прошедшие стажировку (не менее пяти смен) под руководством опытного машиниста.
  • прошедшие перед допуском к работе следующие инструктажи:
    • вводный инструктаж;
    • первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.

Периодически машинист бульдозера должен проходить повторные инструктажи по охране труда (не реже одного раза в три месяца), внеплановые инструктажи и проверку знаний по безопасности труда (один раз в год).

1.2. Машинист бульдозера обязан:

  • соблюдать требования данной инструкции, норм и правил;
  • соблюдать режим труда и отдыха;
  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда и пожарную безопасность;
  • немедленно извещать непосредственного или вышестоящего руководителя о ситуации, угрожающей здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья;
  • проходить периодический (1 раз в 2 года) медицинский осмотр;
  • знать правила и порядок поведения при пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • не допускать на рабочее место посторонних лиц;
  • курить в специально отведенных местах;
  • знать, что нельзя находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • содержать в чистоте рабочее место.

1.3. Машинист должен работать только на закрепленном за ним бульдозере. Запрещается приступать к работе на бульдозере, закрепленном за другим машинистом, без разрешения начальника цеха или главного механика.

1.4. При работе на машиниста бульдозера могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • движущиеся машины, их рабочие органы и части, а также перемещаемые машинами материалы;
  • обрушивающиеся грунты и горные породы;
  • разрушающиеся конструкции машин;
  • повышенная загазованность, запыленность и влажность воздуха рабочей зоны;
  • повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • повышенная или пониженная температура воздуха;
  • повышенная подвижность воздуха;
  • повышенный уровень вибрации на рабочем месте;
  • повышенный уровень шума в рабочей зоне;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • физические и нервно-психические перегрузки.

1.5. Машинист бульдозера должен обеспечиваться следующими средствами индивидуальной защиты:

№ п/п

Наименование

Срок использования

комбинезон хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий

1 шт. на год

ботинки кожаные или сапоги резиновые

1 пара на год

рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием

6 пар на год

наушники противошумные (с креплением на каску) или вкладыши противошумные

до износа

жилет сигнальный 2 класса защиты

1 шт. на год

На наружных работах зимой дополнительно:

куртка на утепляющей прокладке

по поясам

брюки на утепляющей прокладке или костюм для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани

по поясам

ботинки кожаные утепленные с жестким подноском

по поясам

перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами

3 пары на год

жилет сигнальный 2 класса защиты

1 шт. на год

1.6. Машинист бульдозера должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

  • не курить и не пользоваться открытым огнем во время заправки бульдозера горючим и при проверке системы питания двигателя; после заправки насухо обтереть бак с горючим;
  • не эксплуатировать бульдозер при наличии течи в топливных и масляных системах;
  • не использовать открытый огонь и паяльные лампы для разогревания агрегатов и узлов при запуске двигателя в холодное время года;
  • не разводить костры вблизи бульдозера;
  • не хранить в кабине взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, промасленную ветошь;
  • обтирочные, смазочные материалы и инструмент хранить в закрытых металлических ящиках.

1.7. Машинист бульдозера должен выезжать на работу в забой (отвал) на бульдозере, укомплектованном аптечкой первой медицинской помощи и огнетушителем.

1.8. Машинист бульдозера, заметив опасность, угрожающую людям или предприятию, обязан, наряду с принятием мер по ее устранению, сообщить об этом лицу, осуществляющему технический надзор, а также предупредить людей, которым угрожает опасность.

1.9. Машинист бульдозера, находящийся вблизи места происшествия несчастного случая, должен оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, сообщить об этом руководителю работ и, при необходимости, доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

1.10. В случае заболевания или получения травмы машинист бульдозера должен прекратить работу, сообщить об этом лично или через других лиц руководителю работ и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

1.11. Машинист бульдозера должен соблюдать правила личной гигиены:

  • личную одежду и спецодежду хранить отдельно в шкафчиках гардеробной. Уносить спецодежду за пределы предприятия запрещается;
  • следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавая ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафчики в чистоте и порядке;
  • принимать пищу в специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки теплой водой, используя при этом специальное очищающее антибактериальное средство.

1.12. За нарушение требований инструкции работник несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы машинист бульдозера обязан:

  • осмотреть и надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты установленного образца;
  • получить наряд на производство работ.

2.2. Перед выездом машинист бульдозера должен ознакомиться с записями в бортовом журнале бульдозера и произвести проверку:

  • двигателя, ходовой части, трансмиссии, рулевого механизма, тормозов;
  • систем крепления рабочего органа и управления им;
  • ограждений доступных движущихся частей;
  • исправности осветительных приборов, световой и звуковой сигнализации;
  • отсутствия подтекания топлива, масла, охлаждающей жидкости;
  • наличия и исправности действия блокирующих устройств;
  • наличия табельного инструмента, огнетушителя, аптечки первой медицинской помощи;
  • заправки бульдозера топливом, маслом, охлаждающей жидкостью.

Запустив двигатель, необходимо опробовать работу механизмов управления.

Результаты проверки должны быть записаны в бортовом журнале.

2.3. Запрещается работа на бульдозере без блокировки, исключающей запуск двигателя при включенной коробке передач и при отсутствии устройства для запуска двигателя из кабины.

2.4. Выявленные при осмотре неисправности должны быть устранены машинистом.

При наличии сложных неисправностей или поломок, которые невозможно устранить своими силами, машинист обязан доложить об этом руководителю работ.

Запрещается работа на неисправных машинах.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Горные работы по проведению траншей, разработке уступов, отсыпке отвалов машинист бульдозера должен вести в соответствии с утвержденными главным инженером предприятия паспортами забоев (отвалов), определяющими допустимые размеры рабочих площадок, берм, углов откоса, высоту уступа, расстояние от горного и транспортного оборудования до бровок уступа или отвала. Паспорта забоев (отвалов) должны находиться на бульдозере.

Запрещается ведение горных работ без утвержденного паспорта забоя (отвала), а также с отступлениями от него.

3.2. Перед началом движения бульдозера, а также перед выполнением поворота, машинист должен убедиться в отсутствии препятствий, посторонних предметов и людей в зоне движения машины, подать звуковой сигнал и поднять отвал.

3.3. При перемещении бульдозера своим ходом или на транспортных средствах должны соблюдаться требования Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 26.10.2017) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»).

3.4. Передвижение бульдозера через естественные или искусственные препятствия, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования пути движения. При необходимости путь движения бульдозера должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в техническом паспорте бульдозера.

3.5. При вынужденной остановке бульдозера на дороге в ночное время машинист обязан оградить машину сигнальными красными фонарями.

3.6. Граница опасной зоны вблизи работающего бульдозера определяется в пределах 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в техническом паспорте бульдозера или инструкции завода-изготовителя.

3.7. При одновременной работе двух и более бульдозеров, следующих друг за другом, расстояние между ними должно быть не менее 10 м.

3.8. Площадки бульдозерных отвалов должны иметь по всему фронту разгрузки поперечный уклон не менее 3 градусов, направленный от бровки откоса в глубину отвала. По всей протяженности бровки следует иметь породную отсыпку высотой не менее 0,7 м.

3.9. При планировке отвала бульдозером подъезд к бровке откоса разрешается только ножом вперед. Подавать бульдозер задним ходом к бровке отвала запрещается.

Допускается работа бульдозера вне призмы обрушения с передвижением его вдоль предохранительного вала.

3.10. При засыпке выемок в грунте машинист обязан убедиться в отсутствии в них людей, оборудования, инструмента, строительных материалов и не допускать выход отвала бульдозера за край откоса.

3.11. Работа бульдозера в опасной зоне работающего экскаватора не допускается. Производство работ бульдозером в зоне действия экскаватора разрешается только при остановке экскаватора и опущенном на землю ковше.

3.12. Расстояние от края гусеницы бульдозера до бровки откоса должно быть не менее установленного в паспорте ведения работ в забое (отвале).

3.13. Максимальные углы откоса забоя при работе бульдозера не должны превышать определенных заводской инструкцией по эксплуатации.

3.14. В случае остановки бульдозера на наклонной плоскости должны быть приняты меры, исключающие его самопроизвольное движение под уклон.

3.15. Машинисту бульдозера запрещается:

  • оставлять без надзора бульдозер с работающим двигателем и поднятым ножом;
  • передавать управление бульдозером лицам, не указанным в наряде;
  • перевозить в кабине посторонних лиц;
  • во время движения бульдозера становиться на подвесную раму и нож;
  • выходить из кабины и входить в нее на ходу;
  • работать на бульдозере поперек крутых склонов при углах, не предусмотренных инструкцией завода-изготовителя;
  • производить повороты бульдозера с загруженным или заглубленным отвалом;
  • работать на бульдозере на глинистых грунтах во время дождя;
  • наступать и наезжать бульдозером на электрические провода и кабели, прикасаться к оборванным проводам и другим токоведущим конструкциям.

3.16. При обнаружении во время разработки грунта подземных сооружений, кабелей, труб и других подземных коммуникаций, а также неизвестных предметов, машинист должен немедленно прекратить работу и доложить об этом руководителю работ.

3.17. Машинист бульдозера, заметив при работе на уступах наличие нависающих «козырьков», глыб, крупных валунов, а также нависей из снега и льда, должен приостановить работу, предупредить людей, работающих в опасной зоне, и сообщить об этом лицу, осуществляющему технический надзор.

3.18. При обнаружении признаков сдвижения пород в бортах или почве карьера, машинист бульдозера должен прекратить работу и доложить об этом лицу, осуществляющему технический надзор.

3.19. При эксплуатации бульдозера в зимнее время запуск двигателя необходимо производить только после его подогрева горячей водой или паром, не допускать переключение скоростей при передвижении по глубокому снегу, поворот машины производить плавно.

3.20. При выполнении взрывных работ бульдозер должен быть удален на безопасное от места взрыва расстояние, а машинист бульдозера должен покинуть кабину и укрыться в специальном укрытии или выйти за пределы опасной для людей зоны.

3.21. Буксировать или вытаскивать бульдозером застрявшую машину допускается с применением жесткого буксира, без сильных рывков. Применение для этих целей стального каната разрешается только при защищенности стекол кабины бульдозера решеткой или проволочной сеткой.

3.22. При использовании бульдозера в качестве толкача на скреперных работах, контакт бульдозерного отвала с буфером скрепера следует производить на передаче, близкой к скорости движения скрепера. При толкании недопустимо движение бульдозера под углом к скреперу.

3.23. При появлении неисправности в работе бульдозера машинист обязан немедленно принять меры к ее устранению. В случае невозможности устранить неисправность машинист должен приостановить работу и доложить руководителю работ.

3.24. Перед погрузкой бульдозера на трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер устойчив и заторможен. После погрузки бульдозера следует опустить его отвал и закрепить бульдозер.

Во время перевозки бульдозера машинисту не разрешается находиться в его кабине.

3.25. Техническое обслуживание и ремонт бульдозера следует производить в соответствии с требованиями инструкции по его эксплуатации.

3.26. Для ремонта, смазки и регулировки бульдозера он должен быть установлен на горизонтальной площадке, двигатель выключен, нож опущен на землю или специально предназначенную опору, давление в гидросистеме снято.

3.27. Для осмотра ножа снизу, его следует опустить на надежные подкладки и двигатель бульдозера выключить.

Запрещается находиться под поднятым ножом.

3.28. При техническом обслуживании или ремонте бульдозера машинист обязан пользоваться только исправным инструментом, а при рубке металла надевать предохранительные очки.

3.29. При осмотре, ремонте, заправке и смазке бульдозера в темное время суток следует пользоваться переносной электролампой напряжением 12 В, защищенной металлической сеткой, с хорошо изолированным проводом и ручкой. Провод должен иметь на противоположном конце штепсельную вилку для включения только в низковольтную штепсельную розетку бульдозера.

3.30. Монтировать и демонтировать навесное оборудование бульдозера разрешается только под руководством механика или мастера.

Поднимать тяжелые части бульдозера необходимо только исправными домкратами и талями. Запрещается применять ваги и другие средства, не обеспечивающие устойчивости.

Поднятые части бульдозера нельзя оставлять на домкратах, а следует устанавливать на надежные опоры.

3.31. При использовании домкратов их следует устанавливать на подкладки из прямоугольных деревянных брусьев или досок. Запрещается применять в качестве подкладок кирпичи, камни, полукруглые бруски, а также использовать домкраты меньшей грузоподъемности, чем масса поднимаемых деталей.

3.32. При демонтаже и монтаже агрегатов бульдозера стреловым краном нельзя находиться под поднятым грузом или стрелой.

3.33. При разборке агрегатов бульдозера для мойки деталей должны применяться негорючие составы, пасты, эмульсии.

3.34. Агрегаты и узлы массой более 15 кг необходимо перемещать только с помощью подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.

3.35. Перед демонтажем гидравлической системы и системы смазки необходимо слить рабочую жидкость и масло в специальные емкости.

3.36. Рабочее место не должно быть загромождено ненужными материалами и инструментом.

Обтирочный материал и ветошь должны храниться в металлическом ящике.

3.37. При переноске вручную аккумуляторных батарей необходимо использовать носилки.

3.38. Запрещается подтягивать соединения, муфты на трубопроводах, находящихся под давлением жидкости, масла, топлива, воздуха.

3.39. При снятии пробки заливного отверстия радиатора охлаждающей жидкости горячего двигателя следует прикрыть ее плотной тканью или рукавицей. Доливать охлаждающую жидкость в радиатор следует при работающем на малых оборотах или остановленном двигателе.

Доливать охлаждающую жидкость в радиатор перегретого двигателя и наклоняться над заливным отверстием запрещается.

3.40. Заправку системы охлаждения антифризом необходимо производить при помощи специально предназначенной для этой цели посуды.

Переливать антифриз при помощи шланга путем засасывания ртом запрещается.

Заливать антифриз следует не до горловины радиатора, а с таким расчетом, чтобы во время работы двигателя антифриз не вытекал из-за нагрева и переполнения системы охлаждения.

Необходимо предохранять антифриз от попадания в него нефтепродуктов, так как во время работы двигателя они приводят к вспениванию антифриза.

После каждой операции с антифризом (получение, заправка) необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

3.41. Для перекачки топлива при заправке и для продувки топливопроводов следует пользоваться насосом.

3.42. После технического обслуживания и ремонта, перед запуском двигателя, необходимо убедиться в том, что все механизмы привода управления гидросистемой установлены в нейтральное (выключенное) положение.

Запрещается запуск и работа двигателя внутреннего сгорания в закрытых помещениях.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Действия машиниста бульдозера при возникновении аварийных ситуаций.

4.1.1. При работе на бульдозере могут возникнуть следующие основные аварийные ситуации:

  • столкновение с другим транспортным средством;
  • наезд на людей;
  • повреждение бульдозером электрического кабеля;
  • опрокидывание бульдозера при обрушении или оползании уступа в карьере (отвале);
  • загорание бульдозера.

4.1.2. При возникновении аварийной ситуации машинист бульдозера обязан прекратить работу, заглушить двигатель, включить тормоз, немедленно сообщить о случившемся своему непосредственному руководителю работ и принять меры по устранению возникшей аварийной ситуации.

4.1.3. При возникновении загорания необходимо немедленно приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения и, при необходимости, сообщить в пожарную охрану лично или через находящихся рядом людей.

4.1.4. При загорании бульдозера следует применять только углекислотные, порошковые и аэрозольные огнетушители. При пользовании углекислотным огнетушителем запрещается браться рукой за раструб.

4.1.5. При воспламенении топлива (бензина) запрещается тушить огонь водой. В этом случае следует применять пенный огнетушитель, засыпать огонь землей или песком, прикрывать пламя брезентом или кошмой.

При тушении кошмой пламя покрывать так, чтобы огонь из-под нее не попал на тушащего человека.

При тушении пламени песком совок, лопату или другой инструмент не поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

4.1.6. При пользовании огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты, аэрозоля) направлять в сторону от людей. При попадании пены на незащищенные участки тела стереть ее платком или другим материалом и смыть водным раствором соды.

4.2. Действия машиниста бульдозера по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему.

4.2.1. Механические травмы.

При получении механической травмы необходимо остановить кровотечение. При венозном кровотечении из раны (кровь имеет темно-вишневую окраску, вытекает равномерной струей) достаточно наложить стерильную повязку с тугим бинтованием (давящая повязка) или хорошо притянуть ватно-марлевый тампон к ране с помощью липкого пластыря.

При остановке артериального кровотечения (изливающаяся кровь ярко-красного цвета, бьет сильной пульсирующей струей) вначале прижимают артерию выше места повреждения к кости, чтобы прекратить поступление крови к месту ранения, а затем накладывают стандартный или импровизированный жгут. Под жгут обязательно подкладывают записку с указанием даты, часа и минут его наложения. Максимально допустимое время сдавления жгутом составляет 1,5-2 часа. При любом кровотечении поврежденной части тела придают возвышенное положение и обеспечивают покой.

При переломах ни в коем случае не следует пытаться составить отломки кости, устранить искривление конечности при закрытом переломе или вправить вышедшую наружу кость при открытом переломе. Необходимо обеспечить неподвижность поврежденных частей тела с помощью шины (стандартной или изготовленной из подручных средств) и бинта. При открытом переломе останавливают кровотечение, накладывают стерильную повязку и только после этого приступают к иммобилизации.

При растяжении связок необходимо наложить на место растяжения холодный компресс, затем давящую повязку.

При вывихах или других повреждениях суставов фиксируют конечность в положении, которое наиболее удобно для пострадавшего и причиняет ему меньшее беспокойство. Нельзя пытаться вправлять вывих и применять силу для изменения вынужденного положения конечности.

4.2.2. Термические ожоги.

При ожоге кипятком, горячей пищей необходимо быстро снять пропитанную горячей жидкостью одежду. При этом не следует отрывать прилипшие к одежде участки кожи, а осторожно обрезать вокруг одежду ножницами, оставив прилипшие участки.

Горящую одежду нужно также попытаться снять или срочно потушить. Лучше всего это сделать путем завертывания в одеяло или другую плотную ткань. Из-за прекращения доступа воздуха пламя затухает. Ни в коем случае нельзя бежать в воспламенившейся одежде, сбивать пламя незащищенными руками. Полезно в течение нескольких минут орошать место ожога струей холодной воды или прикладывать к нему холодные предметы. Это способствует быстрейшему предотвращению воздействия высокой температуры на тело и уменьшению боли. Затем на ожоговую поверхность нужно наложить стерильную, лучше ватно-марлевую повязку. Материал, накладываемый на поверхность, можно смочить разведенным спиртом или водкой, что, помимо обезболивания, дезинфицирует кожу.

Абсолютно противопоказано производить какие-либо манипуляции на ожоговой поверхности, накладывать повязки с мазями, жирами, красящими веществами. Применение порошка соды, крахмала, мыла, сырого яйца также нежелательно, так как эти средства, помимо загрязнения, вызывают образование трудноснимаемой с ожоговой поверхности пленки. В случае обширного ожога пострадавшего лучше завернуть в чистую простыню и срочно доставить в лечебное учреждение или вызвать медицинского работника.

Для уменьшения болей пострадавшему дают обезболивающее средство (анальгин). При возможности напоить горячим чаем, кофе или щелочной минеральной водой. Можно также развести в 1 литре воды половину чайной ложки питьевой соды и 1 чайную ложку поваренной соли и давать пить.

4.2.3. Ожоги кислотами и щелочами.

При химических ожогах следует в течение не менее 15-20 минут обмывать пораженный участок струей воды. После тщательного обмывания при ожоге кислотой на пораженную поверхность накладывают повязку, пропитанную 5 % раствором питьевой соды, а при ожогах щелочами — слабым раствором лимонной, борной или уксусной кислоты.

4.2.4. Электротравмы.

При поражении электрическим током необходимо немедленно прекратить действие электрического тока на пострадавшего. Для этого отключают ток выключателем, поворотом рубильника, вывинчиванием пробок, обрывом провода. Если это невозможно, то сухой палкой или другим предметом, не проводящим электричество, отбрасывают провод. Нельзя прикасаться к пострадавшему голыми руками, пока он находится под действием тока.

После этого тщательно обследуют пострадавшего. Местные повреждения закрывают стерильной повязкой.

При легких поражениях, сопровождающихся обмороком, головокружением, головной болью, болью в области сердца, кратковременной потерей сознания, создают покой и принимают меры к доставке в лечебное учреждение.

При оказании первой медицинской помощи пострадавшему важно дать болеутоляющие (анальгин, седалгин), успокаивающие (настойка валерианы) и сердечные (валокордин, капли Зеленина) средства.

При тяжелых поражениях, сопровождающихся остановкой дыхания и состоянием «мнимой смерти» (бледная кожа, зрачки широкие, не реагирующие на свет, дыхание и пульс отсутствуют, признаки жизни устанавливаются лишь тщательным выслушиванием тонов сердца), единственно действенной мерой помощи является немедленное проведение искусственного дыхания, иногда в течение нескольких часов подряд. Если остановки сердца не произошло, правильно проведенное искусственное дыхание быстро приводит к улучшению состояния. Кожные покровы приобретают естественную окраску, появляется пульс. Наиболее эффективно искусственное дыхание методом рот в рот (16-20 вдохов в минуту).

После того как пострадавший приходит в сознание, его следует напоить водой, чаем, кофе (но не алкогольными напитками!) и тепло укрыть.

При остановке сердца производят одновременно с искусственным дыханием наружный массаж сердца с частотой 60-70 в минуту. Об эффективности массажа судят по появлению пульса на сонных артериях.

При сочетании искусственного дыхания и непрямого массажа сердца на каждое вдувание воздуха в легкие пострадавшего делают 5-6 надавливаний на область сердца в основном в период выдоха. Искусственное дыхание и массаж сердца делают до их самостоятельного восстановления, либо до появления явных признаков смерти.

Транспортируют пострадавшего в лечебное учреждение в положении лежа.

4.2.5. Отравления.

При отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами необходимо вызвать у пострадавшего искусственную рвоту и промыть желудок, давая ему выпить большое количество (до 6-10 стаканов) теплой воды, подкрашенной марганцовокислым калием, или слабого раствора питьевой соды. После напоить молоком и дать выпить 1-2 таблетки активированного угля.

При отравлениях кислотами необходимо тщательно промыть желудок водой и дать пострадавшему обволакивающие средства: молоко, сырые яйца.

При отравлении газами пострадавшего необходимо вынести из помещения на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери. При остановке дыхания и сердечной деятельности приступить к искусственному дыханию и массажу сердца.

Во всех случаях отравления пострадавшего необходимо направить в лечебное учреждение.

При случайном заглатывании антифриза пострадавший должен быть немедленно доставлен в лечебное учреждение.

4.2.6. Травмы глаз.

При ранениях глаза острыми или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах пострадавшего следует срочно направить в лечебное учреждение. Попавшие в глаза предметы не следует вынимать из глаза, чтобы еще больше не повредить его. На глаз наложить стерильную повязку.

При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза промыть их слабой струей проточной воды.

При ожогах химическими веществами необходимо открыть веки и обильно промыть глаза в течение 10-15 минут слабой струей проточной воды, после чего пострадавшего отправить в медицинское учреждение.

При ожогах глаз горячей водой, паром промывание глаз не рекомендуется. Глаза закрывают стерильной повязкой и пострадавшего направляют в медицинское учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работ

5.1. По окончании работы машинист бульдозера обязан:

  • поставить машину в специально отведенное место;
  • опустить на землю отвал;
  • выключить муфту сцепления и поставить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение;
  • включить стояночный тормоз и заглушить двигатель;
  • очистить машину от пыли и грязи;
  • закрыть кабину на замок;
  • снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты и убрать в шкаф гардеробной;
  • вымыть руки, лицо и загрязненные части тела водой, используя при этом специальное очищающее антибактериальное средство, или принять душ.

Загрязненную и неисправную спецодежду при необходимости машинист бульдозера должен сдать в стирку, химчистку или ремонт.

5.2. Для очистки кожи от производственных загрязнений по окончании рабочего дня необходимо применять защитно-отмывочные пасты и мази, сочетающие свойства защитных и моющих средств.

Не допускается применение керосина или других токсичных нефтепродуктов для очистки кожных покровов и средств индивидуальной защиты.

5.3. В зимнее время необходимо слить воду из системы охлаждения. При открывании пробки системы охлаждения двигателя принять меры предосторожности от возможного выброса горячей воды. Пробку открывать в рукавицах или предварительно положить на пробку плотную ткань во избежание ожогов рук и лица.

5.4. По окончании обслуживания или ремонта привести в порядок рабочее место, убрать инструмент и приспособления, сдать ключи ответственному за сохранность на стоянке.

5.5. Обо всех неисправностях и дефектах, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению машинист бульдозера должен сделать запись в бортовом журнале бульдозера и доложить руководителю работ или механику.

Скачать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *