Трудовой кодекс ст 142 с комментариями

Статья 142 ТК РФ. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику

Новая редакция Ст. 142 ТК РФ

Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы:

в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

государственными служащими;

в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Комментарий к Статье 142 ТК РФ

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Так сказано в абзаце 2 статьи 142 Трудового кодекса РФ. В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

В статье 142 Трудового кодекса РФ также содержится перечень работ, которые приостанавливать нельзя.

Другой комментарий к Ст. 142 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В последнее время принимается значительное число мер, направленных на обеспечение своевременности выплаты заработной платы. Это связано, прежде всего, с тем, что нарушение сроков выплаты заработной платы, приобретшее массовый характер, превратилось в одну из наиболее серьезных социально-экономических проблем. Задержка выплаты заработной платы не только нарушает конституционное право граждан на вознаграждение за труд, но и лишает их основного, а возможно и единственного, источника средств существования.

2. В соответствии со ст. 142 ТК РФ задержка выплаты заработной платы влечет ответственность в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

В соответствии с Трудовым кодексом возможно привлечение виновного в задержке выплаты заработной платы лица к дисциплинарной и материальной ответственности. О дисциплинарной ответственности см. ст. ст. 191 — 195 ТК РФ и комментарий к ним; о материальной ответственности см. ст. ст. 232 — 237 и комментарий к ним.

На основании иных федеральных законов предусмотрена административная и уголовная ответственность.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит статьи, специально посвященной ответственности за задержку выплаты заработной платы. Однако данное нарушение является нарушением законодательства о труде, и поэтому к ответственности виновное лицо может быть привлечено на основании ст. 5.27 (нарушение законодательства о труде и об охране труда). Нарушение законодательства о труде влечет наложение на должностных лиц либо на предпринимателей без образования юридического лица административного штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда, а если это лицо ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в качестве меры административного наказания возможно также административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда, а его деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток.

4. Уголовная ответственность за невыплату заработной платы предусмотрена ст. 145.1 УК. В соответствии с ней невыплата заработной платы свыше двух месяцев, совершенная руководителем организации любой формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет; то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

5. Субъектом ответственности за задержку выплаты заработной платы является работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя. Такими представителями являются руководитель организации и (или) иное лицо, которые в соответствии с трудовыми обязанностями, установленными трудовым договором, должны обеспечить своевременную выплату заработной платы.

6. Статья 142 предусматривает ответственность не только за задержку выплаты заработной платы, но и за другие нарушения оплаты труда. К таким нарушениям могут относиться:

— выплата заработной платы не в полном размере;

— установление заработной платы ниже минимального размера оплаты труда;

— установление заработной платы в размере, ниже установленного законодательством о труде, коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами;

— выплата заработной платы в неденежной форме в размере более 20% от общей суммы;

— выплата заработной платы в виде предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;

— дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы;

— выплата заработной платы не в месте, определенном коллективным договором или трудовым договором;

— удержание из заработной платы работника излишних сумм или необоснованное удержание;

— нарушение порядка исчисления средней заработной платы и т.п.

В этих случаях может устанавливаться дисциплинарная, материальная, административная (в связи с нарушением законодательства о труде) ответственность.

7. Статья 142 вводит принципиально новую для российского трудового законодательства меру самозащиты работников — право приостановить работу в случае задержки выплаты заработной платы. Такое право возникает у работника при задержке выплаты заработной платы на срок более 15 дней, т.е. начиная с 16-го дня задержки. О приостановке работы работник обязан письменно известить работодателя. Такое извещение должно быть сделано заблаговременно, т.е. до начала приостановки работы.

Приостановка работы в случае задержки выплаты заработной платы не является забастовкой и не требует соблюдения соответствующих предварительных процедур.

8. Поскольку невозможность выполнять трудовые обязанности в этом случае не связана с виной работника, этот период следует оплачивать как простой не по вине работника и в зависимости от наличия в просрочке выплаты заработной платы вины работодателя — в соответствии со ст. 157 ТК РФ в размере двух третей среднего заработка (ч. 1 ст. 157 ТК РФ) или двух третей тарифной ставки или оклада (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).

Оплата может быть предусмотрена в коллективном договоре. В этом случае в коллективном договоре следует предусмотреть не только размер, но и другие условия оплаты.

9. В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем сроков выплаты заработной платы он обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Эта обязанность рассматривается как случай материальной ответственности работодателя, однако она наступает независимо от вины работодателя. Подробнее об этом см. ст. 236 ТК РФ и комментарий к ней.

10. Правом приостановить работу не обладают лица, непосредственно занятые на работах, обеспечивающих жизненно важные интересы государства и общества. Следует иметь в виду, что в прежней редакции ст. 142 речь шла об организациях, обеспечивающих жизнедеятельность населения, теперь же говорится только о тех работниках, в чьи трудовые обязанности входит исполнение соответствующих работ. Они перечислены в ч. 2 ст. 142.

Кроме того, закон запрещает всем работникам приостановку работы в период военного или чрезвычайного положения, а также в период введения особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении. Об этих мерах см. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ (в ред. от 7 марта 2005 г.) «О чрезвычайном положении».

11. В новой редакции ст. 142 предусмотрено право работника отсутствовать на своем рабочем месте в период приостановления работы. Подобная возможность была предусмотрена и ранее на основании абз. 2 п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2, теперь же такое право работника прямо закреплено законом.

12. Новеллой является также и ч. 4 ст. 142, определяющая, что работник обязан прекратить приостановление работы и приступить к работе не позднее следующего дня после получения им письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы. В случае если работник, получивший такое уведомление, не выйдет на работу, его действия следует рассматривать как прогул.

Комментарий к статье 142 ТК РФ

1. Статья предусматривает ответственность за нарушение прав работника в сфере оплаты труда. К таким нарушениям относятся:

— нарушение сроков выплаты заработной платы;

— оплата труда не в полном размере;

— оплата труда предметами, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;

— нарушение порядка исчисления средней заработной платы;

— оплата сверхурочной работы в одинарном размере;

— лишение премии;

— установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже МРОТ и др.

2. К ответственности могут привлекаться работодатель и (или) его представители.

Напомним, что работодатель — физическое лицо действует самостоятельно.

Представителем работодателя — юридического лица применительно к данной норме должен считаться руководитель организации (ст. 20 ТК), а также должностные лица (руководящие работники), которые в соответствии с должностной инструкцией, заключенным трудовым договором должны обеспечить соблюдение требований законодательства об оплате труда. К ним (в зависимости от распределения обязанностей) могут относиться заместители руководителя, главный бухгалтер, руководитель обособленного структурного подразделения и т.п.

3. Материальная ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы установлена ст. 236 (см. коммент. к ней).

Работодатель (как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо) может быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ).

4. Должностные лица, по вине которых допущены задержка выплаты заработной платы или иные нарушения, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (ст. 419 ТК, ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 145.1 УК РФ).

5. Наряду с ответственностью в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней может быть применена мера самозащиты в виде приостановления работы на период задержки выплаты заработной платы. Такая мера применяется индивидуально каждым работником, ее следует отличать от забастовки.

О приостановлении работник должен известить работодателя в письменной форме. Законодатель не устанавливает сроков предупреждения, однако, учитывая значение термина «предупреждение», можно предположить, что оно должно быть сделано до приостановления работы.

При этом необходимо учитывать, что приостановление работ допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой (п. 57 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

6. Часть 3 ст. 142 учитывает толкование, данное Постановлением Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, и предусматривает право работника отсутствовать на рабочем месте в период приостановления работы. Однако у него возникает обязанность приступить к работе не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления от работодателя. Уведомление о готовности выплатить заработную плату направляется работодателем в письменной форме.

Неисполнение указанной обязанности по вине работника является дисциплинарным проступком и может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности (см. коммент. к ст. ст. 192, 193).

7. Судебная практика исходит из того, что работодатель обязан выплатить работнику заработную плату за весь период приостановления работы как за время вынужденного прогула работника, поскольку данная мера со стороны работника имеет вынужденный характер и является одной из форм защиты его права на справедливую оплату труда (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2009 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 10.03.2010).

8. К приостановлению работы нельзя прибегнуть в периоды военного или чрезвычайного положения (ст. 7 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении», ст. 11 Закона о чрезвычайном положении).

9. Установлены определенные ограничения использования указанной меры самозащиты и для отдельных категорий работников, чья деятельность связана с обеспечением безопасности и нормального функционирования государства либо с обеспечением жизнедеятельности населения. При этом учитывается не только профиль деятельности организации, с которой работник состоит в трудовом отношении, но и характер деятельности самого работника. Так, в трудовые обязанности работника должно входить выполнение работы, непосредственно связанной с энергообеспечением, отоплением, теплоснабжением и т.п.

10. Судебная практика исходит из того, что ст. 142 применима только в случаях задержки выплаты заработной платы в строгом смысле слова, т.е. вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных и стимулирующих выплат. Задержка гарантийных выплат, например оплаты отпуска, или выплаты утраченного заработка при несчастном случае на производстве не может повлечь приостановление работы (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 30.04.2013 по делу N 33-3629/2013) (см. также коммент. к ст. 124).

Настоящая статья направлена на защиту конституционного права работников на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ) и в соответствии с основным принципом трудового права об обеспечении права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы (ст. 2 ТК) способствует устранению нарушений сроков выплаты заработной платы, которые приобрели массовый характер в последние годы.

На устранение указанных нарушений в бюджетных организациях был направлен также ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ (Указ Президента РФ от 19.01.1996 N 66 «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат» (в ред. от 17.04.2003) <1>; Постановление Правительства РФ от 06.03.1996 N 230 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации, направленных на обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы» (в ред. от 30.05.1997) <2>.

———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 4. Ст. 265; 2003. N 27. Ст. 2697.
<2> СЗ РФ. 1996. N 12. Ст. 1116.

За нарушение сроков выплаты заработной платы установлена административная ответственность должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей в виде административного штрафа в размере от 1000 до 5000 руб.; юридических лиц — в виде административного штрафа от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 5.27 КоАП). Административный штраф налагается государственными инспекторами труда либо на основании решения суда, если государственный инспектор труда, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передал его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1, ч. 1 ст. 23.12 КоАП). За повторное аналогичное административное правонарушение руководитель организации по решению суда может быть дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет.

Статьей 145.1 УК (в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 382-ФЗ <3>, с изм. от 07.12.2011) установлена уголовная ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы.

———————————
<1> СЗ РФ. 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 6997.

Согласно данной статье частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. При этом под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

При полной невыплате свыше двух месяцев заработной платы или выплате заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, руководитель организации, работодатель — физическое лицо, руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если указанные деяния повлекли тяжкие последствия, то указанные лица наказываются штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Часть 2 настоящей статьи предусматривает право работника приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы, если заработная плата была задержана на срок более 15 дней. О своем решении приостановить работу работник обязан предварительно известить работодателя в письменной форме.

Пленум ВС РФ в п. 57 Постановления от 17.03.2004 N 2 указал, что при разрешении споров, связанных с несвоевременной выплатой заработной платы, судам следует иметь в виду, что в силу настоящей статьи работник имеет право на приостановление работы (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2 настоящей статьи) при условии, что задержка выплаты заработной платы составила более 15 дней и работник в письменной форме известил работодателя о приостановлении работы. При этом необходимо учитывать, что исходя из названной нормы приостановление работы допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой.

ТК устанавливает также перечень случаев, когда приостановление работы не допускается, поскольку это может создать угрозу жизни, здоровью людей, безопасности.

ТК определяет следующий порядок действий работника в период приостановления работы.

Часть 3 настоящей статьи, исходя из того, что в силу ч. 3 ст. 4 ТК нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере относятся к принудительному труду, закрепляет право работника в случае приостановления работы в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Соответственно, если работник в такой ситуации не выходит на работу, работодатель не может привлечь его к дисциплинарной ответственности, в том числе уволить за прогул.

А ч. 4 данной статьи устанавливает срок, в течение которого работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу. В такой ситуации работник обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу. Следовательно, если работник не выйдет на работу в установленный срок без уважительной причины, работодатель может привлечь его к дисциплинарной ответственности, в том числе уволить за прогул. При этом работодателю необходимо располагать доказательствами того, что работник получил письменное уведомление работодателя.

Работодатель также несет материальную ответственность перед работником за задержку выплаты заработной платы. Работодатель обязан выплатить работнику все причитающиеся суммы с процентами (см. коммент. к ст. 236).

Другой комментарий к статье 142 ТК РФ

1. Статья 37 Конституции РФ закрепляет право работников на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ. Действующее российское законодательство устанавливает систему средств, обеспечивающих указанное конституционное право граждан.

В соответствии с ч.1 ст.142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Таким образом, за нарушения оплаты труда, в том числе за задержку выплаты работникам заработной платы, работодатель, а также его представители несут материальную, административную и уголовную ответственность.

В случае нарушения работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) согласно ст.236 ТК РФ.

В соответствии со ст.5.27 КоАП РФ лица, допустившие нарушение трудового законодательства, в том числе задержку выплаты заработной платы, могут быть привлечены к административной ответственности.

Вместе с тем ст.145.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.

2. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

В п.57 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ разъяснено, что при этом необходимо учитывать, что исходя из названной нормы приостановление работы допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой.

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Право работников на отказ от выполнения работы является мерой вынужденного характера, которая предусмотрена в целях стимулирования работодателя к обеспечению выплаты работникам определенной трудовым договором заработной платы в установленные сроки.

Это право предполагает устранение работодателем допущенного нарушения и выплату задержанной суммы. Из ст.236 ТК РФ следует, что в случае задержки выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации) в определенном названной статьей размере. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором.

В Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2009 года (утвержден постановлением Президиума ВС РФ от 10 марта 2010 года) указано, что материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы предполагает не только возмещение полученного работником заработка, но и уплату дополнительных процентов (денежной компенсации). Названная мера ответственности работодателя наступает независимо от того, воспользовался ли работник правом приостановить работу. При этом, поскольку ТК РФ специально не оговорено иное, работник имеет право на сохранение среднего заработка за все время задержки ее выплаты, включая период приостановления им исполнения трудовых обязанностей.

Вместе с тем работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, работодатель обязан возместить не полученный им средний заработок за весь период ее задержки с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, установленном ст.236 ТК РФ.

3. В ч.2 ст.142 ТК РФ указаны случаи, в которых приостановление работы не допускается. Например, приостановление работы недопустимо в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении.

КС РФ было отмечено, что, вводя запрет на приостановку работы в случае нарушения сроков выплаты заработной платы для работников организаций, связанных с жизнеобеспечением населения, и исключая тем самым их из числа лиц, обладающих правом на самозащиту своевременности и полноты выплаты заработной платы, положения ТК РФ в то же время не препятствуют этой категории работников отстаивать свои трудовые права, в том числе право на своевременную и полную оплату труда, всеми другими способами. Соответственно, каждый работник организации, связанной с жизнеобеспечением населения, право которого на своевременную и полную выплату заработной платы было нарушено, может обратиться за защитой своего права в комиссию по трудовым спорам, в суд либо в органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (см. определение КС РФ от 2 марта 2006 года N 60-О).

по состоянию на 25 января 2005 года

<<< Главная страница |

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни.

Перенос выходного дня

Выходные дни могут выполнять свое социальное предназначение при условии их реального и регулярного использования. Но у нанимателей иногда возникают производственные ситуации, когда работа отдельных работников в выходные дни крайне необходима. В таких случаях интересы производства приходится ставить выше социальных интересов и использовать выходные дни для работы.

Основания и условия привлечения к работе в выходные дни содержатся в ст. 142 и 143 Трудового кодекса Республики Беларусь. Статья 142 ТК определяет общее правило привлечения к работе в выходные дни, ст. 143 ТК – исключение из него. Но обе статьи исходят из того, что речь идет,

во-первых, о выходных днях, установленных ПВТР, графиком работ (сменности) или соглашением сторон;

во-вторых, о привлечении к работе в выходные дни отдельных работников.

Общее правило привлечения к работе в выходные дни.

Общее правило привлечения к работу в выходные дни закрепила ст. 142 ТК:

Работа в выходные дни допускается по предложению нанимателя и только с согласия работника или по инициативе работника с согласия нанимателя, за исключением случаев, предусмотренных ст. 143 настоящего Кодекса.

Если к работе в выходной день привлекается несколько работников, то наниматель должен получить согласие от каждого из них.

Необходимость выполнения работы в выходной день с согласия или по инициативе работника определяет наниматель.

Как следует из ст. 142 ТК, общее правило привлечения к работе в выходные дни – получение персонального согласия каждого работника. Согласие может быть выражено в устной или, предпочтительнее, в письменной форме, например, в виде подписи работника на письменном предложении нанимателя или на проекте приказа о работе в выходные дни.

В ст. 142 ТК причины необходимости работы в выходной день с согласия работника не указаны. Это значит, что их определяет наниматель, договаривающийся с работником.

Статья 142 ТК не разрешила и не запретила работу в оба выходных дня при 5-дневной рабочей неделе. Полагаем, это серьезное упущение, не совместимое с правом на еженедельный отдых. Пока запрет на работу в оба выходных дня при 5-дневной рабочей неделе не решен законодательно, его можно отразить в коллективном договоре или в ПВТР, указав допустимость привлечения к работе только в один из двух выходных дней.

Исключительные случаи привлечения к работе в выходной день без согласия работника

Согласно ст. 143 ТК наниматель вправе привлекать работника к работе в его выходной день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), без согласия работника в следующих исключительных случаях для:

предотвращения катастрофы, производственной аварии, выполнения работ, необходимых для немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия;

предотвращения несчастных случаев;

устранения случайных или неожиданных обстоятельств, которые могут нарушить или нарушили нормальное функционирование водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;

оказания медицинским персоналом экстренной медицинской помощи.

Перечень оснований привлечения к работе в выходные дни независимо от согласия работника (в принудительном порядке), предусмотренных пп. 1–4 ст. 143 ТК, является исчерпывающим и не может дополняться законодательством, а также локальными нормативными актами, в частности коллективным договором.

В п. 1 ст. 143 ТК не упоминаются общественные бедствия, но введен термин «катастрофа». Очевидно, имеется в виду, что данные понятия тождественны. С этим согласиться нельзя. Названные категории разные по сути. К общественному бедствию относится, например, эпидемия. Она также может потребовать экстренных мер, в том числе привлечение к работе в выходные дни. Однако прямого основания для этого в ст. 143 ТК нет. На практике придется прибегнуть к расширительному толкованию ст. 143 ТК, что, как известно, противоправно. Выход из положения один – следует восполнить пробел в ст. 143 ТК. Слова «устранения их» относятся не к выполнению работ, а к катастрофе и производственной аварии. Катастрофа, производственная авария – основания для применения ст. 143 ТК как в целях предотвращения, так и немедленного устранения их последствий.

Полагаем, что несчастный случай, предусмотренный п. 2 ст. 143 ТК, повлекший трагические последствия, может быть отнесен и к п. 1 указанной статьи. Думаем, что ст. 143 ТК применима и для устранения последствий несчастного случая.

Пункт 3 ст. 143 ТК имеет специальное назначение и применим в отношении различных видов жизнеобеспечения населения, организаций и других структур общества.

Трудовой кодекс не предусмотрел обязанность нанимателя предупреждать работника о привлечении его к работе в выходной день на основании ст. 143 ТК. Мы считаем, что такое предупреждение необходимо и оно по смыслу предполагается. Желательно предусмотреть его в ПВТР (типовых и локальных).

Нерешен вопрос о допустимости привлечения к работе в оба выходных дня в случаях, предусмотренных ст. 143 ТК. Такое ограничение также необходимо, но с учетом оснований, вызвавших применение этой статьи.

Особенности привлечения временных работников к работе в выходные дни установлены также ст. 297 ТК.

Выходные дни (один или два) составляют основную часть еженедельного отдыха (соответственно 24 ч и 48 ч). Кроме выходного (выходных), в еженедельный отдых при нормальном режиме рабочего времени входит период от момента окончания рабочего дня перед выходным до начала выходного дня (обычно до 24.00) и период после окончания выходного дня до начала следующего рабочего дня. Работа в выходной день имеет место лишь тогда, когда она выполнялась в собственно выходной день.

Работа же, выполняемая в двух периодах – до начала и после окончания выходного дня – несмотря на то, что они также входят в еженедельный отдых, признается сверхурочной либо внеурочной (при ненормированном рабочем дне) и к ст. 142 и 143 ТК, а также другим статьям, регулирующим привлечение к работе в выходные дни, отношения не имеет.

Статьи 142 и 143 ТК не распространяются также на выходные дни, вошедшие в календарные дни трудового и социального отпусков.

Трудовой кодекс в ст. 144 ТК впервые установил предельное количество выходных дней, которые могут использоваться для привлечения работников к работе: не более 12 выходных дней в год для каждого работника. В предельное количество выходных дней не включаются выходные дни, в которые работник привлекался к работе в соответствии со ст. 143 ТК. Это новшество в законодательстве относится к числу важных и необходимых. К слову, оно давно предлагалось в комментаторской литературе.

Из текста ст. 144 ТК не ясно, о каком виде года идет речь. Предположим, имеется в виду календарный год. Тогда может возникнуть следующая ситуация. Работник принят на работу 1 октября. На предприятии установлена 6-дневная рабочая неделя. Если наниматель с согласия работника использует 12 выходных дней в рамках календарного года, 3 месяца работник будет работать без выходных дней. При 5-дневной рабочей неделе период работы составит полтора месяца. С позиции охраны труда это, с одной стороны, ненормально, но с другой стороны не противоречит закону. Ясно, что требуется уточнение.

В большей мере гарантии, предусмотренной ст. 144 ТК, отвечает рабочий год в том смысле, в котором этот термин используется в законодательстве об отпусках (ст. 163 ТК).

Проблема будет снята, если ст. 144 ТК дополнить ограничителем не только в рамках рабочего года, но и каждого месяца, как это сделано в отношении сверхурочных работ в ст. 122 ТК. Формулировка могла бы быть такой: Допускается использовать для работы не более 12 выходных дней каждого работника в течение рабочего года, но не более 2 дней в месяц.

Часть 2 ст. 144 ТК, согласно которой в предельное количество выходных дней не включаются выходные дни, отработанные на основании ст. 143 ТК, в буквальном смысле противоречит праву работников на отдых, установленному ст. 143 Конституции Республики Беларусь, и праву на еженедельный отдых, предусмотренному в числе основных прав работника п. 6 ст. 11 ТК, обесценивая право на отдых.

Оформление привлечения к работе в выходной день

Согласно ст. 145 ТК привлечение к работе в выходной день оформляется приказом (распоряжением) нанимателя с соблюдением гарантий, предусмотренных ст. 263, 276 и 287 настоящего Кодекса. Гарантии, о которых говорится в ст. 145 ТК, должны соблюдаться не после издания приказа о привлечении к работе в выходной день, а тогда, когда принято решение об этом и получено согласие работника (если оно требуется). В приказе (распоряжении) нанимателя должны также учитываться условия, предусмотренные ст. 136, 139, 142–144 ТК.

В приказе (распоряжении) необходимо сослаться на согласие работника работать в выходной день, а если оно не требуется – указать конкретные основания в соответствии с пп. 1–4 ст. 143 ТК. При подготовке приказа (распоряжения) необходимо учитывать гарантии, предусмотренные законодательством для работающих инвалидов, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, а также детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов – до 18 лет), работников моложе 18 лет.

Привлечение к работе в выходной день не требует разрешения или согласия какого-либо органа и в равной мере распространяется на оба выходных дня при 5-дневной рабочей неделе. Привлекать к работе в выходной день может выступающий от имени нанимателя руководитель, наделенный правом издавать приказ (распоряжение), или другое уполномоченные им на это лицо.

Если отраслевыми положениями о рабочем времени и времени отдыха, правилами выполнения некоторых видов работ предусмотрен специальный порядок привлечения к работе в выходной день, который противоречит ст. 142 и 143 ТК, он считается недействительным.

Наряду с оформлением работы в выходной день необходим учет отработанных выходных для реализации нормы ст. 144 ТК.

Компенсация за работу в выходной день

Работа в выходной день может компенсироваться по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или повышенной оплатой в размере, установленном чч. 1, 3, 4 ст. 69 ТК.

Если привлечение к работе обязательно для работника (ст. 143 ТК), но стороны не смогли договориться о форме компенсации за работу в выходной день, предоставляется компенсация в виде другого дня отдыха, если иное не предусмотрено в коллективном договоре, соглашении (ст. 146 ТК).

Как следует из ст. 146 ТК, если стороны договорились о компенсации работы в выходной день только повышенной оплатой, то другой день отдыха не предоставляется.

Статьей 146 ТК не предусмотрены последствия на тот случай, когда работа в выходной день обязательна для работника, но стороны не смогли договориться о форме компенсации. Здесь предпочтение отдано предоставлению работнику другого дня отдыха, если иное не регламентировано коллективным договором, соглашением.

Форму компенсации за работу в выходной день желательно указывать в приказе (распоряжении) о привлечении к работе в выходной день со ссылкой на соглашение сторон и закреплять подписью работника, подтверждающего свое согласие.

Если стороны договорились о предоставлении другого дня отдыха, то за этот день, как и за другие выходные дни, заработная плата не выплачивается.

Работа в государственные праздники и праздничные дни

Согласно ст. 147 ТК работа не производится в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими.

В государственные праздники и праздничные дни (часть первая настоящей статьи) допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-технологическим условиям (непрерывно действующие организации), работы, вызванные необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения, организаций, а также неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

В Трудовом кодексе впервые не названы праздничные дни, в которые не производится работа (нерабочие праздничные дни). Часть 1 ст. 147 ТК содержит ссылку на то, что работа не производится в государственные праздники и праздничные дни, которые установлены и объявлены Президентом Республики Беларусь нерабочими.

Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями (далее – Указ № 157) установлены государственные праздники и праздничные дни. Нерабочие дни из их числа объявлены п. 3 Указа № 157.

В преамбуле Указа № 157 его правовым основанием назван п. 18 ст. 84 Конституции, которым к полномочиям Президента отнесено установление государственных праздников и праздничных дней.

Между тем, нерабочие праздничные дни – вид времени отдыха. Время отдыха всегда относилось и сейчас относится к отношениям, регулируемым Трудовым кодексом (ст. 3 и 4 ТК), поскольку оно включая нерабочие праздничные дни, – неотъемлемая составная часть трудовых правовых отношений.

Согласно Указу № 157 работа не производится в следующие праздничные дни:

1 января – Новый год;

7 января – Рождество Христово (православное Рождество);

8 марта – День женщин;

по календарю православной конфессии – Радуница;

1 мая – Праздник труда;

9 мая – День Победы;

3 июля – День Независимости Республики Беларусь (День Республики);

7 ноября – День Октябрьской революции;

25 декабря – Рождество Христово (католическое Рождество).

Итого 9 нерабочих праздничных дней.

Работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям, и работы, вызываемые необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения и (или) организаций, планируются заранее в графике и включаются в месячную норму рабочего времени, т.е. учитываются в ней и не влекут ее переработки (ч. 3 ст. 147 ТК).

Неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы могут выполняться в нерабочие праздничные дни как в соответствии с утвержденным графиком, так и по особому распоряжению нанимателя, если их нельзя было заранее предусмотреть (ч. 4 ст. 147 ТК). В первом случае они включаются в месячную норму рабочего времени, во втором – влекут ее переработку.

Компенсация за работу в нерабочие праздничные дни.

Компенсацию за работу в свободные от работы нерабочие праздничные дни регулируют ст. 148 и 69 ТК. Компенсация включает оплату в повышенном размере или предоставление другого дня отдыха, либо сочетание того и другого.

Если работа в праздничный день запланирована графиком работ (сменности) и, следовательно, выполнена в пределах месячной нормы часов, компенсация в виде другого дня отдыха не полагается. В таком случае согласно ч. 3 ст. 69 ТК сдельщикам выплачивается заработок по сдельным расценкам, увеличенным не менее чем вдвое, а повременщикам работа оплачивается не менее двойной дневной тарифной ставки. Работникам, получающим месячный оклад, выплачивается сверх оклада не менее одинарной часовой или дневной ставки за отработанные часы.

Если работа в нерабочий праздничный день выполнена не по графику (распорядку), т.е. заранее не планировалась и, следовательно, выполнялась сверх месячной нормы часов, возможны два варианта:

а) если работник не берет другой день отдыха, то сдельщикам и повременщикам выплачивается их заработок не менее чем в двойном размере;

б) если берет, то тем, у кого оклад, в том числе должностной, сверх оклада выплачивается не менее одной дневной ставки за отработанные в нерабочий праздничный день часы. Другой день отдыха оплате не подлежит.

В рассмотренных вариантах в коллективном договоре или нанимателем самостоятельно либо по соглашению с работником денежная компенсация может быть увеличена по сравнению с компенсацией, предусмотренной ст. 69 ТК.

Компенсация за работу в нерабочие праздничные дни схожа с компенсацией за работу в выходные дни (ст. 146 ТК). Отличие лишь в следующем: если работа выполнена в нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы часов (что происходит тогда, когда работа заранее не планировалась в графике), выбор работником варианта компенсации, согласно которому работник предпочел другой день отдыха и оплату в размере, указанном выше, обязателен для нанимателя. В остальных вариантах компенсация определяется соглашением сторон.

Перенос нанимателем отдельного выходного дня

Перенос нанимателем выходного дня как правовое понятие впервые получил закрепление в ч. 7 ст. 136 ТК:

Перенос нанимателем выходного дня, предусмотренного правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), на другую календарную неделю признается их изменением и допускается в порядке, установленном ст. 142 и 143 настоящего Кодекса.

Суть этой правовой нормы в следующем. Она позволяет нанимателю перенести предусмотренный ПВТР или графиком работ (сменности) конкретный выходной день на другую календарную неделю. Ясно, что в ч. 7 ст. 136 ТК речь идет о переносе выходного дня не одному или нескольким работникам, а коллективу организации либо ее подразделений. Отдельным же работникам нанимателю проще не переносить выходной день, а привлекать их (работников) к работе в выходной день на основании стст.142, 143 ТК.

Перенос нанимателем выходного дня признается ч. 7 ст. 136 ТК изменением ПВТР или графика работ (сменности). Трудовой кодекс прямо не определяет порядок внесения изменений в режим рабочего времени. Полагаем, он должен быть, как правило, таким же, как и порядок его установления согласно ст. 123 ТК: изменения ПВТР или графика работ (сменности) утверждаются нанимателем по согласованию с профсоюзом; о предстоящих изменениях работник уведомляется за один месяц до введения их в действие.

На практике при разовом переносе этого не делают, да и вряд ли можно для выполнить такую сложную процедуру.

Часть 7 ст. 136 ТК, допуская перенос выходного дня, требует чтобы наниматель применял порядок, установленный ст. 142 и 143 ТК, т.е. соблюдал правила привлечения к работе в выходной день. Целесообразность этого требования вызывает сомнение, если не сказать резче – оно необоснованно и нереально.

Есть ли потребность у нанимателей в переносе выходного дня? Практика свидетельствует – есть. Цель переноса – ускорить выполнение срочных работ, чтобы избежать штрафных санкций, выполнить обязательства, компенсировать потери в связи с простоем и т.д. В такой ситуации практически невозможно реализовать требование ст. 142 ТК (для применения ст. 143 ТК оснований, как правило, не бывает) о согласии каждого работника на работу в выходной день. Найдутся работники, которые не согласятся или согласятся с условием выплаты денежной компенсации в двойном размере. Вряд ли на это пойдут руководители организаций.

Применение ст. 142 и 143 ТК при переносе отдельного выходного дня на практике не встречается. Применение ст. 142 и 143 ТК при переносе нанимателем отдельного выходного дня необоснованно также с юридической точки зрения. Перенос выходного дня сопряжен с перенесением рабочего дня той недели, в которой будет предоставлен выходной. Следовательно, замененного выходного дня реально уже нет. Поэтому не может быть привлечения к работе в уже несуществующий выходной день. Кроме того, поскольку ч. 7 ст. 136 ТК допустила перенос нанимателем выходного дня на другую календарную неделю, этот перенесенный на конкретный день конкретной недели выходной становится обязательным для работников так же, как и обязателен рабочий день, перенесенный на дату выходного дня. Поэтому соглашение сторон, требуемое ст. 142 и 146 ТК, теряет здесь смысл.

Проблема в другом: чем заменить компенсационную функцию, необоснованно возложенную в ч. 7 ст. 136 ТК на ст. 142 и 143 ТК?

Предлагаем следующее решение. Разовый (отдельный) перенос нанимателем коллективу организации или ее подразделений конкретного выходного дня из числа предусмотренных ПВТР или графиком работ (сменности) на другую конкретную календарную неделю и конкретный рабочий день, переносимый на место выходного дня, допускается при наличии следующих условий:

обоснованная нанимателем производственная необходимость;

отсутствие запрета коллективного договора;

согласие профсоюза, а при его отсутствии – уполномоченного представителя трудового коллектива;

оплата за перенесенный на место выходного дня рабочий день не менее чем полторы тарифной ставки (оклада);

предоставление переносимого выходного дня не позднее чем через одну календарную неделю;

предупреждение работников о переносе выходного дня не позднее чем за одну неделю до переноса.

Перенос выходного дня не допускается для работников, которым установлена 6-дневная рабочая неделя с выходным днем в воскресенье.

Ограничения переноса выходного дня могут дополняться коллективным договором.

Перенос нанимателем отдельного выходного дня нельзя считать изменением ПВТР или графика работ (сменности). Поэтому вносить поправки в указанные локальные нормативные акты не нужно.

Предложенная концепция единичного переноса нанимателем выходного дня может служить основой для внесения изменения ч. 7 ст. 136 ТК, а еще лучше – основой для новой статьи Трудового кодекса.

В проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» в ч. 7 ст. 136 ТК сохранена ссылка на ст. 142 и 143 ТК. Более того, к ним добавлена ст. 32 ТК «Изменение существенных условий труда», что, полагаем, усугубляет проблему переноса отдельных выходных дней.

О необоснованности ссылки в п. 7 ст. 136 ТК на ст. 142 и 143 ТК было сказано выше. Мы считаем, что с предложением включить ст. 32 ТК в ч. 7 ст. 146 ТК нельзя согласиться. Статья 32 ТК адресована отдельным работникам, а не коллективу или его части, что имеет место при переносе нанимателем отдельных выходных дней. Отказ работника от продолжения работы в новых существенных условиях труда может повлечь увольнение по п. 5 ст. 35 ТК. Увольнение же по этому основанию при отказе от переноса выходного дня исключено, поскольку согласия работников на такой перенос не требуется, а невыход на работу в объявленный рабочий день – нарушение трудовой дисциплины. Следовательно, увольнение возможно только по п. 4 либо п. 5 ст. 42 ТК.

В ст. 32 ТК в числе других существенных условий труда назван режим работы. Но нельзя не учитывать, что режим работы организации, служит лишь основанием для разработки режима рабочего времени и времени отдыха персонала. Можно продолжить аргументы, но и приведенных, полагаем, достаточно для вывода: предложение включить ст. 32 ТК в ч. 7 ст. 136 ТК несостоятельно.

Добавим, перенос отдельных выходных дней как исключение из общего правила легализуют не только п. 7 ст. 136 ТК, но и акты отраслевого регулирования рабочего времени и времени отдыха. Так, п. 42 Положения о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 марта 2002 г. № 56, допускает предоставление выходных дней отдельным категориям работников в суммированном виде. Например, за все время тура, даже если он продолжается больше месяца. Суммирование выходных дней в данном случае, если их невозможно дать своевременно, означает, что выходные дни переносятся.

Соотношение понятий «перенос выходного дня» и «перенос рабочего дня»

Перенос отдельных рабочих дней предусмотрен в постановлениях Правительства по этому вопросу и в Правилах планирования и учета рабочего времени работников в связи с переносом Советом Министров Республики Беларусь отдельных рабочих дней, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 25 июня 2001 г. № 75. Речь идет о переносах рабочих дней в соответствующем календарном году, объявляемых постановлениями Совета Министров выходными в целях рационального использования рабочего времени, выходных дней, нерабочих праздничных дней. Перенос распространяется на работников, которым установлена 5-дневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье и для которых переносимые дни являются рабочими. Полагаем, что в такой ситуации перенос рабочего дня осуществляться на выходной день в субботу другой недели. В качестве примера приведем постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 апреля 2004 г., которым Совет Министров постановил:

Перенести рабочий день с понедельника 19 апреля на субботу 17 апреля 2004г.

Предоставить право организации с учетом специфики производства (работы) осуществлять перенос рабочего дня, установленный п. 1 постановления, в ином порядке в соответствии с законодательством.

Подчеркнем, что перенос рабочего дня в законодательстве не назван изменением графика (распорядка) работ (сменности) и за перенос не полагаются компенсации, как это сделано в ч. 7 ст. 136 ТК.

То, что между переносом отдельного выходного и рабочего дня есть сходство, очевидно: и выходной, и рабочий день заменяют друг друга. В результате в одной неделе образуется переработка или недоработка рабочего времени, но они компенсируются в другой неделе. Получается своего рода суммированный учет рабочего времени и времени отдыха, обеспечивающий их баланс. И в том и в другом случае имеет место отклонение от графика (распорядка) работ, допускаемое законодательством.

Однако сходство – не тождество. Перенос отдельных выходных дней и рабочих дней – самостоятельные правовые категории, имеющие свои особенности, разное правовое регулирование и целевое назначение.

Перенос рабочего дня обеспечивает интересы работников (удлиняет праздничный период, что позволяет съездить к родственникам, друзьям, в туристическую поездку и т.д.); объявляется правительством; осуществляется централизованно, не признается изменением графика рабочего времени и времени отдыха; распространяется только на работающих стандартную 5-дневную рабочую неделю; ограничивается условиями, предусмотренными постановлением Министерства труда от 25 июня 2001 г. № 75.

Перенос выходного дня обеспечивает интересы нанимателя и производства; осуществляется локально; признается изменением графика; требует дополнительной компенсации работникам.

По нашему мнению, перенос отдельных выходных и рабочих дней уравновешивают друг друга и образуют новый правовой институт трудового законодательства, который смягчает жесткость правового регулирования режима рабочего времени и времени отдыха и придает ему большую гибкость, позволяющую оперативно реагировать на потребности производства и работников. Этот правовой институт ждет своего более точного и полного обеспечения.

Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы:

в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

государственными служащими;

в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

См. все связанные документы >>>

1. В соответствии со ст. 5.27 КоАП нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

2. 15-дневный срок начинается со следующего дня после невыполнения работодателем обязанности выплатить заработную плату. В этот срок включаются и нерабочие дни согласно ст. 14 ТК.

Последний день 15-дневного срока должен быть рабочим днем согласно ст. 14 ТК. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

3. Указом Президента РФ от 19 января 1996 г. N 66 установлены меры по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат. О мерах по реализации Указа см. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1996 г. N 230.

Согласно Указу руководители и должностные лица федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из федерального бюджета заработной платы, а также по выделению из федерального бюджета средств, направляемых на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат, несут персональную ответственность за своевременное осуществление указанных выплат.

Руководители федеральных органов исполнительной власти:

обладающие правами распорядителя по средствам, выделяемым из федерального бюджета, обязаны в соответствии со своей компетенцией своевременно, но не позднее 3 дней до даты выплаты, отдавать распоряжение по осуществлению выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат;

обладающие правами распорядителя по внебюджетным средствам, обязаны направлять указанные средства в первую очередь на оплату работ и услуг организаций бюджетной сферы, а также оплату продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд.

В случае отсутствия в сроки, установленные вышеназванным Указом, на счетах федерального органа исполнительной власти денежных средств руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, обладающие правами распорядителя по средствам, выделяемым из федерального бюджета, обязаны отдавать распоряжение по осуществлению выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат в день поступления средств на счета.

Руководителям федеральных органов исполнительной власти, обладающим правами распорядителя по внебюджетным средствам и по средствам, выделяемым из федерального бюджета, запрещается размещение временно свободных финансовых средств на депозитных счетах в банках и осуществление любых расходов бюджетных средств в случаях, когда:

это приведет к невозможности своевременной выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат;

имеется задолженность по выплате заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат в день поступления средств на счета.

Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из федерального бюджета заработной платы, а также по выделению из федерального бюджета средств, направляемых на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат, виновные в задержке указанных выплат или выделения средств из федерального бюджета, отстраняются от выполнения указанных функций руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти или увольняются за однократное грубое нарушение своих обязанностей.

В случае нарушения руководителями федеральных органов исполнительной власти возложенных п. п. 2 и 3 Указа обязанностей Председатель Правительства РФ должен внести Президенту РФ представление об отставке соответствующего руководителя.

Руководители государственных унитарных предприятий и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, допустившие задержку выплаты заработной платы работниками в связи с неэффективной работой, размещением денежных средств на депозитных счетах банков, осуществлением выплат со счетов предприятия или учреждения на цели, не связанные с покрытием задолженности по налоговым и другим обязательным платежам, а также кредиторской задолженности, подлежат увольнению за однократное грубое нарушение своих обязанностей.

Контроль за исполнением Указа возлагается на Председателя Правительства РФ.

Представители государства в органах управления хозяйственных обществ и товариществ, в которых имеются доли (паи, акции), находящиеся в государственной собственности, в случае задержек выплаты заработной платы работникам соответствующих хозяйственных обществ и товариществ обязаны в месячный срок созвать общее собрание участников (акционеров) соответствующего хозяйственного общества или товарищества и поставить вопрос об увольнении руководителей (исполнительных директоров), ответственных за выплату заработной платы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. N 214 «Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды» органы исполнительной власти субъектов РФ должны обеспечить контроль за своевременной выплатой из бюджетов субъектов РФ заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат.

4. В соответствии со ст. 145.1 УК невыплата свыше 2 мес. заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем — физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

5. Принимая во внимание, что решение о приостановке работы в случае задержки выплаты заработной платы является правом работника и принимается им самостоятельно, а не диктуется обстоятельствами, вызывающими простой в работе (отсутствие объема работ, необходимых инструментов, технической документации, условий, обеспечивающих безопасность работника на рабочем месте), названный период не может рассматриваться как простой по вине работодателя, и оснований для возложения на работодателя дополнительных обязанностей, предусматривающих оплату времени приостановки работы по инициативе работника, не имеется.

К тому же к случаям, при наступлении которых сохраняется заработная плата, приостановление работы по причине задержки заработной платы не отнесено.

Учитывая изложенное, в случае приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы за время отсутствия работника заработная плата ему начисляться не должна. В то же время такая оплата может производиться, если она установлена в коллективном договоре.

6. См. также п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

7. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2006 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г.) на вопрос, подлежит ли привлечению к административной ответственности лицо, в действиях которого имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 5.27 КоАП, в случае, если к моменту возбуждения дела такое лицо перестало осуществлять организационно-распорядительные функции руководителя предприятия, дан следующий ответ.

Статья 5.27 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Субъектом указанного правонарушения может быть должностное лицо.

Согласно ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к вышеуказанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Следовательно, руководитель предприятия, допустивший нарушение законодательства о труде (например, невыплату заработной платы работникам предприятия), является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП.

Прекращение трудовых отношений с руководителем предприятия, осуществлявшим организационно-распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.

Таким образом, поскольку на момент совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 5.27 КоАП, указанное лицо являлось субъектом правонарушения, оно может быть привлечено к административной ответственности независимо от того, что к моменту возбуждения дела такое лицо утратило статус руководителя предприятия и перестало осуществлять организационно-распорядительные функции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *