Воинский учет ответственность работодателя

«Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 11

ВОИНСКИЙ УЧЕТ: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РАБОТОДАТЕЛЬ?

Если в организации трудится хотя бы один военнообязанный сотрудник, работодатель должен вести в ней воинский учет. Целью такого учета является обеспечение укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. О том, какие обязанности установлены для работодателя при осуществлении воинского учета, кто должен этим заниматься, какие документы должны быть в организации и какая ответственность предусмотрена за нарушение правил ведения воинского учета, вы узнаете из данной статьи.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение) основными задачами воинского учета являются:

— обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством РФ;

— документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

— анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

— проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военнообязанных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, а именно указанным Положением и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в 2007 г. (далее — Рекомендации), которые конкретизируют положения следующих Федеральных законов:

— от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»;

— от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

— от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон о воинской обязанности).

Кто подлежит воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат призывники и военнообязанные граждане. К призывникам относятся граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Военнообязанными являются граждане, пребывающие в запасе, а именно граждане:

— мужского пола, пребывающие в запасе;

— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

— успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;

— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

— прошедшие альтернативную гражданскую службу;

— женского пола, имеющие военно-учетные специальности телеграфиста, телефониста, оператора ЭВМ, метеоролога, дезинфектора, медработники, имеющие среднее и высшее образование, и т. д. Перечень соответствующих профессий и специальностей женщин установлен Приложением к Положению.

Назовем категории граждан, не подлежащие воинскому учету:

— освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности. К таковым относятся граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве и др.;

— проходящие военную службу;

— отбывающие наказание в виде лишения свободы;

— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

— постоянно проживающие за пределами РФ;

— имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и ФСБ.

К сведению. Военнообязанные, признанные в порядке, установленном Законом о воинской обязанности, не годными к военной службе по состоянию здоровья или достигшие предельного возраста пребывания в запасе, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета (п. 16 Рекомендаций). Согласно Приложению 1 к Порядку ведения и хранения личных карточек предельный возраст для женщин-офицеров составляет 50 лет, для мужчин — младших офицеров — 55 лет и т. д.

Воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный. На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете. Сведения о том, на каком учете состоит работник, необходимы для заполнения личных карточек работников, состоящих в запасе.

Обязанности руководителя при организации воинского учета

Согласно п. 9 Положения за состоянием воинского учета в организациях отвечают их руководители. Какие же обязанности исполняет руководитель предприятия в области воинского учета?

Во-первых, работодатель должен наделить полномочиями по непосредственному выполнению мероприятий воинского учета предназначенного для этого работника (работников). Так, согласно п. 22 Рекомендаций руководитель организации должен издать приказ, в котором будут определены персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан. Форма приказа приведена в Приложении 4 к Рекомендациям.

Количество сотрудников, осуществляющих военный учет, зависит от количества работников, подлежащих воинскому учету.

Примечание. Под освобожденным работником понимается лицо, для которого ведение воинского учета является основной обязанностью в соответствии с должностной инструкцией.

Согласно п. 12 Положения, если количество работников, подлежащих воинскому учету, менее 500, воинский учет в организации ведет один сотрудник. Он может быть не освобожденным, а выполнять эту работу по совместительству. Как правило, этим занимается сотрудник из отдела кадров.

Несмотря на то что в Положении говорится о совместительстве, считаем, что не будет ошибкой поручить тому же кадровому работнику выполнение работы по воинскому учету в качестве дополнительной путем увеличения объема работы (ст. 151 ТК РФ). При этом поручение работнику такой работы допускается только с его согласия и с установлением ему дополнительной платы, размер которой определяется по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и характера дополнительной работы.

Если в организации на воинском учете состоит от 500 до 2000 работников, работодатель должен выделить одну ставку, то есть освободить одного сотрудника для ведения воинского учета; при количестве работников от 2000 до 4000 — двух сотрудников; на каждые последующие 3000 (свыше 4000) — еще по одному сотруднику.

Общее количество лиц, осуществляющих воинский учет, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организации, на 31 декабря предшествующего года. При наличии двух и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 Положения).

Также руководителям рекомендовано согласовывать кандидатуры военно-учетных работников с военным комиссаром муниципального образования — их назначение их на должность (направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должность), перемещение и увольнение.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан (п. 22 Рекомендаций).

Во-вторых, работодатель обязан создать условия для надлежащего исполнения работником возложенных на него полномочий, в том числе для обеспечения сохранности документов по воинскому учету выделить для них специально оборудованные помещения и железные шкафы (п. 21 Рекомендаций).

В-третьих, работодатель должен организовать оповещение работников, состоящих на воинском учете, о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечить им возможность своевременной явки по этим вызовам (повесткам).

Обратите внимание! На основании повестки работодатель должен освободить работника от работы с сохранением за ним места работы и среднего заработка на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если такие обязанности должны исполняться в рабочее время (ст. 170 ТК РФ, ст. 6 Закона о воинской обязанности).

В-четвертых, работодатель осуществляет организационно-правовое, кадровое и материальное обеспечение воинского учета.

Помимо того что он освобождает работников, состоящих на воинском учете, от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка, он возмещает работникам расходы, связанные:

1) с подготовкой граждан по основам военной службы в учебных пунктах организаций (кроме федеральных учреждений);

2) с проездом граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности;

3) с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий:

— медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы;

— медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы;

— контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;

4) с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата;

5) с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа Федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно;

6) с прохождением медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы;

7) с прохождением военных сборов;

8) с вызовом военным комиссариатом, органом Федеральной службы безопасности для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов (п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 <1>).

<1> «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Расходы, понесенные организацией, компенсируются из федерального бюджета в порядке, предусмотренном указанным Постановлением.

Обязанности работников, осуществляющих воинский учет

А теперь рассмотрим непосредственные обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организации. В силу п. 30 Положения эти работники должны:

1. Проверять у принимаемых на работу:

— наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности;

— подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;

— наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

Обратите внимание! Образцы штампов, указывающих об отношении к воинской обязанности, которые должны проставляться на с. 13 паспорта гражданина РФ, приведены в Приложении 8 к Рекомендациям. При отсутствии отметок на с. 13 организация обязана отправлять офицеров запаса и призывников в военный комиссариат по месту жительства или месту пребывания, солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса — в военный комиссариат по месту жительства (месту пребывания), а проживающих на территории муниципальных образований, где нет военных комиссариатов, — в орган местного самоуправления (п. 32 Рекомендаций).

2. Заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет.

Обратите внимание! Порядок ведения и хранения личных карточек установлен Приложением 7 к Рекомендациям.

3. Разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением, осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

4. Информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны:

— направлять в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). В случае необходимости (а для призывников в обязательном порядке) в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о требовании лично явиться в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;

— направлять в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

— представлять ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;

— сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

— сверять не реже одного раза в год в порядке, определяемом Минобороны, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;

— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, находящихся на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;

— оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Документы организации по ведению воинского учета

В п. 39 Рекомендаций установлен перечень документов, которые должны быть разработаны и вестись в каждой организации:

— приказ «Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе» (Приложение 4 к Рекомендациям);

— план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе (Приложение 17 к Рекомендациям);

— картотека личных карточек формы Т-2 и Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

— журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ (Приложение 1 к Рекомендациям). Журнал должен быть зарегистрирован, пронумерован, прошнурован, опечатан и заверен подписью руководителя организации;

— расписки в приеме от граждан документов воинского учета (Приложение 14 к Рекомендациям);

— служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

— справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;

— другие документы.

Контроль за ведением воинского учета

Ведение организациями воинского учета контролируют органы военного управления Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты и органы местного самоуправления в порядке, утвержденном Приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 N 500 <2> (далее — Порядок).

<2> «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719» (вместе с Инструкцией по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, Порядком проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления).

Согласно Порядку военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных — не реже одного раза в три года.

При проведении контроля за ведением воинского учета в организациях проверяется и определяется:

— полнота охвата граждан воинским учетом;

— качество осуществления воинского учета граждан;

— полнота и достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету;

— организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Закона о воинской обязанности и Положения.

Осуществление воинского учета в организациях может получить оценку «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Учет ведется «удовлетворительно», если:

— выполнены установленные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также правовыми актами Минобороны и иными служебными документами обязанности по организации воинского учета;

— документы по осуществлению воинского учета разработаны в полном объеме и качественно;

— спланированные на день проверки мероприятия по осуществлению воинского учета, взаимодействию с военными комиссариатами, органами местного самоуправления (предоставлению предусмотренных Положением сведений) выполнены не менее чем на 70%;

— проведена ежегодная сверка сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

К сведению. Проверяется не менее 1% личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, из каждого состава: призывники, солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы, офицеры запаса от их общего количества. При практическом призыве и поставке мобилизационных людских ресурсов проверяется 100% личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, оповещаемых и поставляемых граждан (п. 6 Приложения 1 к Рекомендациям).

Качество осуществления воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, в организациях также может получить оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Результаты проверок доводятся до руководителей организаций и отражаются в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ (Приложение к Порядку), которые ведутся в военных комиссариатах, в органах местного самоуправления и в организациях.

При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организациями военные комиссары (руководители органов местного самоуправления) сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ (военные комиссариаты) и в вышестоящий орган, которому подведомственна эта организация.

Ответственность должностных лиц

В силу п. 54 Положения граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность по законодательству РФ, а именно КоАП РФ.

Так, в силу ст. 21.1 КоАП РФ непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб.

Согласно ст. 21.2 неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.3 КоАП РФ).

Статьей 21.4 КоАП РФ установлена ответственность за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете. Штраф — от 300 до 1000 руб.

Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают военные комиссариаты. От имени военных комиссариатов рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

— военные комиссары;

— начальники отделов военных комиссариатов;

— начальники отделений отделов военных комиссариатов.

Л. В.Куревина

Эксперт журнала

«Отдел кадров

коммерческой организации»

Подписано в печать

Готовые решения

Корпоратив — для кого-то веселый праздник, для кого-то – суровые будни. Всё, что с ним связано, волнует всех специалистов по персоналу . Можно провести всё блестяще, а может всё закончится полным провалом. Как подготовить и провести корпоратив, чтобы все остались довольны?

Мы собрали наш опыт и опыт коллег, и подготовили краткий информативный гайд, что делать , если у вас на носу корпоратив.

Этап 1. Подготовительный

1. Определите цель

Перед тем как вы приметесь придумывать тему корпоратива и искать подходящее место для проведения, определитесь, а зачем вам это надо? Какую проблему корпоратив решит/поможет решить? И так ли он нужен вообще?

Цели могут быть очень разными – донесение важной информации до всех сотрудников, сплочение коллектива, знакомство большого количества новых сотрудников с компанией, закрепление образа сильной и успешной компании, повышение лояльности сотрудников и т.д.

Если с определением цели у вас возникли проблемы, то лучше вообще откажитесь от этой идеи.

Например, на нашем летнем корпоративе мы хотели отметить юбилей компании, эмоционально зарядить людей перед важным сбытовым сезоном, дать возможность сотрудникам проявить себя, а новичкам органично влиться в коллектив.

2. Поставьте задачи

У вас есть цель, достигнув которую, вы закроете некие потребности компании. Теперь перейдем к задачам, то есть собственно КАК мы к этой цели двигаться будем. Задач может быть много. Собственно провести корпоратив – это одна из задач, для достижения цели.

3. Выберите целевую аудиторию

Ответьте на вопрос, кто будет на корпоративе? Аудитория, которую мы ожидаем увидеть на мероприятии, вы выберите способ проведения корпоратива.

Старайтесь мыслить вне рамок «сотрудники и их семьи». Помните, что гостем на корпоративе могут быть и партнеры, и клиенты, если, конечно, это уместно.

Уместно обратить внимание на специфику площадки (часто она является ограничителем по числу участников, не все могут добраться, если площадка удаленная и т.д.). Формат мероприятия сам по себе является важным фактором и влияет на количество и состав участников.

4. Создайте информационный повод

Часто в качестве инфоповода выступает некая праздничная дата, к которой приурочивается корпоратив. Часто она же (дата) и определяет тематику корпоратива.

19 августа 2017 г. мы выбрали инфоповод – юбилей компании , соединив его с тематикой Экологии (2017 — год экологии в России), обосновав выезд на природу и привязав к этой теме все конкурсные мероприятия.

5. Назначьте сотрудника, ответственного за организацию

В каждой компании обычно есть устоявшиеся правила, кто занимается организацией корпоратива. Часто это служба персонала, отделы рекламы и маркетинга, бизнес-тренера и т.д.

Кто же тогда занимался решением предыдущих задач? ТОП-менеджмент компании, руководители службы персонала, директора. Именно они принимают решение будет ли проводиться корпоратив и если да, то когда именно.

Внутренний сотрудник, которому вы доверите организацию корпоратива, должен работать в компании достаточно давно. Новичок не знает внутренней «кухни» и может допускать досадные оплошности, ему будет сложно транслировать ценности компании, так как он может что-то упускать из виду.

В нашей компании ядро инициативной группы создали специалисты отделов персонала и рекламы. Их энергия и позитив привлекли сотрудников из других подразделений. Синтез традиций и новых идей – самый лучший подход при организации такого рода мероприятий.

6. Определитесь с идеей

И еще одна задача, которая стоит перед руководителями – определить идею корпоратива. Тут можно привлекать креативную группу и сторожил компании, а также различные агенства, которые специализируются на проведении корпоративов. Они помогут определить, в каком формате пройдет праздник.

Мнения сотрудников, особенно если коллектив разношерстный, могут не сходиться. Тут нужно проанализировать предыдущий опыт и обратную связь сотрудников, провести опрос и попытаться выбрать ту идею, которая будет интересна большинству или хотя бы понять вектор в котором двигаться – корпоратив в ресторане или активный отдых на природе и т.д.

Часто ответ лежит на поверхности. Солнца в Санкт-Петербурге всегда не хватает, так же как всегда не хватает активностей и позитивных эмоций. Поэтому летний месяц сам подсказал формат – едем на природу, а «19» августа стал официально самым теплым днем в году. Так что тут оказалось 100% попадание.

7. Определитесь с бюджетом

Это важнейший момент, влияющий на выбор площадки, наполнение мероприятие и даже состав участников, особенно если планируете часть бремени финансирования передоложить на плечи сотрудников.

Для упрощения процесса можно отталкиваться от бюджетов прошлых годов на аналогичные мероприятия, делая поправки на количество приглашенных, изменение программы и т.д. Оплата сотрудниками даже частично мероприятия – очень сложный вопрос. И даже если вслух они об том не говорят, будьте заранее готовы, что часть поставленных целей будут нивелированы негативом от задействования собственных средств сотрудников. Иногда лучше сделать мероприятия меньшего масштаба, чем хочется, но задействовать только средства организации, чем привлекать бюджет сотрудников.

8. Выберите дату мероприятия

В году 365 дней, но в каждой рабочей неделе есть только пять дней, которые в ведении работодателя. Выходные дни целиком и полностью принадлежат семье. Для исключений должны быть очень веские причины. Частично проблему можно решить, приглашая сотрудников с семьей. Все остальные варианты могут принести больше негатива, чем позитива.

Этап 2. Организационный

9. Выберите поставщика event-услуг

Сейчас на рынке event-услуг нет дефицита. Вы облегчите себе жизнь, если отдадите часть забот профессионалам. Безусловно, вам понадобится куратор (он же организатор) со стороны вашей компании, который будет вести переговоры и контролировать event-агентство. Привлекая помощь со стороны, вы экономите много внутренних ресурсов.

Конечно, если ваша компания небольшая и выбран довольно простой формат мероприятия вы можете легко обойтись своими силами.

Выбирайте event-агентство правильно. Посмотрите портфолио, посмотрите на каких праздниках специализируется агентства, почитайте отзывы. Обязательно составьте подробный договор, какие услуги и в каком размере агентства обязуется вам оказать.

Не забудьте проверить внесена ли услуга агентства в бюджет мероприятия. Проведите эффективные переговоры, часто привлечение специалистов можно окупить за счет их связей с площадками и т.д.

Идея все доверить внутренним службам интересна только с точки зрения экономии, но зачастую наносит большой вред за счет резкого ухудшения уровня мероприятия.

10. Активно пиарьте корпоратив среди сотрудников

Очень важно своевременно информировать сотрудников о корпоративе. Время, место, повод – не стоит откладывать в долгий ящик. Вы можете не знать всех деталей, но оповестить сотрудников заранее очень важно. В идеале о корпоративе лучше уведомить за 1 – 2 месяца, чтобы сотрудники спланировали личные дела и подготовились к празднику.

Нужно ли превращать корпоратив в обязаловку? Наше мнение – нет. Найдите ключик к сердцу вашего сотрудника, подберите правильную мотивацию

Важно не только довести до сотрудника всю необходимую информацию о корпоративе (место, время, повод), но вызвать желания на нем быть и активно участвовать. Подогревайте интерес сотрудников, заинтригуйте, несите интерактивные моменты.

Задействуйте все возможные каналы распространения информации внутри компании — портал для сотрудников, электронные рассылки по компании (почта и мессенджеры), не отказывайтесь от старых добрых наружных объявлений.

Сложные вопросы мы обозначили чуть выше. Если они решены – у вас 90% успеха и такой же процент записавшихся на корпоратив. Добровольно-принудительный порядок присутствия никому не нужен.

Есть еще один важный нюанс – используйте это мероприятие как важный маркер, если всё сделано обдуманно, правильно, без принудиловки и поборов , а пришло критически мало народа — срочно надо принимать конкретные действия – ваша компания малоинтересна сотрудникам, скоро вам придется набирать новых.

11. Составьте список участников

Чтобы правильно выбрать площадку, меню, развлекательную программу и прочее нужно определить количество гостей. Составьте список, кто будет присутствовать на корпоративе, сверьтесь с бюджетом, всегда имейте некоторый люфт на покрытие непредвиденных расходов.

В нашей компании мы придерживаемся следующей схемы . До руководителей структурных подразделений доводится информация о корпоративе, они в свою очередь формируют списки сотрудников, которые будут участвовать в мероприятии. На них же ложиться основная задача по мотивировке. Списки отправляются организатору к определенному, озвученному заранее сроку.

Хорошо, если этот список будет открытым, то есть каждый сотрудник смог бы увидеть как много народу уже собралось на корпоратив, кто идет, а кто пока думает. Важно обозначить дедлайн, дату после которой списки возможно пополняться не будут, иначе можно попасть в очень нехорошую ситуацию – выбранная и оплаченная площадка просто не сможет всех вместить.

Лучше всего повесить такой список в месте, которое посещают все сотрудники. В нашей компании это служба персонала, тут и список посмотреть можно, и ответы на все интересующие вопросы, и записаться сразу. На доску вписываются все актуальные данные, можно сразу посмотреть, не забыли ли кого вписать.

12. Обеспечьте явку сотрудников

Важный вопрос – обеспечить явку записавшихся. Продумайте простые правила и доведите их до сведения всех сотрудников.

Частичная оплата корпоратива – хороший прием для обеспечения явки, но очень плохой со всех остальных точек зрения. Использовать его или нет – решайте сами.

Корпоратив в рабочий день – прием более высокого уровня. Хочешь – отдыхаешь со всеми, хочешь – сидишь работаешь в офисе. Как правило в этом случае явка близка к 100%.

Развитая корпоративная культура, разнообразные и системно повторяющиеся активности – гарантия большого интереса и высокого процента явки на мероприятие.

13. Максимально подготовьте праздник со стороны компании

На плечи ответственному сотруднику ложится много задач, важно тщательно подготовить все, произвести все необходимые расчеты и учесть пожелания сотрудников. Обычно в организации принимают участие несколько человек – организатор, менеджеры по персоналу, рекламисты, креативные сотрудники компании.

На этом этапе важно не упустить из виду мелочи. Для этого делайте заметки, проиграйте сценарий праздника от самого начала, до завершения.

Корпоратив — серьезный проект. Фиксируйте все задачи в табличном виде, каждое действие отдельной строкой и отмечайте что сделано, а что нет. В таблицу можно внести ресурсы и бюджет, который потребуется для реализации.

Вот чек-лист функций, которые обязательны к проверке:

  • Подобно проинформируйте сотрудников как и на чем можно добраться до места корпоратива. Опишите все нюансы, приложите карту.

  • Проверьте готовность трансфера. Важно понимать, что всего предусмотреть всё равно не получится, будьте готовы к экспромту.

  • Если предполагается некий дресс-код – сообщите о нем заранее.

  • На месте проведения корпоратива определите встречающих. Они должны приехать заблаговременно и ориентировать всех сотрудников по расположению площадки.

  • Следите за таймингом мероприятия. Это крайне важный пункт! Не всегда, получается, уложиться в отведенное время, важно об этом помнить и иметь пространство для маневра.

  • При самостоятельном обеспечении праздника продуктами и реквизитом проведите все необходимые расчеты и своевременно закупите все. При сотрудничестве с агенством – передайте информацию об особенностях вашего заказа (например, количество сотрудников-вегетарианцев, сотрудников-аллергиков) и своевременно оплатите услуги агентства.

14. Задавайте тон празднику

Корпоратив – это праздник, мероприятие на котором можно забыть о насущных проблемах. Транслируйте эту мысль своим сотрудникам, призовите приходить всех в хорошем настроении. Поддерживайте и подбадривайте организаторов со стороны компании. То, что для Вас праздник – для них труд. Важно это понимать и ценить.

15. Оговорите правила для организаторов внутри компании

На организаторах корпоратива со стороны компании лежит большая ответственность, поэтому следует заранее оговорить общие правила.

В нашей компании для организаторов и ведущих корпоративных мероприятий существует негласное правило – минимум алкоголя. Сотрудники следят за общим настроением на мероприятии и своевременно реагируют на потенциально опасные ситуации.

Проговорите руководителям подразделений заранее, что у них есть важная задача – обеспечить культурное проведение праздника.

Если сотрудник выпил больше, чем позволяет его организм, для него вызывают такси либо сообщают родственникам, что нужно забрать отдыхающего.

16. Совмещайте обучение и отдых правильно

Корпоративное мероприятие может включать в себя элементы тренингов. Такой формат наиболее удачен и для компании, и для сотрудников. Компания легче достигает поставленных целей, а сотрудникам на нем интереснее. Задача организаторов своевременно донести информацию о том, что ожидается на корпоративе, анонсировать тренинговую (тимбилдинг) и банкетную составляющие. Так ваши сотрудники будут готовы и их ожидания совпадут с реальностью.

На наших мероприятиях мы разделяем активную тренинговую часть и банкет. Основная программа хоть и проходит в неформальной обстановке, однако требует определенной организованности. Банкетная часть же зачастую проходит в более расслабленной обстановке.

Сочетать можно только сочетаемое, баланс важен во всем. Только так можно добиться поставленных целей.

Этап 3. Заключительный

17. Соберите все нужные документы

Не забудьте подписать с агенством акты об оказании услуг. Если у вас возникли претензии к event-агенству составьте претензию. Если Вы сами занимались организацией – соберите все необходимые документы с контрагентов.

18. Подготовьте финансовую отчетность

Составьте финансовые отчеты по проведенному мероприятию по форме, принятой в вашей компании.

19. Проведите анализ корпоратива

После корпоратива соберите обратную связь от сотрудников – что понравилось, что не понравилось. Проанализируйте отзывы и сделайте работу над ошибками. Грубейшей ошибкой будет не поблагодарить сотрудников, организовавших достойный праздник, сэкономивших деньги компании, тративших на подготовку свое личное время и энергию.

20. Сделайте задел на будущее

Обязательно сделайте пострелиз о прошедшем мероприятии. Поблагодарите участников и организаторов, выложите фотографии и видео с корпоратива.

Не всегда сотрудники хотят видеть свои фото и видео на общедоступных ресурсах. Не выкладывайте фотографии все сразу, выбирайте наиболее удачные снимки.

Помните, корпоратив должен приносить пользу компании. Цели, которые вы ставите в самом начале не могут быть выполнены мгновенно, однако корпоратив, подготовленный и проведенный по всем правилам поможет в реализации ваших задач.

Успехов!

Увеличены штрафы за административные правонарушения в области воинского учета

Подписанным сегодня Президентом РФ законом о внесении изменений в КоАП усилена административная ответственность за административные правонарушения в области воинского учета (Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 132-ФЗ). Документ опубликован сегодня на официальном интернет-портале правовой информации. В частности, за непредставление руководителем организации, должностным лицом органа местного самоуправления в установленный срок в военный комиссариат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, теперь предусмотрен штраф в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (в прежней редакции статьи – от 300 руб. руб. до 1 тыс. руб. (ст. 21.1 КоАП РФ)).

Такие же штрафы в повышенном размере для указанных лиц определены за неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата (ст. 21.2 КоАП РФ) и за несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более 3 месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.3 КоАП РФ), а также и для должностных лиц учреждений МСЭ (ч. 1 ст. 21.4 КоАП РФ), органов ЗАГС (ч. 2 ст. 21.4 КоАП РФ), не сообщивших необходимые сведения о признании гражданина инвалидом, об изменении записи актов гражданского состояния. А за несообщение руководителем организации или ответственным лицом за воинский учет в военкомат сведений о приеме указанных граждан на работу или увольнении с работы (также отчисленных с учебы) штраф составит от 1 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

За неявку по повестке в военкомат без уважительной причины, неизвещении об изменении сведений о семейном положении, об образовании или переезде и т. д. (ст. 21.5 КоАП РФ), за уклонение от мед обследования (ст. 21.6 КоАП РФ), за умышленную порчу, утрату документов воинского учета (ст. 21.7 КоАП РФ) вместо размеров штрафа от 100 руб. до 500 руб. для гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, теперь законом предусмотрены штрафные санкции в повышенном размере от 500 руб. до 3 тыс. руб.

Помимо этого, срок давности привлечения к административной ответственности за все указанные административные правонарушения в области воинского учета увеличен до 3 лет.

Федеральный закон вступит в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *