Требования работодателя

ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Требования работодателя разнообразны, в зависимости от отрасли, организационно-правовой формы предприятия и должности.

Учитывая сложившийся рынок образовательных услуг, работодателю всё сложнее удовлетворить свои потребности в кадрах. Есть надежда, что нововведения в системе высшего профессионального образования смогут приблизить компетенции работника к потребностям работодателя, где второй уровень – магистратура – призван быстро реагировать на изменения в спросе работодателя.

Сложнее ситуация со средним профессиональным образованием. Работодатель, как и сам работник, в современных условиях не воспринимает данный уровень. И часто на должности, которые как раз соответствуют среднему профобразованию, берут людей с высшим или начальным, как более практикоориентированным, образованием.

Таким образом, для работодателя наличие диплома о профессиональном образовании не является окончательным вердиктом, и он оценивает каждого работника по совокупности факторов:

Непрерывное профессиональное образование – это пополнение своих знаний или изменение квалификации в течение всей профессиональной жизни. Сегодня это становится необходимостью для работников, заботящихся о карьерном росте, повышении материального благополучия или изменении своего социального статуса.

В скором будущем это может стать обязательным условием для работника. Если ранее, получив профессиональное образование, можно было работать, продвигаясь по карьерной лестницы только за счет приобретения опыта, то сейчас всё чаще необходимо осваивать дополнительные области знаний.

Личная инициатива и ответственность человека за свое развитие. Конечно, работодатель в силу производственной необходимости, видя потенциал работника, может направлять его получать дополнительное профессиональное образование или повышать квалификацию, но цена работника существенно возрастает, когда он сам в состоянии замечать пробелы своих знаний и предлагать варианты своего развития.

На что обращает внимание работодатель?

Можно выделить 5 качеств

Универсальность. Данное качество стало ценным из-за желания работодателя сократить численность, не сокращая объемы работ. То есть работодатель всегда предпочтет работника, совмещающего различные функции.

Рост внимания к уровню подготовки и качеству образования нового работника.

Стаж и возраст. Несмотря на праведное возмущение молодых специалистов, работодатель при возможности примет опытного работника, как более уверенного и универсального в выполнении различных задач. Правда сейчас государство уделяет этой проблеме большое внимание, и иногда предприятию становится даже выгодно взять выпускника профессионального учебного заведения.

Личные качества. К счастью, отсутствие опыта и молодой возраст можно компенсировать своими индивидуальными качествами и способностями, соответствующими особенностям и потребностям предприятия.

Работодатель всегда рад большим профессиональным амбициям и маленьким финансовым запросам работника.

Внешний вид – на соответствие компании и профессии.

Здоровье – отсутствие вредных привычек.

Дополнительные профессиональные навыки – две трети вакансий предъявляют к знаниям работника дополнительные требования (компьютерные программы, специальные программы, иностранные языки и пр.). Молодому специалисту есть смысл еще во время обучения заинтересоваться этим вопросом и узнать, что требуют от работника определенных профессий и при возможности получать дополнительные квалификации.

Задачи, функции и полномочия Федеральной службы по труду и занятости

«Государственную службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы государственные службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости и своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда, созданной в 1919 году, а также соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.

На деятельность этих служб государство возложило следующие задачи:

1) оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;

2) предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

3) организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирования незанятых граждан;

4) оплачивать обучение, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;

5) регистрировать безработных;

6) выплачивать пособия по безработице и других видов материальной помощи; 7) оформление досрочного выхода на пенсию;

8) разрабатывать программы занятости и мероприятия по социальной защите различных групп населения»

Таким образом, федеральный институт выполняет главные задачи по труду и занятости.

«В соответствии с «Положением о Федеральной службе по труду и занятости», Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Функции Федеральной службы по труду и занятости:

1. Осуществление государственного надзора и контроля за выполнением трудового законодательства работодателями;

2. Оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

3. Разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

4. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;

5. Организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

6. Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.»

Федеральная служба по труду и занятости наделена следующими полномочиями:

— осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

— осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения;

— осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее, расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;

— регистрирует в уведомительном порядке отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;

— регистрирует в уведомительном порядке коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

— рассматривает дела об административных правонарушениях;

— информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— обобщает практику применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, а также подготавливает соответствующие предложения по их совершенствованию;

— анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике;

— реализует федеральные программы в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;

— реализует меры активной политики занятости населения;

— осуществляет подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

— содействует урегулированию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

— ведет базы данных по учету трудовых арбитров;

— информирует о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

— осуществляет государственную экспертизу условий труда;

— формирует и ведет регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

— анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

— участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

— организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;

— взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.»

Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.»

Таким образом, Федеральная служба по труду и занятости призвана осуществлять государственный надзор, контроль за выполнением работодателей трудового законодательства и содействие гражданам в поиске работы.

занятость население труд государственный

Роструд – Федеральная служба по труду и занятости РФ

В начале стремительного развития рыночной экономики российским властям стало понятно, что некоторые ее процессы необходимо регулировать путем создания новых организаций. Среди прочих государственных объединений в 2004 году возникла Федеральная служба, которую сокращенно до настоящего времени именуют Роструд. Это государственный орган исполнительной российской власти, призванный контролировать и упорядочивать процессы, происходящие в сфере трудовых отношений.

Летом 2004 года Правительство утвердило Положение, регламентирующее деятельность этого российского федерального органа. В 2012 году в Положение были внесены поправки, в таком виде госорган действует до настоящего времени.
Российские власти не создавали организацию на пустом месте. В СССР существовали специальные бюро, занимавшиеся трудоустройством населения страны и его информированием о свободных вакансиях. Действовали эти организации в условиях плановой экономики, современный Роструд взял на себя выполнение иных задач: регулирование занятости и контроль над соблюдением трудового права в условиях капиталистических отношений. В современных производственных условиях работник также может надеяться на защиту своих интересов при нарушении законов со стороны работодателей.

Федеральная служба: а какие функции?

Выполнение государственной службой своих функций позволяет участникам рынка труда чувствовать себя защищенными от несанкционированных действий руководителей компаний и объединений.

  1. Надзор за соблюдением законов, положений и актов, регламентирующих трудовую деятельность граждан. Сюда относятся законодательные документы, касающиеся прав граждан на труд и своевременную его оплату, альтернативной службы, правил приема на работу и увольнения с предприятия и т.п.;
  2. Противодействие коррупции, которая принимает новые формы в сфере трудовых отношений. К ним относятся: нежелание руководителей выплачивать «белую» зарплату, отсутствие оформления официальных договоров с работником о приеме на вакансию, отказ в выплате денежных пособий в установленной законом форме, несвоевременное предоставление налоговой отчетности и данных о работниках, многое другое.
  3. Наблюдение за предоставлением призывникам возможности пройти альтернативную гражданскую службу. Эта функция также имеет антикоррупционную направленность, призвана отслеживать соблюдение прав молодых людей.
  4. Решение вопросов занятости населения, организации бирж по трудоустройству. В компетенции сотрудников управлений также входит активная работа с миграционными потоками, прибывающими в Россию на заработки.
  5. Решение коллективных споров, возникающих между работником и работодателям по вопросам нарушения трудового законодательства.

Новые экономические реалии в сфере развития трудовых отношений приносят Федеральному госоргану новые задачи, которые он призван решать.

Структура организации Роструд

Роструд: многоуровневая структура, содержащая управления, последние, в свою очередь, включают отделы. Служба состоит из следующих управлений.

  1. Надзора за соблюдением законов в сфере исполнения государственных законов.
  2. Контроля над занятостью всех групп населения.
  3. Планирования, взаимодействия с территориальными отделениями, которые, в свою очередь, контролирует Роструд.
  4. Юридической поддержки, в том числе, центральных органов и территориальных подразделений.
  5. Финансов и бухгалтерского учета, кадровое управление.
  6. Информационных технологий.
  7. Надзора за качеством оказания помощи в устройстве на работу и решением коллективных споров.
  8. Мобилизационной подготовки и защиты государственной тайны.

Постановление Правительства России №156 формирует не только управления и подразделения службы, но и руководящую структуру организации, включая советников и помощников руководителей.

Территориальные подразделения

Роструд ведет свою деятельность через территориальные государственные подразделения, среди которых:

  • столичные и региональные центры занятости населения, обеспечивающие работодателям доступ к базе данных претендентов на вакансию, а гражданам, ищущим работу: подходящие рабочие места. В центрах работники могут пройти курс переобучения, устроиться на работу по другому профилю;
  • инспекции по труду, призванные отслеживать нарушения и бороться с ними в каждом из субъектов Российской Федерации;
  • управления, регулирующие коллективные споры. Возникла тенденция разделения этих организаций по сферам деятельности работников. Например, не так давно создано объединение театральных работников, призванное урегулировать споры, возникающие исключительно в театральной среде.

Полномочия Роструд

Государственный орган наделен широкими полномочиями, позволяющими противодействовать нарушениям в сфере отношений между работниками:

  • рассматривает дела о нарушениях, имеющих административный характер;
  • информирует сотрудников предприятий об их правах и обязанностях, о соблюдении законодательства;
  • обобщает практику и анализирует основные причины нарушений, готовя базу для новых нормативных актов;
  • занимается вопросами травматизма на рабочих местах;
  • ведет подготовку трудовых арбитров, решающих споры в коллективах, а также создает их информационную базу;
  • информирует СМИ о проблемах и решениях в сфере отношений между сотрудниками.

фото: rostrud.ru
Федеральная российская служба по труду и занятости занимает лидирующие позиции среди органов власти страны, успешно решает проблемы работающих граждан. Информационные технологии помогли ей выйти на пространство Интернета, организация размещает на официальном сайте документы, рассказывает о своей деятельности, общается с заявителями в режиме реального времени. Роструд активно развивает направления своей деятельности, помогая гражданам эффективно трудиться.

Минтруд России поправил свои разъяснения о нерабочих днях

Минтруд России без каких-либо уведомлений внес правки в текст информации от 2 апреля, размещенной на его официальном сайте. С одной стороны текст был дополнен ответами на новые вопросы, с другой – были скорректированы ответы на некоторые старые.

Наиболее концептуальным изменением можно считать ответ на вопрос о порядке сохранения заработной платы за нерабочие дни. Как указывают в ведомстве, под заработной платой как правило подразумевается должностной оклад, компенсационные надбавки и стимулирующие выплаты, если таковые установлены на предприятии. Таким образом, в рамках реализации Указов Президента РФ о нерабочих днях сотрудники должны получить именно заработную плату, предусмотренную трудовым договором (информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 апреля 2020 г.).

Размер оплаты должен соответствовать тому, который работник получил бы, если бы отработал эти дни полностью (отработал норму рабочего времени при повременной оплате, выполнил норму труда при сдельной оплате).

Это идет вразрез с теми выводами, которые из предыдущих разъяснений сделало большинство специалистов. По более ранним комментариям Минтруда России можно было прийти к заключению о том, что нерабочие дни приводят к снижению нормы рабочего времени работников, а сохранение заработной платы реализуется для «окладников» – через выплату полного оклада за меньшее рабочее время, а для остальных работников – через выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие дни. А вот формулировка, использованная чиновниками в дополнениях к своим разъяснениям, свидетельствует скорее о том, что в ведомстве предлагают учитывать нерабочие дни как фактически отработанные и платить заработную плату именно исходя из этого.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

То есть работодателям следует исходить из того, что норма рабочего времени для работников в апреле остается той же, какой была бы без введения режима нерабочих дней, а все часы, которые были бы для работника рабочими по его графику, считаются работодателем фактически отработанными и оплачиваются в общем порядке. Как видно по консультациям с портала «Онлайнинспекция.РФ», позиция о том, что введение нерабочих дней не влияет на норму рабочего времени, сформировалась и среди специалистов Роструда:

  1. Вопрос: В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в период с 4 по 30 апреля 2020 года будут установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы сотрудников. Какая норма рабочего времени будет установлена в связи с продлением нерабочей недели до 30 апреля текущего года? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», апрель 2020 г.)
  2. Вопрос: Какая норма рабочего времени для расчета заработной платы в марте и апреле 2020 года с учетом установленных нерабочих дней (при расчете отпускных, больничных)? Каким образом должны оплачиваться листки нетрудоспособности с учетом нерабочих дней в апреле 2020 года (работники не работают удаленно)? Можем ли мы оплачивать листки нетрудоспособности на основании сканов, направленных работниками, или оплата должна быть произведена на основании оригиналов листков нетрудоспособности после окончания нерабочих дней? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», апрель 2020 г.)
  3. Вопрос: Я безработный, попал под сокращение. По нашему законодательству работодатель оплачивает 3 месяца после увольнения, а зарплата рассчитывается из количества рабочих дней в месяце. Из-за ситуации с коронавирусом нерабочих дней стало больше, не исключено, что их будет еще больше. Учитываются ли дни в карантине при расчете выходного пособия? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», март 2020 г.)
  4. Вопрос: В связи с Указом Президента от 25 марта 2020 г. № 206 прошу разъяснить следующие вопросы: 1. Каким образом табелировать и оплачивать работникам период с 03.30.2020 г. по 03.04.2020 г., которые согласно Указа будут отдыхать? 2. Входят ли структурные подразделения — Газета, Журнал в список пункта 2 Указа, на которых не распространяется его действие? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», март 2020 г.)
  5. Вопрос: В каком порядке и размере оплачивается нерабочая неделя с 30 марта до 5 апреля 2020 для: — работников непрерывного производства, работающих в сменах с суммированным учетом и на сдельной оплате, — работников, не занятых в непрерывном производстве, находящихся дома (не работающих), — работников, не занятых в непрерывном производстве, вызванных на работу. Можно ли объявить простой на период с 30 марта по 5 апреля 2020? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», март 2020 г.)
  6. Вопрос: Предприятие занимается производством, сотрудники предприятия работают по графикам сменности, им установлена почасовая оплата труда с начислением производственной премии. В связи с Указом президента № 206 от 25 марта 2020 года установлены нерабочие выходные дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года с сохранением за работниками заработной платы. Как начислять заработную плату сотрудникам на сменных графиках работы, которые будут отправлены на вынужденные выходные дни? Как отмечать в табеле учета рабочего времени? Если после перейдем на простой, то от какой сумм платить 2/3 работникам… (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», март 2020 г.)
  7. Вопрос: Каким образом будет реализовываться Указ Президента РФ о продлении выходных дней с 28 марта 2020 г. по 5 апреля 2020 г.? Будет ли меняться производственный календарь? Как закрыть табель на сотрудников в период с 28 марта 2020 г. по 5 апреля 2020 г. работающих как на пятидневной рабочей неделе, так и по графику? Каким образом проводить оплату? Продлевается ли ежегодный оплачиваемый отпуск выпадающий на данный период (например, как отпуск, выпадавший на январские праздники)? Можем ли… (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», март 2020 г.)

Соответственно, работникам придется заплатить все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, размер которых работодатель сможет определить. То есть, помимо оклада, тарифной ставки или сдельной оплаты за выработку, работнику также потребуется выплатить, например, доплату за работу в ночное время, если по графику работника в нерабочих днях имелись часы, которые он должен был отработать ночью; доплату за совмещение, если таковое было установлено работнику; все виды стимулирующих выплат, право на которые работник приобрел бы, если бы просто вышел на работу (например, доплаты за стаж, за научную степень, за квалификацию) и так далее.

Однако такой подход, безусловно, вызывает множество вопросов. Во-первых, специалисты компетентных органов противоречат сами себе. Так, в одной и той же информации Минтруда России в двух идущих друг за другом ответах вначале указывается, что работники со сдельной системой оплаты труда получают за нерабочие дни «вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя» (что является калькой с нормы части третьей ст. 112 Трудового кодекса и имеет смысл только в том случае, если мы для целей оплаты труда относимся к нерабочим дням, как к праздникам, которые снижают норму рабочего времени), а затем – что эти работники должны получить заработную плату, как если бы он выполнили норму труда. Представляется, что речь все же явно идет о разных способах оплаты.

Во-вторых, не вполне ясно, как разъяснения чиновников соотносятся с положениями Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени. Ведь в силу этого нормативного акта норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней. То есть, как видно, нерабочие дни в формировании нормы рабочего времени не участвуют.

В-третьих, очевидно, что даже такой подход не позволяет в полной мере обеспечить сохранение для работника его привычной заработной платы. Ведь даже если мы признаем нерабочие дни фактически отработанными, это не гарантирует работнику выполнение критериев премирования. Например, если выплата премии поставлена в зависимость от выполнения тех или иных производственных показателей, отсутствие работника на работе не позволит ему их достигнуть, даже если ранее он с этим успешно справлялся.

Помимо вопроса о порядке определения размера оплаты труда, Минтруд России дополнил свои разъяснения и ответом на другой крайне популярный в последние дни вопрос: о сроках выплаты заработной платы. В Минтруде России указали, что, несмотря на введение режима нерабочих дней, заработную плату работники должны получить в обычные сроки, «установленные организацией». Как работодатель должен обеспечить исполнение этого требования, если его кадровики, бухгалтеры, кассиры в эти дни также не работают, чиновники не пояснили.

Минтруд России также отредактировал свой ответ на вопрос о возможности увольнения работников в нерабочий период. Ранее в ведомстве просто указывали, что в организациях, на которые распространяется режим нерабочих дней, оформление прекращения трудовых отношений не осуществляется. Теперь же чиновники уточнили, что расторжение трудовых договоров все-таки возможно, однако только по следующим основаниям:

  • инициатива работника, если работодатель готов принять соответствующее заявление (например, отдел кадров работает удаленно). При этом в ведомстве не пояснили, как удаленно работающий отдел кадров будет выдавать работнику необходимые документы, включая трудовую книжку, и будет ли работодатель нести ответственность за ее задержку. Неясно и то, как быть в случае, если отдел кадров в организации не работает, но дату увольнения стороны согласовали еще до начала нерабочих дней;
  • по соглашению сторон;
  • в связи с истечением в этот период срочных трудовых договоров. И здесь также непонятно, как работодатель должен осуществлять увольнение, если кадровики не работают.

Критерии, по которым Минтруд России выбрал именно эти основания увольнения, остаются загадкой. Почему можно уволить работника по собственному желанию, но нельзя – по его просьбе в связи с переводом к другому работодателю? Как быть в случаях наступления не зависящих от сторон обстоятельств, которые в силу ТК РФ обуславливают невозможность продолжения трудовых отношений? Восстановление на работе ранее выполнявшего эту работу работника (ведь необходимость исполнения решений суда никто не отменял), осуждение работника, дисквалификация, смерть, в конце концов, – как работодателю поступать в этих случаях? Почему нельзя уволить работника, отказавшегося от продолжения работы в изменившихся условиях? Все эти вопросы пока остаются без ответа. Да даже запрет на увольнение работников в нерабочие дни по инициативе работодателя не основывается на каких-либо нормах трудового законодательства, и Минтруд России даже не пытается подвести под свой тезис о невозможности увольнения работников какое-либо правовое обоснование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *