Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест

Какое рабочее место считается вновь организованным при проведении специальной оценки условий труда?

Вопрос: Что понимается под вновь организованными рабочими местами при проведении специальной оценки условий труда?

Ответ: Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ). Специальная оценка условий труда проводится в отношении всех рабочих мест и не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч.3 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда“). Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч.4 ст.8 Закона N 426-ФЗ). Если в организации после проведения специальной оценки условий труда создается новое рабочее место, то должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда (п.1 ч.1 ст.17 Закона N 426-ФЗ). Таким образом, вновь организованное рабочее место, предусмотренное п.1 ч.1 ст.17 Закона N 426-ФЗ, – рабочее место, организованное после проведения специальной оценки условий труда в организации. Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса (письмо Минтруда России от 23.01.2017 N 15-1/ООГ-169). Таким образом, на вновь организованном рабочем месте внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию указанных рабочих мест, то есть со дня начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.

Когда проводить спецоценку условий труда

Когда проводить спецоценку

Спецоценка условий труда представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение наличия в условиях труда сотрудника вредных или опасных факторов. Она дает возможность оценить степень их влияния на здоровье человека. Процедура обязательна для любого работодателя.

Что такое спецоценка

Это целый комплекс действий. Он включает анализ рабочих мест на предмет наличия факторов, негативно влияющих на здоровье человека и уровень их отклонения от нормы. Алгоритм проведения СОУТ установлен на уровне законодательства — в ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 и Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Закон определяет не только понятие, периодичность проведения спецоценки условий труда для различных организаций и методику проведения, но и то, сколько действует СОУТ.

Мероприятия по оценке осуществляют специализированные организации в целях:

  • определения присутствия вредных или опасных для здоровья факторов, которые влекут за собой болезнь или травму работника (ст. 209 ТК РФ);
  • оценки уровня влияния вредных факторов на сотрудников;
  • определения степени отклонения от нормальных показателей;
  • определения эффективности используемых на предприятии СИЗ и средств коллективной защиты.

ТК РФ и законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 определены обязательность осуществления СОУТ всеми работодателями, а также то, на сколько лет действительна специальная оценка условий труда.

Дополнительным стимулом для работодателя к оценке рабочих мест является возможность возмещения части понесенных расходов из средств ФСС (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н).

Зачем проводить

Специальная оценка направлена на определение классов условий труда на конкретном рабочем месте (ч. 2. ст. 3 426-ФЗ):

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный;
  • опасный.

От присвоенного класса зависят:

  • размер тарифа страховых взносов, которые работодатель платит в ПФР в пользу работников: чем лучше обстановка, тем ниже взнос;
  • предоставляемые работникам гарантии и компенсации во вредных или опасных условиях работы (допотпуска — ст. 117 ТК РФ, уменьшение длительности рабочего дня — ст. 92 ТК РФ, повышение уровня зарплаты — ст. 147 ТК РФ).

Чем лучше качество рабочих мест, тем меньше затрат будет у работодателя.

ВАЖНО! Срок действия СОУТ в организации — 5 лет.

Когда проводить

Сроки проведения СОУТ по закону — не более 12 месяцев со дня, когда создано новое рабочее место, то есть сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах — не позднее одного года с даты их появления. Если предприятие создано более 12 месяцев назад и специальная оценка вообще не проводилась, мероприятия надо инициировать немедленно.

Целесообразно придерживаться алгоритма, при котором на новом месте работы СОУТ нужно провести не позже полугода с момента его создания. В поддержку такой позиции — статья 17 426-ФЗ и статья 212 ТК РФ, по которой работодатель обязан проводить спецоценку. Ему необходимо:

  • создать безопасную обстановку;
  • обеспечить охрану труда работников;
  • предоставлять сотрудникам сведения о степени вредного влияния на них условий работы.

Одновременно сотрудник по ст. 219 ТК РФ вправе требовать:

  • наличия безопасных условий работы;
  • предоставления информации об уровне вреда, причиняемого его здоровью на месте работы.

Если предприятие не даст сотруднику необходимые сведения, работодатель в таком случае нарушит закон.

ВАЖНО! Обратите внимание на особенность проведения СОУТ на местах, являющихся вакантными. Минтруд РФ в Письме от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041 разъясняет, что проводить оценку на подобных местах не следует. Специальная оценка условий труда проводится во время производственных процессов. Но поскольку сотрудник на месте работы отсутствует, то и процесс не осуществляется. В итоге, внеплановую СОУТ на вакантном месте можно проводить лишь после назначения работника и начала его трудовой деятельности по конкретному месту.

Как часто надо проводить СОУТ в учреждении

Отсчет срока действия начинается с даты, когда утвержден отчет по специальной оценке условий труда на конкретном месте работы. Ответ на вопрос, на сколько лет действует СОУТ, зависит от факторов риска. Вариантов два.

Факторы риска не установлены

Место работы следует задекларировать в терорган службы занятости субъекта в связи с соответствием условий установленным нормам по охране труда. Декларация оформляется и подается в соответствии с требованиями 426-ФЗ. Предоставление документа является обязанностью работодателя. Форма и алгоритм подачи установлен Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н, а разъяснения по ее заполнению — в Письме Минтруда РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724.

Следующие 5 лет работодатель может:

  • не осуществлять в отношении этого места внеплановую СОУТ;
  • по окончании периода не проводить повторную оценку, так как декларация автоматически продлит свое действие (если ничего не случилось и условия труда не поменялись).
Факторы риска определены и отнесены к конкретному классу Срок действия специальной оценки условий труда на рабочих местах — 5 лет. К окончанию этого периода организация должна иметь в наличии готовые результаты, то есть прерывание действия СОУТ не предусмотрено.

Аттестация рабочего места

Это устаревшее понятие. АРМ представляла собой аналог специальной оценки условий труда, только названный иначе. Если аттестацию проводили до 01.01.2014, то пока она действительна, проводить еще и СОУТ не требовалось. Исключение — появление обстоятельств, в силу которых была необходима внеплановая специальная оценка рабочих мест.

Сроки внеплановой СОУТ

Для внеплановой специальной оценки условий труда сроки зависят от причин и составляют 6 или 12 месяцев.

Срок

Условия для проведения внеплановой СОУТ

6 месяцев

  • предписание о необходимости провести процедуру;
  • применение новых сырья, материалов, потенциально опасных для здоровья;
  • внедрение новых СИЗ и средств коллективной защиты;
  • несчастный случай;
  • профзаболевание, установленное медкомиссией;
  • обращение профсоюза с просьбой о проведении.

12 месяцев

  • создание новых мест работы;
  • изменение техпроцессов, оборудования, которые влияют на степень воздействия факторов производства.

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

Работодатель с момента утверждения отчета с результатами специальной оценки условий труда должен:

  • не позднее 3 рабочих дней направить уведомление о фактическом утверждении отчета в ту спецорганизацию, которая провела оценку;
  • не позднее 30 календарных дней провести ознакомление сотрудников с результатами СОУТ в письменной форме;
  • не позднее 30 календарных дней разместить на сайте работодателя (при его наличии) информацию по результатам и списке мероприятий, направленных на улучшение условий трудовой деятельности.

Сколько хранить материалы и документацию по СОУТ

Длительность хранения результатов специальной оценки условий труда зависит от вида того материала, который нужно хранить.

Вид документа

Срок хранения

Отчет

Определяется приказом работодателя в процессе организации СОУТ в период формирования состава комиссии.

Материалы

  • 45 лет — по общему правилу;
  • 75 лет — при установлении вредных, опасных факторов, классифицированных по степени влияния на человека.

Отчет по результатам СОУТ

Результаты специальной оценки условий труда фиксируются в специально установленной форме отчета, являющейся приложением к Приказу Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

Скачать

Ответственность

Неисполнение требований законодателя по методике проведения оценки (например, нарушение сроков, ошибки в формировании отчета и т. п.) повлечет наказание по ст. 5.27.1 КоАП РФ:

  • на должностное лицо — до 10 000 рублей;
  • на юрлицо — до 80 000 рублей.

Повторные нарушения увеличат суммы штрафов:

  • на должностное лицо — до 40 000 рублей (или дисквалификация до 3 лет);
  • на юрлицо — до 200 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней);
  • на ИП — до 40 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней).

Внеплановая специальная оценка условий труда

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о специальной оценке условий труда внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

  1. Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. Получение работодателем предписания государственного ин­спектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Закона о специальной оценки условий труда;
  3. Изменение технологического процесса, замена производствен­ного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  4. Изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  5. Изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  6. Произошедший на рабочем месте несчастный случай на про­изводстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительно­го органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
  8. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона о специальной оценке условий труда.

Создание рабочих мест – это системный ключ, которым не так просто воспользоваться

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Премьер-министр Владимир Путин в одном из недавних выступлений предложил создать в России до 25 млн рабочих мест – «современных и качественных» (http://www.premier.gov.ru/events/news/15361). Трудно спорить с актуальностью этой задачи. Вопросы, связанные с рынком труда, постоянно терзают как наши власти, так и население. Это не удивительно: всякие неполадки в этой сфере острой болью отдаются во все стороны общественного организма. Приближающиеся президентские и парламентские выборы лишь добавляют этим проблемам политической остроты.

Вот неполный список самых насущных из них: 1) безработица, особенно молодежная и особенно в моногородах; 2) крайне низкая производительность труда; 3) низкая заработная плата и высокий уровень неравенства; 4) высокий удельный вес и продолжающийся рост неформального сектора; 5) образовательные диспропорции (выпускники вузов и техникумов очень часто работают не по специальности или занимают менее квалифицированные рабочие места).

Общий знаменатель таков: наша экономика не генерирует достаточного числа рабочих мест достойного качества. Или создает их очень мало. Так было и в период бума, и тем более в кризис. Для решения задачи нужно очень «немного» – надо лишь, чтобы экономика все время и повсеместно создавала новые рабочие места. Тогда ликвидируются старые рабочие места, полнее используются образование и квалификация, сокращается неформальная занятость, снижается безработица, люди становятся мобильнее. В общем, постепенно начинает рассасываться большинство социально-экономических проблем, прямо или косвенно связанных с рынком труда, и другого пути в природе не существует!

Создание рабочих мест – это системный золотой ключ, которым, однако, не так просто воспользоваться. Вера в то, что государство сможет эту проблему решить в ручном режиме и на бюджетные деньги, – это даже не иллюзия, а преступная наивность.

Фотография проблемы

Если говорить о занятости населения в целом, то она в нашей стране достаточно стабильна. Ее уровень для трудоспособного возраста превышает 70% и уступает только скандинавским странам. Другое дело – качество этой занятости. Из 70 млн занятых сегодня примерно каждый третий трудится вне организаций и предприятий, т. е. фактически в неформальном секторе. Десять лет назад это был лишь каждый пятый. Так происходит потому, что число рабочих мест в организациях всех видов неуклонно сокращается, а число занятых вне организаций неуклонно растет. Другими словами, рабочие места ликвидируются быстрее, чем создаются новые.

По данным наших исследований, в середине нулевых годов в обрабатывающей промышленности на действующих предприятиях коэффициент создания рабочих мест составлял 3%, а ликвидации – 5%. Всего же за нулевые годы все предприятия обрабатывающей промышленности потеряли около 3,6 млн рабочих мест! В итоге сокращается степень социальной защиты работающих, растет неравенство среди них, снижаются платежи в социальные фонды, разрушаются трудовые карьеры, недоиспользуется человеческий капитал. Если бы не значительный и стабильный по численности бюджетный сектор, рабочих мест было бы еще меньше и их «усушка» шла бы быстрее.

Как создаются рабочие места? Есть лишь два источника: создание новых предприятий и расширение действующих. В странах Центральной и Восточной Европы именно первый является основным: на его долю приходится от 40 до 70% вновь создаваемых рабочих мест. У нас и с тем, и с другим дело обстоит плохо. Предприятия рождаются редко и в тяжелых муках. Растут медленно и неохотно. Путь от идеи до начала ее реализации занимает годы. В то же время исследования говорят о том, что наибольший вклад в создание новых рабочих мест вносят вновь созданные предприятия. Именно на начальном (но не на стартовом) этапе своего жизненного цикла они наиболее быстро генерируют занятость. Старые же предприятия чаще сокращаются, чем расширяются.

Создание и ликвидация как жизнь и смерть

Процессы создания и ликвидации рабочих мест идут параллельно. Новые рабочие места, как правило, более производительны, используют более современные технологии, требуют лучшего образования. Замещение старых рабочих мест новыми – это один из важнейших источников роста производительности труда. В этом смысл того, что Йозеф Шумпетер называл «созидательным разрушением». Здесь как в жизни: люди рождаются, но старшие поколения, к сожалению, уходят. Трудно представить, что было бы, если бы люди были наделены бессмертием.

Хотя объявленную Путиным цифру в 25 млн рабочих мест трудно комментировать, поскольку неясно, что имеется в виду, мы все же можем немного порассуждать на эту тему. Массовое обновление рабочих мест означает и массовое перемещение людей на рынке труда. Масштабы трудовой мобильности в нашей экономике и сегодня очень велики: крупные и средние предприятия нанимают и увольняют примерно по 30% от своей средней численности, что составляет 10–12 млн человек в год. В этом смысле 25 млн за 10–15 лет кажется сущим пустяком. Однако подавляющее большинство этих наймов – простые переходы с места на место, не сопровождающиеся созданием чего-то нового. Если речь идет о действительно новых рабочих местах, создаваемых на вновь вводимых предприятиях или при расширении действующих, а не о простой перетасовке работников, то масштаб подобной реаллокации является значительным.

Но с чего вдруг они начнут создаваться? Не создавались все 90-е и нулевые годы, а тут начнут? Об этом поговорим ниже. Однако, допустим, процесс пошел, что тогда? Тогда необходима коренная смена государственной политики на рынке труда: переход от защиты рабочих мест к защите работников, которые могут оказаться в сложной ситуации. В связи с этим возникают два взаимосвязанных сюжета.

Во-первых, облегчение ликвидации части старых рабочих мест – малопроизводительных и плохо оплачиваемых. Чтобы обеспечить новые рабочие места рабочей силой, нужно освободить старые, поскольку свободной рабочей силы нет и не ожидается. Нынешнее трудовое законодательство для этого совершенно не подходит, ибо заточено на том, чтобы обеспечивать «стабильность», сохраняя работников на их старых рабочих местах. Готовы ли власти к его радикальному реформированию?

Во-вторых, это помощь потерявшим работу. Ведь процесс перехода со старого рабочего места на новое далеко не всегда гладок и быстр. Такого рода реструктуризация может вызвать рост безработицы. Тех, кто в результате этого потерял работу, надо всячески поддержать: обеспечить пособием, дающим временный доход, оказать содействие в подборе новой работы, переобучить, многим помочь сменить место жительства и т. п. Для этого потребуется значительное увеличение расходов на политику на рынке труда и серьезное переформатирование служб, содействующих занятости. Готово ли государство к такому повороту?

Пути решения

Теперь вернемся к главному: как все же оживить создание рабочих мест? Решение хорошо известно, и оно простое как воздух. Для этого нужен лишь питательный бульон, который называется благоприятным бизнес-климатом или дружественной институциональной средой. Его ингредиенты таковы: свободная и честная конкуренция на рынках товаров и услуг, подавление коррупции и снижение административных барьеров, эффективное, но не избыточное регулирование, пользующаяся доверием бизнеса и граждан судебная система, квалифицированные и болеющие о деле (а не о своем кармане) чиновники, современная социальная защита на деле, а не как лозунг.

Если грядку регулярно поливать раствором соляной кислоты, не следует ждать, что на ней расцветут розы. Чувство неопределенности и страха – не лучшее удобрение. Наивно полагать, что после тех титанических усилий, что были предприняты нашим государством в последние 10 лет для изничтожения и подавления бизнеса, создание рабочих мест вдруг может ускориться. Многочисленные истории бизнесменов (крупных, средних, малых), потерявших все (кто жизнь, кто свободу, кто здоровье), хорошо знакомы читателям этой газеты. Вывод из нашей истории нулевых простой – бизнес в России опасен для жизни. По-видимому, создание рабочих мест не оживится до тех пор, пока предприниматели – действующие и потенциальные, отечественные и иностранные – не поверят в то, что все эти эксцессы гарантированно остались в прошлом.

Сегодня по условиям ведения бизнеса Россия находится во второй сотне в списке стран. Если мы признаем, что нам нужны новые рабочие места, то надо поставить задачу войти в первую двадцатку этого списка – и начать наконец двигаться в этом направлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *