Влэк, что это?

Медкомиссия для пилотов или ВЛЭК по-новому

С нее начинается обучение на пилота в АУЦ, без нее немыслима работа пилотом, поэтому между собой ее часто зовут «хлебной карточкой».
Процедура медосвидетельствования летного состава в России, по признанию многих, является одной из самых сложных в мире. Для сравнения, в США свидетельство пилота может получить даже человек с ограниченными возможностями, тогда как у нас пилот самолета должен быть здоров как космонавт. Все потому, что принцип работы ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия) практически не менялся десятилетиями, с советских времен, когда частной и малой авиации в стране в принципе не существовало.
Между тем, научиться управлять самолетом вроде Цессна-172 сейчас не многим сложнее, чем управлять машиной. Обладать для этого суперспособностями и возможностями совершенно необязательно. Но в существующей системе координат проходить ВЛЭК пилоту маленького самолета АОН приходится практически по тем же критериям, что пилоту огромного «Боинга».
Изменится ли такое положение дел после предложенных Президентом РФ нововведений, пока непонятно, но факт остается фактом: Владимир Путин дал поручение Правительству в срок до 1 октября изменить порядок работы врачебно-летных комиссий гражданской авиации.
Как минимум, полномочия по ее проведению планируется передать Росавиации. Сейчас ВЛЭК для пилотов подведомственны Минтрансу. Медицинские требования к здоровью пилотов разбиты на три графы:

  • Первая (она же самая жесткая) – для тех, кто поступает и проходит обучение в летном училище гражданской авиации
  • Вторая – для тех, кто уже имеет свидетельство пилота гражданской авиации
  • Третья – для тех, кто начинает обучение на пилота в летной школе или АУЦ по программе частный пилот, он же пилот-любитель.

Полностью требования к здоровью летчиков прописаны в Федеральных Авиационных Правилах (ФАП-50) от 2002 года «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава <…>».
Поменяются ли сами требования, или только порядок работы медкомиссий, пока не ясно. Поэтому на всякий случай для тех, кто начинает обучение на пилота прямо сейчас, мы подготовили список советов, как успешно преодолеть самый нелюбимый эпизод из жизни человека летающего под названием ВЛЭК. Итак:

  • Заранее (за несколько месяцев) вылечить зубы.
  • Проверить зрение. Раньше к кандидатам в пилоты в этом отношении предъявляли очень жесткие требования. Зрение должно быть строго 100-процентным без коррекции. Сейчас позволяется лазерная коррекция, после которой зрение должно быть на «единичку» по первой графе или 0,8 по третьей.
  • Сходить в свою «домашнюю» поликлинику, померить давление, сделать ЭКГ. Если обнаружатся какие-то отклонения, останется время пропить курс препаратов для нормализации давления, чтобы явиться на ВЛЭК с нормальными показателями.
  • Проверить вестибулярный аппарат. Летчиков, конечно, проверяют гораздо проще, чем космонавтов, но несколько оборотов на специальном кресле придется сделать. Если с детства не переносите качели, знаете, что вас регулярно укачивает в машине, это может стать проблемой. Но есть и хорошая новость – вестибулярный аппарат можно тренировать. Например, прыжками на батуте.
  • Вылечить любые малейшие намеки на простуду. Дело в том, что всевозможные гаймориты, синуситы, тонзиллиты и прочие хронические заболевания дыхательных путей являются серьезным противопоказанием к полетам, и объяснить ЛОРу, что у вас всего лишь заложен нос, скорее всего, будет крайне сложно.
  • За несколько дней до обследования отказаться от алкоголя, курения, вредных привычек
  • Накануне: как следует выспаться, чтобы придти на медкомиссию бодрым и в отличном настроении. В конце концов, вы же не просто за какой-то там справкой пришли, вы пришли получить пропуск в небо, чтобы научиться управлять самолетом и получить свидетельство пилота в АУЦ.

Требования для пилотов гражданской авиации

Сегодня не существует профстандарта для пилотов гражданской авиации. Этот нормативный акт в настоящее время находится на стадии разработки и по некоторым данным будет утвержден осенью этого года. Тем не менее, требования к персоналу авиации содержатся в главе 7 Воздушного кодекса РФ, а также в Приказе Минтранса России от 31.07.2009 № 128, Приказе Минтранса России от 22.04.2002 № 50, Приказе Минтранса России от 12.09.2008 № 147 и других нормативных актах.

Согласно пункту 1 статьи 52 ВК РФ, к авиационному персоналу относятся лица, имеющие профессиональную подготовку и осуществляющие деятельность, связанную непосредственно с выполнением перевозок, обеспечением безопасности и обслуживанием воздушного транспорта. Перечень специалистов авиационного персонала содержится в Приказе Минтранса России от 04.08.2015 № 240.

ВК РФ предусматривает следующие требования для авиационного персонала, в том числе и летчиков:

  • пилоты и другие специалисты авиации не могут иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
  • лица из числа специалистов должны проходить предварительные и периодические медицинские обследования;
  • на должности персонала авиации не принимаются лица, подвергавшиеся административному наказанию за употребление наркотических и психотропных веществ без предписания врача, также страдающие алкоголизмом и другими психическими расстройствами;
  • наличие свидетельства, дающего право на осуществление летных функций и т.д.

Это далеко не полный список требований, остальные перечислены в других нормативных актах, в частности в Постановлении Правительства РФ от 06.08.2013 № 670.

Основной документ, дающий право работать пилотом – летное свидетельство. Чтобы его получить, необходимо пройти четыре длительных и весьма затратных этапа:

  • получить профильное образование;
  • сдать теоретические и практические экзамены;
  • пройти медицинское освидетельствование;
  • налетать необходимое количество часов.

Получение летного свидетельства

Обучение в профильном ВУЗе или училище не является гарантией того, что выпускник непременно станет летчиком. Ведь на протяжении обучения к курсантам предъявляются самые высокие требования, они подвергаются различным проверкам и экзаменам. В том числе уделяется значительное внимание физическому и психическому здоровью. Если студенту все же удалось успешно пройти обучение, он становится кандидатом на получение летного свидетельства.

Правила проведения проверки лиц, претендующих на получение этого документа, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 06.08.2013 № 670.

Теоретический экзамен

В первую очередь проводится проверка соответствия знаний кандидата. Ее проводит специально сформированная Федеральным агентством воздушного транспорта комиссия. Ее состав и порядок формирования определятся Приказом Минтранса России от 10.02.2014 № 33.

Проверка знаний проводится на основании обращений образовательных организаций, а также самих кандидатов на получение свидетельства. Экзамен проходит в форме тестирования. Чтобы проверка знаний считалась успешно пройденной, экзаменуемый должен правильно ответить как минимум на 75 % вопросов. Если количество правильных ответов меньше, то минимум через 14 дней можно пройти повторное тестирование.

По результатам экзамена составляется протокол, в который вносятся основные сведения о кандидате, полученная оценка, тип свидетельства, на которое претендует экзаменуемый, а также дата, место и время проведения оценки. Документ заверяется подписью председателя комиссии и печатью. Оригинал протокола передается кандидату, а копия отправляется в орган по выдаче свидетельства в течение 24 часов по электронным каналам связи.

Проверка практических навыков

После сдачи теоретического экзамена, кандидат должен пройти проверку практических навыков. Она осуществляется специалистом, имеющим право на проведение подобных проверок, на воздушном судне той модификации, которая соответствует требуемому типу свидетельства. По результатам практического оценивания, кандидату выдается справка, в которой содержатся сведения о кандидате, экзаменаторе, тренажере или самолете, на котором осуществлялась проверка, дата, время и место оценивания, тип свидетельства. Этот документ в течение 24 часов отправляется в орган по выдаче свидетельства по электронным каналам связи.

ВЛЭК для пилотов гражданской авиации: требования

Предъявляемые ВЛЭК требования для пилотов весьма строгие. Ознакомиться с ними в полном объеме можно в Приказе Минтранса России от 22.04.2002 № 50. Проходить ВЛЭК должны все специалисты, осуществляющие управление воздушным судном, кабинный экипаж, а также абитуриенты и курсанты учебных заведений. По результатам медицинского освидетельствования выдается заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.

Медицинское заключение для пилота гражданской авиации имеет срок годности 12 месяцев.

Что касается непосредственно требований к состоянию здоровья, то все показатели жизнедеятельности пилота должны находиться в норме или иметь некоторые незначительные отклонения. Внимание уделяется всем системам и органам, в особенности сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, пищеварительной системам. В Приложении № 3 к Приказу Минтранса России от 22.04.2002 № 50 имеется перечень патологий, являющихся препятствием для работы в авиации.

ВЛЭК для бортпроводников: требования

Медицинские требования ВЛЭК для бортпроводников также содержаться в Приложении № 3 к Приказу № 50. Изучив их, можно сделать вывод, что к бортпроводникам применяются несколько более лояльные требования. Тем не менее, лица, имеющие психические расстройства, проблемы с сердечно-сосудистой системой, органами дыхания и вестибулярным аппаратом не могут рассчитывать на полеты.

Сколько нужно налетать

Согласно пункту 4.3 Приложения к Приказу Минтранса России от 12.09.2008 № 147, коммерческий пилот должен налетать как минимум 200 часов или 150 часов в ходе прохождения подготовительного курса. Из них:

  • 100 часов в качестве командира воздушного судна;
  • 20 часов в качестве командира по маршрутам не менее 540 км с посадками до полной остановки в двух аэродромах;
  • 10 часов в процессе обучения, из них не более 5 часов на тренажерах;
  • 5 часов ночью в качестве командира + 5 взлетов и посадок.

Аналитический обзор подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации

В 2009 году вступили в силу федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденные приказом Минтранса от 12 сентября 2008 года № 147 (далее — ФАП-147). Данные правила определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей соответствующих свидетельств. Кандидату на получение свидетельства установлены такие требования, как ограничение по возрасту, перечни минимальных знаний по областям, которые необходимо продемонстрировать, минимумы практической подготовки и другие.
ФАП-147 не содержит требований, обязующих кандидатов на получение свидетельств иметь среднее профессиональное либо высшее образование, за исключением специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов. При этом к последним данные требования предъявляются лишь для получения соответствующих квалификационных отметок. Данное положение соответствует документам ИКАО и воздушному законодательству Российской Федерации.
Во многих коммерческих авиакомпаниях РФ принята политика по приему на работу членов экипажей воздушных судов с требованиями наличия среднего профессионального или высшего образования по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов» и «эксплуатация воздушных судов». Данные условия справедливы, учитывая, что среднего общего образования порой недостаточно для удовлетворения современных требований к специалистам подобного уровня.
В июле 2016 года вступили в действие федеральные авиационные правила «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденные приказом Минтранса России от 29 сентября 2015 года № 289 (далее — ФАП-289).
Правила, прежде всего, установили следующее:
а) образовательные организации, осуществляющие свою деятельность по лицензиям Минобразования (к примеру УВАУ ГА, СПб ГУ ГА, МГТУ ГА), намеревающиеся проводить подготовку специалистов для выдачи свидетельств и квалификационных отметок, должны получить сертификат АУЦ при соответствии требованиям ФАП-289;
б) организации (юридические лица), намеревающиеся проводить подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации должны получить сертификат АУЦ при соответствии требованиям ФАП-289;
в) ФАП-289 не регулирует правоотношения, связанные с осуществлением образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.
Из воздушного законодательства Российской Федерации следует, что организация имеющая сертификат АУЦ, может проводить подготовку для выдачи свидетельств специалистам по всему перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, при наличии соответствующей утвержденной уполномоченным органом программы.
Документами ИКАО, воздушным законодательством Российской Федерации, предусмотрена не требующая отдельного сертификата АУЦ подготовка членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением, имеющих свидетельства и квалификационные отметки, в авиапредприятиях по утвержденным уполномоченным органом гражданской авиации программам, в соответствии федеральных авиационных правил.
Ниже приведена таблица соответствия воздушного законодательства Российской Федерации документам ИКАО.

ИКАО Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г. — 60-ФЗ Нормативные документы РФ
Приложение 1 к Конвенции о международной гражданской авиации «Выдача свидетельств авиационному персоналу» (далее — Приложение 1 к Конвенции)
Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации «Эксплуатация воздушных судов»
Статья 52
п. 1 К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, … и включены в перечни специалистов авиационного персонала
Приказ Минтранса от 04.08.2015 № 240
«Перечень специалистов авиационного персонала ГА РФ»
ФАП от 12.09.2008 № 147
«Требования к членам экипажа ВС, специалистов по техническому обслуживанию ВС и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».
Приложение 1 к Конвенции
п. 1.2.5.1.2
Договаривающееся государство выдавшее свидетельство, дает гарантию в том, что действительность свидетельства удовлетворяет другие договаривающиеся государства
Doc 9379 «Руководство по созданию государственной системы выдачи свидетельств личному составу и управлению этой системой».
Статья 53
п. 1 К выполнению функций членов экипажа, сотрудников по обеспечению полетов ГА, по техническому обслуживанию ВС, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица имеющие соответствующие свидетельства, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации
п. 1’ Правила проведения проверки соответствия лиц на получение свидетельств требованиям ФАП, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливается Правительством РФ.
Требования предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств, устанавливается ФАП.
Постановление Правительства РФ от 06.08.2013 г. № 670
«Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, … требованиям ФАП, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала ГА»
ФАП от 01.02.2014 № 32
«Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации»
Приказ МТ РФ от 10.02.2014 № 33
«Об утверждении Порядка образования и работы высшей квалификационной комиссии и территориальных квалификационных комиссий Федерального агентства воздушного транспорта, а также требования к их «членам».
Приказ МТ РФ от 18.02.2014 № 42
«Об утверждении перечней и содержание вопросов для проведения проверки знаний кандидата на получение свидетельства».
ИКАО Doc 9841 «Руководство по утверждению организаций по подготовке персонала»
Doc 9868, PANS-TRG «Подготовка персонала»
Статья 54
Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации
п. 2 Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются ФАП
ФАП от 29.09.2015 № 289
«Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечнем специалистов авиационного персонала, требованием ФАП».
Приложение 1 к Конвенции
п. 1.2.8.3 Подготовка по утвержденной программе относится главным образом к подготовке для выдачи свидетельства или квалификационной отметки.
Она не подразумевает подготовку по утвержденной программе, которая может требоваться летным экипажем, диспетчером УВД для поддержания квалификации или получения эксплуатационного допуска после первоначальной выдачи свидетельства или квалификационной отметки.
Приложение 1 к Конвенции
Доб. 2 «Утвержденная учебная организация»
п. 3.1 Полномочный орган по выдаче свидетельств может утверждать программу подготовки для получения свидетельства пилота-любителя, свидетельства коммерческого пилота, квалификационной отметки о праве полетов по приборам или свидетельства по техническому обслуживанию воздушных судов (техник/инженер/механик).
Doc 7192 (B-5-1; B-5-2; D-1; D-3; E-1; E-2; F-1) «Руководство по обучению»
Статья 54
п. 4 Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Требования к порядку разработки, утверждения к содержанию указанных программ устанавливаются ФАП
Проект ФАП на обсуждении.
Приложение 6 к Конвенции п. 9.3.1 (часть I); п. 7.3.1 (часть III)
Эксплуатант составляет и выполняет программу наземной и летной подготовки, которая утверждается государством эксплуатанта и гарантирует надлежащую подготовку всех членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.
Статья 54
п. 5 Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливаются федеральными авиационными правилами.
ФАП от 31.07.2009 № 128
«Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ»
ФАП от 25.09.2015 № 285
«Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов»
ФАП от 13.08.2015 № 246
«Требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки».

Все выглядит достаточно логично, осталось это правильно совершенствовать и поработать над качеством подготовки специалистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *